Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Взаимодействие школы и семьи при организации воспитания учащихся в школе.




Воспитание детей в семье осуществляется наиболее успешно, если между школой и родителями осуществляется тесный контакт.

Существует несколько форм работы учителя с родителями.

1. Изучение семьи школьника.

Для правильного отбора форм и методов работы учителя с семьёй необходимо хорошо знать семьи своих воспитанников. Методы изучения семьи и учащихся разнообразны: наблюдения, беседы, анкетирование, изучение творческих работ школьников, выявление интересов и увлечений родителей. Для учителя посещение семьи оказывается трудным делом, а иногда можно услышать и сомнение; нужно ли посещать семьи учащихся. Посещать нужно. Посещение семьи может быть тематическим, а также по выяснению отдельных вопросов, интересующих учителя.

Примерная программа изучения условий семейного воспитания:

1. Условия семейного воспитания – материальные, соблюдение режима дня, состояние здоровья ребёнка, нравственный климат семьи, увлечения родителей.

2. Характер отношений в семье, авторитет родителей.

3. Поведение ребёнка в семье (участие в домашнем труде, выполнение режима, положение учащегося в кругу родственников).

4. Характер воспитания в семье, система поощрений и наказаний, формирование привычек правильного поведения.

Учитель заранее продумывает план посещения семьи. В зависимости от цели намечает соответствующую программу работы с родителями. Учитель определяет, какую информацию он сообщит родителям об их ребёнке, какие положительные качества ученика следует раскрыть родителям, обращает внимание на недостатки ребёнка, намечает пути их искоренения.

Бывая в семьях своих учеников, учитель узнаёт об ученике то, что невозможно увидеть в классе. Всё это обогащает его педагогический опыт. Посещение семей помогает учителю установить более тесный контакт с родителями, привлечь их к работе с учащимися класса.

2. Анкетирование -помогает за короткий срок получить интересующий учителя материал. Можно предложить родителям описать общие условия семейного воспитания, режим дня ребёнка, виды занятий школьника дома, меры поощрений и наказаний в семье.

Особого внимания учителя требуют семьи, в которых недостаточно занимаются воспитанием детей, где в семье сложился отрицательный для воспитания детей микроклимат. Учитель особенно тщательно продумывает методы индивидуальной работы с такими семьями, предусматривает возможные последствия каждой беседы с родителями, намечает систему индивидуальной работы.

3. Взаимодействие семьи и школы в воспитании у детей интереса к учению – одна из главных задач школы.

Очень часто дети испытывают трудности в учебной работе из-за отсутствия определённых умений и навыков, из-за неумения организовывать своё время дома. Иногда ребята тратят много времени на приготовление уроков только лишь потому, что долго готовят своё рабочее место, отвлекаются. В связи с этим у детей может сформироваться отрицательное отношение к домашней учебной работе.

Интерес к учению особенно успешно воспитывается у тех детей, которые пришли в школу правильно подготовленными. Умение учиться вызывает у таких ребят повышенный интерес к содержанию уроков, эти дети как бы ведут за собой весь класс. Учитель поощряет таких школьников, опирается на них.

Воспитание положительного отношения к учению связано с целым рядом специальных приёмов и методов воспитательной работы родителей с детьми. Вместе с родителями учитель вырабатывает для отдельных учащихся определённый режим дня, рекомендует научить ребёнка для контроля пользоваться часами, разрабатывает план выполнения домашних заданий.

4. Родительское собрание – одна из ведущих форм работы учителя с родителями.

Проводится 1-2 раза в четверть. На родительские собрания выносятся для обсуждения самые различные вопросы: организация самостоятельной домашней работы школьников, воспитание ответственности и активности у детей, воспитание культуры поведения, участие родителей во внеклассной воспитательной работе.

Каждое родительское собрание включает в себя и специальные педагогические беседы, анализ журнала «Семья и школа».

Главное – чтобы после собраний родители видели перспективы деятельности своего ребёнка, наметили пути семейного воспитания.

Особенно большую работу проводит учитель с родителями первоклассников. Он знакомит родителей с основными задачами и содержанием обучения в 1 классе, новыми обязанностями детей и задачами воспитания.

5. Педагогический всеобуч.

Изучение опыта воспитания детей в семье показывает, что основная причина появления ошибок в воспитании детей происходит потому, что родители не знают, как правильно воспитывать детей, и организуют процесс воспитания в семье интуитивно. С первых лет обучения ребёнка в школе учителя организуют педагогический всеобуч родителей в форме универсальных педагогических знаний, одной из форм которого являются родительские конференции. Учитель совместно с родителями при подготовке к конференции определяет тему и задачи, которые необходимо решить в ходе её подготовки и проведения.

Организация конференции проста. Её обычно открывает председатель родительского комитета и предоставляет слово родителям. Таким образом, конференция выливается в живой обмен мнениями. Итог конференции подводит учитель. Он отвечает на вопросы родителей, разрешает спорные мнения, рекомендует по некоторым вопросам обратиться к педагогической литературе.

Своеобразной формой педагогического всеобуча являются педагогические консультации для родителей, у которых часто возникает масса вопросов по воспитанию детей, которые они не могут решить на родительском собрании или конференции. Многие их вопросы требуют учёта особенностей только конкретно их семьи, и иногда являются сугубо интимными. Педагогические консультации являются индивидуальной формой работы, и в них нуждаются как родители, так и учителя. Консультации проводятся учителями 1-2 раза в месяц.

6. Школа и общественность.

Формы участия общественности в воспитании учащихся многообразны. Одной из форм являются родительские комитеты класса и школы.

Родительский комитет выполняет следующие функции:

1. Помощь организации всеобуча.

2. Привлечение родителей к активному участию в жизни школы (класса).

3. Организация и проведение педагогической пропаганды среди родителей.

4. Предупреждение детской безнадзорности и правонарушений.

5. Организация досуга учащихся по месту жительства.

6. Посещение семей учащихся и оказание им помощи в воспитании детей.

Классные родительские комитеты избираются на родительском собрании и работают под руководством учителя. Возглавляет его председатель родительского комитета. При комитете могут быть созданы различные комиссии: учебная, культурно-массовая, спортивная. На заседаниях комитета рассматриваются вопросы оказания необходимой методической, материальной помощи отдельным нуждающимся родителям, определяются конкретные текущие дела.

Для того чтобы родительский комитет был действенным органом, учителю следует с особым вниманием отнестись к подбору его состава. В процессе изучения анкетных данных, индивидуальных бесед, наблюдений за родителями и их детьми учитель сможет выяснить деловые, нравственные качества будущих активистов, их желание помочь школе в учебно-воспитательной работе. Только предварительно определив возможный состав комитета, следует провести выборы.

Члены родительского комитета, кроме желания помочь школе, должны обладать педагогической культурой, знаниями по теории семейного воспитания. Лекции, доклады по вопросам воспитания для родительской общественности обычно проводит общешкольный родительский комитет; помощь для родителей общественников в классе организует учитель. Представителей родительского комитета приглашают на заседания педагогического совета школы, совещания учителей, на которых совместно решаются основные вопросы воспитания.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...