Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1. Библиотека как экспертный, консультационный центр




1. Библиотека как экспертный, консультационный центр

Каким предстает «информационно-библиотечное обслуживание» сегодня? Это и наукометрия, и научная коммуникация, и академическая грамотность, и подготовка отчетов, и мн. др. Со всеми этими вопросами преподаватели и студенты в большинстве случаев обращаются именно в библиотеку. Часто библиотека совмещает в себе три роли: публичной библиотеки, центра информационного сопровождения научных исследований и самостоятельного научно-исследовательского института в области библиотечного дела и книжной культуры.

2. Оптимизация расходов и привлечение средств

С одной стороны, активно распространяются инициативы, позволяющие библиотекам сокращать расходы, оптимизировать их без ущерба для основной деятельности вузовской библиотеки. С другой стороны, актуальной становится и возможность привлечь средства посредством деятельности библиотеки. Это может быть ее проектная деятельность, организация мероприятий, сдача пространства и оборудования библиотеки в аренду, победы в отраслевых конкурсах и т. д. Все это для библиотеки становится способом еще раз обозначить свою ценность и продемонстрировать гибкость и готовность развиваться, в том числе в новых для себя направлениях.

3. Проектная деятельность библиотеки

Сотрудники библиотек не только эксперты в своей области. Чаще всего это еще и очень талантливые, разносторонние люди, которым принадлежат яркие, нестандартные идеи. Так, библиотеки проводят свои акции, создают коворкинг-центры. Библиотеки занимаются краеведческой деятельностью, популяризируют науку, продвигают культурные и образовательные инициативы, выполняют цифровые задачи. Поэтому возможности для проектной деятельности библиотек практически безграничны.

4. Мультифункциональное и современное пространство

Еще одна тенденция изменения библиотек – преобразование пространства, в основном тех площадей, которые предназначены для читальных залов и работы пользователей библиотек. Свою лепту вносят модельные библиотеки, кардинально меняющие представление о муниципальной библиотеке. Если говорить об общих ориентирах, то библиотеки стремятся сделать максимально удобную и привлекательную среду для времяпрепровождения студентов: диванчики вместо твердых стульев, современная мебель, яркий, гармоничный, выдержанный интерьер. Кроме того, это пространство становится мультифункциональным: не только читальный зал, но и место для проведения конференций и литературных вечеров. Наконец, это пространство адаптировано для самых разных читателей, в том числе для лиц с ОВЗ и инвалидов, и оснащено современной техникой для работы с электронными ресурсами и для проведения мероприятий.

5. Больше молодежи, или непрерывное развитие

Молодые и инициативные сотрудники библиотеки часто лучше опытных сотрудников понимают, как важно говорить с читателем на его языке, вести социальные сети библиотеки, организовывать мероприятия, формировать вокруг себя интересную среду. Так формируется тенденция на труднодостижимое, но необходимое «омоложение» библиотеки. Или на непрерывное образование сотрудников библиотеки. Развиваться, учиться новому, осваивать современные технологии и инструменты – всего этого требует от сотрудника библиотеки современная среда.  

6. Современные технологии

Отсюда вытекает заключительная тенденция: цифровые сервисы и решения, современные технологии, игнорировать которые невозможно. Да, умелая работа в ИРБИС или любой другой АБИС требует от сотрудника библиотеки чуть ли не первичных навыков программирования, однако и этого уже сейчас недостаточно: подключаются все новые сервисы, платформы, площадки, которые необходимо осваивать. Еще несколько лет назад важно было научиться работать в электронной почте, с Word и PowerPoint. Сейчас этого уже недостаточно: библиотека должна уметь делать плакаты для своих мероприятий в графических редакторах, создавать красочные и содержательные e-mail-рассылки, работать с облачными инструментами и мн. др. Не зря эти темы включают в учебную программу организаторы курсов повышения квалификации для сотрудников библиотек. Еще одним инструментом на вооружении у сотрудника библиотеки становятся видеоредакторы. В настоящее время формат видео становится одним из самых востребованных, легко распространяемых и воспринимаемых видов контента [31].  

В результате изучения различных источников мы пришли к выводу, что научная библиотека уже сегодня – это масштабное по части функций и своей миссии заведение. Помимо традиционных задач книжного обслуживания читателей современные технологии превращают научную библиотеку в привлекательную площадку для коворкинга и научных дискуссий, интересное место для проведения различных культурных встреч, мастер-классов и иных мероприятий с людьми из самых разных отраслей знания. Научная библиотека постепенно становится экспертным, консультационным центром с мультифункциональным пространством и современными сервисными решениями, компетентными и активными сотрудниками, собственными проектами и инициативами.  


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...