Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Типологическое единство Востока

Сороковикова В.И

 

Глава 7. ВОСТОК КАК ТИП КУЛЬТУРЫ

 

Типологическое единство Востока

 

Любая культура имеет две стороны — устойчивую, консервативную и развивающуюся, новаторскую. Устойчивая сто­рона культуры – это культурная традиция, благодаря которой происхо­дит накопление человеческого опыта в истории. Развивающаяся стороны культуры представляет собой постоянное открытие нового, творчество, изменение.

Понятие «Восток» сопоставляется со словом «Запад» еще со времен античности. В современных исследованиях оба понятия используются для обозначения двух ц и в и л и з а ц и о н н ы х т и п о в развития: восточного, где преобладает традиция, и западного, в котором доминирует новаторство.

Понятие «традиционное общество» или «общество традиционного ти­па» – одно из определяющих в культурологии. Традиционным называ­ется общество, подчиняющееся традиции, воспроизводящее уже имею­щиеся экономические, социально-политические и идеологические отно­шения на протяжении длительного времени.

Для взаимоотношений человека и социума в обществах традицион­ного типа характерно:

В о - п е р в ы х, традиционализм, т.е. отсутствие исторического дина­мизма, неизменность социально-экономического уклада. Новаторство здесь играет подчиненную роль, что обеспечивает жизнестойкость со­циума. Приверженность традиционному типу отношений гарантирует стабильность цивилизации, отсутствие в ней тех изменений, которые могут привести ее к гибели. Жизнеустойчивость культур Востока – это следствие традиционализма. Тысячи лет, на протяжении которых существуют восточные цивилизации, свидетельствуют об их устойчивости.

В о-в т о р ы х, в обществах традиционного типа человек связан со своей социальной группой и подчинен ей. От рождения судьба человека, возмож­ности его личностного развития почти всецело определяются принадлежностью к социальной группе (каста, род, клан, сословие, община и т.п.), за которой закрепляется определенный вид трудовой деятельности и профессия.

В терминах современной социологии традиционное общество можно охарактеризовать как закрытое, т.е. лишенное степени социальной мобильности, характерной для западной культуры (античной и Нового времени). В любом обществе есть социальное неравенство, люди распределяются на слои (страты). Общество, в котором человек способен изменить социальное положение, данное ему от рождения, повысив свой социальный статус благодаря личным усилиям, талантам и заслугам, - принято считать «открытым" обществом. Существуют институты, с помощью которых человек поднимается по ступенькам социальной лестницы. Например, в современном обществе такими "лифтами социальной мобильности" (способами изменения статуса) являются карьера, образование, бизнес, брак. В традиционных культурах изменение социального статуса затруднено. Исключением был Китай с его системой отбора чиновников. Но для большинства традиционных культур была характерна именно закрытость и немобильность общества (как в Индии с её кастовой системой).

В - т р е т ь и х, мировосприятие человека в обществах традиционного типа характеризуется неотделимостью его как от окружающей природы, так и от собственной телесной природы. Данная черта связана с восточным стилем мышления. В традиционном об­ществе отсутствует противопоставление субъекта и объекта, обществен­ное и природное воспринимается как нечто единое, неразрывное и гармо­ничное. Общество характеризуется особым типом экологического созна­ния. Существовавшие в течение тысячелетий цивилизации не сталкива­лись с экологическими проблемами, не нарушали хрупкого природного рав­новесия. В понятие «природа» входило и понятие человеческой природы. Отсюда то огромное внимание, которое в этих культурах уделяется са­мому человеку: его физическому состоянию, гармонизации сексуальных отношений и совершенствованию возможностей регуляции психической деятельности. Все эти проблемы оказались гораздо более разработанными в мировоззрениях восточных цивилизаций (например, в даосизме, йоге, буддизме), нежели в европейской культуре.

В – ч е т в е р т ы х, мировосприятие человека в традиционном обществе определяется существующим типом мировоззрения (мифологии, рели­гии). Основой духовной культуры восточных цивилизаций является миф. Изучение широкого круга мифов и различных мифологических систем позволило установить, что у разных народов повторяются ряды образов, тем и мотивов. На этом основании были выделены различные типы мифов: космогонические (мифы о происхождении мира), теогонические (мифы о появлении богов), антропогонические (о возникновении человека), мифы о культурном герое (персонаже, с которым связаны культурные умения и навыки) и т.д.

Сознание в традиционных культурах Востока являлось религиозно-мифологическим по своей сути. Для Востока характерно необыкновенное разнообразие верований, смена нескольких типов религии (как в Индии) или же сосуществование их (как в Китае или Японии).

Мифология и религия формировали картину мира человека традиционных культур. Мифологическая картина мироздания не выделяет человека из окружающего мира, а, напротив, одушевляет последний, очеловечивая его. Мифологическая культура интересуется не законом, а индивидуальными событиями, не причинно-следственными связями, а материальными из­менениями. Хотя разрешение конфликтов в мифе иллюзорно, оно гармо­низирует личностное существование человека. Обществу традиционного типа соответствует и особый способ или стиль мыш­ления, получивший название восточного.

В восточной культуре созерцательное отношение человека к миру отразилось в типе философствования. Идеалом мыслителя был не ис­следователь, всесторонне познающий окружающий его мир и преобра­зующий его на основе знания, а мудрец, прислушивающийся к себе и пытающийся через себя понять мир.

Отсутствие противопоставления субъекта и объекта, восприятие их в единстве, нераздельности исключало появление на Востоке онтологиче­ской и гносеологической проблематики в виде, присущем европейской философии. Но зато этическая проблематика ста­новится главной в восточной философии и религии. В центре всех направлений мысли Востока (брахманизм, индуизм, буддизм, даосизм и конфуцианство) находятся нравственные принципы человека, пра­вила и нормы организации социальной жизни, способы психической са­морегуляции. Восточная философия так и осталась неразрывно связанной с мифо­логическими и религиозными формами, что вовсе не помешало глубочай­шей и интереснейшей постановке в ней подлинно философских вопросов. Вос­точные цивилизации в своем познании человека достигли таких глубин, таких интуитивных прозрений, которые и сегодня представляют огром­ный интерес для европейской культуры (не случайно, например, нео­фрейдизм уделяет внимание методам психорегуляции подсознания, вы­работанным буддизмом).

Выделив общие для традиционных культур Востока черты, необходимо отметить и имеющиеся в них существенные различия как в путях развития, так и в образе жизни. Если Индия и Китай развивались исключительно самобытно, то Япония, напротив, многое заимствовала, причём весьма успешно.

Ко времени встречи с европейской цивилизацией Индия, Китай и Япония были преуспевающими и стабильными обществами. Восток превосходил Европу не только численностью своего населения, но и богатством. Современные методики подсчёта дохода на душу населения показывают, что и по этому показателю Восток ещё в конце XVIII в. обгонял Европу, тогда ещё отнюдь не достигшую того уровня богатства, который бы затмевал другие страны мира.

Промышленная революция и модернизация общества, начавшиеся на Западе, позволили ему осуществить экспансию, превратив государства Востока в колонии и полуколонии. Так называемый «культурный диалог» на протяжении всего XIX в. был агрессивным монологом Запада и терпеливым молчанием Востока. Если в XIX в. Индия и Китай, упорно пытаясь сберечь свои традиции, были вовлечены в насильственную модерни­зацию, то в ХХ в. модернизация осознаётся как цель социальных и политических реформ, проводимых в этих странах.

Модернизация предстаёт здесь как процесс трансформации традици­онной культуры, причем это всесторонний процесс, включающий в себя индустриализацию, научно-технический прогресс, урбанизацию, изменение социальной структуры и возрастание социальной мобильности, изменение образа жизни людей, демократизацию и секуляризацию общества, рост образования, повышение социального статуса женщин.

Модернизация в каждой из традиционных культур идет по-разному: некоторые общества сталкиваются с огромными проблемами, другие же добиваются поразительных успехов, как, например, Япония с её давней традицией заимствования и преобразования иноземного опыта, а в последнее время и Китай.

Главное, как показывает история преобразований восточных культур, это сама возможность успешных метаморфоз, желанного сочетания достижений западной цивилизации при сохранении традиционных ценностей Востока.

Для характеристики западного (европейского) и восточного (тради­ционного) стиля мышления можно предложить следующую схему:

 

  Западный стиль мышления     Восточный стиль мышления  
Активное (познаватель­ное и преобразователь­ное) отношение человека к миру   Созерцательное отноше­ние человека к миру  
Доминирующее значение логического мышления (понятие)   Доминирующе значение образного мышления (об­раз, миф, притча)
Тенденция рационально­сти в искусстве   Образность и символич­ность искусства  

Особенности западного и восточного мышления отражаются в свой­ственных им типах философствования.

Европейская традиция связывает подлинное рождение философии с периодом высокой классики в Древней Греции. Все же предшествовавшие ей формы «любви к мудрости» рассматриваются как еще не выделившиеся из мифологического сознания. Практически у мыслителей Древней Греции мы находим все основные темы философствования. Философы Древней Греции интересуются тем кругом вопросов, который в развитой европей­ской философии будет назван «онтологией» – учением о бытии. Сократу и Платону принадлежит классическая постановка «гносеологических» вопросов о самой возможности познания человеком мира. Ведущей в гно­сеологии становится тема категорий – наиболее общих понятий нашего мышления. Мышление в форме понятий, логических законов и систем становится единственно возможным для европейского ученого.

В древнегреческой философии была поставлена проблема человека:

как нравственных основ его поведения, так и такого устройства общест­ва, которое способствовало нравственному поведению.

В восточной культуре созерцательное отношение человека к миру отразилось и в типе философствования. Идеалом мыслителя был не ис­следователь, всесторонне познающий окружающий его мир и преобра­зующий его на основе знания, а мудрец, прислушивающийся к себе и пытающийся через себя понять мир.

Отсутствие противопоставления субъекта и объекта, восприятие их в единстве, нераздельности исключало появление на Востоке онтологиче­ской и гносеологической проблематики в том виде, в каком она сущест­вовала в европейской философии. Но зато этическая проблематика ста­новится главной в восточной философии и религии. Брахманизм, индуизм, чань- и дзен-буддизм, даосизм и конфуцианство – в центре всех этих направлений мысли Востока находятся нравственные принципы человека, пра­вила и нормы организации социальной жизни, способы психической са­морегуляции. Восточная философия так и осталась неразрывной с мифо­логическими и религиозными формами, что вовсе не помешало глубочай­шей и интереснейшей постановке подлинно философских вопросов. Вос­точные цивилизации в своем познании человека достигли таких глубин, таких интуитивных прозрений, которые и сегодня представляют огром­ный интерес для европейской культуры (не случайно, например, нео­фрейдизм уделяет внимание методам психорегуляции подсознания, вы­работанным буддизмом).

Выделив общие для традиционных культур Востока черты, необходимо отметить и существенные различия как в путях развитая, так и в образе жизни, Если Египет, Индия и Китай развивались исключительно самобытно, то Япония, напротив, многое заимствовала, причём весьма успешно.

Со времени встречи с европейской цивилизацией Индия, Китай и Япония были преуспевающими и стабильными обществами. Восток превосходил Европу не только своим населением, но и богатством. Современные методики подсчёта дохода на душу населения показывают, что и по этому показателю Востокв конце ХVIII века обгонял Европу. Европа тогда ещё отнюдь не достигла того уровня богатства. который бы затмевал другие страны мира.

Именно промышленная революция и модернизация общества позволили Западу осуществить экспансию, превратив в колонии и полуколонии государства Востока, Так называемый "культурный диалог"на протяжении всего XIX зека был агрессивным монологом Запада и терпеливым молчанием Востока, Если в XIX в. Индия и Китай упорно пытались сберечь свои традицией были вовлечены в насильственную модерни­зацию, то в ХХ веке модернизация осознаётся как цель социальных и политических реформ, проводимых в этих странах.

Модернизация предстаёт как процесс трансформации традици­онной культуры, причем процесс всесторонний, всключащий в себя индустриализацию, научно-технический прогресс, урбанизацию, изменение социальной структуры и возрастание социальной мобильности изменение образа жизни людей, демократизацию и секуляризацию общества, рост образования, повышение социального статуса женщин.

Модернизация каждой из традиционных культур идет по-разному, общества сталкиваются с огромными проблемами, добиваются и поразительных успехов как, например, Япония с её давней традицией заимствования и преобразования иноземного опыта/.

Главное, что показывает история преобразований восточных культур, это сама возможность успешных метаморфоз, желанного сочетания достижений западной цивилизации при сохранении традиционных ценностей Востока.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...