Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема: «Совершенствование региональной транспортно-логистической системы»

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Департамент магистратуры Направление 38.04.06 Управление в логистических системах Студент Сочукова Анна Константиновна
Программа Менеджмент Кафедра Коммерции, логистики и экономики торговли Дата защиты: 20.06.2016 Группа М-УЛС-14 Руководитель Потапова С.В., доцент, к.э.н. Нормоконтролер Потапова С.В доцент, к.э.н
Оценка:_______________ Рецензент
     

 

 

Екатеринбург

2016г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

1 Теоретические аспекты формирования транспортно-логистических систем 7

1.1 Теория систем и логистика 7

1.2 Особенности формирования транспортно-логистической системы 23

1.3 Место и роль транспорта в социально-экономическом развитии страны 48

2 Исследование транспортно-логистической системы РФ и Свердловской области 52

2.1 Тенденции и проблемы развития транспорта в РФ 52

2.2 Современное состояние транспортно-логистической системы Свердловской области 66

2.3 Проблемы развития транспортно-логистической системы Свердловской области 69

3 Перспективы развития транспортно-логистической системы Свердловской области 82

3.1 Стратегия развития транспортно-логистической системы Свердловской области 82

3.2 Интеграция Свердловской области в единое транспортное пространство

России 88

Список использованных источников 92

 

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время российская экономика оказалась перед системным вызовом, характер и качество которого определяется сочетанием трех фундаментальных факторов.

1. Усиление глобальной конкуренции, охватывающей рынки товаров, услуг, капитала и других факторов экономического роста. Началась структурная перестройка мирового хозяйства, связанная с изменением баланса между ее экономическими центрами, возрастанием роли региональных экономических союзов, ожидаемым распространением новых технологий. Это повлечет за собой изменение национальных и мировых грузо- и пассажиропотоков, рост требований к качеству транспортного обслуживания.

2. Возрастание роли человеческого капитала в социально-экономическом развитии. Уровень конкурентоспособности современной инновационной экономики все в большей степени определяется качеством профессиональных кадров. Это в полной мере относится и к транспорту, как отрасли, встающей на путь инновационного развития с переходом к интеллектуальным транспортным системам, использованию высокоскоростных транспортных систем и новых энергоносителей.

3. Исчерпание источников экспортно-сырьевого типа развития, базирующихся на интенсивном наращивании топливного и сырьевого экспорта. Одновременно в России появились существенные ограничения роста экономики, обусловленные недостаточным развитием транспортной системы. Сегодняшние объемные, экономические и качественные характеристики транспорта, особенно его инфраструктуры, не позволяют в полной мере и эффективно решать задачи растущей экономики. Все это требует от российского транспорта существенной перестройки. Предыдущие стратегические документы в области транспорта были разработаны в условиях перехода к стратегии экономического роста. При переходе к интенсивному, инновационному социально ориентированному типу развития страна стремится стать одним из лидеров глобальной экономики и требует принятия адекватных стратегических решений по развитию транспортного комплекса на долгосрочную перспективу. На новом этапе Транспортная стратегия должна определять активную позицию государства по созданию условий социально-экономического развития страны, прежде всего в целях повышения качества транспортных услуг, снижения совокупных издержек общества, зависящих от транспорта, повышения конкурентоспособности отечественной транспортной системы, усиления инновационной, социальной и экологической направленности развития транспортной отрасли. Выбор направлений развития транспортной системы базируется на проекте Концепции долгосрочного социально-экономического развития России период до 2020 г., бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, а также на широком спектре документов, определяющих перспективные направления развития общества и экономики России, ее регионов, отраслей экономики, транспортной системы страны в целом и отдельных видов транспорта, включая трубопроводный, международной транспортной интеграции, прежде всего в рамках СНГ и ЕврАзЭС, законодательных и нормативных актах в области обороны и национальной безопасности Российской Федерации. При формировании приоритетных направлений развития транспортной системы России учтен опыт разработки и реализации стратегических документов и инициатив в области развития транспорта за рубежом, в Европейском Союзе и США.

Актуальноcть темы иccледования обуcловлена тем, что разработка и совершенствование транспортно-логистической системы необходимы для укрепления конкурентных позиций на рынке товаров и уcлуг. В cвязи c этим возникает необходимоcть уточнения определений cущноcти и целей транспорно-логистической системы, разработки инcтрументария анализа оценки и рекомендаций по организации, прогнозированию и планированию транспортной деятельности в целом и регионально.

Вcе изложенные обcтоятельcтва и определили актуальноcть выбранной темы иccледования, обуcловили ее теоретичеcкую и практичеcкую значимоcть, которая возраcтает в cовременных кризиcных и поcткризиcных уcловиях недоcтаточно cтабильно развивающейcя роccийcкой экономики.

Цели данной магиcтерcкой диccертационной работы:

-изучить транспортно-логистические системы РФ и Свердловской области;

-оценить и выявить проблемы на рынке транспортно-логистических услуг;

-выявить оптимальный подход по улучшению действующей региональной транспортно-логистической системе;

-оценка существующей транспортно-логистической системы;

-выявить перспективы развития региональной и федеральной транспортно-логистистических систем.

В cоответcтвии c целями в иccледовательcкой работе поcтавлены cледующие задачи:

-теоретичеcкое иccледование различных элементов транспортно-логистической деятельноcти: уточнить основные термины, особенности формирования, место и роль транспорта в транспортно-логистической системе;

-провести исследование региональной и федеральной транспортно-логистических систем;

-оценить проблематику и предложить пути решения;

Предметом исследования является проблематика развития региональной транспортно-логистической системы. Объектом исследования региональная и федеральная транспортно-логистические системы.

В работе используются теоретические и методические материалы таких авторов как: Хмельницкая З.Б., Никифорова Б.В., Данилова Е.С., Черняков Е.В., Юрий Колмачихин, Cеменова В.М, М.И. Баканов, И.А. Бланк, В.И. Бариленко, О.В. Ефимова, Э.В. Керимов, В.В. Ковалев, М.В. Мельник, О.Е. Николаева, Н.C. Плаcкова, А.Д. Шеремет, Б.А.Аникин, А.М.Гаджинский.

Нормативной базой для иccледования диccертационной работы поcлужили законодательные акты Роccийcкой Федерации, официальные документы гоcударcтвенных и правительcтвенных органов, регламентирующие различные аcпекты транспортно-логистических систем.

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ

 

1.1 ТЕОРИЯ СИСТЕМ И ЛОГИСТИКА

 

Хозяйственная практика во всех странах[1] мира убеждает в преимуществах рыночной системы хозяйствования перед административной. Но нельзя рассматривать рынок как «лекарство от всех болезней». У рынка есть свои положительные и отрицательные черты. Поэтому анализ рыночных отношений, основных составляющих элементов рынка следует начинать с выяснения сущности понятия «рынок».

Рынок – одна из самых распространенных категорий в экономической теории, одно из основных звеньев хозяйственной практики. Данная категория отражает сложную, но целостную систему экономических отношений.

Семантика слова «рынок» восходит к тому времени, когда в период разложения первобытного общества обмен между общинами начал носить более или менее регулярный характер и формировался как товарный обмен, происходивший в определенное время в определенном месте. С развитием городов, ремесел за рыночным «действом» закрепляются отведенные под торговлю территории – прообраз нынешних базаров и торговых площадей.

Часто рынок как категория употребляется в качестве всем известного и не требующего особых объяснений понятия, но на деле пока отсутствует единое толкование рынка, что затрудняет реализацию и совершенствование самых разнообразных отношений рыночной экономики.

В настоящее время можно выделить только отдельные элементы эволюции взглядов на рынок. Например, рынок – это обязательный компонент творческого хозяйства и одновременно обратная сторона товарного производства, основы рыночного хозяйства. Без товарного производства нет рынка, и наоборот. Поэтому объективная необходимость существования рынка вызвана теми же причинами, что и наличие товарного производства: развитием общественного разделения труда, экономической обособленностью рыночных субъектов, обусловленной присутствием различных форм собственности, тесной связью с мировой экономикой, потребностью выхода национального хозяйства в мировое экономическое пространство и т.д.

Понятие «рынок» многогранно. Определений рынка также много, но в имеющихся формулировках пока не нашла отражения необходимая степень полноты данного явления. Наиболее устоявшиеся термины «рынок» и «рыночная экономика» нашими учеными обычно трактуются как товарообменные операции и товарно-денежные отношения. Такое определение весьма условно и недостаточно глубоко. Рынок должен рассматриваться более широко и включать в себя всю систему многочисленных воспроизводственных отношений между людьми, возникающих в процессе производства, распределения, обмена, потребления товаров и услуг. Данный подход к характеристике рынка очень важен, так как понятие «рынок» расширяется до понимания его как элемента воспроизводства совокупного общественного продукта, формы реализации и движения основных частей этого продукта.

Термин «рынок» объединяет многие производственные, коммерческие, финансовые, информационные и другие стороны деятельности и соответствующие структуры, которые взаимообусловливают друг друга, образуя сложный хозяйственный механизм. Необходимо различать рынок в узком (место, где продаются и покупаются товары и услуги) и широком смысле (управляет действиями людей – как производителей, так и потребителей, диктует свои решения, нормы поведения и т.д.). Поэтому рынок является не только сферой обращения, где преобладают чисто торговые операции, но и экономической формой организации общественного хозяйства, при которой отношения между производителями и потребителями осуществляются через механизм купли-продажи.

Сущность рынка проявляется прежде всего в его экономических функциях, выражающих основное назначение этой категории. Утвердившиеся в обществе рыночные отношения заметно воздействуют на все стороны хозяйственной жизни, выполняя при этом сущностные функции рынка.

К функциям[2] рынка относят:

1) согласование производства и потребления в ассортиментной структуре; поддержание сбалансированности спроса и предложения по объему и структуре. Эту функцию регулирования пропорций рынок выполняет путем установления связей между производителями и потребителями через куплю-продажу товаров и услуг;

2) установление ценностных эквивалентов для обмена товаров. При этом рынок соизмеряет затраты и результаты, выявляет ценность товара посредством определения количества затраченного труда;

3) экономическое стимулирование эффективности производства для создания необходимых товаров с наименьшими затратами и получения достаточной прибыли; стимулирование научно-технического прогресса;

4) обеспечение постоянной пропорциональности развития регионов, областей, национальных хозяйств в условиях дальнейшего углубления общественного разделения труда и интернационализации интеграционных процессов в экономике. Сегодня эта функция становится весьма актуальной в связи с созданием условий для функционирования единого российского рынка;

5) обеспечение эффективности потребления, сокращение издержек обращения в сфере потребления и соразмерности спроса населения с заработной платой.

Из характеристики сущности рынка и его функций логически следует повышение его роли в общественном воспроизводстве. Понятия «функции» и «роль» рынка взаимно переплетены. Они обеспечивают ступенчатый процесс познания: функция непосредственно выражает суть явления и определяет роль категории, которая ее осуществляет.

В общественном воспроизводстве рынок характеризуется способностью:

-выдавать сигналы производству (с помощью информационных связей): что, в каком объеме и какой структуры следует производить;

-выравнивать спрос и предложение, обеспечивать сбалансированность экономики;

-дифференцировать производителей в соответствии с показателями их работы и направленностью на покрытие рыночного спроса;

-«вымывать» неконкурентоспособные предприятия и продукцию, свертывать устаревшие технологии.

Сущность рынка как экономической категории не ограничивается вышеперечисленными аспектами. Есть ряд спорных моментов теоретического и практического характера. Например, под рынком часто ошибочно понимают условия реализации товаров, определяемые соотношением спроса и предложения, относящиеся не столько к рынку, сколько к воспроизводству. При этом условия рынка характеризуют его состояние, а не сущность.

Существование и нормальное функционирование рынка всегда предполагает наличие ряда общих условий, которые не носят всеобъемлющего характера, но позволяют представить его (рынок) как часть организации общественного хозяйства. К этим условиям относятся:

1) способность [3]товарно-денежных отношений реализовываться только на основе персонифицированной собственности, когда товаропроизводитель является хозяином средств производства и свободно распоряжается результатами своего труда;

2) необходимая свобода производственной и коммерческой деятельности всех участников общественного производства;

3) наличие твердой валюты;

4) функционирование четкой системы финансово-кредит­ных отношений;

5) умение руководителей и управленцев организованно и психологически верно встраиваться в рыночные отношения.

Рынок – это не только экономическая категория, но и сложное социальное понятие. Рынок есть результат естественно-исто­рического развития человечества, который определяет особенности его современного развития в различных странах. Например, на Западе под рыночной экономикой понимают такую, в которой экономические решения принимаются в основном децентрализованно и ее функционирование осуществляется через рынок. Данная особенность действительно существует, и связана она бывает с множеством определений рынка, которые сводятся к тому, что представляют его в виде формы связи отдельных хозяйствующих субъектов.

Рынок – категория историческая. Анализ процесса развития рынка позволяет выделить несколько его типов: неразвитый; конкурентный (в его структуру надо включать совершенный, свободный, классический); регулируемый; деформированный.

Ученые-западники считают свой рынок совершенным. На нем, по их утверждению, устанавливается одна и та же цена на один и тот же продукт в одно и то же время. Чтобы такой рынок появился и успешно функционировал, необходимо наличие постоянно действующих условий в структуре конкурентного рынка, которые на практике не всегда, однако, имеют место. К этим условиям относятся: а) большой и постоянный спрос на товарную массу; б) неограниченное количество участников хозяйственной деятельности; в) максимальная мобильность факторов производства; г) свободная конкуренция среди покупателей и продавцов; д) наличие нужного объема информации и участников конкуренции; е) свободный доступ к любой хозяйственной деятельности всех членов общества; ж) однородность одноименных товаров; з) стихийность установления цен (свободная конкуренция).

Описанный выше подход весьма условен. Однако он свидетельствует, что совершенного, свободного рынка на Западе как такового тоже нет, а действует конкурентный рынок.

Преимущество объединенного конкурентного рынка состоит в том, что он работает на основе саморегулирующегося механизма цен, спроса и предложения, который дает нужные ориентиры для капиталовложений в производство. В самых общих чертах рыночный механизм можно определить как систему форм и методов экономических отношений, регулирующих общественное производство и распределение товаров и услуг. Можно сказать, это – невидимый механизм, который никто не изобретал. Он возник стихийно на базе обмена. Анализируя механизм рынка, нельзя впадать в крайность и преувеличивать его хаотичность или организованность. Рынок всегда решает основные экономические задачи через индивидуальную направленность его участников и мотивацию собственных частных интересов. Данная тенденция вовсе не направлена на то, чтобы успешно функционировала экономика в целом. Координация всех независимо применяемых решений осуществляется через рыночный механизм – своеобразное сердце рынка.

Важнейший элемент рыночного механизма – конкуренция. Она сдерживает частные интересы и ориентирует их в направлении развития общественного производства. Кроме того, конкуренция непременно приводит к тому, что ограниченные ресурсы используются рациональнее и эффективнее. Конкуренцию называют основной, регулирующей и контролирующей силой рыночной экономики.

Продолжая характеризовать механизм[4] конкурентного рынка, мы должны выделить его преимущества и недостатки.

К преимуществам, в первую очередь, относится механизм конкурентного рынка как механизм заведомо бездефицитного рынка. Данная трактовка далеко не бесспорна, но сегодня именно она способствует развитию рыночного механизма народнохозяйственного обеспечения. В этой связи к преимуществам рынка западные экономисты относят: 1) эффективное распределение ресурсов; 2) возможность успешно функционировать в рамках ограниченной информации; 3) гибкость и высокую приспосабливаемость к меняющимся условиям; 4) оптимальное использование достижений НТР; 5) свободу выбора и действий рыночных субъектов; 6) способность удовлетворять различные потребности; 7) повышение качества товаров и услуг. Однако главным является сохранение конкурентоспособности продукции.

Конкурентный рынок имеет и свои минусы. Не вдаваясь в подробный анализ данного типа рынка, можно выделить следующие его недостатки: 1) не обеспечивает социальную защиту населения, особенно бедные слои; 2) не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов; 3) механизм свободной конкуренции, присущий рынку, не обеспечивает экономику необходимым количеством денежных ресурсов для развития общественного производства; 4) не создает стимулы для производства товаров и услуг общественного пользования; 5) не имеет социально-эконо­мического механизма защиты окружающей среды; 6) не обеспечивает необходимых обществу теоретических научных исследований; 7) подвержен нестабильному развитию с присущими ему информационными процессами; 8) ориентирован не на удовлетворение потребностей всех членов общества, а на запросы тех, кто имеет деньги.

Устранение перечисленных недостатков в современных условиях берет на себя государство, но иногда создается впечатление, что рынок работает в автоматическом режиме, – на самом деле его регулирование осуществляется почти всегда методом проб и ошибок.

Перейдем к рассмотрению экономической категории[5] «регулируемый рынок». До недавнего времени в нашей стране это понятие не допускалось в официальную науку на том основании, что рынок есть саморегулирующаяся система. Вместе с тем рынок всегда регулировался и может регулироваться: либо посредством собственного рыночного механизма, элементами которого, например, являются конкуренция, прибыль, цена, спрос, предложение, либо с помощью государства – прямо и косвенно – через госзаказы, налоги и др.

Таким образом, регулируемый рынок должен иметь свое место в системе экономических отношений, ибо он есть результат развития человеческого общества. Рынок может быть регулируемым, чтобы снять или ограничить отрицательные последствия своего функционирования. Сегодня это выполняют промышленно развитые страны Запада от лица государства. Еще Н.Д. Кондратьев подчеркивал, что регулирование рынка в капиталистической системе ограничивается государственной собственностью. Вопрос спорный, но в настоящее время важно найти оптимальный вариант сочетания рыночного и государственного регулирования. Пока нет страны, где бы это требование выполнялось идеально. Государство помогает рынку функционировать, но чрезмерное вмешательство с его стороны приводит к деформации рыночных отношений.

Классический пример – деформация российского рынка. К основным чертам деформации относятся: 1) отсутствие многочисленных рыночных субъектов; 2) чрезмерная централизация экономики; 3) монополизм производителя и продавца; 4) несбалансированность спроса и предложения; 5) рост отрицательных проявлений в экономике (цены, инфляция, бюджетный дефицит, обилие нетоварных денег, нарушение денежного обращения); 6) наличие теневой экономики; 7) отсутствие мотивации к труду и риску в хозяйственной деятельности; 8) расцвет бартерных сделок вместо товарно-денежных отношений; 9) наличие неразвитого рынка.

Чтобы устранить обозначенные черты деформации российского рынка, необходимо ликвидировать его «болезни» (нестабильность, инфляцию, безработицу и др.) и обеспечить условия для рыночной экономики. Выделяют рыночную специфику России потому, что рынок Запада характеризуется своими чертами: 1) насыщенностью товарами массового производства и потребления; 2) быстрой реакцией на спрос покупателей; 3) изменением целевых функций субъектов рыночной экономики; 4) переменой форм предпринимательской деятельности; 5) становлением условий регулируемой конкуренции; 6) формированием нового типа трудовых отношений. Данные черты будут рассмотрены ниже.

Перечисленные аспекты рыночного развития пусть фрагментарно, но все же раскрывают сущность анализируемых явлений в современных условиях. Необходимо этот процесс расширить в сторону создания и изучения рыночных отношений в переходный период. Для этого следует организовать мощную аналитическую базу, которая обеспечивала бы разработку новых теоретических проблем рынка.

В сфере товарного обращения[6] многих стран, в частности и в России, за последние несколько лет произошли значительные преобразования. В хозяйственной практике стали использоваться новые методы и технологии доставки товаров, они базируются на концепции логистики.

Логистика происходит от греческого слова «Logistike»,[7] которое означает исскуство вычислять и рассуждать. По мнению профессора Гамбургского университета Г.Павеллека свое начало логистика получила еще в период Римской империи. По мнению Б.А.Аникина логистика выделилась в отдельную науку благодаря военному делу в середине 19 века. Основами логистики пользовались различные страны во времена ведения войны, например в США логистика стала активно применяться в период второй мировой войны.

Благодаря четкому взаимодействию военной промышленности, снабженческих баз и транспорта американская армия своевременно и систематически обеспечивалась поставками вооружения, продовольствия и горючего материала в нужном объеме.

Именно поэтому логистика постепенно стала переходить из военной области в сферу хозяйственной практики.

Россия внесла большой вклад в развитие логистики благодаря труду «Транспортная логистика» 20 века, на его базе были построены модели перевозки войск, их обеспечения и снабжения, что применялось при планировании и проведении ряда кампаний русской армии в ходе первой мировой войны.

В СССР на основе принципов транспортной логистики разрабатывались графики поставок грузов для важнейших строек того времени, полярных и других экспедиций. Также в период Великой Отечественной войны службы военных сообщений организовывали движение фронтовых грузов всеми видами транспорта.

Начало широкого использования логистики в экономике приходится на 60-70 –е годы и связано достижениями в области коммуникационных технологий. Появившаяся возможность сквозного мониторинга всех этапов движения сырья, деталей и готовой продукции позволила четко увидеть огромные потери, допускаемые в традиционных схемах управления материальными потоками.

В предпринимательской деятельности используют, выделенные такими авторами экономической и научной литературы как А.М.Гаджинский и Б.А.Аникин, два принципиальных направления в определении логистики. Одно из них связано с функциональным подходом к товародвижению, т.е. управлением всеми физическими операциями, которые необходимо выполнять при доставке товаров от поставщика к потребителю.

Рассмотрим принципиальную схему сквозного материального потока - начиная от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя на рисунке 1.

 

 

                           
             

 


…..

 

 

 


 

Управление движением продукции Управление движением изделий

продовольственно-технического народного потребления

назначения

 


Л О Г И С Т И К А

 

Управление материальными потоками

Условные обозначения: материальный поток

Рисунок 1-Принципиальная схема движения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя [7,с.23]

 

Другое направление характеризуется более широким подходом: помимо управления операциями товародвижения оно включает анализ рынка поставщиков и потребителей, координацию спроса и предложения на рынке товаров и услуг, а также гармонизацию интересов участников процесса товародвижения.

В рамках отмеченного подхода к логистике имеется множество различных трактовок, которые представлены в таблице 1.

Таблица 1- Различные подходы к определению понятия логистика

Автор[1] трактовки Определение Мнение
Г.Павеллек [8,c.27] Логистика-это планирование, управление и контроль поступающего на предприятие, обрабатываемого там и покидающего это предприятие потока материальной продукции и соответствующего ему информационного потока Сущность понятия рассматривается с точки зрения управленческого аспекта
Французские специалисты [7,c.20] Логистика-совокупность различных видов деятельности с целью получения с наименьшими затратами необходимого количества продукции в установленное время и в установленном месте, в котором существует конкретная потребность в данной продукции     Данное понятие трактуется с экономической стороны логистики
Э.Мате, Д.Тиксье [8,c.15] Логистика- способы и методы координации отношений фирмы с партнерами, средство координации предъявляемого рынком спроса и выдвигаемого компанией предложения…способ организации деятельности предприятия, позволяющий объединить усилия различных единиц, производящих
Продолжение таблицы 1
товары и услуги, с целью оптимизации финансовых, материальных и трудовых ресурсов, используемых фирмой для реализации своих экономических целей

Это определение более широкое, оно отражает возможность влияния на стратегию фирмы, а также на создание новых конкурентных преимуществ фирмы на рынке
Профессор Пфоль[8,c.14] Логистика- процесс планирования, реализации и контроля эффективных и экономных с точки зрения затрат перемещения и хранения материалов, полуфабрикатов и готовой продукции, а также связанной с ними информации о поставке товаров от места производства до места потребления в соответствии с требованиями клиентуры Здесь определение логистики отражает как управленческие, так и экономические аспекты

 

Анализируя вышеизложенные понятия, нетрудно заметить ряд аспектов, через призму которых рассматривается логистика. Наибольшее распространение получили управленческие, экономические и оперативно - финансовые аспекты. Исходя из изучения определений понятия логистики с точки зрения вышеперечисленных аспектов данных такими специалистами как Г.Павеллек, Пфоль,Э. Мате, Д.Тиксье, Д.Бенсон, Дж.Уайтхэд в учебниках Б.А.Аникина и А.М.Гаджинского, можно дать следующее общее определение логистики. Логистика – это форма оптимизации рыночных связей, гармонизация интересов всех участников процесса товародвижения. Логистика представляет собой совершенствование управления материальными и связанными с ними информационными и финансовыми потоками на пути от первичного источника сырья до конечного потребителя готовой продукции на основе системного подхода и применения экономических компромиссов с целью получения синергического эффекта.

Исходя из обзора учебника А.М.Гаджинского объектом логистики является сквозной материальный поток, тем не менее, на отдельных участках управление им имеет известную специфику. В соответствии с этой спецификой выделяют пять функциональных обла­стей логистики:закупочную, производственную, распре­делительную, транспортную и информационную. [7,с.153]

1. В процессе обеспечения предприятия сырьем и мате­риалами решаются задачи закупочной логистики [8]. На этом этапе изучаются и выбираются поставщики, заключаются договоры и контролируется их исполнение, принимаются меры в случае нарушения условий поставки. Любое произ­водственное предприятие имеет службу, которая осуще­ствляет перечисленные функции.

Логистический подход к управлению материальными потоками требует, чтобы дея­тельность этой службы, связанная с формированием параметров сквозного материального потока, не была обособ­ленной, а подчинялась стратегии управления сквозным ма­териальным потоком. В то же время задачи, решаемые в процессе доведения материального потока от складов гото­вой продукции поставщика до цехов предприятия-потреби­теля, имеют известную специфику, что явилось причиной выделения обособленного раздела логистики — закупочной логистики.

На практике границы деятельности, составляющей ос­новное содержание закупочной логистики, определяются условиями договора с поставщиками и составом функций службы снабжения внутри предприятия (рисунок 2).

 

 

 

Рисунок 2- Участки материального потока, на которых преимущественно

решаются задачи закупочной, производственной и распределительной

логистики производственного предприятия[7, c. 154]

 

2. В процессе управления материальным потоком внут­ри предприятия, создающего материальные блага или ока­зывающего материальные услуги, в основном решаются задачи производственной логистики. Специфика этого этапа заключается в том, что основной объем работ по проведе­нию потока выполняется в пределах территории одного пред­приятия.

Участники логистического процесса при этом, как правило, не вступают в товарно-денежные отношения. По­ток идет не в результате заключенных договоров, а в ре­зультате решений, принимаемых системой управления пред­приятием.

Сфера производственной логистики тесно соприкасает­ся со сферами закупок материалов и распределения гото­вой продукции. Однако основной круг задач в этой обла­сти — управление материальными потоками в процессе осуществления именно производства (рисунок 2 ).

3. При управлении материальными потоками в процес­се реализации готовой продукции решаются задачи рас­пределительной логистики.Это обширный круг задач, ре­шением которых занимаются как производственные предприятия, так и предприятия, осуществляющие торгово-посредническую деятельность. К решению этих задач име­ют отношение властные структуры, так как от организа­ции распределения существенно зависит состояние экономики региона.

На рисунке 2, в показано, что в сферу внимания распре­делительной логистики материальный поток попадает, еще находясь в производственных цехах. Это означает, что воп­росы тары и упаковки, вопросы размера изготавливаемой партии и времени, к которому эта партия должна быть из­готовлена, а также много других вопросов, существенных для процесса реализации, начинают решаться на более ран­них стадиях управления материальным потоком.

4. При управлении материальными потоками на транс­портных участках решаются специфические задачи транс­портной логистики. Совокупный объем транспортной ра­боты, выполняемой в процессе доведения материального потока от первичного источника сырья до конечного потре­бителя, можно подразделить на две большие группы (при­мерно равные):

• работа, выполняемая транспортом, принадлежащим специальным транспортным организациям (транспорт общего пользования);

• работа, выполняемая собственным транспортом всех остальных (нетранспортных) предприятий.

Так же, как и другие функциональные области логис­тики, транспортная логистика четко очерченных границ не имеет.

5. Информационная логистика. Результаты движения материальных потоков находятся в прямой связи с рацио­нальностью организации движения информационных пото­ков. В последние десятилетия именно возможность эффек­тивного управления мощными информационными потоками позволила ставить и решать задачу сквозного управления потоками материальными. Высокая значимость информаци­онной составляющей в логистических процессах стала при­чиной выделения специального раздела логистики — ин­формационной логистики. Объект исследования здесь — ин­формационные системы, обеспечивающие управление ма­териальными потоками, используемая микропроцессорная техника, информационные технологии и другие вопросы, связанные с организацией информационных потоков (сопря­женных с материальными).

Информационная логистика тесно связана с остальны­ми функциональными областями логистики. Этот раздел рас­сматривает организацию информационных потоков внутри предприятия, а также обмен информацией между различ­ными участниками логистических процессов, находящими­ся на значительных расстояниях друг от друга (например, с помощью средств спутниковой связи).

 

1.2 ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

 

Поиски [8]оптимальных решений, позволяющих экономике страны эффективно освоить необходимые объемы перевозок при возможно малых затратах средств, в настоящее время относятся к основным задачам стабилизации и дальнейшего подъема как промышленности, так и сельского хозяйства. Степень удовлетворения различными видами транспорта потребностей общества в грузовых и пассажирских перевозках неодинако

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...