Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Почему Петербург называли столицей “Серебряного века”?




В Петербурге были «очаги», литературные центры того времени, откуда «расходились», «разбегались» новые стихи, идеи и формы стихосложения…

Литературным Олимпом называли один из домов на углу Таврической улицы и Тверской, дом №35. В шестиэтажном доме, увенчанной башней, на последнем этаже находилась квартира известного поэта – символиста, ученого, философа Вячеслава Иванова.

Илл. Дома

Дом строился в 1903-1905 годах по проекту М. Кондратьева, недавнего выпускника Института гражданских инженеров.

Поэт и его жена, Л.Д. Зиновьева – Аннибал, поселились в этом доме, в квартире №24, в июле 1905г., в которой вскоре стали собираться по средам писатели, художники, артисты. Читались стихи, разыгрывались спектакли, проходили оживленные диспуты. Вспоминает Н.А. Бердяев: «В. Иванов и Л. Зиновьева – Аннибал обладали даром общения с людьми, даром притяжения людей и их взаимного соединения… Образовалась утонченная культурная лаборатория, место встречи разных идейных течений, и это был факт, имевший значение в нашей идейной и литературной истории».

В «башне» можно было встретить А. Блока, Ф. Сологуба, В. Мейерхольда, О. Мандельштама, философа Н. Бердяева, поэтессу З.Гиппиус и многих других знаменитостей Серебряного века. Успеху ивановских сред содействовала непринужденная обстановка: люди приходили и уходили, ночевали, оставались на несколько дней. Вспоминает Андрей Белый: «Войдешь – забудешь, в какой ты стране, в каком времени: день будет ночью, ночь – днем, даже «среды» Иванова были уже «четвергами»: они начинались позднее 12 ночи». Все это непорядочное движение сопровождалось огромной духовной работой. Каждое собрание было посвящено обсуждению какой – либо одной темы, например: «Романтизм и современная душа», «Искусство и социализм», «Индивидуализм и новое искусство». В «башне» возникала особая атмосфера духовной близости людей, пролагавших новые пути русской мысли и русского искусства.

Здесь читались новые произведения. К.И. Чуковский вспоминает, как здесь однажды «Блок в очередной раз негромким ровным голосом прочитал «Незнакомку», и как только закончил, в Таврическом саду запели соловьи».

Звучали в «башне» и стихи самого Иванова, среди них и посвященные Петербургу. Например, стихотворение «Сфинксы над Невой».

Вспомни, где ты уже встречался с темой сфинксов. Где их мог в Петербурге видеть поэт Иванов? Какое на тебя произвели впечатление они?

В «башне» сложилось объединение поэтов и филологов – «Поэтическая академия», или «Академия стиха», вскоре преобразованная в «Общество ревнителей художественного слова». «Башня» сыграла огромную роль в развитии литературной и художественной жизни российской столицы. «Башня» была центральным местом для всего художественного Петербурга. Как с Эйфелевой башни, и с нее распространялись радиолучи по городу» (В.Пяст).

В 1912 году В. Иванов уехал за границу и собрания в «Башне» прекратились.

2. Илл. Дома Мурузи

В доме Мурузи жила семья Мережковский, их салон был одним из центров литературной жизни Петербурга.

Дмитрий Сергеевич Мережковский – писатель, поэт, автор исторических пьес и романов. Его жена, Зинаида Николаевна Гиппиус, - поэтесса, прозаик, литературный критик. Они прожили вместе 52 года. Детей у них не было. Зато часто к ним стали приходить поэты, литераторы, критики, которые проживали рядом.

Вспоминает Г. Чулков: «Дом Мурузи на Литейном проспекте был своего рода психологическим магнитом, куда тянулись философствующие лирики и лирические философы. Новейшие поколения того времени искали и находили в Мережковском связь с ушедшими поколением. Беседы у Мережковских велись на разные темы, но чаще всего говорили о церкви и культуре, язычестве и христианстве, религии и общественности».

Понимая и чувствуя красоту города, они тем не менее часто создавали в своих произведениях образ страшного, зловещего города. Так, в 1909 году Зинаида Гиппиус в стихотворении «Петербург» писала:

Твой остов прям, твой облик жесток,

Шершаво пыльный – сер гранит,

И каждый зыбкий перекресток

Тупым предательством дрожит.

Твое холодное кипенье

Страшней бездвижности пустынь;

Твое дыханье – смерть и тленье,

А воды – горькая полынь.

Как прежде, вьется змей твой медный,

Над змеем стынет медный конь…

И не сожрет тебя победный

Всеочищающий огонь, -

Нет! Ты утонешь в тине черной,

Проклятый город, Божий враг!

И червь, болотный, червь упорный

Изъест твой каменный колпак!

 

Весной 1919г. в бывшей квартире Мурузи разместилась студия при издательстве «Всемирная литература», созданная К. Чуковским и А. Тихоновым. На занятиях студии читал свои стихи Блок, выступал с лекциями К. Чуковский, Гумилев, Замятин. Среди студийцев можно было увидеть Зощенко. Л. Гумилев организовал здесь «Дом поэтов», где проходили литературные вечера, на которых прошло детство известного писателя Д. Гранина.В 1913 году Мережковские переехали из дома Мурузи на Сергиевскиую, ныне улицу Чайковского, в дом №83. Сюда с 1915 года стал к ним приходить приехавший в Петербург С. Есенин. Он стал бывать на литературных вечерах, где читал свои стихи.

Для писателей и поэтов серебряного века была характерна тревога в произведениях предчувствие грядущей трагедии. З. Гиппиус писала еще в 1913 году в стихотворении «У порога»:

На сердце непонятная тревога,

Предчувствий непонятный бред.

Гляжу вперед – и так темна дорога,

Что может быть совсем дороги нет.

Вскоре началась Первая мировая война. С этим связано изменение имени города: Петербург стал Петроградом. Мережковские отнеслись к этому отрицательно. «У нас в России… по манию царя Петербург великого Петра – провалился, разрушен. Худой знак!»

Кто посягнул на детище Петрово?

Кто совершенное деянье рук

Смел оскорбить, отняв хотя бы слово,

Смел изменить хотя б единый звук?

Не мы, не мы… Растерянная челядь,

Что, властвуя, сама боится нас!

Все мечутся да чьи - то ризы делят,

И все дрожат за свой последний час.

Всем было понятно, что война приведет страну к большой трагедии. Октябрьскую революцию они не приняли. На Сергиевской Мережковские прожили до конца 1919 года, после чего уехали в эмиграцию.

3. Илл. Кабаре «Бродячая собака».

Литературное кабаре было создано артистом Прониным как клуб художественной интеллигенции, как площадка для экспериментов в области культуры и пропаганды в 1912 году. Кабаре размещалось в подвале дома №5 на площади Искусств (прежний адрес: второй двор дома Жако). Создано оно было по инициативе писателей А. Толстого, художника М. Добужинского и других деятелей искусства. Художники разных направлений устраивали в кабаре поэтические, музыкальные и театральные вечера, выступали с лекциями. Постоянными посетителями «Бродячей собаки» были А. Ахматова, Н. Гумилев, О. Мандельштам и другие. Впоследствии появилась богатая публика, которая стремилась за очень высокую плату приобщиться к миру артистическому.

Вспоминает один из создателей кабаре: «Мы были уверены, что помещаться наш клуб должен обязательно в подвале. В один из дней, когда мы в поисках свободного подвала из одной подворотни заглядывали в другую, А. Толстой неожиданно сказал: А не напоминаем ли мы сейчас бродячих собак, которые ищут приюта?…Вы нашли название нашей затее. Пусть этот подвал называется «Бродячая собака». Происходило это в декабре 1911года. Вскоре заброшенный подвал совершенно преобразился. Вспоминает артист А. Мгебров: «В маленьких сводчатых помещениях его быстро воздвигнулись фантастические высокие камины, словно непосредственно перенесенные из фаустовских кабачков… Столь же удивительной быстротой голые стены украсились замечательными росписями…»В зале вмещались 80 человек, вдоль стен стояли диваны. В новогоднюю ночь «Бродячая собака была открыта». В «Бродячей собаке» бывали талантливейшие представители русской литературы и искусства. Кафе стало одним из центром культурной жизни. Здесь выступали со своими еще не опубликованными стихами Гумилев, Ахматова, Мандельштам. Ахматова позже вспоминала о нем в своем стихотворении «Подвал памяти» в 1940г. Как - то раз, в 1913году, молодой художник Н. Альтман, встретившись в «Бродячей собаке» с А. Ахматовой, попросил ее позировать, она согласилась. 17 ноября 1912 года впервые в столице Маяковский выступил с публичным чтением стихов, которое имело успех у публики. «Бродячая собака» была закрыта правительством в начале марта 1915года.

ГОЛОСА ИЗ ПРОШЛОГО

1. Когда в 1844 году Достоевский вышел в отставку с намерением отдать всего себя литературе, вместе с ним поселился его товарищ по училищу Д. Григорович. Он вспоминает: «Целые дни и часть ночи Достоевский просиживал за письменным столом. Он слова не говорил о том, что пишет. Я мог только видеть множество листов, написанных почерком, который отличал Достоевского: буквы сыпались у него из-под пера точно бисер, точно нарисованные. Как только Достоевский переставал писать, в его руках немедленно появлялась книга».[7] Достоевский написал роман «Бедные люди» и понес его Некрасову, своему другу. Тот решил показать после прочтения роман Белинскому, который жил на тогда на углу набережной Фонтанки и Невского проспекта (Невский проспект, №68)- в доме купца А. Лопатина. Входя к Белинскому, он воскликнул: «Новый Гоголь явился!» На это Белинский ответил строго: «У вас Гоголи – то как грибы растут», но рукопись взял. Когда же Некрасов зашел вечером взять рукопись, то услышал: «Приведите, приведите скорее!»

Вспомните из курса Литературы, что вас известно о перечисленных писателях и поэтах. Найдите по справочнику Горбачевич, Хабло «Почему так названы» улицы, связанные с этими людьми.

2. На Адмиралтейской набережной, 4, с 1887 по 1917 годов, существовал Панаевский театр, названный в честь инженера путей сообщения В.А. Панаева, который руководил здесь засыпкой Адмиралтейского канала и строительством своего доходного дома, где и разместился театр с залом – «мрачным колодцем», но удобной, с отличной акустикой сценой. Хотя владельцы театра менялись, но он всегда назывался Панаевским вплоть до сентября 1917года, который уничтожил театр.

3. Бердяев Николай Александрович, не смог принять советское государство. В 1922 году его выслали из СССР, и более двадцати лет он был профессором Религиозно – философской академии в Париже. Весь советский период труды Бердяева были запрещены. Они вернулись в Россию только с началом перестройки, в 1990-ых годах. Жил Бердяев в Петербурге в Саперном переулке,10.

4.После революции 1917 года, многие писатели и поэты Серебряного века были вынуждены покинуть Родину, но они остались хранителями этого периода в культуре. Это - В. Набоков, Г. Иванов, Г. Адамович и другие. Есть такое выражение «носить в себе Петербург». Это можно отнести к перечисленным авторам.

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ, ПОДУМАЙТЕ, ОБЪЯСНИТЕ, ОЦЕНИТЕ.

1. Ответьте на вопросы - заголовки статей параграфа.

2. Составьте для себя биографический словарь тех деятелей, фамилии которых встречаются в тексте. Укажите список адресов, по которым можно было бы сегодня повесить мемориальные доски в честь них.

3. Составьте маршрутный лист экскурсии, по адресам, представленным в параграфе по темам глав параграфа.

4. В романе «Идиот» действие происходит в районе Пески. Как вы думаете, где располагался этот район? Объясните, как вы будете искать ответ на данный вопрос.

5.О ком мог написать в стихотворении «Паллада» И. Северянин:

Она была худа, как смертный грех,

И так несбыточна миниатюрна…

Я помню только рот ее и мех,

Скрывавший всю и вздрагивающий бурно.

………………………….

Мужчина каждый делался остер,

Почуяв изощренную Палладу…

Обоснуйте свое мнение. Составьте биографическую справку об этом человеке.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...