Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 8. Общие представление о педагогике




Все мы целенаправленно или неосознанно воспитываем или поучаем кого-нибудь: своих близких, коллег по работе, в крайнем случае — самих себя. В жизни можно встретить людей, которые испытывают потребность и имеют привычку постоянно поучать. В этом случае о человеке говорят, что «он любит воспитывать». Подобные люди могут справедливо полагать, что они и есть самые настоящие учителя и воспитатели. Значит, воспитание и образование человека — один из видов человеческой деятельности. Однако всегда ли такой человек отдает себе отчет в сути процесса и по окончании обучения другого? Почему это происходит? Когда эта деятельность становится сознательной? Когда работа по образованию и воспитанию человека превращается в искусство?

«Педагогика» — слово греческого происхождения, буквально оно переводится как «деторождение», «детовождение». В России это слово появилось вместе с педагогическим, историческим и философским наследием античной цивилизации и педагогическими ценностями Византии и других стран. Столь обширное наследие было воспринято восточными славянами одновременно с их приобщением к христианскому миру. Русские книжники, знавшие греческий язык, читали труды античных мыслителей в оригинале и внесли в обиход новые слова — «педагог» и «педагогика».

В результате в Древней Руси слова «воспитатель» и «воспитание» имели тот же смысл, что и греческие «педагог» и «педагогика». Известно, что в древнерусской книжности был свой канонический жанр «учительной литературы» (один из ведущих), включавший тексты наставительного характера. А значит, на Руси, как и в других странах, веками создавалась самобытная преподавательская культура, развивающая педагогическое самосознание.

Такая потребность возникла, когда у людей сформировался некоторый опыт в данной сфере, позволивший разработать определенные правила и наставления.

Педагогика — совокупность знаний и умений по обучению и воспитанию человека.

Педагоги ищут эффективные способы передачи накопленного опыта и оптимальной подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности.

Следующая основная категория педагогики — обучение. Это планомерный, организованный и целенаправленный процесс передачи подрастающему поколению знаний, умений, навыков, руководства его познавательной деятельностью и выработки у него мировоззрения, средство получения образования. Основу обучения составляют знания, умения, навыки, выступающие со стороны преподавателя в качестве исконных компонентов содержания, а со стороны учеников — в качестве продуктов усвоения. Знания — это отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки. Они представляют собой коллективный опыт человечества, результат познания действительности. Умения — готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков. Навыки — компоненты практической деятельности, проявляющиеся при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократных упражнений. Образование — результат обучения. В буквальном смысле оно означает формирование образов, т.е. законченных представлений об изучаемых предметах. Образование — это объем систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый. Образованным принято называть человека, который овладел определенным объемом систематизированных знаний и, кроме того, привык логически мыслить.

Главный критерий образованности — системность знаний и системность мышления, проявляющиеся в том, что человек способен самостоятельно восстанавливать недостающие звенья в системе знаний с помощью логических рассуждений. В древнем афоризме: «Образование есть то, что остается, когда все выученное забывается" — большая доля истины.

Педагогика широко использует международные понятия "формирование" и "развитие". Формирование — процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов — экологических, социальных, экономических, идеологических, психологических и т.д. Воспитание — один из важнейших, но не единственный фактор формирования личности. Формирование подразумевает некую законченность человеческой личности, достижение уровня зрелости, устойчивости.

Понятие "формирование" считается еще неустановившейся педагогической категорией, несмотря на очень широкое его применение. Его смысл то чрезмерно сужается, то расширяется до безграничных пределов. В педагогической литературе прежних лет понятие «формирование» нередко употреблялось для обозначения неуправляемых, случайных воздействий на личность.

Неопределенны границы применения в педагогике еще одного общенаучного понятия — развитие. Развитие — это процесс и результат количественных и качественных изменений в организме человека. Оно связано с постоянными, непрекращающимися изменениями, переходами из одного состояния в другое, восхождением от простого к сложному, от высшего к низшему. Развитие личности — сложнейший процесс объективной действительности. Для углубленного изучения этого процесса современная наука пошла по пути дифференцирования составных компонентов развития, выделяя в нем физические, психические, духовные, социальные и другие стороны. Педагогика изучает проблемы духовного развития личности во взаимосвязи со всеми другими компонентами.

История дидактики характеризуется настойчивым стремлением исследователей выявить общие принципы обучения и на их основе сформулировать те важнейшие требования, соблюдая которые преподаватели могли бы достигать высоких и прочных результатов.

Современные принципы дидактики обуславливают требования ко всем компонентам учебного процесса — логике, целям и задачам, формированию содержания, выбору форм и методов, стимулированию, планированию и анализу достигнутых результатов.

Анализ многочисленных попыток исследователей разработать систему дидактических принципов позволяет выделить в качестве основополагающих следующие:

·сознательности и активности;

·наглядности;

·систематичности и последовательности;

·прочности;

·научности;

·доступности;

·связи теории с практикой.

Метод обучения — это совокупность приемов и способов организации познавательной деятельности ребенка, развитие его умственных сил, обучающего взаимодействия учителя и учащихся, учащихся между собой, с природной и общественной средой. Метод обучения реализуется в единстве познавательной деятельности педагога и обучаемых, уяснении учащимися знаний, овладении умениями и навыками. Прием, конкретный способ представляет собой часть, элемент метода. Если рассказ учителя — метод, то вопрос, обращенный к учащимся во время рассказа, будет методическим приемом.

Методы обучения могут быть представлены в различных классификациях с учетом их практических функций и возможностей организации обучающего взаимодействия педагогов и учащихся. Однако целостный процесс обучения обеспечивается единой классификацией методов, которая в обобщенном виде включает в себя все остальные классификационные характеристики.

Рассмотрим оптимально подходящую для использования в педагогической практике классификацию методов обучения по основным этапам обучающе-познавательного процесса: методы этапа восприятия-усвоения, методы этапа усвоения-воспроизведения, методы этапа учебно-творческого выражения. Эти поэтапные группы методов обучения, индивидуально усвоенные учителем, становятся основой его творческой методической системы.

Каждый метод обучения любой группы имеет свою конкретную сущность, сферу применения, приемы обучающего взаимодействия.

Формы организации обучения (организационные формы) — это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме. Организационные формы обучения классифицируются по различным критериям: количеству учащихся, месту учебы, продолжительности учебных занятий и др. По первому критерию выделяются массовые, коллективные, групповые и индивидуальные формы обучения. По месту учебы различают школьные и внешкольные формы. К первым относятся школьные занятия (уроки), работа в мастерских, на пришкольном участке, в лаборатории и т.п., а ко вторым — домашняя самостоятельная работа, экскурсии, занятия на предприятиях и т.д. По длительности времени обучения различают классический урок (45 мин), спаренное занятие (90 мин), а также уроки "без звонков" произвольной длительности.

История развития школы знает различные системы обучения, в которых преимущество отдавалось тем или иным формам организации.

Наибольшее распространение, как в нашей стране, так и за рубежом получила классно-урочная система обучения, возникшая в XVII веке и развивающаяся уже более трех столетий. Разработал ее теоретические основы и воплотил в жизнь Я. А; Коменский. Ключевым компонентом классно-урочной системы организации обучения является урок. Урок — это законченный в смысловом, временном и организационном отношении этап, элемент учебного процесса. Несмотря на малую длительность, урок является сложным и ответственным этапом учебного процесса — от качества отдельных занятий в конечном итоге зависит общее качество школьной подготовки

Виды воспитательного процесса. В целостном педагогическом процессе важное место занимает процесс воспитания.

Воспитание — процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.

В современном мире существует многообразие целей воспитания и соответствующих им воспитательных систем. Но среди непреходящих целей воспитания есть одна, похожая на мечту, выражающая наивысшее предназначение воспитания — обеспечить каждому человеку, появившемуся на свет, всестороннее и гармоничное развитие. Корнями эта цель уходит в античные философские учения.

Метод воспитания (от греческого "методос" — "путь") — это путь достижения заданной воспитательной цели. Применительно к школьной практике можно сказать также, что методы воспитания это способы воздействия воспитателя на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них убеждений и навыков поведения.

Методы педагогического воздействия в профессиональной деятельности. Современный специалист должен владеть многими навыками и столь разными навыками. Он должен знать пусть немного, но обо всем — от методов организации современных производств до особенностей человеческой психологии.

Какими же нравственно-психологическими качествами должен обладать руководитель?

Вот несколько практических советов:

1. Изучайте творческие возможности ваших подчиненных, их интересы и наклонности. Это поможет правильно расставить и более эффективно использовать имеющиеся кадры, создать в коллективе обстановку делового товарищества и взаимопомощи.

2.Четкое распределение обязанностей и формулирование (а виде документов) принципов и методов выполнения определенных видов работ конкретными исполнителями поможет предупредить конфликты. При этом важно регламентировать лишь основополагающие аспекты деятельности, чтобы не лишать подчиненных самостоятельности и не превращать руководство в мелочную опеку. Всех потенциальных сотрудников организации до зачисления на должность следует обязательно ознакомить с этим документом.

3.Добиться от исполнителей четкой и слаженной работы поможет вам авторитет. Многие ошибочно считают, что он автоматически обеспечивается служебным положением. На самом деле последнее лишь дает право завоевать и использовать его.

4.Росту авторитета в значительной мере способствуют терпимость к слабостям людей, не мешающим их работе и, напротив, нетерпимость ко всему, что неблагоприятно отражается на ней. Как руководитель, вы имеете право требовать качественного выполнения заданий. Подчиненные, зная об этой обязанности, теряют к вам уважение, если работа исполняется плохо,

5.Несдержанность, грубость и крик в отношениях с подчиненными наносят огромный ущерб авторитету — Развивайте в себе чувство самоконтроля эмоций, выработайте привычку сдерживаться, не терять самообладания. Еще Гораций заметил, что "гнев есть кратковременное безумие".

6.Задания и распоряжения необходимо отдавать в спокойном тоне, сформулировав их четко, полно и конструктивно, чтобы все поняли, что нужно сделать, как это сделать и какой ожидается результат.

7.Плохой руководитель знает, что надо сделать. А хороший показывает, как это сделать.

8.Основой здоровых отношений между руководителем и подчиненным является взаимное уважение. Несправедливость по отношению к подчиненными коллегам, имеющим лучшие способности, ведет к потере уважения и превращению вашей власти из фактической в номинальную.

9.Леонардо да Винчи считал, что " противник, ищущий ваши ошибки, полезнее, чем друг, желающий их скрыть". Умейте отыскивать рациональное зерно даже в недоброжелательной критике в ваш адрес.

10.Если кто-то из подчиненных высказывает мнение, противоречащее вашему, — критикуйте мнение, а не автора.

11.Обычно сотрудники готовы не щадя себя выполнять увлекающие их задания, но стремятся всячески экономить свои усилия, когда работа кажется им неважной или недостойной их. Сделать даже неинтересную работу важной в глазах подчиненных, поднять ее престиж до уровня престижа работника и выше — в этом искусство, профессионализм руководителя.

12.Необходимо всячески поддерживать работников, активно ищущих решение поставленных задач. Способствуйте их борьбе с недостатками, помогайте развивать достоинства, смелее выдвигайте их.

13.Решая вопрос о назначении, не забывайте, что люди, взятые со стороны, не всегда могут легко вписаться в коллектив, оправдать возлагавшиеся на них надежды. У них заметны хорошие и скрыты плохие стороны, тогда как у сотрудников, работающих в вашей организации, вам уже одинаково видны и те и Другие.

14. Среди работников любого уровня всегда есть люди, которые относятся к делу пассивно, работают малопроизводительно, а то и просто отбывают свое рабочее время. Разберитесь в причинах такого отношения. Возможно, оно вызвано:

·чрезмерным вмешательством со стороны непосредственного руководителя;

·отсутствием психологической и организационной поддержки;

·недостатком информации, в том числе о результатах своего труда;

·несоответствием заданий и возможностей;

·сухостью и невниманием руководителя к запросам.

15. За решение определенного вопроса должен отвечать только один человек. Если работу выполняют несколько лиц, нужно назначить ответственного.

16. Работа не будет выполнена хорошо, если не оговорены сроки и границы, в которых она должна протекать, сколь бы неприятны эти границы не были. "Полная свобода делать все, что хочешь и как хочешь, — это, в сущности, свобода вообще ничего не делать".

17. Лучшее — враг хорошего. Требуйте от подчиненных выполнения работы в заданный срок. Если не оговаривать сроки, то человек ищет не просто верное, хорошее решение, а наилучшее, что может продолжаться до бесконечности.

18. Человек — не машина: работа на пониженных мощностях снижает потенциал его ресурсов. Заниженные задания портят работников. Поэтому лучше давать задания со сжатыми {но реальными) сроками, чем с растянутыми.

19. Хотя бы раз в месяц нужна проверять исполнительность и степень осознания ответственности ваших подчиненных строгой ревизией одной из важнейших задач.

20. Наладьте систематическую и своевременную проверку хода выполнения плана. Запоздавшая проверка и корректировка ведут к излишнему расходованию сил и средств.

21. Непременное условие успеха любого мероприятия — поощрение за успешную работу и взыскания за упущения и недоработки. При этом и наказания, и поощрения должны быть соразмерны действиям работников и следовать непосредственно за ними.

22. Выбор воспитательных средств велик, мы же часто применяем лишь немногие привычные и нравящиеся нам:

- поощрения: поздравление с успехом; благодарность за своевременную и точную работу; признание явного повышения деловой квалификации работника по сравнению с прошлым или с его товарищами; разрешение на кратковременную передышку; снижение активности нагрузки; интересная командировка; предоставление права на самоконтроль; снятие прошлого наказания; денежная премия; повышение по службе;

- наказания: замечание; порицание; публичное осуждение; выговор; депримирование; невыгодное сравнение с другими работниками; лишение некоторых дополнительных благ; отмена юридически необязательных уступок возможность отлучки по личному делу, задержка намеченного продвижения по службе, введение более пунктуальной отчетности и т.п.

23. Как правило, взыскания и поощрения должны оказывать влияние не только на того, кому они предназначены, но и на весь коллектив, которому должно быть известно, что произошло, причины, приведшие к событию, и оценка его руководством. Однако в отдельных случаях, исходя из отдельного проступка и личности работника, его совершившего, полезнее отчитать сотрудника наедине, чем при всех.

24. Назначая встречу подчиненным, объясните ее цель заранее. Это им позволит подобрать необходимый материал, а вам поможет лучше решить обсуждаемый вопрос.

25. Беседуя с сотрудником, не позволяйте себе просматривать не касающиеся беседы бумаги, не извинившись перед собеседником, многократно вызывать секретаря и давать ему не относящиеся к обсуждаемому вопросу указания; отрешенно смотреть в окно; барабанить пальцами по столу, выражая нетерпение.

Вообще, вести беседу — это целое искусство. Вот несколько непреложных истин проведения беседы руководителем:

а) тон беседы должен быть деловым, что быстро создает атмосферу взаимного доверия. Пунктуальность укрепляет доверительную атмосферу, причем пунктуальность обоих собеседников. Человек, прождавший 15-20 минут в приемной или коридоре, вряд ли будет настроен дружелюбно в начале беседы. Если время приема просрочено, постарайтесь предупредить ожидающего о непредвиденной задержке и попросить его подождать, указав время с небольшим запасом (минут 5-10);

б) перед началом беседы рекомендуется предупреждать собеседника о времени, которым вы располагаете для беседы;

в) первое слово — за вашим собеседником, знаком он вам или не знаком;

г) мало что оказывается столь пагубным для беседы, как безудержная категоричность суждений;

д) в процессе беседы всегда надо последовательно проводить основную мысль;

е) слушая собеседника, заставьте себя забыть личные предубеждения и расположение; не торопитесь с заключением и строго проводите различие между фактом и мнением;

д) в беседе решение всегда должно следовать за обсуждением, так как в ином случае ваш собеседник вместо изложения своих идей начнет критиковать вас или будет безучастно со всем соглашаться.

26. Искусство ведения деловой беседы зависит также от умения слушать собеседника. Умение внимательно и эффективно слушать достигается длительными тренировками, во время которых рекомендуется забыть о личных предубеждениях, не торопиться с выводами и заключениями, постоянно проводить различие между фактом и мнением. Одна из американских методик рекомендует:

· слушай со вниманием;

· слушай — не болтай;

· слушай, что человек может сказать, не может сказать, не хочет сказать.
Сейчас в мировой практике применяются несколько методик, рекомендующих, как быстро научиться эффективно слушать. Вот некоторые рекомендации:

· принять активную позу. Специалисты считают, что правильная посадка тела помогает создать нам умственную сосредоточенность и, наоборот, когда мы расслабляем тело, то же самое испытывает наш мозг;

· сосредоточить взгляд на говорящем;

· поддерживать устойчивое внимание к говорящему;

· логически планировать процесс слушания. "Мысленное опережение" речи собеседника или оратора является не только одним из средств настройки на одну с ним волну, но и хорошим методом запоминания речи;

· преждевременно не оценивать беседу или выступление.

27.Залогом всех успехов в деловых контактах является самая обычная вежливость. Именно она создает с первых же минут ту атмосферу, в которой только и возможно найти согласие с вашими собеседниками.

28. Даже если вам предстоит вполне традиционное заседание с хорошо известными собеседниками, не поленитесь — набросайте хотя бы самый общий план будущего разговора.

29. Не "давите" на собеседников голосом, манерой речи, наконец, намеками на свое начальственное положение. Помните закон физики: "Действие равно противодействию". Этот закон справедлив и в человеческих взаимоотношениях. Как убедительно показал в своей книге Дейл Карнеги, успех приходит лишь к тем, кто умеет делать своих собеседников своими сторонниками, доказав им взаимовыгодность своих предложений.

Идеалом является " ролевая организация совещания", но будем реалистами — приучить коллег к такой форме обсуждения вам удастся не сразу. Но это не значит, что принципы такой организации нельзя начать реализовывать, как только вы с ними познакомились. Сделать это можно, например, путем жесткой регламентации очередности выступлений участников совещания — слово вы можете давать по очереди тем из их, кто изначально, по своему характеру, близок к роли, которую вам нужно задействовать на том или ином этапе обсуждения.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...