Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Технологии традиционной народной культуры в формировании личности подростков средствами социально-культурной деятельности




Глубинными основами всего многообразия направлений, видов и форм культуры в современном обществе, является традиционная народная культура.

Именно в рамках народной культуры сформировались представления человека о мире, система образов и языка, верования, знания и умения, обычаи, формы трудовой и празднично-обрядовой деятельности, система фольклора. Сложившиеся традиции создали опыт практической деятельности человека и всего его сообщества, к тому же способствовали регулированию норм социальных отношений (семейные, общинные, трудовые, межпоколенные, половозрастные), упорядочили характер многообразных отношений и связей этнической целостности с окружающим миром [56].

Сохранившая до наших дней свое основополагающее значение, традиционная народная культура, объединила в себе важнейшие свойства и качества этнического, выразившего исторический путь каждого народа.

Опыт прошлого века красноречиво показывает, как потеря народных традиций, их забвение грозит распадом важнейших этнокультурных связей между поколениями, потерей национального иммунитета, появлением чуждых природе этноса аномалий в жизни общества [68, с. 29-31].

Преодоление разрыва посредством приобщения юных поколений россиян к культурно-историческому наследию – это, на наш взгляд, актуальная политическая и образовательная задача. Её решение должно отвлечь Россию от бездны бездуховности, бескультурья, цинизма нынешних и будущих поколений россиян.

Государственная политика в области культуры ставит цель обеспечения и сохранения в едином культурном пространстве многообразия всей накопленной предыдущими поколениями системы традиций и ценностей. Признание основополагающей роли культуры в развитии и самореализации личности, гуманизация общества, сохранение национальной самобытности народов и утверждение их достоинства одна из ведущих задач государственной политики в области культуры [6, с.152].

Многовековой цивилизационный опыт поколений русского народа передаваемый из уст в уста, бережно сохраненный предками стал не доступен современному человеку, он практически полностью оторван от традиционной народной культуры. Не знаком с широким массивом ранее известных каждому обычаев земледелия, воспитания детей, и других бесценных обрядов, традиций русского народа. Раньше с момента рождения ребенок, попадал в живую среду, где постигал накопленный предками опыт и знания соприкасался с различными элементами народной культуры, без которых не возможно было прожить.

Оторванность современного человека от особенностей традиционного быта, от календарного круга привели практически к потери огромных пластов понимания народной культуры. Теперь большинство утерянных элементов традиционной народной культуры по крупицам собирается фольклорными экспедициями, восстанавливая традиционные славянские и христианские праздники. Найденные песенные источники создают репертуар ансамблей, организовываются фольклорные фестивали, проводятся семинары-лаборатории. Представляет особый практический интерес изучение и освоение фольклорных традиций, ипреломление их в современных фестивалях, конкурсах. Невозможно осуществить действительно эффективную работу учреждений социо-культурной сферы без народных песен и праздников, обрядов, без выставок крестьянского быта и предметов старины, занятий ремеслами [37]. Организация системы подобных мероприятий позволяет познакомиться с элементами знаний народной культуры, осуществить преемственность духовного и нравственного воспитание молодого поколения.

Слабая разработка теоретических основ данного процесса потребовало рассмотрения технологий традиционной народной культуры в формировании личности подростков средствами социально-культурной деятельности.

В традиционном учебном процессе, активно применяются технологии социально-культурной деятельности, при помощи которых достигаются планируемые результаты обучения и воспитания [22, с. 256].

Роль социально-культурной деятельности в приобщении подростков к традиционной народной культуры очень велика в настоящее время. Так как с возрастом интересы личности растущего человека отходят от основ родной культуры, и далеко не все продолжают интересоваться ею. Это ставит перед нами важную задачу - адаптации народных традиций и праздников к интересам и потребностям молодежи.

Культурно-досуговые учреждения сегодня являются основными хранителями народной культуры. На их базе осуществляется возрождение традиционных обрядов, праздников, традиций, ремесел. Этому способствует проведение комплекса мероприятий (традиционных фестивалей, праздников, конкурсов, организация клубов по интересам, кружков и так далее), а также экспедиций, семинаров, научно-практических конференций активными участниками которых становятся представители различных социальных, этнических групп, слоев и классов [81, с. 87].

Необходимо выделить основные направления деятельности
культурно-досуговых учреждений по сохранению и возрождению традиционной народной культуры:

- создание при культурно-досуговых учреждениях мини-музеев традиционной народной культуры, уголков народного быта, ведение комплексной работы в них;

- проведение в культурно-досуговых учреждениях совместно с учреждениями культуры, библиотек и центрами дополнительного образования традиционных народных праздников, фольклорных вечеров, в т. ч. в рамках, существующих при культурно-досуговых учреждениях клубов по интересам;

- организация и подготовка различных мероприятий по изучению народной культуры в культурно-досуговых учреждениях;

- организация и оформление, как в культурно-досуговых учреждениях, так и за их пределами, выставок народного творчества.

- организация клубов и кружков по рукоделию в традициях русской народной культуры [74].

Процесс социализации молодёжи воспроизводился каждым новым поколением через нормы, ценности, правила поведения, то есть всей институциональной культурой. На данном этапе развития современного общества происходит деградация механизмов процесса социального и культурного воспроизводства личности. В молодежной среде зарождаются новые нормы и ценности, меняются мировоззрение и образ жизни, вносящие в культуру и социум элементы неопределенности, бездуховности а порою даже лицемерия и безнравственности. Поэтому важно создавать условия через различные информационные и досуговые каналы передачу народных знаний, понятий, нравственных норм идентичных российской цивилизации.

Практическая реализация принципа соразмерности традиционных и инновационных процессов культурной динамики, по убеждению H. Чумаченко, определяется преобладанием механизмов сохранения, поскольку ориентация на сохранение всегда доминировала над изменением. Оптимальные взаимосвязи процессов воспроизводства культурного наследия (то есть актуализации, востребованности уже существующих в культуре или существовавших ранее явлений, ценностей, норм, традиций) и процессами культурной инновации предполагает стопроцентное возвышение первой тенденции [76].

Помимо общепринятых ориентиров воспитания и развития нравственности и культуры молодежи, ведущим направлением становиться процесс творческой самореализации личности, образования, направленного на гармоническое и эстетическое воспитание молодого поколения, тогда «качественный рост профессионального образования отражает изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологии» [20, с. 105].

Структура вoзрoждeния трaдициoннoй нaрoднoй культуры включает cрeдcтвa социально-культурной деятельности объединяющие ведущие пeдaгoгичecкиe принципы:

– пocлeдoвaтeльный пeрeхoдa oт простых к более cлoжным зaдaчaм;

– cмeна ритмa жизнeдeятeльнocти учacтникoв процесса возрождения, включающее чередование рaзгoвoрoв и дeйcтвий, coвмecтнoй пaрнoй, группoвoй, индивидуальной деятельности;

– получение учacтникaми радости oт зaнятий;

– применение тeхнoлoгий, соответствующих цели эксперимента;

– предоставление возможности каждому, участнику, изучить обряды.

исследования B.M. Рябкoва, рассматривают особенности духовной праздничной культуры общества, цель которой удовлeтворeниe дocугoвых потребностей различных групп нaceлeния, при помощи различных средств, фoрм и тeхнoлoгий, типaми культурно-досуговых учреждений, в их иcтoричecкoм развитии [58, с. 3].

Учрeждeния культурно-досугового типа, по мнению A.Д. Жaркoва являются oбщecтвeннo знaчимыми центрами нa тeрритoрии рaйoнa населённого пункта. Деятельность подобных, учрeждeний культуры нaпрaвлeнa нa aктивизaцию и твoрчecкoe развитие личности в cфeрe cвoбoднoгo врeмeни рaзвитиe культурнoй caмoдeятeльнocти мacc. Ведущей формой трaдициoннoй нaрoднoй культуры, применяемой в учрeждeниях культурно-досугового типа, является дeкoрaтивнo-приклaднoe иcкуccтвo.

Тaким oбрaзoм, мы, видим cвязь учреждений культуры, как c цeлями, тaк и co cрeдcтвaми дocтижeния этих целей, важнейшим из кoтoрых являeтcя прoцecc coздaния духoвных цeннocтeй [27, с. 287].

Декоративно-прикладное иcкуccтвo oргaничнo вoшлo в coврeмeнный быт и продолжает развиваться, сохраняя нaциoнaльныe трaдиции в цeлocтнocти. Oнo coдeржит в себе огромный потенциал для ocвoeния культурнoгo нacлeдия, тaк кaк дoнecлo до сегодняшнего дня прaктичecки в нeиcкaжeннoм видe хaрaктeр духoвнo-худoжecтвeннoгo пocтижeния мира. Нарушаемое в мире единство человека с природой, землей настоятельно заставляет обратиться к народной мудрости - памяти рода человеческого. А значит, возникает потребность восстановления истории народа, его образа жизни и творчества. Этими мотивами самосохранения объясняется тяга общества к таким традиционным художественным проявлениям как фольклор и ремесло, к их истории [35, с. 134].

Организация кружков декоративно-прикладного искусства в учреждениях культуры продиктовано жизненной необходимостью, так как сфера его влияния непрерывно расширяется и охватывает самые разнообразные стороны жизни современного человека.

Одна из главных особенностей народного декоративно-прикладного искусства – рукотворность произведений. Каждое изделие народного мастера неповторимо, оно как бы хранит частичку его души, тепло рук. Художественные принципы и творческая методика декоративно-прикладного искусства вырабатывается самими мастерами в процессе их художественной практики, и передаются от мастера к мастеру, от поколения к поколению.

Организация кружков декоративно-прикладного искусства в учреждениях культуры дает возможность расширить кругозор, активизировать образное мышление, а также наиболее полно выявить индивидуальные способности каждого подростка [42].

Эстетическая значимость общения подростков с произведениями народного искусства, с процессом изготовления нужных и полезных в жизни вещей, умение создавать их, важна для общего развития детей, для воспитания в них здорового нравственного начала, уважения к труду, развития художественного вкуса на лучших образцах этого искусства.

Дети любят работать с разнообразными материалами, конструировать, выполнять вещи практического назначения. Обучение декоративно-прикладному искусству органично сочетается с развитием художественного вкуса и творческого воображения.

Приобщаясь к занятиям искусства, человек воспитывает свой вкус, учится находить красоту в обыденном, приучается творчески мыслить.

Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Именно традиционные ремесла, к которым приобщается подрастающее поколение, рассказывают о жизни наших предков, об их нравах и обычаях, не дают народу забыть свою историю. Актуальная задача патриотического воспитания во многом реализуется через любовь детей к традиционному искусству. Значение народных традиций велико для воспитания подрастающего поколения. Народное искусство является воплощенным представлением народа о красоте и добре, о богатстве родной земли. Отличительной особенность декоративно-прикладного народного творчества является яркость красок, контрастность рисунка, пристрастие к растительным, животным или геометрическим орнаментам [15, с. 25].

Одним из средств передачи традиционной народной культуры являются песни. Народные песни впитали в себя высшие национальные ценности, ориентированные только на добро, на счастье человека. Ребенок должен быть счастлив сегодня, а не завтра… Как ни парадоксально, ребенок счастлив, когда поет. Песни грустные поет редко, хотя есть много очень печальных сиротских песен, но не поет этих песен, эти песни – не их, а о них. Главное назначение песни – привить любовь к прекрасному, выработать эстетические взгляды и вкусы. Большинство колыбельных песен раскрывает огромную силу материнской любви [25, с. 208].

Среди детей подросткового возраста более всего распространены веселые, задорные, шуточные песни. Самый богатый репертуар у юношества. Это свадебные плачи невесты, обрядовые, ритуальные. Каждому возрасту соответствуют свои песни. Они сопровождают человека от рождения до смерти. Воздействия на чувства человека, они одновременно влияют на его сознание и поведение. Вот почему их с полным основанием можно отнести к комбинированным средствам народного воспитания. Мы должны знать различные песни, уметь убеждать родителей в необходимости разучивать их с детьми.

Сказки являются важными воспитательными средствами, в речении столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания, убедительно доказала педагогическую ценность сказок. Дети и сказка - неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа, должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка.

Многие народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение.

Образность – важная особенность сказок. В герое обычно весьма выпукло и ярко показываются главные черты характера: отвага, трудолюбие, остроумие; такие черты как физическая сила, смелость, мужество. Образность добавляется забавностью сказок – тонким и веселым юмором.

Важнейшей особенностью сказок является – дидактизм, который носит поучительный характер «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

В сказках поднимаются многие проблемы народного воспитания. Наиболее обобщенно роль сказок представил в своих трудах В.А. Сухомлинский. Он эффективно исправил их в воспитательном процессе. Педагоги прошлого, в том числе К.Д. Ушинский включали сказки в свои учебные книги, хрестоматии.

Одним из средств традиционной народной культуры являются пословицы. В пословицах много материала практического характера: житейские советы, пожелания в труде, приветы, осуждения. «Нарожать – нарожала, а научить не научила», «Что мать в голову вобьет, того и отец не выбьет», «Родительское слово мимо не молвится», «Добрая совесть - глаз божий» [48, с. 365].

У всех народов трудовое воспитание является главной задачей. Праздность осуждалась народом как явление чуждое «Жизнь, потраченная на сон - пропавшая жизнь», «Сегодняшнюю работу не взваливай на завтрашнего верблюда». Однако в воспитательной работе с детьми необходимо использовать те пословицы, терминология которых понятна современному ребенку. Иначе эффект от их употребления пропадает.

Основным фактором народного воспитания является природа. Она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина.

Патриотизм – это, прежде всего, любовь к родной природе. Эта любовь не требует шума, крикливости. Как сказал Булат Окуджава, патриотизм – дело тихое и интимное [19].

Очаровательны в народном творчестве очеловеченные образы родины, родной природы: дуб - батюшка, Волга - матушка.

Школьной педагогике можно было бы многому поучиться у педагогики народной, в т. ч. и в приучении детей к духовному общению с природой «Чело дома приглянулось ласточкам - счастье семье», «Дятла стук услышишь – день предстоит радостный». Природа великая, огромная Вселенная, природа – малая вселенная – и определили принцип природосообразности в качестве высшего, основного принципа воспитания. Все, что согласуется с природой, должно рассматриваться как благо; что противоречит ее развитие, как зло и развращение. Этот принцип в свое время был глубоко и всесторонне обоснован Я.А. Коменским [45]. На тех же позициях стояли Ушинский, Толстой. Что же касается системы воспитания Сухомлинского, то она вся насквозь природосообразна, жизнеспособна и в этом ее сила.

Из явлeний, прямo и нeпocрeдcтвeннo cвязaнных c воспитанием, ближе всего к прирoдe cтoит игрa. Этo вeличaйшee чудo из чудес, изобретенных чeлoвeкoм cooбрaзнo прирoдe.

Игрa – удивитeльнo рaзнooбрaзнaя и богатая сфера дeятeльнocти дeтeй. Bмecтe c игрoй в жизнь детей приходит искусство, прeкрacнoe. Oн cвязaнa c пecнeй, тaнцaми, пляcкaми, сказками, загадками и другими видaми нaрoднoгo твoрчecтвa кaк cрeдcтвaми вocпитaния народной культуры. «Пока мoлoды, рeзвитecь, игрaйтe, cмeйтecь, чтoбы нe coжaлeть позднее!» Воспитательное значение народных игр труднo пeрeoцeнить, вoт пoчeму учитeль дoлжeн уметь использовать их в учeбнo-вocпитaтeльнoм прoцecce и вo внeклaccнoй рaбoтe [9, с. 59].

Нaрoдныe обрядовые праздники всегда cвязaны c игрoй. A вeдь нaрoдныe игры, почти исчезают сегодня из дeтcтвa. Bидимo, нaдo пoмнить, чтo нaрoдныe игры как жанр устного нaрoднoгo твoрчecтвa являютcя нaциoнaльным бoгaтcтвoм, и мы должны сделать их дocтoяниeм нaших дeтeй. Тaк мoжeт вoзникнуть нeoбхoдимocть в создании кружка нaрoдных игр.

Традиции как бы организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народа. Преемственность старших и младших основывается именно на традициях. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ. Традиции, как элемент общественной жизни, имеют свою специфику. В образовании народных традиций важное место занимают обычаи, исполнение которых было обязательно «Свой обычай в чужой дом не вноси», «Не сошлись обычаями, не бывать дружбе», «Обычай крепче закона». Эти пословицы наглядно показывают, как уважительно и почтенно относились к обычаям и традициям наши предки, какое огромное воспитательное значение имели они у разных народов. Обычаи входят в состав традиции вместе с обрядами, т.е. исторически сложившейся системой обязательных ритуальных действий. Традиционны в народе многие праздники, с языческих времен они дожили до наших дней, входя в современные религиозные системы [16, с. 80-81].

Раскрывая роль традиций в воспитании подрастающего поколения, мы берем в качестве отправной точки народную мудрость: «Без большого корня древа не бывает».

Обряды, традиции, обычаи сопутствуют каждому шагу человека от рождения до смерти, организуя его трудовую, социальную и личную жизнь. Обязательные для всего общества, они духовно сплачивают народ [13].

Бережно передаваемые из рода в род, традиции выполняют роль исторической памяти, осуществляя связь поколений.

Приобщение подростков к изучению традиционной народной культуры может происходить в условиях кружков и ансамблей народного творчества, детских и молодежных фольклорных коллективов, которые действуют как на базах школ, так и на базах учреждений дополнительного образования. Активное участие в праздниках «Ивана Купала», «Масленица», «Святки», «Сретенье» и других, дает знание народных традиций, истории страны не только детям, участвующим в таких коллективах, но и всем школьникам, являющимся зрителями таких мероприятий.

Обязательным условием включения участников фольклорных коллективов в традиционную народную культуру является их обширная подготовительная работа: детям раскрывается суть праздника, они разучивают загадки, поговорки, песни, сказки, былины и стихи, танцы и игры, готовят соответствующие атрибуты и костюмы.

В процессе подготовки подростков к традиционной народной культуре следует уделять особое внимание составляющим ее элементам: традиционным народным песням, загадкам, пословицам и поговоркам, обрядовым танцам, ритуальным обрядовым действиям, совершаемым через прием театрализации.

Современная социально-культурная ситуация в стране характеризуется динамичным развитием, и преобразованием культурных компонентов повседневной, жизнедеятельности людей. При этом существенно меняется структура социально-культурной деятельности, она освобождается от заорганизованности, администрирования и приобретает гуманистическое общечеловеческое содержание, делает актуальным индивидуальное своеобразие, национальную самобытность, авторское начало в культурной деятельности, позволяющей приобщать население к традиционной культуре Родины. Данная ситуация предполагает глубокое переосмысление общественной значимости социально-культурной деятельности как составной части единого процесса повышения культуры каждой личности. Разработка теоретико-методологических, методических, организационно-управленческих проблем в этой сфере даёт возможность преодолеть кризисные явления в социально-культурной деятельности [81, с. 157].

Таким образом, в целях сохранения, возрождения и преемственности традиционной народной культуры важное значение имеет культурно-досуговая деятельность. Современные технологии традиционной народной культуры в формировании личности подростков средствами социально-культурной деятельности разнообразны их выбор и использование определяется не только областью применения, но и профилем учреждения культуры. Проблема сохранения, развития и возрождения традиционной народной культуры в Российской Федерации, в целом, и в регионах, в частности, должна рассматриваться как одна из ведущих проблем современности и решаться на общенациональном и государственном уровнях. И в этом плане деятельность учреждений культуры, приобретает особую значимость, способствуя развитию молодого поколения на основе традиционных ценностей.

ГЛАВА 2. Анализ деятельности культурно-досуговых учреждений по актуализации традиционной народной культуры в формировании личности подростков средствами социально-культурной деятельности (на примере МКУК «Глинновский сельский Дом культуры» Новооскольского района Белгородской области)
2.1 Характеристика деятельности по актуализации традиционной народной культуры средствами социально-культурной деятельности

В современном мире все более остро встают социально-культурные проблемы общества: постепенная аккультурация и утрата этнокультурной идентичности, потеря духовных созидательных начал (базовых ценностей), ослабление иммунитета к современной утилитарной культуре, разрыв и отчуждение между поколениями, рост числа молодежных контрсоциальных и противоправных групп и другие. Во многих европейских странах и, в том числе в России, эти проблемы в первую очередь связывают с ослаблением и потерей основ традиционного общества, национальной традиционной народной культуры.

Наиболее эффективным способом включения традиционной народной культуры в социокультурный процесс является метод целенаправленного постепенного, поэтапного приобщения детей к традиционной культуре путем погружения в различные формы деятельности, согласно индивидуальным и возрастным особенностям личности ребенка.

Учреждения культурно-досуговой сферы в настоящее время стали активно развивать направление приобщения детей к традиционной культуре. Однако не все пути реализации этой задачи используются в достаточной мере, что дает возможность дополнительных разработок и поиска методик.

Реализация потенциала традиционной народной культуры в культурно-досуговых учреждениях может осуществляться при соблюдении следующих условий:

- наличие субъекта, способного к воспроизведению ценностей и смыслов традиционной народной культуры;

- организация деятельности субъектов образования как педагогического процесса в событийной общности взрослых и детей;

- создание этнокультурной среды, способствующей погружению детей в материально-предметное и ценностно-смысловое пространство родной культуры;

- использование комплекса образующих средств традиционной народной культуры и существующих в мегаполисе ресурсов [30, с. 84].

В настоящее время необходимо создавать в каждом селе, районе, области фольклорно-эстетические центры, школы, дома традиционной культуры, чтобы заниматься сбором, сохранением и передачей своего родного национального богатства нашим детям, внукам, правнукам.

Белгородская область – типичный среднероссийский регион, характеризующийся, компактным проживанием, русского населения, с преобладанием сельскохозяйственных территорий и соответственно, малых населенных пунктов. Чем меньше поселение, тем ближе и теснее общение людей, тем меньше разобщенность, тем понятнее и ближе каждому культура своей малой Родины. Именно это и позволяет эффективно использовать потенциал народных обрядов в повышении эффективности воспитания молодежи.

Проанализируем социально-культурную сферу Белгородской области с целью определения организаций - инициаторов включения народных праздников, обрядов, фольклорных традиций, верований.

Глинновский сельский Дом культуры, находится на территории Глинновского сельского поселения в селе Глинное и расположен в центре села. Это приспособленное одноэтажное здание 1957 года постройки.

С 2014 годаКлубное учреждение является структурным подразделением муниципального казенного учреждения культуры «Новооскольская клубная система» и осуществляет свою деятельность в соответствии с действующим законодательством: Конституцией Российской Федерации; Федеральными законами Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, законами Белгородской области, нормативно-правовыми актами Министерства культуры Российской Федерации, Правительства Белгородской области, администрации муниципального района «Новооскольский район» Белгородской области, Уставом МКУК «Новооскольская клубная система». Глинновский сельский Дом культуры не является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность от имени МКУК «Новооскольская клубная система».

Учреждение является некоммерческой организацией. Организационно-правовая форма: муниципальное учреждение. Тип: казённое.

Дом культуры обслуживает жителей сел: Глинное, Большая Яруга, Березки, Костино, хутор Севальный, Ивановка. Общая численность жителей поселения составляет 778 человек, из них – 22 детей дошкольного возраста, 68 учащихся, 200 человек студентов и молодежи, 253 работающего населения, 235 человек пенсионного возраста.

В Доме культуры имеется зал, сцена, фойе, инструментальная, игровая, гримерная комната, комната для занятий прикладного творчества, кабинет директора. Все эти помещения позволяют вести кружковую работу и другие мероприятия интересно и насыщенно.

В Доме культуры работают 7 человек, из них 4 творческих работника и 3 человека обслуживающего персонала.

Директор Дома культуры разрабатывает и контролирует исполнение основных направлений культурно-просветительской и досуговой деятельности среди населения в зоне действия учреждения культуры, составляет планы творческо-производственной и финансово-хозяйственной деятельности учреждения с учетом новых социально-экономических отношений. Принимает участие в разработке сценариев проводимых мероприятий, а также осуществляет их подготовку и проведение.

Руководитель кружка декоративно-прикладного творчества С.А Угольникова является руководителем следующих формирований: кружок «Мастерица», клуб «Аппликация», семейный клуб «Веселая семейка», клуб «Поваренок».

Художественный руководитель А.В. Шуваева руководит ансамблем хорового пения «Сударушка», театральным кружком «Маски», клубом «Ателье», детским кружком «Улыбка».

Культорганизатор Н.П. Ковалев является руководителем следующих формирований: кружок «Веселые нотки», клуб «Забавы», семейный клуб «Дружная команда», клуб «Ракетка».

Основой клубной работы, определяющей ее организационно-творческую стабильность, социально-культурную активность и общественную значимость являются коллективы самодеятельного, художественного творчества, любительские объединения, в которых происходит массовый процесс культурно-творческой самореализации личности.

Здесь же сформировано двенадцать клубных формирований, в которых занимаются 189 человека.

1) Театральный кружок «Маски» организатор театрализованных мероприятий.

2) Танцевальный кружок «Улыбка» принимает участие во всех концертных программах.

3) Вокальный кружок «Веселые нотки» выступает во всех концертных программах.

4) Кружок по декоративно – прикладному творчеству «Мастерица» организовывает выставки в Доме культуры, участвует в районных и областных выставках.

5) Спортивный кружок «Ракетка» готовит шахматные, шашечные, теннисные турниры, сражение в домино, лыжные прогулки, спортивные игры.

6) Домоводство «Домашнее ателье» кройки и шитья (готовит сценические костюмы).

7) «Поваренок» приготовления экзотических блюд.

8) «Аппликация» декоративно – прикладное творчество, (лоскутная мозаика).

9) «Веселая семейка» - семейный клуб.

10) «Забава» - любители народных игр.

11) «Сударушка» - любители народной песни.

12) «Дружная команда» - спортивный клуб.

Клубные формирования досугового объединения составляют внутренние ресурсы учреждения. Их работа осуществляется по двум направлениям:

- развитие творческих способностей населения в кружках;

- развитие индивидуальных способностей в любительских объединениях по интересам.

Деятельность Глинновского сельского Дома культуры направлена на удовлетворение общественных потребностей в сохранении и развитии традиционной культуры, поддержку художественного любительского творчества. Главная ценность – работа с местными органами власти, общеобразовательной школой, детским садом, библиотекой, с социально незащищенными слоями населения. Техническое оснащение Дома культуры соответствует новому уровню развития культуры на селе, вследствие чего мероприятия проводятся на должном уровне, и возросло число посещений. Любительские объединения по интересам способствуют сохранению и возрождению традиционной народной культуры, семейных и бытовых традиций, развитию семейного и художественного творчества.

Организация здорового досуга – одна из главных задач работников Глинновского СДК, которые стараются, чтобы Дом культуры стал не только местом отдыха молодежи и подростков, но и центром воспитания духовности и высокой культуры. Народное творчество, любительское искусство и спорт – прекрасная альтернатива алкоголю, наркомании, правонарушениям.

В своей деятельности Глинновский сельский Дом культуры руководствуется Постановлениями и рекомендациями вышестоящих органов управления. В том числе Постановление правительства Белгородской области от 24 октября 2011 года №387-пп «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Белгородской области» на 2014-2020 годы».

Сохраняя основные направления культурно-досуговой деятельности, специалисты Глинновского СДК выделяют наиболее важные задачи, соответствующие основным принципам государственной культурной политики, целям и задачам, определенными областными и районными программами развития отрасли.

Основными задачами деятельности СДК являются:

- удовлетворение потребностей населения в сохранении и развитии традиционного художественного народного творчества, любительского искусства, другой самодеятельной творческой инициативы и социально-культурной активности населения;

- создание благоприятных условий для организации культурного досуга и отдыха жителей сельского поселения;

- предоставление услуг социально-культурного, просветительского, оздоровительного и развлекательного характера, доступных для широких слоев населения;

- поддержка и развитие самобытных национальных культур, народных промыслов и ремесел;

- развитие современных форм организации культурного досуга с учетом потребностей различных социально-возрастных групп населения.

Дом культуры осуществляет свою деятельность дифференцированно, на основе конкретных запросов и потребностей населения, активно используя средства и формы организации досуга, расширяя спектр культурных услуг и качество создаваемого культурного продукта. Задача- поддержать тех, для кого занятия всеми видами творчества становятся предпочтительным время препровождением (во всех возрастных группах).

В Глинновском СДК реализуются следующие формы работы:

- тематические концертные программы;

- патриотические митинги, митинги памяти и скорби;

- диспуты, беседы, встречи о пагубном влиянии алкоголизма, курения, наркомании;

- народные гуляния;

- семейные вечера отдыха

- познавательно развлекательные мероприятия для молодежи, тематические дискотеки

- тематические дискотеки

- игровые программы для детей

- театрализованные представления новогодние праздники

- занятия творческих коллективов;

- работа любительских объединений.

На сегодняшний день одним из приоритетных направлений деятельности Глинновского Дома культуры остается сохранение и возрождение традиционной народной культуры.

В рамках развития и пропаганды народных праздников, обычаев, обрядов, особенностей музыкального, песенного и танцевального искусства, народного творчества традиционно постоянно проводятся праздники народного календаря, театрализованные концертные представления, престольные праздники, фольклорные посиделки, различные тематические программы. К числу мероприятий по возрождению и развитию традиционной народной культуры можно отнести такие: «Святая Пасха», «Коляда, коляда накануне Рождества» - народное гуляние. «Свет Рождественской звезды» - престольный праздник. Масленица - народное гуляние, Праздник села, Медовый, Ореховый и Яблочные Спасы и другие.

Все мероприятия построены так, чтобы участники процесса сознательно или бессознательно приобщились к обрядовым традициям, истолковывали, воспринимали, познавали их, формировали свое отношение ко всему окружающему. Педагогическая регуляция в процессе возрождения затрагивала проблему социальной регуляции поведения современных подростков, формирования внутренней системы установок, ценностей, оформление устойчивых форм поведения, черт характера и способов эмоционального реагирования. Молодые люди в процессе возрождения расширили свои внутренние возможности, умения и навыки.

С целью выявления интереса подростков к традиционным праздникам и обрядам нами было проведено анкетирование, по результатам которого нами была разработана программа «Ты, сторонушка родная» по актуализации ценностей традиционной народной культуры среди подростков в условиях социально-культурной деятельности.

Анкетирование проводилось на базе МБУК «Глинновский сельский Дом культуры» Новооскольского района Белгородской области среди подростков в возрасте 14-16 лет, в котором приняло участие 30 человек (30 % – парни, 70% – девушки). Респондентам предлагалась, анкета с вопросами и вариантами ответов на них (приложение 1). Каждый респондент мог отметить несколько альтернатив.

На вопрос: «Насколько вы осведомлены о народных традициях (обрядах, праздниках, народной песне) нашей Белгородской области?» предлагались варианты ответов: «письменные источники, устная информация; средства массовой информации (радио, телевидение, газеты, журналы), интернет, участие в фольклорном, этнографическом коллективе, в семье, затрудняюсь ответить», ответы распределились следующим образом: (43 %) респондентов указали письменные источники, устную информацию, (21 %) средства массовой информации, 10% – участие в фольклорном, этнографическом коллективе, 8 % респондентов указали семью и 18 % орошенных выбрали вариант затрудняюсь ответить.

В ходе ответа на вопрос: «Знают ли в Вашей семье народные традиции нашего края (песни, баллады, заговоры, предания, сказки, легенды, поговорки, пословицы, приметы, гадания и т.д.)» респондентам предлагались варианты ответов: «да; нет; затрудняюсь ответить». Ответы респондентов распределись так: да – 62 %, нет – 27 %, затрудняюсь ответить – 11%.

На вопрос: «Приходилось ли вам присутствовать или принимать участие в различных традиционных обрядовых мероприятиях нашей области» предлагались варианты ответов: «да; нет; затрудняюсь ответить». Респонденты ответили следующим образом: «да» – 58 %; «нет» – 37 %, «затрудняюсь ответить» – 5 %.

На вопрос: «Какие традиционные обряды и праздники проводятся на территории Вашего района (села, поселка, деревни, города)» предлагались варианты ответов: «Рождественские святки, Масленица, Сороки, Троицко - Купальский цикл (Вознесение, Троица, Духов день, День Иваны Купалы, Петров день, Яблочный спас, престольные праздники и т.д.)» ответы респондентов распределились следующим образом: Рождественские святки – 49 %, Масленица – 57 %, Сороки – 52 %, Троица – 79 %, Иван Купала – 32 %, Петров день – 46 %, Яблочный спас – 12 %.

В процессе ответа на вопрос: «Кто осуществляет подготовку праздников на территории Вашего района (села, посёлка, деревни, города)» предлагались варианты ответов: «Работники учреждений культуры, работники учреждений образования, проводятся без участия учреждений и организаций, затрудняюсь ответить» 53% – респондентов предпочтение в ответах отдали работникам учреждений культуры и образования, 31% респондентов добавили к работникам учреждений ответ: «без участия учреждений и организаций», 9 % респондентов выбрали ответ: «без участия учреждений и организаций» и 7 % респондентов дали ответ «затрудняюсь ответить».

На вопрос: «Что бы вы хотели знать о народных традициях нашей области?» распределение ответов выглядит следующим образом: 32 % – об обрядах и праздниках Белгородчины, 25 % – о народных традициях в семье, 21 % – о фольклорных коллективах нашей области, 8 % – «затрудняюсь ответить».

На вопрос: «Как вы проводите свой досуг?» респонденты ответили следующим образом: общение с компьютером – 44 %, игры, туризм, участие, в спортивных секциях – 34 %, развлечение и отдых (посещение дискотек, баров, кафе) – 27 %, чтение литературы – 23 %, парные дела (прогулки, покупки и праздники) – 15 %, эмоциональное дружеское общение – 8 %. Каждый респондент мог отметить на этот вопрос несколько альтернатив.

К коммуникативной составляющей проведения досуга на первое место молодые люди выдвигают эмоциональное и дружеское общение (50 %), на второе - посещение друзей, и родственников (17 %), на третье - семейное обсуждение и разговоры - (10 %), на четвертое совместное нежелание заниматься чем-либо (12 %), посещение массовых мероприятий (9 %).

На вопрос: «По вашему мнению, участие в обрядах и праздника х относится к отдыху, развлечению или к изучению истории и традициям?» респонденты единогласно на первое место вывели изучение истории и традиций (46 %), на второе – отдых (23 %), на третье – развлечение (19 %), «затрудняюсь ответить» выбрали 12 % опрошенных.

В результате опроса, проведенного нами, было выявлено, что большинство опрошенных молодых людей готово обсуждать тему изучения традиционной народной культуры. Однако понимание содержания понятия духовного воспитания вызвало затруднение. Частота ответов на вопрос о сущности понятия «нравственное воспитание» распределились следующим образом: 18,7 % – знает, 36,3 % -скорее знает, чем не знает, 19,1 % – не знает, 25,9 % – нет ответа. Таким образом, 45 %. молодых людей их числа, опрошенных показали незнание содержательной стороны понятия «нравственное воспитание». Этот факт говорит о том, что тема духовно-нравственного воспитания актуальна для данной аудитории.

Проведенный опрос позволил сделать выводы о том, что роль возрождения традиционной народной культуры в воспитании молодого поколения, несомненна. Используя фольклорный материал в возрождении традиционной народной культуры, возможно, сохранить неповторимое лицо своей малой Родины передать богатые культурные традиции молодому поколению. Крайне показательным является тот факт, что практически все участники опроса продемонстрировали не только желание глубже изучить механизмы передачи традиционной народной культуры, но заинтересованность в адаптации их в практику социально-культурной деятельности. Однако 13 % процентов респондентов на поставленные вопросы выбрали ответ «затрудняюсь ответить», что на наш взгляд является достаточно высоким процентом. Это определило дальнейшее направление нашего исследования, потребовало поиска взаимосвязи общих и специальных компонентов, их взаимодействия с различными формами деятельности учреждений культуры и образования в едином целостном технологическом процессе воздействия на молодёжь.

Таким образом, особое значение должно быть уделено сохранению и освоению культурного наследия, его умелого и педагогически осмысленного включения в дальнейшие культурно-творческие воспитательные и образовательные процессы в детской, семейной, школьной и других социальных средах.

Социально-культурные работники должны использовать современные технологии, через опыт традиционной народной культуры формировать у воспитанников чувство общности, привязанности, родства с историческим бытием народа во времени, родовой памяти с предками, духовно-нравственные ценности, что является важным составным компонентом в процессе воспитания молодого поколения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...