Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Новые педагогические технологии обучения географии

Магистр гр17.1-605 Гайнутдинова Д.А.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 4

Новые педагогические технологии обучения географии

В центр внимания работников образования поставлена результaтивность обучения.

Под технологией обучения понимают способы повышения эффективности обучения, тaкое проектировaние учебного процессa, которое имеет четко зaдaнный результaт.

Термин «технология» заимствован из зарубежной методики. Часто его неверно употребляют взамен методики обучения или в неопределенном значении. В зарубежной методике этот термин используют при описании по-разному организованных процессов обучения. Различают два понятия: а) технология обучения, что означает разработку оптимальных методик обучения и б) технология в обучении. Последнее понятие ознaчaет использовaние технических средств обучения (в основном ЭВМ, компьютерных прогрaмм, в том числе новых мультимедийных учебников геогрaфии и др.). Традиционная методика допускает не очень жесткую постановку целей, не предлагает жесткой управляемости учебным процессом.

Педагогическую технологию определяют как оптимально организованное взаимодействие учителя и учащихся. Специфика технологии в том, что в ней проектируется и реализуется такой учебный процесс, который гарантирует достижение поставленных целей. При этом деятельность учителя и осуществляемая под его руководством деятельность учащихся организуются так, что все действия представлены в определенной последовательности. (через алгоритмы деятельности), а их выполнение предполагает достижение ожидаемых результатов, которые можно заранее проектировать.

К особым чертам технологии обучения относят:

- разработку диагностично поставленных целей обучения;

- направленность на гарантированное достижение учебных целей;

- оперативную обратную связь посредством диагностирующих проверочных работ;

- обязательную оценку текущих и итоговых результатов обучения;

- воспроизводимость обучающих процедур, возможность их повторения любым учителем.

В технологиях обучения цели ставятся диагностично, т. е. их определяют через результаты, выраженные в действиях школьников. Эти действия учитель может измерить и оценить. В традиционной методике цели ставятся неопределенно («дать знания о...» или «изучить климат...»), тогда как в технологии цели ставятся диагностично, они описываются через действия школьников в терминах: знают, понимают, применяют, объясняют, анализируют, оценивают, прогнозируют.

В целом, как нам представляется, технология беднее методики. Ведь любой вид деятельности, поставленный на поток, обезличивает процесс и результаты труда, как учителя, так и учащихся, способствует тиражированию приемов и способов получения знаний. Алгоритмы деятельности далеки от творчества. Поточный метод в учебном процессе может дать на выходе стандартную продукцию, лишенную оригинальности, художественности, неповторимости, что и отличает массовую продукцию от произведения искусства. Однако как составная часть методики технология имеет полное право на существование. Ведь педагогическая технологияэто совокупность методов, приемов, форм организации обучения и учебной деятельности, опирающихся на теорию обучения и обеспечивающих планируемые результаты. Основная цель педагогических технологий — организация взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся (т. е. методов обучения), которая направлена на обеспечение планируемых результатов.

Главными признаками технологии обучения считают:

- четкую постановку перед учащимися учебных целей и задач, осознание лично каждым учащимся значимости изучаемого материала, мотивацию учебной деятельности школьников;

- построение последовательной поэлементной процедуры достижения целей и задач с помощью определенных средств обучения, активных методов и форм организации учебной деятельности школьников;

- обучение по образцам (по учебным тетрадям, практикумам, учебникам); выполнение указаний учителя (приемов учебной работы, алгоритмов);

- организацию самостоятельной работы учащихся, направленную на решение проблемных учебных задач;

- широкое применение различной формы тестовых заданий для проверки результатов обучения.

Видов педагогических технологий много, их группируют по не­скольким критериям. В дидактике выделяют три основные группы технологий:

  1. технология объяснительно-иллюстративного обучения, суть которого в информировании, просвещении, учащихся и организации репродуктивной деятельности с целью выработки как общеучебных (учебно-организационных, учебно-интеллектуальных, учебно-информационных), так и специальных (предметных) умений;
  2. технология личностно-ориентированного обучения, направленная на выявление и «окультуривание» индивидуального субъектного опыта ребенка путем согласования с результатами общественно-исторического опыта, т.е. перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности (Якиманская И.С.);
  3. Технология развивающего обучения, в основе которой лежит способ обучения, направленный на включение внутренних механизмов личностного развития школьника.

Каждая из этих групп включает несколько технологий обучения.

Так, группа личностно-ориентированных технологий обучения включает технологию разноуровненного (дифференцированного) обучения, коллективного взаимообучения, технологию полного усвоения знаний, технологию модульного обучения и др. Эти технологии позволяют учитывать индивидуальные особенности учащихся, совершенствовать приемы взаимодействия учителя и учащихся.

В процессе реализации технологий личностно-ориентированного обучения целесообразно соблюдение следующих условий:

- структурирование учебного материала на смысловые блоки и постановка к каждому из них познавательных учебных задач (иногда проблемного характера), создающих у школьников познавательную потребность;

- создание специальных учебно-познавательных мотивов, так как реальный смысл учения определяется для школьников не столько целями, сколько мотивами, отношением их к предмету;

- постановка познавательных учебных задач, которые своим содержанием направлены на программирование направленности деятельности учащихся на учебные открытия, на фиксацию и усвоение нового способа деятельности;

- реализация учебной задачи посредством создания проблемной ситуации, создания условий интеллектуального затруднения.

 

В методике географии накоплен значительный опыт применения технологий обучения. Среди них наиболее известна методика (или технология) формирования приемов учебной работы, изложенная в виде правил, образцов, алгоритмов, планов описаний и характеристик географических объектов.

Давно в процессе обучения географии применяется технология листов опорных сигналов (логических опорных конспектов — ЛОК или ЛОС). О роли схем логических связей в обучении географии писал еще Н.Н. Баранский, подчеркивая, что схемы «научают выделять главное и основное, приучают отыскивать и устанавливать логические связи, существенно помогают ученикам усваивать урок».

Технология формирования учебной деятельности предполагает, что учитель создает систему учебных задач по какому-либо курсу, разделу или теме, разрабатывает проекты организации своей деятельности и взаимосвязанной с ней деятельности школьников, подготавливает тестовые задания.

Технология дифференцированного обучения также хорошо известна в методике географии. При ее применении учащиеся класса делятся на условные группы с учетом типологических особенностей школьников. При формировании групп учитываются личностное отношение школьников к учебе, степень обученности (запас знаний, умений, опыта творческой деятельности, приобретенный до изучения той или иной дисциплины), степень обучаемости (индивидуальные качества личности), интерес к изучению предмета, к личности учителя. Создаются разноуровневые программы.

В практике работы учителей географии широко распространена технология учебно-игровой деятельности. Учебная игра как педагогическая технология дает положительный результат лишь при условии ее серьезной подготовки, когда активны и ученики, и сам учитель. Технология коммуникативно-диалоговой деятельности требует от учителя творческого подхода к организации учебного процесса, владения приемами эвристической беседы, умений вести дис­куссию с классом и создать условия для возникновения дискуссии между школьниками. У школьной географии есть большие возможности для применения коммуникативно-диалоговой тех­нологии. В темах каждого курса немало проблем и вопросов для организации учебного спора: «Карта — правильное или кривое зеркало?», «Ветер — враг или друг человека?», «Надо ли осушать болота Западной Сибири?», «Есть ли перспективы развития атомной энергетики?» и др. Применять этот вид технологии учителю помогает богатый методический аппарат многих учебников географии. Модульная технология также применима в обучении географии. Модулем называют особый функциональный узел, в котором учитель объединяет содержание учебного материала и технологию овладения им учащимися. Учитель разрабатывает специальные инструкции для самостоятельной работы школьников, где четко указана цель усвоения определенного учебного материала, дает точные указания к использованию источников информации и разъясняет способ овладения этой информацией. В этих же инструкциях приводятся образцы проверочных заданий (чаще в форме тестов).

Учителя географии все чаще стали обращаться к методу проектов, который называют технологией проектной деятельности школьников. Смысл этой технологии состоит в организации исследовательской деятельности чаще всего на основе краеведческой работы. Например, учащиеся составляют проекты развития малых городов, в которых они побывали в период каникул, проекты развития зеленых зон микрорайона школы и др.

Литература

1. Баранский И.Н. Методика преподавания экономической географии. - М., 1990.

2. Душина И.В., Понурова Г.А. Методика преподавания географии.- М., 1996.

3. Кларин М.В. Технологии обучения: идеал и реальность. — Рига, 1999.

4. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. — М., 2000.

5. Кутейников С.Е. Типы учебных элементов модульной программы // География в школе. — 1998. — № 2. Модульные блок-циклы в препо­давании географии // География в школе. — 2000. — № 5.

6. Федорова В.А. Изучение темы «Население» в курсе «География России» // География в школе. — 1998. — № 5.

7. Щенев В.А. Приемы учебной работы учащихся в курсах физичес­кой географии. — М., 1979.

8. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. — М., 1996.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...