Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Отдавать ли ребенка в ясли?




Пусть поднимет руку та мама, у которой никогда не сжималось сердце вести своего ребенка в ясли, рассказывая ему о чудесном дне в компании с дру­гими детьми, оставлять его плачущего, бежать на автобус и с сомнением утешать себя, что главное не количество, а качество времени, проведенного с малышом. Вероятно, ни одна не даст положитель­ного ответа. Скорее всего, именно из-за чувства вины на вопрос «как должны поступать работаю­щие матери маленьких детей?» 73% опрошенных женщин ответили: «Временно оставить работу и посвятить все время уходу за детьми до достиже­ния ими возраста двух лет». Того же мнения придер­живаются 78% мужчин. Фонд «Родольфо Бенедет-ти» заказал исследование по вопросу о том, пользу­ются ли итальянские семьи услугами детских яслей. В опросе приняли участие 1000 человек в возрас­те от 18 до 79 лет. Кому доверяют детей? Предпоч­тение отдается государственным яслям (50%), за­тем следуют родственники, частные ясли, а на пос­леднем месте оказались няни. На вопрос о том, какими льготами должны пользоваться женщины, имеющие детей, 40% ответили — неполный рабо­чий день, а 32% выступают за продление отпуска До достижения детьми совершеннолетия. Иными словами, отношение к проблеме яслей для италь­янских семей остается двойственным. Достаточно сказать, что в Италии всего 6% детей в возрасте до


3 лет посещают ясли, в то время как в Великобри­тании — 34, во Франции — 29, а в Дании — 64%. Почему? 55% опрошенных мам предпочитают зани­маться детьми лично. Но не последнюю роль для 42% играет и стоимость пребывания ребенка в яс-

лях. «Естественно, было бы предпочтительней, чтобы с очень маленькими детьми оставались мамы, — говорит министр Стефания Престиджако-мо. — Но в действительности складывается иная ситуация. Ощущается огромный спрос на места в го­сударственных и ведомственных яслях. В ясли, ко­торые мы организовали в нашем министерстве, уже поданы 30 заявок на будущий год. Мы уже больше не можем ждать принятия законопроекта о детских учреждениях, который заблокировала комиссия по социальным вопросам палаты депутатов. Матери очень в нем нуждаются». Источник: News.Baltery.Ru. 2003. 25 июня.

См.: Рожанский М. Память города без прошлого // Биографический метод в изучении постсоциа­листических обществ / Под ред. В. Воронкова, Е. Здравомысловой. СПб., 1997. См.: Семенова В., Мещеркина Е. Биографический метод в социологии: история, методология и прак­тика. М., 1994; Семенова В., Фотеева Е. Судьбы людей. Россия. XX век. Биографии семей как объект социологического исследования. М., 1996.

Метод «истории жизни» человека от детства к взрослению и старению является, пожалуй, одним из самых распространенных направлений в запад­ной качественной социологии69. Но на русском языке работы такого рода пока немногочисленны и состоят главным образом из переводов70. Данный метод позволяет исследовать индивидуальную жизнь личности и отражение в ней социально-культурных норм, соотношение социального и индивиду­ального. Объектом биографического исследования является не только ис­торический или политический деятель, но и любой член общества, его био­графия, предметом является содержание его жизненного пути71.

Биографическое интервью представляет собой жизненное повествование как своего рода «сценическое представление» (метафора И. Гоффмана72) о себе и своей жизни73. Здесь важной проблемой является необходимость проводить различие между «построением» идентичностей и изменением идентификации респондента, что выражается в способе построения его рассказа о жизни, «конструирования» своей биографии. Индивидуальная история жизни может стать основой и при изучении способов «проживания» жизненных событий, социальных ситуаций: индивидуальных кризисов, поворотных моментов био­графического пути, социально-исторической ситуации, особенности мужских и женских моделей поколенческого поведения в определенных социальных общностях74. Сравнительный анализ большого числа аналогичных случаев — основа для описания социальной проблемы, которая вырисовывается за сход­ными обстоятельствами и действиями, за общей социальной практикой лю­дей. Такой методологический подход позволяет типологизировать жизненные стратегии различных поколений в сходных ситуациях, конструировать «об­разцы» (нормативные модели) поведения или типы культурных ориентации, стилей жизни.

69 См. например: Plummer К. Documents of Life. L., 1983; Riley M.W. Sociological Lives. Newbeiry Park,
1988; Bertou D. Destins personnels et structure de classe: Pour Line critiue de L'antroponomie politiue.
Paris, 1977; Bertaux D., Thompson P. (Eds.) Pathways to Social Class. A Qualitative Approach to Social
Mobility. Oxford, 1997; Берто Д., Берто-Вьям И. Наследство и род: трансляция и социальная мо­
бильность на протяжении пяти поколений // Вопр. социологии. 1992. Т. 1. № 2; Берто Д., Берто-
Вьям И.
Семейное владение и семья: трансмиссия и социальная мобильность, прослеживаемые на
пяти поколениях // Социологические исследования. 1992. № 12. С. 132—133; Берто Д. Трансмис­
сии социального статуса в экстремальной ситуации // Судьбы людей: Россия XX век. Биография
семей как объект социологического исследования. М., 1996. С. 207—239.

70 В качестве примера можно привести: Турен А. Возвращение человека действующего. Очерк соци­
ологии. М., 1998. В качестве исключения: Биографический метод в социологии. История, мето­
дология и практика. М., 1994; Козлова Н.Н. Документ жизни: опыт социологического чтения //
Культурная антропология. М., 1997. С. 353—355; Межпоколенная трансмиссия сквозь призму мас­
совых опросов и жизненных историй // Трансформация социальной структуры и стратификация
российского общества. М., 1996. С. 350, 354.

71 Исходной методологической предпосылкой биографических исследований служит признание со­
циально-исторической значимости отдельной личности, понимание действий которой рассмат­
ривается как один из способов объяснения социально-исторических событий. В последователь­
ном жизнеописании (истории жизни человека) отражены этапы становления индивидуальности в
конкретных социально-исторических условиях, изменения обстоятельств жизни, поведения и де­
ятельности личности в процессе индивидуализации (достижения личностной целостности). В та­
ких изменениях отражаются закономерности процесса индивидуализации личности.

72 См.: Goffman E. The Moral Career of the Mental Patient. N.Y., 1961.

73 См.: Воронков В., Чикадзе Е. Ленинградские евреи: этничность и контекст// Биографический метод в
изучении постсоциалистических обществ / Под ред. В. Воронкова и Е. Здравомысловой. СПб., 1997.

74 См.: Семенова В., Фотеева Е. Судьбы людей. Россия. XX век. Биографии семей как объект социо­
логического исследования. М., 1996.

Одной из разновидностей качественных методов исследования выступает анализ бытового, рукописного текста («ручное письмо»). При данном подхо­де письмо рассматривается как символ модерна, вариант самоописания об­щества, важный инструмент власти, способ самореализации. Мир пишущих «неправильно» — мир доминируемых. Как правило — это представители не реализовавших себя поколенческих когорт. «Ручное» наивное письмо свиде­тельствует, что пишущий пребывает на нижних ступенях социальной иерар­хии и баланс власти складывается отнюдь не в его пользу75. Это ставит вопрос о теоретической интерпретации текстов «наивного письма» и естественности повседневного языка, часто выражаемого при помощи невербальных симво­лов и жестов. Благодаря такому методу можно изучать маргинальную повсе­дневность генерационных общностей, первичные поколенческие общности, в том числе аффективные, поколенческая идентификация, динамика внеш­него ограничения и самоконтроля, различные типы повседневных взаимодей­ствий поколений.

Биографическое интервьюодин из методов изучения социологами жизненного пути поколений

Наряду с сугубо качественными методами в социологии поколений ис­пользуются и уже привычные методы, но в несколько ином виде. Например, метод интервью обретает новые черты:

нарративные интервью (narrative — рассказ, повествование), представ­ляющее собой свободное повествование о жизни рассказчика без вся­кого вмешательства со стороны интервьюера, кроме возможных меж-

О культурных проблемах «наивного письма» см.: Козлова Н.Н., Самарская И.М. «Наивное письмо» и производители нормы // Вопр. философии. 1996. № 6.

дометий удивления или одобрения, которые стимулируют и поддержи­вают нить рассказа76;

полуструктурированное интервью, предполагающее, что в каждом из те­матических блоков, наряду со свободным рассказом по теме, предпо­лагается перечень обязательных аспектов, относительно которых дол­жна быть получена информация: «детство», «юность», «учеба», «же­нитьба», «дети»;

лейтмотивное интервью, позволяющее проследить динамику одного и того же аспекта жизнедеятельности индивида на протяжении разных периодов его биографии;

фокусированное интервью, предполагающее сосредоточенность на ин­формации только об одной жизненной ситуации, определенной теме и субъективном представлении респондента в исследуемой сфере.

Проблема возрастной аккумуляции77 в социологических исследованиях почти не изучалась, тем не менее она стоит достаточно остро. Методика сбора данных, особенно постановка вопроса значительно определяет уро­вень возрастной аккумуляции. Так, вопрос о дате рождения дает более точ­ные результаты, поэтому во время все­общих переписей стали фиксировать не число исполнившихся лет, а дату рождения, что значительно уменьши­ло коэффициент возрастной аккумуля­ции78. Первая формулировка вопроса («Сколько Вам лет?») привычна для респондента, проста для обработки и позволяет получить любые, втом числе погодичные распределения79. Однако самый большой недостаток этой формулировки — возрастная аккумуляция, которая здесь присутствует практически всегда. Вторая формулировка («Сколько Вам лет? Укажите на шкале») нейтрализует возрастную аккуму­ляцию, но в силу большой зависимости от выбранного (разработанного) социологом типа шкалирования сужает возможности для дальнейшего срав­нительного исследования по возрастному признаку.

Формулировка вопроса влияет лишь на один параметр возрастной инфор­мации — на аккумуляцию. Однако во время сбора информации получается

76 Как показала практика авторского интервьюирования, такое самоосмысление и выделение своего
«я» наиболее трудно дается опрашиваемым, особенно людям с невысоким уровнем образования.
В повседневности респондентам при ответах на вопросы-мнения легче, привычнее мыслить в по­
нятиях «мы», прикрывая собственное мнение коллективной анонимностью. Ситуация интервью
заставляет их задуматься о себе как отдельном историческом и социальном субъекте.

77 Обычно встречаются три типа формулировок вопроса о возрасте. 1. Сколько Вам лет? 2. Сколько
Вам лет? Укажите на шкале. 3. В каком году Вы родились? (Укажите дату вашего рождения) Каждая
формулировка имеет свои преимущества и свои недостатки. Но основной проблемой в любом вари­
анте вопроса, влияющей на качество получаемой информации, является возрастная аккумуляция,
т. е. округление своего возраста респондентом. Это приводит к резкому возрастанию удельного веса
групп, имеющих возраст, обозначаемый цифрами, оканчивающимися на нуль или на пять.

78 Подробнее см.: Урланис Б.Ц- Народонаселение. Исследования и публицистика. М, 1976. С. 94.

79 Однако здесь заложена определенная смысловая нечеткость, неоднозначность: нужно указывать
количество полных лет или округлять свой возраст. Если к вопросу есть дополнение с просьбой
указать количество полных лет, то возникает задача пересчета полученных данных: возрастное рас­
пределение будет корректным, если к каждому возрасту будет добавляться 0,5 года //См.: Докто­
ров Б.З.
О надежности измерения в социологическом исследовании. Л., 1979. С. 32.

целый спектр искажений. Например, в процессе подготовки к Всесоюзной переписи населения 1970 г. была проведена пробная перепись, которая выяви­ла, что 1,4% записей, касающихся возраста, были неправильными80. Польские социологи проверяли достоверность информации о возрасте в социологичес­ких анкетах и обнаружили 3,6% неправильных записей, а по мнению американ­ских социологов эта величина достигает 5—12%81. Здесь следует добавить, что случайные ошибки такого порядка возникают и на стадии кодирования, обра­ботки. Возрастные шкалы имеют и другую особенность — проблему сопоста­вимости. Сопоставимость возрастных шкал стала уже «хрестоматийной» про­блемой в разделе методики социологи­ческих исследований82.

Анализ сопоставимости возрастных шкал из публикаций в журнале «Соци­ологические исследования» за 1979— 1999 гг. показал, что в среднем сопоставимость составляет соответственно 9—13%. Степень сопоставимости значительно повысилась бы, если бы край­ние точки интервалов совпадали с принятой в Госкомстате периодизацией, а шкала возраста строилась на основе погодичного возрастного распределе­ния с помощью открытых вопросов о дате рождения. Однако такой подход дает весьма громоздкие таблицы. Видимо, выход заключается в выборочных данных переписи населения, записанных в банк данных социологической информации, что позволило бы исследователю образовывать любые груп­пировки и таблицы.

Когортный анализ

Термин когорта пришел в социальные науки из области военной истории. В Древнем Риме когортой (лат. cohors) называлось тактическое подразделение легиона (со II в. до н.э.). В легионе было 10 когорт, в каждой когорте — 360— 600 человек. До сих пор в переносном смысле когортой именуют крепко спло­ченную группу людей. В биологии никакой сплоченности уже не осталось, ибо здесь когорта — всего лишь таксономическая категория, объединяющая род­ственные отряды, например насекомоядных. Нет никакой сплоченности и военной выучки уде мографической когорты. Здесь она просто счетное множе­ство, совокупность людей, отобранных по определенному признаку, чаще все­го — возрасту. Хотя и не обязательно. Скажем, когорта блестящих ученых-фи­зиков XX в. вовсе не подразумевает, что все они родились в один год. Зато вся­кому ясно, что они внесли в науку одинаково выдающийся вклад.

У медиков когорта обозначает группу лиц, изначально объединенных каким-либо общим признаком (например, здоровые лица или больные на определенной стадии заболевания) и наблюдаемых в течение определенно­го периода времени, чтобы проследить, что с ними произойдет в дальней­шем. Здесь о дате рождения речь не идет.

80 См.: Всесоюзная перепись населения 1970 г. М., 1976. С. 20.

81 См.: Данилович П., Штабински П. Верификация социально-демографических данных, получен­
ных в формализованном интервью // Материалы сов.-пол. конф. по проблемам качества социо­
логической информации. Варшава, 1978. С. 8—9.

8 См.: Петренко ЕС, Ярошенко Т.М. Социально-демографические показатели в социологических ис­следованиях. М, 1979. С. 46; Наумова Н.Ф. Время человека // Социологический журнал. 1997. № 3.

Демографы именуют когортами совокупности людей, которые одновре­менно вступили в то или другое состояние, например, родились в одном и том же году, заключили брак в одном и том же году и др. Если речь идет о возрастной когорте, то подразумевают поколение. Но поколения бывают самые разные, среди них реальные и гипотетические. Так вот когорта отно­сится только к одному из них — к реальному поколению. Это такая совокуп­ность людей, которые родились в один год. Брачная когорта — это группа лиц, вступивших в брак в одно и то же время. Миграционная когорта — со­вокупность мигрантов, объединенных общим периодом миграции в данный населенный пункт или регион. Гипотетическая когорта — когорта, искусст­венно сконструированная на основе набора повозрастных коэффициентов демографического процесса (рождаемости, смертности, брачности и т.д.) (обычно для какого-то года), которые затем интерпретируются как показа­тели реальной когорты.

Термин «когорта» ввел в 1947 г. американский экономист и демограф Паскаль Уэлптон (1893-1964), который в 1950—1963 гг. был руководителем Отдела народонаселения ООН. В 1938-1941 гг. он организовал в Индиана-полисе первые опросы женщин об их намерениях в отношении деторожде­ния. Одним из первых начал рассматривать рождаемость в реальных поко­лениях женщин, ввел термин «когорта» (1949). Постепенно термин приоб­рел универсальный характер и даже вытеснил слово «продольный» из названия метода так, что в литературе утвердилось выражение «когортный анализ».

Врезка

Ф.Р. Филиппов

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...