Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Возрастные изменения человека




Физическое развитие человека проходит по своим законам, как и у лю­бого живого существа. С возрастом меняется способность к ощущению, обонянию, зрению, мышлению. Как известно, различные органы человека наращивают свои возможности от рождения, достигая максимального раз­вития около 25-летнего возраста. Затем происходит снижение работоспособ­ности каждого органа и его сопротивляемости заболеваниям. Активная жизнь кончается тогда, когда работа какого-либо органа опускается ниже порога его работоспособности. Это происходит как при низком положении максимума возможностей органа, так и при быстром его изнашивании, сни­жении уровня активности30.

Развитие чувствительных (ученые называют их сенсорными) и двигатель­ных функций организма начинается с самых первых мгновений жизни че­ловека и достигает расцвета в возрасте от 20 до 30 лет. Известно, что мозг новорожденного ребенка весит в 5 раз меньше, чем мозг взрослого челове­ка. Его развитие завершается к 6-летнему возрасту, однако функциональной зрелости он достигает лишь к концу отрочества.

Сила ребенка удваивается за период с 3 до 11 лет. Спортивные достиже­ния мальчиков растут с 5-го по 17-й год. В детстве физическая активность мальчиков и девочек почти одинакова. Многие девочки-подростки переста­ют заниматься спортом лишь после полового созревания, что связано ско­рее с причинами культурного, нежели физиологического порядка.

Американский психолог А. Гезелл (1880—1961), автор известной книги «Юность: от 10 до 16» считает: как 11-летние, так и 15-летние подростки мятежны и неуживчивы, в то время как 12-летние и 16-летние довольно уравновешены.

Начало зрелости, приходящееся на промежуток между 20-м и 30-м года­ми жизни, характеризуется наивысшим уровнем таких показателей, как мышечная сила, быстрота реакции, ловкость и выносливость. Все эти по­казатели будут слегка понижаться вплоть до 60-летнею возраста, после ко­торого это снижение станет более заметным. Большинство сенсорных фун­кций достигает своего полного развития к 20-летнему возрасту и вплоть до 40 лет ослабевает очень медленно. Например, острота слуха в промежутке между 20-м и 40-м годами уменьшается только на 10%, а зрение, вкус, обо­няние и осязание до 40-летнего возраста вообще не обнаруживают заметного ухудшения.

По мере старения, т.е. в возрасте 60 лет и более:

♦ сильно снижается способность мозга распознавать разнообразные объекты;

30 World Health. July-August 1997. Vol. 4. P. 4-5.

♦ снижаются способности человека к познанию;

♦ несколько снижается интеллект, оцениваемый с помощью стандартных физиологических тестов.

Человек установил контроль над окружающим миром с помощью своего мозга, но именно его безраздельное господство на планете привело к воз­никновению таких проблем, как перенаселение и обеспечение выживания беспомощных индивидов.

Среди людей в возрасте 65—74 лет у 13% отмечаются те или иные наруше­ния слуха, после 75 лет этот процент удваивается31. Вместе с тем до 60-летне­го возраста умственные способности у человека не снижаются, а у многих людей они даже увеличиваются вплоть до преклонного возраста (это в особен­ности касается словарного запаса и владения абстрактными понятиями). Умственные способности в старости, по сравнению с молодым возрастом, почти не изменяются, зато скорость мышления, быстрота реакции снижает­ся. Установлено также, что если у пожилыхлюдей и отмечается ухудшение крат­ковременной памяти, то долговременная память остается прежней32 (рис. 15).

Рис. 15. Изменение некоторых показателей физического развития человека с рождения до зрелого возраста. До начала седьмого десятка лет снижение сенсорных и психомоторных способностей в

среднем не превышает 10%33

Развитие организма животного и человека заканчивается с наступлени­ем половой зрелости. Дальше наступает период возрастных изменений. Этот второй этап, или жизнь после окончания развития, происходит за счет по­требления энергетических запасов, созданных на первом этапе. Выражаясь иначе, первая половина (в биологическом смысле) — это период накопле­ния жизненной энергии, вторая — период ее потребления. Мы знаем, что скелет человека заканчивает формироваться в 18—20 лет. Именно столько природа отпустила жить первобытным людям. Оставшиеся годы, если при-

31 Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. Т. 2. Пер. с фр. М., 1992. С. 11-15.

32 Корсакова Н.К., Балашова Е.Ю. Как остановить старение памяти // 60 лет — не возраст. 2001 № 6
С. 38-43.

33 Источник: Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. Т. 2. Пер. с фр. М, 1992. С. 12.

нять продолжительность жизни в среднем 75 лет, человек как бы эксплуа­тирует свои природные недра. Некоторые делают это и вовсе хищнически, чрезмерно потребляя алкоголь и наркотики, подвергая себя нервным стрес­сам и физическим травмам, плохо или нерационально питаясь.

Рис. 16. Жизнь человека — накопление и потребление энергии

(Первая третьнакопление жизненной энергии, вторая треть —

сохранение баланса энергии, последняя треть — ее ослабление. Две трети своей жизни человек

потребляет то, что накопил в течение первой трети жизни.)

Если посмотреть на процессы старения, происходящие у среднестатисти­ческого индивида, то станет ясно, что после 30 лет функциональная деятель­ность всех его органов и систем начинает медленно, но неуклонно ослабе­вать34. Таким образом, до 18—20 лет человек накапливает жизненную энергию, с 20 до 30 лет функциональные способности человека продолжают оставать­ся высокими и лишь после 30 начинают медленно, но неуклонно снижаться (рис. 16). Профессиональные футболисты, хоккеисты и баскетболисты ухо­дят из большого спорта после 30 лет, когда человек достигает пика мастерства, но его функциональные способности явно ухудшаются: он уже не успевает во­время к мячу, уступает единоборство молодому сопернику, снижается скорость и быстрота реакций.

При сравнительном изучении мозга старых и молодых людей ученые3; выявили биохимические трансформации организма человека:

♦ относительное количество воды в мозгу уменьшается с 92% при рож­дении до 76% в 90-летнем возрасте;

♦ содержание ДНК, РНК и белка увеличивается в 3 раза в период с мо­мента рождения до наступления зрелости;

♦ от 140 г белка в мозгу взрослого человека к 90-летнему возрасту оста­ется только 100 г.

34 Кейп Р. Мозг человека и беспомощность престарелых // Третий возраст. Импакт: Наука и обще­
ство, 1990. № 1.С. 33.

35 Там же.

ВОЗРАСТНЫЕ КРИЗИСЫ

Кризис неоднократно возникает в жизни любого человека — бедного и богатого, мужчины и женщины, взрослого, старика и ребенка. И, возникнув, требует от переживающего, страдающего, растерянного человека довольно больших энергетических затрат, стойкости духа, веры в себя. Процесс социа­лизации не переставляет собой плавной прямой, точки которой последова­тельно переходят друг в друга. Напротив, он сопровождается глубокой пере­стройкой как психологического, так и социального состояния человека. Точ­ки перелома именуют возрастными кризисами. Рассмотрим их.

Прежде всего необходимо уточнить понятие кризиса как такового. Под кризисом надо понимать любую точку перелома в социальном процессе, где старые механизмы или способы реше­ния проблемы уже не действуют, а но­вые механизмы или способы решения еще не действуют. Кризис — это по существу то же самое, что глубокая проблемная ситуация, для которой в данный момент нет подходящей технологии решения. Обычно люди теря­ются в проблемной ситуации. Привычный образ жизни заканчивается, а каков будет новый образ жизни, неизвестно.

Возрастные кризисы — это те точки, через которые, как правило, прохо­дят ломаные линии разных судеб. После чего многие говорят о «неудавшейся жизни», «профессионального провала».

Возрастные кризисы — понятие, отражающее психологические процессы внутренней перестройки у человека, совпадающие или сопровождающие важнейшие жизненные события. К ним могут относится поступление в школу, оставление школы, вступление в брак, рождение детей, их женить­ба, выход на пенсию, смерть супруга, собственная смерть. Наиболее распро­страненная теория психосоциальных кризисов принадлежит перу американ­ских ученых Э. Эриксона и Р. Пека36.

Первый кризис человек переживает на первом году жизни. Он возникает в том случае, если систематически не удовлетворяются основные физиоло­гические потребности ребенка со стороны ближайших к нему людей, преж­де всего матери, особенно если ребенок покинут родителями. В результате у него формируется глубокое недоверие к окружающему миру, которое вли­яет на поведение всю последующую жизнь.

Второй кризис связан с первым с неудачным приучением ребенка к чис­топлотности. Слишком строгий, авторитарный контроль родителей за ес­тественными отправлениями ребенка приводит к развитию у него комплекса неполноценности, вины или стыда за себя.

Третий кризис соответствует второму детству (период с 3 до 6 лет). В этом возрасте происходит самоутверждение ребенка. У него формируется потреб­ность в проявлении инициативы и самостоятельности: он готов подметать,

36 Peck R. Psychological development in the second half of life // Middle age and aging / B.L. Neugarten (Ed.). Chicago, 1968; Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. Т. 2. Пер. с фр. М, 1992. С. 43-45.

строгать, пилить, красить и т.д., хотя делает все весьма неумело. Если роди­тели не поддерживают его начинаний, наказывают за допущенные ошибки, естественные в таком возрасте, запрещают его деятельность, у ребенка фор­мируется безответственность, чувство покорности и неуверенности в себе.

Четвертый кризис происходит в школьном возрасте. В этот возрасте ребе­нок учится основам трудовой деятельности, требующей длительной сосредо­точенности, освоения профессиональных навыков, развития познавательных способностей. Неподходящая атмосфера в школе, неправильные методы воспи­тания могут отбить у ребенка вкус к работе, развить чувство неполноценности.

Пятый кризис переживают подростки обоего пола в поисках идентифи­каций (усвоения образцов поведения «значимых других»). Неспособность подростка к идентификации может привести к путанице ролей, которые подросток играет.

Шестой кризис свойствен молодым взрослым людям. Он связан с поис­ком близости с любимым человеком, вместе с которым ему предстоит совер­шать цикл «работа — рождение детей — отдых». Отсутствие подобного опыта приводит к изоляции человека и его замыканию на самом себе.

Седьмой кризис переживается человеком в сорокалетнем возрасте. Он ха­рактеризуется развитием чувства сохранения рода, выражающегося главным образом в интересе к следующему поколению и его воспитанию. Этот пе­риод отличается творческой активностью и желанием самореализоваться в профессиональной и повседневной сферах жизни. Невозможность этого достичь негативно сказывается на семейных отношениях, порождает неуда­чи в супружеской жизни. Происходит постепенный переход от ценностей физической храбрости к уважению мудрости. С естественной смертью ро­дителей человек впервые начинает ощущать себя представителем того по­коления, которое уже встало следующим на очередь. С обособлением детей, образованием у них самостоятельной семьи утрачивается прежняя эмоцио­нальная близость между супругами. Мужчина начинает думать, что свою главную роль социализатора — поставить детей на ноги, — он выполнил и вполне может уйти от супруги, завести роман с более молодой женщиной.

Восьмой кризис переживается во время старения. Укрепление своего «Я» основывается на подведении итогов прошлой жизни. Если человек не может свести свои прошлые поступки в единое целое, он завершает свою жизнь в страхе перед смертью и в отчаянии от невозможности начать жизнь заново.

Мы идем по жизни не плавным движением, а скачками — от стадии к ста­дии, причем на каждой из них нас поджидают травмы и личностные конфлик­ты. В подростковом возрасте личностные кризисы возникают на фоне поисков самого себя, своей индивидуальности. Подросток ставит перед собой вопросы: «Кем я был раньше?», «Кто я теперь?», «Что будет со мною в будущем?» Если он удовлетворится своими ответами и реальность подтвердит его выводы, у него оформится сильная «Я-концепция» (табл. 6). Если этого не произойдет, он ока­жется в смятении, что отразится на всем его поведении в последующие годы, когда он начнет сознательно прилагать усилия, чтобы стать взрослым37.

По мнению М. Фезерстоуна и М. Хепуорта происходит ломка авторитар­ной модели жизненного пути, размывание традиционных представлений о

7 Ладанов И.Д. О педагогической доктрине психоанализа (как стать взрослым?) // Управление пер­соналом. 1998. № 5. С. 43-48.

жизненном цикле. На смену понятий среднего возраста приходит понятие «нового среднего возраста» или концепция «середины жизни» (от 35 до 60 лет и старше).

Таблица 6 Социально-этические ориентации 17-летних россиян (% от числа ответивших; без затруднившихся ответить)38

 

Допустимость поступков В главном невозможно В главном возможно
Добыть блага хитростью, обманом    
Взять блага силой    
Безбилетный проезд    
Употребление брани    
Частое употребление спиртных напитков    
Употребление наркотиков, токсичных веществ    
Неуплата налогов    
Получение взятки    

КРИЗИС СЕРЕДИНЫ ЖИЗНИ

К кризисным периодам можно отнести так называемый «кризис середи­ны жизни», когда 40—50-летний человек задумывается над смыслом жизни, оценивает пройденный путь и взвешивает оставшиеся возможности изме­нить свою жизнь. Ближе к середине жизненного пути человек начинает ощущать расхождение между своими идеальными планами и существующей реальностью. И человек вдруг понимает, что уже очень много не успеет, не сможет сделать, что многие задумки не удастся реализовать.

Проблеме 40-летних К.Г. Юнг посвятил свой доклад «Жизненный ру-беж»(1984), в котором он ратовал за создание «высших школ для сорокалет­них, которые готовили бы их к будущей жизни», ибо человек не может про­жить вторую половину жизни по той же программе, что и первую.

Кризис середины жизни, по мнению Э. Эриксона, характеризуется раз­витием чувства сохранения рода (генеративности), выражающегося главным образом в «интересе к следующему поколению и его воспитанию». Этот период жизни отличается высокой продуктивностью и созидательностью в самых разных областях. Если, напротив, эволюция супружеской жизни идет иным путем, она может застыть в состоянии псевдоблизости (стагнация), что обрекает супругов на существование лишь для самих себя с риском оскуде­ния межличностных отношений. Мужчины воспринимают его как неуспех в профессиональной, а женщины — в личной жизни. При этом в семье на личную драму накладываются проблемы семейных отношений, завышен­ные, необоснованные претензии друг к другу.

Мужчинам кажется, что они не состоялись, не достигли многого, на что способны или о чем мечтали потому, что неправильно выбрали семью или, удач­но женившись, вынуждены были затратить творческий потенциал на добыва-

38 Григорьев СИ. 17-летние россияне 1997 года: сочетание либеральных и антилиберальных ориента­ции // Социологические исследования. 1998. № 8. С. 36—47.

ние денег. В результате козлом отпущения чаще всего становятся жена, семья, дети и теща. Мужчины начинают заглядываться на молоденьких сотрудниц, критически смотреть на собственную жену и ворчать по пустякам. Они, достиг­шие уже некоторого уровня профессионального успеха, вдруг становятся очень обидчивыми, когда дома их просят вынести мусор или сходить в магазин.

Именно к сорока годам, по расчетам американских психологов, мужчи­ны чаще всего провоцируют разрыв с прежней семьей, при этом всегда имея на примете подружку (а то и целый список) на 10—15 лет моложе. Однако запала, как правило, хватает ненадолго (подводят уровни здоровья и мате­риальных возможностей), и спустя не­сколько лет они возвращаются в се­мью. Но даже в этом случае никогда не жалеют о своем поступке, по привыч­ке обвиняя во всем супругу.

Женщинам приходится не легче. Для них середина жизни — повод кри­тически взглянуть сначала в зеркало, потом на прожитые годы, а в конце концов сосредоточиться на том не­удачнике, которому «отдали свои луч­шие годы». Если мужчине еще впору начать новую жизнь, завести другую семью, то женщине, растратившей на первого мужа основной брачный ре­сурс — здоровье и молодость, сделать это намного труднее. Возможно, что поводов злиться на мужа — неудачника в трудовой карьере, плохого помощ­ника в воспитании детей и ведении домашнего хозяйства да к тому же дале­ко не «хорошиста» в постельных битвах, у нее гораздо больше.

Если первый ребенок родился у вас в 20 лет, то теперь, когда вам 40, ему тоже 20 лет. Это время поиска будущей работы, будущей невесты, активных и беспорядочных знакомств, отсутствия карманных денег, дефицит которых компенсируется из родительского кошелька, отсутствия собственного жи­лья и, следовательно, бесчисленных поводов для конфликта с «предками». Свои проблемы он с готовностью перекладывают на плечи своих родителей, у которых в тот период своих хватает выше головы. Вы одновременно зли­тесь и завидуете возможностям своего отпрыска, у которого все еще впере­ди. В это время сорокалетние родители превращаются в самых занудных и нетерпимых учителей, ибо спешат предупредить ребенка от ошибок и пере­дать свой жизненный опыт. И правильно, раньше, когда он был поменьше, вашей философии жизни еще не понимал, а чуть позже она ему просто не будет нужна. Но именно в это время — период молодежного бунта против старшего поколения — ребенок меньше всего готов прислушиваться: он активно ищет свой путь. И вам приходиться дополнительно расстраивать­ся, злиться, ворчать или плакаться в подушку, обвиняя его в том, что на него потрачена вся ваша жизнь. Для женщины кризис середины жизни, таким образом, может окончиться «двойным параличом»: разочарованный в вас муж, засматривающийся на сторону, и непонимающий вас сын (дочь), все время «шатающийся где-то на стороне».

Первые (или уже давно не первые) морщины, появляющееся брюшко и физическое увядание добавляют к психологическим мучениям еще и пси-

хофизиологические. Приходится в чем-то себя ущемлять, переходить на диету, отказываться от любимых привычек. Мужчина в 40 лет тоже начина­ет предъявлять претензии к своей внешности: ему не нравится лишний вес, намечающаяся лысина. Его страхи связаны с роковым, как ему кажется, снижением потенции, исчезновением сексуальных фантазий, которых еще недавно было так много.

Мужчина, переживающий этот кризис, становится непредсказуемым даже для самого себя. Он способен на все: бросить престижную работу, где не се­годня-завтра ему прочили место директора; оставить жену, с которой прожил столько лет; уехать в никому не понятном направлении; начать ни с того ни с сего учиться медитации; отыскать свой юношеский саксофон, засесть за на­писание романа. Мужчина средних лет больше всего на свете боится старо­сти, хотя может никогда не признаться в этом не только вам, но и самому себе. Он боится чего-то в жизни не успеть. Никогда уже не испытать. В чем-то са­мом важном себя не проявить. Зарыть в землю свои таланты39.

Родители 40-летних уже перешагнули пенсионный рубеж и неумолимо приближаются к 70-летнему возрасту. У многих начинаются проблемы с здо­ровьем. Помогать свои взрослым детям им становится все труднее. Старея, они сами нуждаются в вашей заботе.

Кризис середины жизни

Хотя американские психологи назвали его «бунтом сорокатрехлетних», он может наступить и в 31, и в 38, а длиться порой целое десятилетие. Объясня­ется это разными темпами социального и психофизиологического взросле­ния. Одни уже в тридцать лет духовно и физически дряхлеют, а другие и пос-

39 Титаренко Т. Мужчина на перепутье: кризис середины жизни // Mirror Weekly 1999 (http:// euro.org.ua).

ле сорока остаются энергичными и свежими, открытыми для новых впечат­лений, знакомств и поступков. И все же, в каком бы возрасте ни настиг вас кризис середины жизни, симптомы его приблизительно одинаковы. Вы на­чинаете обдумывать прошедшее и в еще большей степени будущее: что ждет вас? В это время у многих появляется ощущение краха всего, что было дос­тигнуто, пережито, передумано раньше. Анализ биографии выдающихся ху­дожников и артистов обнаруживает драматические изменения в творчестве где-то около 35 лет. Некоторые из них, как, например Гоген, начали творчес­кую работу в это время. Другие, наоборот, около 35 лет утратили свои твор­ческие способности и мотивации, а многие из них умерли. Частота смерти художников и артистов между 35 и 39 годами ненормально возрастает. Те же из них, кто переживает роковые черты, сохраняя творческий потенциал, обыч­но обнаруживают значительные изменения в характере творчества. Часто эти изменения касаются интенсивности их работы: например, блестящая импуль­сивность уступает место более свободному и зрелому творчеству40.

Таблица 7

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...