Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Отложенные проблемы жизненного цикла




Переход от одного этапа жизненного цикла к другому нередко пережи­вается как психологический кризис, во время которого человеку приходится осмыслить пройденный путь, менять представления о себе и мире, коррек­тировать дальнейшие цели и планы.

По мнению К. Юнга, возможность застыть на одной фазе развития чрез­вычайно велика44. У среднестатистического индивида больше вероятности остановиться, чем успешно перейти на следующую стадию. И тот, кто уме­ет последовательно и во время переходить с одной фазы на другую, изменять самосознание и модели поведения в соответствии с изменившимися усло­виями, является скорее исключением, чем правилом.

При неудачном переходе проблемы, не решенные на предыдущей стадии жизненного цикла, дают себя знать на последующих, создавая дополнитель­ные трудности для развития личности. Так, если человек не смог разрешить юношеский кризис идентичности, то проблема остается. Ее все равно при­дется решать в будущем, но сделать это станет гораздо сложнее. Тот, кто в молодости не определил свое призвание, не выбрал подходящую профессию, не вступил в брак, на следующем этапе столкнется с еще большими трудно­стями при решении проблемы.

Для взрослого человека приходится не только совершенствоваться в профес­сии, но и учиться быть воспитателем своих детей. От взрослого человека тре­буются иные личностные качества, например, очень жесткий самоконтроль, управление своими эмоциями, основа которых должна сформироваться в молодости. Если человек не решил этой важной задачи в соответствующее время, то во взрослой жизни ему придется гораздо труднее, чем могло бы быть. К примеру, современный бизнес требует уравновешенности, умения держать данное слово, контролировать эмоции, рационально мыслить, проявлять гиб-

44 Юнг К.Г. Жизненный рубеж // Проблемы души нашего времени. М., 1996. С. 185-203.

кость в выборе целей и средств их достижения, твердых моральных принци­пов, реалистического взгляда на вещи, адекватной самооценки, критичности по отношению к себе и других качеств, которые сформировались не у всех юношей. Рано или поздно среда бизнеса их отторгает. Именно бизнес обна­жает парадоксальное явление: стремясь к высоким результатам, человек не мо­жет их достичь по причине отсутствия необходимых личностных качеств. Далее такие вещи, как выгодные знакомства и блат, возникают только у тех, кто развил в себе прекрасные коммуникативные качества. Замкнутые и необщи­тельные юноши, равно как грубые и невоспитанные, имеют меньше шансов преуспеть в бизнесе. Им не удалось успешно завершить свою стадию социа­лизации.

Многие люди, будучи зрелыми по воз­расту, не являются таковыми в психоло­гическом и социальном отношении. Для них решение ряда задач переносится на следующий этап жизненного цикла. Взрослый человек как бы заново проходит детскую социализацию. Воспи­тывая детей, он узнает сложности родительской роли, которые не понимал, когда сам был ребенком. Он учит сына слушаться родителей, т.е. делать то, чего, возможно, никогда не делал сам. Отец требует от сына уважения к себе как родителю, хотя в свое время по отношению к своим родителям он и не проявлял особого послушания.

Повторная детская социализация родителей в процессе воспитания сво­их детей отличается от исходной социализации своей осмысленностью и другим распределением ролей. Но далеко не всегда у взрослых людей фор­мируются нужные качества. Можно сказать, что общество и родители задер­жались с их воспитанием. И вот мы видим вздорных и взбалмошных взрос­лых, ведущих себя точно так же, как четырехгодовалый ребенок. Во главу угла они ставят собственное мнение и эгоистический каприз. Их взросле­ние затянулось, задачи предыдущих стадий не решены. Чему они могут на­учить собственных детей, что передать им? Как воспитать хороших детей, не будучи таким человеком? Как сформировать интересный круг общения, если сам не представляешь интереса для других людей?

Из взрослых успешно не завершивших детскую и юношескую социализа­цию часто вырастают неудачные агенты социализации, не способные вырас­тить хороших детей. Данные эмпирических исследований показывают, что неудачники взрослые происходят из неполных семей, оттуда, где родители пьют, избивают детей, непристойно выражаются, где забросили воспитание детей. Чем больше в населении удельный вес таких взрослых, тем менее здо­ровым его надо считать, тем выше вероятность того, что проблемы социали­зации не решены в масштабах всего общества, а не только отдельных семей.

ОТРОЧЕСТВО И ЮНОСТЬ

О молодежи мы знаем из собственного родительского опыта, а теперь еще из рекламы, настырно внушающей нам мысль о том, что нынешняя молодежь выбирает «Пепси». Наверное этого недостаточно, а молодежный мир настоль­ко велик и сложен, что разобраться в нем может только настоящая наука.

Начало полового созревания знаменует собой окончание детства и вступ­ление ребенка в отрочество, которое подразделяется на два периода:

пубертатный период соответствует половому созреванию и продолжа­ется до 15 или 16 лет. В это время у подростка формируется новое пред­ставление о самом себе;

ювенильный период, продолжающийся с 16 до 18—20 лет, соответствует приспособлению подростков обоего пола к семье, школе и группе свер­стников.

Юность представляет собой переходный период от отрочества к зрело­сти; ей свойственно чувство психологической независимости, хотя чело­век еще не успел взять на себя никаких социальных обязательств. В психоло­ гии юность — это период в развитии человека, соответствующий переходу от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни (зрелости). Хронологические границы определяются по-разному, наиболее часто ис­следователи выделяют раннюю юность, т.е. старший школьный возраст (от 15 до 18 лет), и позднюю юность (от 18 до 23 лет). К концу юношеского периода завершаются процессы физического созревания человека. Психо­логическое содержание этого этапа связано с развитием самосознания, решением задач профессионального самоопределения и вступлением во взрослую жизнь.

На стадии полового созревания внимание подростка вновь сосредоточи­вается на своей собственной особе и потребностях собственного «Я». Одно­временно формируется сильная потребность в независимости и оригиналь­ности. Подросток открывает новый смысл вещей и законов, у него развива­ется способность к рассуждению и связыванию абстрактных понятий.

Согласно данным Л. Кольберга45 в возрасте от 4 до 10 лет поступки ребен­ка определяются внешними обстоятельствами. Точка зрения других людей в расчет не принимается. В возрасте от 10 до 13 лет ребенок уже начинает ориентироваться на мнение других людей. Он совершает поступок в зави­симости от того, получит он одобрение окружающих или нет. Позже его нравственные суждения выносятся в соответствии с уважением к власти и предписанными ею законами. Истинная нравственность, по Кольбергу, до­стигается только после 13 лет. Именно на этом уровне человек судит о пове­дении, исходя из своих собственных критериев, оправдание поступков ос­новывается на уважении демократически принятого решения или вообще на уважении прав человека. В 16 лет поступок квалифицируется как правиль­ный, если он продиктован совестью — независимо от его законности или мнения других людей.

До 15-летнего возраста у человека отсутствуют какие-либо точные цели, поэтому спрашивать о том, кем подросток станет в будущем, какую профес­сию выберет, бессмысленно. Он живет настоящим и имеет о будущем весь­ма смутное представление. В этот период происходит в основном развитие физических и умственных способностей.

Совсем иначе выглядит следующая фаза жизненного цикла, длящаяся с 15 до 20 лет. Она соответствует отрочеству и юности. В этот период человек

45 Kohlberg L. Moral development and identification // Child psychology. Chicago, 1963. P. 277-332.

осознает свои потребности, способности и интересы. Он вынашивает вели­кие планы, связанные с выбором профессии, партнера и вообще смысла собственной жизни. Этот период первых дерзаний позволяет ему оценить, в какой степени способен он овладеть определенными навыками и быстро достичь поставленных целей.

Известно, что знания, опыт, трезвый подход к жизни приходят только с годами, а молодости свойственны завышенные притязания, эмоциональная несдержанность, неумение ценить то, что есть.

И юность сулит отнюдь не только блага. Нахождение своей идентичнос­ти и связанного с ней места в жизни, преодоление многочисленных соци­альных препятствий — это те обычные и распространенные проблемы, кото­рые, однако, преодолевают далеко не все. В юности крайне болезненно воспринимаются такие удары судьбы, как невозможность поступить в выбранное учебное заведение, невозможность устроиться на интересную и хорошо оплачиваемую работу, разочарования в любви, неспособность соответствовать социальным ожиданиям, которые часто нереальны, но молодые люди этого еще не понимают.

Юношеский возраст — не фаза «подготовки к жизни», а чрезвычайно важный, обладающий самостоятельной, абсолютной ценностью этап жиз­ненного пути. Будут ли юношеские годы счастливыми и творческими или же останутся в памяти сегодняшнего школьника как заполненные мелки­ми конфликтами, унылой зубрежкой и скукой, — во многом зависит от ат­мосферы, царяшей в школе, от его собственных отношений с учителями.

По-видимому, это состояние все более и более выделяется в особую ста­дию личностного и сексуального развития граждан современных обществ. Молодые люди в возрасте 20 лет, принадлежащие в основном к состоятель­ным группам, хотя и не только к ним, берут «тайм-ауты», чтобы путешество­вать, приобрести сексуальный, политический и религиозный опыт. Значе­ние этого «моратория» ввиду распространения длительного периода обуче­ния будет, по-видимому, возрастать.

Юность завершает активный период социализации. К юношам обычно относят подростков и молодых людей в возрасте от 13 до 19 лет. Их еще на­зывают тинэйджерами. В этом возрасте происходят важные физиологичес­кие изменения (одно из них — наступление половой зрелости), которые влекут за собой определенные психологические сдвиги: появляются влече­ние к противоположному полу, агрессивность, зачастую немотивированная, проявляются склонность к необдуманному риску и неумение оценить сте­пень его опасности, подчеркнутое стремление к независимости и самосто­ятельности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...