Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Зрелость: жизнь после юности




Начало подросткового периода носит особое название — взросление. Оно приходит к человеку — юноше и девушке — с первыми признаками поло­вой зрелости. Взросление — биологический по своей природе процесс из­менения физического и психологического состояния организма. Социоло-

гия изучает модели поведения, распределение ролей, изменение статуса и ожиданий в каждой возрастной группе.

Зрелость — тот период в жизни человека, когда он становится взрослым физически, эмоционально, социально, интеллектуально и духовно. Для полу­чения статуса взрослого нужно не только отделиться от родителей, но и уста­новить личную идентичность и принять на себя новые общественные роли.

Зрелым человек становится не с того момента, когда ему выдали паспорт или разрешили участвовать в голосовании, но лишь после того, как он в состоянии принимать на себя ответственность за свои поступки, вести себя

в соответствии с теми правилами и нормами, которые разделяются дан­ным обществом. Взрослый отличается от ребенка способностью ориентиро­ ваться не на свои желания и инстинк­ты, а на социальные нормы, регулиру­ющие поведение и ожидания (экспектации) людей.

Американский социолог, представитель гуманистической перспективы Питер Бергер выразился о зрелости так: «Зрелость — это состояние духа, который угомонился, свыкся с существующим положением и оставил безум­ные мечты об увлекательных похождениях и великих свершениях. Легко заметить, что в таком понимании зрелость выполняет психологическую функцию рационализации для индивида, снизившего уровень своих притя­заний»46.

На основании многочисленных исследований и статистических данных Г. Шихи пришел к выводу, что процесс «открытия внутренних границ лич­ности» начинается после 25 лет, а кульминация, повторная стабилизация и окончание процесса приходятся на возраст 40—45 лет. Когда Э. Френкель-Брунсвик впервые определила границу этого этапа, она охарактеризовала его как наиболее плодотворное время для профессиональной и творческой де­ятельности. В момент приближения к 30-летнему возрасту многое должно произойти, так как его начало совпадает с осознанием окончательного при­звания в жизни. Хотя к этому времени многие личные отношения уже сло­жились, они, по мнению Френкель-Брунсвик, носят временный характер. В тот период большинство людей отбирает наиболее значимые личные свя­зи и продолжает создавать свой дом47.

Мужчины в этом возрасте чувствуют, что время начинает их подгонять. Большинство из них начинают больше заботиться о своей карьере. Это «мой последний шанс» вырваться вперед. Теперь им уже недостаточно быть млад­шим научным сотрудником, многообещающим молодым писателем или офисным менеджером, зарплаты которого не хватает на новую иномарку или загородный коттедж. Они хотят руководить, добиться славы и признания, стать популярными, незаменимыми и высокооплачиваемыми.

В зрелом возрасте преодолевается ролевой конфликт (ролевое бесправие), свойственный юности. Психофизиологическое повзросление совпадает с социальным и экономическим взрослением, притязания, амбиции и надеж-

Бергер П.Л. Приглашение в социологию: Гуманистическая перспектива: Пер. с англ. / Под ред. Г.С. Ба-тыгина. М., 1996. С. 57. 7 Шихи Г. Возрастные кризисы: ступени личностного роста. М., 1999.

ды юности получают удовлетворение пропорционально затраченным уси­лиям и приобретенным знаниям. Зрелый возраст характеризует расцвет че­ловеческой личности.

Зрелость разделяют на три стадии:

♦ стадия ранней зрелости охватывает период с 20 до 40 лет. Она соответ­ствует вступлению человека в интенсивную личную жизнь и профес­сиональную деятельность;

зрелый возраст, продолжающийся с 40 до 60 лет, характеризуется ста­бильностью и продуктивностью, особенно в профессиональном и со­циальном отношении;

♦ завершающий период зрелости начинается с 60—65 лет и чаще всего со­провождается отходом человека от активной жизни. О возрасте до 75 лет говорят как о первой старости, после 75 возраст считается преклонным.

Как таковой зрелый возраст не является самостоятельным этапом соци­ализации. Это собирательное понятие, охватывающее несколько циклов че­ловеческой жизни, разделенных важнейшими событиями: овладение профес­сией, прохождение армейской службы, начало трудовой деятельности, же­нитьба или замужество, создание семьи, рождение детей.

Наступление зрелого возраста, т.е. взрослой жизни, может затянуться вследствие продолжения обучения (в вузе и аспирантуре) до 21—23 лет или ускориться по причине раннего начала трудовой деятельности. Если ниж­няя граница зрелого возраста точно не определена и зависит от конкретных обстоятельств, то его верхняя граница обозначена выходом на пенсию — муж­чин в 60, а женщин — в 55 лет.

Зрелость — период в жизни человека, когда он становится взрослым физически, эмоционально, социально, интеллектуально и духовно

Швейцарский психолог Э. Клапаред утверждал, что в зрелом возрасте развитие прекращается и наступает нечто вроде психического «окаменения». В противоположность ему американский психолог А. Маслоу выдвинул концепцию самоактуализации, согласно которой не существует никаких

возрастных ограничений для самореализации личности48. По мнению Б. Ли-верхуда, в развитии человека — основная цель — его переход к зрелости. Он рассматривает три основных свойства зрелого человека: ум созрел в муд­рость; способность к контактам — в мягкость, снисходительность; самосоз­нание — в доверие. Зрелый человек — это тот, кто чувствует ответственность за других людей, будущие поколение, испытывает потребность в заботе о других людях, способен к активному участию в общественной жизни, к пси­хологической близости с другим человеком, к конструктивному разрешению жизненных проблем и наиболее полной самореализации.

Большинство молодых взрослых на Западе сегодня могут ожидать, что их жизнь продлится до старости. В преж­ние времена лишь немногие с уверен­ностью могли рассчитывать на такое будущее. Смерть от болезней, эпиде­мий, травм среди взрослых была значи­тельно более частой, чем сегодня, и для женщин риск был намного выше вследствие высокого уровня смертности при родах.

С другой стороны, некоторые из тех нагрузок, которые мы переживаем сегодня, были выражены значительно слабее. Люди обычно поддерживали более тесные отношения с родителями и родственниками, чем сегодня, и их ежедневная работа была схожа с той, которой занимались предки. В наше время при заключении брака, в семейной жизни и в других социальных кон­текстах, как правило, приходится иметь дело с неопределенностью. Мы можем «делать» собственную жизнь в большей степени, чем люди прошло­го. Например, сексуальные и брачные связи сегодня определяются не роди­телями, а инициативой и выбором взрослого сына или дочери. Это предо­ставляет им больше свободы, но одновременно на них ложится и большая ответственность, которая может вызвать трудности и напряжения.

Зрелые годы обычно омрачаются борьбой за существование, конкурен­цией, неудовлетворенным амбициями, конфликтами в семье, несбывшими­ся надеждами в отношении детей, материальными проблемами. И это далеко не полный перечень возможных ударов и неудач, которыми сопровождает­ся жизненный путь большинства людей.

Умение в среднем возрасте сохранить способность ориентироваться на будущее имеет особое значение в современных обществах. Большинство людей не собираются «делать одно и то же всю жизнь», как это было приня­то в традиционных культурах. Случается, что, посвятив себя какой-либо карьере, к середине жизни человек обнаруживает, что он не удовлетворен достигнутым, и дальнейшие перспективы утрачены. В момент, когда дети покидают дом, у женщин, отдавших свою молодость семье, возникают со­мнения, являются ли они сами социально ценными. Явление «кризиса се­редины жизни» — это проблема многих людей среднего возраста. Человек может чувствовать, что отказался от возможностей, которые предлагала жизнь, и что теперь он никогда не достигнет целей, о которых мечтал с дет­ства. Тем не менее, нет никаких причин к тому, что этот переход должен

См.: Толстых А.В. Возрасты жизни. М., 1988; Маслоу А. Психология бытия. М., 1997.

вызывать смирение или ввергать в отчаяние: освобождение от детских меч­таний может принести человеку свободу49.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...