Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Культурная память поколений




В чем она выражается — в сохранении могил предков, в приумножении их наследия, в почтении их памяти? Что такое культурное наследие?

Если мы представим культуру в виде сложной системы, а именно такой должна быть человеческая культура, создававшаяся тысячами поколений людей, то обязательно найдутся исходные клеточки, или первокирпичики. Такие базисные единицы культуры называют элементами и чертами куль­туры. Они бывают двух видов — материальными и нематериальными.

Большинство ученых сходится во мнении, что культура имеет два изме­рения материальную культуру и нематериальную культуру. Материальные памятники культуры более долговечны. Археологи раскапывают стоянки древних людей, живших сотни тысяч и миллионы лет назад, обнаруживают костные останки, примитивные орудия труда (так называемые чопперы) и по ним восстанавливают образ жизни, верования, обряды и идейный мир

43 Капица СП. Сколько людей жило, живет и будет жить на земле. Очерк теории роста человечества.
М., 1999.

44 Федоров Н.Ф. Соч. М, 1982. С. 65.

наших предков. О современной культуре можно судить по материальным и нематериальным элементам культуры. Но о древней — только по материаль­ным. Таким образом, материальные памятники долговечнее и хранят боль­ший объем информации, чем нематериальные.

Материальная культура включает физические объекты, созданные чело­веческими руками (их называют артефактами): паровая машина, книга, храм, орудие труда, жилой дом, галстук, украшение, плотина и многое дру­гое. Артефакты отличаются тем, что они созданы человеком, несут на себе определенное символическое значение, выполняют конкретную функцию и представляют известную ценность для группы или общества.

Нематериальную, или духовную куль­туру образуют нормы, правила, образ­цы, эталоны, модели и нормы поведе­ния, законы, ценности, церемонии, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык. Они — тоже результат деятельности людей, но сотворены не руками, а скорее разу­мом. Нематериальные объекты нельзя трогать, слышать, видеть, осязать, они существуют в нашем сознании и под­держиваются человеческим общением.

Мосты или храмы существуют очень долго, а церемонии или обряды — только то время, пока их соблюдают. Церемония бракосочетания длится несколько часов, хотя ее неоднократно повторяют другие люди. Церемония, как и любой другой объект нематериальной культуры, нуждается в матери­альном посреднике. Знания выражаются через книги, обычай привет­ствия — через рукопожатие или произнесение слов. Ношение галстука — это тоже ритуальное или символическое действие, часть светского этикета. Оно было бы невозможным, если бы не участие материального посредника — галстука. Сам галстук является артефактом.

Традиционный для философии вопрос — что первично: материя или дух? — в культурологии решается иначе, чем принято в повседневной жизни. В культуре первично значение и символ, а не вещь и материал. Материал, из которого изготовлена книга, в культуре вторичен, а первично содержание передаваемой информации, рассуждений, мысли. Их можно донести до ауди­тории и другим способом, помимо книги, например, воспользовавшись ра­дио, телевидением или Интернетом.

В масштабе всего человечества культурное наследие выражают так назы­ваемые культурные универсалии — своеобразные инварианты развития, эле­менты культуры. Культурные универсалии это такие нормы, ценности, правила, традиции и свойства, которые присущи всем культурам независи­мо от географического места, исторического времени и социального устрой­ства общества.

В 1959 г. Джордж Мердок выделил более 70 универсалий — общих всем культурам элементов: возрастная градация, спорт, нательные украшения, календарь, соблюдение чистоты, общинная организация, приготовление пищи, кооперация труда, космология, ухаживание, танцы, декоративное искусство, гадание, толкование снов, разделение труда, образование, эсха­тология, этика, этноботаника, этикет, вера в чудесные исцеления, семья,

празднества, добывание огня, фольклор, табу на пищу, похоронные ритуа­лы, игры, жестикулирование, обычай дарить подарки, правительство, при­ветствие, искусство укладывания волос, гостеприимство, домохозяйство гигиена, запрет кровосмешения, право наследования, шутки, родственные группы, номенклатура родственников, язык, закон, суеверие, магия, брак время принятия пищи (завтрак, обед, ужин), медицина, благопристойность в отправлении естественных надобностей, траур, музыка, мифология, чис­ло, акушерство, карательные санкции, личное имя, полиция, послеродовый уход, обращение с беременными, право собственности, умилостивление сверхъестественных сил, обычаи, связанные с наступлением половой зре­лости, религиозные ритуалы, поселенческие правила, сексуальные ограни­чения, учение о душе, статусная дифференциация, изготовление орудий труда, торговля, хождение в гости, отучение ребенка от груди, наблюдение за погодой.

За 10-15 тыс. лет численность людей выросла в тысячу раз, а численность большенства других видов животных — уменьшилась.

Людям труднее стало жить в переполненном пространстве и они придумали государство

Культурные универсалии возникают потому, что все люди, в какой бы части света они ни жили, физически устроены одинаково, они имеют одни и те же биологические потребности и сталкиваются с общими проблемами, которые ставит перед человеческим родом окружающая среда. Люди рож­даются и умирают, поэтому у всех народов существуют обычаи, связанные с рождением и смертью. Добывая пропитание, человек использует орудия и вступает в кооперацию с другими. Совместные действия ведут к образова­нию общества и связанных с ним санкций, полиции, правительства, прав собственности и наследования. Погода бывает то холодной, то жаркой, по­этому для увеличения комфорта человек носит одежду и строит дома. Ребе­нок и беременная женщина нуждаются в особом внимании, и общество изобретает специальные средства ухода за ними. Взрослея, человек науча­ется языку и у него возникают идеи, он верит в магию и прибегает к религи-

озным церемониям, ему обязательно дают имя, а в личной жизни он должен соблюдать требования гигиены и чистоты.

Сравнивая между собой народы и исторические эпохи, мы убеждаемся в том, что их различия коренятся в природе общества, его социальной орга­низации, а отнюдь не в природе человека и его способностях.

Нет лучше доказательства родового сходства человечества, чем то, с ка­кой легкостью и радостью современный человек разбирается в литературе изображающей самые отдаленные эпохи — Гомер в сказаниях о Нибелунгах' еврейские священные книги, легенды американских индейцев, рассказы о жизни рейнджеров, солдат, моряков, уголовников, бродяг. Чем проникно­веннее изучается тот или иной период жизни, тем больше обнаруживается сходство с нами.

Ун иверсалии — общие для всех культур черты. Они характеризуют

единство людей, живущих в различных обществах. Универсалии происходят от того, что в мире существует очень ус­тойчивый порядок, называемый обще­ством. Общество — это большая сово­купность людей, находящихся между собой в более или менее постоянной связи (ассоциации), организованных благодаря коллективной деятельности и ощущающих, что все они составляют единое целое. Если бы не было об­щества, то в мире царил хаос и нестабильность, тогда неоткуда было бы взяться таким устойчивым, повторяющимся из поколения в поколение об­разованиям, как культурные универсалии. В отличие от общества, культу­ра — это не сами люди, а то, что они делают. Одна часть культуры — то, что они уже сделали. Это называется социальным наследием, прошлой культу­рой. Вторая часть — то, что люди делают сейчас. Это их повседневный об­раз жизни, нормы, ценности, этикет, обычаи, мода, нравы, правила, кото­рым они руководствуются в данный момент. Итак, подведем итоги.

Культурное наследие — часть материальной и духовной культуры, создан­ная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и переда­ющаяся следующим поколениям как нечто ценное и почитаемое. Далеко не все из того, что создано руками и умом человека, удостаивается этого име­ни. Сегодняшняя мода не входит в культурное наследие, а прошлая часто попадает лишь в число музейных экспонатов. Если же к предметам одежды бывшим в моде у дедушек и бабушек, возвращаются внуки, эти предметы становятся частью культурного наследия.

Культурное наследие часто идеализируется, пользуется авторитетом и ок­ружено ореолом. Положительные стороны преувеличиваются, а негативные преуменьшаются. В конечном итоге наследие становится фактором сплоче­ния нации, средством объединения в периоды кризисов и нестабильности.

Что не осталось в памяти потомков, исчезло бесследно. Мы можем вос­становить древние языки и обряды, взаимоотношения и сказки лишь в той степени, в какой они живы сегодня.

Таким образом, во времени человечество делится на современников, предков и потомков. Вторые отличаются от современников тем, что наше общение с ними неполно, односторонне, и ему суждено остаться таким, возможно, навсегда. Предки могут передать нам послания (мы склонны называть такие послания традицией, сохраненной исторической памятью), но мы не можем на них ответить.

С потомками, считает известный британский социолог 3. Бауман45, все обстоит иначе. Вместе с моими современниками, писал он, я оставляю им не только послание, а по существу все культурное наследие, созданное мо­ими предшественниками, но сохраненное и преумноженное моими совре­менниками: дворцы, дома, дороги, вокзалы, каналы, книги, картины, науч­ные теории, легенды, компьютерные программы и т.д.

ДИНАМИКА ПОКОЛЕНИЯ

Когда мы думаем о тех представителях человеческого рода, которые жили в прошлом и живут в настоящем, перед нами открывается почти бесконеч­ный ряд людей. Если сравнить численность всех когда-либо живших людей и живущих сейчас, то кого, на ваш взгляд, окажется больше? Сегодня на земле проживает более 6 млрд человек. А сколько их умерло, т.е. жило во все исторические эпохи?

Социологи говорят, что поколение меняется раз в 15—20 лет. Но в послед­нее время темпы социальной динамики, кажется, стали ускоряться. Начи­ная со второй половины XX в. каждое десятилетие несет с собой новую ат­мосферу. А теперь, возможно, и эти сроки сжимаются, ибо смена техноло­гий, особенно информационных, на которые ориентируется и на которых воспитывается молодежь, происходит все быстрее.

Жизнедеятельность общества на временной оси можно представить как череду сменяющих друг друга человеческих жизней: старики умирают, дети

рождаются, а середина выпадает на расцвет. Ее можно изобразить и более крупными мазками, считая в качестве такого мазка одно поколение. Правда, как именно считать поколение, неяс­но. В науке идут бесконечные споры. Большинство специалистов полагают, что демографическими границами од­ного поколения надо утвердить 30 лет. В таком случае всю эволюцию чело­вечества, а ей, по последним данным археологов, никак не меньше 6 млн лет, надо разделить на 30 и мы получим общее число демографических поколе­ний, т.е. естественных жизненных волн человеческого рода, как бы биоло­гических сердцебиений. Оказывается, с начала человеческого рода, если за исходную точку брать самые ранние формы человекообразных, его сердце отстучало 200 тыс. раз. Столько на планете было человеческих поколений-Но историки могут возразить, заявив, что демографический возраст и исторический возраст поколения — не одно и то же. Под историческим воз-

45 Бауман 3. Мыслить социологически: Учеб. пособие. М., 1996. С. 45—46.

ростом поколения надо понимать такую продолжительность общественной активности одной когорты рождения, когда ее представители оказывали наибольшее влияние на укрепление экономики, формирование политики, развитие культуры и становление социальной сферы. Этот возраст, по на­шему мнению, должен быть короче демографического возраста приблизи­тельно на 10 лет и составлять соответственно 20 лет. В течение такого про­межутка времени в обществе чувствуется влияние данного поколения, при­чем влияние достаточно активное. Еще меньший промежуток времени должен занимать другой возраст, который мы назовем культурным. Под куль­турным возрастом поколения будем понимать отрезок времени, в течение которого одна когорта рождения задает моду в культурных стилях, опреде­ляет художественные вкусы, качество и направленность образа жизни, цен­ностные предпочтения и мировоззренческие ориентиры общества. Его пара­метры укладываются в одно десятилетие. Потом мода проходит, вкусы лю­дей меняются, на смену одним доминациям и предпочтениям приходят другие, и новое культурное поколение определяет «ветры истории». Попро­буем изобразить все сказанное графически (рис. 22).

Рис. 22. Динамика типов поколений

На рис. 22 изображены четыре поколенческие волны (I, II, III, IV) и три типа поколений (демографическое, историческое и культурное), которые последовательно сменяют друг друга. Отрезок GE показывает время жизни демографического поколения (30 лет), отрезок CD — исторического поко­ления (20 лет), отрезок АВ — культурного поколения (10 лет). Конечные точ­ки на каждом отрезке времени демонстрируют вступление в жизнь данного поколения и точку ухода его с общественной сцены, когда его вытесняет сле­дующее поколение.

Можно видеть, что ни один тип поколения не превышает средней про­должительности жизни современного человека, которая составляет 70 лет. Даже демографическое поколение короче этой продолжительности более чем в два раза. Почему возникает подобная разница? Для ответа на этот воп­рос нам придется вспомнить график жизненного цикла человека, который изображает кривую социализации (рис. 23).

На рис. 23 показаны три критические точки жизненного цикла социали­зации: 18, 45 и 60 лет. Первая точка указывает на окончание средней школы и поступление в вуз. Для представителей постиндустриального общества продолжением школьного обучения становится университетское. Так посту­пает более 70% молодежи. Стало быть, время начала активной трудовой де­ятельности и выхода на общественную сцену нового поколения отодвига­ется до 23—25 лет. Вторую точку — кризис середины жизни (45 лет) — мы пока что учитывать не будем. Третья точка означает уход с общественной сцены данной когорты рождения. Для женщин пенсионный возраст (в на­шей стране по ныне действующему законодательству) начинается в 55 лет. а для мужчин — в 60 лет. Таковы временные границы трудовой и обществен­ной активности, когда данное поколение может существенно влиять на со­циальные процессы, для подавляющей части населения. Разумеется, не об­ходится без исключений. Так, некоторые руководители в сфере бизнеса, управления, науки и культуры остаются на своих постах, приносят огром­ную пользу своему коллективу и стране в целом и после 60 лет. А если брать не руководителей, а, скажем, индивидуальных творцов — видных писателей, ученых, талантливых художников, мыслителей или композиторов, то их творческая активность продолжается и за пределами указанного времени. Но мы говорим о некой условной схеме, отражающей динамику поколений, показывающей отражает общие тенденции.

Рис. 23. Основные фазы социализации

С этих позиций придется вычеркнуть из активного трудового периода и последние 5—6 лет, когда рядовой труженик как бы готовится к пенсии: пе­реходит с малооплачиваемой работы на высокооплачиваемую с целью по­высить размер своей будущей пенсии, не берет на себя повышенные трудо­вые обязательства и не ставит рекордов производительности труда. К тому времени его мотивация и стратегия поведения резко меняются по сравне­нию с началом трудовой деятельности (23-25 лет), когда ему надо было ут­вердиться в коллективе, добиться максимально возможных успехов, про­двинуться по службе или подыскать себе более оплачиваемую и престижную работу, создать финансовую основу для семьи.

В результате активный, социально зрелый и общественно значимый пе­риод жизнедеятельности каждого поколения сужается приблизительно до 20—25 лет. Его мы и назвали историческим возрастом поколением. Если гра­ницы активности не сужать, то получим другую величину — демографичес­кий возраст поколения, который приблизительно равен 30 годам.

Осталось рассмотреть понятие культурного возраста поколения. Для разъяснения своей позиции обратимся к примерам. Первым в поле зрения попадает Generation X, а вторым — поколение шестидесятников. Оно суще­ствовало как на Западе (Европа и США), так и в СССР.

Остановимся на двух временных точках — 1961 и 1980 г. В 1961 г. родились пер­вые, с течением лет ставшие старшими, представители данного поколения, а в 1980 г. родились последние, или самые молодые его представители. Разница между двумя рождениями составляет 20 лет. Фактически это возраст одного исторического поколения. Трудно по­верить, что все родившиеся в течение 20-летнего периода американцы сходят­ся в своих воззрениях на мир, ценностных ориентациях, отношению к труду и другим параметрам, выделенным Д. Коуплендом в качестве базовых характери­стик Generation X. Тем не менее это так и есть. Многие специалисты, подвергав­шие книгу Коупленда46 тщательному анализу, заявляют, что в 1995 г. со сцены сошли самые последние представители знаменитых иксеров. Сколько им было тогда — 25, 30 или 45 лет? И то, и другое, и третье. Старшим представителям Generation X, родившимся в 1961 г., было уже 45 лет, а это — кризис середины жизни, когда человек оглядывается назад и размышляет, удалась его жизнь или нет, удастся ли совершить что-то значительное в оставшиеся годы или нет. Из ха­рактеристик Коупленда следует, что все представители Generation X, родившиеся в период с 1961 по 1980 г., страдали пессимизмом, неверием себя и чувствовали себя потерянным поколением. Если такое мироощущение присуще молодым лю­дям, то речь идет о ранних старичках, а если — о 45-летних мужчинах, то это впол­не естественное социально-психологическое состояние, обусловленное физио­логическими изменениями организма и законами возрастной психологии.

Почему же юноши смотрят на жизнь так же печально, как и зрелые муж­чины, переживающие кризис, или брошенные на произвол судьбы старики? Состояние и ощущение безнадежности у людей разных возрастов может происходить лишь по одной причине — они попали в одинаковые соци­альные, экономические и политические условия. Десятилетие — середина 1980-х по середину 1990-х гг. — оказалось для США временем утраты иллю­зий и роста разочарований. Рейганомика 1980-х сделала свое разрушитель­ное дело. На долю иксеров не осталось ни рабочих мест, ни сносного, отно­сительно недорогого жилья, ни иллюзий. Одна безысходность. Отсюда пес­симизм, неверие в будущее и отсутствие трудолюбия.

Отмеченное десятилетие это одновременно период активной трудовой и общественной деятельности Generation X. Стало быть, если страна пережи­вает кризис, то он — в значительной мере дело их рук. Либо их отцов —

46 КоуплендД. Generation Икс. М., 2002.

бывших хиппи. Как их еще называли, детей-цветов, шестидесятников. Вто­рых винить в экономическом развале сложно, поскольку после 35 лет быв­шие хиппи резко изменились — из бездельников и романтиков получились великолепные трудоголики и прожженные прагматики. Они трудились не покладая рук, делали карьеру, забывая о семье. О той самой, где в тот момент воспитывалось и проходило интенсивную социализацию Generation А". Им не додали родительской любви в детстве, их оставили со своими мыслями, чаще всего пессимистичными, в юности и их лишили рабочих мест в молодости. Известно, что на формирование ценностей когорты одногодков решитель­ное влияние оказывает именно атмосфера ранней юности — ее идеи, ее нра­вы, ее авторитеты. И виновниками специалисты считают все тех же хиппи, их родителей. Хиппи считаются также представителями поколения бэби-бу-меров, а это означает, что в 1943— 1960 гг. в США наблюдался демографический взрыв, т.е. детей родилось больше, чем до и после того. А чем больше людей, тем меньше рабочих мест. Так что не­любовь к работе, неверие правитель­ству и государству, пессимизм по отно­шению к людям у иксеров — явления вполне объективные, возникшие по­мимо их воли и желания.

Итак, десять лет, с 1985 по 1995 г., — время наибольшей творческой отдачи Generation X —оказались проваленным и по всем статьям. Ни экономического подъема, ни культурных дерзновений, ни великих открытий иксеры не совер­шили. Хотя США продолжали двигать­ся вперед, наращивать военную мощь, строить научную инфраструктуру, по­могать развитию культуры и достигать немалых успехов в социальной облас­ти. Но было ли это делом рук поколения иксеров? Судя по теории, нет.

Совсем иначе складывалась поколенческая динамика у так называемых шестидесятников. Они существовали и у нас, и в Америке. Поколение бума (бумеры) — граждане США, появившиеся на свет в годы послевоенного демографического бума (1946—1960). Именно они были создателями моло­дежной культуры 1960-х, а в настоящее время продолжают держаться за нее — отсюда попытки институционализировать рок-н-ролл и появление «Зала славы героев рок-н-ролла». Пик влияния бумеров на формирование культуры приходится на 1980-е, когда благополучный экономический и со­циальный статус этого поколения превратил их в привлекательную плате­жеспособную аудиторию. Идиллия, в которой пребывали бумеры, резко оборвалась с появлением Generation X. Для нового поколения ненависть к бумерам с их благополучием и попытками продлить свою юность стала свое­образным кредо47. Иксеры во всем отрицали бумеров, где-то даже ненави-

47 Кормильцев И. Поколение Икс: последнее поколение? // Иностранная литература. 1998. № 3.

дели их и пытались делать все поперек им. Но конфликт поколений нас пока интересовать не будет.

Важно подчеркнуть другое. Во-первых, мы видим тот же временной лаг в протяженности одного и того же поколения: старшие представители бу-меров появились на свет в 1946 (по Коупленду в 1943), а младшие — в 1960 г. Молодежная культура нового типа, неизвестная предвоенным и военным поколениям, появилась в 1964 г. Откуда такая точная цифра? Начиная с этого года по миру начинается победное шествие группы «Битлз», которая пере­вернула ценности молодого поколения, изменила взгляды на мир, их соци­альную позицию. В песнях «Битлз» нет пессимизма, напротив, они прони­заны пафосом переделать мир здесь и сейчас. Это активный, созидательный тип мировоззрения, где наивно идеалистичный, где-то чрезмерно романтич­ный и доверительный. Но это совершенно иной субкультурный модус суще­ствования, нежели у поколения иксеров.

Итак, культурную революцию начали самые первые представители буме-ров, родившиеся в конце или после Второй мировой войны. Средние пред­ставители этого поколения в 1968 г. совершили еще одну революцию. Напом­ним: май 1968 года — студенческая революция в Париже, 1969 г. — всемир­ный фестиваль рок-музыки в Вудстоке (США), собравший 300 тыс. зрителей, стал кульминацией движения «оупен-эйр» (концерты на открытом воздухе). Концерт продолжался три дня. В нем приняли участие мировые суперзвезды Джимми Хендрикс, Дженис Джоплин, ансамбль «Роллинг Стоунз». Фести­валь в Вудстоке отразил мечту молодого поколения о любви и свободе.

С чего начиналась легендарная студенческая революция 1968 г.? С бунта в университетском городке близ Парижа против запрещения студентам ос­таваться на ночь в общежитии у своих подружек. А привела к миллионным демонстрациям, баррикадам, глубочайшему политическому кризису, отстав­ке президента и коренным реформам системы образования не только во Франции, но и во всем мире.

В те годы бурлила не только Европа. Весной 1966 г. отряды «красных ох­ранников» (хунвэйбинов), состоявшие в основном из школьной и студен­ческой молодежи, начали массовые акции против партийного аппарата, привилегий высших слоев и «западного влияния», переросшие затем в тер­рор. «Великая пролетарская культурная революция» началась с письма Мао Цзэдуна в ЦК Компартии Китая. Великий вождь и кормчий поставил перед китайскими коммунистами цель — создать нового человека. Во имя нее развернулась кампания по перестройке культурной жизни, осуществляемой насильственными методами с позиций примитивных представлений о «под­линно пролетарской культуре». Образование переориентировалось на соче­тание физического и умственного труда. Поэтому партийные кадры и ин­теллигенцию посылали работать в сельском хозяйстве или на фабриках. Смысл «культурной революции» состоял в перетасовке старых партийных кадров и поголовном изучении всем населением Китая идей Мао Цзэдуна. «Культурная революция» продолжалась до 1969 г. В отличие от французской студенческой революции китайский аналог не был стихийным протестом молодежи, но планомерно управляемой кампанией по перестройке всей партийно-бюрократической иерархии.

Таков перечень великих дел поколения бумеров: 1968 г. — молодежные беспорядки в Париже, ставшие символом для целого поколения, изменившие

пуританскую Европу и Америку. Появление понятий «свободная любовь», «сексуальная революция», расцвет рок-н-ролла, пик славы групп «Битлз» (Джон Леннон) и «Дорз» (Джим Моррисон), 1969 г. — Вудсток. В 1960-е гг. вла­стителем дум молодежи был основатель движения «новых левых» Герберт Маркузе, который преподавал философию в одном из университетов Кали­форнии. Он был против государства вообще и против любого истеблишмэн-та в частности. По его разумению, жизнь должна быть, как фестиваль рок-му­зыки в Вудстоке. Все валяются на траве, курят марихуану и занимаются лю­бовью. Поскольку на войну не остается времени, то наступит всеобщий мир. Бумеры, они же хиппи и шестидесятники, до неузнаваемости изменили

современный мир. Ихдеяния — насто­ящая культурная революция. На их фоне Generation X выглядит стаей рет­ роградов, ворчащих на своих радика­лов-родителей. В молодые годы по сво­им взглядам и поведению иксеры являли даже больших старичков, чем их родители, по возрасту на 20 лет их старшие. Они боялись сказать свое слово в науке или культуре, чурались радикализма и революций, предпочитая жаться по углам и отсиживаться в пустыне (как главные герои знаменитого романа Д. Коупленда с одноименным названием). За революцией последо­вала контрреволюция также стремительно и неизбежно как за летом следу­ет осень. У жизнерадостных хиппи выросли угрюмые иксеры. Такова исто­рическая динамика поколений.

Но мы помним, что пик влияния бумеров на формирование культуры приходится на 1980-е гг. Иными словами, культурное доминирование хип­пи продолжалось почти 20 лет. Разумеется, из этого двадцатилетия наберется 10—12 лет настоящего бума, когда мода на субкультуру хиппи-бунтарей была общемировым феноменом. Уже в 1970-е гг. в США отмечается постепенный спад интереса к контркультурным инновациям бумеров. Вскоре страну ох­ватывает экономическая рецессия и нефтяной кризис. Спад экономической активности практически совпал с культурным спадом. В 1957 г. рок-н-ролл казался вызовом обществу, зародышем новой контркультуры, символом нового поколения. В середине 1970-х гг. он стал процветающей индустри­ей, в которой заняты сотни тысяч людей и которая приносит фантастичес­кие прибыли.

На этом фоне спокойного десятилетия середины 1970-х по середину 1980-х и прошла школьно-студенческая социализация нового поколения — Generation X. Можно ли его считать преемником и последователем культур­ных ценностей поколения хиппи? Могли ли иксеры в детском возрасте бы­вать с родителями на фестивале в Вудстоке или участвовать в майской ре­волюции 1968 г.? Вряд ли. Дети появились уже у взрослых и остепенивших­ся хиппи. Быть бунтарем и хорошим родителем — две не только разные, но и противоположные социальные роли. Мы помним, что иксеры воспиты­вались у очень занятых своей карьерой родителей-хиппи. Иными словами, на стадии первичной социализации, т.е. в возрасте 5—12 лет иксеры не ви­дели перед собой никаких хиппи-романтиков. Они переустраивали мир не на баррикадах, а в фешенебельных офисах. Естественно, что преемственно­сти ценностей не произошло. Конечно, и стареющие хиппи нет-нет да вспо­минали свою молодость, навещая очередной фестиваль в Вудстоке, который

с тех пор стал регулярным семинаром по рок-культуре для молодежи со всего мира, или участвуя в праздничных байкер-парадах. Иногда они встречались в дружеском кругу и без конца вспоминали шумные шестидесятые. От та­ких разговоров, как они сами вспоминают, иксеров тошнило: слова и дела у родителей слишком далеко отстояли друг от друга.

Стареющие революционеры превращались в неисправимых консервато­ров, активно противостоящих, как они выражались, социальным болезням молодежи: сексу, наркотикам, насилию. Родители запрещали своим детям то, чем в молодости занимались сами. И это было получше всякого воспитания в духе левой идеологии, уважения прав человека, всемирного братства и т.п.

Неудивительно теперь, что смена культурных поколений произошла сра­зу же, как только школы, а затем студенческие аудитории заполнили дети бывших бумеров. Теперь уже социализация пошла не вертикально, от стар­ших к младшим, а горизонтально — через общение сверстников. Новые ценности пессимизма и ничегонеделания распространились мгновенно, став очередной интеллектуальной модой. На общественную сцену вышла новая генерация — Generation X. Середина 1960-х до середины 1970-х — время мак­симального культурною влияния поколения хиппи — прошло. Остает­ся пока еще неисследованным, какое поколение определяло моду середи­ны 1970-х до середины 1980-х гг. На сей счет существует множество точек зрения. Возможно, что это десятилетие надо считать мультикультурным феноменом, где смешались различные стили и направления, пространство, на котором господствовали или соседствовали более мелкие субкультурные поколения, скажем яппи, рейверы, панки. Но совершенно точно, что новое десятилетие — середина 1980-х до середины 1990-х гг. — проходило под зна­ком культурных ценностей Generation X.

Типичный представитель бумеров — 42-й президент США Уильям Джеф-ферсон (Билл) Клинтон, который родился 19 августа 1946 г. в бедной семье в небольшом городке Хоуп (штат Арканзас). Его нельзя причислить к сто­процентным хиппи, тем не менее общие для всего поколения условия жиз­ни и ценности молодежи наложили отпечаток и на его биографию. Извест­но, что в 1964—1966 гг. он работал в аппарате сенатора Уильяма Фулбрайта (ярого противника вьетнамской войны) в Вашингтоне, округ Колумбия. Клинтон, разделяя его позицию, в армии не служил. Пацифистские настро­ения — общая черта поколения бумеров. 20 января 1993 г. в лице Билла Клинтона впервые с 1980 г. в Белый дом вновь вошел кандидат Демократи­ческой партии. Сформировавшись в атмосфере 1960-х, Клинтон, хотя с вре­менем стал более сдержанным и консервативным, не изменил своим демок­ратическим убеждениям, и в определенной мере реализовал чаяния своего поколения — процветающее и демократическое общество. К успехам Клин­тона специалисты относят следующее: поправение левопрофсоюзной ори­ентации Демократической партии, успешная борьба с республиканским большинством в конгрессе, самый эффектный и долгий в истории страны экономический рост (116 месяцев беспрерывно при среднем уровне роста 4% в год), почти 22 млн новых рабочих мест, рекордно низкий уровень без­работицы, значительно снизившийся уровень преступности, наименьшее число получателей вэлфера за 34 года, уничтожение дефицита федерально­го бюджета и самый большой в истории профицит бюджета в 2000 г. — 237 млрд долл. Сорок лет назад никто не мог ожидать, что какой-то длин-

новолосый пацифист Клинтон станет президентом США, и отнюдь не са­мым миролюбивым. Тем не менее, нынешние западные политики не так уж изменили идеалам юности: они были радикалами, знавшими верную доро­гу к счастью, а сейчас получили возможность столь же радикально претво­рять свои убеждения в жизнь. Другое дело, что сорок лет назад эти убежде­ния вызывали скептическую улыбку старших48.

Билл Клинтонтипичный представитель бумеров 48 Дейниченко П. Принцип поколений (http://boombook.boom.ru).

ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ ПОКОЛЕНИЙ1

За последние 200 лет зарубежные социологи накопили огромный опыт и багаж знаний при исследовании поколенческой проблематики, хотя не всегда достигали терминологической ясности. Часто приверженцы од­ной и той же парадигмы, скажем позитивизма, употребляли данное слово в разных оттенках, сообразуясь не столько с заявленными лозунгами позитивизма, сколько с целями и задачами собственного исследования,

ЗАРУБЕЖНЫЕ ПОДХОДЫ

Исследование поколений началось за рубежом еще в XIX в. По всей види­мости, западная социология поколений прошла в своем развитии шесть этапов.

1. XIX — начало XX в. — формирование позитивистско-натуралистичес-кой ориентации, рассматривающей смену поколений как элемент механизма эволюции общества, стремящаяся выделить структуру поколений, локали­зовать их во времени и пространстве.

2. До середины XX в. — складывание основных теоретических парадигм и приоритет структурно-функционалистских подходов к изучению поколе­ний; появление теорий о преемственности поколений.

3. 1950—1960 гг. — становление символической теории в социологии поко­лений; приоритет экзистенционалистских и психоисторических подходов.

4. 1960—1973 гг. —активизация внимания к вопросу поколений в условиях обострения молодежного движения и появление макро- и микросоциоло-гических теорий о конфликтах между поколениями.

5. 1974—1980 гг. — институциализация на Западе социологии поколений, акцентирование внимания на динамических, социокультурных и коммуни­кативных аспектах. Увеличение интереса к поколенческим проблемам в нашей стране, особенно в рамках социализации, воспитания молодежи.

6. Последние десятилетия XX в. — попытки синтеза количественно-нео­позитивистского, структурно-функционального и гуманистически-симво-

1 Глава подготовлена в соавторстве с д-ром социологических наук, проф. Н.В. Шахматовой.

лического направлений в западной социологии поколений; накопление значительного опыта исследований конкретных поколенческих проблем применительно к различным социальным обстоятельствам; появление не­классических социологических подходов в изучении отдельных аспектов российских поколений.

Впервые внимание к поколению не только в семейном контексте, но и как к социальному феномену привлек О. Конт, основоположник позитивистской традиции в социологии, хотя он и не разрабатывал эту проблему непосредствен­но. Им впервые была выдвинута идея о естественной взаимосвязи межпоко-ленческой динамики и темпов социального прогресса. При увеличении про­должительности жизни и медленном обновлении поколений в обществе про­исходит, как считал О. Конт, доминиро­вание инертности и консерватизма. При чрезмерном сокращении жизни и быстрой смене поколений постоянные инновации не находят своего закрепле­ния, что приводит к нарушению стабильности и порядка в обществе2. У О. Конта смена поколений выполняла функцию одного из элементов ме­ханизма эволюции общества.

Эти идеи продолжали развивать последователи позитивизма3. Например, Дж. Дромель в конце XIX в. пытался выявить роль поколений в революци­онном процессе. Он рассматривал их как абстрактную социальную группу политиков старшего, молодого возраста, а их взаимоотношения — как глав­ный механизм, определяющий политическую динамику в обществе4.

Эмиль Дюркгейм, рассматривая проблему поколений через призму об­щественного сознания («коллективных представлений»), использовал тер­мин «преемственность» между ними как неотъемлемый механизм регламен­тации поведения индивидов и социальных групп в обществе. Он писал: «В любом обществе существует некоторое множество общих идей и чувств, которые передаются от поколения к поколению и обеспечивают одновре­менное единство и преемственность коллективной жизни....Они должны...быть объектом специальной науки, призванной их описывать и выявлять их условия...»5. Так был заложен структурно-функциональный подход к изу­чению генераций, реализованный затем в той или иной мере А. Радклифф-Брауном6, Т. Парсонсом, Ш. Эйзенштадтом, Р. Мертоном, Р. Албрехтом, К. Мак Гуайром и др. Они рассматривали поколения с точки зрения систем­ного подхода как функциональную систему позиций, социальных статусов и институциальных ролей индивидов. В работах Парсонса «Возраст и пол в социальной структуре Соединенных Штатов» и «Юность в контексте аме­риканского общества» взаимоотношения поколений определялись социаль-

2 См.: Конт О. Курс положительной философии. Т. 1. СПб., 1900. С. 39-40.

3 См.: МилльД.С. Огюст Конт и позитивизм. СПб., 1906. С. 73; Он же. Система логики силлогисти­
ческой и индуктивной. М., 1914.

4 См.: DromelJ. La Loi des revolutions. Paris, 1982. P. 27-29, 75-76, 92-115.

5 См.: Дюркгейм Э. Курс социальной науки // Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, пред­
назначение. М., 1995. С. 191.

6 См.: Радклифф-Браун А. Структура и функции в примитивном обществе / Пер. с англ. М.,2000. С. 7-18.

ной структурой, а возрастные группы, поколения и их организации рассмат­ривались как объекты и средства социализации7. Таким образом, он пытал­ся, хотя бы весьма абстрактно, объединить позитивистский и культурно-символические подходы к изучению поколенческих проблем.

Помимо позитивистской и структурно-функционалистской традиции в мировой социологии существуют иные научные веяния, в том числе «роман­тически-гуманитарное», давшее жизнь символическому интеракционизму. Здесь исповедуются не количественные, а качественные подходы к понима­нию поколения, подчеркивается внутрипоколенческое единство и преемствен­ность между поколениями. Поэтому здесь уместнее использовать вместо тер­мина «генерация» — термин «поколе­ние», который подчеркивает общность менталитета. К примеру В. Дильтей, соглашаясь с тем, что генерации отделе­ны друг от друга временным интерва­лом, равным приблизительно 30 годам, подчеркивал, а можно сказать, и наста­ ивал на том, что поколение — это духов­ная общность людей, которые выросли в одно и то же время, чей жизненный мир сформировался под влиянием од­них и тех же исторических событий. Он считал поколение кругом индивидов, детство и юность которых зависели от одних и тех же великих событий, как бы ни различались другие, дополнительные факторы (численность генерации, например, если она будет состоять всего из трех человек)8. Таким образом, В. Дильтей впервые попытался поставить качественные аспекты поколения выше его количественных параметров. Он как бы уподобил целое поколение целостной личности, полагая, что то и другое формируется благодаря ключе­вым вехам социализации, в том числе общности юношеских переживаний, сложившемуся менталитету, исторической судьбе.

Не только В. Дильтей, но также Ф. Мантре, Г. Зиммель и X. Ортега-и-Гассет9 подчеркивали внутреннее, духовное единство каждого поколения, общность идей и деятельности и стремились связать жизненный путь лич­ности с историческими событиями, значимыми для всех людей, живущих в данный период времени.

Близок к этому подходу и метод анализа поколений, разработанный круп­ными американскими социологами У. Томасом, Ф. Знанецким в их класси­ческой работе «Польский крестьянин в Европе и Америке»10 и представите-

7 См.: Parsons T. Age and Sex in the Social Structure of the United States // American Sociological Rev.
1942. Vol. 7. № 5. P. 604-616; Parsons T. Youth in the Context of American Society// Daedalus. 1962. Vol.
91. P. 97-123.

8 Подробнее см.: Дильтей В. Описательная психология. 2-е изд. СПб., 1996. С. 53-69.

9 См.: Дильтей В. Описательная психология. 2-е изд. СПб., 1996. С. 54-58, 120-154; Зиммель Г. Избран­
ное. Т. 1. Философия культуры. М., 1996. С. 336-337, 350-353; Он же. Избранное. Т. 2. Созерцание
жизни. М., 1996. С. 380-381, 454, 520. Ортега-и-Гасет X. Вокруг Галилея // Ортега-и-Гасет X. Избр.
тр.: Пер. с исп. М., 1997. С. 233-403; Mentre F. Les generations sociales. Paris, 1920. P. 23-189.

10 См.: Томас У., Знанецкий Ф. Методологические заметки // Американская социологическая мысль.
Тексты: Под ред. В.И. Добренькова. М., 1994. С. 335-357; Ионин Л.Г. Понимающая социология.
Историко-критический анализ. М., 1979. С. 58-67; История теоретической социологии. Т. 3. М
1998. С. 273-276.

лями чикагской школы. Этот подход предполагал дуализм взаимодействия социального и индивидуального, субъективного и объективного, осознание себя и других. Развивая эти теоретические модели, социологи утверждали, что невозможно познание социальных процессов и событий без информа­ции о субъективной стороне их протекания, т.е. без учета восприятия и ос­мысления событий их участниками.

Среди современных последователей романтизированной версии поколе­ния стоит выделить испанского философа и социолога X. Ортегу-и-Гассе-та11. Он видел в поколении своего рода динамическую систему, состоящую из притяжений и отталкиваний, которыми наполнена наша земная жизни.

Пытаясь очистить понятие от позити­вистских истоков, он предлагал не сво­дить поколение к горстке случайных индивидов, собранных по велению статистиков. Для него поколение — не статистическая совокупность ровесни­ков, а своего рода «динамический ком­промисс между массой и индивидом». X. Ортега-и-Гассет сравнивал поколе­ние с караваном, составленным из ог­ромного числа внешне зависимых, но внутренне свободных людей. Свободу человеку придает идейная верность поэтам своего возраста, политическим идеям своего времени, типу женщин своей молодости и даже походке, к ко­торой он привык за свои 25 лет12.

Не чужд Ортега-и-Гассет количе­ственных параметров генерации, правда, отводит им второстепенную роль. Он считает, что «понятие поколения изна­чально объединяет два признака: един­ство возраста и наличие жизненных кон­тактов», общего жизненного простран­ ства13. Продолжительность поколения он определяет в 15 лет и обозначает каж­дое поколение именами великих людей: поколение Декарта, Гоббса, Галилея, Бэкона, Сервантеса и пр. При этом, как пояснял его последователь Дж. Мари-ас, произвольный выбор центральной фигуры не означает, что индивид задает тон поколению и устанавливает свою шкалу ценностей. «Поколение Декарта» не результат деятельности Декарта, оно не определялось Декартом; скорее на­оборот — это поколение, к которому Декарт принадлежал»14.

1' См.: Ортега-и-Гассет X. Вокруг Галилея (схема кризисов) // Ортега-и-Гассет X. Избр. тр. М., 1997.

12 Там же. С. 39-40.

13 Там же. С. 261-262.

14 См.: Marias J. Generations. P. 160—161. Цит по: Кон И.С. Понятие поколения в современном обще­
ствоведении // Актуальные проблемы этнографии и современная зарубежная наука. Л., 1979.
С. 224-225.

Это понимание поколения развила символическая концепция поколений

выдающегося немецкого социолога Карла Маннгейма (1893—1947). Он пер­вым осознал, что поколение относится не к биологической, а к социальной сфере. Его статья «Проблема поколений», опубликованная в 1928 г., была важным шагом в направлении институциализации социологии поколений15. В ней он начинает свое исследование с сопоставления позитивистской и романтически символической постановки проблемы. Первая, по его мне­нию, акцентирует биологические и хронологические детерминанты возра­стной общности, и пытается найти общий закон, выражающий ритм исто­рического развития. Вторая подчеркивает внутренние, духовные силы со­циального прогресса, видя в смене поколений проявление «духа времени». Каждый из этих подходов имеет свои достоинства и ограничения.

Хосе Ортега-и-Гассет: "Наша жизньстрела, пущенная в пространство...»

К. Маннгейм пытается совместить эти подходы. Смена поколений — универсальный процесс, основанный на биологическом ритме человечес­кой жизни. Вследствие этого в социокультурном процессе появляются но­вые участники, тогда как старые участники этого процесса постепенно ис­чезают. Члены любого поколения могут участвовать только в хронологически ограниченном отрезке исторического пространства. Поэтому необходимо постоянно передавать накопленное культурное наследство. Таким образом (по Маннгейму), переход от поколения к поколению — последовательный стабильный процесс16. Однако формы и характер этого процесса могут раз­личаться.

Мангейм различал три уровня социокультурной близости, связанной с годом рождения: первый, демографический — родившиеся в один год, вто­рой — одногодки из одной страны и одного социального класса, третий уро-

15 См.: Mannheim К. The Problem of Generations // Mannheim К. Essays on the Sociology of Knowledge.
L, 1952. На русском яз. см. сокращенный перевод: Маннгейм К. Очерки социологического знания.
Теория познания — мировоззрение — историзм. М., 1998. С. 84-85.

16 Mannheim К. The Problem of Generations // Mannheim К. Essays on the Sociology of Knowledge. L.,
1952. P. 292.

вень — сверстники, благодаря которым поколение остается в истории — открыватели новых путей. К. Маннгейм полагал, что родившиеся в одно время, но в разных странах люди все равно составляют одно поколение.

Попытавшись органично соединить три господствующие в социологии традиции — позитивистскую, марксистскую и интеракционистскую, — Маннгейм создал весьма плодотворную модель поколения, которое пони­малось им в качестве:

поколенное единство (Generationseinheit) — осознание людьми своей по­коленной общности и приобретение общих идеалов, жизненного пути и форм деятельности;

поколенное положение — поколенный статус (Generationslagerang), т.е. место, занимаемое людьми одного возраста в том или ином обществе, воз­можности изменить свою судьбу и судьбу страны;

поколенная связь (Generationszusammenhang) — реально взаимодействую­щая ассоциация людей, основанная на сходства жизненных трудностей, забот и интересов, вытекающих из одинаковости положения и проблем, с которыми приходится сталкиваться в критических ситуациях.

Карл Мантгейм: модель поколенияодногодки, сверстники, открыватели новых путей

Нижней границей поколения он считал позднюю юность (17 лет), а верх­ней — ранний период взрослости (25 лет). Именно в этот период формиру­ются самостоятельные взгляды на общественно-политические события. К. Маннгейм17 полагал, что в юности под влиянием внешних событий и окружения у индивида формируется определенная картина мира, через ко­торую преломляется последующий жизненный опыт.

Если хоть один критерий, указанный выше, а именно статусный, реаль­ный или символический, отсутствует, то о поколении говорить не приходит­ся, полагал К. Мангейм. Например, прусская и китайская молодежь начала XIX в. не являлись единой генерацией или поколением, поскольку принад­лежали к совершенно разным типам общества. Прусская городская и сель­ская молодежь обладали общим социальным статусом, но между собой они

17 Mannheim К. The Problem of Generations // Essays on the Sociology of Knowledge. L., 1970.

никогда не взаимодействовали, так как ту и другую волновали неодинако­вые проблемы. Вот почему они не составляли реальной группы. Городская молодежь была реальной группой, но она разбита на две враждующие груп­пировки — романтически-консервативную и либерально-рационалистичес­кую. Поэтому ее нельзя рассматривать как поколенное единство18.

Постановка К. Маннгеймом проблемы видов генераций и поколений как субъектов социальной деятельности, с их неоднородностью, структурными характеристиками, функциями, специфическим институциальным положе­нием в обществе и с особенностями мировоззрения была чрезвычайно пло­дотворной. Исследуя феномен поколенного единства под углом зрения фено­менологии человеческой культуры, социального института, он раскрыл ме­ханизм социального наследования. Культура, искусство, образование (в том числе образование родителей), социальная благотворительность, право, ин­ституты опеки над несовершеннолетними, медицина и многое другое — все это является орудиями в социализации и поколенческой интеграции.

Начиная с 1950-х гг., а особенно в конце XX в., этот отчасти забытый метод вновь стал приобретать значительное влияние во многих нацио­нальных школах в связи с усилением внимания к индивиду как субъекту процесса развития общества. Сторонники феноменологического, интерак-ционистского, структуралистского и прочих подходов гуманистического направления в социологии (А. Шюц19, М. Мид20, П. Бергер и Т. Лукман21, Г. Шуман, Ж. Скотт22 и др.23) пытались осмыслить человеческую жизнедея­тельность отдельных поколений, соотнося ее с конкретными представлени­ями, идеями, целями, мотивами реального поведения24. Такая традиция (ча­сто ее называют культурологической) позволила системно проанализировать социальные проблемы отдельных поколений во взаимосвязи с реальными культурными процессами, происходящими в обществе, способствовала ук­реплению в социологии качественной методологии исследования.

В книге «Из генерации в генерацию. Возраст группы и социальная струк­тура», изданной в 1956 г.25, Ш. Эйзенштадт утверждал, что возрастные кате-

18 Mannheim К. The Problem of Generations // Mannheim К. Essays on the Sociology of Knowledge. L.,
1952. P. 291.

19 См.: Шюц А. Формирование понятия и теории в общественных науках//Американская социологи­
ческая мысль. Тексты. М., 1994. С. 481—495; Он же. Структура повседневного мышления // Социо­
логические исследования. 1988. № 2; о нем: Абельс X. Интеракция, идентичность, презентация. Вве­
дение в интерпретативную социологию / Пер. с нем. под общей ред. НА. Головина и В.В. Козловс­
кого. СПб., 1999. С. 67—100; Монсон П. Современная западная социология. СПб., 1992.

20 См.: Mead M. Culture and Commitment. A Study of the Generation Gap. N.Y., 1970. На русском яз.
см.: Мид М. Культура и мир детства. М., 1988.

21 См.: Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995.

22 См.: Шуман Г., Скотт Ж. Коллективная память поколений // Социологические исследования.
1992. № 2.

23 См., например: Braungart R.G. The Sociology of Generations and Student Politics: A Comparison of the
Functionalist and Geneiational Unit Models//J. of Social Issues. 1974. Vol. 30. № 2.

24 Эти субъективные проявления фиксировались и концептуализировались как следствие объектив­
ных процессов, происходящих в определенных типах культуры, и интерпретировались как формы
субкультур отдельных поколений. При этом сама культура понималась как степень усвоения соци­
альных норм, как сумма накопленных человеческих знаний, как способ человеческой деятельности.

25 См.: Eisenstadt S.N. From Generation to Generation. Age Groups and Social Structure. N.Y., 1956. Ha
русский яз. переведена другая его работа: Эйзенштадт Ш. Революция и преобразование общества.
Сравнительное изучение цивилизаций / Пер. с англ. М., 1999.

гории являются одновременно социальными и психологическими. Для со­циальной системы возраст служит категорией, в соответствии с которой разные социальные роли распределяются между различными людьми. Для индивида же осознание собственного возраста становится важным интегра-тивным элементом благодаря своему влиянию на его самоидентификацию. Таким образом, им было разведено содержание понятия генерации на уров­нях общества и личности.

По характеру взаимосвязи поколений и социальных структур ученый сформулировал признаки двух типов обществ. Критерий возраста как прин­цип распределения ролей важнее всего в тех обществах, в которых базовые

ценностные ориентации находятся в гармонии с возрастными стереотипа­ми, т.е. являются партикуляристскими, диффузными и аскриптивными. В та­ ких обществах обычно главной едини­цей общественного разделения труда является семья, родственная ячейка. Возрастно-разнородные межпоколен-ческие отношения этих ячеек являются базовыми формами взаимодействия между людьми, социальными общностями, тогда как возрастно-однородные отношения имеют лишь второстепенное значение. Это — «фамилистичес-кий» тип общества. Возрастно-однородные группы обычно возникают в тех обществах, в которых семейные или родственные ячейки не могут обеспе­чить или даже мешают достижению их членами полного социального ста­туса. Это — «универсалистский» тип общества, где доминируют внутрипо-коленческие отношения26.

Исходя из этой общей идеи, Эйзенштадт описывает ряд возрастных групп различных народов, включая современные ему молодежные организации, сравнивает положение и структуру возрастных групп в «универсалистских» обществах и в «фамилистических», а затем переходит к анализу их соци­альных функций. На основании этого он делает вывод, что вероятность по­явления институциализированных и возрастно-однородных юношеских групп в обществе прямо коррелирует со степенью закрытости, недоступно­сти для молодежи его ведущих социальных институтов и обратно — со сте­пенью эффективности семейной социализации. Появление юношеских групп в свою очередь усиливает значение возрастной дифференциации в обществе. Данные группы могут выполнять как интегративные (например, подготовка и обучение молодежи для выполнения конкретных видов дея­тельности — военные группы, группы охотников, или спортивные секции, музыкальные «тусовки», «фан-клубы» и пр.), так и дезинтегративные (деви-антные группы) социальные функции. Степень взаимосвязи между возраст­ными группами и общей социальной структурой зависит, во-первых, от сте­пени гармонии между ценностями и ориентациями возрастных групп и ос­новными институциональными нормами и ценностями социальной структуры, их совместимость проявляется в адекватной социализации мо­лодежи и благоприятном ее взаимодействии со старшими поколениями; во-вторых, от того, насколько личность, формирующаяся в возрастных груп­пах, соответствует требованиям, необходимым для достижения полного

26 См.: Eisenstadt S.N. From Generation to Generation... P. 28, 54.

социального статуса; в-третьих, от степени, в которой возрастным группам переданы полностью институциализированные роли27.

Таким образом, на базе осмысления значительного разнообразного фак­тического материала Ш. Эйзенштадт впервые показал с точки зрения соци­ологии глубокую связь поколенческой организации общества с функциони­рованием социальных структур и институтов общества. Этим он внес серь­езный вклад в дальнейшее развитие структурно-функционального подхода к изучению поколений. Однако с социологической точки зрения его абсо­лютизация целостности социальной системы, игнорирование ее внутренних противоречий и дисфункций ограничивают достоинства данного метода и придают ему чрезмерно абстрактный формальный характер. Подъем моло­дежного и студенческого движения на Западе в конце 1960-х гг. показал не­достаточную адекватность системной структурно-функционалистской трак­товки поколенческой проблемы в целом и обусловил дальнейшее расшире­ние поиска методологических подходов.

Американские социологи М. Райли, М. Джонсон и Э. Фонер в статье «Эле­менты модели возрастной стратификации» предложили свою концепцию соци­ологии возрастной стратификации общества как самостоятельного научного направления28. Согласно этой модели возрастное разделение труда и связанное с ним разделение общества на возрастные страты (слои) являются универсаль­ными и должны стать основными социологическими категориями, ибо суще­ствуют повсеместно, хотя и могут отличаться по форме29. Предлагаемая амери­канскими учеными конструкция нового научного направления, несмотря на

27 См.: Eisenstadt S.N. From Generation to Generation... P. 277.

28 См.: Riley M. W., Johnson M., FonerA. Elements in a Model of Age Stratification // Aging and Society / Under
the Direction of Matilda White Biley. Vol. 3. A Sociology of Age Stratification. N.Y., 1972. P. 23-37.

29 Возраст человека, по их мнению, в значительной степени определяет содержание этапов его жиз­
ненного пути, уровень развития его способности выполнять те или иные социальные роли. Сово­
купность выполняемых функциональных ролей представителей возрастных слоев детерминирует
определенный стандартный набор их прав и обязанностей. Исходя из этого, исследователи предло­
жили свою модель возрастной стратификации, которая включает в себя ряд структурных и процес­
суальных элементов. К структурным элементам они отнесли возрастные слои населения, включая
когорты, возрастно-специфические действия, социальные роли и экспектации (система возраст­
ных социально-психологических ожиданий и санкций). Эти структурные элементы связаны с кон­
кретным возрастным периодом времени и с определенными социальными процессами. Изменение
численности и состава возрастных слоев обусловлено динамикой образования сменяющих друг друга
когорт, их трансформации вследствие миграций, постепенного уменьшения и вымирания каждой
когорты. Процесс смены когорт базируется на биологическом процессе старения индивидов, но вклю­
чает в себя и социальные компоненты. Таким образом, согласно этой теории, с одной стороны, про­
исходит постоянное распределение и перераспределение индивидов определенных возрастов по со­
ответствующим социальным ролям согласно потребностям общества и при помощи специфичес­
ких социальных механизмов. Параллельно этому общество через ряд социальных институтов осу­
ществляет процесс социализации (в широком его значении) индивида, облегчая ему на всем жиз­
ненном пути принятие новых, оставление старых функций и адаптацию к изменившимся ролям.
При этом подготовка к роли пенсионера не менее важна, чем профессиональное обучение молоде­
жи. Возрастная стратификация любого общества является открытой и изменчивой системой, тесно
взаимодействующей со всеми социальными институтами общества и внешней социокультурной и
природной средой. Изменение в силу особых ситуаций (будь то войны, катастрофы, эпидемии или
революции) возрастного состава населения влечет за собой изменения во всех сферах жизни обще­
ства, в характере социальной жизнедеятельности индивидов, в соответствующих стереотипах. Дан­
ная модель возрастной стратификации является методологической. В ней обозначен основной ме­
тод изучения возрастных структур, которым, по мнению социологов, выступает когортный анализ.
При этом через понятие возрастного слоя фиксируется возрастная структура общества, а через по­
нятие «когорта» — динамический аспект этого явления.

чрезмерный функциональный объективизм и недостаточную разработанность терминов возрастного слоя и когорты, сама по себе перспективна, свидетель­ствовала о назревшей потребности общества в более глубоком осмыслении поколенческих процессов. Она подтолкнула западных социологов к необходи­мости более фокусированного изучения обозначенных проблем в рамках но­вой отрасли — социологии поколений. Данную идею инстшпуциалюации соци­ологии поколений выдвинули в специальном номере «Журнала социальных на­правлений» в 1974 г. американские социологи В. Бенгстон, М. Ферлонг и Р. Лауфер и перечислили пять ведущих тем поколенческого анализа30.

1. Свойства поколений: концептуализация отношений, связанных с временем,

старением, социальным изменением.

2. Преемственность и прерывность между возрастными группами: насколь­ ко велики сходства и конфликты раз­ных возрастных групп в поведении и нормах. Это предполагает изучение как трансмиссии культуры от старших к младшим, так и обратной связи, «социализации» старших младшими.

3. Устойчивость поколенных мотивов во времени: насколько поведение или ориентации, выработанные данным поколенным единством (в маннгей-мовском смысле) в юности, сохраняются, когда эта когорта или индивид достигают зрелости, и как это сказывается на общем облике культуры.

4. Поколенная солидарность: насколько гомогенной и сплоченной или, наоборот, разобщенной является возрастная группа.

5. Поколение и другие аспекты социальной структуры: какова взаимо­связь возрастных, социальных, национальных, половых характеристик и каковы исторические и структурные следствия их взаимодействия.

Кроме того, американские социологи впервые эмпирически исследова­ли две крайние позиции в анализе межпоколенческих отношений — суще­ствование «поколенческого конфликта» (generation gap) и межпоколенчес-кого единства. Их исследование показало, что обе они несостоятельны и что межпоколенческие отношения являются на самом деле отношениями селек­тивной преемственности (selective continuity). Р. Лауфер и В. Бенгтсон, раз­вивая идеи М. Райли и его коллег, предложили различать генерационный анализ (generational analysis), когортный, генеалогический (lineage) и онто­генетический (maturational). Предметом генерационного анализа является изучение возрастных групп, онтогенетического — изучение поколений как агентов социального изменения, включая интеллектуальные и организаци­онные альтернативы, которые противопоставляются существующим миро­воззрениям, ценностям, а генеалогический — изучает источники оппозиции внутри существующего общества и развитие отношений между этими и иными агентами социального изменения внутри их возрастного слоя31. Од-

30 См.: Bengtson V.L., Furlong M. J., Laufer R. Time, Aging and the Continuity of Social Structure: Themes and
Issues in Generational Analysis // J. of Social Issues. 1974. Vol. 30, № 2. P. 3, 14—15. Цит. по: Кон И.С.
Понятие поколения в современном обществоведении // Актуальные проблемы этнографии и со­
временная зарубежная наука. Л., 1979. С. 224—225.

31 См.: Laufer R

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...