Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Возможные пути решения сепаратизма

Проблема сепаратизма в Европе.

Содержание

1.Понятие «сепаратизм»

2.Причины возникновения

3.Сепаратизм в Европе

3.1.Сепаратизм в Испании

3.2. Сепаратизм в Великобритании

3.3. Сепаратизм в Бельгии

3.4. Сепаратизм во Франции

3.5. Сепаратизм в Греции

3.6. Сепаратизм в Сербии

4.Возможные пути решения сепаратизма

1.Сепарати́зм — политика и практика обособления, отделения части территории государства с целью создания нового самостоятельного государства или получения статуса очень широкой автономии. Сепаратизм ведёт к нарушению суверенитета, единства и территориальной целостности государства, принципа нерушимости границ и, как показывает опыт, может явиться источником острейших межгосударственных и межнациональных конфликтов.

Причины:

• грубое нарушение прав человека и народов, национальных, расовых и религиозных групп (меньшинств);

• недовольство законов;

Сепаратизм в современной зарубежной Европе

Сепаратизм в современной зарубежной Европе имеет широкое распространение. Многие обозреватели считают такие тенденции не менее сильными, чем интеграционные. Прогнозирует, что в XXI веке в Старом Свете теоретически могут возникнуть более 10 новых государств.[1]

Современный европейский сепаратизм классифицируют в зависимости от доминирующих проблем, обусловливающих центробежные тенденции в каждом конкретном случае:[2]

· национально-языковой;

· социально-экономический;

· экономико-языковой.

В основном, в Европе преобладают этно-конфессиональный и социально-экономический факторы, методы борьбы остаются в политических рамках, а создание суверенного государства как цель борьбы сменяется максимальной национально-культурной, экономической и политической автономией в пределах границ современных государств.[3]

Испания

Страна Басков

В этой провинции с 1959 года существует леворадикальная террористическая организация ЭТА (Euzkadi Ta Azkatasuna, ETA, в переводе с баскского языка — «Баскония и свобода»). Террористические акции ЭТА начала в 1968 году, а всего, по данным РИА «Новости», ею убито более 800 человек (2009).Сторонники ЭТА требуют отделения провинции от Испании и объединения в отдельное государство с сопредельной частью Франции, где также проживают баски. Первоначально сепаратизм был обусловлен притеснениями басков со стороны режима Франсиско Франко — запрещался баскский язык, баскские имена, баскский национальный флаг.

После смерти генералиссимуса ситуация постепенно менялась, в настоящее время Страна Басков имеет статус автономии, баскский язык имеет права государственного, а уровень жизни в провинции превышает средний по стране. Более того, это — единственная и из испанских автономий, в бюджет которой поступают все собранные на её территории налоги. Однако ЭТА продолжает настаивать на самоопределении, хотя официально считается, что её поддержка в обществе постоянно снижается. Её политическое представительство — партия «Батасуна» — была запрещена в 2003 году.

Несмотря на многочисленные аресты членов организации, включая её высших руководителей, а также заявления лидеров сепаратистов о намерениях прекратить вооруженную борьбу, террористические акты продолжаются По данным опросов, в 2007 году сторонников независимости в регионе было 28 %, а год спустя — 38 %; в 2008 году около 12 % поддерживало партию «Батасуна», несмотря на её запрет, а 72 % считало, что правительство Испании должно вести переговоры с ЭТА.[4]

Каталония. Эта провинция тоже имеет автономный статус и национальный язык в качестве официального, а её отношения с центральным правительством регулируются отдельной хартией. В последней редакции этого документа закреплён статус каталонцев как отдельной нации, а Каталонии — как государства. В 2010 году конституционный суд Испании указал на отсутствие правовой основы, чтобы считать каталонцев отдельной нацией, и это вызвало беспрецедентные акции протеста — так, в июле того же года в состоявшейся в столице провинции Барселоне демонстрации приняло участие от 1,1 до 1,5 млн человек, то есть от 15 % до 20 % населения Каталонии.

Кроме того, с 2009 года в Каталонии проводятся неофициальные референдумы, на которых за отделение от Испании высказываются почти 100 % голосующих. Впрочем, участвует в них, как правило, не более половины населения. Центральная власть результатов этих референдумов не признаёт, но многочисленные политические и общественные организации Каталонии, борющиеся за полную независимость от Испании, планируют до 2014 года провести и официальный референдум.[5]

Великобритания

Шотландия

В Шотландии, формально объединившейся с Англией в единое государство только в 1707 году, собственные парламент и правительство существуют с конца XX века. На выборах 2007 года Шотландская национальная партия (ШНП), выступающая за государственный суверенитет Шотландии, получила большинство мест в парламенте, её лидер Алекс Сэлмонд сформировал правительство и заявил, что вопрос о независимости может быть решён в течение десятилетия. На выборах 2011 года ШНП получила абсолютное большинство мест в парламенте, что делает проведение референдума о независимости реальным.

Министр по делам Шотландии лондонского правительства Майкл Мур признаёт законность такого шага и утверждает, что центральные власти Великобритании чинить препятствий не будут. Тем не менее британские политики предостерегают, что Шотландия понесёт определённые потери в случае отделения.

Первый министр Шотландии Алекс Салмонд наметил референдум о независимости на 2014 год, но Шотландия не планирует отказываться от монархии и английский монарх останется и монархом Шотландии (в настоящее время британская королева является также королевой Австралии, Новой Зеландии, Канады, Ямайки и прочих королевств содружества). Общественное мнение по вопросу о независимости разделено в Шотландии примерно поровну.[6]

Бельгия

В этой стране сильны противоречия между франкоговорящим населением южной части страны, Валлонии, и нидерландоговорящими фламандцами, живущими в северной части страны — Фландрии. Последние составляют большинство населения Бельгии, однако первые полтора века существования государства французский язык был единственным государственным, а фламандский получил такой статус только в 1980 году.

После обретения Бельгией независимости от Нидерландов был длительный период, когда франкоязычное население занимало господствующие позиции в политике, а всё нидерландское подвергалось притеснениям. Это способствовало неравномерности экономического развития, а кроме того в пользу Валлонии действовали и сугубо экономические факторы: крупные залежи каменного угля и железной руды сделали этот регион самым развитым в Европе конца XIX века.

Затем ситуация стала меняться: важность тяжёлой промышленности снижалась, а лидерами национальной экономики стали порты, находящиеся на территории Фландрии, а также высокотехнологичные отрасли, развиваемые преимущественно там же. В итоге в настоящее время уже Фландрия в большей степени развита экономически, в результате чего имеет место постоянное и существенное перераспределение средств, заработанных на севере страны, в поддержку южан. Как следствие, значительная часть фламандцев считает причиной такого положения дел недостаточное трудолюбие валлонов и склоняется к разделению Бельгии надвое.

Борьба перешла в новую фазу, когда националистическая политическая партия «Новый фламандский альянс» выступила с программным требованием радикально пересмотреть механизм перераспределения налоговых отчислений: они требуют оставлять в бюджетах регионов 45 % налогов, в то время как их валлонские оппоненты согласны только на 10 %. Уступить ни одна из сторон не желает, поэтому последние годы Бельгия живёт в условиях перманентного политического кризиса: после парламентских выборов 2007 года правительство не удавалось сформировать в течение девяти месяцев, в последующие три года в стране сменилось четыре правительства, последнее из которых ушло в отставку в апреле 2010 года, однако руководит страной до сих пор, поскольку сформировать новое правительство не удаётся.

На выборах 2011 года во Фландрии победил «Новый фламандский альянс», а в Валлонии — Социалистическая партия, его основной оппонент. В результате перспектива распада страны стала ещё более реальной. Как пишет Washington Times,

Проблема осложняется и статусом бельгийской столицы Брюсселя, который является отдельной административно-территориальной единицей. Большинство его населения говорит по-французски, но расположен он на территории Фландрии, а его историческая принадлежность — предмет спора между валлонскими и фламандскими сепаратистами. Что будет с городом в случае гипотетического распада Бельгии, неясно: он может стать валлонским анклавом, может оказаться вне юрисдикции любой из новообразованных стран, а кроме того не исключается и появление в городе некоего подобия «берлинской стены».[7]

Франция

Корсика

Жители этого средиземноморского острова борются за независимость с XVIII века — когда Корсика ещё не входила в состав Франции, а принадлежала Генуэзской республике. С 1970-х годов начался современный этап этой борьбы, характеризующийся высокой террористической активностью — так, по данным на ноябрь 2003 года, сепаратисты совершили более 400 громких терактов, они практикуют похищения людей, подрывы отделений жандармерии, нападения на представителей местной власти. С 1998 по 2008 год в результате подобных действий погибло около 3 тыс. человек, причём в основном террор направлен против тех жителей острова, которые имеют некорсиканское происхождение.

Ещё в 1991 году Корсика получила в составе Франции особый статус со следующей формулировкой:

Французская республика гарантирует… корсиканскому народу — составной части французского народа — право на сохранение его культурных особенностей и на защиту его специфических социальных и экономических интересов, если они не наносят ущерба национальному единству и целостности Франции.

Многие обозреватели отмечают, что корсиканский сепаратизм совершенно не оправдан с экономической точки зрения: Корсика — самый бедный регион страны, там нет ни полезных ископаемых, ни развитой промышленности и сельского хозяйства. В середине 1990-х ежегодные правительственные субсидии Корсике составляли 11 млрд франков. Поэтому оснований надеяться на процветание отделившийся Корсики нет, и, как сообщала в середине 1990-х газета «Коммерсантъ», сторонников такого отделения в материковой части Франции гораздо больше, чем на самом острове.

Наличие на Корсике многочисленных националистических группировок (в середине 2001 года «Независимая газета» насчитывала их двадцать) объясняют тем, что далеко не все они являются политическими. Многие из них — это просто уголовные банды, практикующие обычный рэкет под видом сбора средств на политическую борьбу. Этим же объясняются и постоянные столкновения между различными группировками, которые иногда оказываются даже более ожесточёнными, чем борьба против властей — это обычная борьба банд за раздел и передел сфер влияния.[8]

Бретань

В этой северо-западной провинции Франции действует националистическое движение Emgann, цель которого — «обретение Бретанью политической независимости и содействие развитию политических и культурных прав бретонского народа в рамках самоопределения». Многие жители этой исторической области при переписи населения идентифицируют себя не как французов, а как бретонцев, хотя и указывают французский в качестве родного языка.

У Emgann есть и экстремистское крыло, Бретонская революционная армия, действующая уже около четырёх десятилетий, однако террористических актов эта организация совершила немного, и почти все они обходились без жертв. Бретонские сепаратисты осознают, что на отделение от Франции шансов практически нет. Реальная борьба в основном идёт за сохранение культурно-языковых отличий и за возвращение Бретани исторической столицы, города Нант, который в настоящее время относится к департаменту Луар-Атлантик.[9]

Савойя

Эта историческая область на юго-востоке Франции в течение долгого времени входила в состав Сардинского королевства. Франции она принадлежит только с 1860 года. Её жители составляют около 2 % от населения страны, в то время как их Савойя обеспечивает более 12 % поступлений в бюджет Франции. За самостоятельность Савойи борется «Савойская лига», входящая в «Европейский свободный альянс».[10]

Эльзас

В Эльзасе, пограничной области, неоднократно переходившей из рук в руки между Францией и Германией и оказавшейся в конце концов у французов лишь по итогам Второй мировой войны, действует регионалистская партия «Прежде всего Эльзас». Последняя не ведёт речи об отделении от Франции, а борется за сохранение национальной идентичности. Её в данном случае определяют, как двойную (французскую и эльзасскую), а в качестве угрозы ей указывается иммиграция из развивающихся стран.[11]

Сербия

Косово

Населённый преимущественно албанцами Автономный край Косово фактически вышел из подчинения властям Сербии ещё в 1999 году, а в феврале 2008 года парламент края провозгласил его независимым государством. К середине 2011 независимость Косово признали 80 стран и Международный суд ООН, однако многие страны (включая Россию) такого государства не признают, а Сербия не согласна терять эту территорию даже в обмен на вступление в Евросоюз, что в очередной раз было подтверждено в августе 2011 года.

Многие наблюдатели, считающие государство Косово чисто политическим проектом США и Европейского Союза, отмечают, что в экономическом плане шансов на реальную самостоятельность у Косова ещё меньше. Ещё до провозглашения независимости финансовая помощь из-за рубежа достигала 20 % ВВП края, на момент провозглашения независимости уровень безработицы достигал там 60 % от числа трудоспособных граждан, а за чертой бедности находилась почти половина населения. В феврале 2008 года президент берлинского аналитического центра «Европейская экономическая инициатива» (ESI) Геральд Кнаус констатировал:

Население Косова не способно себя обеспечивать.

Некоторые эксперты предполагают, что после провозглашения независимости в Косове интенсифицируется добыча полезных ископаемых. Запасы бурого угля на этой территории оцениваются более чем в 15 млрд тонн, там же имеются крупные по европейским меркам месторождения бокситов, кобальта, магнезита, никеля, свинца, цинка. По некоторым данным, есть и нефть. Как пишет «Утро.ру», природные ресурсы края будут бесконтрольно разрабатываться западными корпорациями, что и было долгосрочной целью косовской независимости, упорно защищаемой Западом.[12]

Греция

В июле 2008 года Никола Груевский, премьер-министр северного соседа Греции — Республики Македония (РМ) — заявил, что славянское население греческой провинции Эгейская Македония должно быть признано этническим меньшинством Греции и ему должны быть предоставлены права на получение образования на родном языке, употребление родного языка в местных учреждениях и сохранение национально-культурной самобытности. В ответ премьер-министр Греции Костас Караманлис, поддержанный всеми политическими силами страны, включая оппозицию, заявил, что в его стране нет македонского национального меньшинства, а Республика Македония пытается вмешиваться во внутренние дела Греции.

Защитники же греческих македонцев утверждают, что власти Греции постепенно вытесняют македонских болгар из Эгейской Македонии в течение почти ста лет, а в течение гражданской войны 1944—1949 годов в Греции эту провинцию вынужденно покинули около 70 тыс. славян. Двусторонние отношения осложняет и факт непризнания Грецией названия Республики Македония, что делает невозможным полноценную евро интеграцию последней. Во всех международных документах она до сих пор фигурирует как «Бывшая югославская республика Македония». В апреле 2011 года Македония подала иск в Международный суд в Гааге, где обвинила Грецию в создании препятствий для своего вступления в ЕС и НАТО.

В Греции полагают, что название «Македония» является сугубо географическим понятием и в качестве такового принадлежит исключительно греческому государству, поэтому никаких «македонцев» как этноса быть не может — в то время как в мире общепринято разделение исторической Македонии натрое: Вардарскую Македонию (её занимает РМ), Пиринскую Македонию в Болгарии и греческую Эгейскую Македонию.[13]

Возможные пути решения сепаратизма

Проблему сепаратизма можно решать по разному. Для того, чтобы выбрать оптимальное решение, необходим анализ ситуации. Необходимо выяснить, сколько вообще есть сепаратистов, чего они в действительности хотят (почему хотят отделения). Также важно знать мнение остальной части общества, чтобы понять, какие компромиссы возможны в конкретной ситуации. Если сепаратистов мало, требования их совершенно неприемлемы, и ни на какие компромиссы они не согласны, то можно их игнорировать, а любую их антиобщественную деятельность подавлять силовыми методами. В остальных случаях решение подскажет изучение общественного мнения: открытое обсуждение проблем, голосования-референдумы по разнообразным вариантам. Возможно, большинство граждан согласятся с изменениями в законодательстве, снимающими проблему конкретного случая сепаратизма. Не исключено, что не придется даже менять федеральные законы, и проблемы решатся на уровне местного самоуправления в местах компактного проживания сепаратистов. А может быть, оптимальным решением окажется-таки разделение государства, и демократическим путем будут найдены наиболее приемлемые для большинства граждан условия отделения. Тщательное изучение мнения сепаратистов может дать и другое решение: может оказаться, что в мире уже есть государства с законами, которые так нравятся сепаратистам, соответственно, возможно, что узнав об этом, многие сепаратисты просто переберутся в другую страну. Как правило, в таком случае нет смысла (не эффективно) создавать еще одно государство со своей бюрократией.

Но все же главный путь борьбы с сепаратизмом — это уважение и реальное соблюдение прав и свобод человека и народов, гарантирование им достойных условий жизни и развития. Это, естественно, не исключает возможность правового ограничения и даже подавления незаконных действий воинствующих сил, пытающихся использовать популистские лозунги сепаратизма в своих корыстных, антидемократических целях.[14]

Список использованной литературы

[1] Очаги сепаратизма в современной Европе. Справка. РИА «Новости» (29 июля 2009 года).

[2] Егорова, М. Малые народы Европы и новые вызовы времени: проблема самоопределения // Вестник Российского университета дружбы народов: Серия: Политология. — М.: 2009. — № 2. — С. 94–101.

[3] Швейцер, В. Сепаратизм или автономия? «Россия в глобальной политике», № 1 (10 марта 2007 года).

[4] Попов, А. Национализм и сепаратизм в единой Европе. Politnauka.org.

[5] Испания: Каталонский регион требует расширения автономии. «Независимая газета» (12 июля 2010 года).

[6] Лидер Шотландии объяснил, зачем ей нужна независимость. — Би-би-си, 25 января 2012 года.

[7] Ханцевич, О. Год без правительства – для Бельгии не предел. «Независимая газета» (19 мая 2011 года).

[8] Корсиканские сепаратисты ликуют, приветствуя провозглашение независимости Косово. Newsru.com (19 февраля 2008 года).

[9] Why independence?. Официальный сайт движения Emgann (26 февраля 2003 года).

[10] Барабанов, О. Европу захлестнула мода на сепаратизм. «Сегодня.ру» (14 ноября 2008 года).

[11] Терещенко, А. Региональные и сепаратистские движения в странах Южной Европы. «Агентство политических новостей» (23 апреля 2008 года).

[12] Бенин стал 80-м государством, признавшим независимость Косово. Радио «Голос России» (18 августа 2011 года).

[12] Президент Сербии не признает независимость Косово. Новости «Голоса Америки» (29 августа 2011 года).

[13] Каширин, В. «Штурм власти»: Македония против Греции, ЕС против Болгарии: Балканы за неделю. ИА «REGNUM» (21 июля 2008 года).

[14] Политология: курс лекций / под ред. А.А. Радугина. – М.: Центр, 2002

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...