Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Что отличает и различает подростков?




Отличают подростков от других возрастов одни черты, а различают их меж­ду собой — совсем другие. Вы поняли, что я сказал? Чем вы отличаетесь от взрослых? А чем различаетесь друг от друга? Ясное дело, это не одно и то же.

Подростки отличаются от взрослых и детей по характеру и поведению. Они, с одной стороны, чрезвычайно сконцентрированы на самих себе, с другой — способны на неординарные поступки, яркое проявление альтруизма.

АЛЬТРУИЗМ (франц. altruisme, от лат. alter — другой) — бескорыст­ная забота о благе других людей. Противоположность эгоизму.

Их внимание так же легко переключается с предмета на предмет, как мотылек порхает с цветка на цветок. В то же время они могут сидеть часа­ми, сосредоточившись на том, что им действительно интересно. Они иног­да кажутся бесчувственными и невнимательными к другим, но, когда вы меньше всего ожидаете этого, они могут продемонстрировать свою любовь и готовность помочь.

Они сосредоточены и непоследовательны, осторожны и непредусмотри­тельны одновременно. Короче говоря, они противоречивы и непредсказуе­мы. И в этой непредсказуемости, в этом бросании из огня да в полымя, выра­жается суть подросткового возраста.

В 13 лет многие подростки переживают так называемый гебоидный пе­риод". Это время, когда растормаживаются все подростковые влечения. Именно тогда вчерашние дети начинают курить, выпивать, пробовать нар­котики, вливаться в «плохие компании» и развлекаться, к примеру, прока­лывая шины у чужих автомашин.

Это возраст контрастов, перемен, экспериментирования и роста. Подоб­ные колебания помогают уже не ребенку, но еще не взрослому выбрать соб­ственный путь в жизни, приблизившись к миру взрослых. А подобный вы­бор, быть может, и есть самая важная задача на данном этапе жизни. В под­ростковом (или, как говорят специалисты, пубертатном) периоде становится особенно отчетливой разница в темпах созревания у ребят одного и того же возраста (один в 14 лет почти мужчина, другой — еще совсем мальчик). К это­му возрасту особенно выраженной становится разница по уровню общей адаптированное™ внутри группы ребят.

На фоне таких важных физиологических перестроек происходят и зна­чительные психологические изменения. Прежде всего, по сравнению с пе­риодом младших классов, начинает преобладать ориентация на среду ровес­ников, общение с которыми становится важнейшей потребностью и самой значимой частью жизни подростка. Часто близкие отмечают, насколько рез­ко подросток стремится к своей жизни, отдельной от жизни родителей; по-

Геба — это древнегреческая богиня юности

рой он даже начинает противопоставлять себя семье. Ценности, кумиры, манера поведения могут формироваться у подростка в первую очередь в общении с такими же, как он, ребятами, а не в семье.

В подростковом возрасте мы начинаем выбирать образ взрослого себя. Пора безоблачного детства вроде бы прошла, и самое время всерьез занять­ся решением нравственных и профессиональных проблем. Если семья не бедствует и не нужно протирать ветровые окна автомобилей, зарабатывая себе и семье на жизнь, то можно остановиться, призадуматься, оглядеться в этой жизни. Одним словом, разобраться в себе и в окружающем мире.

Подросток всеми фибрами души впитывает новую информацию о мире. Иногда даже не сортируя ее, проглатывает целиком, как есть. Но чаще он раз­борчив, внимателен и иногда недоверчив. Он начинает критически относиться не только (добавлю: часто не столько) к себе, сколько к людям. Стоит ли им доверять, как спрашивает он себя. И не всегда ответ в пользу взрослых.

Оказывается, некоторые подростки циничны и подозрительны по отно­шению к другим людям. В одном из исследований только четверть старше­классников средней школы заявили, что людям можно верить, еще четверть затруднялись дать ответ, а половина школьников придерживалась мнения, что «всегда лучше подстраховаться». Имеются серьезные причины для та­кой недоверчивости: каждый шестой подросток сообщил, что ему угрожа­ли с применением оружия, также каждому шестому угрожали без примене­ния оружия, каждый четвертый подвергался оскорблениям12.

Если подростки циничны и недо­верчивы, то кто тому виной? Не мы ли, взрослые? Не в нашем ли окружении они существуют? Не мы ли их обделя­ем своим теплом и защитой? Или они такими родились? Но, простите, кто их родил? Выходит дело, кругом винова­ты взрослые. Так что вы от них тогда хотите?

Подростковый возраст, возможно, самый противоречивый. Подростки могут не верить взрослым и вместе с тем больше чем надо доверять своим ровесникам. Если взрослые говорят «наркотики — зло», а друзья внушают «наркота — это кайф», то высока га­рантия того, что подросток поверит вторым, а не первым.

Так же безотчетно подросток склонен доверять себе. Хотя людям в целом он может и не верить. Подростки могут смотреть на будущее своего обще­ства с большим пессимизмом и вместе с тем быть весьма оптимистичными относительно своего будущего. На этом противоречии их и поймали амери­канские социологи.

Американская молодежь, как они установили, действительно смотрит в будущее без особого оптимизма. Сегодня пессимизм даже более распрост­ранен, чем десятилетие назад. Больше половины выпускников школ согла­шались с мнением, что в ближайшие пять лет положение дел на планете будет только ухудшаться, треть пророчили подобный спад именно США. Однако

12 Раис Ф. Указ. соч. С. 25.

в отношении своей собственной жизни подростки более оптимистичны. Девять из десяти старшеклассников считали, что их жизнь изменится к луч­шему. Такое отношение ярко характеризует подростков. Как правило, они убеждены: если что плохое и случится, то не с ними. Для подростков весьма характерно относиться оптимистично к своему будущему и пессимистич­но — по отношению ко всему остальному13.

ВНЕШНЯЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ

В биологическом отношении именно в подростковом возрасте происхо­дят кардинальные изменения в организме ребенка, развертывается процесс полового созревания, происходят процессы морфологической и физиоло­гической перестройки организма, наиболее интенсивно протекающие в возрасте 11 — 13 лет у девочек и 13—15 лет у мальчиков. За счет акселерации физического развития наблюдается сдвиг этих сроков на 2—3 года раньше. Происходит рост в длину, увеличивается вес тела и размер окружности груд­ной клетки, появляются вторичные половые признаки. Увеличение массы мышц и мышечной силы наиболее интенсивно идет в конце периода поло­вого созревания. Развитие мускулатуры и у мальчиков и мягких тканей у девочек приводит к появлению соответственно черт мужественности и женственности. Однако перестройка моторного аппа­рата сопровождается потерей гармо­нии в движении, появлением неловко­сти, угловатости. В результате подрос­тки часто испытывают недовольство своим внешним видом, иногда прини­мающее патологические формы. Одна из них дисморфофобия — хроническая неудовлетворенность своим внешним обликом. Несоответствие в развитии сердечно-сосудистой системы (отста­вание развития кровеносных сосудов от роста сердца) может вызывать вре­менные расстройства кровообращения, повышение давления, головные боли, учащенное сердцебиение и др. Начало интенсивной деятельности желез внутренней секреции также приводит к временным нарушениям в деятельности нервной системы (повышенная возбудимость, раздражитель­ность, вспыльчивость, склонность к аффектам).

Эмоциональная реакция подростка на изменение своего тела и внешне­го облика играет в его жизни не меньшую роль, чем сами эти изменения. Иногда и поводов для волнения нет. Подумаешь, веснушки или прыщи!? С возрастом они пройдут. Но сколько переживаний по этому поводу. Под­ростки начинают усиленно заботиться о своей внешности. Их волнуют та­кие вопросы, как собственная привлекательность, телосложение, вес. Они внимательно следят за тем, нормально ли развиваются.

13 Райе Ф. Там же.

Подросток полагает, что другие люди озабочены его поведением и внеш­ним видом так же, как и он сам. Именно это убеждение американский пси­холог Д. Элкинд14 обозначает термином «воображаемая аудитория» (imagi­nary audience). Он рассматривает этот феномен как один из основных ком­понентов эгоцентризма в подростковом возрасте. Мысленно подросток пытается настойчиво предвосхитить реакции других людей на себя. Эти предвосхищения зависят от того, как подросток относится к себе. Подрос­ток считает, что другие будут относиться к нему точно так же, как и он сам. Таким образом, подросток постоянно конструирует «воображаемую аудито­рию», центром внимания которой он сам и является. Стремление к уедине­нию и нежелание подростка раскрываться в некоторой степени может быть реакцией на ощущение, что он постоянно находится под критическим взо­ром других людей. Наличие «воображаемой аудитории» также помогает по­нять, что наиболее сильный аффект, особенно характерный для подростка, это — стыд как проявление реакции на постоянное внимание с ее стороны.

От того, как ты внешне выглядишь, зависит не только самооценка, но и оценка тебя друзьями и знакомыми. Иногда случается так, что с мальчиком не водятся сверстники только потому, что он тучный или заикается. Подрост­ки, обладающие внешней привлекательностью, как правило, вызывают у ок­ружающих положительное отношение к себе. Их считают чуткими, доброже­лательными, умными и преуспевающими. Красивые и стройные, как магнит притягивают к себе людей. Особенно в том возрасте, когда мы еще не научи­лись понимать, что главное в человеке — душа, а не внешний облик. У кра­сивых и стройных лучше завязываются межличностные отношения.

САМООЦЕНКА — оценка человеком самого себя, своего внешнего вида и внутреннего мира; она может быть высокой, средней и низкой.

КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ — устойчивое ощущение своей ущербности в чем-либо или неспособности к чему-либо (к сексуаль­ным отношениям, отважным поступкам, занятиям музыкой или мате­матикой и т.д.), которое превратилось в навязчивую идею.

Исследование показало, что у привлекательных, по общему мнению, подростков отношения с родителями и сверстниками были лучше (по сло­вам учителей и самих подростков), чем у тех, кого не считали привлекатель­ными.

Если взаимоотношения с другими людьми зависят от вашего внешнего вида, то, конечно, есть повод задуматься.

Внешний облик человека влияет на развитие его личности, а не только социальных связей. Тот, кто стесняется своей внешности, нередко выраста­ет более замкнутым, раздражительным, неспокойным. С годами у него на­капливается недовольство собой. Он не может избавиться от него, недоволь­ство превращается в то, что психологи именуют комплексом неполноцен­ности.

Половое созревание и сдвиги в физическом развитии имеют важное зна­чение в возникновении у подростка новых психологических образований, делают его более взрослым, стимулируют развитие интереса к противопо-

14 Elkind D. Children and adolescents: Interpretative essays on Jean Piaget. Oxford, 1981.

ложному полу. Девочки-подростки примерно в 6—7 классе начинают заме­чать некоторые признаки созревания, например развитие груди. Половое созревание у мальчиков проходит примерно от 12 до 19 лет, а у девочек — в период от 10 до 17 лет. Из медицинских источников прошлого века извест­но, что начало менструального цикла у девочек приходилось на 17—18 лет, а у нынешних — на 13. У современных подростков 15 лет — время активного ухаживания, 80% современных школьников уже целовались, а начало поло­вой жизни приходится у юношей на 16—17 лет, у девушек — на 16—18 лет15. Ни для кого не секрет, что современные подростки нередко живут половой жизнью больше и разнообразнее, чем их родители.

Влюбленность для подростка — нор­мальный и очень нужный этап взросле­ния, без него невозможно полноценное эмоциональное развитие личности. Многих подростков к половым контак­там подталкивает влюбленность, но на­ряду с ней существуют и другие причи­ны: самоутверждение (ведь к 13—14 го­дам прежних форм — быть хорошим учеником, сыном, товарищем и т.д. — уже мало, нужны другие), которое преж­де всего связывается с собственной сек­суальной принадлежностью. Именно под этим углом зрения молодые люди начинают переоценивать и себя, и окру­жающих. К другим причинам относит­ся любопытство, желание не отстать от сверстников, возможность снять по­ловое напряжение.

Сексуальное влечение, активизирующееся в подростковом возрасте, само по себе проблемой не является, а представляет собой нормальный и очень важный этап становления личности. Реальный сексуальный опыт подростки приобретают легче, чем опыт эмоционально-любовный, эротический: тебя выбирают, ты выбираешь. Робкая нежность, встречи, поцелуи, разговоры и объятия, восторги и огорчения — вот в чем остро нуждается юный человек. Формирование сексуального влечения к лицам своего пола во многих случа­ях происходит именно в подростковом возрасте путем фиксации в фантазиях случайных эротических переживаний. У девочек степень выраженности сек­суального влечения связана с проблемными переживаниями в области соб­ственной персоны, восприятия будущего, отношений с мальчиками.

Взрослея, подростки начинают обращать внимание на другие элементы своей внешности: бедра, ягодицы, нос, глаза и зубы. В одном из исследова­ний студентам и студенткам колледжа предложили оценить свою физичес­кую привлекательность по пятибалльной шкале, где высшая оценка равня­лась 1. Оказалось, что как женщины, так и мужчины считают самым важ­ным общий внешний вид, лицо, телосложение и зубы. Женщины обращают больше внимание на глаза, стройность ног, бедер, талии и груди. Мужчины придают значение очертаниям профиля, росту, шее и ширине плеч.

Ситникова В. У моей дочери — роман // Аргументы и факты. 1994. № 36.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...