Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ГЛАВА 1. Общая характеристика башкирских исторических романов конца ХХ века.




Выпускная квалификационная работа

на тему:

Женские характеры в башкирском историческом романе

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ (с.3-6).

ГЛАВА 1. Общая характеристика башкирских исторических романов конца ХХ века (с.7-19).

ГЛАВА 2. Женские характеры в башкирском историческом романе.

2.1. Г. Ибрагимов «Кинзя» (с. 20-27).

2.2. Н.Мусин «Там лежат останки батыра» (с.28-32).

2.3. Б. Рафиков «Карасакал» (с. 33-37).

ПРИЛОЖЕНИЕ (с. 38-42).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ (с. 43-44).

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (с. 45-47).

 

ВВЕДЕНИЕ.

 

Так уж случилось, что в большинстве литературных произведений, в том числе в башкирских исторических романах огромное внимание уделяется мужчинам. Но наша жизнь- это переплетение человеческих судеб. И конечно, в литературе совершенно невозможно обойтись лишь «сильными мира сего». Как и во всех других произведениях, в исторических романах башкирских писателей женские образы имеют свои характерные особенности. Но, как известно, одинаковых людей не бывает, поэтому каждая женщина в романах - отдельная судьба. В башкирских исторических романах, написанных о судьбах исторических личностей, женщины играют роль верных и преданных женщин с глубокой душой, красивых и внешне и внутренне.

Необходимо отметить, что башкирские исторические романы изучались многими литературоведами, тем не менее каждый год появляются новые работы, где авторы пытаются отразить свое понимание отдельных романов.  Вопросам типологии, поэтики романа, в частности исторического, в башкирском литературоведении посвящены работы А. Вахитова, Р. Баимова, Г. Хусаинова, Р.Хасанова и др. В работе Хасанова Р.Ф. «Башкирский исторический роман 80-90-х годов ХХ века» исследуются конкретные исторические романы, дается типологическая характеристика произведений, рассматривается их тематика и проблематика, жанрово-стилевые особенности. Учебные пособия «Башкирский советский роман конца ХХ века» и «Современный башкирский роман» того же автора посвящены башкирской романистике 1970-1990-х годов. В работах выявляются тематические разновидности романов, проводится анализ поэтического содержания произведений, рассматриваются проблемы и традиции новаторства, соотношения факта и вымысла, документализма. Автор обращается также к истокам большой эпической формы, прослеживает этапы ее развития в национальной литературе.

В своей работе, опираясь на эти и другие исследования, мы ставим задачу изучения женских характеров в башкирском историческом романе.

При этом нами была выдвинута следующая гипотеза: в романах мы видим башкирских женщин не только как хранителей семейного очага, воспитывающих детей, страдалиц, ждущих возвращения с войны мужа, но и как воинов, сражавшихся за свободу и честь страны. Ведь все они умели смириться с жизнью и в то же время оставаться борцами - борцами за жизнь, за доброту и духовность, не забывая о человечности и нравственности.

Цель дипломной работы: рассмотреть женские образы в башкирском историческом романе как воплощение башкирского национального характера. Для реализации этой цели ставятся следующие задачи:

1) общая характеристика башкирских исторических романов;

2)  анализ женских характеров на материале произведений Г. Ибрагимова «Кинзя», Н. Мусина «Там лежат останки батыра», Б. Рафикова «Карасакал»;

3) доказать, что образы женщин в романах являются типическими, что они воплощают черты национального характера.  

Выпускная квалификационная  работа состоит из 2 глав, заключения, методического приложения и библиографии.

Во введении мы обосновываем выбор темы, цели и задачи исследования, а так же рассматриваем степень изученности башкирских романов, в частности романов Г. Ибрагимова «Кинзя», Н. Мусина «Там лежат останки батыра», Б. Рафикова «Карасакал». Основная часть посвящена анализу женских характеров в этих романах. В первой главе мы рассматриваем башкирские исторические романы конца 20 века, Вторая глава служит анализу женских характеров в романах.

В Приложении дается методическая разработка урока по роману Н.Мусина. «Там лежат останки батыра».

В заключении представлены выводы, к которым мы пришли в ходе работы

Завершает дипломную работу список использованной литературы в количестве 33 единиц.

ГЛАВА 1. Общая характеристика башкирских исторических романов конца ХХ века.

 

Башкирская историческая проза была и остается одним из основ­ных идейно-тематических направлений в башкирской литера­туре, составной частью всего литературного процесса. Она прошла боль­шой путь идейно-творческого развития, в котором нашли свое прелом­ление, художественное отражение и осмысление - на разных этапах раз­вития по-разному - значительные события, переломные моменты в ис­тории народа, в общественном сознании.

Современная башкирская историческая проза, вобравшая творчес­кие достижения и завоевания предшественников, представляет качествен­но новый этап в художественном освоении исторического прошлого родного народа, о чем свидетельствуют произведения Я. Хамматова, Б. Рафикова, Г. Хисамова, Р. Баимова, Г. Хусаинова, II. Мусина, А. Хакимова и др.[30. c. 2].

Что же явилось толчком, причиной активизации исторического жанра в башкирской, да и во всей многонациональной литературе в последние десятилетия XX века? Из широкого спектра причин можно назвать следующие:

1.Общегосударственные, социально-политические, обусловленные вступлением общества в качественно новый этап развития, бурный рост национального самосознания и резко возросший в этой связи интерес к прошлому.

2.Научно-культурные - развитие исторической науки, архивного дела, обилие новых материалов о прошлом, ликвидация «белых пятен» истории.

3.Собственно эстетические - динамика развития повествователь­ных жанров, в первую очередь романа [30.с.3]

Действительно, историческая проза более широко представлена в жанре романа. Эпохальные события, их протяженность во времени и пространстве, обращение к судьбам народа и личностям выдающихся исторических деятелей, постановка общенациональных, общечеловечес­ких проблем в повествовании - все это обусловливает создание широ­ких эпических полотен.

Роман как целостное восприятие и изображение действитель­ности, является наиболее активным жанром во всей многонацио­нальной литературе. Еще В.Г. Белинский писал, что "это самый широкий, всеобъемлющий род поэзии; в нем талант чувствует се­бя безгранично свободным". По словам известного литературове­да М.М. Бахтина, у романа нет канона: "Это - вечно ищущий, вечно исследующий все свои сложившиеся формы жанр. Таким только и может быть жанр, строящийся в зоне непосредственного контакта со становящейся действительностью". Последнее заме­чание особенно важно: подвижность, многообразие жанровых форм романа обусловливается не только законами внутрижанрового развития, но и особенностями тех процессов, которые проте­кают в самой действительности.[32. c. 5].

Действительно, жанровые формы романа не остаются неиз­менными, подтверждая мысли М. Бахтина. Другой современный исследователь, в частности, пишет о двойственности (или двуединстве) структуры романа: "Роман строится, с одной стороны, на эпическом развертывании целостности большого единства ми­ра, в которое включен человек, а с другой - сосредоточивается на всем частном, на отдельной детали, углубляясь во внутреннюю жизнь". Вопросам эволюции, типологии, поэтики романа посвя­щено немало других работ. В трудах СМ. Петрова, Ю.А. Андреева, А.И. Пауткина, Л.Ф. Ершова, В.Д. Оскоцкого и других под­робно рассмотрены историческая и сатирическая разновидности большого эпического жанра. [31. c.3].

Активное развитие романа наблюдается в националь­ных литературах, в частности, башкирской. Известность в нашей республике и за ее пределами обрели романы таких мастеров сло­ва, как Д. Буляков, Я. Хамматов, Г. Ибрагимов, А. Хакимов, И. Абдуллин, Р. Баимов, Г. Хусаинов, Н. Мусин, Б. Рафиков, К. Мэргэн, М. Ямалетдинов и других. Произведениям этих авторов присуща широта охвата действительности, многоплановость по­вествования, обращение к героическим, историко-рево­люционным традициям народа, показ связи времен и поколений, органическое сочетание социального анализа с глубоким психо­логизмом. Расширение идейно- тематического, эстетического, ху­дожественного арсенала башкирского романа и его стремление проникнуть во все сферы жизни свидетельствует о его творческих возможностях. Множатся его жанровые типы, более масштабным, способным выбрать сложные проблемы, человеческие взаимоот­ношения становится содержание произведений.

В этих условиях возникает необходимость изучения жанра в его истоках, в национально- исторических корнях. Это обуслови­ло появление исследовательских работ, посвященных жанру ро­мана в башкирской литературе.

Современная башкирская романистика, как в целом вся проза, развивается по трем основным идейно- тематическим направле­ниям, связанным с исторической, военной и современной тема­тикой. Исходя из идейно- тематического, художественного со­держания произведений, внутри указанных направлений можно провести следующую классификацию жанра:

1. Романы исторические, историко-революционные и историкобиографические.

2.Романы о Великой Отечественной войне.

3. Романы о современности, которые в свою очередь подраз­деляются на романы о деревне, о производстве, об экологии, о морально-нравственных проблемах и т.п. [31.с.4]

Как и в предыдущие десятилетия, плодотворно развивается башкирская историческая проза. Современные исторические ро­манисты расширили ее географические, хронологические, тема­тические рамки, обогатили содержание новыми сюжетами, об­разами, идеями, интересными находками, заново "открыли" чита­телям личности деятелей героического прошлого народа.

Количественный и качественный рост исторической прозы, обогащение ее жанрово-стилевых разновидностей требует обра­щения к некоторым вопросам теории, необходимо ответить на ряд вопросов. Какие произведения следует отнести к историче­ской прозе? В каком соотношении находятся между собой исторический, историко-революционный и историко-биографический романы? Следует ли выделять исторический роман в особый жанровый ряд, как это делают некоторые исследователи?

Вопросы исторического жанра рассмотрены в русском литера­туроведении (труды Ю.А. Андреева, Г.М. Ленобля, М.Н. Несте­рова, В. Д. Оскоцкого, СМ. Петрова, А.И. Пауткина), а также в исследованиях башкирских критиков и литературоведов (А.Х. Вахитов, Р.Н. Баимов, Г.Б. Хусаинов). Исходя из положений, со­держащихся в их статьях и монографиях, можно заключить, что существует специфическая в жанровом отношении литература, которую мы называем "исторической прозой" и что отличи­тельными особенностями ее являются:

1.Изображение реальных исторических лиц и событий.

2.Наличие временной дистанции между автором и объектом художественного изображения.

3.Документальность художественной основы.[24.с. 5].

Что касается собственно исторического романа то необходимо учесть следующее положение: "Исторический роман как жанр, совпадая в основных чертах с романом о современности, харак­теризуется в то же время и специфическими особенностями: прежде всего это повествование о прошлом, при чем об отошед­шем прошлом, по сравнению с которым современная эпоха пред­ставляется как исторически иной период. Кроме того, обязательным качеством исторического романа является большая степень документальности событий и лиц, изображаемых писателем". Тем не менее, отмечая отличительные качества исторического романа, мы не выделяем его как особый жанр, а рассматриваем как жанровую разновидность большой эпической формы, т.е. ро­мана.

 Р. Баимов выде­ляет в башкирском историческом романе следующие типологические группы, реально отражающие картину его развития, состояния в послевоенные годы: панорамный («Кинзя» Г. Ибрагимова), социально-психологический («Вечный лес» Н. Мусина), историко-революционный (трилогии 3.Биишвой, Я.Хамматова, Ф.Исянгулова), историко-биографический («Бахтизин» В. Исхакова, «День рождения» Я. Хамматова).

В последнее время в литературоведении стало заметно стрем­ление обособить исторический и историко-революционный ро­маны, отнюдь не противопоставляя их к друг другу. Целесооб­разность этого не подлежит сомнению, т.к. произведения о рево­люционном прошлом имеют свои специфические черты, в отли­чие, скажем, от книг, повествующих о крестьянских восстаниях. "Произведения этого типа (т.е. историко-революционные, Р.Х.), -пишет В. Баранов, - отражают не только те или иные формы протеста против социальной несправедливости, но и процессы зарождения и развития революционной идеологии, революцион­ной теории. Вопрос о взаимосвязи практики и революционной теории - один из важнейших методологических вопросов истори­ко-революционной прозы". Идейно-тематическое содержание произведений этого плана во многом определяет их художест­венную структуру. Например, сравнительно узкими в историко-революционном романе остаются хронологические, временные рамки. Основная масса произведений посвящена периоду подготовки, свершения революции 1917 года и послереволюционным годам. Если в историческом романе действуют реальные лица, то в историко-революционном, как правило, - вымышленный герой. Поэтому в этих романах документальность выражена слабо, со­отношение факта и вымысла решена в пользу последнего. Вер­ность исторической правде, историзм достигаются благодаря по­казу движения масс к социальному протесту, к осознанной борь­бе за новую жизнь как закономерного исторического процесса, благодаря воссозданию особенностей революционной эпохи, соз­данию типических образов, олицетворяющих устремленность на­рода к свободе, счастью, справедливости.[31.c.6]

Следует также сказать о специфике историко-биографического романа. По своей поэтике и проблематике он более тесно соприкасается с историческим романом. Порой труд­но провести четкую грань между этими тематическими разно­видностями романа. В обоих случаях в центре повествования -личность исторического деятеля, жизнеописание которого оп­ределяет идейное содержание, сюжетно- композиционную струк­туру произведений. Например, "Кинзю" Г. Ибрагимова можно рассматривать и как исторический, и как историко-биографический роман. В то же время в последнем ярче выражен биографический элемент. Благодаря приемам типизации и худо­жественной изобразительности рассказ о судьбе, жизни, характере героя становятся "художественной биографией", в которой от­ражены особенности определенной эпохи. Произведению Г. Иб­рагимова, построенному на принципах биографизма, присущи черты широкого Эпического повествования о жизни башкирского и других народов Поволжья в эпоху национально-освободительных движений в России во второй половине XVIII века, и поэтому оно тяготеет к собственно историческому роману.

Таким образом, в русле современной башкирской историче­ской прозы мы выделяем три типа романа: исторический, исто­рико-революционный, историко-биографический, характерной чертой которых является историчность, обращенность в прошлое, а специфика каждого из них связана с конкретным объектом изо­бражения, приемами и способами обработки документального материала, соотношением реального и вымышленного, фактиче­ского и художественного, хронотопом произведений.

Исторические романисты часто запечатлевают конфликтные положения, которые не могут быть преодолены и гармонизиро­ваны в течение короткого времени, в рамках жизни одного поко­ления. Здесь на первый план выступают противоречия эпохаль­ного масштаба - различные войны, социальные катаклизмы, их последствия, отраженные в судьбе масс. Авторы не избегают по­каза и частного быта, который осваивается ими не в качестве «низкой прозы», а как арена серьезнейших конфликтов. Они  стремятся обнаружить универсальные начала человеческой жиз­ни в недрах «обыкновенной жизни», выступают не только и не столько бытописателями, сколько философами, размышляющими о войне и мире, жизни и смерти, роли личности в истории, в судьбе народа.

Большой писатель не будет ограничиваться односторонним взглядом на жизнь, как только на череду сменяющих друг друга будней. Его художнический взгляд направлен на уяснение того, что за всем этим кроется некая гармония, подчиненность высшим законам бытия.

Как правило, исторический романист обращается к истории, судьбе неординарной личности, способной к самопознанию, осознающей свою миссию как борьбу за достижение высших ценностей человеческого бытия - добра, счастья, свободы, равен­ства, готовой ради этого на самопожертвование. Именно такие герои позволяют авторам говорить о высоком предназначении человека, о его месте и роли в общем потоке истории.

Исторический роман имеет свой предмет изображения и художе­ственного познания: это - историческая действительность и создание концепции исторической личности. При этом основополагающими яв­ляются исторический детерминизм, изображение героя в потоке време­ни, обрисовка социально-исторических обстоятельств его бытия, показ подчиненной связи между характерами и обстоятельствами, соотноше­ния индивидуального, общечеловеческого и исторического.

Сравнивая работу историка и писателя над историческим матери­алом, надо отметить, что первый ограничен историческим материа­лом. Как представитель науки, он не должен допускать разновариантных «прочтений» прошлого. Не то в художественном произведении, которое в силу своей образной природы обладает возможностью «про­читывать» и «перечитывать» историю многовариантно, зачастую в разных версиях одних и тех же событий и судеб. В литературе одним из критериев истинности становится не столько документально удос­товеренная фактология события, сколько художественная правда че­ловеческого характера. Сегодня существуют различные художествен­ные версии известных исторических лиц: образы Разина, Пугачева, Наполеона, русских царей, князей, полководцев и многих других дея­телей истории. Все они созданы по законам жанра, имеют право на жизнь, представляют синтез исторической достоверности и художе­ственной правды.

Очень важным в историческом романе является стремление автора осмыслить историю, а не просто заняться перечислением, описанием фактов. Необходима попытка прогноза будущих событий, чтобы «не наступать на те же грабли», повторяя ошибки прошлого, то есть попыт­ка установить причинно-следственные связи. Н.М. Карамзин считал, что «история в некотором смысле есть священная книга: зерцало бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил; завет предков к потом­ству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего».              

В каждой национальной литературе историческая проза, исто­рический роман имеют свою специфику, обусловленную нацио­нальным характером, уровнем развития литературы, науки, обще­ственно-политической обстановкой в регионе, социальными, этно­графическими особенностями и другими факторами объективного и субъективного плана.

Башкирский роман, берущий свое начало от мемуар­ной хроники, прошел сложный путь формирования. По­следовательно преодолевая одноплановость и описательность, он вырос в многоплановое, широкоохватное в со­бытийном отношении повествование и оформился как масштабный по замыслу, остропроблемный по пафосу, проникающий в самые глубинные пласты жизни жанр.[10. c. 245]

Формируясь в тесной связи с новой действительностью, башкирский роман впитывал в себя все новые черты жизни. Вместе с тем он вырос на почве фольклорных тра­диций, на опыте других жанров башкирской прозы. Все более совершенствуясь на национальной основе, башкирский роман в то же время опирался на опыт других брат­ских литератур, прежде всего — русской и татарской. Говоря об основных тенденциях развития башкирского романа, следует обратить внимание на то, что он становится все более проблемным и масштабным. Проблематическая масштабность связана не только с широтой, но и с глубиной изображения жизни, с совершенствованием формы. Это достигается в одних романах остротой постановки больших морально-этических проблем, в других — новыми поэтическими приемами в характеристике времени и образов, в третьих — историческим анализом жизни народа, т. е. усилием элементов исследования.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...