Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анархическая контркультура




Самой диковинной, радикальной и недолгой среди молодежных субкуль­тур в США считается движение йиппи (Yippies). По своей направленности — не просто неприятие, а активное отторжение буржуазной культуры, — и по формам проявления йиппи относятся не к субкультурам, а к контркульту­рам. Об этом косвенно свидетельствует и то обстоятельство, что истоки еще одной, компьютерной, контркультуры, а именно современного хакерского подполья, специалисты видят в движении йиппи.

Йиппи происходит от названия «Международная молодежная партия» — Youth International PartY. По существу, это такой же акроним30, как и созвуч­ный с ним «яппи» (Young Urban Professionals). Новую организацию в январе 1968 г. создали Эбби Хоффман и Джерри Рубин в Вашингтоне. Одним из основателей йиппи является видный поэт Ален Гинзберг, который позже отошел от движения. По воспоминаниям А. Гинзберга термин «йиппи» слу­жил скорее неким приколом, чем акронимом или аббревиатурой. Само слово относилось к «Yipsels» — социалистической группе, к которой принадлежа­ла в молодости его мать.

0 Почему акроним, а не аббревиатура? Акроним — название, образованное из первых букв слов, состав­ляющих фразу-описание. Аббревиатура — 1) слово, образованное сокращением словосочетания и чи­таемое по алфавитному названию начальных букв (ВВС) или по начальным звукам слов (ООН, вуз), входящих в него; 2) сложносокращенные слова. Акроним отличается от аббревиатуры тем, что первое читается как слово (НАТО — нато), а второе произносится побуквенно (СНГ — эсэнгэ).

Приверженцев новой партии власти обвиняли в учинении многочислен­ных беспорядков, сюрреалистическом эпатаже публики и политическом озорстве и приверженности анархизму, а учащаяся молодежь боготворила за то, что те не побоялись выразить в радикальной форме мысли и настроения, которые разделяют многие. Действительно, еще до официального провоз­глашения своей партии, а именно в 1967 г. Э. Хоффман (тогда он состоял в движении так называемых диггеров) эпатировал публику тем, что стал раз­брасывать с верхнего яруса Нью-Йоркской биржи пачки долларов, а пригла­шенные им фотокорреспонденты запечатлевали, как брокеры, отталкивая друг друга, в суматохе ловили порхающие банкноты31.

Памятными политическими акция­ми йиппи стали массовые демонстра­ции левой молодежи в октябре 1967 г. возле Пентагона и в августе 1968 г. в Чикаго на президентских выборах.

А. Гинзберг до своего выхода из дви­жения успел поучаствовать в знамени­том «свином бунте» на президентских выборах осенью 1968 г. Организатором политического шоу считается Эбби Хоффман (1936-1989). Он нашел по­росенка по кличке Пигасус — кандида­та в президенты США, с которым йип­пи объездили всю Америку, устраивая предвыборные митинги, превращав­шиеся в настоящее шоу. Расталкивая охрану, «оранжевые» активисты вытас­кивали каждый раз свою свинью на трибуну прямо к микрофону. По мне­нию аналитиков, самая известная и шокирующая акция йиппи состоялась в 1968 г. в Чикаго. Накануне выборов многочисленные йиппи собираются в городском Линкольн-парке, где заодно проводят акцию протеста против ввода советских войск в Чехословакию (1968). Вскоре происходит скомо­рошный ритуал агитации за будущего президента США Пигасуса. От его имени прохожим раздают значки «Голосуй за меня!» и листовки, где сказа­но: «Сегодня — исторический момент для Америки... Они избирают прези­дента, и он будет пожирать людей. Мы изберем своего президента, и люди съедят его!» Полиция разгоняет митингующих, попутно арестовав с десяток активистов. Но митинг перерастает в массовую антивоенную демонстрацию, которую полиции приходится усмирять при помощи дубинок и слезоточи­вого газа. Наутро газеты в ярких красках описывают «кровавое побоище». Вскоре после демарша йиппи на выборах 1968 г. А. Гинзберг скажет: «Мы хотели распространить среди масс нечто вроде «рок-н-рольного энтузиаз­ма, дада-анархизма, всеобщего удовольствия и праздника жизни»32.

После Чикаго в течение одного только 1969 г. Э. Хоффмана арестовы­вали восемь раз, в том числе за непристегнутый ремень в автомобиле, перо­чинный нож на борту самолета и непристойное поведение. В сентябре его

31 St. James Encyclopedia of Popular Culture. Gale Group, 2002.

32 «Дада-анархизм, удовольствие и праздник жизни...»: интервью с Алленом Гинзбергом (http://
vprost.narod.ru
).

не пустили в Прагу и обвинили в антиамериканской деятельности. Однаж­ды Хоффман пришел на слушание в «патриотическом наряде»: рубахе из звездно-полосатого флага. Обновку тут же сорвали, но под рубахой на спи­не обнажился нарисованный флаг Вьетконга. Эбби путал Ленина с Ленно-ном и простецки отвечал на каверзные вопросы. В декабре прозвучал при­говор: 30 дней ареста за надругательство над американским флагом.

Эволюция йиппи

Вскоре Хоффман вновь предстает перед судом по еще более абсурдному обвинению в пересечении границ штата Иллинойс для подстрекательства к мятежу. Процесс ведет 74-летний судья по фамилии Хоффман и по прозви­щу Вешатель (все предыдущие его процессы оканчивались обвинительны­ми приговорами). Эбби видит в этом мистический смысл: Америка раздво­илась на двух Хоффманов. Баламут заявляет, что не желает именоваться «об­виняемым Хоффманом», ибо это имя опозорено судьей. Прессе же ведает о том, что официально сменил имя, и отныне его зовут Fuck. По поводу обви­нений замечает: «В этой стране существуют миллионы законов. Я намерен нарушить их все, включая закон всемирного тяготения»33.

Тогда-то и пришла слава, а слава — это деньги. Но Хоффман отказыва­ется от крупных контрактов на право использовать свое имя в игрушечном производстве, не встречается с кинематографистами и издательствами, пытающимися опубликовать его переписку. Быть богатым или просто зара­батывать тогда считалось зазорным.

Э. Хоффман семь лет скрывался от федерального розыска в Соединенных Штатах, Мексике и Франции. Одновременно он продолжал писать и издавать­ся, поддерживаемый сочувствующими ему анархистами. Он существовал бла­годаря сомнительным занятиям и поддельным документам. Хоффман даже подверг себя пластической операции и просил называть его Барри Фридом. Добровольно сдавшись властям в 1980 г., Хоффман провел год в тюрьме за содействие незаконному обороту кокаина. В 1989 г. он совершил самоубий­ство при странных и весьма подозрительных обстоятельствах. Самый извест­ный труд Хоффмана — книга «Укради эту книгу» (Steal this book) — является литературной пародией на популярные американские пособия типа «Как пре­успеть в бизнесе». Ее тема — как жить, не платя государству ни копейки, в частности, не оплачивая телефонные счета и не платя налоги. Разделы книги говорят сами за себя: «Бесплатная еда», «Бесплатная одежда и мебель», «Бес-

33 Сосновскии Н. Мудрец Нации Вудстока // Рок-альманах «Забриски райдер», 1997; Калькенин Г. Революция — это я! // Ракел online, 2002. № 10 (www.fakel.org).

платный транспорт», «Бесплатное жилье», «Бесплатная связь». Специалисты считают книгу духовной предтечей и первым манифестом компьютерных хакеров, взламывающих через Интернет банки и государственные офисы. Хотя ее автор настаивал на идее бескорыстного мошенничества, где главное удовольствие состоит не в обретении материальных благ, а в остроумном на­дувательстве. Оно необходимо изгоям этого общества. Э. Хоффман считал хиппи и йиппи — Нацию Вудстока — находящимися в состоянии партизан­ской войны со всей Америкой — Нацией свиней.

В 1970 г. Анита и Эбби Хоффман перед 30-тысячным антивоенным ми­тингом устраивают ритуал «электронного Вуду»: бормоча заклинания, раз­бивают телевизор, с экрана которого Никсон объявляет о вводе американс­ких войск в Камбоджу. В ответ на втор­жение США в Камбоджу 400 йиппи устраивают вторжение в США со сто­роны канадской границы, нападают на г. Блер, забрасывают витрины бутылка­ми с краской, делают вид, что угрожа­ют жителям.

В 1971 г. союз с бурно развивав­шимся движением йиппи, исповедовавшим анархистскую, антикапитали­стическую и антивоенную идеологию, заключили американские хакеры, которым тоже не нравилось американское государство и которые готовы были поживиться за его счет. Стивен Возняк и Стивен Джобе, будущие основатели легендарной компании Apple Computers, создавшей первый пер­сональный компьютер, принадлежали к числу отъявленных телефонных хакеров. Хакеры создавали устройства, которые позволяли обмануть теле-

Врезка

Джерри Рубин

Любой дурак может стать мэром!

Любой дурак может баллотироваться на пост мэра Беркли, если у него есть 25 долларов (25 долларов — имущественный ценз на выборную должность) и еще 25 дураков, чтобы его выдви­нуть. И я решил выдвинуть себя. Мои агитаторы прочесали весь Беркли из двери в дверь, расска­зывая людям о предстоящих выборах. Невероят­но, но факт:

- Многие даже не знали, что у них есть мэр.

- Немногие знали, как его зовут.

- Никто не знал, как он выглядит.

Нам, радикалам, приходилось убеждать людей, что хороший мэр — это клево, что выборы — туф­та и что демократия зачем-то нужна. Мы наскреб­ли 5 тыс. долл. и отпечатали 40 тыс. улетных 25-страничных буклетов — то была самая тщатель­но разработанная программа кандидата на выборную должность в Америке, какую когда-либо видел свет. Я раздавал буклеты в супермар-


кетах и тараторил: «Меня зовут Джерри Рубин. Я — кандидат в мэры, юлосуйте за меня»....Я занял почетное второе место с 7 355 голоса­ми — 22%. Я освоил трудное дело попрошайни­чанья голосов избирателей — метод, которым

нельзя создать нового общества. Но избиратель­ная политика несовместима с искренностью. А мы хотим общества искренних людей. Выбо­ры — это эгоистическая борьба отдельных кан­дидатов. А мы хотим общества коллективистов. Я ведь душу едва не продал за «голоса». Никогда больше не пойду на выборы. Отрывок из книги: Rubin J. Do it! L.,1970.

фонистов и совершать междугородные и международные телефонные звонки практически бесплатно. Йиппи надеялись, что хакеры помогут им в подготовке революции и обеспечат многочисленные ячейки йиппи, раз­бросанные по всему миру, оперативной и даровой телефонной связью. В свою очередь, хакеры получали идеологическую и политическую поддер­жку. В периодических изданиях, принадлежащих или сочувствовавших йиппи, стали публиковаться хакерские схемы обмана телефонных компа­ний, которые должны были взять на вооружение рядовые члены органи­зации йиппи. Закончилось все плачевно: хакеров посадили в тюрьму, а публикации изъяли.

В конце 1960-х гг. андерграундный вестник Liberation News Service распрос­транил манифест йиппи, в котором, в ча­стности, говорилось: «Америка духовно больна: она страдает от насилия и духов­ного распада, она опасно подсела на на­палм. Мы требуем Политики Экстаза! Мы — нежная пыльца, из которой родит­ся новая, кайфовая Америка. Мы соз­дадим нашу собственную реальность. Мы — это свободная Америка. И мы не приемлем фальшивое представление на подмостках Съезда смерти». Отправляясь на фестиваль в Чикаго, йиппи обна­родовали программу из 18 пунктов34:

1. Прекратить войну, ликвидировать военную промышленность и отме­
нить воинскую обязанность.

2. Свободу Хью Ньютону и другим Черным пантерам. Общественное
самоуправление в черных гетто. Прекратить культурную дискриминацию
меньшинств.

3. Легализация марихуаны и других психоделиков. Освободить всех, кто
сидит по этой статье.

4. Тюрьмы должны служить не для наказания, а для реабилитации.

5. Отменить все законы против преступлений, в которых нет жертв (очевид­
но, опять же имелись в виду статьи о хранении и употреблении наркотиков).

6. Полное запрещение оружия и обязательное разоружение всех, начи­
ная с полиции.

7. Отмена денег, платы за жилье, транспорт, питание, образование, одеж­
ду, медобслуживание, пользование туалетами.

8. Полная занятость при заботе о том, чтобы всю черную и монотонную работу делали машины. Людям — только творческую работу.

9. Охрана окружающей среды.

10. Экологическая программа в духе Романа Суслова: из больших горо­
дов надо переселяться в коммуны на лоне природы.

11. Свободное право на аборты.

12. Реформа образования: вся власть студентам, студенты сами опреде­
ляют программу и выбирают предметы.

34 Сосновскии Н. Мудрец Нации Вудстока// Рок-альманах «Забриски райдер», 1997; Калькенин Г. Ре­волюция — это я! // Ракел online, 2002. № 10 (www.fakel.org).

13.Свободные и независимые средства массовой информации. Развитие кабельного ТВ и альтернативных каналов, чтобы каждый мог выбрать канат по своему вкусу.

14.Отмена цензуры: «Нас тошнит от общества, без колебаний показы­вающего сцены насилия, но отказывающегося показать совокупляющуюся парочку».

15.Мы полагаем, что люди должны заниматься любовью все время, ког­да и с кем им захочется. Это — не программное требование, а простое при­знание реальности вокруг нас.

16. Политическая система должна отвечать нуждам всех, независимо от

возраста, пола и расы. Регулярные ре­ферендумы по всем вопросам по ТВ или телефонной сети. Децентрализа­ция власти: создание множества ком­мун (tribes), чтобы каждый мог выби­рать себе сообщество по душе.

17. Поощрение искусства и разви­
тие творческих способностей. Каждый
должен стать художником.

18. Каждый может вписать в этот
пункт, что хочет.

Представители других организаций, которые как и йиппи принадлежали к так называемым «новым левым»35, критиковали их за увлечение контркультур­ными нормами и «карнавальной этикой», которые дискредитировали серь­езную политическую работу, сводили ее к шутовским потехам. В ответ на кри­тику йиппи лишь усилили сюрреалистическую направленность политическо­го диссидентства. Главным, а порой и единственным политическим оружием являлось скоморошничество и публичное шоу с осмеянием правительства. Йиппи уходили от партийной практики, злоупотребляя наркотиками и радос­тями свободной любви. Мало кому такое могло понравится, многие покидали ряды движения, как это сделал Ален Гинзберг. Движение йиппи просущество­вало не более трех лет и вскоре распалось на множество фракций, секций и груп­пок. Дж. Рубин и Э. Гоффман нашли себе другое политическое поприще.

Тем не менее движение йиппи было самой яркой страничкой в полити­ческой субкультуре Америки конца 1960-х гг. Эксцентричные выходки, над которыми посмеивались противники и которые эпатировали широкую пуб­лику, привлекли к серьезным проблемам внимание всех средств массовой информации. Кто только тогда не писал о йиппи — разве что очень лени­вый. Дж. Рубин и Э. Хоффман, по всей видимости, понимали, что лишь та­кими выходками можно заставить говорить о себе и о молодежной пробле­матике мещанскую Америку. Значение и роль этого контрдвижения еще до конца не изучены и не оценены.

35 К «старым левым» относят коммунистов, власть которых в СССР привела к установлению тотали­тарного режима. «Новые левые», появившиеся на Западе в 1960-е гг. стоят скорее на социал-де­мократических позициях, выступают за права личности, свободу СМИ и демократию. В 1968 г. «новые левые» подняли мировую молодежную революцию — от Сорбонны до Калифорнии и осу­дили вторжение советских войск в Прагу. В России партия «Новые левые» возникла вдекабре 1991 в результате раскола Социалистической партии. Лидеры — М. Малютин, А. Абрамович (до начала 1999 г. также В. Семаго).

Б

СОВЕТСКИЕ ХИППИ

В конце 1960-х гг., примерно на 5—7 лет позже, чем на Западе, к нам при­шло увлечение субкультурой хиппи. Западное движение хиппи возникло как протест молодежи против ценностей буржуазного общества. Дети богатых, респектабельных родителей отращивали длинные волосы, надевали рваные джинсы и уходили из семей в хипповскую общину, чтобы «жить в грязном лесу и умереть в нирване». Хиппи пропагандировали свободную любовь и пацифизм. То и другое было запрещено в СССР. Многим хотелось бы жить и вести себя как они, но власти не разрешали. Борьба за «мир во всем мире»,

митинги протеста против войны во Вьетнаме 1968—1970-х гг. представляли собой официально организованные и заранее планируемые мероприятия. Длинноволосых парней советские дружинники отлавливали в городских скверах и на улицах, доставляли в участок, переписывали и нередко брили наголо. О свободной любви как модели поведения и подумать было страш­но. В итоге из советского хиппизма были вытравлены все содержательные элементы. Осталась лишь форма. Советские хиппи не имели четкой идео­логии и перенимали у западных собратьев скорее образ жизни, чем образ мышления. Известно, что на культурных задворках западной цивилизации вся идейная жизнь, если она ориентирована на ценности этой цивилизации, обречена на вторичность.

Расцвет субкультуры и общественного движения хиппи в нашей стране произошел с опозданием на 10-15 лет. В середине 1960-х, когда движение хиппи родилось на Западе, наша молодежь еще увлекалась так называемы­ми стилягами — упрощенным (сниженным) вариантом высокой моды: блес­тящие ботиночки, цветастый галстук и зауженные брюки. Хиппи одевались совершенно иначе — грязные рубашки или свитера, засаленные джинсы, рваная спортивная обувь. Стиляги и хиппи — две разные моды, две разные эпохи, но общий протест против господствующей культуры и попытка вы­разить в одежде свое стремление к свободе.

Субкультурой хиппи никак не могли увлекаться настоящие шестидесят­ники, поскольку основной их пафос — исторический оптимизм, активное участие в строительстве коммунизма, социальная энергия, воодушевление. В идеологии хиппи все наоборот: пессимизм, неверие в будущее и недове­рие социальным институтам, разочарование, наконец, эскапизм — бегство от реальности. Советские критики, низвергавшие устои буржуазной мора­ли, в чем-то были правы. Хиппизм представляет собой идеологию упадниче­ства. Она возможна только в ситуации общественного застоя и разочарований. Именно такое время наступило в 1970-е гг. в СССР. Период существования аутентичного — соответствующего истинному предназначению, функциям и содержанию — хиппизма в СССР соответствует началу 1970-х гг.; место дей­ствия — Москва, Ленинград, Рига36.

Отгремела эпоха «золотых шестидесятых», опустился «железный занавес, усилилась цензура и политический гнет. Вчерашние романтики и студенты-комсомольцы бросились искать альтернативу лжи, убогости и серости «сов-

36 Хиппи в СССР (www.altruism.ru).

ка». В культурной атмосфере «развитого социализма» зарождаются сразу две формы протестного движения — в искусстве андерграунд, в образе жизни — хиппизм.

Упадок движения в 1990-е гг. связан именно с разрушением его идейных основ. Сегодня осталось мало энтузиастов, знающих ее первоначальную идеологию. Наркотики, ленивое безделье, низкий интеллектуальный уро­вень стали отличительными чертами движения хиппи эпохи его деградации. Самодвижение превратилась в подобие тоталитарной секты: со своими ико­нами, гимнами, суррогатными «учителями». Замкнулась на символике, на прошлом, обросла стереотипами и предрассудками.

Если смотреть на историю в целом, то Система — это чисто российский феномен, своеобразный ответ совет­ских хиппи на западный субкультур­ный вызов. За долгое время употребле­ ния слово «хиппи» утратило первона­чальный смысл. В 1960-е гг. в США молодые бунтари называли себя freaks (от англ. чудак), само же слово hippies придумали журналисты. На российской почве в этом слове перемешались чисто американские контркультурные значения и традиционно русские представления об интеллигенте, которые восходят к разночинцам-народни­кам и нигилистам XIX в. Советские хиппи построили свое государство в го­сударстве — Систему, в которой молодые романтики старались объединить принципы утопической коммуны, свойственные Западу, с крестьянской кру­говой порукой и взаимовыручкой. Просуществовав почти четверть века, рос­сийский хиппизм исчерпал себя. Сегодня умы молодежи больше занимают идеи экологии, глобализма и виртуальной реальности (кибер-панки).

Хиппи-шестидесятники разбрелись кто куда. Одни остались преданны­ми Системе и надеются возродить исконные традиции, другие пополняют ряды альтернативной, андерграундной или криминальной субкультуры, тре­тьи неплохо вписались в официальные структуры. К примеру, в России с 1996 г. действует хакерская школа, возглавляемая известным хиппи по про­звищу «Арви Хэкер». Одно время директором ДДТ был Гена Зайцев по про­звищу Хиппи-бюрократ.

В стабильные периоды развития современного общества или в традицион­ных обществах выпавшие из общей структуры люди обычно не создают соб­ственные организации и системы для защиты своего статуса либо создания непохожей на всех культуры. Это такие люди, которые находятся в процессе перехода. В конечном итоге они входят в общество, там обустраиваются и обретают новый статус. Но хиппи добровольно покинули насиженные мес­та, отказались от социального благополучия, которое обеспечили им родите­ли и создали маргинальную культуру аутсайдеров, которую назвали Системой. «Система» — пример сообщества, куда стекаются выпавшие из социаль­ной структуры. В Системе большинство хиппи обладают промежуточным (лиминальным37, маргинальным) статусом: один считает себя художником,

37 От лат. Нтеп — порог. Лиминальные сообщества — возникающие и существующие в промежуточ­ных областях социальных структур. Здесь собираются «лиминальные» личности, лица с неопреде­ленным статусом, находящиеся в процессе перехода или выпавшие из общества.

8Б8

среди друзей известен как художник, а работает в котельной кочегаром; поэт (дворник), философ (бродяга без определенного места жительства). Статус по самооценке здесь никогда не совпадает со статусом по оценке другими: то, что общественным мнением ставится высоко, для хиппи ценится низ­ко, и наоборот. Принимаемые нормы и ценности в Системе иные, чем пред­писаны обществом.

Хиппи

Жители страны хиппи — пиплы — образуют особый мир, существующий параллельно с обычной вселенной, где проживаем мы все. То, что специа­листы называют экстернальной культурой и контркультурным движением38. В научной литературе Система относится также к сфере андерграунда (от англ. «undeground» — подполье), контркультуры, или в отечественном лек­сиконе было популярно еще словечко «неформалы». Все эти определения указывают на внеположенность — характерны приставки «контр», «под», «не». Ясно, что речь идет о чем-то противостоящем («контр»), невидимом и скрытном (подземная), неоформленном или неформализуемом официаль­ными средствами. Хип-система не подчиняется Конституции страны, в ней нет государственных границ, чинов и постов, она не платит в казну налоги и не выбирает своих правителей. Все, что происходит там, наступает есте­ственно, как восход солнца и стихийно — подобно броуновскому движению, в котором автономные частички перемещаются навстречу или поперек друг другу с разной скоростью, с разными целями и состоянием сознания. Тем не менее и здесь существует свой, невидимый глазу, порядок.

Созданная ими социальная сеть связей, каналов и поддержки спасла жизнь многим социальным изгоям, которые без ее помощи могли бы спить­ся, куда-то сгинуть, покончить жизнь самоубийством. В так называемой Системе — незримой империи хиппи — они обретали братство, моральную

Щепанская Т.Б. Символика молодежной субкультуры. Опыт этнографического исследования сис­темы 1986-1989 гг. СПб., 1993

и материальную поддержку, находили единомышленников и формы твор­ческой самодеятельности.

В отличие от остальных неформальных движений, хиппи удалось создать свой мир и утвердить альтернативный образ жизни: его опорой выступала сеть флэтов, разбросанных по всей стране. Первоначально Система отличалась большой гибкостью и открытым характером: системные хиппи общались с множеством разных людей. Движение переплеталось с интеллигенцией и бо­гемой, поддерживало отношения с религиозными кругами. Шел постоянный обмен информацией, накопление опыта. В 1980-е гг. Система стала широким и неоднородным движением: в него влилось большое количество нонконфор­мистов, уже не подпадавших под опре­деление «хиппи». Появились системные пиплы, не использующие эстетику пред­шественников (они входили в движение наряду с системными хиппи). Хиппи же западного образца (не пиплы) в восьми­десятые практически исчезли: им на смену пришли «системные паразиты», эксплуатирующие имидж волосатых. Это был целый поток, благодаря кото­рому оно приобрело свое особое, непов­торимое лицо. Тогда же бурно развивал­ся и достиг расцвета русский рок.

Русский рок выражал дух движения, был его символом. Как таковой, он сам возник внутри Системы — и ее идеоло­гия (метафорически) гораздо чаще вы­ражалась в песнях, нежели открыто декларировалась в виде манифестов (говорили: «рок — это не музыка, а об­раз жизни»). Наличие этической основы в русском роке объясняет и его критический заряд, и преобладание социальной тематики. Люди пытались повлиять на современную культуру своим творчеством — и этим изменить мир к лучшему.

Внутри Системы были установлены чрезвычайно доверительные отноше­ния между людьми. Декларировалась необходимость любви в любом деле, в любом начинании. Каждый пытался приблизиться к этому идеалу в своей повседневной жизни, в мыслях и поступках. Это означало «неприятие на­силия и грубости, готовность помогать другим, стремление к решению кон­фликтов мирным способом». Система вырабатывала в людях особый харак­тер и склонности, учила их быть добрыми в делах и светлыми в намерениях. В любых возможных ситуациях представители движения старались быть открытыми, отзывчивыми — и протягивали руку помощи тогда, когда о ней просили. Были выработаны особые традиции взаимопомощи, которые слу­жили образцом, основой поведения людей по отношению друг к другу. Лю­бовь и дух взаимопомощи пронизывали всю идеологию Системы. Здесь дей­ствовал приоритет духовности и интересов творчества над жизненным бла­гополучием. Устремляясь к новым горизонтам, люди пренебрегали бытовым комфортом и карьерой: жили так, как им подсказывали убеждения.

Система была социальным движением (не политическим!) и методом воз­действия на общество в ней было новаторское искусство, подкрепленное личным примером. Система подчинялась принципу: «чтобы изменить мир к лучшему, сначала нужно изменить себя».

Досуг хиппи

Дав толчок возникновению Системы, хиппи западного образца, впослед­ствии, на протяжении десятилетия сосуществовали с системными хиппи. Си­стема окончательно сформировалась как движение в Сибири, сохраняясь в этом регионе вплоть до наших дней, — и, в целом, она больше характерна для провинции, чем для столиц, в которых больше интеллектуалов-одино­чек (в том числе, своих людей)29.

Базовые ценности интернациональной культуры — духовный поиск и любовь между людьми — советским хиппи приходилось отстаивать в мили­цейских кутузках, в столкновениях с общественностью и дружинниками, в подполье. Несмотря на свою вторичность и суррогатный характер советский хиппизм пытался быть или по крайней мере казаться оригинальным и само­стоятельным феноменом, которому свойственны искренние чувства, взлет фантазии и творчества, поиск откровений, любви и человеческих отношений. Заимствованную форму советская андерграундная молодежь стремилась на­полнить незаимствованным содержанием. Советские хиппи в итоге являлись такими же настоящими, подлинными, как их западные предшественники.

Как отражаются в сленге особо значимые для хиппи реалии? Первая тема — внешний облик. Для внешнего облика хиппи самое главное — воло­сы, на сленге — хайр. Два других декоративных элемента — ксивник (нашей­ный мешочек для ношения паспорта, от ксива — письмо, бумага, любой документ — слово из уголовного жаргона) и феньки (украшения из бисера).

39 Хиппи в СССР (www.altruism.ru).

Других специальных слов для обозначения одежды у хиппи нет, за исклю­чением постоянно используемых избыточных англицизмов типа шузы40.

Один из главных атрибутов хиппующих — феньки (фени, фенечки). Феньки делают из бисера, нанизанного на леску. У каждого цвета и сочета­ния цветов свое значение: черный — траур, смерть, красный — любовь, бе­лый — чистота и невинность. Сочетание красного с белым означает «свобод­ную любовь», черного с красным — «анархию», вкрапления синего цвета — небо, дух. В начальную эпоху хиппи фенечки плели и дарили друзьям, в позднюю — носят все, кому заблагорассудится, и продают на каждом углу. Нередко феньки переходили из рук в руки и возвращались к хозяину, ак­кумулировав в себе тепло человеческих сердец, социальный опыт, жизненную энергию. Снять феньку — значит отка­заться от каких-то отношений. Или радикально изменить их. Пока отно­шения сохраняются прежними, фень-ка живет на руке, и если вдруг рвется, ее восстанавливают (подарившего про­сят опять завязать ее на запястье). Счи­талось, что постепенно аура человека, носящего фенечку, меняет ауру фенеч­ки и меняется сама. Если фенечка плетется «без чувства», то она не будет нормально носится. Такая фенчка — плохой сосуд для ауры. Фенька пере­давала впечатление о близком человеке, содержала определенное пожела­ние, служила знаком нашей дружбы, имела подчас длинную биографию:

«Герла, подарившая мне феньку, была моим близким другом. Она была та­лантливым рок-исполнителем. К сожалению (эх, так и вижу тупые ухмылки тусовщиков!) ее привычка курить коноплю зачеркнула дальнейшее творчество: она больше не писала новых песен, и не исполняла старых. С герлой стало слож­но общаться (стало заметным снижение памяти и интеллекта). Наблюдая, как друг гниет заживо, я ощутил, что фенька тоже омертвела: носить ее на руке ста­ло противно, как вонючий кусок трупного мяса. При одном взгляде на феньку портилось настроение, возникало брезгливое чувство. Наконец, я снял (то есть, убил) ее. Фенька превратилась в аккуратный трупик, в музейную мумию: архе­ологический экспонат, предмет отстраненного изучения».

Хиппи общались между собой на своеобразном сленге, состоявшем в основном из словечек, заимствованных из английского языка. Толковый словарь советского хиппи41 формировался на протяжении четверти века и ныне он включает некий набор основных терминов. Хайр — длинные волосы, характерные для хиппи. Факер — большой любитель заниматься любовью. Герла — девушка. Скипать — уходить, уезжать.

Глюк — галллюцинация, вызванная наркотическими средствами. Олдовый — старый, опытный; с большим стажем пребывания в Системе.

40 Мазурова А., Радзиховский Л. Стеб остранения (http://music.uniyar.ac.ru).

41 Мазурова A.M. Словарь сленга, распространенного в среди неформальных молодежных объедине­
ний // Психологические проблемы изучения неформальных молодежных обьеиинений. М., 1988;
Радзиховский Л.А., Мазурова А.И. Сленг как инструмент остранения // Язык и когнитивная дея­
тельность. М, 1989.

Оттягиваться — предаваться наслаждениям.

Флэт — квартира, любое жилье, в котором пипл регулярно вписывает множество людей; обычно — место проведения квартирников.

Дорога — идущие подряд следы на вене от систематических уколов.

Юкс — один рубль.

Шузы — обувь.

Даун — депрессия.

Заморочка — навязчивая идея.

Ринг — веревочка вокруг головы, держащая волосы.

Свинтить — арестовать, задержать.

Стебаться — смеяться, иронизировать.

Полис — милиция.

Прайс — деньги.

Отвязанный — не стесняющий себя чрезмерно условностями и общепри­нятыми правилами.

Пипл (от англ. people «люди») — свои люди, хиппи.

Рок — андерграундное песенное творчество.

Квартирник — бесплатный концерт в частном помещении.

Стоп — автостоп, передвижение на попутных машинах.

Таюха — галстук.

Вписка — квартира, где можно пожить или переночевать.

Места сборищ хиппи имеют свои сленговые названия, образованные, как правило, путем усечения официальных (Пушка — Пушкинская площадь, Нога — площадь Ногина). Иногда в создании сленговых названий присутству­ет стебный, т.е. издевательский или иронический, элемент (Яшка — площадь Свердлова, Физкультурная — станция метро Спортивная). Однако особо зна­чимые места имеют названия, никак не перекликающиеся с официальными («Этажерка» — кафе в Москве, «Сайгон» — кафе на Невском в Ленинграде)42.

Системные хиппи в СССР

2 Мазурова А., Радзиховский Л. Стеб остранения (http://music.uniyar.ac.ru).

Современный словарь сленга хиппи содержит более 600 слов. Его осно­ву составляют английские, заимствованные российскими хиппи, нередко с изменением значения (так, прайс-лист сперва значило «цена», впоследствии сохранив только отсутствующее в английском значение «деньги») или про­изношения {хайр, брайзер), приобретая при этом вполне русские аффиксы (подфакнуться, стритовый). Источником заимствований являлись лексичес­кие пласты соседствующих социальных групп: жаргон музыкантов, сленг фарцовщиков, молодежные жаргоны (например, жаргон стиляг), жаргон уголовников (последний, впрочем, повлиял на сленг хиппи меньше, чем, например, на общеразговорный язык или жаргон школьников). Наиболее

тесные пересечения у хиппи были с наркоманами, поскольку редкий хип­пи не пробовал употреблять хоть ка­кие-либо наркотические препараты. По наблюдению Ф.И. Рожанского43, поколение хиппи 1970-х гг., довольно хорошо знавшее английский язык, сменилось поколением 1980-х, уже не блиставшим в такой же степени знани­ем иностранных языков. Значительно реже стали употребляться англициз­мы. Словотворчество у отечественных хиппи стало иссякать.

На основе такого словаря строиться живой язык общения между хиппи, понятный только посвященным. В частности, могут употребляться такие выражения, как «Только он меня вмазал, у меня крутой кайф пошел»; «Толь­ко мы скипать собрались, как приехал полис и всех винтить начал»; «Я фачился с герлами на фирменных флэтах...» (из песни); «Кабы я была кингица — сли­чит ферстая герлица...» (из А.С. Пушкина; автор перевода неизвестен); «Есть маза факать водолаза» (поговорка, означающая бессмысленность предложе­ния, отсутствие удачных перспектив); «У нас крутой облом — джеф есть, а машину никто не принес»; «подписать герлу на фак»; «Он прайсовал всю ту­совку»; «Мне пэрэнт сегодня тэн дал»44.

Свои настоящие имена хиппи заменяли на экстравагантные прозвища, шокирующие непосвященных, например, Инерция, Крот, Дикобраз, Дизи, Десс, Сталкер, Сольми, Папа Гнус и др.

Основным каналом распространения субкультуры хиппи является самиз­дат — форма самодеятельного творчества, тексты, изданные на средства авторов и допускающие неограниченное тиражирование (перепечатку) без согласования с ними.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...