Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Старость в традиционном обществе




В прошлом считалось, что старики, пережившие несколько поколений, могут и должны изустно передавать потомкам те знания, которые нельзя сохранить в письменном виде. Они пользовались уважением других членов общества, по мнению которых снискали милость богов, даровавших им дол­гую жизнь в отличие от большинства их ровесников, умерших значительно раньше.

Наибольшим престижем в древнем обществе пользовался, по всей види­мости, зрелый человек. В Древней Греции существовало особое понятие акмэ, означавшее творческий расцвет зрелой личности. Зрелость и особен­но вторая ее половина высоко ценились в Древнем Риме. Название верхов­ного органа власти сенат (senatus) происходит от латинского senex — старик. Старость ассоциировалась с накопленным опытом, пониманием жизни и мудростью. У африканских народов старейшие люди являются хранителя­ми истории рода. Старейшина «организует религиозные церемонии, вык­ликает имена умерших предков, чтобы напомнить о них членам семьи, и в первую очередь молодежи. Участие в такой церемонии имеет воспитатель­ное значение и прививает членам рода чувство достоинства, честности, об­щительности, отваги, взаимопомощи и уважения к старшим. Он рассказы­вает им о будущей жизни, о необходимых обрядах и обязанностях, которые им надо выполнять, чтобы стать взрослыми. Старейший беседует с мальчи­ками и девочками о тайнах мира живых и мира мертвых, о божествах, кото­рые покровительствуют их семье, о том, как они вместе будут совершать обряды жертвоприношения. В его задачу также входят уход за детьми во время болезней и забота об их репутации»4.

4 Диоп A.M. Место и роль престарелых в странах Африки // Третий возраст. Импакт: Наука и обще­ство. 1990. № 1.С. 101.

Римские ученые уделяли большое внимание особенностям психологии, изменениям свойств характера по мере продвижения человека по возраст­ной лестнице. Появились знаменитые трактаты Аристотеля и Цицерона о старости.

В средневековом христианском мире класс стариков, «старейшин» тра­диционных обществ, по мнению видного французского историка Ле Гоффа, не играл особо важной роли. В этом обществе люди умирали молодыми, воины и крестьяне ценились лишь в пору своего физического расцвета и где даже духовенство управлялось зачастую довольно молодыми епископами и папами —достаточно вспомнить о тридцатипятилетнем папе Иннокентии III,

вступившем на престол в 1198 г. (даже если не считать скандально молодых пап X в. — Иоанна XI, занявшего пре­ стол святого Петра в 931 г. в возрасте двадцати одного года, и Иоанна XII, ставшего папой в шестнадцать лет в 954 г.). Средневековое общество не знало геронтократии. Тем больше оно могло быть растрогано величием седоборо­дых старцев, украшавших порталы соборов в виде старцев Апокалипсиса и пророков, описаниями убеленного сединами императора Карла Великого, наполнявшими средневековую литературу, и образами отшельников — пат­риархов средневекового долголетия5.

К старости относятся с почтением в восточных культурах. В ней видят пору мудрости, «познания собственных заблуждений», осмысления накоп­ленного опыта. В восточной идее реинкарнации (рождения в новой жизни) выражен циклический подход к жизни человека — все возвращается на круги своя. В этой системе представлений старость оказывается временем проме­жуточного подведения итогов на определенном витке космической жизни. В этот период человек ближе к вечности, чем когда-либо еще в своей жиз­ни. В старости предначертано выйти за пределы земных воплощений и при­общиться к более высоким мирам.

В большинстве традиционных обществ Австралии, Средней и Передней Азии, Закавказья старики обладают наивысшим авторитетом, как правило, они — вожди племени или старейшины рода. За ними всегда остается реша­ющее слово и политическая власть. Такая система называется геронтокра­тией. Напротив, а индустриальных обществах старики — социальные аутсай­деры. С выходом на пенсию падает их авторитет, власть и статус. У некото­рых народов Камеруна преклонный возраст считается скорее признаком невезения, нежели мудрости, особенно когда речь идет о выполнении оп­ределенных функций. Состарившийся и ослабевший вождь приносится в жертву во имя благополучия своих подданных: после свершения обряда ритуального убийства его место занимает более молодой соплеменник, об­ладающий силой, здоровьем, энергией и знаниями, которые, по общему мнению, принесут пользу всем6.

У западноафриканского народа сонинке спокойный и рассудительный старейшина называется «хозяином земли», и именно он решает все связан-

См.: Ле ГоффЖ. Цивилизация средневекового Запада / Пер. с фр., М., 1992. Диоп A.M. Место и роль престарелых в странах Африки // Третий возраст. Импакт: Наука и обще­ство. 1990. № 1. С. 102.

ные с землей вопросы: сроки, на которые она сдается в аренду, сбор нало­гов, распределяемых между семьями по его усмотрению или же поступаю­щих в его личное распоряжение. Являясь преемником своих предков и стра­жем родовых традиций, «старик» одобряет или не одобряет браки внутри рода и за его пределами и как лицо, отвечающее за продолжение рода, вме­сте со своими помощниками принимает непосредственное участие в обсуж­дении условий их заключения»7.

По мере дальнейшего движения по возрастной лестнице, при переходе от зрелости к старости нерешенные проблемы все острее заявляют о себе. В старости изменяется характер человека: уменьшается энергичность, появ­ляется осторожность, бережливость, а иногда и скупость. По мнению многих ученых, в старости обычно заостряют­ся те черты, которые были у человека и раньше, поскольку ослабление контро­лирующей функции коры головного мозга обнажает то, что человек старал­ся скрывать. Становится более замет­ной раздражительность, болтливость, жадность, все то, что раньше удавалось сдерживать или маскировать.

По словам известного французско­го писателя-моралиста Франсуа де Ла­рошфуко (1613—1680), мало кто из лю­дей умеет быть старым. Добавим: и мало кто соглашается быть им. Старение длительный биологический и социальный процесс. Возрастной кризис, связанный с наступлением старости, приурочен к выходу на пенсию. К нему лучше готовиться заранее: продумать свой буду­щий образ жизни, новый круг занятий и знакомств.

Подобная подготовка помогает значительно смягчить переживаемый кри­зис. Подготовку к выходу на пенсию следует считать таким же необходимым элементом социализации в старости, как и выбор профессии в юности.

Увеличение свободного времени в пожилом возрасте для одних становит­ся благом, для других — сущим наказанием. Многие изнывают от праздно­сти и незнания, куда себя деть. Но в этом виновата не старость, а отсутствие самостоятельности, незнание самого себя и своих интересов, страх перед одиночеством. Многие нужные в старости качества формируются в более ранние годы. Если их нет, т.е. пропущена какая-то важная фаза социализа­ции, не решены задачи предшествующей стадии жизненного цикла, насту­пает неизбежная расплата.

Продвижение к зрелости связано с приобретениями. Продвижение к ста­рости связано с потерями (рис. 49).

Мы начинаем вдруг ощущать, что ухудшилась память и острота мысли, глубина чувств и непосредственность эмоций. Нам многого уже не хочется. Увядает источник желаний, а значит интерес к полнокровной и активной жизни. Некоторые переживают потери стоически, как неизбежный спутник

7 ДиопА.М. Указ. соч. С. 100.


процесса старения. Другие начинают паниковать и раздражаться. Они убеж­дают себя в том, что это конец, дальше будет еще хуже. На самом деле про­исходит переход от одних личностных свойств к другим, от одного качества к другому. Потеря памяти может компенсироваться ее избирательностью, нехватка денег — умеренностью потребностей и более разумным распреде­лением покупок. Медлительность мышления — его глубиной. Переход от одного возраста к другому может и не стать драмой жизни, если человек убедил себя в том, что жизнь вовсе не кончается, а вступает в новую фазу, которая имеет свои несомненные преимущества.

Рис. 49. Продвижение к зрелости связано с приобретениями, продвижение к старости — с потерями

Хотя наука выявила общую тенденцию снижения качества интеллекта в ста­рости, но у разных людей и представителей разных профессий подобное про­исходит не в одинаковой степени. Те, у кого он бездействовал в течение жизни, не был обременен умственными нагрузками, в старости сильно сдают. Но чем выше уровень образования, тем медленнее снижение интеллекта. У пожилых ученых почти не изменяется общая эрудиция и запас слов, а у бухгалтеров — быстрота арифметических действий. По данным ученых, некоторые свойства интеллекта именно в старости получают максимальное развитие, в частности, мышление становится глубже, в нем появляется тенденция к синтезу.

ПЕНСИОННЫЙ ФОНД — фонд, создаваемый частными и/или государ­ственными компаниями, предприятиями для выплаты пенсий и посо­бий лицам, вносящим пенсионные взносы. Свободные средства пен­сионных фондов могут инвестироваться в финансовые активы, при­носящие доходы.

Хотя о смерти человек размышляет всю жизнь, только в старости она ста­новится реальной проблемой. Мы начинаем физически ощущать, как мало осталось жить. Распространенное убеждение «не думать о смерти» приво­дит к тому, что эти мысли становятся особенно страшными. Выход люди находят в религии. Статистика, собранная в разных странах, свидетельству­ет, что в старости люди становятся более религиозными. Обращение к Богу

превращается в реальный выход из тупика конечности человеческого суще­ствования. Атеистические и позитивистские взгляды, свойственные моло­дости и зрелому возрасту, меняются на религиозные верования. Во внутрен­нем мире человека происходит глубокая мировоззренческая революция. Вереа дает глубокое ощущение смысла жизни и пути к счастью. По данным мно­гочисленных исследований, верующие люди более счастливы и здоровы.

Если старикам свойственно благодушествовать по поводу своего прошлого, то молодым — по поводу своего будущего

Можно согласиться с мнением К. Юнга о том, что для психического здо­ровья необходима перспектива, «прицельная точка в будущем». Все миро­вые религии включают в себя перспективу вечности, некую цель, возвыша­ющую человека над суетным миром, следуя которой он способен прожить вторую половину жизни так же целенаправленно, как и первую. К. Юнг считает, что для психического здоровья лучше видеть в смерти цель, к кото­рой надо стремиться, чем сопротивляться этому8. Видеть в смерти цель воз­можно, только изменив отношение к ней, ощущая земную жизнь как спо­соб решения вечных нравственных задач.

ПОЖИЗНЕННАЯ ПЕНСИЯ — пенсия, выплачиваемая до конца жиз­ни застрахованного.

Многим из нас, прежде всего молодежи, старость кажется безотрадным периодом жизни. Еще не успев состариться, люди начинают бояться старо­сти. В зрелом возрасте начинается определенная подготовка к ней, но не

8 Юнг К.Г. Жизненный рубеж // Проблемы души нашего времени. М., 1996. С. 185-203

духовная, а главным образом материальная. С приближением пенсии люди стараются перейти на высокооплачиваемую работу с тем, чтобы повысился размер пенсии. Они больше обращают внимание на свое здоровье, склоня­ются к более здоровому образу жизни, откладывают деньги, думают о соци­альном страховании, жилище и т.п.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...