Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пример операционального определения




В книге X. Бернарда «Методы исследования в антропологии: количественный и качественный подходы» (1994) приведен пример операцио­нального определения, позаимствованный авто­ром из собственной практики изучения карьер­ных ожиданий на получение образования в пле­мени чиканос.

«Идите в дом своих респондентов. На языке рес­пондентов (может быть, это будет испанский или английский язык) спросите родителей о том, что они хотели бы, чтобы их дети, закончив среднюю школу, делали через 10 лет. Исследуйте каждый ответ как можно глубже и выясните, почему ро­дители дают именно такой ответ. Обратите вни­мание, сообщают ли вам родители что они дума­ют о том, что их дети будут делать или что они хотят, чтобы их дети делали. Если родители ко­леблются, скажите: "Предположим, что ничто не стояло бы на пути у Вашего [сына] [дочери], ког­да они будут исполнять задуманное, что Вам хотелось бы, чтобы они делали через 10 лет?" Запишите все, что родители говорят, и кодируй­те ответы следующим образом: 1 = определенно выражают желание, чтобы их дети получили вы­сокостатусную профессию; 2 = неопределенно вы­ражают свое отношение к тому, чтобы их дети получили высокостатусную профессию; 3 = опре-

деленно выражают желание, чтобы их дети полу­чили низко- или среднестатусную профессию. Используйте Nakao's occupation scale, чтобы решить вопрос, какой является выбранная ро­дителями для своих детей профессия: высоко-, средне- или низкостатусной. Удостоверьтесь, что зафиксированное вами мнение родителей раскрывает причины выбора данной профессии.

Обратите внимание на то, как повлияли этно­графические данные на ваш способ операцио-нализации понятий».

Адаптировано по источнику: Bernard H.R. Research methods in anthropology. Qualitative and Quantitative Approaches. L.:Altamira Press, 1994. P. 30.

Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований: Учеб. для высших учебных заведений. М., 1995. С. 56.

Измерение — это частный случай операционализации понятий (теорети­ческих конструктов) в социологическом исследовании, когда термины, кон­кретизирующие это понятие, заменяются цифрами. Как бы мы ни операцио-нализировали переменную, ее обязательно надо измерить. Известны четыре основные шкалы: номинальная, ординальная, интервальная и ранжирован­ная. Основное методологическое правило употребления этих шкал форму­лируется так: применяй наивысшую из тех шкал, которую можно применить в данном случае.

На вопрос одного из героев комедии Аристофана «Облака» о том, как высоко прыгает блоха (буквально это звучало так: «На сколько ног блоши­ных блохи прыгают?»), Сократ поймал блоху и погрузил ее лапки в растоп­ленный воск. Так вот блоха получила башмачки, после чего философ снял их и измерил ими расстояние. Возможно, перед нами первое в истории че­ловечества измерение того, что сегодня называют микромиром. Измерение, сделанное по всем правилам классической физики.

Однако самое удивительное в методологии научного измерения заключа­ется в том, что одно и то же измерение можно провести множеством спосо­бов и все они могут оказаться правильными. Об этом интересно повествует польский логик Ян Лукасевич:

«Сколько же истин можно сказать о листе бумаги! Можно измерить его ширину и длину, определить его толщину и цвет, привести количество букв, находящихся на нем. Можно посчитать, сколько раз буква «в» по­явится на одной его стороне, и сколько раз — «г». Можно описать фор­му и размер каждой буквы и, взяв в руки лупу, отыскать различие меж­ду одним «в» и другим. Эти исследования можно было бы все более рас­ширять и углублять и их результатами заполнить целые толстые тома. Точно также можно было поступить с каждой иной вещью»14.

X. Бернард полагает, что переменные {variables) измеряются своими инди­каторами (indicators), а индикаторы определяются своими величинами (values). Некоторые переменные и их индикаторы легко наблюдать и измерять, в то время как другие являются более концептуальными. Это различие очень важ­но. Например, измерение переменной «тендер» (социальный пол) состоит в нашем решении, какой пол (какую величину) записать в паспорт. Однако здесь кроется источник ошибок: некоторые женщины одеваются, как мужчины, а некоторые мужчины, несмотря на свои первичные (физиологические) призна­ки, ведут себя или одеваются (вторичные, социально приобретаемые призна­ки), какженщины. Еще труднее решить вопрос о принадлежности к нему толь­ко по имени: имя Крис может быть как женским, так и мужским.

Некоторые понятия в социальных науках, считает X. Бернард, не имеют постоянного определения: власть, отчуждение, социальный класс, стремле­ние к изменению. Часть из них не поддаются однозначному определению потому, что на самом деле являются многосоставными, или комплексными, переменными. Они определяются только концептуально, так как требуют разложения на совокупность более простых переменных, которые, в свою очередь, могут определяться операционально. Американский антрополог приводит в качестве примера понятие «аккультурация». Что означает вывод ученого «жители данной деревни в высокой степени аккультурированы»?

Лукасевич Я. О науке // http://ruthenia.rU/logos/number/1999_07/1999_7_10.htm#_ftnl

Может быть, это значит, что они — «билингвы», «трудятся в городе на круп­ном предприятии» или «ходят в школу». Более конкретные термины, входя­щие в состав комплексной переменной, могут быть выражены уже количе­ственными величинами. Попробуйте это сделать сами.

X. Бернард уверен, что плохое измерение переменных, особенно если результаты исследования применяются на практике, приносит большой вред. Он приводит пример из своей деятельности консультанта:

«Я был однажды консультантом проекта, который призван был помочь старшеклассникам Chicano сформировать высокую мотивацию на ка­рьеру. В исследовании сравнивались англо-американские старшекпасс-ники и старшеклассники Chicano. Тех и других спрашивали, кем бы они хотели стать по достижении 30-летнего возраста. На американском юго-западе белые, неиспаноговорящие американцы называются англо-аме-риканцами, или еще англами (Angles). Средний уровень карьерных ожи­даний Chicanes был ниже, чем у англов. Опираясь на полученные дан­ные, социальные ученые посоветовали местным властям укрепить карьерные стремления Chicano. (Снова мы сталкиваемся с образователь­ной моделью.)

Вопреки результатам выборочного опроса, этнографическое исследо­вание показало, что родители Chicano обладали завышенными ожида­ниями относительно карьеры своих детей, но их осуществление оста­навливали две вещи: (а) неимоверно дорогое обучение в колледже, и (Ь) деятельность школьных консультантов, которые систематически ори­ентировали молодых девушек Chicano стать домохозяйками, а юношей — заниматься торговлей или идти в армию.

Предполагаемая связь между зависимой переменной (уровень карьер­ных устремлений) и независимой переменной (уровень ожиданий ро­дителей в отношении той карьеры, которую могут сделать их дети) была обратной. Но операциональная область определения переменной «ка­рьерные устремления» устанавливалась некачественно. Спрашивая молодежь Chicano о том, кем они хотели бы быть в 30 лет, ученые ис­пользовали ответы в качестве операционального определения понятия «карьерные устремления», что было совершенно неправильно»13.

Понятия «конфликт» и «культура» не являются переменными, ибо им нельзя приписать множество значений, предварительно не переведя их в более конкретные понятия, которые уже можно количественно измерить. Такими переменными могут служить: тип конфликта, масштаб конфликта. В связи с этим американский антрополог X. Бернард дает такое определение переменной: «это нечто, что имеет более чем одно значение и значения мо­гут выражаться словами или цифрами». К примеру, возраст выражается циф­рой, а религия — названиями конфессий: буддист, методист и т.д.16

Переменные различаются тем, что одни из них можно измерить един­ственным способом (набором единиц измерения), а у других обнаруживает­ся несколько способов. Так, «удовлетворенность» при желании идентифи­цируется в терминах «очень удовлетворен», «не очень удовлетворен», «удов­летворен», «скорее удовлетворен, чем неудовлетворен» и т.д. Успешность карьеры можно измерить по шкале «очень успешная — успешная (средняя) —

Bernard H.R. Research methods in anthropology. Qualitative and Quantitative Approaches. L.:Altamira Press, 1994. P. 27-30. 16 Ibid. P. 20.

неуспешная — очень неуспешная». У многих переменных количество значе­ний практически бесконечно17. Переменная «национальность» включает сколь угодно много позиций — национальностей (на нашей планете насчи­тывается от 3,5 до 5 тыс. национальностей), «возраст» может фиксироваться крупными (десятилетиями), средними (годами) и малыми (месяцами) ин­тервалами. В результате методологи различают два типа переменных — од­номерные и многомерные (multidimensional).

Все переменные суть понятия, но одни измеряются легче, а другие труднее. Измеряя в бытовых условиях, мы чаще всего полагаемся на жизненный опыт и интуицию. Однако ученый не ограничивается ими и пускает в ход дополнитель­ные инструменты — правильно построенные вопросы и измерительные шкалы. Например, склонность к миграции мы можем измерить по ответам на вопрос: «Как часто Вы думали о том, чтобы уехать с этого места?» Другим источником данных служит наблюдение: верным признаком выступит наличие родственни­ков, уже эмигрировавших из этой местности. Часто для измерения одной пере­менной ученым приходится использовать несколько методов.

Условно все переменные, используемые в социальных науках, можно под­разделить нате, которые измеряются: 1) легко, 2) трудно и 3) практически не измеряются. Первые называются просто переменными, которым легко подо­брать свойственные им индикаторы, а тем — количественные величины. Вто­рые и третьи называются концептуальными переменными. Иногда их разво­дят и трудно измеримые называют концептуальными переменными, а неизме­римые — категориями. В арсенале современной социологии насчитывается, судя по Sociological Abstracts, около 3700 концептуальных переменных. Одной из трудноизмеримых переменных считается «социоэкономический статус» (socioeconomic status — SES). Величина дохода ничего не покажет, поскольку есть очень богатые люди с низким статусом (мафиози) и наоборот (интелли­генты). И уровень образования не даст исчерпывающей картины, поскольку многие из крупных бизнесменов имеют низкое образование.

Первая задача, возникающая при построении социологического исследо­вания, заключается в построении системы концептуальных переменных, которые впоследствии должны быть эмпирически проинтерпретированы, чтобы приобрести форму операциональных определений. Для этого к пере­менным пристраивают шкалы, с помощью которых они могут быть измере­ны. С этого момента концептуальные переменные, выраженные абстрактны­ми понятиями, приобретают количественные характеристики и становятся измеримыми.

Способ измерения и их число по-разному влияют на судьбу переменных. В одном случае смена способа измерения никак не отражается на сущности переменной, а в другом она меняет ее природу. К примеру, расстояние мож­но измерять числом километров, сантиметров, миллиметров и т.д., от чего его пространственная сущность не страдает. То же произойдет с весом, по­рядком рождения, возрастом, брачным статусом. А вот политическую власть, стресс или благосостояние можно измерять по-разному, и каждый раз мы получим разные явления. Благосостояние можно выразить размером зар­платы, доходом на душу населения (до или после вычетов — разные явления),

Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований: Учеб. для высших учебных заведений. М., 1995. С. 65.

ценными акциями, маркой машины, престижностью района проживания, количеством загранпоездок, должностью и т.д.18

Наука не просто переводит явления в слова, а слова — в переменные, но ищет связи между последними, чтобы лучше объяснить и предсказать реаль­ные события. Связь можно установить количественным способом — с помо­щью измерения, либо качественным — через логические процедуры (одна из них — пропозиция). Действительно, измерение — это определение отноше­ния (связи) одной (измеряемой) величины к другой, принятой за эталон.

Простейший тип связи — соединение в одном пропозициональном суждении независимых и зависимых переменных. Методология действительно подразде­ляет переменные на два вида: независимые переменные — это те, на изменение которых никто и ничто другое не влияет; зависимые переменные — это те, на из­менение которых влияют другие переменные. Возраст и пол — всегда только не­зависимые переменные. Социальное, или классовое, происхождение играет роль независимой переменной, а склонность к преступной деятельности — зависимой (эмпирические исследования установили, что в низшем классе уровень преступ­ности выше, нежели в среднем и высшем). Другой пример: низкое социальное происхождение влечет за собой низкий уровень образования и слабую приобщен -ность к культуре. Первая переменная — независимая, две вторых зависимые.

На практике ученым порой бывает непросто определить, какая из двух пе­ременных является зависимой, а какая независимой. Между тем неправильный выбор влечет за собой серьезные ошиб­ки при интерпретации собранных данных. Оскар Левис в 1961 г. провел мно­гочисленные исследования обитателей трущоб в различных городах мира и выявил феномен, названный им «культурой бедности» (culture of poverty). Од­ной из ярких характеристик такой культуры является низкий уровень ориен­тации на будущее. Она проявлялась, в частности, в том, что бедняки делали каждодневные покупки предметов первой необходимости, например мыла, не­большими партиями в местных магазинах и никогда не прибегали к крупным покупкам впрок. Левис посчитал низкий уровень ориентации на будущее за­висимой переменной, а бедность — независимой. Однако приобретение про­дуктов мелкими или крупными партиями может зависеть не от уровня мате­риального благосостояния, а отчего-то еще, скажем, оттого, далеко или близко от магазина живет человек, имеет ли он машину или транспортное средство для того, чтобы доставить груз, какова численность его семьи и т.д.

В другом случае традиционная модель образования социальных измене­ний исходила из того, что мысль определяет действие. Согласно ей, образо­вание выступает независимой, а поведение людей — зависимой переменной. Чтобы изменить поведение, надо вначале изменить образ мышления людей. Достаточно научить пользоваться средствами предохранения, как сократится число нежелательных детей и люди научатся контролировать уровень рож­даемости19. И в этой модели также обнаружилось немало противоречий (по­пробуйте найти их сами).

Bernard H.R. Research methods in anthropology. Qualitative and Quantitative Approaches. L.: Altamira Press, 1994. P. 20-22. " Ibid. P. 22-24.

В строгом смысле социологическими переменными — независимыми и зависимыми — выступают только термины. Почему? Да потому, что поня­тия нам все равно приходится операционализировать до уровня терминов, приписывая им размерность (количественную меру) и, тем самым, прида­вая статус переменной.

Однако вопрос о том, является ли данное выражение термином или по­нятием, решается непросто. Возьмем переменную «возраст». Это понятие или термин? На первый взгляд, это термин, поскольку возраст имеет четкую шкалу измерения, или размерность: от рождения до 5 лет и от 5 до 10 лет и т.д. Можно брать меньший интервал и соответственно задавать иную мер­ность. Однако возраст не сводится лишь к психофизическому состоянию организма. Сегодня говорят о социальном, психологическом и даже о куль­турном возрасте. Можно услышать о ком-то, что по уровню интеллектуаль­ного развития этот 17-летний юноша находится на уровне 12-летнего под­ростка, а по уровню накопленных социальных навыков, умению отвечать за свои поступки и т.п. он стоит на уровне 10-летнего ребенка. В данном слу­чае физический возраст не совпадает с психологическим и социальным. А есть еще юридический возраст. Правоведы выделяют два разных возрас­та — 14 и 18 лет. С правовой точки зрения, это разные юридические катего­рии. В 18 лет индивид получает право голосовать, в 14 лет он получает пас­порт и его могут привлекать к уголовной ответственности. А существует ли политический возраст? (Постарайтесь ответить на этот вопрос.)

Другой пример — «интенсивность (или частота) чтения». Можно ли ее рассматривать в качестве переменной? Чтение — это процесс. Интенсив­ность — его количественная характеристика. Интенсивностью обладают многие процессы, в том числе процесс чтения. Само чтение не выражается в количественных характеристиках, а вот интенсивность чтения таким свой­ством обладает. Как только мы подвергли уточнению и конкретизации бо­лее общее понятие «чтение», мы сразу вышли на его количественные харак­теристики, которые описываются через термин «интенсивность чтения».

Таким образом, нисхождение от понятий к терминам представляет собой процесс, который, в зависимости от целей анализа, именуется (а) конкрети­зацией, (б) операционализацией, (в) нахождением количественной мерности.

Другой пример — образование. Его можно измерять? Для того чтобы об­наружить количественные характеристики понятия «образование», мы дол­жны его «сбросить» на уровень терминов. И тогда мы получим новое сингу­лярное теоретическое образование — «уровень образования». Уровень обра­зования измеряется не в количестве или качестве дипломов, а в числе лет обучения. Индивид может проучиться 4 года и получить начальное образо­вание, а может проучиться 15 лет и гордиться своим высшим образованием. Число лет обучения — международная единица измерения уровня образова­ния. Качество же дипломов в разных странах разное. Оно различно в городе идеревне. Значит, здесь нет мерности, так как нет стандарта, единообразия. Количество лет обучения — размерность переменной «образование».

Допустим, что кто-то изучает английский, арабский и китайский языки. Это входит в понятие «образование»? Скорее всего, нет, как не входят в понятие «об­разование» умственные способности, интеллект, объем памяти. Они входят в другое понятие, скажем, «способности индивида». Под образованием социолог должен подразумевать процесс передачи знаний от старших к младшим, от учи-

теля к ученику, получивший институциональное закрепление в соответствую­щем своде законов, место в общественном разделении труда, а значит, специ­фические статусы и роли (статусы учителя, ученика, министра образования, завуча, работника департамента образования и т.д.), которые скреплены между собой определенным набором норм и правил. Вот что такое образование для социолога. Конечно, для педагога или правоведа образование будет чем-то иным. В социологическое понимание образования не должно входить то, что именно человек выбирает и какова степень сложности выбранного предмета.

Даже если социолог правильно выбрал уровень и способ измерения пе­ременных, его еще поджидает множество ошибок. Самая известная называ­ется эффектом Носнибора (Nosnibor effect). Первым его установил и описал Робинсон (1950). Корень ошибки — в неправильном выборе единиц анали­за, в результате которого ученый делает обобщение об индивидах на основа­нии собранных данных о группе. Предположим, пишет автор, вы проводите обследование ряда деревень в южной Индии. О каждой из них вы собрали такие данные, как число жителей, средний возраст мужчин и женщин, ко­личество покупаемых товаров. Обходя деревни, вы регистрировали коли-

Рис. 13. Сбор данных для проведения социологического анализа и эффект Носнибора

чество холодильников, радиоприемников и керосиновых ламп, приходящих­ся в среднем на одну деревню. Однако вы не записывали, сколько их в каж­дом доме, так как единицей анализа в вашем исследовании выступала дерев­ня. При обобщении результатов вы пришли к выводу о том, что деревни, где средний возраст жителей наименьший, приобретают предметов длительно­го пользования больше, чем в других деревнях. Вы пытаетесь как-то объяс­нить свой вывод, предполагая, что молодежь, видимо, больше стремится к благам современной цивилизации, чем пожилые. Но вывод ваш неправиль­ный. В деревнях, расположенных недалеко от промышленных центров, мо­лодежь меньше мигрирует в город, а родители, подрабатывая на городских

предприятиях, имеют более высокий доход. Естественно, что они помогают молодежи приобретать то, что ей хочется. Поскольку молодежь не мигриру­ет, средний возраст жителей такой деревни ниже, а жители — богаче. Хотя каждый человек стремится к материальным благам, только наличие работа­ющих родителей позволяет молодежи накопить их. На основании этого сле­дует заключить, что богатые деревни с низким средним возрастом жителей просто имеют больше обеспеченных пожилых жителей (родителей), нежели деревни с высоким средним возрастом жителей20.

В социологии наряду с переменными широко употребляются пропозиции — выводы, представляющие логически истинные дедукции21. В логике и мето­дологии они называются пропозициональными функциями — выражениями с неопределенными терминами (переменными), которые могут получать то или иное конкретное значение и в этом случае становятся осмысленными (истинными или ложными) высказываниями. Пропозициональные функции и переменные — это язык эмпирического исследования.

Термин «пропозиция» восходит к лат. propositio, первоначально обозначав­шему в логике суждение, а в лингвистике — предложение (ср. англ., франц. proposition), т.е. некоторую целостную единицу. Новое значение термин «про­позиция» начал приобретать в конце XIX — начале XX в. в работах по логи­ческому анализу языка науки. Стимулом к формированию современной кон­цепции пропозиции послужили идеи Г. Фреге, отделившего мысль от акта ее утверждения говорящим.

Между переменными и пропозициями много общего. Переменные могут иметь множество значений, как количественных, так и качественных. Иными словами, у них нет навсегда закрепленного за ними значения. Но и у пропо­зиций нет постоянных членов предложения-вывода. Благодаря своему не­постоянству переменные и пропозиции становятся важным звеном постро­ения языка измерения в социологии. Различия между ними заключаются в следующем. Во-первых, переменные — это те части или кирпичики, из ко­торых строится пропозиция, во-вторых, если с переменных теоретическая модель начинается, то пропозициями ее построение заканчивается.

Пропозициональная функция может принимать самый разный вид: «6"есть Р», «P(x)z>K(x)>>, «P(x)z>K(y)» и т.д. Например, утверждение: «инди­виды, имеющие более высокий уровень образования, в большей степени удовлетворены своим трудом» является пропозициональной функцией. Пе­ременная — «индивиды с более высоким уровнем образования» — описыва­ет огромное множество людей и никого конкретно. Вместо слова «индиви­ды» можно поставить любую социальную группу, а именно мужчин и жен­щин, стариков и молодых, водителей, поваров, менеджеров и т.д., а затем проверять на практике, в какой степени им соответствует свойство «быть в большей степени удовлетворенным трудом». Возможно, что некоторым ка­тегориям людей оно вовсе не присуще. Предположим, что вы вместо неопре­деленного слова «индивиды» поставили «менеджеров» и получили в итоге следующее утверждение: «менеджеры, имеющие более высокий уровень об­разования, в большей степени удовлетворены своим трудом».

Bernard H.R. Research methods in anthropology. Qualitative and Quantitative Approaches. L.: Altamira Press, 1994. P. 37-38. 21 Dubin R. Theory Building. N.Y.: Free Press, 1969. P. 8.

Многочисленные исследования подтверждают справедливость наших слов. В самом деле, менеджеры чаще удовлетворены работой, чем, например, неквалифицированные рабочие. Но в этом случае вы беретесь судить обо всех менеджерах и обо всех рабочих, независимо от отрасли, страны, региона, где они трудятся. Доказать подобное утверждение можно разве что в крупномас­штабном (сравнительном) эмпирическом исследовании и лучше в несколь­ких и сопоставимых между собой, нежели в одном-единственном. Эмпири­ческие исследования призваны находить в социальных процессах подобно­го рода закономерности. Им вполне подходит фундаментальная теория, оперирующая более абстрактными утверждениями: не менеджеры, а инди­виды с высоким уровнем образования вообще. Ее содержание целиком стро­ится на том, чтобы на доступном ей языке доказать правильность пропози­циональной функции, прибегая к таким же абстрактным объектам.

Благодаря пропозициям две переменные могут вступить между собой в логическую связь, которая именуется дедуктивным выводом. Все перемен­ные — вчерашние категории, понятия и термины — связаны между собой и только в таком виде способны образовать научную теорию. Характер связи передается термином зависимость. Подобное означает, что две или несколько переменных каким-то (а каким именно, предстоит узнать в исследовании) образом зависят друг от друга, например, уровень и масштабы воровства могут зависеть от классовой позиции таким образом, что чем ниже класс, тем выше уровень воровства или наоборот (если учесть, что богатые воруют по-крупному). Выражение «чем ниже, тем выше» как раз описывает характер зависимости, конкретные (вплоть до процентов и коэффициентов) парамет­ры которой обнаруживаются только в эмпирическом исследовании.

При построении программы исследования социолог вначале устанавливает гипотетическую связь — с помощью теоретических рассуждений и логики.Ло­гико-теоретическая система взаимосвязи переменных, образующих теоретичес­кую модель предмета исследования, хотя и принципиально важна, не имеет ко­личественной меры. Чтобы определить, насколько сильно связаны между со­бой две (или больше) переменных, скажем, невыплаты заработной платы и готовность к протестному поведению, надо провести эмпирическое исследова­ние, опросить людей, собрать статистику, интерпретировать полученные дан­ные и лишь после этого получить нужные цифры. Таким образом, связь между переменными устанавливается дважды — вначале логически (теоретически), а позже эмпирически.

Как устанавливается логическая связь переменных? Двумя способам и — при помощи теоретических гипотез и логического вывода. Обратимся к первому типу — теоретическим гипотезам. Когда ученый строит программу своего ис­следования, он еще не знает, существует ли взаимосвязь между воровством и классовой позицией. Он может только предположить, что, к примеру, бедные воруют чаще. Он постулирует: между двумя переменными существует опреде­ленная связь, а какая именно, покажет само исследование. Гипотетическое по­стулирование связи переменных очень распространено там, где социолог стал­кивается с неизвестным, т.е. новым знанием, еще неизученными проблемами.

Второй тип —логический вывод возможен только там, где все давно из­вестно и не требует эмпирической проверки, т.е. самоочевидно. Теорема Пифагора не нуждается в эмпирическом подтверждении. В социологии не нуждается в эмпирическом доказательстве зависимость коэффициента рож-

даемости от численности женщин в фертильном возрасте. Она уже была до­казана сотни и тысячи раз.

Связь между двумя подобными переменными интерпретируется в логи­ческих категориях. Ее не надо переводить в термины гипотезы, поскольку о ней все давно известно. При разработке программы исследования такими зависимостями следует пользоваться как аксиомами, встраивать их в фун­дамент своего проекта, опираясь на который возводить уже новые этажи, прокладывая путь к неизвестному или малоизвестному. В итоге путь позна­ния социолога выглядит как движение от известного к неизвестному, от давно доказанных аксиом и логических зависимостей к только еще обнаруживае­мым связям между явлениями, которые пока фиксируются в форме теоре­тических догадок (гипотез).

Логический вывод гласит: изменения в переменной А с необходимостью влекут изменения в переменной В. А как звучит формула теоретико-гипоте­тического вывода? Она такова: изменения в переменной А с вероятностью влекут изменения в переменной В. Логический вывод иначе можно назвать законом, а теоретико-гипотетический вывод, если он получил эмпирическое подтверждение, — закономерностью. В принципе все закономерности «меч­тают» со временем стать законами.

Кроме логического и теоретико-гипотетического вывода существует еще третий — статистический вывод, о котором мы поговорим позже.

Необходимость эмпирически доказывать или изучать не надо. Иначе об­стоит дело с вероятностью. Вся социология, если говорить о ее математичес­ком аппарате, построена на вероятностях, описываемых в процентных рас­пределениях. Мы говорим: 72% избирателей данного округа проголосуют за кандидата М. Это значит, что с вероятностью в 72% избиратели на предсто­ящих выборах отдадут предпочтение именно ему. Добавим сюда ошибку выборки, скажем, в 5% и можем утверждать, что избиратели проголосуют за М с вероятностью 72±5%.

Теоретико-гипотетический вывод о связи двух переменных является, таким образом, вероятностным. Хотя такие связи не поддаются однозначному объяс­нению, они более продуктивны, чем связи на основе логического вывода22. В самом деле, кто возьмется с абсолютной достоверностью утверждать, что бед­ные воруют чаще богатых. Во-первых, смотря, что и в каких размерах — одни присваивают в собственность государственные банки, а другие —пару списан­ных труб или болтов. Во-вторых, в разных регионах, а тем более в разных куль­турах и в разные эпохи бедные и богатые вели себя в отношении воровства по-разному. Стало быть, вывести четкую связь между воровством и классовым положением людей для всех времен и народов не удастся. В сфере социологии менеджмента американские социологи потратили 30 лет на изучение связи меж­ду удовлетворенностью трудом и производительностью труда. Провели тысячи эмпирических исследований, но установили твердо лишь один-единственный факт: определенной связи между двумя переменными не существует.

Пропозиции должны быть истинными, поскольку они являются логичес­кими утверждениями о теоретической системе. Иными словами, их истинность продиктована природой самой теории, а не реальностью. Когда ученый ста-

Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований: Учеб. для высших учебных заведений. М, 1995. С. 62.

вит вопрос о связи теории с реальностью, он превращает или переводит про­позициональные утверждения в гипотезы. А вот уже гипотезы требуют под­тверждения эмпирией. Гипотезы — это предсказание того, что может быть истинным в реальном мире. Для доказательства гипотезы нужно правильно собрать и обработать соответствующим образом эмпирические данные.

Итак, переменная — это теоретическое понятие, одетое в эмпирические спецдоспехи, позволяющие ему измерять реальные явления. А пропозиция — это небольшое и хорошо организованное подразделение, в котором его чле­ны, переменные, тесно скоординированы и взаимодействуют ради достиже­ния общей цели — добыть надежные эмпирические данные и обогатить ими

социологическую науку.

Пропозициональные функции и пе­ременные — это язык эмпирического исследования. Он не годится в приклад­ной социологии. О чем идет речь? Пропозициональная функция может иметь следующее выражение: «х<у». В зависимости от того, какую постоянную (конкретное число) вы поставите вместо переменных «х» и «у», получится истинное или ложное высказывание. Допустим, у васх=7, а^=5.Ясно, чтс выражение «7<5» ложное. Так и в прикладном исследовании. Работа в фир­ме заказчика может быть организована таким образом, что неквалифициро­ванные рабочие полностью не загружены, они по полдня прохлаждаются не заводской территории, а менеджеры завалены работой сверх меры. Первые довольны всем, а вторые неудовлетворены своей работой. Стало быть, исход­ное утверждение о том, что индивиды с более высоким уровнем образова­ния в большей степени удовлетворены работой, не является истинным для данного случая. Вот почему прикладные науки оперируют конкретными по­нятиями, а не пропозициями фундаментальной науки.

Такие переменные, как пол, возраст или социоэкономический статус, нуж­ны в базисном исследовании, а в прикладном используются другие переменные например, восприятие потребителей, их мотивация и условия жизни. Объясне­ние довольно простое. Так называемая «паспортичка» в исследовании предназ­начена для усреднения индивидуальных характеристик, группирования их i среднетипичные. В результате ученый получает номинальные большие группь людей по возрасту или полу. Конечно, в масштабах общества они важны, но для небольшой фирмы такие переменные фактически ничто не дают.

Приведем пример использования пропозиций в формальной теории В своей статье «Формальная теория дифференциации в организациях» (1970 Питер Блау23 изложил созданную им дедуктивную теорию организационное дифференциации, которую определил как число структурных компонентов различающихся одним и более критериям. Суть его дедуктивно выведенное формальной теории, которую он последовательно разворачивал и проверя; в крупномасштабном эмпирическом исследовании, заключалась в следую щем: размер организации (количество служащих) влияет на ее структуру i значимых, измеримых и предсказуемых терминах.

Главной социологической переменной у него выступает размер органи­зации, который служит основной причиной расширяющейся дифференци

Blau Peter M. A Formal Theory of Differentiation in Organizations // American Sociol. Rev. 3 (1970):201-18.

ации организации, например, роста числа новых подразделений. Дифферен­циация вызывает, кроме того, новые проблемы, которые приходится решать менеджерам, например конфликт между подразделениями. П. Блау выдви­нул два основополагающих принципа (базисных обобщения) и 9 пропози­ций-выводов, которые в совокупности охватывали весь корпус созданной им теории. При этом грандиозное здание его теории выхватывало из реально­сти лишь один аспект фунционирования учреждений, а именно оплату тру­да и вознаграждений. Ее автор не учитывал воздействие технологии произ­водства, факторов среды, индивидуальную психологию и социальную сре­ду. Проверяя свою теорию, П. Блау применил количественные методы для изучения 53 правительственных учреждений. Основные пропозиции П. Блау:

1. Увеличение размера организации продуцирует дифференциацию вуменьшающейся степени.

По мере увеличения масштабов организации уменьшается ее маргиналь­ное влияние на дифференциацию.

A. Крупный размер содействует структурной дифференциации.

B. Крупный размер содействует дифференциации по нескольким различ­ным направлениям.

C. Степень дифференциации снижается по мере расширения организации.

D. Подразделения, отличающиеся наибольшей дифференциацией, внут­ри себя дифференцируются параллельными способами.

1.2.Чем крупнее организация, тем крупнее ее структурные компоненты.

1.3.Пропорциональные размеры среднетипичного структурного ком­понента, в отличие то его абсолютных размеров, увеличиваются с умень­шением размера организации.

1.4.Чем крупнее организация, тем шире диапазон контроля (число под­чиненных у одного руководителя).

1.5.Организация отражает систему управления (администрирования).

1.6.Накладные расходы на администрирование растут вместе с увели­чением размеров организации.

1.7.Структурная дифференциация, связанная с проблемами контро­ля и надзора, в любой крупной организации служит источником возник­новения дополнительных проблем на низовом уровне управления.

2. Структурная дифференциация обязательно увеличивает администра­тивный компонент.

Чем больше дифференцирована формальная структура организации, тем больший административный штат она требует, тем уже диапазон контроля на первичном и высшем уровнях управления.

2.1.По мере увеличения размеров организации растут пропорциональ­ные размеры администрации.

2.2.Прямой эффект от уменьшения организационных размеров, свя­занный с числом требующихся администраторов, превышает косвенный эффект, связанный со структурной дифференциацией.

2.3.Распадение (дифференциация) крупной организации на множество подразделений препятствует увеличению административных штатов, выз­ванных увеличением размеров организации.

Поскольку П. Блау касался только госучреждения, не затрагивая профес­сиональные и добровольные ассоциации, общины и другие типы организаций,

его построение следует квалифицировать какчастносоциологическую теорию, а не общесоциологическую. Ее автор имел дело с четко различимыми струк­турными переменными и количественными признаками: размер оклада слу­жащих, производительность труда, штатное расписание, число служащих и т.д.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...