Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Синергетика венка сонетов

Юрий Владимирович ЛИННИК,

Доктор философских наук, профессор кафедры философии и культурологии Петрозаводского государственного университета

[email protected]

СИНЕРГЕТИКА ВЕНКА СОНЕТОВ

Это Тициан Табидзе – в переводе Бориса Пастернака:

 

Не я пишу стихи. Они, как повесть, пишут

Меня, и жизни ход сопровождает их.

Что стих? Обвал снегов. Дохнёт – и с места сдышит,

И заживо схоронит. Вот что стих.

Можно и должно говорить о синергетике поэтического творчества.

Процитированные строки прекрасно передают её сущность.

Настоящий стих самоорганизуется – саморазвивается – самосовершенствуется.

Если этого чуда нет – перед нами версификация.

Два поэта – грузинский и русский – зафиксировали феномен, который в синергетике называется так: режим с обострением.

Невероятное нарастание!

Ошеломительная прогрессия!

Мощная духоподъёмная тяга захватывает поэта – со сверхсветовой скоростью летит его Пегас – удача запросто даётся в руки – стихи рождаются сами собой – будто берутся из ниоткуда – всё получается сходу: разом – легко – навсегда.

Сколь ни прозаично сие прозвучит, но вдохновение – ярчайший случай режима с обострением.

По отношению к венку сонетов мы считаем возможным применить ещё один синергетический термин: каскад бифуркаций.

Два синонима к нему:

последовательность Фейгенбаума;

– сценарий удвоения периода.

Это как уточнения, дополнения: благодаря им намечаются новые грани и ракурсы.

Речь идёт о самоподобной фрактальной структуре, чьё развитие похоже на цепную реакцию – блоки двоятся, разнообразно варьируясь; множатся, постоянно обновляясь при этом; наращивают ярусы, принимая вид подвижной лестницы.

По этому принципу самовыстраивается венок сонетов.

Сейчас мы должны поставить принципиальный вопрос, без которого невозможно дальнейшее обсуждение: правомерна ли экстраполяция на текст закономерностей, открытых при изучении физического плана бытия?

Это всё-таки очень разные субстанции: вещество и слово.

Резко различные уровни.

Вихрь в атмосфере – и буря в душе: такие уподобления имеют в наших глазах статус метафор.

Но как выглядит мозг в момент максимального возбуждения?

Вихреобразно!

Если сейчас визуализировать нервные импульсы – мы увидим циклон.

Средостением между материей и словом является психика.

Душа человеческая!

Картина её жизни, увиденная сквозь призму синергетики, существенно обогатится.

Слово стало плотью.

Сам этот переход указывает на то, что ментальное и материальное вовсе не чужды друг другу – поиск инвариантов оправдан.

Сознаю, что моё приложение синергетики к таинству венка сонетов может выглядеть механистическим упрощением.

Чураюсь редукционизма.

Но отсюда не следует, что я отказываю себе вправе рассматривать свой собственный поэтический опыт, используя понятия синергетики – я буду не только анализировать, но и свидетельствовать.

Хорошо сознаю рискованность своих параллелей.

Тем не менее убеждён: они полезны как эвристики.

Понимаю, что могу создать впечатление, будто физикализирую – и потому неизбежно занижаю, огрубляю – сугубо гуманитарную проблему.

Удастся ли показать, что это не так?

Синергетика изучает феномен самоорганизации в различных процессах.

В качестве примера таковых обычно приводятся три классических случая:

 

1/ реакция БелоусоваЖаботинского

2/ Ячейки Бенара

3/ Лазер

Это субъективно, но я убеждён: и то, и другое, и третье неявно присутствуют в ландшафте венка – принимают участие в его самоформировании.

Конкретно:

 

1/ Венок – по Екклезиасту – всё возвращает на круги своя.

Приснопамятные диаматчики могли бы нас поправить, умеряя ветхозаветный пессимизм: время не было потеряно зря – к исходной точке мы вернулись, много чего пережив на пути.

Вернулись на повышенном основании!

Накопили опыт!

Круг трансформировался в спираль, которая всё же замкнулась на себя.

Нечто схожее мы имеем в реакции Белоусова-Жаботинского.

Она была открыта в 1951 г.

Б.П. Белоусов искал неорганический аналог органического цикла Кребса.

 

 

Цикл Кребса

 

Неожиданно он обнаружил, что раствор периодически меняет окраску: от бесцветного (Ce+3) к жёлтому (Ce+4) – и обратно.

Раствор как бы пульсирует!

Это может продолжаться очень долго.

Неживое обнаруживает признаки живого.

 

 

Реакция Белоусова–Жаботинского.

Στέφανοσ вторит великим циклам космоса и биоса

Напомним, что цикл Кребса – одно из оснований жизни.

Биохимики придумали мнемотехническое стихотворение – дабы фазы цикла лучше запоминались.

Привожу его в своей редакции:

 

ЩУКа съела ацетат: получается цитратчерез цис-аконитат будет он изоцитрат. Кто сейчас пополнит ряд? Водороды скинув NAD, потеряли СО2 – но дождёмся торжества! Этому безмерно рад альфа-кетоглутарат. Окисление грядёт: NAD похитит водород, В1 и липоат с коэнзимом А спешат, отбирают СО2! Лишь энергия едва заиграла в сукцинилеГТФ явилась в силе, не затронув сукцинат. Вот добрался он до FADаводородов ради лада захотел! Как без утрат? Это просто фумарат. Он сейчас воды попьёт – не малат ли в оборот будет пущен? NAD ему полнит ёмкую сумму водородами! Разлука кончилась – и снова ЩУКа объявилась: цикл закляткараулит ацетат.

ЩУКа здесь – щавелевоуксусная кислота.

Стихотворение, изоморфное циклу Кребса, построено рекуррентно.

Как и венок сонетов.

 

2/ Ячейки Бенара похожи на соты.

Они самопроизвольно возникают в гомогенной среде.

 

 

Ячейки Бенара – в строении вихря

Однородное превращается в разнородное!

Причём структурируется согласно законам симметрии.

По мановению поэта словесная масса принимает организованные формы.

Это обнаруживают и ритм, и строфика.

Октава – как и пара терцетов – имеют формальное сходство с ячейкой Бенара.

Разумеется, наше системное сопоставление должно пониматься шире – мы бы сказали так: стиховое пространство – если его взять в аспекте строфики – ячеисто.

Предлагаю провести эксперимент.

Игнорируя привычную маркировку, разделим венок на шестистишия.

Получается интересная картина!

В ней ровна 35 шестиугольных ячеек.

 

3/ Солнечный Аполлон пестует поэта.

Венок сонетов можно уподобить лучу.

По какой траектории он движется – прямой или кольцевой?

Это скорее вопрос позиции – всё зависит от того, какую систему отсчёта мы предпочли.

Сейчас нам кажется: через венок проходит строго вертикальная Мировая Ось – сонеты ярусами уходят ввысь.

Похоже на башню?

Вместо лифта – стремительный луч.

Но теперь венок на наших глазах превращается в Мировой Круг.

Он совмещён с коллайдером?

Внутри тора, разделённого на 14 секций-сонетов-магнитов, мчит с нарастающим ускорением креативная энергия – поэтическое вдохновение.

Две наших интерпретации – Ось и Круг – амбивалентны.

Или дополнительны.

Венок совмещает оба ключевых архетипа.

И по вертикали, и по кругу движется когерентное – предельно упорядоченное – излучение.

Это понятие обычно связывается с лазером.

Венок сонетов – языковой лазер.

Для того, чтобы он заработал, должны выполняться следующие условия:

 

возбуждённые состояния фотонов (в стихе – фононов) берут верх над инертными состояниями – равновесие теряется, вызывая кризис, благодатный для конечного результата;

 

– возникает положительная обратная связь: благодаря ей всплеснувшиеся фотоны-фононы поддерживают и усиливают дальнейшее движение волны;

 

– необходима постоянная накачка активной среды – своего рода форсаж, который мы называем по-разному: экстаз – и экзальтация, подъём чувств – и горение духа.

 

Выделенные курсивом понятия дерзаю из словаря синергетики перенести в словарь поэтики.

Родство явлений очевидно для непредубеждённого взгляда.

В лазерном устройстве зеркала имеют особое расположение – они отбирают только те фотоны, которые движутся параллельно оптической оси: сопрягают их энергии.

Отсюда ошеломительный эффект.

Внутри венка сонетов имеется схожая система зеркал-усилителей.

Попадая в это удивительное пространство, ты ощущаешь необоримый захват – и немедля следующий за ним поступательный разгон, ускорение: неисповедимая сила уносит тебя – –и отрывает от земли.

Упоительно!

По венку движутся автоволны.

Это универсальное явление.

Мы встречаемся с ним в разных ситуациях: будь то распространение огня – движение нервных импульсов – управление морфогенезом в живых системах.

Венок сонетов – сложный организм.

Как обеспечивается его самоуправление?

Понятна роль автора – но случается так, что она сводится к функции диспетчера.

В определённом смысле текст может эмансипироваться от своего создателя.

И – конечно же – пережить его.

Текст – прежде всего поэтический – самодостаточен.

Синергетика объясняет это волшебство.

Венок сонетов диалектичен – он сплетает противоположности.

Назовём некоторые оппозиции:

 

Линейное – нелинейное

Ламинарное – турбулентное

Предсказуемое – непредсказуемое

Линейное придаёт венку гармоничность – нелинейное вносит в него фрактальность.

От линейности – интерференция, возникающая на стыке сонетов.

От нелинейности – самофокусировка.

 

Вихревая дорожка в турбулентном течении. Она проступает и в моих венках

В течении венка соединяются ламинарное (ровное, гладкое) и турбулентное (взвихренное, диссипативное).

Вот прямые струны-струи – а вот коловерти воронок.

Завершение венка вполне предсказуемо – он кончается тем, с чего начинается.

Это ли не трюизм?

Но дистанция от начала до конца пробегается так, что ты никогда не знаешь, что тебя ждёт за новым поворотом.

Всё получается спонтанно.

Единство предсказуемого и непредсказуемое: венок нам даёт редчайший – не имеющий прецедентов – пример этого парадоксального совмещения.

Будучи детерминированно-хаотической системой, венок сонетов чрезвычайно чувствителен и к начальным условиям, и к малым воздействиям.

Мы наблюдаем, как в измерениях венка действует – но неполно, что представляет для нас особый интерес – «эффект бабочки», открытый Эдвардом Лоренцом в 1963 г.

Образно тут схвачена важнейшая черта синергетики.

Бабочка взмахнула крыльями в Айове – это вызвало лавину эффектов – следствием стал дождливый сезон в Индонезии.

Помните рассказ Р. Брэдбери «И грянул гром»?

Это 1952 г.

Фантазия писателя предварила расчёты учёного.

Я написал первую строчку – бабочка поколебала воздух.

Что будет дальше?

Незнамо!

Но в конце перелёта мы увидим всё ту же бабочку.

 

Нам не дано предугадать,

Как слово наше отзовётся…

Фёдор Тютчев

В венке сонетов это слово отзовётся эхом.

Однако на своём пути оно способно сотворить негаданное и нежданное.

 

…Что не знаю сам, что буду

Петь, — но только песня зреет.

Афанасий Фет

У русских поэтов-классиков мы найдём немало высказываний, звучащих в унисон синергетике – ультрасовременной науке.

Детерминированный хаос, турбулентность: казалось бы, эти понятия противоречат нашей интуиции космоса, с которой мы связываем и красоту сонета.

Тут всё глубже, сложней.

Хаос синергетики совсем не похож на хаос мифологии.

За ним стоит нетривиальный порядок – в нём сквозит неординарная гармония.

В начале 80-х гг. ХХ в. Ю.Л. Климонтович вывел «S-теорему», которая показывает: энтропия при переходе от ламинарного к турбулентному течению уменьшается.

Буква S в названии теоремы – от английского Selforganization: самоорганизация.

В талантливом венке сонетов энтропия вообще сходит на нет.

Без элементов диссипации венок представляет из себя нечто мерворождённое.

Зиждительный хаос в синергетике – и белый шум: иногда эти понятия связывают друг с другом.

 

 

Белый шум

 

Белый шум содействует запуску самоорганизации.

Об этом поведано в стихотворении «Творчество» Анны Ахматовой:

 

Бывает так: какая-то истома;

В ушах не умолкает бой часов;

Вдали раскат стихающего грома.

Неузнанных и пленных голосов

Мне чудятся и жалобы и стоны,

Сужается какой-то тайный круг,

Но в этой бездне шёпотов и звонов

Встаёт один, всё победивший звук.

Так вкруг него непоправимо тихо,

Что слышно, как в лесу растёт трава,

Как по земле идёт с котомкой лихо...

Но вот уже послышались слова

И лёгких рифм сигнальные звоночки,

Тогда я начинаю понимать,

И просто продиктованные строчки

Ложатся в белоснежную тетрадь.

Вслед за Анной Ахматовой дадим слово Борису Пастернаку:

 

И чем случайней, тем вернее

Слагаются стихи навзрыд.

Это тоже синергетика.

Ещё Анна Ахматова:

 

Мне ни к чему одические рати

И прелесть элегических затей.

По мне, в стихах всё быть должно некстати,

Не так, как у людей.

Когда б вы знали, из какого сора

Растут стихи, не ведая стыда,

Как жёлтый одуванчик у забора,

Как лопухи и лебеда.

Сердитый окрик, дёгтя запах свежий,

Таинственная плесень на стене…

И стих уже звучит, задорен, нежен,

На радость вам и мне.

Истоки самоорганизации – в случайном, непроизвольном.

Об этом нам говорят и Анна Ахматова, и Борис Пастернак.

Ничего принудительного!

Венок сонетов веет свободой.

Он для меня – апофеоз élan vital.

Это Анри Бергсон – его понятие: жизненный порыв.

Его концепция: творческая эволюция.

Витализм будет наилучшей методологией для понимания природы венка сонетов.

Не даст ли нам синергетика ключ к пониманию таинственной жизненной силы?

Воля к самоорганизации, присущая бытию, является его движителем.

Быть может, эта воля и есть Бог.

Στέφανοσ подключается к нетварной энергии – становится её проводником – аккумулирует её – без умаления передаёт своим читателям.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...