Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Логическая структура вопроса




Логическая структура вопроса определяется наличием в нем двух обязатель­ных элементов: а) базисной информации о том, что известно; б) указанием на недостаточность известной информации и необходимость ее восполнения или уточнения. Например, социолог задает вопрос: «Как Вы думаете, что мешает рабочим правильно отнестись к повышению норм выработки?» (после чего приводится список возможных причин). Базисная часть вопроса содержит следующую информацию, которая полагается известной: а) нормы выработ­ки повышаются; б) все рабочие неправильно относятся к повышению норм выработки; в) существуют причины, вызывающие неправильное отношение.

Требуется выяснить (искомая информа­ция) мнение опрашиваемого о причинах неправильного отношения.

Из приведенного примера видно, что подобный вопрос, как и большинство дру­гих, основан на предварительных предпо­ложениях о том, что именно известно автору вопроса и респонденту. Однако та­кие предположения не всегда правильны. В тех случаях, когда социолог ошиба­ется в определении базисной части вопроса (известной информации), появляется «эффект внушения». Такой вид методической ошибки (внушающий вопрос) ча­сто связан с проявлением субъективного отношения социолога к предмету, о ко­тором идет речь в вопросе. В нашем примере это проявляется в оценочном суж­дении «все рабочие неправильно относятся к повышению норм выработки». Со­держание отрицательной оценки «неправильное отношение» имеет различный смысл для различных групп опрашиваемых и для самого социолога. Если часть респондентов не согласна с базисной частью вопроса (не считает, что все рабочие неправильно относятся к...), то они вполне резонно сочтут, что вопрос к ним не относится, и не будут на него отвечать. Кроме того, возможно, что «неправиль­ное отношение к повышению норм выработки» будет воспринято как социально неодобряемое поведение, а это приведет к неискренним ответам. Цена логичес­кой ошибки — снижение качества информации, ее недостоверность.

Возможность появления «эффекта внушения» бывает связана с утверди­тельными формулировками базисной части вопроса («Вы повышаете свою квалификацию?»), когда отрицательный ответ может неявно ассоциироваться с социально негативной оценкой. Эффект усиливается, когда вопросам пред­посылается специальное вступление, раскрывающее установку исследовате­ля: «Неправда ли, Вы повышаете свою квалификацию?» или «Развитие на-

Гласс Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М.: Прогресс, 1976. Докторов Б.З. О надежности измерения в социологической исследовании. Л.: Наука, 1979.

учно-технического прогресса требует постоянного повышения квалифика­ции буквально от всех работающих. А когда Вы в последний раз повышалр свою квалификацию?»

Иногда «эффект внушения» используется намеренно в качестве специаль ного приема для снятия психологического барьера и получения «острою информации, которая может затрагивать престиж опрашиваемых, их чувстве самоуважения. Например, «Известно, что даже в самых удачных семьях времз от времени возникают конфликты по разным поводам. Бывают ли в Ваше! семье неприятности или конфликты из-за следующих причин?». Здесь базис ная часть вопроса направлена на снижение предполагаемого психологичес кого барьера, содержание которого состоит в убеждении, что конфликт i семье — это плохо (стыдно, неприлично). Это убеждение вовсе не способству ет откровенной беседе с посторонним (интервьюером, анкетером).

Требования к базисной части вопроса таковы: а) ее информация должн; быть в равной степени известна и социологу и опрашиваемому; б) она дол жна однозначно пониматься и социологом и респондентами; в) она должн; быть свободна от влияния явных и неявных ожиданий социолога по повод; социально одобряемых и неодобряемых ответов.

Вторая группа логических ошибок вызывается нарушением связи базис ной части вопроса с его второй частью (с указанием на неизвестную инфор мацию и на область поиска ответов). Существенной особенностью вопросоЕ с которыми работает социолог, является создание во второй части указани на неизвестную информацию с вариантами возможных ответов. В разговор ной речи вопросы задаются, как правило, в открытой форме, т.е. без указа ния возможных вариантов ответов.

Первоначально практика социологических опросов была связана с при менением открытой формы вопросов. Однако необходимость статистичес кой обработки ответов потребовала унификации высказываний, т.е. разра ботки закрытых вопросов. А это означает стандартизацию второй части воп роса (области поиска ожидаемых ответов). Варианты ответов снабжают сейча кодами, которые респондент обводит кружочками, выбирая то, что совпа дает с его мнением.

Своеобразной платой за такую «рационализацию» стали логические ошибк при согласовании базисной и «надстроечной» частей. Например, в вопрос «Приходится ли Вам работать сверхурочно и в выходные дни?» (часто, редке иногда) базисная часть включает два основания: сверхурочная работа и работа выходные дни. А информация ожидается только по одному основанию, приче: неизвестно, какому. Респонденты могут работать сверхурочно, но не работа! в выходные дни, и наоборот. Шкала возможных ответов не предусматривает ее ответствующих вариантов. Кроме того, респонденты могут часто работа! сверхурочно, но редко — по выходным. Здесь одной шкалы недостаточно, противном случае ответ будет иметь более узкий смысл, чем базисная часть вог роса. Наконец, варианты ответов «редко» и «иногда» трудно различимы по смыс лу (они не содержат никаких эмпирических критериев различения).

Третья группа логических ошибок связана с адресатом. Их распространег ность свидетельствует о том, что правила обыденного общения механическ переносятся на конструирование в опроснике. В обыденной ситуации адр«сат полностью определен: к нему обращаются с вопросом. Социолог же пр определении адресата исходит из более строгих требований, поскольку стру>

тура изучаемого предмета (представленная в вопросах анкеты) не однозначно соотносится со структурой информированности респондентов. Часто вопро­сы относятся к узким группам респондентов. В таком случае должны выпол­няться следующие требования: 1) обеспечивается возможность уклониться от ответа (варианты «не знаю», «не имею мнения», «затрудняюсь ответить»); 2) включаются вопросы-фильтры; 3) прямо обозначается адресат вопроса.

Возможность уклониться является принципиальным требованием. Оно позволяет выделить в совокупности опрашиваемых тех, кто считает себя не­компетентным. Среди социологов бытует мнение, будто не следует пользовать­ся неопределенными вариантами, поскольку респонденты «злоупотребляют» возможностью уклониться от ответа (а это затрудняет анализ и интерпретацию данных). Однако возможность уклониться позволяет контролировать методи­ческое качество вопросов. Напротив, ее отсутствие создает опасность формаль­ного заполнения анкеты.

Указанные варианты ответов дают возможность разделить совокупность опрашиваемых на две группы: 1) располагающие искомой информацией и сообщающие ее социологу; 2) не располагающие ею или не пожелавшие ее сообщить. Если последняя группа достигает 15—20%, это тревожный сигнал для социолога, требующий методической доработки вопроса17.

ВИДЫ АНКЕТНЫХ ВОПРОСОВ

Под анкетными вопросами специалисты понимают все адресованные рес­пондентам речевые сообщения в вопросительной, утвердительной и (или) отрицательной формулировках, а также и предлагаемые варианты ответов18.

В социологии анкетный вопрос выполняет функцию исследовательского инструмента. Автор социологической анкеты обращается к большой совокуп­ности неизвестных людей. Следовательно, вопрос анкеты должен быть оди­наково понятен различным социально-демографическим группам респон­дентов: молодым и пожилым, людям с высшим и средним образованием, горожанам и селянам.

Специалисты классифицируют анкетные вопросы по самым разнообразным основаниям. Вопросы о фактических данных выясняют информацию о том, что люди знают (например «Каков доход на одного человека в Вашей семье?» или «Имеете ли Вы машину?»). В вопросах о мнениях и убеждениях речь идет о том, что люди думают по поводу того, что они знают или считают, что знают. Опрос общественного мнения может дать прямую информацию, касающуюся лично опрашиваемого («Я считаю, что внедрение новой формы организации труда не должно вести кпонижению зарплаты людей»), либо косвенную, затрагивающую или характеризующую других людей («На мой взгляд, большинство членов на­шей бригады неодобрительно относятся к четкому режиму работы»). Косвен­ное (прожективное) высказывание является, как правило, более доверительным, если речь идет об интимных или чисто личных вопросах. Высказываясь за дру­гих, респондент демонстрирует уровень осведомленности о мнении большин-

Подробнее см.: Методическое пособие социолога-практика: Словарь-справочник/ Под ред. Д.А. Шев­ченко, А.И. Кравченко. М., 1990. Бутенко И.А. Трудный вопрос // Социологические исследования. 1989. № 4. С. 112.

ства, степень включенности в совместную деятельность. В ряде случаев вместо прямых вопросов лучше задавать косвенные.

В учебных пособиях рекомендуется не задавать вопросы «почему?» («По­чему Вы предпочли этот коллектив?»). Дело в том, что вопрос «почему?» нехорош тем, что вызывает ответы разного содержания, выдвигая в качестве причины разные побуждения, которые интервьюеру будет трудно классифи­цировать19. Опрашиваемый может ответить первое, что пришло в голову, или намеренно скрыть истинные причины, указав чисто внешние мотивы, дать оправдание своему поступку вместо объяснения.

Задавая простые вопросы, мы имеем большую вероятность быть поняты­ми респондентом, но получим поверхностную информацию. Последствия сложных вопросов противоположны. Выбор формулировки зависит не только от цели исследования, но и от квалификации исследователя. В опросе на предприятии лучше довольствоваться простыми вопросами. Собрав простые вопросы и выстроив их надлежащим образом, мы получим более точную, хотя и менее широкую, информацию о проблеме.

Обычно все вопросы в анкете подразделяют по: 1) содержанию (вопросы о фактах сознания, поведения и личности респондента); 2) форме (открытые и закрытые, прямые и косвенные); 3) методической функции (основные и неосновные, вопросы-фильтры, вопросы-ловушки и др.); 4) отношению к личности респондента (наводящие, провокационные, деликатные); 5) тех­нике заполнения (трудные, сложные). Нередко два основания классифика­ции — форму и технику заполнения — методисты объединяют. Поэтому в од­них учебниках открытые и закрытые вопросы проходят по критерию «фор­ма вопроса», в других — «техника заполнения». Это не ошибка, так как любые критерии классификации весьма условны, и то, что одному методисту кажет­ся признаком техники заполнения, другой считает формальным критерием.

В описанной классификации все виды анкетных вопросов — специализиро­ванные. Каждый вид выполняет отведенную ему роль, занимает строго однознач­ное место в иерархии или композиции анкеты. Кроме того, необходимо подчерк­нуть, что все анкетные вопросы бывают либо открытыми, либо закрытами.

По предметному содержанию выделяются вопросы о знаниях людей, их мне­ниях по поводу различных явлений и фактов, о пожеланиях, ожиданиях и пла­нах на будущее; о фактах поведения — поступках, действиях и результатах дея­тельности; наконец, о личности респондента. Они могут касаться любых объек­тов, как связанных с личностью опрашиваемого или его окружающей средой, так и не имеющих к нему непосредственного отношения. Любое мнение, выс­казанное респондентом, представляет собой оценочное суждение, основанное на индивидуальных представлениях, и поэтому носит субъективный характер

В этом виде вопросов есть особый блок — вопросы о личности респонден­та, которые входят во все социологические анкеты и называются «паспортич-кой», или социально-демографическими вопросами. Они выявляют пол возраст, национальность, образование, профессию, семейное положение доход, место жительства или работы и т.п.

Другое направление классификации вопросов по предметному содержа­нию связано с выделением различных сфер социальной практики: труд, до­суг, семья, культура, образование и т.п.

Изучение общественного мнения в развитом социалистическом обществе. М., 1980. С. 440.

Прямые (личные) и косвенные формулировки вопросов используются в зависимости от отношения используемой информации к личности респон­дента. Если нужные социологу данные являются психологически нейтраль­ными, не нарушают чувства собственного достоинства респондента, то на прямые вопросы можно получить вполне достоверную информацию. Острые вопросы формулируются в косвенной форме, которая помогает частично преодолевать психологические барьеры. Например, по поводу социально неодобряемых видов поведения (алкоголизм, бюрократизм, грубость, взяточ­ничество) людям проще рассуждать применительно к более общим, безлич­ным ситуациям: не — «Я», «мой друг», «мой непосредственный начальник», «наш директор», а «окружающие, которых я наблюдаю», «учреждения, где мне приходится бывать», «мой жизненный опыт».

По методическим функциям выделя­ют вопросы-фильтры, контактные вопро­сы. Необходимость в вопросах-фильтрах возникает тогда, когда исследователю нужно получить данные, относящиеся не ко всей совокупности опрашиваемых, а только к некоторой ее части. Цель кон­трольных вопросов — выяснить устойчивость или непротиворечивость ответов респондента, которые он дает на предшествующие вопросы по той же теме. Контактные вопросы используются для управления психологической ситуаци­ей интервью, для установления контакта с респондентом, создания у него по­ложительной мотивации на опрос. В практике опросов чаще всего эта функция выполняется вопросами наиболее простыми по смыслу и по технике заполне­ния и одновременно дающими необходимую исследователю информацию.

ЗАКРЫТЫЕ И ОТКРЫТЫЕ ВОПРОСЫ

По своей форме или технике заполнения анкетные вопросы делятся на два основных вида — открытые и закрытые. Открытые вопросы дают респонденту возможность самостоятельно сформулировать ответ, выявить всю неповто­римость своего индивидуального сознания, языка, стиля. Закрытый вопрос предполагает наличие готовых вариантов ответов, которые социолог разра­батывает до начала опроса, используя свои теоретические знания.

Закрытыми считаются такие вопросы, в которых перечислены все без исклю­чения ответы (альтернативы) и в которых, таким образом, свобода выражения респондентом своего мнения сведена если не к минимуму, то к очень жестким границам. Какого-то единого критерия того, что считать закрытым вопросом, у специалистов нет. Одни полагают, что закрытым является вопрос, в котором рес­понденту предлагается один или несколько возможных ответов20, другие — если на вопрос в анкете обязательно приводится полный набор вариантов ответов21. Как правило, закрытыми специалисты называют такие вопросы, на которые в вопрос­нике приведены полные (завершенные) наборы всех возможных вариантов от­ветов. Это весьма удобная для респондента форма, поскольку она не заставляет его напрягать свою память и иные мыслительные процессы. Пример:

20 См.: Рабочая книга социолога. М., 1976. С. 390. См.: Как провести социологическое исследование. М., 1985. С. 73.

Каков доход на одного человека в вашей семье?

1. До 1000 рублей.

2. От 1001 до 5000 рублей.

3. От 5001 до 10 000 рублей.

4. Свыше 10 000 рублей.

Пункты в списке ответов называются: подсказками, альтернативами, зак­рытиями, вариантами. Прочитав их, опрашиваемый только обводит круж­ком код напротив того варианта, который он избрал.

Другой пример, выясняющий отношение человека к своей работе: «Что нра­вится Вам в Вашей работе?» Ему обычно соответствуют следующие варианты ответов: а) заработок; б) разнообразие работы; в) работа заставляет думать; г) возможность продвижения по службе; д) характер выпускаемой продукции; е) отношения с администрацией; ж) физическая нагрузка во время работы.

Теперь спросим себя: является ли подобный вопрос закрытым? Если сле­довать первому определению — «респонденту предлагается один или несколь­ко возможных ответов», — то, конечно, это закрытый вопрос. Если же при­меним второй критерий — «обязательно полный набор вариантов ответа» -то увидим, что это вовсе не закрытый вопрос. Действительно, все ли факто­ры, благодаря которым работа может нравиться человеку, здесь перечисле­ны? Вероятно, нет. Кому-то может понравиться отсутствие жесткого конт­роля со стороны начальника, возможность без ущерба для дела сходить i рабочее время в магазин и т.д. Но эти и другие варианты не предусмотрены Как быть респонденту, который именно их считает основными? Не отвечав на вопрос вовсе или отметить другой вариант и дать ложную информацию'

Проблема не простая, тем более что в большинстве анкетных обследова ний фигурируют именно закрытые вопросы. В них варианты ответов состав ляются произвольно, исходя из собственного опыта. Можно, конечно, уп рощать программу и процедуру опроса, как мы это и сделали, но не до тако! степени, чтобы не соблюдать никаких научных требований.

Закрытые вопросы подразделяют на несколько групп. Дихотомические воп росы предполагают учет наиболее общих, полярных реакций респондента: «да нет, не знаю (или затрудняюсь ответить)». Возможные варианты ответов мо гут представлять собой оценочную шкалу, изменяющую степень проявлени: какой-либо характеристики респондента (интенсивности мнения, уровня ин формированности, активности участия в каком-либо виде деятельности). Ди хотомические вопросы хороши при изучении фактов. Респонденту легко от ветить на вопрос: «Есть ли в вашем домохозяйстве пылесос?» — «Да» («Нет»'

Но самыми распространенными среди вопросов закрытого типа являют ся, пожалуй, «вопросы-меню». Такой вопрос может содержать набор суждение предметов, фактов, из которых респондент выбирает заданное (или неограни ченное) число наименований по какому-либо основанию, предложенном автором анкеты. Иногда закрытые вопросы содержат задачу ранжировани выбранных вариантов, т.е. упорядочения их по степени привлекательное™ значимости для отвечающего. Например, из предложенного списка отбираютс только просмотренные фильмы, указывают три самые привлекательные прс фессии и т.п. При построении данного типа вопросов важно обеспечить дос таточную полноту списков и четкость критериев отбора.

Однако не только о полноте списка альтернатив у социолога должна бс леть голова. Необходимо следить за тем, чтобы список альтернатив не бы

Прямые (личные) и косвенные формулировки вопросов используются в зависимости от отношения используемой информации к личности респон­дента. Если нужные социологу данные являются психологически нейтраль­ными, не нарушают чувства собственного достоинства респондента, то на прямые вопросы можно получить вполне достоверную информацию. Острые вопросы формулируются в косвенной форме, которая помогает частично преодолевать психологические барьеры. Например, по поводу социально неодобряемых видов поведения (алкоголизм, бюрократизм, грубость, взяточ­ничество) людям проще рассуждать применительно к более общим, безлич­ным ситуациям: не — «Я», «мой друг», «мой непосредственный начальник», «наш директор», а «окружающие, которых я наблюдаю», «учреждения, где мне приходится бывать», «мой жизненный опыт».

По методическим функциям выделя­ют вопросы-фильтры, контактные вопро­сы. Необходимость в вопросах-фильтрах возникает тогда, когда исследователю нужно получить данные, относящиеся не ко всей совокупности опрашиваемых, а только к некоторой ее части. Цель кон­трольных вопросов — выяснить устойчивость или непротиворечивость ответов респондента, которые он дает на предшествующие вопросы по той же теме. Контактные вопросы используются для управления психологической ситуаци­ей интервью, для установления контакта с респондентом, создания у него по­ложительной мотивации на опрос. В практике опросов чаще всего эта функция выполняется вопросами наиболее простыми по смыслу и по технике заполне­ния и одновременно дающими необходимую исследователю информацию.

ЗАКРЫТЫЕ И ОТКРЫТЫЕ ВОПРОСЫ

По своей форме или технике заполнения анкетные вопросы делятся на два основных вида — открытые и закрытые. Открытые вопросы дают респонденту возможность самостоятельно сформулировать ответ, выявить всю неповто­римость своего индивидуального сознания, языка, стиля. Закрытый вопрос предполагает наличие готовых вариантов ответов, которые социолог разра­батывает до начала опроса, используя свои теоретические знания.

Закрытыми считаются такие вопросы, в которых перечислены все без исклю­чения ответы (альтернативы) и в которых, таким образом, свобода выражения респондентом своего мнения сведена если не к минимуму, то к очень жестким границам. Какого-то единого критерия того, что считать закрытым вопросом, у специалистов нет. Одни полагают, что закрытым является вопрос, в котором рес­понденту предлагается один или несколько возможных ответов20, другие — если на вопрос в анкете обязательно приводится полный набор вариантов ответов21. Как правило, закрытыми специалисты называют такие вопросы, на которые в вопрос­нике приведены полные (завершенные) наборы всех возможных вариантов от­ветов. Это весьма удобная для респондента форма, поскольку она не заставляет его напрягать свою память и иные мыслительные процессы. Пример:

См.: Рабочая книга социолога. М., 1976. С. 390.

См.: Как провести социологическое исследование. М., 1985. С. 73.

Каков доход на одного человека в вашей семье?

1. До 1000 рублей.

2. От 1001 до 5000 рублей.

3. От 5001 до 10 000 рублей.

4. Свыше 10 000 рублей.

Пункты в списке ответов называются: подсказками, альтернативами, зак­рытиями, вариантами. Прочитав их, опрашиваемый только обводит круж­ком код напротив того варианта, который он избрал.

Другой пример, выясняющий отношение человека к своей работе: «Что нра­вится Вам в Вашей работе?» Ему обычно соответствуют следующие варианты ответов: а) заработок; б) разнообразие работы; в) работа заставляет думать; г) возможность продвижения по службе; д) характер выпускаемой продукции; е) отношения с администрацией; ж) физическая нагрузка во время работы.

Теперь спросим себя: является ли подобный вопрос закрытым? Если сле­довать первому определению — «респонденту предлагается один или несколь­ко возможных ответов», — то, конечно, это закрытый вопрос. Если же при­меним второй критерий — «обязательно полный набор вариантов ответа» — то увидим, что это вовсе не закрытый вопрос. Действительно, все ли факто­ры, благодаря которым работа может нравиться человеку, здесь перечисле­ны? Вероятно, нет. Кому-то может понравиться отсутствие жесткого конт­роля со стороны начальника, возможность без ущерба для дела сходить в рабочее время в магазин и т.д. Но эти и другие варианты не предусмотрены. Как быть респонденту, который именно их считает основными? Не отвечать на вопрос вовсе или отметить другой вариант и дать ложную информацию?

Проблема не простая, тем более что в большинстве анкетных обследова­ний фигурируют именно закрытые вопросы. В них варианты ответов состав­ляются произвольно, исходя из собственного опыта. Можно, конечно, уп­рощать программу и процедуру опроса, как мы это и сделали, но не до такой степени, чтобы не соблюдать никаких научных требований.

Закрытые вопросы подразделяют на несколько групп. Дихотомические воп­росы предполагают учет наиболее общих, полярных реакций респондента: «да, нет, не знаю (или затрудняюсь ответить)». Возможные варианты ответов мо­гут представлять собой оценочную шкалу, изменяющую степень проявления какой-либо характеристики респондента (интенсивности мнения, уровня ин­формированности, активности участия в каком-либо виде деятельности). Ди­хотомические вопросы хороши при изучении фактов. Респонденту легко от­ветить на вопрос: «Есть ли в вашем домохозяйстве пылесос?» — «Да» («Нет»).

Но самыми распространенными среди вопросов закрытого типа являют­ся, пожалуй, «вопросы-меню». Такой вопрос может содержать набор суждений, предметов, фактов, из которых респондент выбирает заданное (или неограни­ченное) число наименований по какому-либо основанию, предложенному автором анкеты. Иногда закрытые вопросы содержат задачу ранжирования выбранных вариантов, т.е. упорядочения их по степени привлекательности, значимости для отвечающего. Например, из предложенного списка отбираются только просмотренные фильмы, указывают три самые привлекательные про­фессии и т.п. При построении данного типа вопросов важно обеспечить дос­таточную полноту списков и четкость критериев отбора.

Однако не только о полноте списка альтернатив у социолога должна бо­леть голова. Необходимо следить за тем, чтобы список альтернатив не был

пересекающимся. Типичная ошибка: «Каков ваш среднемесячный доход?» Варианты ответов: 300—600 рублей; 600—900 рублей. Правильнее написать: 300-600 рублей; 601-900 рублей.

Закрытые вопросы не выполняют своего назначения, если не соблюдает­ся главное требование: необходимо максимально предусмотреть возможные варианты ответов. Тогда закрытый вопрос позволяет более строго интерпре­тировать ответ. Если составитель анкеты включил все альтернативы, т.е. не забыл ничье мнение, каким бы странным оно ни показалось, то практичес­ки всех респондентов он поставил в равные условия. Стало быть, и для себя создал более надежные основания сопоставить эмпирические данные, сде­лать правильный выбор.

Рис. 5. Дихотомические вопросы хороши для изучения фактов

Вот оно золотое правило анкетного вопроса — поставить всех респондентов в условия равного выбора. Оно относится как к закрытому, так и к открытому вопросу. Разница, и достаточно значительная (с методической точки зрения), заключается в том, что в открытом вопросе никаких ограничений для выбора нет потому, что не перечислено ни одной позиции выбора. Респондент сам фиксирует одну из них, ему ученый указывает лишь область поиска. В закры­том вопросе о равенстве шансов должен позаботиться сам исследователь, для чего необходимо прочитать всю литературу, опросить, если надо, всех специалистов, все тщательно продумать и взвесить с одной-единственной целью: ничего не упустить, перечислить все позиции, даже самые экстравагантные.

Равенство шансов на выбор — это золотое правило выборочного обследо­вания вообще. Каждый респондент должен иметь совершенно одинаковые шансы попасть в выборочную совокупность. Никому нельзя отдавать пред-

почтения и никого нельзя забывать. То же самое, как мы выяснили, отно­сится и к анкетным вопросам.

Неопытный исследователь, как правило, затрудняется перечислить все возможные ответы. В таком случае употребляйте ослабленный вариант зак­рытого вопроса — полузакрытый вопрос. В конце списка ответов оставляйте место (две-три строчки) и пишите: «Другие ответы...» Подобный компромисс требует дополнительных затрат, ведь открытая форма вопроса в конце («дру­гие ответы...») предполагает кодировку полученных данных самим исследо­вателем. Предусмотрите в анкете два-три дополнительных кода, обозначьте их номера в конце полузакрытого вопроса, а позже, при обработке всего массива анкет, обведите нужный код сами.

Полузакрытые вопросы используют также и опытные исследователи в тех случаях, когда они, задавая закрытый вопрос, не уверены, что предлагаемый ими набор вариантов ответа является полным или исчерпывающим.

Закрытые вопросы могут быть альтернативные и неальтернативные. Аль­тернативные вопросы предполагают выбор респондентом только одного ва­рианта ответа из набора предлагаемых. В результате при статистической об­работке сумма ответов на все вопросы (включая варианты «нет ответа») все­гда будет составлять 100% (т.е. точно совпадать с объемом выборки). Типичными альтернативными вопросами являются вопросы о социально-де­мографических характеристиках опрашиваемых (пол, возраст, образование, социально-профессиональный статус, размер среднедушевого дохода за кон­кретный период времени). Пример альтернативного вопроса: «Имеете ли вы детей?» 1 — да, имею; 2 — нет, не имею.

Уже само понятие «альтернативные суждения» предполагает, что респон­дент выбирает из нескольких только один вариант, ибо они взаимно исклю­чают друг друга (например, черный и не черный). Допустим, вы формули­руете вопрос: «Как Вы считаете, соответствует или не соответствует Ваша профессиональная подготовка требованиям рабочего места?» — и предлага­ете две альтернативы: «соответствует» и «не соответствует». Формально та­кой вопрос является альтернативным: выбор позиции «соответствует» исклю­чает вторую альтернативу. Содержательно же вы неправильно подобрали сами альтернативы, ибо респондент крайне редко может оценить точную степень такого соответствия. Чаще его квалификация соответствует (или не соответствует) в большей или меньшей степени требованиям работы. И когда вы не учитываете эту особенность, но даете альтернативную формулировку, респондент может затрудниться с ответом. Это вполне логичная ситуация, здесь следует поставить третью альтернативу: «затрудняюсь ответить».

Иное дело — фактологические вопросы типа «Участвовали ли Вы в тече­ние последнего месяца хотя бы в одной акции протеста?» «Храните ли Вы дома зарегистрированное оружие?» или «Назовите свой разряд (должность)». Перечислив сгруппированные по уровням квалификации рабочие разряды — 1-й и 2-й, 3-й и 4-й, 5-й и 6-й, — вы фактически предлагаете респонденту альтернативный выбор.

Неальтернативные вопросы (или, как их иногда называют, «вопросы-меню») предусматривают возможность выбора нескольких вариантов отве­тов. Поэтому общая сумма удельных весов ответов может превышать 100%. Например, вы можете задать один общий вопрос: «Каков набор вашей еже­недельной «потребительской корзины» при походе на продовольственный

рынок?» — и сопроводить его достаточно длинным перечнем продуктов. От­вечая на этот вопрос, хозяйка отметит в нем все, что купила на прошлой не­деле (а возможно, добавит то, что вы не упомянули в этом списке).

Чаще всего закрытые неальтернативные вопросы используются при изу­чении ценностных ориентации, характеризующих нацию, сообщество или социальную группу, читательских предпочтений (список читаемых газет и журналов), видов досуговой деятельности и т.д. (табл. 1).

Таблица 1 Ценностные ориентации подростков, в % к числу опрошенных

 

арианты ответов 1993 г. 1995 г. 1997г. 1999г.
Красота       54,9
Доброта, терпение       54,1
Умение дружить, жертвовать ради друга        
Духовная сила,сила характера - -    
Любовь к детям        
Интеллект, образование        
Самостоятельность, независимость - -    
Скромность (в 1999 г. — скромность, совесть)        
Вежливость и интеллигентность        
3. Честь, достоинство - - -  
1. Физическая сила        
2. Аккуратность и точность        
3. Утонченность, понимание прекрасного        
%. Умение жить красиво (роскошно)        
5. Напористость, энергичность        
3. Свобода и раскрепощенность       -

Источник: Селиванова З.К. Смысложизненные ориентации подростков // Социологические исследования. 2001. № 2. С. 87—92.

Как уже говорилось, закрытый альтернативный вопрос может строиться не только в дихотомической форме, типа «да — нет», но и в шкальной или табличной. В этом случае он отображает не наличие у респондента того или иного признака или вещи, а интенсивность проявления конкретного каче­ства, скажем, удовлетворенности работой (табл. 2).

Таблица 2 Довольны ли Вы своей работой?

 

Работой очень доволен  
Скорее доволен, чем недоволен  
Работа для меня безразлична  
Скорее недоволен, чем доволен  
Работой очень недоволен  

Шкальный вопрос можно перевести в табличную форму. В таком случае шкала измерения располагается либо построчно, либо столбцами. Кроме того, экономится место, благодаря чему в одном вопросе фактически зада­ются несколько (табл. 3).

Таблица 3

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...