Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Взаимосвязь анкетных вопросов и числа респондентов




Все виды эмпирических исследований подчиняются двум важным усло­виямколичеству вопросов в анкете и количеству опрашиваемых респонден­тов. Несбыточная мечта ученого — опросить как много больше людей пс

Врезка

И.А. бугенко Трудный вопрос

При составлении анкеты нужно постоянно по­мнить, что респонденты — не простые регист­раторы своих знаний, чувств, состояний, а жи­вые люди. Неявная апелляция социолога к рес­пондентам исключительно как к источнику информации ведет к тому, что он позволяет себе задавать бесцеремонные вопросы о внут­реннем мире, различных неочевидных характе­ристиках деятельности и поведения опрашива­емых — вопросы, которые исследователь, буду­чи человеком воспитанным, вряд ли рискнул бы поднимать в личных беседах. «Можете ли Вы о себе сказать, что проявляете инициативу в работе?», «Знаете ли Вы обычно, что делает, где бывает Ваш сын (дочь) в свобод­ное время?», «Есть ли у тебя близкий друг? Что вы обычно делаете, когда встречаетесь?», «Ха­рактерен ли для Вас живой отклик на окружаю­щие Вас события?», «Почему Вы решили обра­титься в редакцию именно по этому поводу?» Считать подобные формулировки побуждением к откровенному ответу может лишь человек, которому неизвестно, что в сознании людей про­исходящее отражается не в полном объеме и не

зеркально. В повседневной жизни люди доволь­но редко занимаются самоанализом, не всегда отдают себе отчет в причинах и последствиях своих поступков. Поэтому первая трудность, с которой сталкивается респондент при воспри­ятии деликатного вопроса, — осознать обсужда­емую проблему.

Опрашиваемые интуитивно понимают: само описание внутренней жизни их каким-то обра-

зом характеризует. Дело в том, что при любом общении у людей формируются мотивы, специ­фичные для непосредственно выполняемой де­ятельности (в данном случае заполнение анке­ты) и неспецифичные (соображения престижа, самоутверждения в глазах анкетера, коллег

наибольшему числу вопросов. Она неосуществима по ряду причин и прежде всего по причине очень высокой себестоимости. Поэтому на практике при­меняются следующие три варианта.

1. Чем больше респондентов, тем меньше вопросов. В средней социологи­ческой анкете, расчитанной на 500—1000 опрашиваемых, содержится обыч­но от 30 до 40 вопросов. Но количество последних сразу же сокращается, как только возрастает число опрашиваемых. Примером служат переписи насе­ления (сплошной опрос).

Программа первой и всеобщей переписи населения Российской империи в 1897 г. включала 14 признаков: отношение к главе хозяйства и к главе сво­ей семьи; возраст; пол; брачное состояние; сословие, состояние или звание; место рождения; место приписки; место постоянного жительства; отметка об отсутствии или временном проживании; вероисповедание; родной язык, грамотность и обучение; занятие, ремесло, промысел, должность или служ­ба; кроме того, делалась отметка о физических недостатках.

Программа переписи населения СССР 1989 г. содержала 25 признаков, часть которых учитывалась выборочно. Вопросы сплошной переписи для характеристики населения были следующими: отношение к члену семьи, записанному первым (в предыдущей переписи 1979 г. этот вопрос фор­мулировался как отношение к главе семьи); пол; причина и время отсут­ствия (для временно отсутствующих); место постоянного жительства и время отсутствия в нем (для временно проживающих); дата рождения; состояние в браке; национальность, для иностранцев — также граждан­ство; родной язык и другие языки народов СССР, которыми свободно

и т.п.).В соответствии с этим человек оценива­ет не только сам предмет обсуждения (напри­мер, свою информированность о занятиях сына в свободное время), но и себя по отношению к этому предмету («Плох я или хорош, если не знаю, где сын бывает в свободное время?»). Кроме того, его заботит оценка других («Что подумает обо мне социолог, если узнает, что я не в курсе развлечений своего сына?»). В ре­зультате люди нередко не хотят выражать истин­ные свои мнения, представления, оценки, даже если и отдают себе в них отчет. Признаками деликатного вопроса являются воп­росительные слова: «почему», «зачем», «с какой Целью», глаголы, обозначающие внутренние со­стояния (устраивает, нравится, относитесь, удов­летворены), противопоставление «своего» и «чу­жого» (коллектива, семьи, коллеги, предприятия и т.п.). Однако это лишь наиболее явные призна­ки. В то же время нужно иметь в виду следую­щее: фактически все, что касается респондента ично или кажется ему таковым, т.е. любой фраг-HalT еГ° сознания> подвергается оценке. томиЧИ6 В анкете Деликатных вопросов ведет к Ни что соЦиолог получает различные по степе-чаИскренности и продуманности ответы. Так, ^сть Респондентов стремится уклониться от об-

суждения щекотливых тем и не углубляется в са­моанализ, поскольку им это не свойственно, тре­бует дополнительных усилий и (или) может быть чревато ломкой привычных представлений о себе и своем месте среди других людей. Это проявля­ется как в прямых отказах отвечать, так и в меха­нической фиксации некоторых заранее предло­женных вариантов ответов. Другие опрашиваемые называют первое, что им приходит в голову, — чаще всего один из стереотипов, скрывающий представления респондента от социолога. Поскольку практически любой вопрос может быть воспринят респондентами как деликатный, его коррекция проводится главным образом путем замены прямых оценок косвенными. Например, вместо вопросов о внутренних состояниях можно рассматривать факты поведения. Кроме того, де­ликатные вопросы целесообразно предварять преамбулами, содержащими неявное указание на возможность и допустимость еще более «разоб­лачающих» ответов, чем те, которые способен дать респондент («Не все взрослые дети оказы­ваются в состоянии помогать своим престарелым родителям. Скажите, пожалуйста, какие сейчас у Вас есть возможности в этой связи?»). Источник: Бутенко И.А. Трудный вопрос // Социо­логические исследования. 1989. № 4. С. 116-117.

владеет опрашиваемый; образование; окончил ли профессионально-тех­ническое учебное заведение; для учащихся тип учебного заведения; источ­ники средств существования. Вопросы сплошной переписи для характе­ристики жилищных условий: период постройки дома; кому принадлежит дом; число занимаемых жилых комнат; размер площади — общей и жи­лой. Вопросы выборочной переписи: место работы; занятие по этому ме­сту работы; общественная группа; продолжительность непрерывного про­живания в данном населенном пункте; для женщины — сколько детей родила, сколько из них живы. Переписи, как правило, проводятся раз в десять лет. Аналогичные переписям сплошные обследования и референ­думы также содержат ограниченное число переменных.

2. Чем меньше респондентов, тем больше вопросов. Чикагский социолог Клиффорд Шау на протяжении многих лет вникал в жизненные обстоятель­ства сначала малолетнего, а потом зрелого преступника «Джека-роллера». Количество вопросов, на которые пришлось ответить респонденту письменно и устно, — неисчислимо. Правда, полученные данные не дают оснований распространить опыт Джека на судьбы других преступников и вполне нор­мальных людей. Подобная стратегия относится к «качественной» и ориен­тирована на case study*7. Сокращение числа респондентов позволяет увели­чить число задаваемых вопросов. Уменьшая количество изучаемых объектов, социолог увеличивает глубину исследования каждого из них. В эмпиричес­ком исследовании глубина и полнота изучения объектов, как правило, об­ратно пропорциональны репрезентативности. Собранная на нескольких объектах информация, при условии, что они не исчерпывают весь класс та­ких объектов, не является репрезентативной, зато может оказаться содержа­тельно более глубокой.

Рис. 7. Сокращение числа респондентов позволяет увеличить число задаваемых вопросов

Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований: Учеб. для высших учебных заведений. М., 1995. С. 70.

3. Оптимальное количество респондентов и вопросов. Промежуточное по­ложение между двумя полюсами — опросом всех респондентов и опросом одного — занимают выборочные исследования. Они сочетают достоинства того и другого, избегая всех или многих недостатков сплошного обследова­ния и изучения случая: много переменных, много респондентов, небольшие затраты и сроки. Однако в выборочном исследовании «переменных должно быть столько, сколько по силам обработать персоналу лаборатории. Массив же должен быть достаточным для проверки гипотезы максимальной размер­ности. Обычно 3—5 тыс. респондентов с лихвой хватает для детального ана­лиза распределений. Это, конечно, не означает, что обеспечивается высокая репрезентативность данных»38.

Выборочные обследования практически с той же точностью обеспечивают сбор данных, что и переписи, почти по такому же количеству (по десяткам признаков), что и case study, т.е. сочетают достоинства того и другого. Правда, достигается подобный эффект за счет очень серьезного усложнения процеду­ры обследования, главную роль в которых играет математическая статистика. В каком-то смысле выборочное исследование можно уподобить современно­му компьютеру, который представляет верх технического совершенства рядом с технически более примитивными переписью и изучением случая.

38 гГ '----------------------------------------------------

тыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований: Учеб. для высших учебных введений. М., 1995. С. 71.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...