Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методология и методика контент-анализа




Контент-анализ представляет собой перевод в количественные показатели массовой информации (текстовой, аудиовизуальной, цифровой) с последу­ющей статистической ее обработкой. Его идея очень проста и повторяет ту, что лежит в основе любого другого количественного метода в социологии, будь то анкетирование или наблюдение. Надо сосчитать наиболее часто пов­торяющиеся слова или темы, например в газетном материале, и определить,

Подробнее см.: Манекин Р.В. Контент-анализ как метод исторического исследования // http://

manekin.narod.ru/contentM.htm

Григорьев СИ., Растов Ю.Е. Основы современной социологии: Учеб. пособие // http://irbis.asu.ru/

mmc/grig/4.1.ru.shtml

что за этим кроется. Особенность заключается именно в применении стати­стических процедур для анализа однотипных текстов.

А в известной у нас переводной книге Дж. Мангейма и Р. Рича сказано так: контент-анализ — это систематическая числовая обработка, оценка и интерпретация формы и содержания информационного источника. Этот тип неопросного исследования называют еще формализованным анализом доку­ментов.

Под текстами в контент-анализе понимают книги, книжные главы, эссе, интервью, дискуссии, заголовки газетных статей и сами статьи, историчес­кие документы, дневниковые записи, речи выступлений, рекламные тексты

и т.д. Когда говорят о контент-анализе текстов, то главный интерес всегда зак­лючается не в самих характеристиках содержания, а во внеязыковой реально­сти, которая за ними стоит, — личных характеристиках автора текста, пресле­дуемых им целях, характеристиках адре­сата текста, различных событиях общественной жизни и др.

Как любой другой социологический метод, контент-анализ использует­ся не сам по себе, а в составе крупного исследовательского проекта, под ко­торый составлена научная программа, где четко прописаны цели и задачи, проблема и объект, теоретическая модель и предмет исследования, выдви­нуты гипотезы и проведены все другие операции, которые требует научный метод. Когда становится ясным, что поставленных целей никаким иным способом, как только анализом документов, достичь нельзя, социолог про­писывает все этапы его применения: устанавливает объект, выделяет едини­цы анализа (их нередко называют еще единицами наблюдения и т.п.), выби­рает статистический метод анализа данных, идет в библиотеку за источни­ками или садится за Интернет (полевая стадия), а потом ищет, суммирует, считает и интерпретирует. Контент-анализ позволяет обнаружить в докумен­те то, что ускользает от поверхностного взгляда при его традиционном изу­чении. Он позволяет вписать содержание документа в социальный контекст, осмыслить его одновременно и как проявление, и как оценку социальной жизни.

Принято считать, что контент-анализ состоит из трех основных этапов: 1) выделяются единицы анализа, которые затем сводятся в категории анализа и переводятся в машиночитаемый вид; 2) проводится подсчет частотных распределений, применяется математический аппарат для выявления взаи­мосвязей единиц анализа; 3) осуществляется интерпретация полученных результатов.

Выбор объекта и единиц анализа — чуть ли не самые сложные шаги на этом пути. Нужно найти ответы на вопросы: где мне это искать и как проявляется изучаемое мною явление, событие, процесс.

Объектом контент-анализа могут быть экземпляры книг, плакатов или листовок, номера газет, фильмы, публичные выступления, теле- и радиопе­редачи, общественные и личные документы, журналистские интервью, от­веты на открытые вопросы анкет и др. Они составляют то, что называется выборкой, ту часть текстов, которые достаточны для анализа всего масси­ва публикаций, и обеспечивают репрезентативность данных.

Это довольно просто, зато с выбором единиц анализа придется помучить­ся, поскольку эту роль может выполнять что угодно: темы и проблемы, про­позиции, образы, идеологемы, метафоры, примеры и аналогии, каламбуры, аллитерации, мифологемы, кочующие образы и многое другое, иногда очень экзотическое, скажем, надписи на стенах публичных туалетов. Единицами анализа могут служить, например, упоминания о российских политических деятелях и политических партиях и движениях (фамилии, имена политиков и названия партий). В такой роли могут выступать также фрагменты текста или его признаки, фотографии, заголовки, названия профессий, события, города, страны, организации, оценки, суждения на определенную тему и т.п.

А теперь внимание. Хотя в природе контент-анализа не заложено ника­ких ограничений, а потому ничто не препятствует его применению к отдель­ному тексту, тем не менее существует ряд причин, по которым его исполь­зуют только в информационных массивах, состоящих из большого количе­ства текстов. Во-первых, статистические закономерности проявляются тем более отчетливо, чем больше объем выборки. Во-вторых, в большинстве слу­чаев контент-анализ используется в компаративных, т.е. историко- сравни­тельных, целях. Он силен, когда раскрывает не одномоментные срезы, а ди­намику изменений.

Таким образом, идея контент-анализа предполагает анализ больших ин­формационных массивов; с другой стороны, его относительная дешевизна и технологичность делают такой анализ принципиально возможным. Поэто­му не приходится удивляться тому, что в истории контент-анализа имеются такие проекты, как анализ 427 школьных учебников, 481 частной беседы, 4022 рекламных слоганов, 8039 (в 1938) и 19 533 (в 1952) редакционных ста­тей или 15 000 персонажей в 1000 часов телевизионного эфирного времени.

Выбор единиц анализа зависит от исследовательской программы, объек­та, предмета, цели, задач и гипотез исследования. Если, скажем, нам пред­стоит выяснить перспективы забастовки рабочих предприятия, то станет очевидной потребность контент-анализа, как минимум, протоколов собра­ний рабочих, решений соответствующих профсоюзных комитетов, распоря­жений руководителей, законов, регулирующих забастовочную борьбу, и т.п. Переход от задачи к единицам анализа аналогичен процедуре теоретической и эмпирической интерпретации понятий и поиска индикаторов.

Выяснение того, что считать, т.е. установление единиц анализа, — глав­ная, решающая, ключевая (или как угодно еще) предпосылка контент-ана­лиза. Допущенные здесь ошибки трещинами разойдутся по всему зданию. Обязательное условие: такие единицы должны быть единообразными, тогда социолог получит четкие статистические показатели. Добиваются подобно­го единообразия благодаря стандартизации процедуры анализа текста, кото­рая, устраняя субъективные смещения, раскрывает свои возможности толь­ко при достаточно больших массивах текстов. Единицы анализа должны легко и по возможности однозначно идентифицироваться в тексте. В идеале их лучше всего свести к самым употребляемым формальным значкам, напри­мер запятым или точкам. Тогда подсчет не представит никаких трудностей, а интерпретация результатов будет однозначной и объективной. Только кому нужен такой счет? Социологу он ничего не даст. Его задача — за внешними признаками, например отдельными словами или фразами, распознать тая­щееся в глубине социальное явление. А это уже качественный подход. Сло-

ва, выбранные для счета, должны обладать распознавательной силой, выс­тупать диагностическим инструментом. Иными словами, единицы анализа должны быть интересными для последующей (политологической, культуро­логической, социологической и т.д.) интерпретации. Тут необходимы ори­гинальное видение мира, необычный подход.

Количественный подсчет встречаемости слов в тексте — самый простой вариант контент-анализа, который, однако, приводит к интересным резуль­татам. Чаще всего подсчитывают «интересные» или «ключевые» слова и(или) словосочетания, например названия ценностных категорий типа свобода, стабильность, доверие, территориальная целостность; сценариев типа пре­дательство или разочарование; доста­точно однозначные обозначения тех или иных общественно значимых явле­ний, например коррупция, преступность или терроризм, и др.

С научно-познавательной точки зре­ния социолога интересуют все-таки не отдельные слова, а стоящие за их «спиной» понятийные категории, объеди­няющие множество разрозненных слов-признаков в тематическое целое. Ис­следователь, интересующийся тем, какое место в общественном сознании занимает, скажем, проблема преступности, обязан принимать во внимание не только присутствие в анализируемом информационном массиве слова «преступность», но и упоминания заказных^ всяких прочих убийств, бандит­ского беспредела, «крыши», «братков», авторитетов, власти криминала и т.п. По отношению к единицам анализа, сгруппированным по единому осно­ванию, иначе говоря, составляющим концептуальное целое, специалисты употребляют другой термин — «категории анализа».

Категории анализа — его смысловые единицы, обозначающие эмпиричес­кие признаки текстовой информации, которые являются результатом опера-ционализации опорных теоретических понятий в концепции исследования К категориям анализа предъявляются определенные требования: они должны выражать теоретические понятия исследования, иметь в соответствии призна­ки (смысловые единицы) в тексте, обладать возможностями однозначной ре­гистрации признаков, составляющих эти категории. Основная задача сборе информации в ходе анализа — поиск индикатора, указывающего на наличие f документе выделенной проблемы, идеи, темы (например, «справедливое рас­пределение благ»). Категории анализа выражаются определенными признака­ми (подкатегориями), характеризующими интенсивность, направленность значимость выраженной в категории идеи, проблемы. К ним могут относить­ся понятия из любой сферы жизни общества: формы собственности, прива­тизация, финансовая система, научно-технический прогресс, методы хозяй­ствования, национализм, авторитаризм, демократия, международное сотруд ничество, права человека, гуманизм, активность, деловая предприимчивость нарушение законности, коррупция и др.

С помощью категорий выделяют концептуальные связи, модели, микро­проблемы, тематические поля. В качестве примера можно привести анали: президентских посланий стране, с которыми обратился Б. Клинтон в 1994 \ 1995 гг. Эти послания содержат от 7000 до 10 000 слов. Были сформировав-категории слов, относящихся к экономике, бюджету страны, образованию

преступности, вопросам семьи, международным делам, социальной помо­щи и др. В категорию «экономика» входили слова: экономика, безработица, инфляция; в категорию «семья» — ребенок, семья, родители, мать, отец. Именно учет частот встречаемости категорий, а не отдельных слов позволя­ет судить о внимании, уделенном в послании тем или иным вопросам. По изменению относительных частот в посланиях 1994 и 1995 гг. были сделаны выводы об изменении политики государства в различных областях. Эти темы нашли отражение в обоих посланиях, но в одном из них некоторым темам уделялось больше внимания, а в другом меньше. Скажем, в послании 1995 г. больше внимания было уделено вопросам образования, семьи, но меньше внимания — преступности, международным делам, социальной помощи. Отсюда последовал вывод о стратегических приоритетах правительства США.

Другой пример использования контент-анализа — изучение должностных инструкций на предприятии19. Исследователь основывался на следующих пред­посылках. Содержание инструкции как нормативного документа, координи­рующего взаимодействие людей, должно обеспечивать четкую регламентацию ролевых позиций. Чем она полнее, тем эффективнее взаимодействие и отно­шения людей. Ключевым явилось понятие «регламентация». Основные сто­роны производственной деятельности, подлежащие регламентации, состави­ли ее предметное содержание. Они названы «категориями регламентации»: 1) место должности в структуре организации; 2) основные цели деятельности лиц, занимающих данную должность; 3) квалификационные требования; 4) обя­занности работников; 5) подчиненность и права; 6) ответственность.

Благодаря этому появилась возможность расчленить текст на смысловые блоки по названным шести категориям, по каждой из них сделать стандар­тизованное заключение о наличии или отсутствии в тексте данной катего­рии. Единицей счета выступил фрагмент текста, содержащий упоминание категории и характеристику ее содержания (независимо от полноты и точ­ности этой характеристики). Далее на этом весьма обобщенном уровне ана­лиза текста можно отличить более полную и четкую инструкцию от поверх­ностной и фрагментарной. Заключение о качестве инструкции здесь не ин­туитивное (как в случае экспертной оценки), а аргументированное.

Углубление контент-анализа идет за счет конкретизации понятия «катего­рия регламентации», т.е. поиска детальных индикаторов. Таковыми оказались «элементы регламентации», например «ответственность», «подчиненность» и т.д. Категории «подчиненность» и «права лиц, занимающих данную должность» раскрывались через суждения — индикаторы типа «какувольняются и назнача­ются лица, занимающие данную должность», «кому они подчиняются». Дроб­ное членение содержания служебной деятельности и выявило в тексте такие единицы учета (суждения, сочетания слов, предложения), которые давали воз­можность построить числовые показатели, характеризующие отдельные каче­ства должностных инструкций: подробность, четкость и т.д.

Категории анализа, по мнению СИ. Григорьева и Ю.Е. Растова, должны быть: а) уместными, т.е. соответствовать решению исследовательских задач; б) исчерпывающими, т.е. достаточно полно отражать смысл основных понятий исследования; в) взаимоисключающими (одно и то же содержание не должно вхо-

Герчиков В.И. Социальное планирование и социологическая служба в промышленности: Методо­логия с позиции практики. Новосибирск: Наука, 1984. С. 114-15).

дить в различные категории в одинаковом объеме); г) надежными, т.е. такими, которые не вызывали бы разногласий между исследователями по поводу того, что следует относить ктой или иной категории в процессе анализа документа20. Однако указанные требования соблюдаются далеко не всегда. Сведение единиц анализа в категории всегда выступает способом их классификации, критерии которой не только чрезвычайно расплывчаты и туманны, но разнятся от одного исследователя к другому. Они опираются на экспертные оценки социолога, зависят от общего уровня его подготовки и знания социальных ре­алий. Количество самих категорий будет зависеть от степени допускаемого обобщения социального материала. В результате может нарушаться один из

принципов научного исследования — возможность воспроизведения резуль­татов опыта разными исследователями, хотя известно: каким бы образом ни были введены категории, воспроизведе­ние проделанных частотных процедур контент-анализа вполне осуществимо. Однако слабым звеном остается выбор единиц анализа и единиц счета. Для того чтобы избежать априорной категоризации, в качестве единиц анализа зарубеж­ные социологи проводят категоризацию с помощью тематических словарей или каталогов. Для подобных целей еще в конце 1960-х гг. предлагалось приме­нять компьютерные программы, в основе которых лежал факторный анализ21. В любом случае в контент-анализе категории выполняют функцию, ана­логичную абстрактным объектам, которые в теоретической модели предме­та исследования (см. разд. I) приходится операционализировать, разбивая их на совокупность конкретных терминов и признаков. Роль последних в кон­тент-анализе выполняют «низшие чины» — слова.

Хотя о единицах анализа мы рассказали раньше, чем о его категориях, при построении программы контент-анализа социологи часто идут в обратном порядке — от общего к частному, от категорий к единицам. Подобная логи­ка совпадает с методологией разработки программы фундаментального ис­следования в социологии.

В таком случае методолого-методическая часть программы разбивается на три этапа. Первым шагом будет определение системы категорий анализа, вторым — соответствующая им единица анализа текста, а третьим — установ­ление единиц счета, т.е. количественной меры единиц анализа (их еще назы­вают индикаторами контент-анализа), позволяющей регистрировать часто­ту (регулярность) появления признака категории анализа в тексте.

За единицу счета могут быть приняты: 1) частота появления признака ка­тегории анализа; 2) объем внимания, уделяемого категории анализа в содер­жании текста. Для установления объема внимания могут быть учтены коли­чество печатных знаков, абзацы, площадь текста, выраженная в физических пространственных единицах. Для газетных и других стандартных текстов — ширина колонки и высота высказывания. Для текстов, передаваемых устно, в качестве единицы счета могут использоваться единицы времени.

Григорьев СИ., Растов Ю.Е. Основы современной социологии: Учеб. пособие // http://irbis.asu.ru/ 2| mmc/grig/4.1.ru.shtml

// Ч'Р-' Harway N.I. A Computer Systems Approach Toward the Recognition and Analysis of Content //G. Gerberet al. The Analysis of Communication Content. N.Y., 1969.

Единицами счета могут быть число определенных слов или их сочетаний, частота упоминаний слов, количество строк, печатных знаков, страниц, аб­зацев, авторских листов, площадь текста, выраженная в физических величи­нах, эфирное время и многое другое. Единицы счета «могут и совпадать и не совпадать с единицами анализа. В первом случае квантификация сводится к определению частот упоминания выделенной смысловой единицы по отно­шению к другим категориям (как в случае построения индекса самостоятель­ности инженеров). Во втором случае единицей счета избирают физическую протяженность или площадь текстов, заполненную смысловыми единица­ми: число строк, абзацев, квадратных миллиметров, знаков, колонок — в пе­чатных текстах; длительность трансляции по радио или телевидению, мет­раж пленки при магнитофонных записях»22.

Процедура контент-анализа включает в себя применение стандартных пра­вил выделения в изучаемом тексте однотипных единиц анализа (счета, наблю­дения) и подсчет частоты встречаемости этих единиц в выборке (количество документов, подвергаемых непосредственному счету) как в абсолютных (число раз), так и в относительных (проценты) величинах. Обязательный момент в такой процедуре — использование математико-статистических методов счета. Ведь основу контент-анализа составляет подсчет встречаемости некоторых компонентов в анализируемом информационном массиве, дополняемый вы­явлением статистических взаимосвязей и анализом структурных связей меж­ду ними, а также снабжением их теми или иными количественными или ка­чественными характеристиками.

Связь между категориями устанавливают методом совместной встречае­мости (сооссигепсе) слов различных категорий: для каждого предложения текста выясняют, слова каких категорий в нем встречаются. После этого легко подсчитать обычный коэффициент корреляции, который выражает силу связи между категориями и знак этой связи.

Контент-анализ текстов с использованием категорий иногда называют концептуальным анализом. Сфера его применения довольно широка. С его помощью решают два основных типа задач:

1. Есть два или более текстов, которые необходимо сравнить в отноше­нии нагрузки на определенные категории. Например, задача выяснить, ка­кое внимание уделяют две разные газеты определенным темам. Если эти га­зеты рассчитаны на одну аудиторию, то существенное различие в частотах позволит судить о различиях в политике, проводимой людьми, стоящими за ними.

2. Задача отслеживания динамики изменения нагрузки на определенные категории. Например, выяснить частоту упоминания темы внешнего долга России в фиксированном наборе центральных газет на протяжении какого-то времени и соотнести ее с колебаниями курса доллара путем простого кор­реляционного анализа23.

Из истории разведки известно, как по изменению в специальной литера­туре частоты упоминания определенных научных тем и фамилий ученых делались достоверные выводы об успехах, достигнутых в конкретных обла­стях исследований.

22 Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара, 1995. С. 138. Шалак В.И. Контент-анализ (история метода) // http://vaal2000.newmail.ru/contmethod.htm

Относительные частоты употребления тех или иных единиц анализа по­зволяют сравнивать два и более текстов, делать важные теоретические обоб­щения. Например, в тексте выступления депутата Думы можно оценить уро­вень агрессивности, для чего конструируется категория агрессивно окрашен­ной лексики. После этого сравнивают текст выступления данного депутата с другими выступлениями и выявляют, кто агрессивнее. Можно сравнивать данный текст не с другими текстами, а с некой нормой, своеобразной нуле­вой отметкой агрессивности. Мы получим ее, если выясним относительную частоту употребления агрессивно окрашенных слов средним носителем рус­ского языка. Помощь в этом могут оказать частотные словари. Сравнивая относительную частоту употребления агрессивно окрашенной лексики в выступлении депутата с частотой ее употребления средним носителем рус­ского языка, можно сделать вывод о степени агрессивности. Но и это еще не все. Небольшие отклонения частот в большую или меньшую сторону могут быть следствием случайных колебаний. На вопрос о значимости отклонения частот позволяет ответить статистическая оценка, известная под названием z-score и вычисляемая по формуле (N-E)/(стандартное отклонение), где N — количество слов данной категории, реально встретившихся в тексте, а Е — ожидаемое число вхождений слов данной категории в текст. Величина Е вы­числяется путем умножения нормальной частоты категории на число слов в анализируемом тексте24.

Рис. 7. Анализ текста выступления депутата может свидетельствовать об уровне его агрессивности

Квантификация данных в контент-анализе проводится самыми разными способами. Помимо анализа частотного распределения к ним относятся ана­лиз различного рода корреляций между переменными, ассоциаций, анализ сопряженности, кластерный анализ, их оценка по тем или иным градуиро­ванным качественным шкалам.

После квантификации, т.е. перевода данных в числовую форму, их мате­матическая и, в частности, статистическая обработка может осуществляться

Шалак В.И. Контент-анализ (история метода) // http://vaal2000.newmail.ru/contmethod.htm

многими разными программными средствами, в том числе стандартными статистическими пакетами типа SPSS. При анализе текста и последующем сохранении результатов этого анализа в базах данных могут использоваться специальные программы, предназначенные для целей лингвистических ис­следований.

Аналитические исследования СМИ предполагают проведение статистичес­кого и качественного анализа информации за конкретный период. В частно­сти, составляется полный статистический отчет упоминаний в СМИ интере­сующей клиента темы с отражением характера упоминаний (положительные, нейтральные или негативные отзывы). На основе этих данных выявляются тен­денции, разрабатываются рекомендации по ответной реакции в СМИ и улучше­нию имиджевой ситуации.

В настоящее время различается че­тыре методологии контент-анализа: грамматический (лингвистический) — по размеру абзацев, длине фраз, поряд­ку слов в предложении, метрическому составу и другим формальным признакам языка; семантический (социоло­гический) — по экспертным оценкам содержания; документалистический (кибернетический) — по параметрам языка, текста и документа как сообще­ния (дескрипторы и их нагрузка, компактность, информационная плотность, аспектность, проточность, физический и информационный объемы, инфор­мационная емкость и информативность); цитационный — анализ библиогра­фических ссылок в научной литературе25.

Проведение контент-анализа требует предварительной разработки ряда исследовательских инструментов. Разные специалисты и источники назы­вают неодинаковое число таких документов. По мнению СИ. Григорьева и Ю.Е. Растова их должно быть пять: 1) классификатор контент-анализа;

2) протокол итогов анализа (он еще называется — бланк контент-анализа);

3) регистрационная карточка (кодировальная матрица); 4) инструкция ис­следователю, непосредственно занимающемуся регистрацией и кодировкой единиц счета; 5) каталог (список) проанализированных документов. Класси­фикатором контент-анализа авторы называют общую таблицу, в которую сведены все категории (и подкатегории) анализа и единицы анализа. Ее ос­новное предназначение — предельно четко зафиксировать то, в каких еди­ницах выражается каждая категория, используемая в исследовании. Класси­фикатор уподобляется социологической анкете, где категории анализа играют роль вопросов, а единицы анализа — ответов, и считается основным мето­дическим документом контент-анализа, предопределяющим содержание других документов. Протокол (бланк) контент-анализа содержит: во-первых, сведения о документе (его авторе, времени издания, объеме и т.п.); во-вто­рых, итоги его анализа (количество случаев употребления в нем определен­ных единиц анализа и следующие отсюда выводы относительно категорий анализа). Протоколы заполняются, как правило, в закодированном виде, но не ради сохранения тайны контент-анализа, а исходя из желания на одном листе бумаги уместить всю информацию о документе (так удобнее сопостав-

Воробьев Г.Г. Социология и кибернетика // Социологические исследования. 1993. № 11. С. 8.

лять друг с другом итоги анализа разных документов). Регистрационная кар­точка представляет собой кодировальную матрицу, в которой отмечается количество единиц счета, характеризующих единицы анализа. Протокол контент-анализа каждого конкретного документа заполняется на основе подсчета данных всех регистрационных карточек, относящихся к этому до­кументу26.

По другим источникам главными среди методических документов кон­тент-анализа являются кодировочная карточка (кодификатор, код, бланк кодировки) и инструкция кодировщику27.

Первый нормативный документ принимает разные формы, может быть менее и более подробным, но в любом своем виде он представляет собой таблицу.

В более подробном варианте в кодировочной карточке, т.е. специаль­ной таблице, перечислены единицы наблюдения с необходимой степенью дробности, указаны правила их регистрации и оставлено место для запи­сей результатов наблюдений (подсчета числа упоминаний и других пока­зателей). В ней указываются также общие характеристики анализируемо­го текста (название источника, дата и номер анализируемого экземпляра, название анализируемой публикации, автор, жанр). В сокращенном ва­рианте, иногда называемом бланком кодировки, количество сообщае­мых сведений меньше. Бланк кодировки составляется в соответствии со схемой операциональных понятий, содержит единицы анализа и все эле­менты описания проблемной ситуации, устанавливает однозначное соот­ветствие между лексикой текста и кодами, над которыми производятся вычислительные операции.

В качестве примера приведем фрагмент бланка, с помощью которого можно осуществить кодирование28 (см. рис. 8).

Кодирование данных при контент-анализе обычно осуществляется с по­мощью достаточно простых анкет или компьютерных программ, в которых фиксируется каждое появление в анализируемом тексте искомой единицы. Операции кодирования проводит кодировщик — сотрудник, который работает с текстом, фиксирует частоту употребления единиц счета.

Инструкция кодировщику. Ее содержанием выступает описание правил соотнесения единиц текста с перечнем категорий анализа, а также правил регистрации в Кодировочной карточке. Примером может служить список категорий и элементов регламентации, который называют кодификатором (кодом). Карточка содержит не только список наблюдаемых индикаторов, но и данные в документе, который подвергся кодированию (например, номер или название подразделения, в котором используется данная инструкция, ее объем в страницах, число разделов и т.п.).

Инструкция кодировщику содержит обычно не только правила поиска и регистрации единиц текста, соответствующих делениям кодификатора, но и примеры таких единиц, слова, высказывания, суждения и т.п.

Григорьев СИ., Растов Ю.Е. Основы современной социологии: Учеб. пособие // http://irbis.asu.ru/ mmc/grig/4.1.ru.shtml

Методическое пособие социолога-практика: Словарь-справочник / Под ред. Д.А. Шевченко, А.И. Крав­ченко. М., 1990. Основы прикладной социологии: Учеб. для вузов. М., 1995. С. 146—149.

Рис. 8. Фрагмент бланка

После разработки инструкция проверяется на однозначность ее понима­ния различными кодировщиками. Цель — выяснить, помогает ли инструк­ция кодировщикам получать единообразные, стандартные результаты, не за-

висящие от субъективных особенностей восприятия кодировщиков. Делается это следующим образом: один и тот же текст дается группе кодировщиков, которые работают с едиными кодификаторами (кодировочными карточка­ми) и инструкциями. Затем проверяется совпадение результатов. Случаи расхождения результатов выясняются, обсуждаются их причины. Те указа­ния инструкции, которые не обеспечивают однозначного восприятия коди­ровщиками, уточняются, после чего проводится новая проверка инструкции до получения необходимого уровня совпадения результатов.

В контент-анализе изучение любого текста проливает свет на его автора и те социальные условия, в которых создавался текст. В результате обнару­живаются авторство анонимной работы и плагиат, определяются жанр и ав­торский стиль, степень новизны и достоверности и даже характер интел­лекта автора. Отсюда принадлежащее А.Г. Здравомыслову полушутливое оп­ределение контент-анализа как «научно обоснованного метода чтения между строк».

Контент-анализ позволяет социологу изучать более глубокий слой соци­альных явлений, чем это доступно другим методам. Чтобы обнаружить яв­ление, стоящее за суждениями, в социологии ищут связанные с ним слова. А для понимания их важности сравнивают с другими основополагающими понятиями. События в Косове и вторая чеченская война изменили полити­ческий и культурный климат России. Они отразились в публикациях СМИ и электронной базе Интернета. Анализ частоты употребления слов «Косово», «беженцы», «албанцы», «Югославия», «НАТО» и подобных им демонстри­рует, насколько было взбудоражено общественное сознание россиян этими событиями. Контент-анализ электронных изданий, проведенный А. Костин-ским, выявил удивительную вещь: в период косовского кризиса слово «НАТО» встречалось 132 раза на 100 000 слов, США —.более 80. Для сравне­ния: даже сумма частот употребления слов «Чечня», «чечен», «чеченцы», «че­ченская» ни в первую, ни во вторую чеченскую войну не превышала 16 слов на 100 000. Создается впечатление, будто НАТО и США — главная забота рос­сиян. Размытый прежде враждебный образ Запада сосредоточился для нас в этих двух понятиях29.

Если контент-анализ применяется впервые, то допускаются многочисленные ошибки. Среди них специалисты30 отмечают наиболее типичные просчеты:

Анализ документов опережает разработку исследовательской программы.

Анализируются документы, не связанные с гипотезами исследования (имеющие сходство с темой исследования лишь по названию).

Не проверена подлинность документа.

Не уточнено его авторство.

Неполно учтено его предназначение.

Категории анализа не определены до такой степени, которая позволяет четко различать смысловые единицы текста документа.

Категории анализа не субординарны и не приведены в соответствие с теми дефинициями и операционализирующими их терминами, которые зафикси­рованы в программе исследования.

Костянский А. Частотный словарь российских СМИ // http://www.svoboda.org

Григорьев СИ., Растов Ю.Е. Основы современной социологии: Учеб. пособие // http://irbis.asu.ru/

mmc/grig/4.1.ru.shtml

Категории анализа несопоставимы со смыслом и языком текста анализи­руемого документа.

Единицы анализа характеризуют категории анализа лишь внешне, а не по существу, поэтому единицы анализа не позволяют идентифицировать содер­жание документа в полном соответствии с категориями анализа.

Анализ документа ведется без предварительной подготовки всего комп­лекса методических инструментов.

Классификатор имеет недочеты, составлен с нарушением правил логики.

Регистраторы (кодировщики) не получили должной методической подго­товки.

Инструкция по регистрации и кодировке недостаточно полная, состав­лена исследователем, который сам предварительно не апробировал инстру­ментарий.

Кодировка не соответствует программе математической обработки дан­ных исследования.

Результаты контент-анализа не перепроверены информацией, собранной иными методами.

Контент-анализ прессы требует сравнительно больших затрат времени и средств, поэтому может использоваться и метод экспресс-анализа. В его ос­нове лежит количественный подсчет содержательных элементов текста (факт, конфликт, аргумент, тема, обобщение), а также учет качественных характе­ристик публикаций (соответствие цели, информативность, актуальность, доказательность, конструктивность). Как и при контент-анализе, эти харак­теристики текста кодируются, обозначаются определенной цифрой, и затем при чтении текста исследователь их фиксирует31.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...