Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

методические рекомендации по отдельным формам самостоятельной работы

Кировский государственный колледж строительства, экономики и права

(филиал) ФГБОУ ВО «Московский государственный университет геодезии и картографии»

 

Основы социологии и политологии

Методические указания по выполнению

Самостоятельной внеаудиторной работы

Для студентов специальности

Строительство и эксплуатация зданий и сооружений

(базовая подготовка)

Киров2017


Методические указания по выполнению самостоятельной работы учебной дисциплины основы социологии и политологии разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальности СПО 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений, входящей в состав укрупненной группы 08.00.00 Техника и технологии строительства, Положения о самостоятельной работе студентов КГКСЭП, Методических рекомендаций по организации самостоятельной работы студентов КГКСЭП, Рабочей программы учебной дисциплины основы социологии и политологии

 

 

Организация – разработчик Кировский государственный колледж строительства, экономики и права (филиал) ФГБОУ ВО «Московский государственный университет геодезии и картографии»
Разработчик Губина М.Ю., преподаватель

 

Рассмотрено

ПЦК общеобразовательных, общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин

Протокол №____от ______2017 год

Председатель Бабаева Е.В.

Утверждаю Заместитель директора по УР «____»______________ 2017 год Грищук В.Н.  

содержание

Введение---------------------------------------------------------------------- 3

1 требования к результатам освоения учебной дисциплины основы социологии и политологии---------------------------------------------------------------------------------------- 4

2 Перечень самостоятельных работ--------------------- 5

3 Задания для выполнения самостоятельной работы---------------------------------------------------------------------------------------- 6

4 методические рекомендации по отдельным формам самостоятельной работы------------------- 33

5 приложения-------------------------------------------------------------- 37


Введение

Самостоятельная работа - планируемая учебная, учебно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия

Самостоятельная работа студентов является важным видом учебной деятельности студента

Современная система образования предполагает сокращение аудиторной нагрузки студентов и увеличение объема часов на самостоятельную работу. Федеральным государственным стандартом предусматривается, как правило, 50% часов из общей трудоемкости дисциплины на самостоятельную работу студентов, что увеличивает значимость текущего контроля знаний студентов, в том числе с использованием письменных работ, эссе, рефератов, тестов, домашних работ

Задачи организации самостоятельной работы состоят в том, чтобы:

§ мотивировать обучающихся к освоению учебных программ

§ повысить ответственность обучающихся за свое обучение

§ способствовать развитию общих и профессиональных компетенций обучающихся

Целью внеаудиторной самостоятельной работы является:

§ способствование реализации требований ФГОС в части, относящейся к знаниям, умениям, профессиональным компетенциям за счет внеурочной деятельности

 

Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины основы социологии и политологии:

- максимальной учебной нагрузки обучающегося - 40, в том числе:

- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 6

- самостоятельной внеаудиторной работы обучающегося - 24


Требования к результатам освоения учебной дициплины основы социологии и политологии

 

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии

- ориентироваться в современной экономической, политической, культурной ситуации в России и мире

- самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

- сущность социологического подхода в понимании закономерностей развития и функционирования общества и личности

- особенности процесса социализации личности, формы регуляции и саморегуляции социального поведения

- о социальной структуре, социальном расслоении, социальном взаимодействии и об основных социальных институтах, о социальных движениях и других факторах социального изменения и развития

- сущность власти, субъекты политики, политические отношения и процессы

типы политических систем, политических режимов, человеческое измерение политики

 

Перечень самостоятельных работ

Наименование разделов, тем Самостоятельная работа Количество часов
Раздел 1 Социологический подход в понимании закономерностей развития общества иличности    
Тема 1.1 Социология как наука. Социология личности 1 Кроссворд «История социологии»  
2 Презентация «Особенности социальной стратификации современной России»  
3 Анализ «Родственные отношения»  
4 Доклад: «Культура в современном мире»  
5 Самостоятельное изучение: «СМИ как «четвёртая власть»  
Раздел 2 Политология как наука    
Тема 2.1 История политической науки. Специфика политологии 6 Самостоятельное изучение: «Государство и гражданское общество»    
7 Самостоятельное изучение: «Конституция как основной закон государства»  
8 Самостоятельное изучение: «Политика как сфера общественной жизни»  
9 Разработка программы политической партии для предвыборных дебатов    
10 Сравнительная таблица «Политические партии современной России»  

 


Задания для выполнения самостоятельной работы

Самостоятельная работа 1

Тема 1.1 Социология как наука. Социология личности

Задание: Составить кроссворд: История социологии

План:

1. Античная философия в области обществоведения;

2. Предпосылки развития социологии в XVII веке (Г. Айхенваль, Д. Грунт, А. Пети, Я. Бернулли);

3. Социологические теории в XVIII веке (Дж. Вико, Г. Гердер, Ж. Кондорсе, Тюрго и др.);

4. Возникновение и развитие социологии в XIX веке:

a. «нравственная статистика» и её представители;

b. Л.Ж. Кетле;

c. О. Конт;

d. Г. Спенсер.

5. Социологическая концепция марксизма;

6. Социология М. Вебера;

7. Русская социология (П.Ф. Лилиенфельд, П.Л. Лавров, М.М. Ковалевский).

Цель:

- Ознакомить с основными концепциями социологического знания

Литература

1 Кравченко А.И. Введение в социологию: учебное пособие./А.И. Кравченко – М., 1995. – 144 с.

2 Куликов Л.М. Основы социологии и политологии: учебное пособие./Л.М. Кравченко. – М., 2000. – 336с.

3 Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. -2-е изд., перераб. и доп./А.А. Радугин – М., 1999. – 160 с.

4 Тарасов Ю.Н., Чучупал В.В., Мирошникова А.В. Социология. Политология./Ю.Н. Тарасов. – Воронеж, 2007. – 208 с.

Интернет-ресурсы

1 http://www.studfiles.ru/preview/1445573/

2 http://www.isras.ru/lern_biik.html

3 http://referatwork.ru/sociology-history

4 http://www.alleng.ru/edu/soc2.htm

Критерии оценки знаний

Оценка «5» - за предоставление всех рассмотренных вопросов, работа оформлена в соответствии с требованиями;

Оценка «4» - если не предоставлены 1-2 из предложенных вопросов работа оформлена в соответствии с требованиями;

Оценка «3» - если не предоставлены 3 вопроса, работа оформлена в соответствии с требованиями;

Оценка «2» -если предоставлено менее 4 вопросов, работа оформлена не в соответствии с требованиями.

 

Дата отчетности по заданию:


 

Самостоятельная работа 2

Задание: Составить презентацию: Особенности социальной стратификации современной России

План:

1) Причины перехода страны к классам (1990-е гг.);

2) Высший класс;

3) Условно-средний класс;

4) Низший класс.

Цель:

- ознакомить с основными концепциями социологического знания

Литература

1 Кравченко А.И. Введение в социологию: учебное пособие./А.И. Кравченко – М., 1995. – 144 с.

2 Куликов Л.М. Основы социологии и политологии: учебное пособие./Л.М. Кравченко. – М., 2000. – 336с.

3 Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. -2-е изд., перераб. и доп./А.А. Радугин – М., 1999. – 160 с.

4 Тарасов Ю.Н., Чучупал В.В., Мирошникова А.В. Социология. Политология./Ю.Н. Тарасов. – Воронеж, 2007. – 208 с.

Интернет-ресурсы

1 http://www.studfiles.ru/preview/1445573/

2 http://www.isras.ru/lern_biik.html

3 http://www.alleng.ru/edu/soc2.htm

Критерии оценки знаний

Оценка «5» - за предоставление всех рассмотренных вопросов, работа оформлена в соответствии с требованиями;

Оценка «4» - если не предоставлен 1 из предложенных вопросов, работа оформлена в соответствии с требованиями;

Оценка «3» - если не предоставлены 2 вопроса, работа оформлена в соответствии с требованиями;

Оценка «2» -если предоставлено менее 3 вопросов, работа оформлена не в соответствии с требованиями.

 

Дата отчетности по заданию:

 


 

Самостоятельная работа 3

Задание: Проанализировать тему: Родственные отношения

В качестве объекта исследования выступает собственная родня.

1. На карту РФ нанесите места (город, деревня) проживания родственников, в качестве географического центра собственное место проживания. (Приложение 1)

2. От него в разные стороны потянутся линии различного цвета в зависимости от того:

ü Видите ли вы их каждый день?

ü Два раза в неделю (выходные);

ü Раз в месяц;

ü Раз в год;

ü Несколько раз в жизни но благодаря крупным событиям (свадьба, похороны)

ü Ни разу не видел(ла), но лишь слышал о нём.

3. Разными цветами или формой линии обозначить:

ü Кому постоянно звоните;

ü Посылаете поздравительные открытки;

ü Получаете от него подарки;

ü Ничего не посылаете и ничего не получаете.

4. Проанализируйте результаты своих исследований:

1) Какую роль играют родственники (кто именно) в процессе вашей социализации, воспитания?

2) Зависит ли роль родственников в процессе социализации от географического положения?

3) Может ли быть так, что некто из родственников живёт очень далеко, но отношения с ним теснее и лучше, нежели с другими, проживающими поблизости?

4) А может быть важнее личные качества агента социализации?

5) Являются ли для вас друзья более важными (с самых разных точек зрения, но указать с каких именно), чем родственники?

Предоставить карту + письменный анализ.

Цель:

- ознакомить с основными концепциями социологического знания

Литература

1 Кравченко А.И. Введение в социологию: учебное пособие./А.И. Кравченко – М., 1995. – 144 с.

2 Куликов Л.М. Основы социологии и политологии: учебное пособие./Л.М. Кравченко. – М., 2000. – 336с.

3 Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. -2-е изд., перераб. и доп./А.А. Радугин – М., 1999. – 160 с.

4 Тарасов Ю.Н., Чучупал В.В., Мирошникова А.В. Социология. Политология./Ю.Н. Тарасов. – Воронеж, 2007. – 208 с.

Интернет-ресурсы

1 http://textarchive.ru/c-2194136-p2.html

2 http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/gidd/12.php

Критерии оценки знаний

Оценка «5»

- Студент не допускает ошибок в воспроизведении изученного;

- Студент выделяет главные положения в изученном материале и не затрудняется в ответах на видоизмененные вопросы;

- Студент усваивает весь объем программного материала

Оценка «4»

- Студент знает весь изученный материал;

- Отвечает без особых затруднений на вопросы преподавателя;

- Студент умеет применять полученные знания на практике;

- В условных ответах не допускает серьезных ошибок, легко устраняет определенные неточности с помощью дополнительных вопросов преподавателя;

Оценка «3»

- Студент обнаруживает освоение основного материала, но испытывает затруднения при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных дополняющих вопросов преподавателя;

- Предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера и испытывает затруднения при ответах на воспроизводящие вопросы

Оценка «2»

- У студента имеются отдельные представления об изучаемом материале, но все, же большая часть не усвоена

 

Дата отчетности по заданию:

 


 

Самостоятельная работа 4

Задание: Подготовить доклад: Культура в современном мире

План:

1) Просветительские концепции культуры;

2) Культура как ценностно-нормативная среда;

3) Культура как сфера духовного производства;

4) Культурный потенциал современного города;

5) Понятие специализированной культуры и её разновидности;

6) Понятие творческой личности;

7) Наука как социокультурный институт;

8) Социокультурные функции образования;

9) Идеология и культура;

10) Роль СМИ в пропаганде массовой культуры.

Цель:

- ознакомить с основными концепциями социологического знания

Литература

1 Кравченко А.И. Введение в социологию: учебное пособие./А.И. Кравченко – М., 1995. – 144 с.

2 Куликов Л.М. Основы социологии и политологии: учебное пособие./Л.М. Кравченко. – М., 2000. – 336с.

3 Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. -2-е изд., перераб. и доп./А.А. Радугин – М., 1999. – 160 с.

4 Тарасов Ю.Н., Чучупал В.В., Мирошникова А.В. Социология. Политология./Ю.Н. Тарасов. – Воронеж, 2007. – 208 с.

Интернет-ресурсы

1 http://www.studfiles.ru/preview/1445573/

2 http://www.isras.ru/lern_biik.html

3 http://www.alleng.ru/edu/soc2.htm

Критерии оценки знаний

Оценка «5»

- Студент не допускает ошибок в воспроизведении изученного;

- Студент выделяет главные положения в изученном материале и не затрудняется в ответах на видоизмененные вопросы;

- Студент усваивает весь объем программного материала

Оценка «4»

- Студент знает весь изученный материал;

- Отвечает без особых затруднений на вопросы преподавателя;

- Студент умеет применять полученные знания на практике;

- В условных ответах не допускает серьезных ошибок, легко устраняет определенные неточности с помощью дополнительных вопросов преподавателя;

Оценка «3»

- Студент обнаруживает освоение основного материала, но испытывает затруднения при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных дополняющих вопросов преподавателя;

- Предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера и испытывает затруднения при ответах на воспроизводящие вопросы

Оценка «2»

- У студента имеются отдельные представления об изучаемом материале, но все, же большая часть не усвоена

 

Дата отчетности по заданию:

 


 

 

Самостоятельная работа 5

Задание: Самостоятельно изучить тему: СМИ как «четвёртая власть

План:

1) Функции СМИ;

2) Политическое манипулирование;

3) Информационная триада (три вершины треугольника: Япония, США, ЕС);

4) Информация: правда или пропаганда?

5) Реакция индивида на массовую культуру.

Цель:

- ознакомить с основными концепциями социологического знания

Литература

1 Кравченко А.И. Введение в социологию: учебное пособие./А.И. Кравченко – М., 1995. – 144 с.

2 Куликов Л.М. Основы социологии и политологии: учебное пособие./Л.М. Кравченко. – М., 2000. – 336с.

3 Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. -2-е изд., перераб. и доп./А.А. Радугин – М., 1999. – 160 с.

4 Тарасов Ю.Н., Чучупал В.В., Мирошникова А.В. Социология. Политология./Ю.Н. Тарасов. – Воронеж, 2007. – 208 с.

Интернет-ресурсы

1 http://www.studfiles.ru/preview/1445573/

2 http://www.isras.ru/lern_biik.html

3 http://www.alleng.ru/edu/soc2.htm

Критерии оценки знаний

Оценка «5»

- Студент не допускает ошибок в воспроизведении изученного;

- Студент выделяет главные положения в изученном материале и не затрудняется в ответах на видоизмененные вопросы;

- Студент усваивает весь объем программного материала

Оценка «4»

- Студент знает весь изученный материал;

- Отвечает без особых затруднений на вопросы преподавателя;

- Студент умеет применять полученные знания на практике;

- В условных ответах не допускает серьезных ошибок, легко устраняет определенные неточности с помощью дополнительных вопросов преподавателя;

Оценка «3»

- Студент обнаруживает освоение основного материала, но испытывает затруднения при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных дополняющих вопросов преподавателя;

- Предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера и испытывает затруднения при ответах на воспроизводящие вопросы

Оценка «2»

- У студента имеются отдельные представления об изучаемом материале, но все, же большая часть не усвоена

 

Дата отчетности по заданию

 

Самостоятельная работа 6

Тема 2.1 История политической науки. Специфика политологии

Задание: Изучить тему: Государство и гражданское общество

План:

1) Функции государства;

2) Учение об обществе гражданского типа (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, П. Гольбаха, И. Кант, Г. Гегель, К. Маркс);

3) Структура гражданского общества;

4) Развитие гражданского общества;

5) Отличия гражданского общества (особенности).

Цель:

- ознакомить с основными концепциями политологического знания

Литература

1 Куликов Л.М. Основы социологии и политологии: учебное пособие./Л.М. Кравченко. – М., 2000. – 336с.

2 Тарасов Ю.Н., Чучупал В.В., Мирошникова А.В. Социология. Политология./Ю.Н. Тарасов. – Воронеж, 2007. – 208 с.

Интернет-ресурсы

1 http://uchebniki-besplatno.com/politologii-uchebniki/politologiya-uchebnik-dlya-studentov.html

2 https://www.for-stydents.ru/politologiya/uchebniki/politologiya1.html

3 http://www.studfiles.ru/preview/1674643/

Критерии оценки знаний

Оценка «5»

- Студент не допускает ошибок в воспроизведении изученного;

- Студент выделяет главные положения в изученном материале и не затрудняется в ответах на видоизмененные вопросы;

- Студент усваивает весь объем программного материала

Оценка «4»

- Студент знает весь изученный материал;

- Отвечает без особых затруднений на вопросы преподавателя;

- Студент умеет применять полученные знания на практике;

- В условных ответах не допускает серьезных ошибок, легко устраняет определенные неточности с помощью дополнительных вопросов преподавателя;

Оценка «3»

- Студент обнаруживает освоение основного материала, но испытывает затруднения при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных дополняющих вопросов преподавателя;

- Предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера и испытывает затруднения при ответах на воспроизводящие вопросы

Оценка «2»

- У студента имеются отдельные представления об изучаемом материале, но все, же большая часть не усвоена

 

Дата отчетности по заданию

Самостоятельная работа 7

Задание: Самостоятельно изучить тему: Политическая власть

План:

1) Понятие политической власти;

2) Источники, ресурсы, функции, формы власти;

3) Подходы к трактовке власти (релятивистский, бихевиористский, позитивно-социологический; структурно-функциональный);

4) Формы политической власти;

5) Становление демократии в России;

6) Понятие лидерства, его классификация.

Цель:

- ознакомить с основными концепциями политологического знания

Литература

1 Куликов Л.М. Основы социологии и политологии: учебное пособие./Л.М. Кравченко. – М., 2000. – 336с.

2 Тарасов Ю.Н., Чучупал В.В., Мирошникова А.В. Социология. Политология./Ю.Н. Тарасов. – Воронеж, 2007. – 208 с.

Интернет-ресурсы

1 http://uchebniki-besplatno.com/politologii-uchebniki/politologiya-uchebnik-dlya-studentov.html

2 https://www.for-stydents.ru/politologiya/uchebniki/politologiya1.html

3 http://www.studfiles.ru/preview/1674643/

Критерии оценки знаний

Оценка «5»

- Студент не допускает ошибок в воспроизведении изученного;

- Студент выделяет главные положения в изученном материале и не затрудняется в ответах на видоизмененные вопросы;

- Студент усваивает весь объем программного материала

Оценка «4»

- Студент знает весь изученный материал;

- Отвечает без особых затруднений на вопросы преподавателя;

- Студент умеет применять полученные знания на практике;

- В условных ответах не допускает серьезных ошибок, легко устраняет определенные неточности с помощью дополнительных вопросов преподавателя;

Оценка «3»

- Студент обнаруживает освоение основного материала, но испытывает затруднения при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных дополняющих вопросов преподавателя;

- Предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера и испытывает затруднения при ответах на воспроизводящие вопросы

Оценка «2»

- У студента имеются отдельные представления об изучаемом материале, но все, же большая часть не усвоена

 

Дата отчетности по заданию

 


 

Самостоятельная работа 8

Задание: Самостоятельно изучить тему «Политика как сфера общественной жизни».

План:

1. Групповые интересы власти;

2. Конфликты в обществе;

3. Этносоциальные и конфессиональные группы в политике;

4. Политическая система общества.

Цель:

- ознакомить с основными концепциями политологического знания

Литература

1 Куликов Л.М. Основы социологии и политологии: учебное пособие./Л.М. Кравченко. – М., 2000. – 336с.

2 Тарасов Ю.Н., Чучупал В.В., Мирошникова А.В. Социология. Политология./Ю.Н. Тарасов. – Воронеж, 2007. – 208 с.

Интернет-ресурсы

1 http://uchebniki-besplatno.com/politologii-uchebniki/politologiya-uchebnik-dlya-studentov.html

2 https://www.for-stydents.ru/politologiya/uchebniki/politologiya1.html

3 http://www.studfiles.ru/preview/1674643/

Критерии оценки знаний

Оценка «5»

- Студент не допускает ошибок в воспроизведении изученного;

- Студент выделяет главные положения в изученном материале и не затрудняется в ответах на видоизмененные вопросы;

- Студент усваивает весь объем программного материала

Оценка «4»

- Студент знает весь изученный материал;

- Отвечает без особых затруднений на вопросы преподавателя;

- Студент умеет применять полученные знания на практике;

- В условных ответах не допускает серьезных ошибок, легко устраняет определенные неточности с помощью дополнительных вопросов преподавателя;

Оценка «3»

- Студент обнаруживает освоение основного материала, но испытывает затруднения при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных дополняющих вопросов преподавателя;

- Предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера и испытывает затруднения при ответах на воспроизводящие вопросы

Оценка «2»

- У студента имеются отдельные представления об изучаемом материале, но все, же большая часть не усвоена

 

Дата отчетности по заданию

 


 

Самостоятельная работа 9

Задание: Составить сравнительную таблицу «Политические партии современной России». (Приложение 2)

План:

1) Партийные системы и их основные типы;

2) Особенности многопартийности в современной России;

3) Типы избирательных систем;

4) Политические партии в парламенте;

5) История развития партий в России.

Цель:

- ознакомить с основными концепциями политологического знания

Литература

1 Кравченко А.И. Введение в социологию: учебное пособие./А.И. Кравченко – М., 1995. – 144 с.

2 Куликов Л.М. Основы социологии и политологии: учебное пособие./Л.М. Кравченко. – М., 2000. – 336с.

3 Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. -2-е изд., перераб. и доп./А.А. Радугин – М., 1999. – 160 с.

4 Тарасов Ю.Н., Чучупал В.В., Мирошникова А.В. Социология. Политология./Ю.Н. Тарасов. – Воронеж, 2007. – 208 с.

Интернет-ресурсы

1 http://www.studfiles.ru/preview/1445573/

2 http://www.isras.ru/lern_biik.html

3 http://www.alleng.ru/edu/soc2.htm

Критерии оценки знаний

Оценка «5» - за предоставление всех рассмотренных вопросов, работа оформлена в соответствии с требованиями;

Оценка «4» - если не предоставлен 1 из предложенных вопросов, работа оформлена в соответствии с требованиями;

Оценка «3» - если не предоставлены 2 вопроса, работа оформлена в соответствии с требованиями;

Оценка «2» -если предоставлено менее 3 вопросов, работа оформлена не в соответствии с требованиями.

 

Дата отчетности по заданию:

 


 

Самостоятельная работа 10

Задание: Разработать программу политической партии для предвыборных дебатов.

План:

1. Определиться со своим политическим блоком: левый, правый, либо центр (один на выбор, далее на основе выбранного блока составить программу, не противоречащую основным направлениям блока);

2. Программа должна включать в себя три сферы:

a) Политическая:

ü Форма государственного устройства;

ü Тип политического режима;

ü Цели государственной политики.

b) Экономическая:

ü Форма собственности;

ü Тип экономики и т.д.

c) Социальная:

ü Отношение к медицине;

ü Отношение к образованию и другим социальным программам.

Работу предоставить в виде доклада.

Цель:

- ознакомить с основными концепциями политологического знания

Литература

1 Куликов Л.М. Основы социологии и политологии: учебное пособие./Л.М. Кравченко. – М., 2000. – 336с.

2 Тарасов Ю.Н., Чучупал В.В., Мирошникова А.В. Социология. Политология./Ю.Н. Тарасов. – Воронеж, 2007. – 208 с.

Интернет-ресурсы

1 http://uchebniki-besplatno.com/politologii-uchebniki/politologiya-uchebnik-dlya-studentov.html

2 https://www.for-stydents.ru/politologiya/uchebniki/politologiya1.html

3 http://www.studfiles.ru/preview/1674643/

Критерии оценки знаний

Оценка «5»

- Студент не допускает ошибок в воспроизведении изученного;

- Студент выделяет главные положения в изученном материале и не затрудняется в ответах на видоизмененные вопросы;

- Студент усваивает весь объем программного материала

Оценка «4»

- Студент знает весь изученный материал;

- Отвечает без особых затруднений на вопросы преподавателя;

- Студент умеет применять полученные знания на практике;

- В условных ответах не допускает серьезных ошибок, легко устраняет определенные неточности с помощью дополнительных вопросов преподавателя;

Оценка «3»

- Студент обнаруживает освоение основного материала, но испытывает затруднения при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных дополняющих вопросов преподавателя;

- Предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера и испытывает затруднения при ответах на воспроизводящие вопросы

Оценка «2»

- У студента имеются отдельные представления об изучаемом материале, но все, же большая часть не усвоена

 

Дата отчетности по заданию

 


 

Зачётные карточки по курсу основ социологии и политологии

 

Карточка №1

1. Что изучает социология и каковы её основные функции?

2. В чём суть марксистской концепции общественно-экономических формаций? Возможно ли, по-Вашему, осуществление коммунистической идеи в реальной действительности?

 

Карточка №2

1. Дайте характеристику основных методов социологического исследования.

2. Возникновение социологии. Социология, объясняющая и понимающая: в чём различия между ними?

 

Карточка №3

1. В чём суть таких теоретических разработок американских исследователей, как теория иерархии потребностей (пирамида А. Маслоу) и бихевиоризм?

2. Общество и его основные типы. Каковы различия понятий «общество», «страна» и «государство»?

 

Карточка №4

1. Раскройте ключевые идеи лидеров западноевропейской социологии XIX – начала XX века.

2. Каковы основные этапы развития социологии в России?

 

Карточка №5

1. Что такое социальная мобильность людей, и каковы социальные сдвиги в современных обществах?

2. Этнические общности и их формы. В чём проявляется процесс развития этносов и как, по-Вашему, избежать межнациональной розни между людьми?

 

Карточка №6

1. Каковы особенности социальной стратификации современной России?

2. Прогресс и регресс в развитии общества. В чём проявляется мировой социальный прогресс?

 

Карточка №7

1. Социальные институты: сущность, структура и основные виды. Что понимают под институционализацией?

2. Социальные общности и их виды. Каковы сущность, основные системы и критерии социальной стратификации?

 

Карточка №8

1. Что означает социальный статус людей и каковы его основные виды? Социальная роль и статусно-ролевые конфликты.

2. Охарактеризуйте основные формы культуры. Как Вы полагаете, всегда ли контркультура заслуживает негативной оценки?

 

Карточка №9

1. Что понимают под социальным поведением людей и каковы основные факторы его определяют?

2. Расскажите о социальных ценностях и нормах общества. Какова роль культуры в обществе?

 

Карточка №10

1. Что в социологии называют культурой общества?

2. Дайте характеристику основных типов социальных конфликтов?

 

Карточка №11

1. Понятие «человек», «индивид», «личность» и суть процесса социализации личности.

2. В чём сущность и основные причины социальных конфликтов?

 

Карточка № 12

1. Что изучает и как развивалась политология? Каковы её роль и значение в обществе?

2. Почему с развитием человечества возникла потребность в политике? В чём суть политической деятельности?

 

Карточка № 13

1. Что такое государство как политический институт? Как, по-Вашему, и почему оно возникло?

2. В чём противоречивость роли государства в обществе? Каковы его плюсы и минусы?

 

Карточка № 14

1. Согласны ли Вы с тем, что политика – «грязное дело» и что поэтому она не нужна?

 

Карточка №15

1. Что понимают под гражданским обществом и каковы его основные элементы?

2. Что представляет собой монархия и каковы её основные формы?

 

Карточка №16

1. Какие черты характерны для авторитарных государств и каково место таких государств в истории человечества?

2. Что такое республика и каковы различия между президентской и парламентской её формами?

 

Карточка №17

1. В чём смысл понятия демократии, и каковы её возможные недостатки? Основные черты современных демократических государств.

2. В чём особенности унитарного и федеративного государств и что такое конфедерация? Как в связи с этим можно охарактеризовать Россию и СНГ?

 

Карточка № 18

1. Правовое государство и его основные принципы. Какова, по-Вашему, роль СМИ в демократическом обществе?

2. Что понимают под политическим режимом? Каковы основные признаки и историческая судьба тоталитарных государств?

 

Карточка № 19

1. Что отличает государства устойчивые и нестабильные; военные и полицейские? В чём особенность социального государства?

2. Что представляет собой политическая партия и каковы её основные функции?

 

Карточка № 20

1. Партийные системы в обществах: понятие и типы, плюсы и минусы. В чём особенность многопартийности современной России?

2. Дайте характеристику таких типов партий, как кадровые и массовые, демократические и тоталитарные, правящие и оппозиционные. В чём различия между партиями по взглядам на характер развития общества?

 

Карточка № 21

1. Политический лидер и его функции. Каковы основные подходы к обоснованию природы лидерства?

2. Раскройте принцип демократических выборов. Насколько совместимы с демократией избирательные цензы.

 

Карточка № 22

1. Каковы типы лидеров по их ролевому назначению, стилю руководства и психологии поведения?

2. Каковы основные тенденции в идеологиях правых и левых партий?

 

Карточка № 23

1. Мажоритарная и пропорциональная избирательная системы. В чём их основные достоинства и недостатки?

2. В чём общность и каковы ключевых различия в идеологических подходах либералов и консерваторов, коммунистов и социал-демократов?

Карточка № 24

1. Назовите различия между лидерами формальными и неформальными, традиционными, рационально-легальными и харизматическими?

2. Дайте характеристику общественно-политическим движениям и методам их деятельности.

 

Карточка № 25

1. Каковы основные типы и организационные формы работы политических партий в парламенте? Что такое лоббизм?

2. Как отличить лидера-популиста и каковы основные критерии оценки предвыборных программ?

 

Карточка № 26

1. Мировое сообщество и международные отношения. Каковы современные тенденции в развитии международных отношений?

2. В чём проявляется глобальная демографическая проблема и каковы основные пути её решения?

 

 


 

методические рекомендации по отдельным формам самостоятельной работы

Подготовка доклада

Доклад - это сообщение по заданной теме, с целью добыть знания из дополнительной литературы, систематизировать материл, проиллюстрировать примерами, развить навыки самостоятельной работы с научной литературой, расширить познавательный интерес к научным знаниям.

Деятельность преподавателя:

· выдаёт темы докладов

· определяет место и сроки подготовки доклада

· оказывает консультативную помощь студенту: по графику проведения консультаций;

· определяет объём доклада

· указывает основную литературу

· оценивает доклад и презентацию в контексте занятия.

Деятельность студента:

· выбирает тему доклада

· подбирает литературу по выбранной теме

· знакомится с содержанием литературы

· выбирает наиболее важную информацию, делает выписки

· составляет план доклада

· составляет текст доклада

· читает текст и редактирует его, выписывает незнакомые термины, обращаясь к словарю за правильным написанием и произношением. 2 – 3 раза прочитывает текст вслух, отмечая затраты времени

Инструкция докладчикам:

Необходимо помнить, что выступление состоит из трех частей: вступление, основная часть и заключение. Вступление помогает обеспечить успех выступления по любой тематике. Вступление должно содержать:

· название доклада

· сообщение основной идеи

· современную оценку предмета изложения

· краткое перечисление рассматриваемых вопросов

· живую интересную форму изложения

· акцентирование оригинальности подхода

Основная часть, в которой выступающий должен глубоко раскрыть суть затронутой темы, обычно строится по принципу отчета. Задача основной части - представить достаточно данных для того, чтобы слушатели и заинтересовались темой и захотели ознакомиться с материалами. При этом логическая структура теоретического блока должны сопровождаться иллюстрациями разработанной компьютерной презентации.

Заключение - это ясное четкое обобщение и краткие выводы.

Критерии оценки:

· соответствие содержания теме

· умение выделять главное

· теоретическое содержание и связь с практической деятельностью

· логика и аргументы высказываемых сужд<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...