Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Американская историография Просвещения.




Американская историография Просвещения.

Зарождение Американского Просвещения в условиях борьбы за независимость и национальное единство. Бенджамин Франклин «Исторический очерк конституции и правительства Пенсильвании». Томас Джефферсон «Декларация независимости» (1776), безусловное право на революционное восстание против тирании. Томас Пейн «Здравый смысл». Концепция независимости и республиканизма. «Век разума» и позиция деизма. «Аграрная справедливость». Американское Просвещение и его влияние на европейскую общественную мысль.

3. Историография первой половины XIX в.

Романтизм и романтическая историография в первой половина XIX в. Влияние Французской революции на европейскую историческую мысль. Открытие доступа к государственным архивам. Рост общественного интереса к истории и её «демократизация». Изменение тематики исторических сочинений. Утрата интереса к всемирной истории: от идеи единого человечества к идее национального органического развития. Историческая культура романтизма: идеализация и «присвоение» прошлого. Реабилитация средневековья в политической публицистике (Э Берк, Л. Бональд, Ж. Де Местр, Шатобриан) и в художественной литературе (Вальтер Скотт и Виктор Гюго), в философии истории (Ф. Шлегель).
Историческая мысль в Германии в первой половине XIX в.

Историческая школа права (К. -Ф. Савиньи, К. -Ф. Эйхгорн) и понятие «народного духа». Апелляция к первоисточникам. Успехи филологической критики текстов (Ф. -А. Вольф, братья Гримм) и пересмотр важнейших вопросов источниковедения. Б. -Г. Нибур (1776–1831): новый этап в совершенствовании критики источников. Приемы исторической критики: выяснение происхождения источника, заимствований, достоверности традиции. Метод исторической аналогии. Крупнейшее научное предприятие XIX века: издание «Исторических памятников Германии». Синтез романтизма и Просвещения в «Философии истории» Гегеля (1770–1831) и восстановление в правах всемирной истории. Исторический процесс и его закономерности. Идея прогресса и универсальности исторического развития. Леопольд фон Ранке (1795–1886) и его критический метод. Разработка новых исследовательских приемов (глубокая внутренняя критика источника, сопоставление свидетельств), опора на официальные документы. Особый вид исторических произведений для написания политической истории – регесты. Семинары Ранке. Историки «школы Ранке» по всей Европе. Критика Л. Ранке гегелевской концепции истории и телеологической теории прогресса. Взгляды Ранке на всемирную историю в его сочинении «Об эпохах новой истории». Гейдельбергская школа. Ф. -Х. Шлоссер (1776–1861) и его «Всемирная история». Карл Риттер (1779–1859) и историко-географическая школа.

Французская историография в первой половине XIX века.

Публикация источников (серия «неизданных документов, относящихся к истории Франции», коллекция «Латинской и греческой патрологии») и организация исторической науки в 1820–1830-е годы. Создание Школы хартий для подготовки архивистов-палеографов (1821), Института истории (1833), особого правительственного комитета для разыскания и публикации памятников французской истории (1834), издание закона о местных архивах (1838). Нарративная романтическая школа: актуализация художественной стороны исторического творчества. О. Тьерри (1795–1856) и идея «борьбы рас»: влияние идей Сен-Симона. Драматизированная история в «Правдивой истории Жака Простака». «Письма об истории Франции». «Опыт истории происхождения и успехов третьего сословия» и другие произведения. «Философская школа». Ф. Гизо (1787–1874): историк и политик. Историческая концепция Гизо. «Опыт истории Франции» (1823) и «История Английской революции» (1826/27). От политических учреждений к отношениям собственности: «социальный вопрос и борьба классов за власть». Практическая польза и «уроки истории». «История Франции» Ж. Мишле (1798–1874). Расширение круга источников: литература, предметы материальной культуры, природные объекты. «Вживание» в прошлое и темперамент историка. Ф. Минье (1796–1876) и «История Французской революции» (1824).

Британская историография первой половины XIX века.

Откровенная «партийность» британских школ политической истории. Становление вигской историографической традиции. Апология современного политического устройства как результата эволюционного развития. Зачинатель традиции вигской школы политической истории – Генри Галлам (1777–1859). «Обзор состояния Европы в средние века» (1818) и «Конституционная история Англии от Генриха VII до Георга V» (1827). Поступательное движение нации к свободе и политическому идеалу - конституционной монархии. Т. Б. Маколей (1800–1859) и «История Англии от восшествия на престол Якова II». Исторические этюды и публицистика. Как надо писать историю: размышления над проблемой соединения двух начал – познавательного и эстетического, научной точности и художественных достоинств. «Переживание» истории и историческая эссеистика. История в мастерских литературных портретах. Торийская школа. Томас Карлейль (1795–1881) – историк, философ, публицист. Беллетризованная история и специфика ее источниковой базы: нарративные, эпистолярные, мемуарные материалы и приоритет интуиции перед критическим анализом. Влияние немецких романтиков начала XIX века на исторические взгляды Карлейля. История как борьба добра и зла, веры и неверия. Роль личности в его исторических построениях: «культ героев». Учение о «героях и толпе». Выделение эпох по типу героев. Нарушение социальной гармонии и поиски «новых героев» в эпоху Реформации в Германии, Английской революции 1640–1660 гг., Французской революции 1789 г. Смена идеалов и героев после революции 1848 г.: «История Фридриха II Прусского». Дж. Э. Фроуд (1818–1894) и его труды по новой истории. Отказ от теории и отрицание научного характера истории. Идеал истории «без всякого морализирования и философствования».
4. Позитивизм и развитие исторической науки во второй половине XIX в. Историография второй половины XIX в.

Англия. Историческая мысль и состояние исторического знания во второй половине ХIХ в.
Буржуазный либерализм и его идеология. Идея прогресса; английский позитивизм. Кембриджская и Оксфордская школы. Э. Фримен. «Краткая история английского народа» Джона Ричарда Грина. Рационализм. Экономическая история. Дж. Торолд Роджерс. С. Р. Гардинер и его школа. «Промышленная революция в Англии» Арнольда Тойнби-старшего. Первые работы историков марксистского направления. История колониальной политики (Дж. Сили).
Немецкая историография во второй половине ХIХ в.

Германская историография накануне объединения Германии. Два главных напрaвления в германской историографии в 50–60-е гг. ХIХ века: 1). Прусско-малогерманская школа (примыкает к школе Л. Ранке). 2). Австро-великогерманская (католическая школа). Господствующее положение малогерманской школы в исторической науке Германии. Основание «Исторического журнала» (ведущий орган исторической науки ФРГ). «История Германии ХIХ в. » Г. Трейчке. Идеологическая концепция Фиккера. Германская историография после объединения Германии. Новая историческая школа политической экономии Густава Шмоллера (1830–1917). «Новый либерализм» в буржуазной историографии в конце Х1Х в. Школа «нового либерализма» как результат кризиса малогерманской школы и изменения позиций самих историков. Оппозиция историков к Бисмарку. Иоганн Шерр. Якоб Бургхардт (1818–1897). Концепция важности духовной культуры человека и права человека на свободное развитие. Дискуссия по вопросам методологии истории в Германии в конце Х1Х в. (К. Лампрехт и др. ). Марксизм и материалистическое понимание истории. Развитие марксизма во второй половине XIX в

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...