Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методика изучения возможности осмысления ситуации на основе слухового или зрительного восприятия (понимание явного и скрытого смысла, связи деталей в единое целое)




Методика Эббингауза

Методика используется для выявления уровня развития речи, продуктивности ассоциаций.

Инструкция: "Вставьте пропущенные слова".

Над городом низко повисли снеговые_______.

Вечером началась ________. Снег повалил боль­шими ______. Холодный ветер выл как _____

дикий _____. На конце пустынной и глухой ___

вдруг показалась какая-то девочка. Она медленно и с _____ пробиралась по ______. Она была худа

и бедно ______. Она продвигалась медленно впе­ред, валенки сваливались с ног и ____ ей идти.

На ней было плохое _____ с узкими рукавами, а

на плечах ____. Вдруг девочка _________ я,

наклонившись, начала что-то искать у себя под но­гами. Наконец она стала на ______________ я

своими посиневшими от ____________ ручонка­ми стала ________ по сугробу.

68

Данная методика используется для определения уровня раз­вития понимания грамматических конструкций.

Задание 1.

1. "Послушай, что я тебе прочитаю и расскажи".

2. "Прочитай и перескажи".

Галка и голубь

Галка услыхала о том, что голубей хорошо кормят, выбелилась в белый цвет и влетела в голубятню.

Голуби ее приняли как свою, накормили, но галка ч-е удержалась и закаркала по-галочьи. Тогда голуби ее прогнали. Она вернулась было к галкам, но те 11оже ее не приняли.

Муравей и голубка

Муравей захотел напиться и спустился к ручью. ^олна захлестнула его, и он начал тонуть.


Пролетавшая мимо голубка заметила это и бро -( сила ему в ручей ветку. Муравей взобрался на эту ветку и спасся.

На следующий день муравей увидел, что охотник хочет пойти и поймать голубку в сеть. Он подполз к нему и укусил его в ногу. Охотник вскрикнул от боли, выронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.

Умная галка

Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько набросала, что стало можно пить.

Самые красивые

Летела сова. Навстречу ей летели другие птицы, Сова спросила:

— Вы не видели моих птенцов?

—А какие они?

— Самые красивые!

Анализ результатов: учитывается понимание последователь­ности событий, общего и скрытого смысла.

Задание 2.

Обращаясь к ребенку, учитель говорит: "Слушай вниматель­но. Я буду называть по несколько слов. Составь из каждого набора по несколько предложений (одно предложение). Если потребуется, измени эти слова или добавь к набору еще одно или несколько слов".

Наборы слов:

1. Девочка, альбом, рисунок.

2. Ребенок, чашка, молоко.

3. Из, клетки, чиж.

4. Саша, лыжах, катается, на.

Ц1кала оценивания

Количество правильно Оценка
составленных предложений    
4 и более  
   
   
   
   

 

Задание для углубленной диагностики.

"Прослушай ряд слов и составь из них предложения".

1. В, поют, хоре, девочки.

2. Пассажиры, трамвая, выходят.

Задание 3.

Перед ребенком на столе выкладываются две карточки с рисунками:

70

Учитель говорит: "Мальчика в белой рубашке зовут Петей, а мальчика в клетчатой рубашке — Ваней". Затем под этими картинками учитель раскладывает восемь отдель­ных карточек с напечатанными на них предложениями раз­ной синтаксической сложности. Эти предложения представля-


ют собой описание ситуаций, в которых субъектом действия является то Петя, то Ваня (активные и пассивные конструк­ции): Ваня нарисовал Петю. Ваню нарисовал Петя. Петю на­рисовал Ваня. Ваня нарисован Петей. Петя нарисовал Ваню. Ваней нарисован Петя. Петей нарисован Ваня. Петя нарисо­ван Ваней.

Далее учитель говорит: "Прочитай эти предложения. По­ложи отдельно те из них, где говорится о том, что рисовал Петя, и отдельно те, в которых говорится о том, что рисо­вал Ваня".

Примечание: Если ребенок не читает, используется дейкти-ческая жестикуляция. Предложения читает учитель. Ребенок показывает пальцем, кто рисовал: Петя или Ваня.

Шкала оценивания

Тест различения и выбора фонем

Количество правильно разложенных предло­ Оценка
жений или правильно указанных картинок    
8—7  
6—5  
4—3  
2—1  
   

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...