Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Государственные услуги как «продукт» административного учреждения.




Вообще «услуга" представляет собой трудовую хозяйственную деятельность, результаты которой выражаются в полезном эффекте, удовлетворяющем какие-либо потребности человека, организации или общества.

 

С началом проведения административных реформ, примерно с 2005 года, в России стала все более активно использоваться особенная категория услуг – "государственные услуги", что содержательно обозначило процесс изменения роли и задач государства в обществе. В данном контексте важным был факт существования во многих развитых западных странах широко распространенной трактовки понятия государственных услуг как одной из основных форм взаимодействия между гражданином, юридическим лицом и государственной властью, где государство рассматривается в роли поставщика услуг.

 

В начале 2008 года на федеральном уровне нормативными документами было определено значение категории «государственная (муниципальная) услуга». Её содержание было сведено к деятельности по исполнению запроса граждан и (или) организаций о признании, установлении, изменении или прекращении их прав, установлении юридических фактов, получении для их реализации в случаях и порядке, предусмотренных законодательством материальных и финансовых средств, а также предоставлении информации по вопросам, входящим в компетенцию исполнительного органа исполнительной власти, включенным в реестр государственных (муниципальных) услуг в соответствии с федеральным законодательством.

Т.О. государственные услуги - «услуги, оказываемые гражданам и их объединениям, физическим и юридическим лицам государственными органами. Услугами в этом случае является предоставление пользователям выходов (результатов исполнения) функций государственных органов, посредством которых последние выполняют обязательства государства перед гражданами - обеспечивают реализацию их прав и обязанностей».

Отличительные признаки государственной административной услуги:

«1) индивидуальность предоставления (оказывается конкретному физическому или юридическому лицу);

2)обращение (в связи с реализацией прав и обязанностей) пользователей государственных услуг в государственный орган;

3)предоставление услуги непосредственно в государственном органе;

4)существление этой услуги в силу объективных социально-экономических причин не может быть передано коммерческим или некоммерческим организациям и их объединениям».

При этом весь процесс оказания государственных услуг может быть разделен на несколько составных частей. К первой составной части относятся условия оказания государственной услуги. Под такими условиями понимается нормативная база, реестр услуг. Ко второй составной части относится основание оказания государственной услуги. Таким основанием, как правило, служит заявление потенциального потребителя, договор.

Состав оказываемой государственной услуги включает в себя содержание услуги, включая конечный и промежуточный результаты. Промежуточным результатом оказания государственной услуги являются предварительные консультации в процессе подготовки документов, экспертиза документов, подготовка решения в соответствии с регламентом. Конечным результатом оказания государственной услуги является итоговый факт - выдача правообеспечивающего документа, перечисление денег, предоставление информации и прочее в соответствии с видом услуги и регламентом.

Эффект от оказания государственной услуги заключается в изменении состояния получателя услуги, а также влияния услуги (с учетом ее доли) на достижение социально-экономических показателей заложенных в целевые программы, в рамках которых оказывается услуга.

Основными потребителями государственных услуг исполнительных органов государственной власти являются бизнес структуры, некоммерческие организации, госорганы, физические лица.

Помимо термина «государственные услуги» очень часто можно встретить термин «публичные услуги», а также понятие «социальной услуги» При этом повсеместно встречаются ситуации (особенно в переводных изданиях), где эти термины используются в одном контексте. В результате и без того не вполне ясное в силу новизны понятие государственных услуг еще более теряет свои контуры, приводя к сложностям в разграничении государственных, публичных и социальных услуг.

Государственная услуга, в первую очередь, характеризуется субъектом, оказывающим данную услугу (им всегда является государственный орган). Здесь стоит заметить, что органы местного самоуправления также могут оказывать аналогичные государственным услуги, но, строго говоря, такие услуги не могут рассматриваться как государственные, исходя из конституционного статуса органов местного самоуправления.

 

ПРИМЕРЫ гос. услуг: государственные услуги в области образования, здравоохранения, социального обеспечения, культуры и искусства, физической культуры и спорта и др.

Популярные электронные услуги: штрафы ГИБДД, пенсионное накопление, налоговая задолженность физ. лиц, загранпаспорт и др.

 


27. Классификация государственных услуг

в нашей стране еще не сложилось официально принятой классификации государственных и муниципальных услуг. Имеются различные авторские подходы к данному вопросу. Например, существует подход, на основе которого государственные услуги подразделяются на публичные и административные[4]. При этом к публичным услугам относятся те, которые направлены на внешних по отношению к производителю услуг (государству) клиентов.

 

Услуги, относимые к данному виду, также могут разделяться на добровольные и принудительные (налагающие обязанность физических или юридических лиц вступать во взаимодействие с государством в определенных случаях для того, чтобы избежать санкций или иных негативных последствий). К административным услугам относятся те услуги, которые направлены на другие государственные и муниципальные органы. К подобным услугам, например, относится подготовка документов для государственных органов, согласование, представительство.

 

Также существует и множество других подходов к классификации государственных услуг. Например, в работе группы ученых, направленной на изучение вопросов мониторинга в системе оказания государственных и муниципальных услуг, предпринята серьезная попытка обозначить различные подходы к классификации государственных услуг[5], что позволяет предложить обобщенную классификацию государственных и муниципальных услуг, отображенных в таблице 1.

 

Государственные услуги предоставляются федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления, государственными учреждениями и иными организациями в части осуществления ими отдельных государственных полномочий по предоставлению государственных услуг, переданных им на основании правовых актов органов государственной власти. И вот в данной росписи выявляется явное противоречие – многие государственные учреждения оказывают важнейшие услуги для развития общества (например, в сфере образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, социального обеспечения и т.п.), которые практически выпадают из официальных классификаций.

 

По сфере оказания:

- публичные;

- социальные (общественные);

- административные.

 

По наличию промежуточного результата:

- простые;

- сложные.

 

По содержанию результата:

- информационно-консультационные;

- коммуникационные;

- финансовые;

- предоставление правообеспечивающих документов.

 

По условиям оказания:

- программные;

- нормативно-правовые.

 

По взаимодействию с ведомствами:

- элементарные;

- композитные (межведомственные).

 

По основанию оказания:

- платные;

- бесплатные.

 

По практике применения:

- избыточные;

- фиктивные;

- навязанные.

 

По целям услугополучателей:

- реализующие конституционные права граждан;

- обеспечивающие содействие услугополучателям в реализации их законных обязанностей;

- реализующие законные интересы услугополучателей.

 

По причине обращения:

- вынужденные;

- добровольные.

 

По доступности:

- доступные;

- малодоступные.

 

По количеству услугополучателей:

- массовые;

- индивидуальные.

 

По наличию стандартов:

 

- стандартизированные;

- не стандартизированные.

 

По наличию регламентов:

- регламентированные;

- нерегламентированные.


28. «Электронное правительство» как перспективное направление информатизация деятельности органов исполнительной власти.

 

Электронное правительство (англ. e-Government) — способ предоставления информации и оказания уже сформировавшегося набора государственных услуг гражданам, бизнесу, другим ветвям государственной власти и государственным чиновникам, при котором личное взаимодействие между государством и заявителем минимизировано и максимально возможно используются информационные технологии.

Электронное правительство — система электронного документооборота государственного управления, основанная на автоматизации всей совокупности управленческих процессов в масштабах страны и служащая цели существенного повышения эффективности государственного управления и снижения издержек социальных коммуникаций для каждого члена общества. Создание электронного правительства предполагает построение общегосударственной распределенной системы общественного управления, реализующей решение полного спектра задач, связанных с управлением документами и процессами их обработки

 

История

Первым в СССР поставил вопрос и разработал технологию электронного документооборота кибернетик мирового уровняГлушков Виктор Михайлович

Прототип Электронного правительства в масштабах СССР был проект и идеология Глушкова В. М. Он был инициатором и главным идеологом разработки и создания Общегосударственной автоматизированной системы учёта и обработки информации (ОГАС), предназначенной для автоматизированного управления всей экономикой СССР в целом. Для этого им была разработана теория систем управления распределёнными базами данных (СУРБД).

Задачи электронного правительства

Электронное правительство:

1. оптимизация предоставления правительственных услуг населению и бизнесу;

2. поддержка и расширение возможностей самообслуживания граждан;

3. рост технологической осведомленности и квалификации граждан;

4. повышение степени участия всех избирателей в процессах руководства и управления страной;

5. снижение воздействия фактора географического местоположения;

Электронное правительство обеспечивает:

· эффективное и менее затратное администрирование;

· кардинальное изменение взаимоотношений между обществом и правительством;

· совершенствование демократии и повышение ответственности власти перед народом.

В условиях развития информационно-коммуникационных технологий все сферы деятельности государственных органов в электронном виде являются востребованными гражданами и организациями различных форм собственности. Актуальность данного направления подчеркивается динамичностью развития таких сфер как, социальная (ФСС, Пенсионный Фонд, ФМС), юридическая (адвокатура, нотариат, судопроизводство), экономическая (бюджет, финансы, налоги), культурная (наука, образование), медицинская, муниципальная сфера (ЖКХ) и т. д.

«Проектное управление» — это разработка, формирование, внедрение, координация и реализация проектов, стратегий, программ информатизации и связи в исполнительные органы государственной власти и подведомственные им организации в целях обеспечения потребности населения, государственных органов, органов местного самоуправления и организаций в доступе к услугам связи, информационным ресурсам и информационном взаимодействии.

Основные задачи менеджера проектов:

· реализации программ развития информатизации и связи, в том числе системы «электронное правительство»;

· координирует и продвигает работу по внедрению новейших технологий в части информатизации и связи в исполнительных органах государственной власти Удмуртской Республики;

· оптимизация и регламентирование процессов планирования, контроля, корректировки планов проектов;

· отслеживание хода выполнения целевых программ, реализуемых Министерством;

· аналитика результатов и формирование отчетности по факту реализации мероприятий в области развития информатизации и связи;

· подготовка проектной документации для участия в федеральных конкурсах.

Цель

Электронное правительство не является дополнением или аналогом традиционного правительства, а лишь определяет новый способ взаимодействия на основе активного использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в целях повышения эффективности предоставления государственных услуг.

В будущем электронное правительство «одного окна» станет более актуально, чем сегодня. Эта тенденция будет являться следствием развития социальных сетей web 2.0. Данные технологии существенно расширяют возможности политической коммуникации и позволяют достичь новых форм интеграции между правительством, бизнесом и гражданами.

В настоящее время не существует единой концепции электронного правительства. Имеется лишь набор общих требований, выполнения которых граждане и бизнес вправе ожидать от правительства информационного общества. Различные категории потребителей объединяет единое стремление получить более эффективные средства доступа к информации с тем, чтобы уменьшить стоимость транзакций, сделать взаимодействие с государственными органами более простым, быстрым и комфортным."

Таким образом, ЭП имеет следующие основные цели:

· оптимизация предоставления правительственных услуг населению и бизнесу;

· повышение степени участия всех избирателей в процессах руководства и управления страной;

· поддержка и расширение возможностей самообслуживания граждан;

· рост технологической осведомленности и квалификации граждан;

· снижение воздействия фактора географического местоположения.

Таким образом, создание ЭП должно обеспечить не только более эффективное и менее затратное администрирование, но и кардинальное изменение взаимоотношений между обществом и правительством. В конечном счете это приведет к совершенствованию демократии и повышению ответственности власти перед народом.

 

Россия

Концепция электронного правительства была утверждена 6 мая 2008 года Правительством России. Согласно этой концепции «электронное правительство» будет создаваться в два этапа:

· 2008 год — разработка и утверждение необходимых документов

· 2009—2010 годы — практическое внедрение

10 сентября 2009 года выпущено Постановление № 721 «О внесении изменений в федеральную целевую программу „Электронная Россия (2002—2010 годы)“».

В новой редакции Программы практически отражены мероприятия, цели, показатели результативности, направленные на построение инфраструктуры электронного правительства России и реализацию Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 632-р)

Согласно положениям Программы построение инфраструктуры электронного правительства будет строиться на унифицированной технологической платформе путем объединения на единой телекоммуникационной инфраструктуре его функциональных элементов — информационных систем федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также элементов инфраструктуры общественного доступа — центров доступа в общественных приемных, библиотеках и ФГУП «Почта России», ведомственных и региональных центров телефонного обслуживания, сайтов государственных органов в сети Интернет, региональных многофункциональных центров оказания услуг. Кроме оказания услуг для граждан и организаций в основные задачи инфраструктуры электронного правительства входит построение информационно-аналитических систем для повышения эффективности государственного управления, мониторинга социально-экономического развития, управления ходом выполнения приоритетных национальных задач (условное название ГАС «Управление»), то есть затрагиваются существенные вопросы совершенствования и административной реформы государственного управления в России.

В Петербурге губернатор Валентина Матвиенко и президент корпорации Oracle Чарльз Филлипс подписали соглашение о намерениях в области применения информационных технологий.

Официальное определение

Под «Электронным правительством Российской Федерации» понимается новая форма организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счёт широкого применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) качественно новый уровень оперативности и удобства получения гражданами и организациями государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...