Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Повседневные привычки




Несложные конструктивные действия, осуществляемые ежедневно и/или на регулярной основе, могут быстро при­дать Вам ощущение реализации, продвижения к цели и уси­лить Вашу мотивацию. Подобные повседневные привычки (или «практики успеха») создают основу для более значитель­ных жизненных перемен. Взгляните на свое «Колесо Жизни» и подумайте, какие именно повседневные привычки могли бы поспособствовать Вашему продвижению к более высоко­му качеству жизни. Какие действия, будучи совершаемы ре­гулярно, могли бы повысить Вашу удовлетворенность в той или иной области жизни?

Эти повседневные привычки могут относиться как к Ва­шей профессиональной деятельности, так и к личной жизни (например, каждый день отвечать на все поступающие пись­ма, заниматься физическими упражнениями четыре раза в неделю и т.п.) Включите в свой список те действия, которые «питают» Вас и доставляют Вам удовольствие, например: про­водить двадцать минут в день с детьми или полчаса — в при­ятном ничегонеделании (в теплой ванне) и/или ходить два ра­за в неделю на массаж, три раза в неделю гулять в лесу, каж­дый день звонить одному из близких друзей и т.д.

1._____________________________________________________________________________

2.____________________________________________________________________________

3.____________________________________________________________________________

4.____________________________________________________________________________

5.____________________________________________________________________________

6.____________________________________________________________________________

7.____________________________________________________________________________

8.____________________________________________________________________________

9 .____________________________________________________________________________

10.____________________________________________________________________________


Реестр отслеживания повседневных привычек

Новые привычки на месяц _

 

Привычки                                                              
1.                                                              
2.                                                              
3.                                                              
4.                                                              
5.                                                              
6.                                                              
7.                                                              
8.                                                              
9.                                                              
10.                                                              

Указания

Впишите новые повседневные привычки, которые Вы хотели бы сформировать у себя в этом меся­це, в отведенное для этого место. Каждый день закрашивайте соответствующую ячейку на пересе­чении день/привычка, чтобы отслеживать свое продвижение. Ваша задача — заполнить все ячей­ки. Устраивать себе выходные можно (в конце недели).


Реестр планирования деятельности.

На этом бланке надо записывать конкретные дела, которые необходимо сделать, и долгосрочные цели.

Надо сделать

Что именно Какого числа

_______________________________________ ______________

_______________________________________ ______________

_______________________________________ ______________

_______________________________________ ______________

_______________________________________ ______________

Долгосрочные цели


Выявление «гремлина»

Моего «гремлина» зовут

Мой «гремлин» очень любит повторять:

В нашей семье (сообществе, организации) «гремлины» час­то говорят:


Соглашаемся и отказываемся

Соглашаясь, я тем самым отказываюсь от:

1.______________________ ____________________________

2. ______________________ ____________________________

3._____________________ _____________________________

4._____________________ _____________________________

Отказываясь, я тем самым соглашаюсь с:

1.______________________ ____________________________

2. ______________________ ____________________________

3._____________________ _____________________________

4._____________________ _____________________________


ЧАСТЬ ПЯТАЯ.

КОУЧИНГ-УПРАЖНЕНИЯ. ПРАКТИКУМ.

Глава первая.

УПРАЖНЕНИЯ КОУЧИНГА

 

Ниже приводятся упражнения, на которые мы ссылались на протяжении всей книги. Здесь дается более подробное их описание, чтобы дать возможность коучу наилучшим обра­зом использовать эти эффективные упражнения в работе с клиентом во время вводной или последующих сессий.


Упражнения на визуализацию Себя-В-Будущем

Эти упражнения на визуализацию основаны на упражне­нии «Я в будущем», которое используется в тренингах Инсти­тута подготовки коучей (CTI). Проводя упражнение, вы мо­жете дословно повторять приведённые ниже тексты. Реко­мендуем вам создать для клиента максимально комфортные условия: может быть, приглушить свет, включить спокойную, тихую, медитативную музыку. Пусть ничто не отвлекает вни­мания клиента. Когда клиент внутренне настроится и будет готов к упражнению, начинайте визуализацию. Делайте пе­рерывы, чтобы дать клиенту время вслушаться в вопросы. После упражнения сделайте короткий разбор полученных ответов, детальный же анализ предложите клиенту в качест­ве домашнего задания. Через неделю после детального анали­за первой визуализации проведите повторное упражнение, чтобы узнать, какой дар клиент может получить от своего бу­дущего «я».

Визуализация 1

Сядьте удобнее, закройте глаза и сосредоточьте внимание на дыхании. Вдыхайте и выдыхайте. Вы вдыхаете легко, без усилий. И выдыхаете. С каждым выдохом Вы всё больше рас­слабляетесь. Звуки, доносящиеся снаружи, только помогают Вам глубже погрузиться в себя: они напоминают Вам, как чу­десно уйти от шума и стресса внешнего мира и начать путеше­ствие в покой мира внутреннего. В покой Вашего внутреннего мира.

(Следующий абзац следует произносить лишь в том слу­чае, если коуч стремится ввести клиента в состояние более глубокой релаксации).

Погружаясь в состояние релаксации, расслабления, Вы, возможно, вспомните, как стояли над прудом или озе­ром, а вода была тиха и неподвижна. Может быть, Вы бросили камень и смотрели, как расходятся круги. Один круг за другим, всё шире и шире, один за другим, всё шире и шире. Круги расходятся всё медленнее, стано­вятся всё дальше друг от друга, и, наконец, вода успока­ивается. Теперь мне хочется, чтобы Вы представили, что Ваше тело — как та вода. Вы кидаете камешек в самую середину и чувствуете, как по телу идут крути релакса­ции. Волны релаксации расходятся по Вашему телу. Поднимаются вверх по животу, отзываются в груди и в спине. Они идут по позвоночнику и по каждому мускулу Вашей спины. По плечам. По рукам. По скулам. По голо­ве. Они струятся вниз по туловищу, по животу, к тазу. Вниз — по бёдрам, по икрам, по лодыжкам, по пальцам ног. И каждый раз, когда Вы роняете камешек в центр своего тела, Вы ещё больше расслабляетесь.

Расслабившись, Вы ощущаете покой. Теперь сконцентри­руйтесь на точке между глаз, там, где находится «третий глаз». Представьте себе, что там — свет. Какого он цвета?

Теперь представьте себе, что этот свет превращается в луч, который вытягивается в пространстве. Проследите за этим лучом: вот он вырывается из здания, проходит через весь го­род, выходит за его пределы. Вы продолжаете двигаться вслед за лучом; Вы входите в космос и видите Землю оттуда. Чем дальше Вы двигаетесь, тем больше Вас окутывает мягкость и тишина. Посмотрите на этот сине-зелёный шар внизу; на бе­лую ткань облаков вокруг. Насладитесь этим зрелищем вдо­воль.

Теперь оглянитесь: рядом с Вами — ещё один луч, другого цвета. Следуя за ним, вернитесь на Землю. Этот луч ведёт Вас на Землю, где успело пройти 20 лет. Вы всё ближе к Земле; Вы видите её рельеф. По мере приближения к концу луча внима­тельнее приглядитесь. Где вы? Именно здесь живёт Человек, Которым-Вы-Станете, Вы-Через-Двадцать-Лет. Вы опусти­лись на Землю. Взгляните вокруг. Что Вы видите? Какой вок­руг Вас ландшафт? Есть ли деревья? Цветы? Какие? Прочув­ствуйте это место.

Теперь пусть кто-то подойдёт к двери. За дверью Вас ждёт человек, это — Вы-В-Будущем. Дверь открывается; что Вы видите? Поздоровайтесь с ним. Обратите внимание на то, как он отвечает на Ваше приветствие, приглашая вас во время и пространство через 20 лет. Поймите: ЭТО — ВЫ. Как этот че­ловек выглядит? Обратите внимание на то, как он стоит, во что одет. Прочувствуйте сущность этого человека. Обратите внимание на окружающую обстановку. Какой человек здесь живёт? В каких тонах оформлено это место?

Теперь перейдите вместе в удобное место для беседы. Мо­жет быть, Тот, Кем-Вы-Станете, предложит вам что-нибудь выпить. Устройтесь удобнее и приготовьтесь к беседе с Со-бой-В-Будущем. Подумайте, о чём вам хотелось бы спросить. Спросите: «Что тебе больше всего запомнилось за последние 20 лет?». Теперь подождите его ответа. (Пауза). Затем спросите: «Что мне нужно знать, чтобы от Меня-Нынешнего добраться к тебе? Что самое главное?». Послушайте, что вам от­ветит Человек, Которым-Вы-Станете.

А теперь задайте вопросы, которые сами сочтёте нужными. О чём Вы хотите спросить Себя-В-Будущем? (Пауза). Хоро­шо. В завершение встречи с Собой-В-Будущем поблагодарите этого человека за то, что он поделился с Вами таким бесцен­ным знанием.

Теперь вернитесь к лучу и вместе с ним проделайте обрат­ный путь. Мир через 20 лет становится всё меньше по мере того, как Вы выходите в космос. Снова Вы видите сине-зелё­ный шар, окружённый облаками. Ваш луч пересекается с другим, который и принесёт Вас обратно, в сегодняшний день. Двигайтесь по этому лучу. Видите, Земля становится больше. Посмотрите на ландшафт, на горизонт; наконец, вер­нитесь в эту комнату. Хорошо. Через несколько секунд я сос­читаю: «три... два... один». На слове «один» Вы почувствуете себя освежённым и бодрым, как после длительного отдыха. И Вы знаете, что можете запомнить из этого путешествия внутрь всё, что пожелаете.

Когда Вы откроете глаза, некоторое время посидите тихо и соберите всё, что Вам хотелось бы вынести из этого путеше­ствия. Три. Вы возвращаетесь в сегодняшний день, Вы стано­витесь бодрее и сильнее. Два. Потянитесь всем телом, ощути­те землю под собой. Один. Откройте глаза. Вы здесь, бодрый, проснувшийся.

Визуализация 2

Сядьте удобнее, закройте глаза и дышите медленно, глубо­ко. Вы вдыхаете через нос, задерживаете дыхание, затем вы­дыхаете ртом. Сконцентрируйтесь на своём дыхании. Прос­то, свободно, естественно.

Теперь я хочу предложить Вам поэкспериментировать со своим телом. Начиная с головы, прочувствуйте каждый нап­ряжённый или натянутый участок своего тела. Представьте себе, какого цвета это,напряжение или натянутость; затем просто выпустите его через кончики пальцев. Пусть это нап­ряжение уйдёт. Спускаясь вниз по своему телу, обратите вни­мание на свою шею и руки. И снова, заметив напряжение, выпустите его. Затем сконцентрируйтесь на спине, животе и тазе. Вы находите напряжённые участки — и мягко снимаете напряжение. Представьте себе, что оно просто тает, улетучи­вается через кончики пальцев ваших ступней. Теперь Вы изу­чаете свои ноги, лодыжки и ступни и выпускаете напряжение через кончики пальцев. Теперь представьте себе: Вы — могу­чее дерево, Ваши корни в земле, они уходят всё глубже в зем­лю, расползаются, соединяя Вас с землёй всё прочнее.

Теперь сконцентрируйте внимание на своей переносице: на «третьем глазе». Представьте себе свет в этом месте. Како­го цвета свет на вашей переносице? Следуя за лучом этого света, покиньте здание, пронеситесь над городом, над окрест­ностями. Вы продолжаете двигаться вслед за лучом; Вы вхо­дите в космос и видите Землю оттуда. Чем дальше Вы двигае­тесь, тем больше Вас окутывает мягкость и тишина. Посмот­рите на этот сине-зелёный шар внизу; посмотрите на лёгкие облака вокруг него. Насладитесь этим зрелищем вдоволь.

Теперь посмотрите: рядом с вами — ещё один луч, другого цвета. Следуя за ним, вернитесь на Землю. Этот луч ведёт Вас на Землю, где успело пройти 20 лет. Вы всё ближе к Земле; Вы видите её рельеф. По мере приближения к концу луча внима­тельнее приглядитесь. Где Вы? Именно здесь живёт Человек, Котором-Вы-Станете, Вы-Через-Двадцать-Лет. Вы опустились на Землю. Взгляните вокруг. Что Вы видите? Какой вок­руг Вас ландшафт? Есть ли деревья? Цветы? Какие? Прочув­ствуйте это место. Теперь двигайтесь навстречу Себе-Через-Двадцать-Лет. Вы уже знаете, как. Вы здесь уже были. Тот, Кем-Вы-Станете, уже ждёт Вас. Он ждёт разговора с Вами. Он приветствует Вас. Что Вы чувствуете от того, что вновь ви­дите этого человека? Осмотритесь. Вберите в себя всё, что Вас окружает. Обратите внимание на оттенки.

Теперь Вы можете задать Себе-В-Будущем любые вопросы. Может быть, Вы хотите знать, что делать дальше, каков следу­ющий шаг. Может быть, Вы хотите знать, кем Вы должны быть сейчас, чтобы двигаться вперёд. Или любые другие воп­росы. (Пауза). Теперь послушайте, что он Вам ответит. (Длин­ная пауза).

Теперь я попрошу Вас сделать глубокий вдох и превратить­ся в Себя-В-Будущем. Позвольте себе оказаться в теле этого человека. Почувствуйте, что это такое — быть Собой-В-Будущем. Как хорошо находиться в этом теле. Как выглядит мир глазами этого человека? Пройдитесь, почувствуете, как дви­гаетесь Вы-В-Будущем. Попробуйте почувствовать, где в Ва­шем теле точка силы. Это — энергия Вас-В-Будущем. Пусть это ощущение разливается по всему телу, по каждой клетке. Прикоснитесь к этой точке на своём теле, чтобы сохранить, заякорить это ощущение. Теперь Вы знаете: как только захо­тите выйти на связь с Собой-В-Будущем, Вам нужно будет лишь прикоснуться к этой точке, чтобы вызвать эти сильные позитивные ощущения. Когда Вы прикасаетесь к этой точке, эти ощущения разливаются по Вашему телу, легко и свобод­но.

Теперь, глядя на мир глазами Себя-В-Будущем, посмотрите на себя сегодняшнего. Что Вы видите? Будучи Собой-В-Буду-щем, что бы Вы хотели сказать себе теперешнему? (Пауза).

Теперь сделайте глубокий вдох и покиньте тело Себя-В-Будущем. Станьте снова собой сегодняшним. Полностью пере­меститесь в своё нынешнее тело.

Оглянитесь на Себя-В-Будущем. Смотрите: у этого челове­ка есть для Вас подарок — на память о том, кем Вы станете и к чему двигаетесь. Когда этот человек протянет Вам подарок, спросите его, что это означает. Есть ли что-то, что Вам стоит знать об этом подарке? (Пауза).

Теперь пора уходить. Поблагодарите Себя-В-Будущем за мудрость. Теперь Вы можете обращаться к этому человеку, когда понадобится. Когда Вам потребуется совет, когда Вы захотите узнать, что делать дальше, Вы можете попросить подс­казки у Себя-В-Будущем. Отныне это Ваш союзник и совет­ник. Попрощайтесь и знайте, что Вы вынесли из этого визита всё, что только возможно.

Теперь отправляйтесь обратно, следуя за лучом. Смотрите: мир через 20 лет сжимается по мере того, как Вы оказывае­тесь всё дальше в Космосе. Вы вновь видите зелёно-голубой земной шар внизу, вокруг него клубятся облака. Вот луч пере­секается с другим лучом; этот новый луч приведёт Вас обрат­но на Землю в нынешние времена. Следуйте за ним. Вы приб­лижаетесь к Земле; Вы видите ландшафт, линию горизонта; Вы всё ближе, ближе к Земле — и, наконец, Вы оказываетесь в этой комнате. Хорошо. Через несколько секунд я сосчитаю: три, два, один. На счёт «один» Вы откроете глаза и почувству­ете себя таким бодрым, будто только что прекрасно отдохну­ли. Знайте: Вы запомнили всё, что нужно, из этого путешест­вия.

Три. Вы возвращаетесь к настоящему, Вы чувствуете бод­рость и свежесть. Два. Потягиваетесь, ощущаете землю под ногами. Один. Глаза открыты, Вы бодры и готовы действовать.

Цель Жизни

Говорят, люди рождаются для чего-то. Некоторые люди ни­когда не пытаются понять, для чего. Так можно прожить всю жизнь, не задумываясь, зачем. Однако есть какая-то причина, почему мы оказались на земле. Мы должны что-то сделать, внести какой-то вклад. Цель жизни — это не работа и даже не призвание. Это, скорее, самовыражение — круглосуточное, ежедневное, с полной отдачей.

Когда клиенты живут в соответствии с этими целями, они ощущают наполненность, самореализацию. Они меняют жизнь вокруг себя. Когда же их существование бесцельно, они чувствуют себя вырванными из жизни, не наполненны­ми, потерянными. Однако у любого человека есть цель, даже если он не формулирует её. И даже если клиент не может чёт­ко объяснить словами, в чём состоит его цель, он может ска­зать, когда он живёт в соответствии с ней, а когда — нет. Ког­да человек живет бесцельно, у него рождается ужасное ощу­щение бессмысленности, «мертвечины».

Задача коуча — вместе с клиентом разработать формули­ровку смысла и цели жизни, чтобы помочь клиенту осознать своё место в мире. Такая формулировка — как большая нео­новая вывеска, которая помогает ориентироваться тем, кто заблудился или застрял на одном месте. Поскольку это — лич­ная установка каждого клиента, она может быть настолько широкой и настолько изменяемой, насколько этого захочет клиент. Эта установка не может подвергаться критике или насмешкам со стороны других.

Мы выявляем жизненные установки с помощью следую­щих шагов.

1. Коуч предлагает визуализацию или упражнение, которое вызывает яркие впечатления и позволяет клиенту осознать цель своей жизни (четыре упражнения на визуализацию).

2. Коуч и клиент подробно разбирают визуализацию, пытаясь понять, чего на самом деле хочет клиент. Клиент и коуч — сотрудники. Они устраивают «мозговые штурмы», пытаясь решить общие задачи; работа коуча состоит в том, чтобы слушать и задерживать в памяти все сло­ва, которые появляются во время визуализации. Коуч должен обращать внимание на все повторяющиеся сло­ва и связанные между собой темы. Кроме того, с по­мощью интуиции он должен выявить ключевые слова и фразы. Выявление смысла жизни всегда основано на интуиции. Клиент и коуч вместе подыскивают слова, ко­торые имеют наибольшую силу воздействия. Коуч соби­рает их, повторяет в новых вариациях, чтобы клиент, ус­лышав эти слова, смог сказать, какие из них больше все­го трогают его. Это — начало формулировки смысла. Эта изначальная формулировка, скорее всего, прозву­чит как очень общее заявление, например: «Я хочу, что­бы люди были счастливы», «Я хочу, чтобы отношения у людей складывались лучше». Проблема с такими общи­ми положениями состоит в том, что они слишком расп­лывчаты, чтобы мотивировать клиента и побуждать его к каким-то конкретным действиям. Поэтому задача коу-ча — поработать над этой формулировкой вместе с кли­ентом, заставить его сделать её более конкретной. Сформулированное положение должно быть чётким и достаточно сильным, чтобы суметь вернуть клиента к изначальной цели, когда он почувствует себя сбившим­ся с пути. Оно описывает перемены, которые клиент хо­чет принести в окружающий мир, например, сделать так, чтобы люди жили полноценной жизнью. 3. Когда нужное утверждение найдено, следует подыскать метафору, передающую «Цель Жизни». Например, «Я — волшебник...», «Я — маяк...», «Я — динамит...», «Я — камешек в вашем ботинке...», «Я — будильник...». Метафора может передавать действие: «Я бужу лю­дей...», «Я изобличаю ложь...», «Я нахожу скрытую прав­ду...», «Я привожу людей домой...».

Помните о том, что клиентам часто бывает трудно по­дыскать метафору, иносказательный образ. Кроме того, чтобы сформулировать «Цель Жизни», обычно требует­ся много времени, поскольку она скрыта под множест­вом покровов, которые нужно снять, чтобы добраться до сути. На первом занятии с коучем клиенты обычно находят одну, грубую, но «работающую» версию «Цели Жизни». На то, чтобы отточить ее формулировку, могут уйти месяцы или даже годы. Со временем может изме­ниться и метафора. Пока же цель — найти версию, кото­рую клиент сочтет верной, и довести ее до совершен­ства.

Метафора и вдохновляющее утверждение должны быть краткими — не больше 15 слов — и максимально значимыми для клиента. Утверждение о «Цели Жизни» должно быть сформулировано следующим образом:

Я —_____________________________ (метафора), который

окружающим (вдохновляющее утверждение).

Примеры формулировок «Цели Жизни»

Я — маяк, который ведет окружающих к их мечте. Я — динамит, который преображает жизнь окружаю­щих меня людей.

Я — заноза, без которой окружающие забудут о жизни. Я — будильник, пробуждающий людей к свершениям.

Формулировки жизненных целей могут быть патетически­ми, помпезными или банальными. Это совершенно нормаль­но — в конце концов, публиковать их никто не собирается. Эти формулировки нужны вам и вашим клиентам, чтобы ощутить всю силу «Цели Жизни». Коуч поддерживает клиен­та и вдохновляет его на создание по-настоящему впечатляю­щей формулировки «Цели Жизни». Совершенно не обяза­тельно, что эта цель будет достигнута, но она должна обладать огромной, неодолимой силой, заставляющей клиента всю жизнь к чему-то стремиться, не застывать без движения.

Визуализация — всего лишь начало, отсюда мы начинаем собирать «сырые данные». Существует множество дополни­тельных способов помочь клиенту представить свою «Цель Жизни». Можно изобразить ее красками на листе бумаги или подыскать мелодию, которая станет жизненным лейтмоти­вом. Помогите клиентам подойти к поиску творчески, исполь­зовать для выражения «Цели Жизни» любые возможные способы. Задача коуча — вдохновлять клиента, продолжать прояснять формулировку, и, конечно, ориентироваться на «Цель Жизни», когда клиент задастся вопросом, что для него значит «жить полной жизнью».

Визуализация №1

Представьте, что вы находитесь среди множества людей, слоняющихся перед сценой. На сцене стоит Человек, Кото-рым-Вы-Станете, Вы-В-Будущем. Он(а) начинает речь, обра­щенную к этим людям. Внезапно Вы замечаете, что все слу­шатели и Вы сами каким-то образом изменяетесь. Человек, Которым-Вы-Станете, сильнейшим образом влияет на ауди­торию. Во всех происходят некие глобальные перемены. Вы понимаете, как изменились Вы сами и окружающие Вас лю­ди, и выходите из комнаты новым человеком.

Вопросы

Как именно повлияла на вас и других людей речь Человека, Которым-Вы-Станете? Как изменились Вы и все остальные?

Кем был Человек, Которым-Вы-Станете, что смог оказать такое воздействие?

Визуализация №2

Переведите часы назад и найдите в своей жизни время, когда Вы находились в расцвете жизненных сил — когда по всему телу до самых кончиков пальцев пробегали волны энергии, когда Вам было абсолютно все равно, что подумают окружающие. Тогда Вы жили в полную силу! (Пауза)

Вопросы

Где Вы находились?

Что Вы делали?

Какие люди вас окружали?

Что происходило с ними в это время?

Как Вы влияли на них?

Визуализация №3

Еще раз вернитесь в аудиторию со сценой. Вокруг сцены все так же ходят люди. В комнате стоит непрерывный гул. Все осталось, как в прошлый раз, но только сейчас на сцене стои­те вы. Оглядите толпу. Вы собираетесь обратиться к собрав­шимся — прислушайтесь к своим чувствам. Когда Вы делаете шаг к микрофону, время на мгновение останавливается. Ка­кой-то голос у Вас в голове обращается к Вам по имени и го­ворит: «В следующие 30 секунд у Вас будет возможность пов­лиять на всех собравшихся здесь людей так, как Вы захотите. Это единственная возможность, другого шанса не будет, но все эти люди определенным образом изменятся. После Ваше­го вмешательства их жизнь станет иной. Тридцать секунд.

15...10-9-8-7-6-5-4-3-2-1».

Вопрос

Какое влияние Вы оказали? Что произошло с людьми?

Визуализация №4

Вы всходите на борт космического корабля. Корабль взле­тает. Вы держите путь к незаселенной планете где-то во все­ленной. Это во всех отношениях прекрасная планета, но там никто не живет. Вы можете сделать из нее все, что захотите. У Вас есть силы на то, чтобы изменять ее угодным вам обра­зом. Что Вы сделаете, когда приземлитесь? Какие действия Вы собираетесь предпринять, чтобы сделать из этой планеты мир себе по душе? (Пауза)

Корабль приземляется на планету. Его двери открываются. Вы ступаете на новую землю и говорите: «Да будет так». Что означает это «так»?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...