Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лекция № 1 Философия науки как составная часть современного философского знания




КАФЕДРА ФИЛОСОФСКИХ НАУК

 

А.П. Афонов

 

Философские проблемы научного познания.

Курс лекций для магистров ПГТУ всех форм обучения

 

 

Мариуполь – 2011

УДК 101. 3 (042.4)

Афонов А.П. «Философские проблемы научного познания». Курс лекций для магистров ПГТУ всех форм обучения – Мариуполь, ПГТУ, 2010. – 99 с.

 

Данный курс лекций включает в себя темы утвержденной программы для магистров ПГТУ. В нем отражена история и логика становления и развития философии науки как составной части современного философского знания, показано социокультурное бытие современной науки, раскрыто единство когнитивного и аксиологического аспектов в понимании всей системы современной познавательной деятельности.

Рекомендуется магистрам всех форм обучения для использования в процессе самостоятельной работы над курсом «Философские проблемы научного познания»

Рецензенты – зав кафедрой философских наук Донецкого национального университета экономики и торговли им. М. Т. Барановского, д.филос.н., профессор Никитин Л.Н.

Белова Н.В., к.филос.н. доцент кафедры философских наук ПГТУ.

Отв. за выпуск – зав кафедрой философских наук ПГТУ Афонов А.П.

 

Утверждено на заседании кафедры философских наук ПГТУ, протокол № 10 от «31» января 2011 г.

Утверждено на заседании методической комиссии инженерно-педагогического факультета ПГТУ, протокол № 4 от «18» февраля 2011 г.

 

 

Содержание курса лекций по «Философским проблемам научного познания» для магистров всех форм обучения в ПГТУ.

 

Введение …………………………………………………………………….с. 4

1. Философия науки как составная часть современного философского знания…………………………………………………………………..5-13

2. Проблема «мира» и «человека» как проблема философии и науки.14-22

3. Общая характеристика процесса и результата познания и его основных уровней…………………………………………………………………23-38

4. Теория и методология научного исследования …………………….39-45

5. Диалектика когнитивного и аксиологического в познавательном процессе………………………………………………………………..46-60

6. Социокультурное поле бытия современной науки…………………61-72

7. Философия сознания………………………………………………….73-85

8. Имплицитные формы ценностных предпосылок науки……………86-94

9. Философское мировоззрение как основа ценностных предпосылок в науке и тенденции его развития. …………………………………….95-98

Заключение ……………………………………………………………….99

 

Введение

Предлагаемый Вам курс, уважаемые магистры, называется «Философские проблемы научного познания».

Очевидно, что знание Вами философии позволит достаточно успешно усвоить и освоить программу «Философских проблем научного познания». Но тут надо помнить об одной иллюзии, которая возникает у выпускников вуза, будто они знают предмет философии, и поэтому изучение «Философских проблем научного познания» будет легкой прогулкой.

На самом деле это не совсем так.

Поэтому Я постарался изложение предложенных проблем увязать с единством исторического и теоретического подходов, которые очень сложно разделить в прагматическом смысле.

Вам будет предложена общая модель философских проблем научного знания, которая позволит более четко уяснить специфику философского постижения мира, особого положения философии в системе частных наук.

В данной концепции будут четко определены различные уровни предельного взаимоотношения Мира и человека в научном познании. Конечно, Мы попытаемся подробнее проинтерпретировать, как современное состояние философии, так и ее влияние на все формы научного знания.

Безусловно, Автор этого пособия осознает, что в нем имеют место не только собственно философская, или собственно научная специфика, но и проблемы, вписанные в социально-философский контекст. И это неслучайно. Человек не может существовать вне социума и, соответственно, его знание о социальной среде обитания выступают интегральной характеристикой других знаний человека о мире. Это позволяет человеку не только констатировать свое бытие, но и строить вразумительные прогнозы своего дальнейшего развития.

 

Лекция № 1 Философия науки как составная часть современного философского знания

ПЛАН

1. Наука как социокультурный феномен. Соотношение философии и науки.

2. Происхождение и сущность философии науки, закономерности ее становления и развития.

3. Научная картина мира и основные особенности ее эволюции.

 

1-й вопрос. Наука как социокультурный феномен. Соотношение философии и науки.

Проблема познания занимает важное место как в философии, так и в науке. В философии эта проблема обозначена как гносеологическая (от греч. gnosis – знание, logos – учение), что дословно звучит как учение о знании, его происхождении и сущности.

Иногда, правда, гносеологию обозначают как учение о познании (хотя между собой эти понятия и связаны, тем не менее они не тождественны друг другу), ибо познание носит более расширительный, всеобщий характер, а знание – это результат и процесс познания субъектом окружающего мира. Предметная сфера знания, в этом отношении, гораздо `уже, чем предметная сфера познания в целом.

Но так или иначе, появление науки не упразднило и не отменило появление других форм знания (это нашло сегодня отражение в современной литературе в виде понятия «Форм вненаучного знания»). Нас же, в первую очередь, будет интересовать наука как особый феномен, который занимал, занимает и будет занимать всегда строго определенное, социокультурное пространство.

По мнению российских ученых из Ростовского университета, в современной литературе существует свыше 150 определений понятия «наука». Если в целом их суммировать, то можно выделить три основные характеристики в ее понимании:

1) наука как форма деятельности;

2) наука как система или совокупность дисциплинарных знаний;

3) наука как социальный институт;

 

В первом случае, наука предстает как особый способ деятельности, направленный на фактически выверенное и логически упорядоченное познание предметов и процессов окружающего мира. Такого рода определение позволяет нам говорить о целеполагании как важнейшей составляющей науки. Как заметил в свое время В.И. Вернадский, главным содержанием науки является «Научная работа живых людей».

Во втором случае, обращается внимание, с одной стороны, на то, что будучи упорядоченной системой знаний, наука содержит в себе такие принципы как принцип объективности, адекватности, истинности; законы, присущие каждой отдельной предметной области науки, и, конечно, соответствующий категориальный аппарат; с другой же стороны, наука как развивающаяся система знания сегодня насчитывает свыше 10 тысяч дисциплин. Подобного рода дифференциация будет продолжаться и далее.

В третьем случае, акцент делается на ее социальную природу, на ее объективированный характер, в виде одной из форм общественного сознания, т.е. некоей институциональной оформленности наряду с другими, известными нам, формами общественного сознания. Только в XX в. профессия ученого приобрела особый, социальный статус.

В свое время один из основателей науки о науке Дж. Бернал обратил внимание в 50-е годы XXв., что дать определение науки очень сложно и по существу, как он подчеркивал, невозможно, хотя и выделил в ней ряд основных аспектов.

Западный философ Э. Агацци науку рассматривал как «теорию об определенной области объектов, а не как простой набор суждений об этих объектах». Другими словами, для него сущностное определение науки видится с ее оформленностью в виде определенной теоретической концепции.

Как нам представляется, в сущностном отношении наука всегда носит концептуальный характер, обеспечивающий не только ее строго определенное постоянство, но и содержащий в себе a priori динамику ее развития.

По сути дела речь идет о науке как особом и специфическом социокультурном феномене, зависящем в своем становлении и развитии от множества факторов и, в первую очередь, от экономических, социальных, политических, духовных…

Как социокультурный феномен, наука возникла как ответ на образовавшиеся определенные потребности человечества в производстве и необходимости получения истинного и адекватного знания о мире, причем оказывая, при этом, огромное влияние на все сферы общественной жизни. Ее границы сегодня расширяются до границ «культуры». По сути дела, сегодня наука претендует на роль достаточно устойчивого фундамента современной культуры.

Как социокультурный феномен, наука опирается на сложившиеся в обществе культурные традиции, на принятые ценности и нормы. Другими словами, наука в целом, как и вся познавательная деятельность, включена в бытие культуры.

2. Наука как социокультурный феномен не может функционировать и развиваться вне освоения знаний, ставших общественным достоянием всей цивилизации, т.е. она носит общецивилизационный характер.

В современных условиях XXI века, наука уже не рассматривается как чисто гносеологическое явление, а содержит в себе этическую и аксиологическую наполняемость. Другими словами, содержание науки претерпело изменения в гносеологическом статусе, превратившись в мощную, социокультурную парадигму бытия и развития.

3. Наука сегодня выступает в качестве важнейшего фактора социальной регуляции общественных процессов в социуме, доминирующего фактора социализации современного индивида.

В современных условиях любая инновация требует аргументированности и концептуально-научного обоснования в воплощении идей. Наука, превратилась в своеобразную форму профессиональной деятельности. На начало XXI в. в мире насчитывалось 5 млн. ученых, свыше 10 тысяч научных дисциплин и несколько сот тысяч научных журналов, в которых отражаются наиболее передовые идеи научно-познавательной деятельности. Так, новые источники энергии и различного рода информационные технологии задают тон в развитии современной науки.

Как представляется, сложность объяснения науки как социокультурного феномена состоит в том, что она все-таки не поступается своей автономностью и не «растворяется» полностью в системе общественных отношений. Разумеется, ни для кого не является секретом, что наука носит «коммунитарный» (коллективный) характер. Ведь ни один ученый не может не опираться на достижения своих коллег по научному творчеству, на совокупный коллективный социальный (и не только) опыт человечества.

Итак, наука, с одной стороны, зависит от характеристики и сути научного сообщества конкретно-исторической эпохи, а с другой, от более широкой социокультурной сферы, в которой развивается наука как таковая. Получается, что социальное измерение науки – это показатель уровня развитости общества, создавшего ее и развивающего по всем направлениям.

В современных источниках пытаются определить науку через ее внутренние и внешние факторы, индивидуальные и общественные параметры и.т. д. Тем не менее, наука – это социокультурная форма бытия и развития знания, процесс и продукт общеисторического развития цивилизации, отражающий в себе основные закономерности развития мира.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...