Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Упражнение 1. хранения темпа выполнения задания, комфортного для ре­бенка.         . хранения темпа выполнения задания, комфортного для ре­бенка.         




Упражнение 1

Цель. Формировать повторяющийся ритм движений рук с наращиванием их количества и сохранением посто­янного темпа выполнения.

Ребенку предлагается образец повторяющихся ритмич­ных движений рук с постоянной фиксацией силового на­пряжения в начале или конце движения. Ритмичность повторяющихся движений достигается за счет соблюдения
очередности (логопед стучит, затем ребенок стучит) и со­

 

хранения темпа выполнения задания, комфортного для ре­бенка.          

 Упражнение 2

Цель. Формировать чередующийся ритм движений.

Ребенку предлагается повторять серию движений (хлоп­нуть, стукнуть, топнуть) сопряженно с логопедом, с очеред­ностью и по показу.

По мере усвоения заданной серии необходимо менять последовательность выполнения движений.

 Упражнение 3

Цель. Формировать устойчивый ритм дыхательных движений (с помощью дыхательной гимнастики).

Работа начинается с определения темпа, оптимального для ребенка, стремления к сохранению постоянного темпа дыхательных движений. Количество устойчивых движе­ний увеличивается от занятия к занятию и фиксируется путем пересчета и регистрации итогового количества. Ло­гопед производит пересчет в темпе дыхательных движе­ний ребенка.

 Упражнение 4

Цель. Формировать представление о ритмическом зри­тельном ряде на основе повторяемости его элементов.

Ребенку предлагается выложить ряд форм с заданны­ми свойствами (дорожку из красной мозаики, забор из жел­тых палочек, дорожку из квадратиков), выбрав необходи­мые из множества.


Вариант. Ребенку предлагается выделить на каждой строчке форму, не похожую на остальные (см. рис. 1). Пред­варительно проводится анализ изображений, выбираются оди­наковые (объединенные по признакам цвета, формы, величи­ны, наличию или отсутствию углов, направлению штриховки и др. ). Затем определяется лишняя, отличающаяся от других форма. Одинаковые можно заштриховать или раскрасить.

Рис. 1

 Упражнение 5

Цель. Составлять ритмический ряд на основе чередова­ния его элементов.

Ребенку предлагается выложить ряд геометрических форм с чередованием:

а) цвета,

б) величины,

в) формы.

Чередование элементов предлагается по показу или об­разцу (см. рис. 2).


После предварительного анализа и выделения каждого элемента ритмического ряда ребенку предлагается продол­жить ряд.

О О

Рис. 2

Вариант 1. Чередование элементов ритмического ряда задается речевой инструкцией, например: выложи разно­цветную дорожку. Сначала положи два красных, потом два желтых кружочка.

Вариант 2. Ребенку предлагается закончить ряд (см. рис. 3), вставив недостающие формы.

Рис. 3

Вариант 3. Ребенку предлагается найти нарушения ритмического ряда (см. рис. 4) и исправить его.

ОП ОП ПОПО

Рис. 4 Инструкции:

Найди и исправь ошибку (шаблоны заранее выло­
жены на линии).

Проверь и найди ошибку у товарища (на подгруп-
повых занятиях).

Вариант 4. Ребенку предлагается выложить ряд из за­данных геометрических форм и затем зарисовать его, ис­пользуя школьный трафарет.


Для этого упражнения можно использовать деревян­ные геометрические формы из набора «Учись считать», пластмассовые формы из набора «Конструктор», шаблоны и школьный трафарет.

 Упражнение 6

Цель. Воспроизводить линейный ритмический ряд, ис­пользуя прием рисования.

Ребенку предлагается нарисовать вертикальные линии в определенном ритме — с чередованием цвета, высоты линий или расстояния между ними (см. рис. 5). Игровые приемы — нарисовать разноцветный забор с чередовани­ем двух и более цветов, «починить» его, вставив пропущен­ные линии заданного цвета и высоты, — позволяют фор­мировать устойчивые двигательные переключения.


Вариант 1. Аналогичное задание (см. рис. 6) дается на рисование горизонтальных линий («коврик»).

Рис. 6

Вариант 2. Ребенку предлагается задание на чередова­ние вертикальных и горизонтальных линий (см. рис. 7):

а) с заданным количеством деталей (заборчик из двух
вертикальных и одной горизонтальной линий, из двух вер­тикальных и двух горизонтальных);

б) с заданным цветом деталей (вертикальные линии —
красные, горизонтальные — желтые).


 


Рис. 5

Подготовительное упражнение:

Выложить заборчик с чередованием цвета из счетных палочек. Основой (землей) может служить длинная линей­ка, полоска бархатной бумаги.


Рис. 7

Усложнение:

Включение дополнительных знаков в ритмический ряд, составление произвольного ряда по замыслу ребенка, что


позволяет формировать избирательность и переключаемость произвольного внимания, повышает уровень рабо­тоспособности. Используются приемы рисования со зри­тельными опорами в виде сплошных и пунктирных линий, выделения точек начала и конца движения.

Основным условием выполнения упражнения является сохранение чередования цвета, высоты или длины линий.


Какие предметы нарисованы на верхней строке? Запомни последовательность их расположения. Найди такую же последовательность в каждом ряду (см. рис. 9) и обведи ее цветным карандашом (закрой фишкой).


 


Упражнение 7

Цель. Выделять заданную ритмическую цепочку в пред­лагаемом ряду (строке).

Ребенку предлагается запомнить порядок расположе­ния геометрических форм (различных предметных изоб­ражений, линейных конструкций, букв) в рамочке, найти ряд форм, расположенных в той же последовательности на строке (в ряду).

Варианты инструкций:

Какие формы нарисованы в рамочке? Запомни по­следовательность их расположения. Найди строку с та­ким же рядом форм. Заштрихуй все формы на этой стро­ке (см. рис. 8).


Рис. 9


Рис. 10


Найди буквы «а», «у», обведи их цветными каран­дашами: букву «а» красным карандашом, букву «у» — зеленым (см. рис. 10).



  Второй блок упражнений  (направлен на установление ритмических координаций)

Упражнение 8

Цель. Соотносить ритм повторяющихся движений с ритмическим рисунком стихотворного текста.

Ребенок проговаривает знакомый стихотворный текст, отхлопывая (отстукивая) ритм обеими руками или сопровождая его покачивающими движениями по столу в на­правлении от основания кисти к пальцам.



2 Работа над ритмом в логопедической практике



С безречевыми детьми это упражнение выполняется способом совмещенных действий, когда логопед прогова­ривает текст, отхлопывая или отстукивая ритм руками ребенка.

Вариант 1. Ребенок проговаривает знакомый стихо­творный текст, ритмично дирижируя ведущей рукой (счет 2/4). Направление дирижирующих движений горизонталь­ное — от себя к логопеду и обратно.

Вариант 2 (коллективные формы). Ребенок прогова­ривает знакомые считалочки, сопровождая их «салящи­ми» движениями руки к другим детям и логопеду.

 Упражнение 9

Цель. Соотносить ритмический рисунок движений рук с речевым ритмом.

Выполнение пассивной гимнастики кисти и пальцев рук сопровождается звукокомплексами, слогами (речевыми сред­ствами, доступными ребенку).

1. Последовательное вращение каждого пальца руки
ребенка по часовой стрелке и против нее сопровождается
мелодичным произнесением или пением цепочки повто­ряющихся слогов: большой палец — «па-па-па», указатель­ный — «та-та-та», средний —«ка-ка-ка», безымянный —
«ля-ля-ля», мизинец — «ма-ма-ма».

2. Последовательное растягивание межпальцевых скла­док путем отведения каждого пальца руки, начиная с боль­шого, сопровождается восклицанием «опа! ». При этом
объем движений, растягивающих каждую межпальцевую
складку, является максимальным.

3. Последовательное сгибание и разгибание каждой
фаланги пальцев руки сопровождается эмоциональным
восклицанием «ку-ку! ».


 

4. Последовательное разминание большого и указатель­ного, большого и среднего, большого и безымянного паль­цев, большого пальца и мизинца сопровождается звукопод­ражанием «топ» (на звук «п» логопед легко сжимает кон­чики пальцев ребенка).

5. Последовательное прокатывание межпальцевого про­странства между указательным и большим, средним и ука­зательным, безымянным и средним, мизинцем и безымян­ным пальцами раскрытой ладонью логопеда сопровожда­ется эмоциональным восклицанием «ух! » или «ах! ».

Координация движения и речи формируется поэтапно. На первом этапе логопед фиксирует внимание ребенка на двигательных ощущениях, побуждает к речевому сопро­вождению каждого действия. Целью следующего этапа является координация действий логопеда и речи ребенка. Основным условием выполнения упражнения является фиксация начала и конца движения в соответствии с про­должительностью слоговой цепочки и подчинение речево­го темпа темпу движения.

Упражнение 10

Цель. Соотносить ритм звучания музыкальных инстру­ментов с ритмом движений.

Звучание каждого музыкального инструмента соотно­сится с имитационным движением. Например, звучание колокольчика соответствует раскачивающим движениям кистей рук, барабана — попеременным движениям кула­ков по столу, бубна — похлопывающим движениям кула­ка о раскрытую ладонь, дудочки — синхронным движе­ниям обеих рук, прижатых к губам. Ребенок слушает зву­чание и воспроизводит соответствующее движение.

Вариант 1. Ребенок воспроизводит движения под ритм звучания музыкальных инструментов с наращиванием ряда, фиксацией количества движений и звучаний.


Вариант 2. Ребенок воспроизводит ритмы в соответ­ствии со сменой звучания музыкальных инструментов со­ответствующими им движениями.

Усложнение:

Увеличение количества звучаний и движений, участву­ющих в составлении ритмического ряда; нарушение рит­мических координации: несоответствие звучаний музыкаль­ных инструментов движениям.

  Упражнение 11

Цель. Соотносить количество звуковых сигналов с ко­личеством элементов зрительного ряда.

Ребенку предлагается игровая ситуация: как только он слышит звук барабана, то кладет на дорожку кружочек (инструмент находится за ширмой). Логопед стимулирует ребенка к выполнению действия сразу после звукового сиг­нала. Далее ребенку предлагается озвучить дорожку, иг­рая на барабане столько раз, сколько кружочков на до­рожке. Количество звуковых сигналов может быть огра­ничено в соответствии со способностью ребенка к пересчету и называнию итогового числа.

Вариант. Озвучивать дорожку можно, используя другие музыкальные инструменты (колокольчик, дудочку, бубен).

Упражнение 12

Цель. Соотносить ритм звучания музыкальных инстру­ментов со зрительным ритмом, выстраивать ритмический ряд с опорой на цвет.

«Разноцветные звуки»: предварительно ребенку пред­лагается образец звучания двух различных инструментов. Каждое звучание соотносится с фишкой (карточкой) соот­ветствующего цвета. Затем предъявляется повторяющий­ся или чередующийся ряд цветных фишек (карточек) и


предлагается воспроизвести звучание соответствующих музыкальных инструментов.

Вариант 1. «Цветной оркестр»: ребенок выкладывает ритмический цветовой ряд по инструкции (образцу, пока­зу), затем воспроизводит звучание соответствующих музы­кальных инструментов.

Вариант 2 (коллективные формы):

• Один ребенок выкладывает ритмический цветовой ряд,
второй воспроизводит звучание соответствующих ин­струментов.

• В качестве образца один ребенок предлагает последо­вательное звучание двух-трех инструментов, остальные
дети начинают соответствующий ритмический ряд и
заканчивают его без слухового подкрепления.

Вариант 3. Ребенку предлагаются готовые ритмиче­ские цветовые ряды с заложенными в них ошибками или пропущенными элементами. Логопед дает последователь­ное звучание музыкальных инструментов, дети находят и исправляют ошибки или выкладывают недостающие эле­менты.

Усложнение:

Увеличение количества звуков, участвующих в состав­лении слухового ритмического ряда либо времени между предъявлением звукового образца и составлением ритми­ческого цветового ряда.

Упражнение 13

Цель. Соотносить ритм движений с ритмом звукопод­ражаний голосам животных, птиц, бытовым шумам.

Звукоподражания голосам животных, птиц, бытовым шумам соотносятся с имитационными движениями рук (доступными для ребенка). Используются синхронные («прыг-прыг») и попеременные («топ-топ») движения.


Вариант 1. Ребенок воспроизводит ритмические коор­динации звукоподражаний и движений с наращиванием ряда, фиксацией количества движений и звукоподражаний.

Вариант 2. Ребенок воспроизводит ритмические коор­динации, соотнося характер движения с интонацией произ­носимых звукоподражаний.

Например: кошечка («мяу») — мягкие поглаживаю­щие движения; корова («му»)— интенсивные постукива­ющие движения.

Вариант 3. Ребенок воспроизводит ритмические коор­динации со сменой звукоподражаний и соответствующих им движений.  


Логопед произносит цепочку повторяющихся или че­редующихся звукоподражаний, побуждая ребенка выкла­дывать форму на дорожку (линейку) после каждого звуча­ния.

Вариант 1. Логопед предлагает ребенку озвучить с по­мощью звукоподражаний дорожку, заранее выполненную из чередований квадратов и кругов.

Вариант 2. Логопед воспроизводит цепочку звукопод­ражаний с ошибками (без соответствия звукоподражания цвету дорожки), побуждая ребенка внимательно слушать и исправлять ошибки.


 


 

Звукоподражания

бом-бом

хлоп-хлоп

тук-тук

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...