Тема №2 лексика и фразеология
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 БЛОК I ТЕОРИЯ 1. Раздел науки о языке, изучающий лексику, называется __________________________ 2. Лексика – это ____________________________________________________________ 3. Фразеология – это ________________________________________________________ 4. Слово – это ______________________________________________________________ 5. Признаки слова: __________________________________________________________ __________________________________________________________________________ 6. Функции слова:____________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ 7. Явление многозначности в русском языке называется _____________________________ 8. _____________________________– это смысловое содержание слова, одинаково понимаемое людьми, говорящими на данном языке. 9. Лексика русского языка с точки зрения ее происхождения, представлена следующими пластами слов ______________________________________________________________ 10. К лексике русского языка с точки зрения сферы ее использования относятся ________ ___________________________________________________________________________ 11. Лексика русского языка с точки зрения ее активного и пассивного словаря представлена такими группами слов ____________________________________________ ___________________________________________________________________________ 12. Омонимы – это ___________________________________________________________ 13. Разновидности омонимии __________________________________________________ 14. Паронимы – это __________________________________________________________ 15. Синонимы – это __________________________________________________________ 16. Антонимы – это ___________________________________________________________ 17. Каково значение каждого иноязычного фразеологизма: Volens nolens _________________________ Persona grata _________________________ O tempora! O mores! ___________________ Nota bene ____________________________ Post scriptum _________________________ Alma mater ___________________________ Tete-a-tet _____________________________ Time is money _________________________ Tutti-frutti ____________________________ A prima vista __________________________ 18. Наука о составлении словарей называется ____________________________________
19. _______________ словари разъясняют лексические значения слов, указывают переносное значение, экспрессивную характеристику (высокое, риторическое, поэтическое, фамильярное, грубое, бранное), сферу употребления (специальное, разговорное, просторечное). 20. « Толковый словарь живого великорусского языка» создал _______________________ Кол-во верных ответов __________; ________%; Кол-во неверных ответов _________ Оценка преподавателя ____________________ БЛОК II ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ Задание 1. Пользуясь толковым словарем русского языка, укажите лексическое значение слов. обмотка________________________________________________________________ заземлитель____________________________________________________________ электростанция ____________________________________________________________ дипломант _________________________________________________________________ континент __________________________________________________________________ контингент _________________________________________________________________ невежа ____________________________________________________________________ невежда ___________________________________________________________________ представить ________________________________________________________________ предоставить _______________________________________________________________ одень _____________________________________________________________________ надеть _____________________________________________________________________ Кол-во неверных ответов _________ Оценка: _________________________ Задание 2. Определите вид омонимов (лексические омонимы, омоформы, омофоны, омографы). Электрический ток – глухариный ток ____________________________________________ почитать книгу – почитать старших _____________________________________________ край поля – электрическое поле _________________________________________________ нефтяная компания – избирательная кампания ____________________________________ темно-зеленые ели – ели из одного котелка _______________________________________ книжные полки – полки выстроились на плацу ____________________________________ лечу самолетом – лечу внушением ______________________________________________ злой рок – согнуть в бараний рог _______________________________________________ кислая мина – противотанковая мина ____________________________________________ черный ворон – стая ворон ____________________________________________________
Кол-во неверных ответов _________ Оценка: _________________________ Задание 3. К данным словам подберите синонимы и составьте с ними словосочетания или предложения. двигатель ___________________________________________________________________ схема _____________________________________________________________________ труд ______________________________________________________________________ храбрый ___________________________________________________________________ холод _____________________________________________________________________ напряжение ___________________________________________________________________ блестеть ___________________________________________________________________ бросать ____________________________________________________________________ враг _______________________________________________________________________ бояться ____________________________________________________________________ Кол-во неверных ответов _________ Оценка: _________________________ Задание 4. Подберите антонимы к употребленным в словосочетаниях прилагательным. Активный человек ___________________________________________________________ быстрое движение ___________________________________________________________ зимний день ________________________________________________________________ торопливая походка __________________________________________________________ конкретное существование ____________________________________________________ разнообразные занятия _______________________________________________________ замысловатая фраза __________________________________________________________ широкий канал ______________________________________________________________ толстая книга _______________________________________________________________ мужественный поступок ______________________________________________________ Кол-во неверных ответов _________ Оценка: _________________________ Задание 5. Составьте предложения, используя в них данные словосочетания в их прямом значении и переносном – в роли фразеологизмов. Образец: куры не клюют – Этот корм наши куры не клюют. Он всем старался показать, что у него денег – куры не клюют. Опустить руки ______________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ сесть в лужу ________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ плыть по течению ____________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ открыть глаза _______________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ показать нос ________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ поставить в тупик ____________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ попасться на удочку _________________________________________________________
___________________________________________________________________________ открывать новую страницу ____________________________________________________ ___________________________________________________________________________ пускать пыль в глаза _________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ водой не разольешь (не разлить) _______________________________________________ ___________________________________________________________________________ Кол-во неверных ответов _________ Оценка: _________________________ Общая оценка: ___________________________ БЛОК III ТЕСТ «ЛЕКСИКА»
а) лексика – словарный запас языка; б) каждое слово имеет свое лексическое и грамматическое значение; в) слова могут иметь не одно, а несколько лексических значений; г) антонимы обязательно относятся к одной и той же части речи; д) старославянизмы – группа исконно русских слов; е) жаргонизмы относятся к лексике ограниченного употребления.
2. Найдите слова, окончания которых имеют одинаковое грамматическое значение:
3. Укажите словосочетания, в которых выделенные слова употреблены в переносном значении:
а) металлургический завод – завод часов; б) тихий голос – тихая погода; в) идут торги – идут часы; г) счастливый брак – заводской брак; д) корень слова – корень растения; е) мягкий знак – мягкий климат.
5. Укажите, какая из омонимичных форм использована в скороговорке Мы ели-ели линьков у ели, их еле-еле у ели доели: а) омоформы; б) омофоны; в) омографы.
6. Выберите правильный ответ. Укажите столбик: а), б), в), г) или д), в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в словах буквам:
а) эпитет; б) олицетворение; в) метафора.
Природой здесь нам суждено В Европу пробудить окно (А.С. Пушкин).
9. Укажите предложение, в котором синоним к слову исчезнуть является стилистическим. А. Множество людей пропало без вести во время войны. Б. Многие слова утратили свое первоначальное значение. В. С появлением первых лучей солнца туман развеялся. Г. Куда запропастилась эта книга?
А. Твой милый образ, незабвенный, он предо мной везде, всегда… (Ф. Тютчев). Б. Где стол был яств, там гроб стоит (Г. Державин). В. Клянусь я первым днем творенья, клянусь его последним днем… (М. Лермонтов). Г. Приехав домой, Лаевский и Надежда Федоровна вошли в свои темные, душные, скучные комнаты (А. Чехов). Д. О как мучительно тобою счастлив я… (А. Пушкин).
11. Подберите к словам из левого столбика соответствующие по употреблению слова из правого столбика:
12. Укажите строку, в которой все слова являются заимствованными: а) фельдфебель, комфорт, лекарь, земля; б) ватрушка, жнец, мичман, галстук; в) медальон, мольберт, либретто, гитара; г) пудинг, квас, одуванчик, хоккей.
а) город, одежда, брег, един; в) город, одёжа, берег, один; б) град, одёжа, берег, один; г) град, одежда, брег, един.
14. Укажите предложения, в которых выделенные слова являются историзмами. А. Майор Ковалев приехал в Петербург по надобности… (Н. Гоголь). Б. Тут же стоял окольничий, приставленный к полю (А.К. Толстой). В. Страшись, о рать иноплеменных! (А. Пушкин). Г. Видит око, да зуб неймет (И. Крылов). Д. Он, правде, в туз из пистолета в пяти саженях попадал (А. Пушкин).
15. Определите, какие слова из левого столбика соответствуют понятиям из правого:
А. Настал день, назначенный для судного поединка (А.К. Толстой). Б. По базам мычали, не наевшись молодой зеленки, коровы (М. Шолохов). В. В Москву переведен через мое содейство (А. Грибоедов). Г. Увы! Куда ни брошу взор – везде бичи, везде железы… (А. Пушкин).
Слушай сюда, дело глухо, надо сматываться. Давай только без закидонов, ладно? Кол-во верных ответов __________; ________%; Кол-во неверных ответов _________ Оценка преподавателя ____________________
ТЕСТ «ФРАЗЕОЛОГИЯ» 1. Укажите неверное утверждение: а) фразеологизмы — свободные сочетания слов; б) существуют фразеологизмы-синонимы; в) к фразеологизмам можно отнести также и пословицы; г) в предложении фразеологизмы являются одним членом предложения. 2. Найдите предложения, в которых встречаются несвободные словосочетания. A. Все заботы в семье лежали на плечах Гаврика (В. Катаев). Б. Я перемахнул через забор в какой-то сад (В. Пьецух). B. Игрушкой золотой он блещет на стене (М. Лермонтов). Г. Она знала, что старуху ждут со дня на день (Л. Толстой). Д. Отец мой редко бывал в хорошем расположении духа (А. Герцен). Е. Хан, строивший крепость, думал только о собственном благе (П. Лукиницкий). 3. Укажите фразеологизмы — синонимы к словосочетанию очень любить: а) как свои пять пальцев; б) яблоку негде упасть; в) души не чаять; г) проще пареной репы; д) носить на руках; е) положа руку на сердце. 4. Найдите синонимические фразеологизмы: а) во что бы то ни стало; б) игра не стоит свеч; в) ни слуху ни духу; г) хоть караул кричи; д) себе дороже; е) хоть волком вой; ж) кровь из носу; 5. Найдите антонимические фразеологизмы: а) душа в душу; б) засучив рукава; в) играть на руку; г) положа руку на сердце; д) вставлять палки в колеса; е) кривить душой; ж) как кошка с собакой; з) через пень колоду. 6. Определите, кто является автором фразеологизмов литературного происхождения: 1) вернуться к разбитому корыту; а) А. Пушкин; 2) Демьянова уха; б) А. Чехов; 3) рыльце в пуху; в) Н. Некрасов; 4) человек в футляре. г) И. Крылов. 7. Выполните синтаксический разбор предложения. Незачем валить с больной головы на здоровую.
Кол-во верных ответов __________; ________%; Кол-во неверных ответов _________ Оценка преподавателя ____________________
БЛОК IV РАБОТА С ТЕКСТОМ О СИЛЕ СЛОВА 1. Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.
Скв..рнословие, в отличи.. от добрых пож..ланий, может нан..сти см..ртельный удар не только душе, но и физич..скому зд..ровью. Слово может не только тв..рить, оно может еще и разрушать. На разных п..люсах стоят слова соз..дательные и слова разрушит..льные, слова м..литвы и слова брани. Первые леч..т и сов..ршенствуют б..жествен..ую сущ..ность человека – вторые вызывают болезни и н..зводят нас до уровня существ, живущих только животными инстинктами. Люди давно уже обр..тили вн..мание на уд..вительное во..действие слов на их духовное и физическое состояние. Обр..тили внимание они и на два пути такого во..действия: с помощью ритма и с помощью обр..зов, которые вызывают в по..сознани.. человека те или ин..ые слова. В народных сказках, пословицах, поговорках часто пр..сутству..т скрытый ритм, усил..вающий их во..действие. Этот ритм мож..т и..целить б..льного, а может и н..слать на него порчу – сво..образный «психич..ский вирус», вызывающий рас..тройство внутрен..их органов. Звучащим словом издавн.. польз..вались д..ревенские ц..лительницы, м..литвами, наг..ворами изб..вляющие от (н..)дуга. Наг..воры прим..няли в деревнях также к..лдуны и ведьмы, но только с другой целью – для нан..сения ощ..тимого вреда здоровью и психик... В последние год.. вопросом воздействия ритмик.. звучания словосоч..таний, текстов зан..лись и серьезные учен..ые. Они уст..новили, что ритмы, отн..сящиеся к так называ..мой г..рмоничной музыке, леч..т людей, пр..буждает в них скрытые сп..собности, дают силы для полноцен..ой жизни. Скажем, нах..дящиеся в утроб.. матери младенцы быстрее разв..вают..ся, и после р..ждения у них открывают..ся (не)обыкновен..ые сп..собности. (М. Таранов) 2. Стиль речи _______________________________________________________________________ 3. Тип речи _________________________________________________________________________ 4. Основная тема текста _______________________________________________________________ 5. Идея текста ________________________________________________________________________ 6. Выпишите антонимы (в том числе, контекстуальные) из текста ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 7. Подберите синонимы к словам БОЖЕСТВЕННЫЙ __________________________________________________________________ НИЗВОДЯТ ________________________________________________________________________ ГАРМОНИЧНЫЙ ___________________________________________________________________ СОЗИДАТЕЛЬНЫЙ _________________________________________________________________ СКРЫТЫЙ _________________________________________________________________________ 8. Выпишите три существительных с одинаковым грамматическим значением_________________ ___________________________________________________________________________________ 9. Какие средства выразительности используются в тексте? Укажите их роль. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 10. Выпишите из текста старославянизмы _________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 11. Выпишите из текста 5 общеупотребительных слов ______________________________ _____________________________________________________________________________ 12. Выпишите из текста 3 неологизма_____________________________________________ 13. Выпишите из текста 5 исконно русских слов ____________________________________ _____________________________________________________________________________ 14. Выпишите из текста 3 иноязычных слова ______________________________________ _____________________________________________________________________________ 15. Выпишите фразеологический оборот ________________________________________ 16. Подберите и запишите по 5 фразеологизмов со словами РЕЧЬ, ДУША, ЗДОРОВЬЕ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
17. Какие проблемы поднимает автор в тексте? Разделяете ли вы позицию автора? Выскажите свою точку зрения. ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Оценка преподавателя ____________________
Работа над ошибками ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|