Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

MRP и DRP относятся к системам выталкивающего типа.




JIT – интегрированная система управления материальными и информационными потоками, представляющая процесс производства и связанные с ним снабжение и сбыт как единый непрерывающийся производственный поток. Управление материальными потоками в единой системе осуществляется на основе обратного планирования сроков. Производитель не имеет законченного плана и графика работы, он тесно связан не с общим, а с конкретным заказом потребителя этой продукции и оптимизирует свою работу в пределах этого заказа. Для всех подразделений разрабатываются только усредненные планы (на месяц), а их детализация по декадам (дням, часам) производится непосредственными исполнителями работ с учетом сроков сдачи деталей (сборочных единиц) и объема полученного задания.

KANBAN служит в качестве информационного обеспечения оперативного управления материальными потоками по принципу “точно вовремя”. Карта-заявка “KANBAN” содержит всю необходимую информацию о запросах потребителя. Как правило, такая информация включает: наименование и шифр детали; спецификацию емкостей с указанием их типа и количества укладываемых в них деталей; наименование участка-производителя и участка-потребителя продукции; время доставки, определяемое с учетом продолжительности изготовления детали. Каждый предыдущий по технологической цепочке участок работает в соответствии с поступившим заказом, указанным в карте “KANBAN”. Контроль за ходом производства производится путем регистрации карт, находящихся в обращении.

ORT относится к классу “тянущих” микрологистических систем, интегрирующих процессы снабжения и производства. Основным принципом работы этой системы является выявление в производственном процессе так называемых “узких” мест или критических ресурсов. По существу ORT является компьютеризованной версией KANBAN с той разницей, что система ORT препятствует возникновению узких мест в логистической сети “снабжение-производство”, а система KANBAN позволяет эффективно устранять уже возникшие узкие места. В качестве критических ресурсов, оказывающих влияние на эффективность логистической системы могут выступать запасы сырья и материалов, размер незавершенного производства, технология изготовления, персонал и др. Предприятия, использующие систему ОРТ, не стремятся максимально загрузить персонал, выполняющий некритические операции, так как это вызывает нежелательный рост запасов незавершенного производства. Эффективность системы ОРТ с логистических позиций заключается в увеличении выпуска продукции, снижении производственных и транспортных издержек, уменьшении запасов незавершенного производства.

В результате изучения данной темы студент должен знать:

- понятия общей структуры, структуры управления и производственной структуры предприятия;

- характеристику, взаимосвязь производственных звеньев предприятия;

- структуру органов управления производственным предприятием;

- виды производственных структур предприятия, особенности их построения, области использования виды производственных структур предприятия, особенности их построения, области использования;

- понятие производственной логистики;

- понятие систем управления производственной логистики;

- вытягивающие систем управления производственной логистики и их краткую характеристику;

- выталкивающие систем управления производственной логистики и их краткую характеристику.

Вопросы для самопроверки:

1. Понятие производственной логистики

2. Функции управления материальными потоками в производстве

3. Особенности построения воронкообразной модели логистической системы

4. Правила приоритетов в выполнении заказов

5. Сравнительная характеристика выталкивающей и вытягивающей системы в управлении материальными потоками

6. Взаимосвязь организации и управления материальными потоками в производстве

7. Пространственная структура логистической системы и определяющие ее факторы

8. Составляющие цикла выполнения заказа

9. Понятие формы организации материальных потоков

10. Основные формы организации материальных потоков

11. Система управления материальными потоками

 

Тема 7. Методы аналитической оптимизации материальных потоков.

Диагностика как функция управления материальными потоками. Процесс диагностики материальных потоков. АВС анализ. XYZ анализ

Методические указания.

АВС анализ является одним из методов рационализации, который может использоваться во всех функциональных сферах деятельности предприятия. АВС анализ позволяет:

- выделить наиболее существенные направления деятельности;

- направить деловую активность в сферу повышенной экономической значимости и одновременно с этим снизить затраты в других сферах за счет устранения излишних функций и видов работ;

- повысить эффективность организационных и управленческих решений благодаря их целевой ориентации.

В управлении материальными потоками с помощью АВС анализа устанавливаются и изучаются соотношения и зависимости следующих факторов:

- количество и стоимость приобретенных материалов по отдельным позициям и группам;

- количество и стоимость израсходованных материалов по отдельным позициям и группам;

- количество счетов, выставленных поставщиками, и размеры оплаты по этим счетам;

- количество поставщиков и размеры их оборота;

- количество и стоимость отдельных материалов в рамках стоимостного анализа.

Для повышения эффективности принимаемых решений необходим индивидуальный подход к определению сроков и размеров заказа по каждому материалу. Поскольку такой метод связан с большими затратами времени его целесообразно использовать только там, где он приносит наибольший эффект. Это получившее широкое признание положение известно как принцип Парето. Суть его состоит в том, что на несколько изделий из всей совокупности производимых, продаваемых, покупаемых или хранимых изделий приходится значительная часть расходуемых или приобретаемых ресурсов. Применительно к политике материальных запасов последнее означает, что на ограниченное число поставок приходится основная масса используемых материалов.

В зависимости от затрат материальные запасы подразделяются на три класса: А, В и С.

 

Анализ АВС показывает значение каждой группы материалов и помогает обратить внимание на основные.

Материалы класса А - это немногочисленные, но важнейшие материалы, на которые приходится большая часть денежных средств (около 75 %), вложенных в запасы.

Материалы класса В - относятся к второстепенным и требуют меньшего внимания, чем материалы класса А. С приобретением материалов класса В связано примерно 20 % денежных средств.

Материалы класса С - составляют значительную часть в номенклатуре используемых материалов, но недороги, на них приходится наименьшая часть вложений в запасы (5 %).

Для проведения АВС анализа необходимо:

1) установить стоимость каждой детали (для покупных деталей принимаются цены поставщика);

2) расположить материалы по мере убывания издержек;

3) суммировать данные о количестве и издержках на материалы и нанести их на схему;

4) разбить материалы на группы в зависимости от их удельного веса в общих издержках. Поскольку 75 % затрат приходятся на 10-15 % всех материалов, то наиболее тщательный контроль осуществляется в отношении именно этой группы.

Контроль и регулирование запасов осуществляются по разному в зависимости от класса материала. Ниже приводится перечень операций, которые проводятся с материальными запасами.

Материалы класса А. Тщательно определяются размеры и моменты выдачи заказов. Величина затрат на выдачу и оформление заказов, хранение материалов пересматриваются каждый раз при размещении очередного заказа. Устанавливается строгий контроль и регулирование запасов, а также контроль за расчетом периода опережения.

Материалы класса В. Определяются экономичные размеры и момент выдачи повторного заказа. Осуществляется обычный контроль и сбор информации о запасах, что позволяет своевременно обнаружить основные изменения в использовании материальных запасов.

Материалы класса С. Никаких расчетов не производится. Размер повторного заказа устанавливается таким образом, чтобы поставки осуществлять в течение 1-2 лет. Пополнение запасов регистрируется, но текущий учет уровня запасов не ведется. Проверка наличных запасов проводится периодически один раз в год.

Ход выполнения поставщиком обязательств по поставке материалов класса А и В контролируется путем создания непрерывной или периодической системы учета запасов.

Распределение XYZ. XYZ анализ материалов предполагает оценку их значимости в зависимости от частоты потребления. Если рассматривать потребление отдельных видов материалов в течение длительного периода времени, то можно установить, что в их числе есть материалы, имеющие постоянный и стабильный спрос; материалы, расход которых подвержен определенным, например, сезонным колебаниям, и, наконец, материалы, расход которых абсолютно незакономерен, т. е. носит случайный характер. Поэтому в пределах каждого из классов А, В и С материалы могут быть распределены еще и по степени прогнозируемости их расхода. Для такой классификации используются символы X, Y, Z.

К категории X относятся материалы, спрос на которые имеет постоянный характер или подвержен случайным незначительным колебаниям, и поэтому поддается прогнозированию с высокой точностью. Удельный вес таких материалов в общей номенклатуре, как правило, не превышает 50-55 %.

К категории Y относятся материалы, потребление которых осуществляется периодически либо имеет характер падающей или восходящей тенденции. Их прогнозирование возможно со средней степенью точности. Их удельный вес в общей номенклатуре составляет около 30 %.

Для материалов категории Z (они составляют 15 % в общей номенклатуре) нельзя выявить какой-либо закономерности потребления, поэтому прогнозирование их расхода невозможно.

В качестве показателя, характеризующего возможные колебания в потреблении материалов, может использоваться коэффициент вариации

 

,

 

где - стандартное отклонение, определяет степень фактического расхода материала в течении анализируемого периода относительно средней величины; - средняя величина расходования материала.

 

 

где - фактический расход материала в T-ом периоде; Т - число наблюдаемых периодов.

Для проведения XYZ анализа необходимо:

1) установить средний расход каждого вида материала с учетом колебания потребности в них по периодам, это могут быть, например, сезонные колебания;

2) рассчитать коэффициент вариации по каждой номенклатурной позиции;

3) расположить материалы по мере убывания коэффициентов вариации;

4) суммировать данные о количестве материалов в соответствии с возрастанием коэффициентов вариации, нанести их на схему;

5) разбить материалы на группы в зависимости от вариации спроса.

Результатом анализа XYZ является построение кривой Лоренца.

 

XYZ анализ служит вспомогательным средством при подготовке решений по совершенствованию планирования материального обеспечения производства.

 

В результате изучения данной темы студент должен знать:

- сущность оптимизации материальных потоков.

- сущность и технику АВС анализа;

- распределение и технику XYZ анализа.

Литература:1, 2.

Вопросы для самопроверки:

  1. Сущность АВС анализа
  2. Техника АВС анализа
  3. Распределение XYZ
  4. Техника XYZ анализа

 

Тема8. Сервис в логистике.

Логистический сервис, понятие. Роль логистического сервиса в современных условиях. Показатели качества логистического обслуживания: надежность, гибкость поставки, сроки обслуживания от получения заказа до поставки партии товара. Понятие «легко выполняемый бизнес». Алгоритм формирования системы логистического сервиса. Методы расчета уровня логистического сервиса. Логистический сдвиг кривой затрат на сервис. Определение оптимального значения уровня логистического обслуживания.

Методические указания.

Работа по оказанию услуг, т.е. по удовлетворению чьих-нибудь нужд, называется сервисом.

Логистический сервис неразрывно связан с процессом распределения и представляет собой комплекс услуг, оказываемых в процессе поставки товаров потребителю. Объектом логистического сервиса являются предприятия производственной и непроизводственной сферы, население.

Логистический сервис осуществляется либо самим поставщиком, либо фирмой, специализирующейся в области послепродажного обслуживания.

Все работы в области логистического сервиса можно разделить на три основные группы:

· предпродажные, те. работы по определению политики предприятия в сфере оказания услуг и формированию системы логистического обслуживания;

· работы по оказанию логистических услуг, осуществляемые в процессе продажи товаров, например, предоставление информации о прохождении грузов; подбор ассортимента, упаковка, формирование грузов единиц и т.п.;

· послепродажный логистический сервис, включающий в себя гарантийное обслуживание, обязательства по рассмотрению претензий покупателей, обмен и т.п.

 

Определение политики предприятия в сфере оказания услуг связано с формированием системы логистического сервиса и предполагает проведение комплекса взаимосвязанных работ.

Действия по формированию системы логистических услуг выполняются в следующей последовательности:

1) сегментация потребительского рынка, т.е. его разделение на конкретные группы потребителей, для каждой из которых могут потребоваться определенные услуги в соответствии с особенностями потребления;

2) определение перечня наиболее значимых для покупателей услуг;

3) ранжирование услуг, входящих в составленный перечень. Сосредоточение внимания на наиболее значимых для покупателей услугах;

4) определение стандартов услуг в разрезе отдельных сегментов рынка;

5) оценка оказываемых услуг, установление взаимосвязи между уровнем сервиса и стоимостью оказываемого для обеспечения конкурентоспособности компании;

6) установление обратной связи с покупателями для обеспечения соответствия услуг потребностям покупателей.

Основным критерием, позволяющим оценить систему сервиса, как с позиции поставщика, так и с позиции получателя услуг, является уровень логистического обслуживания.

Расчет данного показателя выполняется по следующей формуле:

 

,

 

где Y – уровень логистического обслуживания; m – количественная оценка фактически оказываемого объема логистических услуг; М – количественная оценка теоретически возможного объема логистического сервиса.

Уровень обслуживания можно оценивать также сопоставляя время на выполнение фактически оказываемых в процессе поставки логистических услуг со временем, которое необходимо было бы затратить в случае оказания всего комплекса возможных услуг в процессе той же поставки. Расчет выполняется по следующей формуле

 

,

 

где n и N – соответственно фактическое и теоретически возможное количество оказываемых услуг; ti – время на оказание i-й услуги.

затратами, а отсутствие – с существенными потерями на рынке.

Начиная от 70 % и выше затраты на сервисное обслуживание растут экспоненциально в зависимости от уровня обслуживания и при достижении уровня 90 % увеличение объема логистического сервиса становится невыгодным. При этом снижение уровня обслуживания ведет к увеличению потерь, вызванных ухудшением качества сервиса.

Задача логистической службы заключается в поиске оптимальной величины уровня обслуживания.

Для оценки качества логистического обслуживания применяются следующие критерии:

· гибкость;

· надежность;

· время выполнения заказа.

Гибкость поставки характеризует степень удовлетворения пожеланий клиента об изменении первоначальных условий поставки без нарушения согласованного срока выполнения заказа.

Надежность поставки определяет способность поставщика соблюдать обусловленные договором сроки выполнения заказа.

Длительность выполнение заказа характеризует календарный период времени с момента получения заказа до поставки партии товаров потребителю.

Послепродажное логистическое обслуживание п редставляет собой комплекс услуг по техническому обслуживанию товаров в течение всего срока их эксплуатации, информированию и обучению потребителей.

Логистическое обслуживание в послепродажный период включает следующие основные мероприятия:

· определение услуг, предоставляемых клиенту после продажи товара;

· установление порядка послепродажного обслуживания в ходе обсуждения условий его поставки;

· подготовку и выпуск необходимой технической документации, обучение пользователей товаров;

· реализацию запасных частей, а также инструментов и измерительных приборов, позволяющих осуществлять уход за поставляемыми товарами;

· управление процессом логистического обслуживания путем прямого его осуществления или посредством контроля за качеством обслуживания, проводимого субподрядчиками, дистрибьюторами или самими клиентами;

· определение и возможную подготовку необходимой инфраструктуры и помещений для хранения запасных частей и проведения ремонтных работ;

· управление транспортными средствами, погрузо-разгрузочными работами, временным складированием и упаковкой в ходе перемещения запасных частей, а также передвижениями обслуживающего персонала.

 

В результате изучения данной темы студент должен знать:

- структуру и функции логистического сервиса;

- формы организации сервиса.

- методы оценки сервиса;

- технологию выбора оптимального уровня сервиса.

Вопросы для самопроверки:

  1. Понятие логистического сервиса
  2. Порядок формирования системы логистического сервиса
  3. Методы количественной оценки уровня логистического обслуживания
  4. Критерии качества логистического обслуживания
  5. Состав послепродажных логистических услуг

Темп 9. Транспортная логистика.

Транспортная логистика, понятие и задачи. Применение логистических методов на транспорте. Транспортные коридоры и транспортные цепи. Транспортные терминалы. Альтернативные виды транспортировок, критерии выбора. Сравнительные логистические характеристики различных видов транспорта. Выбор вида транспорта на базе анализа полной стоимости. Принятие решения о создании собственного парка транспортных средств: зависимость от внешней и внутренней среды предприятия.

Методические указания.

Понятие транспортировки. Изменение местонахождения товарно-материальных ценностей с помощью транспортных средств называется транспортировкой грузов. Транспортировка является частью логистического процесса и относится к сфере производства материальных услуг.

По назначению различают внешнюю (в логистических каналах снабжения - сбыта) и внутреннюю (внутрипроизводственную) транспортировку. Оба вида транспортировки взаимосвязаны между собой и образуют транспортную систему предприятия.

Ключевая роль транспортировки в логистике объясняется большим удельным весом транспортных расходов в логистических издержках, которые составляют до 50 % от суммы общих затрат на логистику.

Управление материальным потоком в процессе транспортировки и организация транспортирования грузов является сферой транспортной логистики.

Транспортная логистика решает следующие задачи:

· создание транспортных систем;

· совместное планирование транспортных процессов на различных видах транспорта (в случае смешанных перевозок);

· обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса;

· выбор способа транспортировки и выбор транспортного средства;

· определение рациональных маршрутов доставки.

 

Основой выбора вида транспорта, оптимального для конкретной перевозки, служит информация о характерных особенностях различных видов транспорта.

Существуют следующие виды транспорта:

· железнодорожный;

· морской;

· внутренний водный (речной);

· автомобильный;

· воздушный;

· трубопроводный.

 

Выделяют шесть факторов, влияющих на выбор вида транспорта: время доставки, частота отправлений груза, надежность соблюдения графика доставки, способность перевозить разные грузы, способность доставить груз в любую точку территории, стоимость перевозки.

Формы организации перевозок зависят от мощности грузопотоков и объема грузооборота. Под горузопотоком понимается объем перевозок грузов в определенном направлении или через данный пункт за определенный отрезок времени. Грузопотоки разделяются на внешние и внутренние. Внешние грузопотоки характеризуют объем прибывающих на предприятие грузов (грузовые потоки прибытия) и объем отправляемых грузов (грузовые потоки отправления). Внутренние грузопотоки – это количество грузов, перемещаемых между подразделениями предприятия. мощность грузопотоков на внутризаводском транспорте измеряется в тоннах (иногда в тонно-километрах) в единицу времени.

Грузооборот – основной экономический показатель продукции транспорта, характеризует суммарный вес грузов, перевезенных на предприятии за расчетный период. Расчет грузооборота оформляется в виде шахматной ведомости (табл.).

Планово-экономические расчет во внутризаводском планировании транспортировок производится на базе наибольшего суточного грузооборота Qсут с учетом неравномерности поступления и отправления грузов по формуле

Qсут = ,

где Qг – годовой грузооборот (из шахматной ведомости), т; Д – число рабочих дней в году; Кн – коэффициент неравномерности перевозок (Кн = 1,1 ¸ 3,0).

Количество транспортных средств КТС определяется исходя из объема перевозок и часовой производительности транспортного средства по формуле

,

где Q – грузооборот за расчетный период, т; qТ – часовая производительность транспортного средства в течение расчетного периода, ч.

Часовая производительность транспортного средства определяется по формуле

,

где qн – номинальная грузоподъемность транспортного средства, т; Кгр – коэффициент использования грузоподъемности транспортного средства; Ттр – транспортный цикл, характеризующий затраты времени на погрузку, разгрузку, пробег транспортного средства по маршруту (туда и обратно), мин.

В настоящее время предприятия применяют две разновидности системы планирования перевозок: по стандартным расстояниям и по заявкам. Первая разновидность применяется при достаточно мощных и стабильных грузопотоках, вторая – при эпизодической потребности в транспортных средствах. При работе транспорта по стандартным расписаниям выявляются рациональные маршруты, разрабатываются стандартные графики движения транспортных средств, определяются порядок выполнения погрузо-разгрузочных работ, техническое оснащение мест погрузки и выгрузки.

Для перевозки грузов применяются следующие виды маршрутов:

· маятниковые;

· веерные;

· кольцевые.

При маятниковом маршруте транспортное средство осуществляет перевозку грузов между двумя определенными пунктами. При веерном – перевозка грузов осуществляется из нескольких пунктов в один или из одного пункта в несколько других. При последовательном обслуживании транспортным средством в течение цикла нескольких пунктов отправления и получения грузов применяется кольцевой маршрут. Выбор того или иного маршрута обосновывается экономическим расчетами.

Графиком работы транспортных средств определяется порядок выполнения погрузо-разгрузочных работ.

При разработке графика работы транспортных средств предусматривают выполнение подготовительных работ: порядок обеспечения тарой; оснащение пунктов приемки и отправления грузов средствами механизации, закрепление за маршрутами транспортных средств и водителей.

Планирование первозок состоит из трех этапов:

· технико-экномическое планирование;

· календарное планирование;

· диспетчирование.

Технико-экономическое планирование заключается в составлении календарных годовых или квартальных планов перевозок.

Календарные ланы перевозок составляются на более короткие периоды: смену, сутки, месяц.

Оперативное руководство ходом транспортных работ, контроль за соблюдением расписаний движения транспортных средств и сменно-суточных планов осуществляет диспетчерская служба транспортного хозяйства

Перевозка грузов, организуемая и осуществляемая через терминалы, называется терминальной перевозкой. В роли организаторов терминальных перевозок выступают, как правило, транспортно-экспедиционные фирмы, использующие уникальные или специализированные терминалы и терминальные комплексы.

Грузовым терминалом называется специальный комплекс организационно взаимосвязанных сооружений, персонала и технических устройств, предназначенных для выполнения логистических операций, связанных с приемом, погрузкой-разгрузкой, хранением, сортировкой, грузопереработкой различных партий грузов, а также коммерческо-информационным обслуживанием грузополучателей, перевозчиков и других логистических посредников.

Универсальные терминалы представляют собой группу складов с дистрибутивным центром. Основными функциями этих терминалов являются:

· маркетинговые исследования рынка транспортно-логистического сервиса;

· оформление договоров с клиентами, прием и обработка заявок;

· сбор и развоз грузов;

· краткосрочное хранение;

· консолидация, разукрупнение, сортировка, комплектация и другие операции грузопереработки;

· информационно-компьютерная поддержка сервисных услуг терминала.

Специализированные терминалы осуществляют операции транспортно-логистического сервиса для определенного вида или ассортимента грузов, например, скоропортящихся, продовольственных, медикаментов и т.п. специализация грузовых терминалов позволяет лучше учесть требования клиентов к перевозке, хранению и переработке грузов.

Технологический процесс терминальной транспортировки состоит из трех основных этапов:

1) завоз грузов на терминал и развоз их с терминала;

2) грузопереработка на терминале;

3) линейная перевозка грузов между терминалами отправления и назначения.

Расчеты за услуги, оказываемые транспортными организациями, осуществляются с помощью транспортных тарифов. Тарифы включают в себя:

· плату, взыскиваемую за перевозку грузов;

· сборы за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов;

· правила исчисления плат и сборов.

Как экономическая категория транспортные тарифы являются формой цены на продукцию транспорта.

Их построение должны обеспечивать:

транспортному предприятию – возмещение эксплуатационных расходов и возможность получения прибыли;

покупателю транспортных услуг – возможность покрытия транспортных расходов.

На различных видах транспорта системы тарифов имеют свои особенности.

В результате изучения данной темы студент должен знать:

- понятие транспорта и продукции транспорта;

- структуру транспортных затрат;

- факторы, влияющие на выбор транспортных средств;

- понятия грузопотока и грузооборота;

- маршрутизацию перевозок и планирование перевозок

- экономический смысл и состав транспортных тарифов.

Вопросы для самопроверки:

1. Задачи, решаемые транспортной логистикой

2. Факторы, влияющие на выбор транспортных средств

3. Понятия грузопотока и грузооборота

4. Порядок расчета транспортных средств

5. Маршрутизация перевозок

6. Планирование перевозок

7. Функции грузовых терминалов

8. Экономический смысл и состав транспортных тарифов

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...