Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие автоматизированных систем таможенного оформления и контроля




Совершенствование таможенного оформления и таможенного контроля находится в неразрывной связи с уровнем развития и внедрения в деятельность таможенных органов информационных технологий. Это положение нашло свое отражение в Целевой программе развития таможенной службы Российской Федерации, в которой внедрение информационных технологий и автоматизированных систем управления определено стратегическим направлением деятельности ФТС.

Основной целью внедрения электронного декларирования в практику таможенного оформления товаров и транспортных средств является ускорение таможенных процедур и, как следствие этого, увеличение товарооборота, повышение эффективности работы должностных лиц таможенных органов, ускорение поступления таможенных платежей в федеральный бюджет.

Основным средством достижения этой цели является обмен информацией между декларантами и таможенным органом, осуществляющим таможенное оформление и таможенный контроль, исключительно в электронном виде с использованием электронной цифровой подписи. Наличие электронной цифровой подписи предполагает, что передаваемые сведения имеют юридическую силу.

Основными принципами, положенными в основу построения архитектуры системы электронного декларирования, являются:

централизованное хранение и обработка данных в региональном узле сбора, хранения и обработки сведений о перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации товарах и транспортных средствах;

консолидированное хранение данных в виде унифицированной структуры;

централизованное администрирование информационно-вычислительной сети и региональной базы данных.

Комплекс программных средств обработки сведений в электронной форме о товарах и транспортных средствах состоит из двух подсистем: подсистемы декларанта и подсистемы таможенного органа.

Подсистема декларанта представляет собой программное средство подготовки, редактирования, и передачи в электронной форме сведений о товарах и транспортных средствах из документов, необходимых для таможенного оформления и таможенного контроля, и формирования на их основе грузовой таможенной декларации в электронной форме.

Подсистема таможенного органа включает:

а) региональный узел сбора, хранения и обработки информации, в базе
данных которого содержатся полученные от декларанта сведения, необходимые
для таможенного оформления и таможенного контроля;

б) автоматизированные рабочие места таможенного оформления и
таможенного контроля, оснащенные штатными программными средствами.

Подготовка к проведению таможенного оформления начинается до пересечения товаров таможенной границы Российской Федерации. Декларант формирует в электронном виде совокупность данных сделки, состоящей из сведений о товарах и электронной грузовой таможенной декларации. Сформированная декларантом совокупность данных сделки подтверждается его электронной цифровой подписью, архивируется и передается в подсистему таможенного органа.

В региональном узле совокупность данных сделки в автоматическом режиме разархивируется, после чего проверяется подлинность электронной цифровой подписи декларанта. В случае успешной проверки ЭЦП декларанта совокупность данных сделки загружается в базу данных и в автоматическом режиме проводится форматно-логический контроль электронной ГТД. В случае успешного прохождения ФЛК региональный узел обработки регистрирует совокупность данных сделки с присвоением ей уникального идентификационного номера и передает ГТД в формате штатных программных средств основного таможенного оформления в таможенный орган, осуществляющий таможенное оформление и таможенный контроль. При этом декларанту автоматически передается сообщение, содержащее идентификационный номер совокупности данных сделки в системе или перечень ошибок в случае неуспешного прохождения ФЛК.

Дальнейшее таможенное оформление и таможенный контроль электронной ГТД осуществляется в общеустановленном порядке с помощью штатного программного средства основного таможенного оформления. После завершения процесса оформления электронная ГТД снова загружается в подсистему таможенного органа, совокупность данных сделки подписывается ЭЦП должностного лица таможенного органа и помещается в архив, а оформленная электронная таможенная декларация отправляется в подсистему декларанта.

При создании системы электронного декларирования ФТС России особое внимание уделял обеспечению её информационной безопасности. Нарушение безопасности информационного обмена на начальной стадии внедрения электронной формы декларирования могло бы скомпрометировать саму идею использования безбумажной технологии.

В целях обеспечения безопасности информации, передаваемой между декларантами и таможенным органом при заявлении сведений о товарах и транспортных средствах в электронной форме, была разработана и реализована технологическая схема защиты информации. Данная схема определила порядок использования электронной цифровой подписи, документов и сведений, необходимых для таможенного оформления и таможенного контроля в электронной форме как до, так и после создания ведомственного удостоверяющего центра ГТК России, что позволило значительно ускорить внедрение электронного декларирования в практику деятельности таможенных органов.

Безусловно, что дальнейшее развитие электронной формы декларирования зависит от того, насколько быстро будет внедряться электронный документооборот в Российской Федерации между органами государственной власти, организациями и физическими лицами, а также выполняться мероприятия в данной области, предусмотренные Федеральной целевой программой "Электронная Россия".

Электронный таможенный паспорт товара (ЭТПТ) формируют уполномоченные должностные лица таможенного органа назначения при помещений товаров и транспортных средств под таможенный режим выпуска товаров для свободного обращения в целях: повышения собираемости подлежащих уплате таможенных платежей путем выявления, предупреждения и пресечения заявления декларантами недостоверных сведений о товарах; усиления контроля при проведении таможенным органом (структурным подразделением таможенного органа) таможенного оформления товаров; усиления контроля вышестоящими таможенными органами за решениями, принятыми уполномоченными должностными лицами подчиненных таможенных органов при проведении таможенного оформления; проведения анализа рисков, возникающих при таможенном оформлении и таможенном контроле товаров, и разработки мероприятий по их снижению.

ЭТПТ содержит сведения о товаре, заявляемые для таможенных целей при осуществлении предварительных операций и основного таможенного оформления, полученные из:

электронного уведомления о направлении товаров и транспортных средств;

электронной копии документа учета (ДУ) товаров на складе временного хранения (СВХ);

электронной копии грузовой таможенной декларации (ГТД).

К указанным сведениям относятся данные о товаре (код товара, вес брутто, фактурная стоимость) взятые из электронного уведомления о доставке товара (ДКД или МДП), электронной копии документа учета товара на СВХ и электронной копии ГТД, а также рассогласований между этими данными. Также в ЭТПТ содержатся отметки уполномоченных должностных лиц таможенного органа о результатах проведения таможенного контроля.

Базовым элементом в алгоритме формирования ЭТПТ является регистрационный номер накладной, который в совокупности с номером товара составляет идентификационный признак товара. Наличие идентификационного признака товара в электронных копиях ДКД (МДП), ДУ, ГТД обеспечивает связь между этими документами и запись в ЭТПТ данных о товаре.

Внедрение данной информационной технологии в процесс таможенного оформления и таможенного контроля должно повысить эффективность контроля принятых решений должностными лицами таможенных органов, а также обеспечить сбор систематизированных данных для разработки критериев при анализе рисков и принятия решений в процессе таможенного оформления и таможенного контроля товаров, а также дальнейшего контроля после выпуска товаров в соответствии с заявленным таможенным режимом.

Другим важным направлением в деятельности Комитета является развитие автоматизированной системы контроля за доставкой товаров (АСКДТ).

Используемая в настоящее время в таможенных органах АСКДТ имеет ряд существенных недостатков:

файл-серверная обработка данных и клиент-серверная технология на основе функциональных АРМов;

файловая передача уведомлений о направлении товаров от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения;

децентрализованное администрирование информационно-вычислительной сети и баз данных;

многоэтапная передача нормативно-справочной информации на все уровни таможенных органов.

Перспективная АСКДТ должна быть построена на основе использования современных информационных технологий и на новых принципах, изложенных в Концепции информационно-технической политики ФТС России. К данным принципам относятся:

сбор, хранение, обработка, анализ сведений и принятие решений о товарах, транспортных средствах перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации в централизованном информационном ресурсе;

консолидированное хранение данных;

объектно-ориентированная архитектура системы;

централизованное администрирование информационно-вычислительной сети и баз данных из центра управления;

удаленный доступ пользователей системы к ее информационным ресурсам на основе защищенной WEB-технологии.

Реализация новых принципов построения перспективной АСКДТ предполагает выполнение следующих работ:

разработку архитектуры и программного обеспечения;

разработку структур баз данных централизованного информационного ресурса;

разработку структур информационных сообщений и схемы обмена данными;

создание комплекса централизованного администрирования

информационно-вычислительной сети и баз данных;

разработку технологической схемы защиты информации, передаваемой в АС КДТТ, и внедрение в таможенных органах аппаратно-программных средств защиты информации;

оснащение средствами вычислительной техники, телекоммуникационным оборудованием и средствами защиты информации таможенных органов, осуществляющих таможенный контроль за доставкой и транзитом товаров, а также ГНИВЦ ФТС России.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...