Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теоретическое пособие по сольфеджио

Класс

1. Звук - это то, что мы слышим. Звуки бывают музыкальные и шумовые. Музыкальными называются звуки, которые имеют определенную высоту, которые можно спеть и сыграть. Шумовые звуки не имеют определенной высоты.

Музыкальный звук имеет 4 свойства:

- высота (низкие, средние и высокие звуки);

- длительность (долгие и короткие звуки);

- громкость (тихие и громкие звуки);

- тембр (окраска звука: по тембру распознаются различные инструменты, голоса певцов).

Регистр - это отрезок клавиатуры, который отличается характерной звуковой окраской. Различают 3 музыкальных регистра: низкий, средний, высокий.

Фортепианная клавиатура делится на равные участки по 8 клавиш - октавы. Названия октав: субконтроктава, контроктава, большая, малая, первая, вторая, третья, четвертая октава.

2. Мелодия - это законченная музыкальная мысль, которая изложена одноголосно. Аккомпанемент - это сопровождение мелодии.

3. Нота - это знак для записи звуков.

Нотный стан - это 5 линеек, на которых размещаются ноты. Счет линий ведется снизу вверх. Ноты размещаются на линиях и между ними, а также на добавочных линейках.

4. Скрипичный ключ, или ключ соль пишется со второй линейки нотного стана и обозначает высоту ноты соль первой октавы.

5. Штиль - это палочка, которая ставится сбоку от ноты. Если нота лежит ниже 3-й линии нотного стана, штиль пишется вверх справа от ноты. Если нота лежит выше 3-й линии нотного стана, штиль пишется вниз слева от ноты. Нота на 3-й линии может быть написана со штилем вверх или вниз (чаще вниз).

6. Звукоряд - это ряд звуков, расположенных по высоте вверх или вниз. Основных музыкальных звуков 7 - до, ре, ми, фа, соль, ля си.

7. Доли - это музыкальный пульс. Сильная доля - это доля, на которую падает ударение (акцент), слабая доля - это безударная доля.

Тактовая черта - это линия, которая ставится перед каждой сильной долей. В конце музыкального построения ставится двойная тактовая черта.

Такт - это отрезок мелодии от одной сильной доли до другой, от одной тактовой черты до следующей.

Метр - это чередование сильных и слабых долей.

Размер - это изображение метра в виде дроби, где верхняя цифра показывает, сколько долей в такте, а нижняя - какой они длительности.

Размер две четверти показывает, что в такте две доли, и каждая доля по длительности - четвертная. Первая доля сильная, а вторая - слабая.

8. Басовый ключ, или ключ фа пишется с четвертой линейки нотного стана и обозначает высоту ноты фа малой октавы. В басовом ключе записываются низкие звуки.

9. Пауза - это знак молчания в музыке, перерыв в звучании. Паузы бывают такие же, как и длительности нот: целые, половинные, четвертные, восьмые, шестнадцатые.

10. Полутон - это наименьшее расстояние между двумя звуками.

Тон - это расстояние между двумя соседними звуками, равное сумме двух полутонов.

Между основными ступенями звукоряда образуются два полутона: ми-фа, си-до; и пять тонов: до-ре, ре-ми, фа-соль, соль-ля, ля-си.

11. Затакт - это неполный такт, начало произведения со слабой доли. Затакт и последний такт вместе образуют полный такт.

12. Гамма - это звукоряд от тоники до тоники. Название гаммы состоит из тоники и лада. Например: До мажор, ля минор.

Звуки гаммы называются ступенями. В гамме семь ступеней. Они обозначаются римскими цифрами: 1-I, 2-II, 3-III, 4-IV, 5-V, 6-VI, 7-VII, 1-I. Тоника - это первая ступень гаммы, самая главная и самая устойчивая.

Строение мажорной гаммы: тон-тон- полутон-тон-тон-тон-полутон.

13. Тетрахорд - это 4 ступени, расположенные по порядку. В гамме два тетрахорда: нижний (I, II, III, IV) и верхний (V,VI,VII, I).

14. Лад - это организация звуков вокруг тоники. В музыке существует два основных лада - мажор и минор. Главным показателем лада является III ступень. Мажор - это лад, в котором III ступень отстоит на 2 тона от тоники. Минор - это лад, в котором III ступень отстоит на 1,5 тона от тоники.

15. Ступени в гамме делятся на устойчивые и неустойчивые.

Устойчивые - это ступени, которые звучат устойчиво и не требуют разрешения. К ним относятся I, III, V ступени.

Неустойчивые - это ступени, которые звучат неустойчиво и требуют разрешения. К ним относятся II, IV, VI, VII ступени.

Разрешение - это переход неустойчивой ступени в соседнюю устойчивую: II - в I, IV - в III, VI - в V, VII - в I.

16. Аккорд - это созвучие, состоящее из трех и более звуков.

Трезвучие - это аккорд из трех звуков, расположенных по терциям (через один). Трезвучие обозначается цифрами 5/3.

Тоническое трезвучие - это устойчивый аккорд, который состоит из трех устойчивых звуков: I - III - V ступеней. Трезвучие называется тоническим, так как строится на I ступени гаммы - тонике. Тоническое трезвучие обозначается: в мажоре - Т5/3, в миноре - t5/3.

17. Тональность - это высота лада. Название тональности, как и гаммы, состоит из тоники и лада. Например: Соль мажор, ре минор. Каждая тональность имеет свои ключевые знаки.

Тональность До мажор - это мажорный лад с тоникой до. Ключевых знаков нет.

18. Вводные звуки - это звуки, которые вводят (разрешаются) в тонику. К ним относятся VII и II ступени. VII ступень - восходящий вводный звук, II ступень - нисходящий.

Каждая устойчивая ступень гаммы окружена (опевается) двумя соседними неустойчивыми ступенями снизу и сверху.

I ступень опевается VII и II ступенями.

III ступень опевается II и IV ступенями.

V ступень опевается IV и VI ступенями.

19. Размер три четверти показывает, что в такте три доли, и каждая доля по длительности - четвертная. Первая доля сильная, вторая и третья - слабые.

20. Альтерация - это изменение (повышение и понижение) высоты звуков.

Знаки альтерации:

- диез - повышает звук на полтона

- бемоль - понижает звук на полтона

- бекар - отменяет действие диеза или бемоля.

Знаки альтерации бывают ключевые и случайные. Ключевые знаки ставятся возле ключа и действуют на протяжении всего произведения. Случайные знаки ставятся перед нотой и действуют на протяжении одного такта.

Порядок диезов при ключе: фа, до, соль, ре, ля, ми, си.

Порядок бемолей при ключе: си, ми, ля, ре, соль, до, фа.

21. Реприза - это знак повторения. Обозначается дополнительной тактовой линией с двумя точками.

22. Тональность Соль мажор - это мажорный лад с тоникой соль. При ключе 1 диез (фа).

23. Фраза - это небольшая музыкальная мысль.

Фразы бывают устойчивые и неустойчивые. Неустойчивые фразы заканчиваются на неустойчивом звуке и как бы спрашивают. Устойчивые фразы имеют утвердительную интонацию и заканчиваются на устойчивом звуке. Фразы отделяются друг от друга цезурой (\/).

24. Динамика - это сила, громкость звучания.

Динамические оттенки:

pp - пианиссимо - очень тихо

p - пиано - тихо

mp - меццо-пиано - не очень тихо

mf - меццо-форте - не очень громко

f - форте - громко

ff - фортиссимо - очень громко.

25. Тональность Фа мажор - это мажорный лад с тоникой фа. При ключе 1 бемоль (си).

26. Темп - это скорость движения в музыке.

Темп указывается в начале произведения. Темпы бывают медленные, умеренные и быстрые.

27. Транспозиция - это перенесение мелодии на другую высоту. При этом не изменяются лад, размер, мелодия и ритм, а меняется тональность.

28. Периодом называется построение, выражающее относительно законченную музыкальную мысль.

Период обычно состоит из 2 частей, которые называются предложениями. Как правило, каждое предложение состоит из 4 тактов, и обычно в периоде содержится 2 предложения.

Если 2 предложения периода начинаются одинаково, то это - период повторного строения, а если различно - период неповторного строения.

Встречаются также периоды, которые не делятся на предложения.

 

Класс

 

1. Секвенция - это повторение мелодического отрезка от разных ступеней. Мотив, который повторяется, называется звеном секвенции. Секвенции бывают восходящие и нисходящие.

2. Ритм - это чередование длительностей в музыке.

3. Точка, стоящая справа от ноты, продлевает ее звучание на половину длительности.

4. Параллельные тональности - это 2 тональности, у которых одинаковые ключевые знаки, но разные тоники и лад. Например: До мажор и ля минор.

Чтобы найти параллельную тональность к мажору, нужно от тоники данного мажора спуститься вниз на 3 ступени (м.3). Чтобы найти параллельную тональность к минору, нужно от тоники данного минора подняться вверх на 3 ступени (м.3).

Параллельно-переменный лад - это лад, в котором мажор чередуется с параллельным минором, и наоборот.

5. Гамма ля минор - это минорный лад с тоникой ля. Ключевых знаков нет.

Строение минорной гаммы: тон-полутон- тон- тон-полутон-тон-тон.

6. Размер четыре четверти показывает, что в такте четыре доли, и каждая доля по длительности - четвертная. Это сложный размер, т. к. в нем 2 сильные доли: первая и относительно сильная - третья.

7. Тональность Ре мажор - это мажорный лад с тоникой ре. При ключе 2 диеза (фа, до).

8. Интервал - это сочетание двух звуков, или расстояние между двумя звуками.

В музыке существует 8 простых интервалов. Названия интервалов:

1 - прима

2 - секунда

3 - терция

4 - кварта

5 - квинта

6 - секста

7 - септима

8 - октава.

Если звуки интервала звучат одновременно, то такой интервал называется гармоническим, если по очереди - мелодическим.

Интервал имеет две величины: ступеневую (количественную) и тоновую (качественную). Ступеневая величина интервала показывает, сколько ступеней охватывает интервал. Тоновая величина интервала показывает, сколько тонов содержит интервал. По тоновой величине интервалы бывают: чистые, малые и большие, увеличенные и уменьшенные.

Интервал обозначается с помощью буквы и цифры. Буква указывает на тоновую величину интервала, а цифра - на ступеневую. Например: б.3; б - большая (содержит 2 тона), 3 - терция (охватывает 3 ступени).

Чистая прима - это интервал, который охватывает 1 ступень и содержит 0 тонов. Обозначается ч.1.

Секунда - это интервал, который охватывает 2 ступени. Секунды бывают малые и большие. Малая секунда содержит 0,5 тона и обозначается м.2; большая секунда содержит 1 тон и обозначается б.2.

Терция - это интервал, который охватывает 3 ступени. Терции бывают малые и большие. Малая терция содержит 1,5 тона и обозначается м.3; большая терция содержит 2 тона и обозначается б.3.

Чистая кварта - это интервал, который охватывает 4 ступени и содержит 2,5 тона. Обозначается ч.4.

Чистая квинта - это интервал, который охватывает 5 ступеней и содержит 3,5 тона. Обозначается ч.5.

Секста - это интервал, который охватывает 6 ступеней. Сексты бывают малые и большие. Малая секста содержит 4 тона и обозначается м.6; большая секста содержит 4,5 тона и обозначается б.6.

Септима - это интервал, который охватывает 7 ступеней. Септимы бывают малые и большие. Малая септима содержит 5 тонов и обозначается м.7; большая септима содержит 5,5 тонов и обозначается б.7.

Чистая октава - это интервал, который охватывает 8 ступеней и содержит 6 тонов. Обозначается ч.8.

9. Консонансы - это интервалы, которые звучат стройно, их звуки сливаются в мягком созвучии друг с другом. Диссонансы - это резкие по звучанию интервалы, звуки которых не сливаются друг с другом.

К диссонансам относятся секунда и септима, все остальные интервалы - консонансы.

10. Тональность ми минор - это минорный лад с тоникой ми. При ключе 1 диез (фа).

11. Группировкой называется объединение нот по долям в соответствии с размером. При группировке длительностей в простых размерах основные доли такта должны быть отделены друг от друга, а ноты, которые входят в состав метрической доли, должны быть соединены между собой с помощью ребра.

12. Тональность ре минор - это минорный лад с тоникой ре. при ключе 1 бемоль (си).

13. Канон - это вид многоголосной музыки, где все голоса исполняют одну и ту же мелодию, но вступают не одновременно, а друг за другом, по очереди.

 

Класс

1. Одноименными называются 2 тональности, у которых одинаковые тоники, но разный лад. Например: До мажор - до минор.

2. Минор бывает трех видов: натуральный, гармонический и мелодический.

Натуральный минор - это вид минора, в котором ступени не изменяются.

Гармонический минор - это вид минора, в котором повышается VII ступень.

Мелодический минор - это вид минора, в котором в восходящем движении повышаются VI и VII ступени, а в нисходящем движении минор звучит как натуральный.

3. Увеличенная секунда (ув.2) образуется в гармоническом миноре между VI и VII# ступенями. Содержит в себе 1,5 тона и звучит как м.3. Разрешается в ч.4 (звуки расходятся).

4. Интервалы в тональности.

Чистая прима.

Строится на всех ступенях лада.

Секунда.

В мажоре м.2 строятся на III и VII ступенях, б.2 - на I, II, IV, V, VI ступенях.

В миноре м.2 строятся на II и V ступенях, б.2 - на I, III, IV, VI, VII ступенях.

Терция.

В мажоре б.3 строятся на I, IV, V ступенях, м.3 - на II, III, VI, VII ступенях.

В миноре б.3 строятся на III, VI, VII ступенях, м.3 - на I, II, IV, V ступенях.

Чистая кварта.

В мажоре ч.4 строятся на всех ступенях, кроме IV.

В миноре ч.4 строятся на всех ступенях, кроме VI.

Чистая квинта.

В мажоре ч.5 строятся на всех ступенях, кроме VII.

В миноре ч.5 строятся на всех ступенях, кроме II.

Секста.

В мажоре б.6 строятся на I, II, IV, V ступенях, м.6 - на III, VI, VII ступенях.

В миноре б.6 строятся на III, IV, VI, VII ступенях, м.6 - на I, II, V ступенях.

Септима.

В мажоре б.7 строятся на I и IV ступенях, м.7 - на II, III, V, VI, VII ступенях.

В миноре б.7 строятся на III и VI ступенях, м.7 - на I, II, IV, V, VII ступенях.

Чистая октава.

Строится на всех ступенях лада.

5. Обращением интервала называется перенесение нижнего звука на октаву вверх, или верхнего звука на октаву вниз, при этом второй звук остается на месте. В результате образуется новый интервал, который в сумме с первоначальным интервалом составляет чистую октаву. Сумма ступеней этих интервалов равна 9, а сумма тонов - 6. Чистые интервалы обращаются в чистые, малые - в большие, большие - в малые, увеличенные - в уменьшенные, уменьшенные - в увеличенные.

Схема обращений интервалов:

прима - октава

секунда - септима

терция - секста

кварта - квинта.

6. Главными ступенями лада называются I, IV и V ступени. На этих ступенях строятся трезвучия, которые являются главными для своего лада: в мажоре - мажорные, в миноре - минорные.

I ступень - тоника - T, t

IV ступень - субдоминанта - S,s

V ступень - доминанта - D, d.

Трезвучия, которые строятся на главных ступенях, называются главными трезвучиями лада.

На I ступени (тонике) строится тоническое трезвучие. Обозначается Т5/3, t5/3.

На IV ступени (субдоминанте) строится субдоминантовое трезвучие. Обозначается S5/3, s5/3.

На V ступени (доминанте) строится доминантовое трезвучие. Обозначается D5/3, d5/3.

7. Виды трезвучия:

1) мажорное (Б5/3) = б.3+ м.3, крайние звуки - ч.5

2) минорное (М5/3) = м.3 + б.3, крайние звуки - ч.5

3) увеличенное (Ув5/3) = б.3 + б.3, крайние звуки - ув.5

4) уменьшенное (Ум5/3) = м.3 + м.3, крайние звуки - ум.5.

Класс

1. Инструментальной группировкой называется объединение нот по долям в соответствии с размером.

Вокальная группировка - это группировка, где на каждый звук приходится один слог текста. Тогда каждая нота записывается отдельно, не группируясь с соседними. Если 2 или несколько звуков распеваются на один слог, то они соединяются в одну группу и отмечаются лигой.

2. Размер три восьмые (3/8) показывает, что в такте 3 доли, каждая доля равна восьмой длительности.

В этом размере одна четвертная длительность равна двум долям, а четверть с точкой - трем. Три восьмые в такте записываются под одним ребром.

3. Обращением называется перенесение нижнего звука аккорда на октаву вверх, или верхнего звука на октаву вниз.

Трезвучие имеет 2 обращения:

1) I обращение - секстаккорд. Интервальный состав: терция + кварта, крайние звуки охватывают сексту. Обозначается 6/3.

2) II обращение - квартсекстаккорд. Интервальный состав: кварта + терция, крайние звуки охватывают сексту. Обозначается 6/4.

4. Обращения Т5/3:

1) I обращение тонического трезвучия называется тонический секстаккорд. Обозначается Т6/3, t6/3. В основании Т6/3 лежит терцовый тон аккорда. Строится на III ступени лада.

2) II обращение тонического трезвучия называется тонический квартсекстаккорд. Обозначается Т6/4, t6/4. В основе Т6/4 лежит квинтовый тон. Строится на V ступени лада.

5. Пунктирный ритм обозначается с помощью поставленной справа от ноты точки:

6. Модуляция - это переход из одной тональности в другую с последующим закреплением в новой тональности. Внешне модуляция выражается введением новых знаков альтерации.

 

 

 

 

Класс

 

1. Синкопа - это смещение акцента с сильной доли на слабую. Синкопы бывают:

- внутритактовые

- междутактовые

2. Буквенные обозначения звуков и тональностей.

до - с

ре - d

ми - e

фа - f

соль - g

ля - а

си - h

Диез - is

Бемоль - es

Если слог,,es" прибавляется к гласной букве, то буква,,е" из него выпадает: ми-бемоль - es, ля-бемоль - as.

Исключение: си-бемоль - b.

Мажор - dur

Минор - moll

 

Названия тональностей:

До мажор - C-dur

Соль мажор - G-dur Фа мажор - F-dur

Ре мажор - D-dur Си бемоль мажор - B-dur

Ля мажор - A-dur Ми бемоль мажор - Es-dur

Ми мажор - E-dur Ля бемоль мажор - As-dur

Си мажор - H-dur Ре бемоль мажор - Des-dur

Фа # мажор - Fis-dur Соль бемоль мажор - Ges-dur

До # мажор - Cis-dur До бемоль мажор - Ces-dur

ля минор - a-moll

ми минор - e-moll ре минор - d-moll

си минор - h-moll соль минор - g-moll

фа # минор - fis-moll до минор - c-moll

до # минор - cis-moll фа минор - f-moll

соль # минор - gis-moll си бемоль минор - b-moll

ре # минор - dis-moll ми бемоль минор - es-moll

ля # минор - ais-moll ля бемоль минор - as-moll

Мажорная тоника обозначается с большой буквы, а минорная - с маленькой. Для удобства тональность может обозначаться одним названием тоники.

 

 

3. Обращения трезвучий главных ступеней лада.

Обращения S5/3:

1) Субдоминантовый секстаккорд - S6/3 - строится на VI ступени.

2) Субдоминантовый квартсекстаккорд - S6/4 - строится на I ступени.

Обращения D6/4:

1) Доминантовый секстаккорд - D6/3 - строится на VII ступени.

2) Доминантовый квартсекстаккорд - D6/4 - строится на II ступени.

S5/3 и D5/3, а также их обращения - это консонирующие, но неустойчивые аккорды, поэтому они требуют разрешения - перехода в тонический аккорд по принципу разрешения неустойчивых ступеней в устойчивые. При этом устойчивый звук остается на месте, а два неустойчивых звука ведутся по тяготению на секунду в одном направлении - от субдоминанты вниз, а от доминанты - вверх.

4. Тритонами называются интервалы, которые содержат 3 тона. К ним относятся увеличенная кварта (ув.4) и ее обращение - уменьшенная квинта (ум.5).

Тритоны встречаются в натуральном и гармоническом видах мажора и минора. Ув.4 строится на IV ступени натурального мажора и гармонического минора, а также на VI ступени натурального минора.

Ум.5 строится на VII ступени натурального мажора и VII# ступени гармонического минора, а также на II ступени натурального минора.

Тритоны - это диссонирующие интервалы, требующие разрешения. При разрешении ув.4 расширяется и переходит в сексту, ум.5 сужается и переходит в терцию.

5. Септаккорд - это аккорд, состоящий из 4 звуков, расположенных по терциям. Крайние звуки этого аккорда охватывают интервал септиму, поэтому он называется септаккордом и обозначается цифрой 7.

Вне тональности септаккорд получает свое название по виду септимы между крайними звуками и по виду трезвучия, лежащего в основании септаккорда. Например: большой мажорный, малый минорный, малый мажорный, малый уменьшенный, уменьшенный.

6. Доминантсептаккорд (D7) - это септаккорд, который строится на V ступени натурального мажора и гармонического минора. Его интервальный состав: б.3 + м.3 + м.3. Вне тональности D7 называется малый мажорный септаккорд, потому что его крайние звуки охватывают интервал м.7, а в его основе лежит мажорное трезвучие.

В состав D7 входят неустойчивые ступени, поэтому он звучит напряженно и требует разрешения. D7 разрешается в неполное тоническое трезвучие с пропущенной квинтой и утроенным основным тоном.

7. Хроматизмом называется введение в мажор или минор звуков, не входящих в их семиступенную диатонику.

Повышенные или пониженные ступени тональности называются хроматическими (от лат. слова,,хрома" - цвет, краска). Они обозначаются случайными знаками.

Звук, который находится между повторениями одной и той же ступени и расположен на секунду выше или ниже этой ступени, называется вспомогательным. Если этот звук хроматический, тогда он называется хроматическим вспомогательным. Он бывает верхний или нижний.

Звук между соседними ступенями называется хроматическим проходящим.

8. Размер 6/8 показывает, что в каждом такте 6 долей, и каждая по длительности - восьмая.

В размере 6/8 как бы объединяются два такта по 3/8, поэтому он называется сложным размером. При записи в размере 6/8 звуки всегда распределяются на две группы по 3/8.

9. Уменьшенное трезвучие (Ум5/3).

Уменьшенное трезвучие состоит из двух малых терций, его крайние звуки охватывают ум.5.

Ум5/3 строится на VII ступени натурального мажора и VII# ступени гармонического минора, а также на II ступени натурального минора.

Ум5/3 - это диссонирующий аккорд, требующий разрешения. Ум5/3 VII ступени разрешается в тоническую терцию с удвоенным основным тоном. Ум5/3 II ступени разрешается в верхнюю тоническую терцию с удвоенным нижним звуком.

10. Б5/3 и М5/3 с обращениями от звука.

Б5/3 = б.3 + м.3 М5/3 = м.3 + б.3

Б6/3 = м.3 + ч.4 М6/3 = б.3 + ч.4

Б6/4 = ч.4 + б.3 М6/4 = ч.4 + м.3

 

 

Класс

1. Триоль - это распределение доли на три равные части вместо двух:

2. Гармонический мажор - это вид мажора, в котором понижается VI ступень.

3. Тритоны в гармоническом мажоре.

В гармоническом мажоре ув.4 строится на VI пониженной ступени, а ум.5 - на II.

4. Характерные интервалы.

Характерными называются интервалы, которые встречаются только в гармонических видах мажора и минора. К ним относятся 2 пары интервалов: увеличенная секунда (ув.2) и ее обращение - уменьшенная септима (ум.7), увеличенная квинта (ув.5) и ее обращение - уменьшенная кварта (ум.4).

Ув.2 строится на VI пониженной ступени мажора и VI ступени минора. Разрешается в ч.4 (звуки расходятся).

Ум.7 строится на VII ступени мажора и VII# ступени минора. Разрешается в ч.5 (звуки сходятся).

Ув.5 строится на VI пониженной ступени в мажоре и на III ступени в миноре. При разрешении ув.5 расширяется и переходит в б.6 (при этом устойчивая III ступень остается на месте).

Ум.4 строится на III ступени в мажоре и на VII# ступени в миноре. При разрешении ум.4 сужается и переходит в м.3 (при этом устойчивая III ступень остается на месте).

 

5. Обращения D7.

D7 имеет три обращения.

1) Первое обращение называется доминантовый квинтсекстаккорд (D6/5). Интервальный состав: м.3 + м.3 + б.2. Строится на VII ступени. Разрешается в Т5/3 с удвоенным основным тоном.

2) Второе обращение называется доминантовый терцквартаккорд (D4/3). Интервальный состав: м.3 + б.2 + б.3. Строится на II ступени. Разрешается в развернутое Т5/3.

3) Третье обращение называется доминантовый секундаккорд (D2). Интервальный состав: б.2 + б.3 + м.3. Строится на IV ступени. Разрешается в Т6/3 с удвоенным основным тоном.

 

 

Класс

1. Диатонические лады народной музыки.

Диатоника - это область натуральных семиступенных ладов, к которым относятся натуральный мажор и минор, а также лады народной музыки: ионийский, лидийский, миксолидийский, эолийский, дорийский, фригийский.

Лады мажорного наклонения:

1) ионийский лад - это лад, звукоряд которого совпадает со звукорядом натурального мажора;

2) лидийский лад отличается от натурального мажора IV# ступенью;

3) миксолидийский лад отличается от натурального мажора VII низкой ступенью.

Лады минорного наклонения:

1) эолийский лад - это лад, звукоряд которого совпадает с натуральным минором;

2) дорийский лад отличается от натурального минора VI# ступенью;

3) фригийский лад отличается от натурального минора II низкой ступенью.

2. Размер 3/2 означает, что в каждом такте содержится 3 доли, по длительности - половинные.

3. Трезвучия лада, построенные на всех ступенях, кроме главных - на II, III, VI, VII - называются трезвучиями побочных ступеней.

 

4. Прерванный оборот.

Кроме разрешения D7 в тоническое трезвучие, возможно также его разрешение в трезвучие VI ступени. При этом прима и терция D7 движутся на ступень вверх, а квинта и септима - на одну ступень вниз. Таким образом, D7 разрешается в трезвучие VI ступени с удвоенной терцией. Такой оборот называется прерванным.

5. Альтерацией называется хроматическое изменение неустойчивых ступеней лада.

Альтерация в мажоре:

II ступень понижается и повышается

IV ступень повышается

VI ступень понижается.

Альтерация в миноре:

II ступень понижается

IV ступень понижается и повышается

VII ступень повышается.

6. Ум5|3 в гармоническом мажоре строится на II ступени. Разрешается в верхнюю тоническую терцию с удвоенным нижним звуком.

7. Вводные септаккорды -это септаккорды, построенные на VII ступени лада.

Есть два вида септаккорда VII ступени.

1) Малый вводный септаккорд (МVII7). Данный септаккорд называется малым уменьшенным, так как его крайние звуки охватывают интервал м.7, а в основании находится уменьшенное трезвучие. МVII7 строится только в натуральном мажоре. Его интервальный состав: м.3 + м.3 + б.3.

2) Уменьшенный вводный септаккорд (УмVII7). Данный септаккорд называется уменьшенным, так как состоит из двух уменьшенных созвучий: его крайние звуки охватывают интервал ум.7, а в основании находится Ум5/3. УмVII7 строится в гармонических видах мажора и минора. Его интервальный состав: м.3 + м.3 + м.3.

Вводные септаккорды разрешаются в Т5/3 с удвоенным терцовым тоном. II-й способ разрешения - через D6/5 в Т5/3 с удвоенным основным тоном.

8. Пентатоника - это звукоряд, который состоит из 5 ступеней. Характерным признаком пентатоники является отсутствие малых секунд, тритонов и свойственных им острых тяготений.

Два основных вида пентатоники:

1) мажорная пентатоника, в которой по сравнению с натуральной мажорной гаммой отсутствуют IV и VII ступени;

2) минорная пентатоника, в которой по сравнению с натуральной минорной гаммой отсутствуют II и VI ступени.

9. Увеличенное трезвучие(Ув5/3) - это трезвучие, состоящее из двух больших терций. Крайние звуки охватывают интервал ув.5.

Ув5/3 строится только в гармонических ладах: в мажоре - на VI пониженной ступени, в миноре - на III. Разрешается Ув5/3 в мажоре в Т6/4, а в миноре - в t6/3.

 

 

Класс

1. Квинтовым кругом тональностей называется система расположения тональностей по чистым квинтам в порядке возрастания ключевых знаков.

Все тональности мажора и минора в квинтовом круге расположены от двух исходных тональностей - До мажор и ля минор. Все диезные тональности расположены по квинтам вверх, а бемольные - по квинтам вниз. С каждым квинтовым шагом прибавляется 1 ключевой знак.

2. Энгармонизмом звуков называется равенство ступеней, одинаковых по высоте, но различных по названию и обозначению.

Энгармонически равными тональностями называют те тональности, которые имеют одинаковое звуковысотное положение, но разное написание. Энгармонически равны:

Fis-dur - Ges-dur dis-moll - es-moll

Cis-dur - Des-dur ais-moll - b-moll

Ces-dur - H-dur as-moll - gis-moll

3. Мелодический мажор - это мажорный лад, в котором понижены VI и VII ступени.

4. Сложными называются размеры, состоящие из двух или более простых однородных размеров. Благодаря этому сложный размер имеет несколько сильных долей. Наиболее употребительными сложными размерами являются: 4/4, 4/8, 6/4, 6/8, 9/8, 12/8.

Группировка в сложных размерах заключается в том, что простые размеры, их составляющие, не объединяются в общие ритмические группы, а группируются отдельно.

Смешанными называются размеры, состоящие из двух или более простых разнородных размеров. Наиболее употребительными смешанными размерами являются: 5/4, 5/8, 7/4, 7/8.

5. Родственные тональности.

К тональностям первой степени родства относятся те тональности, тонические трезвучия которых строятся на ступенях данной тональности. Каждая тональность имеет 6 тональностей первой степени родства:

1) параллельная тональность

2) тональность субдоминанты

3) ее параллель

4) тональность доминанты

5) ее параллель

6) для мажора - тональность минорной субдоминанты, для минора - тональность мажорной доминанты.

6. Переменным размером называется размер, который изменяется в пределах данного произведения.

Смена размера может быть строго периодической, по тактам. В этом случае в начале произведения сразу выставляются два размера. Чаще встречается непериодическое чередование размеров. Тогда размер выставляется в нотном тексте каждый раз при его смене.

7. Энгармонически равными называются интервалы, различные по количественной величине, но одинаковые по звучанию. Например: ув.2 = м.3, ум.7 = б.6.

8. Септаккорд II ступени (II7) - это септаккорд, который строится на II ступени мажора и минора.

II7 бывает двух видов:

1) Малый септаккорд II ступени (МII7) строится только в натуральном мажоре. Интервальный состав: м.3 + б.3 + м.3.

2) Уменьшенный септаккорд II ступени (УмII7) строится в гармоническом мажоре и в натуральном миноре. Интервальный состав: м.3 + м.3 + б.3.

Септаккорды II ступени разрешаются в Т6/3 с удвоенным терцовым либо квинтовым тоном. II-й способ разрешения - через D4/3 в развернутое Т5/3.

9. Виды секвенций.

Секвенции бывают тональные (диатонические) и модулирующие (хроматические). Разница между тональной и модулирующей секвенциями заключается в том, что на одних и тех же местах находятся:

- в звеньях тональной секвенции - разные ступени в одной тональности;

- в звеньях модулирующей секвенции - одни и те же ступени в разных тональностях.

10. Составные интервалы - это интервалы шире октавы:

- нона - 9 ступеней - секунда через октаву

- децима - 10 ступеней - терция через октаву

- ундецима - 11 ступеней - кварта через октаву

- дуодецима - 12 ступеней - квинта через октаву

- терцдецима - 13 ступеней - секста через октаву

- квартдецима - 14 ступеней - септима через октаву

- квинтдецима - 15 ступеней - две октавы.

11. Хроматической называется гамма, построенная по полутонам.

Правописание мажорной хроматической гаммы.

При движении вверх повышаются все ступени, кроме VI, вместо этого понижается VII ступень.

При движении вниз понижаются все ступени, кроме V, вместо этого повышается IV ступень.

Правописание минорной хроматической гаммы.

При движении вверх повышаются все ступени, кроме I, вместо этого понижается II ступень.

Нисходящая минорная хроматическая гамма состоит из тех же звуков, что и восходящая.

 

 

Приложение

Таблица тональностей

До мажор, ля минор - знаков нет

Диезные тональности

Соль мажор, ми минор - 1 диез

Ре мажор, си минор - 2 диеза

Ля мажор, фа # минор - 3 диеза

Ми мажор, до # минор - 4 диеза

Си мажор, соль # минор - 5 диезов

Фа # мажор, ре # минор - 6 диезов

До # мажор, ля # минор - 7 диезов

Бемольные тональности

Фа мажор, ре минор - 1 бемоль

Си бемоль мажор, соль минор - 2 бемоля

Ми бемоль мажор, до минор - 3 бемоля

Ля бемоль мажор, фа минор - 4 бемоля

Ре бемоль мажор, си бемоль минор - 5 бемолей

Соль бемоль мажор, ми бемоль минор - 6 бемолей

До бемоль мажор, ля бемоль минор - 7 бемолей

 

Теоретическое пособие по сольфеджио

Для 1 - 8 классов

 

Донецк - 2016

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...