Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Краткое изложение програмного материала




УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

учебной дисциплины «Деньги, кредит, банки» цикла ОПД.Ф.09

по специальности 08.01.09 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

 

Составитель К.э.н., доцент Яблоновская Г.С.

 

 

Ростов-на-Дону

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Рабочая программа по дисциплине.  
2. Краткое изложение программного материала.  
3. Методические указания по выполнению контрольной работы.  
4. Методические указания (рекомендации).  
5. Контроль знаний.  
6. Сведения о ППС.  
7. Деловые игры и хозяйственные ситуации  
8. Инновационные способы и методы, используемые в образовательном процессе  
9. Дополнительный материал.  

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «РИНХ»

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА УТВЕРЖДАЮ:

ДИСЦИПЛИНЫ

Проректор Н.П.Маслова

_________________________

ОПД.Ф.10 Деньги, кредит, банки

(индекс) (наименование)

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ(И)

080109 Бухгалтерский учет, анализ и аудит

(код) (наименование)

СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ(И)

08.01.09.01 Бухгалтерский учет, анализ и аудит в коммерческих организациях

(код) (наименование)

 

ФАКУЛЬТЕТ   Финансовый
КАФЕДРА   Банковское дело
ОБЩИЙ ОБЪЕМ* работы студента в час. гос уч. План   Очная форма Заочная форма
      5 лет 5 лет 6 мес. 3 года 6 мес. 3 года
Всего аудиторных занятий, час, в том числе:        
- лекций, по семестрам          
4сем.      
- лабораторные работы (или занятия по подгруппам), по семестрам        
       
- практические занятия, по семестрам        
4 сем.      
Индивидуальная работа, час        
Всего самостоятельной работы, час, в том числе:        
- контрольные работы по семестрам   2 курс 2 курс 2 курс
- курсовые работы по семестрам        
- курсовые проекты по семестрам        
- др. виды работы по семестрам: к 3 рейтингам подготовка        
Зачеты, по семестрам, час -      
Экзамены, по семестрам, час 4 сем. 2 курс 2 курс 2 курс

Объем часов по всем видам работ переносится из учебного плана.

ОСНОВАНИЕ

 

ГОС ВПО по специальности 060500 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» от 17.03.2000г. Учебный план подготовки дипломированного специалиста по специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» одобрен ученым советом ВУЗа 30.06.2009г. протокол №9.

 

 

АВТОР __________________ К.э.н., доцент Яблоновская Г.С.

 

ОБСУЖДАЛАСЬ И СОГЛАСОВАНА

 

Кафедрой «Банковское дело» __________ Семенюта О.Г. «___» ___________200 __ г.

 

 

Учебно-методическим советом

по специальности ________________ ____________ «___» ___________ 200 __ г.

 

Учебно-методическим

управлением ________________ ____________ «___» ____________200 __ г.

 

 

1. Цели и задачи дисциплины

1.1. Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке специалиста (с учетом квалификационных требований ГОС)

Дисциплина «Деньги, кредит, банки» является теоретическим курсом, изучающим анализ экономических отношений общества в процессе обучения студентов по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». Цель курса «Деньги, кредит, банки» состоит в формировании у будущих специалистов современных фундаментальных знаний в области теории денег, кредита, банков, раскрытие исторических дискуссионных теоретических аспектов, их сущности, функций, законов, роли в современной рыночной экономике. Задачи курса «Деньги, кредит, банки»: § изучение закономерностей денежного оборота и кредита; § анализ процессов создания, тенденций построения и организации современных денежных, кредитных, банковских систем и их элементов; § изучение роли денег, кредита и банков в регулировании макроэкономических процессов; § формирование современного представления о месте и роли центральных и коммерческих банков в рыночной экономике; § формирование у студентов навыков систематизации и оценки явлений и закономерностей в денежно-кредитной сфере экономики; § овладение приемами анализа и прогнозирования процессов в сфере денежно-кредитных операций.

1.2. Требования к уровню усвоения дисциплины

Студент должен знать: § основные дискуссионные вопросы современной теории денег, кредита, банков. Позицию российской экономической науки по вопросам их сущности, функциям, законам и роли в современном экономическом развитии национальной и мировой экономик; § современное законодательство, нормативные и методические документы, регулирующие денежный оборот, систему расчетов, в том числе в сфере международных экономических отношений, деятельность кредитных организаций, практику применения указанных документов; § основные организации и регулирования денежного оборота, особенности реализации денежно-кредитной политики в различных странах, применяемые методы и инструменты денежно-кредитного регулирования, антиинфляционной политики, особенности проведения денежных реформ в отдельных странах, специфику функций, задач, направлений деятельности, основных операций центральных и коммерческих банков.  
Студент должен уметь: § владеть формами и методами использования денег и кредита для регулирования социально-экономических процессов в условиях рыночной и переходной рыночной экономики, учитывая при этом специфику России; § анализировать статистические материалы по денежному обращению, расчетам, состоянию денежной сферы, банковской системы; § анализировать периодическую литературу по вопросам состояния и отдельным проблемам денежно-кредитной сферы экономики; § уметь оценивать роль банков в современной рыночной экономике.
Студент должен иметь представление и давать оценку состояния денежно-кредитной системы и методов денежно-кредитного регулирования экономики.

 

1.3. Связь с другими дисциплинами Учебного плана

Перечень действующих дисциплин с указанием разделов (тем) Перечень последующих дисциплин, видов работ
Экономическая теория Макроэкономика Финансы, Деятельность коммерческого банка, Рынок ЦБ

 

2. Содержание дисциплины, способы и методы учебной деятельности преподавателя

Методы обучения - система последовательных, взаимосвязанных действий, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие способностей студентов, овладение ими средствами самообразования и самообучения; обеспечивают цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия преподавателя и студента; направлены на приобретение знаний, формирование умений, навыков, их закрепление и контроль.

Монологический (изложение теоретического материала в форме монолога) М
Показательный (изложение материала с приемами показа) П
Диалогический (изложение материача в форме беседы с вопросами и ответами) д
Эвристический (частично поисковый) (под руководством преподавателя студенты рассуждают, решают возникающие вопросы, анализируют, обобщают, делают выводы и решают поставленную задачу) ________________________________________________________ Э
Проблемное изложение (преподаватель ставит проблему и раскрывает доказательно пути ее решения) _________________________________________________________________________ ПБ
Исследовательский (студенты самостоятельно добывают знания в процессе разрешения проблемы, сравнивая различные варианты ее решения) ____________________________________ И
Программированный (организация аудиторной и самостоятельной работы студентов осуществляется в индивидуальном темпе и под контролем специачьных технических средств) ПГ
Другой метод, используемый преподавателем (формируется самостоятельно), при этом в п.п. 2.1.-2.4. дается его наименование, необходимые пояснения  

Приведенные в таблице сокращения обозначения педагогических методов используются составителем

Рабочей программы для заполнения п.п.2.1., и 2.3.в столбце «Методы».

2.1. Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские)

Неделя Кол. час Вид занятия, тема и краткое содержание Методы
    Тема 1. Лекция. Происхождение и сущность денег. Происхождение денег, сущность и необходимость денег в товарном производстве. Виды денег. Бумажные и кредитные деньги. Закон денежного обращения и основы обеспечения устойчивости денег. М
                7,8                                                                               Лекция. Тема 2. «Функции и роль денег в рыночной экономике». Понятие функции денег. Дискуссионные вопросы по функциям денег. Функции: мера стоимости, средства обращения, средства платежа, средства погашения и сохранения стоимости, мировые деньги. Взаимодействие и сфера применения функций денег. Роль денег в рыночной экономике. Лекция. Тема 3. «Теории денег». Металлистическая, номиналистическая теории денег. Количественный и современный монетаризм. Лекция. Тема 4 «Денежный оборот, содержание и структура». Понятие денежного оборота. Структура совокупного денежного оборота. Принципы управления денежным оборотом страны. Две сферы денежного оборота: наличный и безналичный, их взаимосвязь и взаимозависимость. Денежный и платежный оборот. Денежное обращение и денежные агрегаты. Лекция. Тема 5. «Налично-денежный оборот, его организация и принципы управления». Понятие наличного оборота, сфера применения – Положение о ведении кассовых операций. Кассовая дисциплина. Организация эмиссионно-кассововго регулирования денежной массы в обращении.   Лекция. Тема 6. «Безналичный денежный оборот и его организация». Понятие, сфера применения. Принцип организации и формы безналичных расчетов. Организация межбанковских расчетов. Очередность платежей с расчетных и текущих счетов в банках. Лекция. Тема 7. инфляция, причины, формы проявления. Сущность инфляции, типы инфляции, теории инфляции, причины, последствия. Антиинфляционная политика. Денежные реформы как способ стабилизации валют.   Лекция. Тема 8. «денежные системы». Сущность и элементы денежных систем. Типы и виды денежных систем. Современная кредитно-денежная система России, ее характеристика и состояние. Лекция. Тема 9. «Экономическая природа кредита». Необходимость и сущность кредита. Кредит как экономическая категория, как форма движения ссудного капитала, как форма возвратного перераспределения свободных товарных и денежных ресурсов на условиях возвратности, срочности, платежности. Рынок ссудных капиталов в России. Лекция. Тема 10. «Функции и законы движения кредита». Понятие, функции и ее связь с содержанием «Дискуссионные вопросы о функциях кредита». Законы движения кредита: законы возвратности ссуженной стоимости; закон сохранности ссуженной стоимости; закон экономического предела кредитования.   Лекция. Тема 11. «Формы и виды кредита в денежной экономике». Понятие формы кредита и критерии их классификации. Банковский кредит, потребительский кредит, государственный и международный. Субъекты кредитных отношений. Проблемы функционирования. Сфера применения и место в кредитной системе рыночного типа. Лекция. Тема 12. «Роль кредита и его границы». Перераспределительные и антиципационные, количественные и качественные границы кредита. Способы установления границ кредита на макроуровне и микроуровне. Факторы, вызывающие нарушение границ кредита. Методы оздоровления кредитной системы: кредитная рестрикция и кредитная экспансия. Роль кредита в рыночной экономике. Лекция. Тема 13. «Ссудный процент и его экономическая природа» Сущность ссудного процента. Виды ссудного процента. Источники уплаты ссудного процента. Факторы, определяющие уровень ссудного процента в рыночной экономике.   Лекция. Тема: «Банковская система, понятие и элементы». Понятие банка. Виды банков, функции банков. Структура банка. Понятие кредита и банковской системы. Элементы банковской системы РФ и ее структура. Особенности банковских систем зарубежных государств.   Лекция. Тема 15. «Центральный банк России, задачи, функции и операции». ЦБ РФ, его место и роль в банковской системе РФ. Цели деятельности. Функции ЦБР. Операции ЦБ РФ. Направления денежно-кредитной политики на 2008-2010 год. Лекция. Тема 16. «Коммерческие банки, их функции и операции». Сущность коммерческого банка, его функции и принципы деятельности в рыночной банковской системе. Операции коммерческих банков. Ликвидность и платежеспособность банков. Порядок регулирования деятельности коммерческих банков. Лекция. Тема 17. «Основы международных валютных отношений». Валютные отношения и валютный курс. Организация кредитно-расчетных отношений. Платежный баланс. Международные финансово-кредитные институты. Б   М     П   П   П   ПД     П     ПБ     ПБ   ПБ   П   П   П   П   П     М
        2,3                 8,9                                                                                       Практические занятия проводятся в виде семинаров, лабораторных работ и дискуссий по темам изучаемой дисциплины. Тема 1. Происхождение, необходимость и сущность денег в рыночной экономике 1. Происхождение денег. 2. Необходимость денег в рыночной экономике. Расширение денежных отношений в условиях перехода России к рынку. 3. Сущность денег в рыночной экономике. 4. Формы и виды денег в рыночной экономике. Роль денег в процессах формирования, распределения и перераспределения национального дохода ТЕМА 2. Функции денег и их роль в рыночной экономике 1. Понятие функции денег, связь с содержанием. 2. Функция меры стоимости; масштаб цен. Политика ценооб­разования в условиях рынка. 3. Функция средства обращения и средства платежа. 4. Деньги в функции средства накопления и сбережения. 5. Мировые деньги; троякое назначение мировых денег. Миро­вые платежные средства. Практические ситуации Определите функции денег при следующих хозяйственно-финансовых операциях фирмы:  
Операции Функции денег
Составление бизнес-плана на предстоящий год. Покупка сырья и основных материалов для основного производства. Реализация оптовой продукции своим покупателям. Начисление заработной платы рабочим и служащим. Перечисление заработной платы на счета в Сбербанк. Перечисление налоговых платежей из заработной платы в бюджет. Выплата заработной платы наличными из кассы пред­приятия. Получение кредита в коммерческом банке на текущие затраты производства. Перечисление части прибыли на счет финансирования капиталовложений. Перечисление страховых платежей в Пенсионный фонд. Погашение банковского кредита. Перечисления в валюте за приобретаемое импортное оборудование. Покупка акций Газпром, Связьинвест, Росэнерго. Выплата дивидендов своим акционерам. Уплата налога на прибыль в бюджет.  

 

Выделить из перечисленных денежных операций: финансо­вые, кредитные, товарно-денежные операции.

Задание

Определить потребность в деньгах для обслуживания то­варного рынка в текущем и базисном годах.

Объем ВВП в базисном году составлял 13500 млрд. руб. Доля расчетов в бeзнaличном порядке по обслуживанию ВВП (создание, распределение, перераспределение ВВП) составила 65 %. Ско­рость оборота денег составляла 10 оборотов в год.

В отчетном году стоимость ВВП в базисных ценах составила 12100 млрд. руб. Темпы инфляции – 9 % в год. Доля платежей в безналичном порядке снизилась до 60 %. Скорость оборота де­нег замедлилась до 8 оборотов в год.

Сколько понадобилось денег для обслуживания товарного обращения в базисном и текущем годах? Какие факторы повлияли на потребность денег в обращении?

ТЕМА 3. Теории денег

1. Металлистическая теория денег: прогрессивность и недостатки.

2. ­Номиналистическая теория денег: прогрессивность и недо­статки.

3. Количественная теория денег.

Современный монетаризм: его основные положения, досто­инства и недостатки

ТЕМА 4. Денежные системы, типы денежных систем.

Особенности денежной системы рф. Инфляция

1. Понятие денежной системы и ее элементы.

2. Система биметаллизма, ее характерные особенности и вре­менные границы.

3. Система монометаллизма; ее виды.

4. Основные принципы функционирования современных бумажно-денежных систем.

5. Денежная система России и принципы ее управления.

ТЕМА 5. Денежный оборот, его содержание и структура.

Принципы управления денежным оборотом страны

1. Понятие денежного и платежного оборота страны, его структура.

2. Методы управления денежным оборотом страны. Роль ЦБР в управлении и регулировании денежного оборота.

3. Баланс денежных доходов и расходов населения и его роль в управлении денежным оборотом.

4. Кассовый план (прогноз кассовых оборотов) и его место в управлении налично-денежным оборотом.

ТЕМА 6. Налично-денежный оборот и принципы его управления

1. Понятие налично-денежного оборота и сфера его примене­ния.

2. Положение о "Порядке ведения кассовых операций пред­приятиями, учреждениями, организациями" и его место в уп­равлении налично-денежным оборотом страны.

3. Механизм эмиссионно-кассового регулирования денежной массы в обращении.

4. Денежная система и ее элементы.

5. Особенности денежной системы РФ.

6. Особенности денежных систем финансовых государств.

ТЕМА 7. Безналичный денежный оборот и система безналичных расчетов

1. Понятие безналичных расчетов и их связь с налично-денежными расчетами.

2. Принципы организации безналичных расчетов в рыночной экономике.

3. Структура безналичного платежного оборота по формам безналичных расчетов.

4. Расчеты платежными требованиями-поручениями: их харак­теристика, документооборот.

5. Расчеты чеками, платежными поручениями.

6. Аккредитивная форма расчетов.

7. Взаимные расчеты: их эффективность и виды.

8. Очередность платежей с расчетных и текущих счетов в бан­ке.

Задачи и практические ситуации

Задание 1

Торговая фирма "Силуэт" реализует промышленные това­ры населению и форменное обмундирование предприятиям. Объем торговой выручки на IV квартал текущего года прогно­зируется в сумме 800 тыс. руб., продажа по безналичному рас­чету составит 150 тыс. руб. Фонд оплаты труда определен в сумме 240 тыс. руб., выплата премии – в сумме 50 тыс. руб., стипендий – 15 тыс. руб. Удержания из фонда оплаты труда составят: подоходный налог – 28 тыс. руб., страховые платежи в пенсионный фонд – 1,5 тыс. руб., удержание алиментов – 2,4 тыс. руб., прочие удержания – 2 тыс. руб. Перевод зарплаты на счет в Сбербанк составит 20 тыс. руб.

На командировочные и хозяйственно-операционные расхо­ды планируется истратить в IV квартале 1,5 тыс. руб. Фирме разрешено расходовать выручку на месте для выплаты зарпла­ты и других расходов наличными деньгами.

Составить кассовую заявку фирмы на IV квартал текущего года по прилагаемой форме; определить сумму сдачи выручки в банк на расчетный счет.

Задание 2

На расчетном счете фирмы "Авангард" по состоянию на 25 ноября имеются средства в сумме 620 тыс. руб.

К расчетному счету имеются следующие претензии:

1) наступил срок погашения ссуды банку в сумме 250 тыс. руб.;

2) наступил срок уплаты налоговых платежей в бюджет из прибыли в сумме 90 тыс. руб.;

3) платежное требование с просроченными сроками плате­жа на сумму 300 тыс. руб. за товары и услуги.

Определить очередность списания этих требований с рас­четного счета фирмы.

Задание 3

У фирмы "Авангард" имеется 5 покупателей, с которыми заключены контракты на поставку продукции. Определить оптимальные формы безналичных расчетов, которые можно применить к этим покупателям, с учетом их удаленности, пла­тежеспособности и характера связей с ними.

Покупатели Место нахождения Платеже­способность Характер связей
Трикотажная фабрика Пятигорск удовлетвори­тельная постоянный
Мебельный комбинат Ростов-на-Дону платежеспо­собный раз в месяц
Воронежский авиационный завод Воронеж платежеспо­собный встречные поставки
Фабрика беловых товаров Екатеринбург удовлетвори­тельная ежемесячно по 300 тыс. руб.
Налоговая инспекция Ростов-на-Дону удовлетвори­тельная налоговые платежи

 

ТЕМА 8. Инфляция, формы ее проявления, причины и

последствия

1. Сущность инфляции.

2. Теории инфляции.

3. Формы проявления инфляции.

4. Последствия и методы проведения антиинфляционной по­литики.

ТЕМА 9. Необходимость и сущность кредита

В рыночной экономике

1. Необходимость кредита.

2. Сущность кредита в рыночной экономике.

3. Концепции (теории) сущности кредита.

4. Роль кредита в рыночной экономике.

ТЕМА 10. Функции и законы кредита

1. Понятие функций кредита и их связь с сущностью.

2. Закон возвратности ссуженной стоимости и механизм его реализации в рыночной экономике.

3. Закон сохранности ссуженной стоимости и механизм его реализации.

4. Закон соответствия мобилизуемых денежных средств с их размещением по объему и срокам.

5. Границы кредита на макро- и микроуровне. Показатели оптимальности границ кредита и методы их регулирования.

Темы докладов и рефератов могут соответствовать форму­лировке вопросов в плане.

ТЕМА 11. Формы и виды кредита

1. Понятие формы кредита и принципы классификации форм кредита.

2. Банковский кредит: его содержание, виды и роль в рыноч­ной экономике.

3. Коммерческий кредит: его содержание, виды и роль в ры­ночной экономике.

4. Государственный кредит: содержание, виды и роль в финансировании государственных расходов и социальных программ.

5. Потребительский кредит: его виды и роль в реализации со­циальных программ. Проблемы использования потребительского кредита в современной России.

6. Прочие формы и виды кредита (межбанковский, междуна­родный).

ТЕМА 12. Ссудный процент и его экономическая природа

1. Сущность банковского процента и его виды.

2. Ссудный процент, факторы его определяющие. Функции ссудного процента.

3. Границы ссудного процента и источники его уплаты.

4. Учетная ставка, депозитный процент, ссудный процент, межбанковский процент, их место в кредитных отношениях и в кредитном регулировании.

ТЕМА 13. Понятие и элементы банковской системы

1. Понятие банковской системы и характеристика ее элемен­тов.

2. Определение банка как элемента банковской системы.

3. Структура банка; функции и роль банка в экономике.

4. Банковская инфраструктура.

ТЕМА 14. Современные банковские системы. Создание

двухуровневой банковской системы России

1. Современные банковские системы и их типы.

2. Банковская система России: этапы ее развития.

3. Количественная и качественная характеристика банковской системы России.

4. Структура и принципы управления двухуровневой банков­ской системой России.

5. Особенности банковских систем США, Великобритании, Германии, Японии.

ТЕМА 15. Центральный банк России, его задачи,

Функции и операции

1. Центральный банк России и его организационная структу­ра.

2. Задачи ЦБР и его функции.

3. Операции ЦБР.

4. Роль ЦБР в управлении денежно-кредитной системой Рос­сии. Направления денежно-кредитной политики.

ТЕМА 16. Коммерческие банки, их задачи, функции

и операции

1. Закон о банках и банковской деятельности, о сущности коммерческого банка и его функциях.

2. Принципы функционирования и организационная структу­ра коммерческого банка.

3. Характеристика пассивных операций коммерческого банка.

4. Характеристика активных операций банка.

5. Комиссионно-доверительные операции банков.

6. Понятие банковской ликвидности и порядок регулирования деятельности коммерческих банков.

ТЕМА 17. Основы международных валютно-расчетных

Отношений

1. Валютный рынок.

2. Валютные отношения и валютная система.

3. Валютный курс: его виды, факторы, определяющие валют­ный курс.

4. Основы организации международных кредитно-расчетных отношений.

5. Международные финансовые институты, их место и роль в регулировании мировых рынков и финансовых потоков.

 

 

 

2.2. Индивидуальная работа преподавателя со студентом  
Неделя Кол. час Темы, разделы, вынесенные на индивидуальную подготовку, по докладам на НОК, рефератам, темы контрольных работ, промежуточный контроль уровня усвоения дисциплины и др. Методы
8-12     9-13     14-17   Раздел I, темы с 1 по 8. Рейтинговая оценка текущих знаний: выполнение контрольных работ по вариантам (см. Учебно-методический комплекс).   Раздел II, темы 9-13. Второй промежуточный рейтинг (см. УМК по «Деньги, кредит, банки».   Раздел III. «Банки и банковская система». Темы с 14-17. Третий рубежный рейтинг. Тестирование по каждой теме дисциплины.   Контро-льные работы   Контро-льные работы   Тесты    
  2.3.   Самостоятельная работа студента  
Неделя Кол. час Темы, разделы, вынесенные на самостоятельную подготовку, вопросы к практическим и лабораторным занятиям; тематика рефератной работы; курсовые работы и проекты, контрольные, рекомендации по использованию литературы и ЭВМ и др. Методы
                        Особенности денежных систем развитых рыночных государств: США, Японии, Великобритании, Франции и др. (тема 8).     Особенности банковских систем зарубежных государств (тема 140)     Денежные и кредитные реформы (тема 8. 14)     Оценка количественных и качественных показателей состояния банковской системы России.   Контрольные работы заочников. Тематика рефератной работы: 1. деньги и денежные суррогаты; 2. стабилизационный фонд и инфляция; 3. современный монетаризм и монетарная политика ЦБ РФ; 4. антиинфляционная политика Российского Правительства; 5. теории кредита в экономической науке; 6. краткосрочный кредит – как способ перераспределения оборотного капитала; 7. государственный кредит и проблемы управления государственным долгом; 8. проблемы функционирования и использования потребительского кредита; 9. проблема и оценка капитализации банковского сектора; 10. международные финансовые институты, их место и роль в регулировании мировых рынков и финансовых потоков; 11. проблемы формирования и укрепления ресурсной базы коммерческих банков; 12. инвестиционная и кредитная деятельность Международного банка реконструкции и развития; 13. денежно-кредитная политика ЦБ РФ и инфляция; 14. оценка устойчивости банковской системы. Контро-льные работы   Контро- льные работы Доклады     Рефера-ты и доклады Метод. указания

2.4. Инновационные способы и методы, используемые в образовательном процессе Основаны на использовании современных достижений науки и информационных технологий. Направлены на повышение качества подготовки путем развития у студентов творческих способностей и самостоятельности (методы проблемного обучения, исследовательские методы, тренинговые формы, рейтинговые системы обучения и контроля знаний и др.). Нацелены на активизацию творческого потенциала и самостоятельности студентов и могут реализовываться на базе инновационных структур (научных лабораторий, центов, предприятий и организаций и др.).

Наименование основных методов Краткое описание и примеры, использования в темах и разделах, место проведения
1.   2.     3. Использование информационных ресурсов и баз данных   Использование рейтинговой системы оценки текущих и остаточных знаний.   Методы проблемного обучения Анализ состояния банковской системы. Анализ и отчетность банков по операциям и состоянию активов и пассивов. См. УМК по «Деньгам, кредиту, банкам», 2007 г.   По теории денег, кредита, инфляции и денежно кредитного регулирования.
2. Применение электронных мультимедийных учебников и учебных пособий  
3. Ориентация содержания на лучшие отечественные аналоги образовательных программ  
4. Применение предпринимательских идей в содержании курса  
5. Использование проблемно-ориентированного междисциплинарного подхода к изучению наук  
6. Применение активных методов обучения, на основе опыта и др.  
7. Использование методов, основанных на изучении практики (case studies)  
8. Использование проектно-организованных технологий обучения работе в команде над комплексным решением практических задач  
9. Другие  

3. Средства обучения

3.1. Информационно-методические

Наименование
1. 2. 3. Лекции «Деньги и денежная система РФ» - Г.С. Яблоновская 1998 г. – в библиотеке. Методические указания по выполнению контрольных работ заочников по специальности «Бухучет, анализ и аудит» - 2007 г. – на кафедре Учебно-методический комплекс по дисциплине «Деньги, кредит, банки» - автор Г.С. Яблоновская – на кафедре  
Перечень основной и дополнительной литературы, методических разработок; с указанием наличия в библиотеке, накафедре
Основная литература:
1. Закон РФ «О Центральном банке РФ» № 86 – ФЗ от 10.07.2002 г., в редакции 2007 г. Закон РФ «о банках и банковской деятельности» № 395 – 1 от 02.12.1990 г. В редакции 2007 г. Закон о «валютном регулировании и валютном контроле» от 18.04.2001г. в редакции 2007г. Закон «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ» № 77 – ФЗ, от 23.12.2003г. в редакции 2007 г. Положение ЦБ РФ «О правилах организации налично-денежного обращения на территории РФ» № 14 – П от 05.01.1998 г. В редакции 2007 г. Положение ЦБ РФ «О безналичных расчетах в РФ» № 2-П от 12.04.2001 г., в редакции 2007 г. «Деньги, кредит, банки» // под ред. Проф. О.И. Лаврушина, М. финансы и статистика, 2006 г. «Деньги, кредит, банки»// под ред. Проф. Е.Ф. Жукова, М. ЮНИТИ, 2007. «Банковское дело» // под ред. Проф. О.И Лаврушина, М. КНОРУС, 2007. «Банковское дело» // под ред. Г.Н. Белоглазовой, М: Финансы и статистика, 2007. «Банковские информационные системы» М: МАРКЕТ, 2006. «Организация деятельности коммерческого банка» // под ред. Г.Г. Фетисова., М: КНОРУС, 2007.  
   
Дополнительная литература:
1. «Банковские риски» // под ред. О.И. Лаврушина, Н.И. Валенцовой, М: КНОРУС, 2007. Буевич С.Ю. «Экономический анализ деятельности коммерческого банка», М: 2006. Синки Джозеф, «Финансовый менеджмент в коммерческом банке» 2007. Периодическая печать: т. Деньги и кредит, Банковское дело, Финансы и кредит.
   

3.2. Материально-технические

№ ауд. Основное оборудование, стенды, макеты, компьютерная техника, наглядные пособия и другие дидактические материалы, обеспечивающие проведение лабораторных и практических занятий, научно-исследовательской работы Основное назначение (опытное, обучающее, контролирующее) и краткая характеристика использования при изучении явлений и процессов
  студентов с указанием наличия выполнении расчетов.
  Компьютерная техника Обучающее
     

4. Текущий, промежуточный контроль знаний студентов

Тесты, вопросы для текущего контроля, для подготовки к зачету, экзамену
1. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ 1. Происхождение и сущность денег. 2. Виды денег: кредитные и бумажные деньги. 3. Функции денег и сфера их применения. 4. Закон денежного обращения и основы обеспечения устойчи­вости денег. 5. Роль денег в рыночной экономике. 6. Металлистическая теория денег. 7. Номиналистическая теория денег. 8. Количественная теория денег. 9. Современный монетаризм. 10. Понятие денежного оборота и его структура. 11. Денежная масса и денежные агрегаты. 12. Налично-денежный оборот, его сущность, сфера примене­ния. 13. Принципы управления налично-денежным оборотом. 14. Сущность безналичных расчетов и принципы их организа­ции. 15. Платежная система РФ и ее элементы. 16. Расчеты платежными поручениями и чеками. 17. Аккредитивная форма расчетов. 18. Расчеты платежными требованиями. 19. Расчеты плановыми платежами. 20. Система безналичных расчетов. 21. Вексельное обращение и вексельные расчеты. 22. Организация межбанковских расчетов. 23. Очередность платежей с расчетных и текущих счетов пред­приятий в банке. 24. Денежная система РФ, ее элементы. 25. Организация эмиссионно-кассового регулирования денеж­ной массы в обращении. 26. Сущность инфляции: ее причины и формы проявления. 27. Социально-экономические последствия инфляции и направ­ления антиинфляционной политики Правительства РФ. 28. Необходимость и сущность кредита. 29. Функции кредита и его роль в рыночной экономике. 30. Законы кредита и механизм их реализации в деятельности коммерческих банков. 31. Сущность банковского процента и его виды. 32. Понятие банковской системы и ее структура. 33. Сущность коммерческого банка и принципы его функциони­рования. 34. Центральный банк РФ: его задачи, функции и операции. 35. Пассивные операции коммерческих банков. 36. Активные операции коммерческих банков. 37. Комиссионно-доверительные операции банков. 38. Порядок регулирова
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...