Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные направления повышения экономической безопасности в России сфере экономики




Национальные интересы России в сфере экономики являются приоритет­ными, их реализация возможна только на основе устойчивого развития эко­номики. Она заключаются в обеспечении способности экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства, создавать усло­вия для достижения уровня и качества жизни населения, гарантирующих со­циальный мир в государстве, в сохранении, развитии и эффективном исполь­зовании всех видов ресурсов (трудовых, природных, интеллектуальных, информационных, финансовых, ресурсных и др.), повышении конкуренто­способности.

При этом в условиях повышения степени открытости россий­ской экономики наращивание конкурентоспо­собности является важнейшим фактором сохранения роли России в качестве активного субъекта мировой политики и экономики, решения стоящей перед ней стратегической задачи обеспечения устойчивого развития.

Основные национальные интересы и направления повышения экономической безопасности России

1. Демография. Главным национальным интересом является восстанов­ление демографического потенциала государства, повышение уровня рож­даемости, сокращение сверхсмертности и привлечение (возвращение) в Рос­сию соотечественников и мигрантов.

2. В социальной сфере главный национальный интерес России – повышение уровня и качества жизни населения как основного условия обеспече­ния долговременного экономического роста и устойчивого развития.

Необходимо создать условия для роста денежных доходов населения, обеспечивающих повышение уровня и качества жизни, увеличение платежеспособного спроса и уровня сбережений, создавать усло­вия для формирования в государстве достаточно многочисленного «среднего класса» в рамках целенаправленной совместной политики государства и биз­неса, что должно гарантировать общественное согласие и социальный мир.

Защита национальных интересов России в социальной сферетребует ре­шения следующих задач:

• снижение дифференциации населения по доходам и уровня бедности;

• последовательное повышение основных минимальных государствен­ных гарантий, денежных доходов населения и приближение их к прожиточному минимуму, опережающее повыше­ние уровня прожиточного минимума по сравнению с темпом инфляции в государстве;

• обеспечение эффективной занятости населения на базе формирова­ния гибкого рынка труда, баланса спроса и предложения рабочей си­лы, возможности получения профессионального образования и раз­вития, свободного перемещения трудового капитала при повышении его мобильности;

• повышение качества образования, приведение его в соответствие с
требованиями современного уровня развития передовых схем обра­зования за рубежом;

• реализация эффективной государственной политики цен и доходов
населения;

• формирование эффективной системы адресной государственной со­циальной помощи малоимущим слоям населения, обеспечивающей им достойный уровень жизни и социальные гарантии;

• обеспечение доступности для всех слоев населения услуг образования, культуры, здравоохранения, и других отраслей жизнеобеспечения;

• проведение реформы ЖКХ в интересах малообеспеченных слоев насе­ления посредством формирования эффективной системы адресной го­сударственной помощи этим слоям населения для оплаты услуг ЖКХ.

3. В области производства, инвестиционной, научно-технической и ин­новационной деятельности – формирование социально-ориентированного инновационного типа рыночного хозяйства, целенаправленная поддерж­ка тех отраслей экономики, которые определяют направления экономического развития современного государства на основе становления новейшего техноло­гического уклада.

Реализация этих направлений развития эко­номики потребует решения следующих задач:

- обеспечение усло­вий функционирования экономики в режиме расширенного воспро­изводства с учетом ее открытости для внешнеэкономического сотрудничества, при сохранении способности оперативного и адекватного реагирования на неблагоприятные внутренние и внеш­ние воздействия и угрозы с целью сведения к минимуму их негатив­ных последствий;

- трансформация существующих малоэффективных институциональ­ных структур экономики, формирование эффективной системы рын­ков и хозяйствующих субъектов, создание условий для формирова­ния эффективного частного собственника, интеграция в систему мирохозяйственных связей, устранение сырьевой базы и производство высокотехнологичной, наукоемкой продукции высокой степени передела, использующих накопленный научный потенциал и обеспечивающих эффективность отраслей, имеющих важное значение как для обороноспособности государства, так и жизнедеятельности населения, освоение и развития передовых производств новейшего технологического уклада;

- проведение реструктуризации отраслей экономики путем совершенст­вования ее организационной и институциональной структуры, с целью снижения трансакционных и административно-управлен­ческих издержек, экономия оборотного капитала, интеграцию науки, в том числе вузовской, и производства, повышение эффективности управления и формирование конкурентоспособных отечественных хо­зяйствующих субъектов. Совершенствование структуры производства должно проявляться через снижение ресурсоемкости, и прежде всего энергоемкости, повышение наукоемкости ВВП;

- повышение инвестиционной активности для обновления и глубокой модернизации основных производст­венных фондов, производственного потенциала и технологий, обес­печивающих высокий технический и научный уровень производства и повышение конкурентоспособности отечественной продукции;

- развитие научно-технического потенциала с целью обеспечения независимости России на стратегически важных направлениях научно-технического прогресса, приоритетных направ­лениях фундаментальной и прикладной науки;

- развитие во всех сферах эконо­мики, и прежде всего в ее реальном секторе, инновационных про­цессов как главного источника повышения и, как следствие, эффективное развитие всех секторов экономики;

- разработка нормативно-правовых документов, исключающих выход из-под контроля государства ключевых сфер производства, опреде­ляющих экономическую и военную безопасность государства;

- создание государственного материального резерва (мощностей и материалов) для обеспечения мобилизационных нужд и стратегических запасов материальных ресурсов РФ для противодействия резким конъюнктурным колебаниям на мировых то­варных и фондовых рынках, ликвидации последствий чрезвычайных си­туаций техногенного, природного и экологического характера;

- воспроизводство природно-ресурсного потенциала и его рациональ­ное использование.

- развития транспортной, в первую очередь экспортной, инфраструк­туры, обеспечивающей эффективное использование экономического потенциала РФ.

7. В налогово-бюджетной сфере национальные интересы заключаются в обеспечении достаточности бюджетных ресурсов для полноценного выпол­нения государством своих функций, в наращивании бюджетного потенциала в условиях его сбалансированности и нормализации корпоративных финансов на основе:

• обеспечения устойчивости бюджетной системы;

• защищенности налогово-бюджетной сферы от высокой инфляции;

• осуществления эффективного государственного контроля за форми­рованием внутренних цен на продукцию и услуги естественных мо­нополий;

• создания оптимальной налоговой системы, стимулирующей предпринимательскую, инновационную и инвестиционную активность и занятость населения;

• повышения эффективности использования госсобственности;

• усиления роли бюджетной политики в качестве инструмента, направ­ленного на стимулирование инвестиционной и инновационной ак­тивности и обеспечение динамичного роста экономики;

• повышения эффективности управления государственными активами и пассивами и всей системы регулирования государственных финан­сов;

• создания единой системы государственного финансового контроля на федеральном и региональном уровнях.

8. В сфере финансово-денежного обращения обеспечение беспере­бойности денежного обращения, наращивание золотовалютных резервов и обеспечение положительного платежного баланса государства на основе:

§ повышения устойчивости банковско-финансового сектора экономи­о;

§ повышения эффективности валютного регулирования и валютного контроля, борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, нелегальным вывозом капитала;

§ разработки механизмов повышения устой­чивости российского финансового и фондового рынков от возможно­го негативного воздействия мировых финансовых колебаний.

9. Во внешнеэкономической сфере экономики – создание благоприят­ных условий эффективного использования потенциала внешнеэкономи­ческих связей России для целей ее устойчивого экономического роста, повышения уровня жизни населения, научно-технического прогресса и финан­совой стабильности на основе:

♦ расширения доступа к международным ресурсам (высокие техноло­гии, информация, товары и услуги и др.;

♦ привлечения на выгодных условиях иностранного капитала, прежде всего прямых иностранных инвестиций;

♦ соответствие российского законодательства в сфере экономики с международной законодательно-правовой базой;

♦ обеспечения эффективного с точки зрения интересов России взаимо­действия с международными экономическими и финансовыми орга­низациями;

♦ приоритетного развития экономических отношений и интеграцион­ных процессов со странами СНГ;

♦ диверсификации структуры внешней торговли, увеличения в экспор­те доли наукоемкой продукции высокой степени переделов и высо­ких технологий;

♦ обеспечения доступа наукоемких и высокой степени переделов отечественных товаров на внешние рынки и создания системы государственной поддержки экспорта;

♦ использования эффективных протекционистских мер защиты отече­ственных производителей от недобросовестной конкуренции со сто­оны импортеров продукции;

♦ использования механизмов таможенно-тарифного и нетарифного ре­гулирования с учетом приоритетов государственной структурной по­литики;

♦ повышения уровня правовой защищенности российской собственно­сти за рубежом и законных интересов российских юридических лиц в их отношениях с зарубежными хозяйствующими субъектами.

7. В экологической сфере – обеспечение экологически безопасного обитания российского населения действующим нормативам, предупреждение техногенных катастроф и минимизации их негативных последствий, прове­дение комплекса мер по реабилитации нарушенных экосистем.

8. В сфере региональной экономики – обеспечение формирования еди­ного экономического пространства, блокирование сепаратистских и преодо­ление центробежных и автаркических тенденций на местах, развитие инте­грационных экономических процессов внутри государства на основе:

o обеспечения единого правового и информационного пространства;

o формирования эффективного механизма государственного контроля над соблюдением российского законодательства на территории всего государства;

o развития существующих и создания новых межрегиональных хозяй­ственных связей, определения оптимальных соотношений доходов федеральных и региональных бюджетов, образования фондов для межрегионального перераспределения финансовых ресурсов на эко­номические и социальные программы;

o рационального сочетания методов государственного и рыночного ре­гулирования развития субъектов РФ;

o активизации использования экономического и финансового потенциала каждого субъекта РФ с учетом всех факторов его развития.

9. В сфере государственного управления – выработка и реализация эффективной и социально-ориентированной экономической политики по созданию экономики инновационного типа, основанной на эффективном контроле и использовании национальных ресурсов и углублении социального партнерства власти, предпринимателей, отдельных граждан и общества в це­лом.

 

Литература для углубленного изучения:

 

Национальная экономика: Учебник / Под общ. ред. В.А. Шульги, - М.: Рос.экон. акад.., 2002. – Гл. 28.

Градов А.П. Национальная экономика. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2005. – Гл. 7.

Юсупов К.Н. Национальная экономика: учеб. пособие / К.Н. Юсупов, А.В. Янгиров, А.Р. Таймасов; под общ. ред. К.Н. Юсупова. – М.: КНОРУС, 2008. – Тема 12.

Экономическая безопасность в России: Общий курс: Учебник / Под ред. В.К. Сеньчугова. – М.: Дело, 2005. – 896 с.

Экономическая и национальная безопасность: Учебник / Под ред. Е.А.Олейникова. – М.: Изд-во «Экзамен», 2004. – 768 с.

 

Дополнительная

Бабашкина А.М. Государственное регулирование национальной экономики: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2003. – Гл. 19.

Гельвановский М. Глобализация и экономическая безопасность России: стартегические задачи // Вопросы экономики переходного периода. 2006, №8. – С.3 -11.

Глазьев С.Ю. За критическойчертой: О концепции микроэкономичес­кой политики в свете обеспечения экономической безопасности страны. М: Наци­ональный институт развития, 1996. С. 5-7.

Глинкина С., Клейнер Г. «Высветление» экономики и укрепление национальной безопасности России // РЭЖ. – 2003. - № 5-6.

Иванов С. О новой концепции национальной безопасности // Вопросы экономики переходного периода. 2006, № 7.

Национальная экономика России: потенциалы, комплексы, экономическая безопасность / Под общ. ред. В.И. Лисова. – М.:ОАО «НПО Экономика», 2000. - Гл. 10.

Обзор по современным тенденциям глобализации // Экономика и жизнь. 2000. № 1.

Рогов С. Механизм управления национальной безопасностью // Независимая газета. – 1998. – 11 марта

Экономика. Учебник. Изд. 2-е, перераб. и доп. / Под ред. А.И.Архипова, А.К. Большакова.- М.: ТК Велби, Проспект, 2005.- Гл.33.

 

 


 


 

 

 


[1] Независимая газета, - 1994. – 14 августа

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...