Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вступление Казахстана в ООН

1 декабря 1991 года в результате первых всенародных выборов Президентом Казахстана был избран Н.А. Назарбаев. 2 декабря иа пресс-конференции Президент, касаясь роли Казахстана в межгосударственных отношениях, отметил, что государство, имеющее срединное положение в стране, должно стать мостом между Европой и Азией. Он подчеркнул, что республика хотела бы иметь экономические и политические связи со всеми государствами мира, подчеркнув ее открытость и необходимость разумного баланса между Европой и Азией.

 

В принятом 16 декабря 1991 года Конституционном законе «О государственной независимости Республики Казахстан» было заявлено: «Республика Казахстан является субъектом международного права, обменивается дипломатическими и консульскими представительствами, может входить в международные организации, системы коллективной безопасности и участвовать в их деятельности (Статья 13)».

 

О серьезности намерения Казахстана вступить в члены главной международной организации можно считать факт направления специального представителя этой страны в декабре 1991 года в ООН, главной задачей которого была подготовка вступления Республики в члены ООН, продвижение ее интересов в политической, экономической, экологической, гуманитарно-правовой и других сферах деятельности ООН.

 

31 декабря 1991 года представителем Казахстана было передано Генеральному Секретарю ООН Заявление Республики Казахстан о приеме в члены ООН.

 

В соответствии с правилами процедуры Заявление Казахстана о приеме было направлено Генеральным Секретарем для рассмотрения в Совет Безопасности, заседание которого состоялось 16 января 1992 года. На основании правил процедуры Совет Безопасности своим решением направил его на рассмотрение Комитету по приему новых членов.

 

При обсуждении кандидатуры Казахстана государства-члены Совета Безопасности поднимали вопрос об отношении Казахстана к проблеме нераспространения ядерного оружия, присоединении к Договору о нераспространении, о мерах, касающихся стратегических ядерных вооружений страны в переходный период.

 

В целях обеспечения политической поддержки приему республики в члены Организации и ознакомления с политикой нового независимого государства представитель Казахстана встретилась с послами США, Китая, Франции, Великобритании, Японии, Германии, Индии, Бельгии, Египта, Нигерии, Бразилии, которые выразили благожелательное отношение к намерению суверенного государства. Состоялись встречи с Генеральным Секретарем ООН, Председателем Генеральной Ассамблеи, которые, проявив искрений интерес к истории и современной жизни Казахстана, поддержали вступление нового независимого государства в члены ООН и выразили надежду на плодотворное сотрудничество с ним в будущем. Проводились регулярные рабочие встречи с заместителями Генерального Секретаря ООН, руководителями подразделений Секретариата по вопросам ускорения приема Республики в члены ООН и налаживания сотрудничества с Организацией.

 

21 января 1992 года Комитет рассмотрел заявление Республики Казахстан и единогласно постановил рекомендовать Совету Безопасности принять Республику Казахстан в члены Организации Объединенных Наций.

 

23 января 1992 года Совет Безопасности рассмотрел вопрос «Доклад Комитета по приему новых членов относительно заявления Республики Казахстан о приеме в члены Организации Объединенных Наций» и рекомендовал принять Республику Казахстан в члены ООН.

 

Так, Казахстан первым из 8-и бывших республик СССР, подавших заявление о приеме, был рекомендован Советом Безопасности в члены ООН.

 

2 марта 1992 года Генеральная Ассамблея на своей 46-й сессии рассмотрела пункт 20 своей повестки дня ((Прием новых членов в Организацию Объединенных Наций», а именно, 8-и бывших республик СССР, ставших независимыми государствами - Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан, Молдова, Азербайджан, Армения -а также Республики Сан-Марино. Впервые за тридцать лет с момента обретения независимости странами Африки, Организация Объединенных Наций должна была пополниться столь значительным числом новых членов

 

В отношении каждого государства был внесен проект резлюции под названием «Прием новых членов в Организации Объединенных Наций».

 

Соавторами проекта резолюции A/46/L.59 относительно приема Казахстана в члены ООН первоначально стали 112 государств-членов, затем к ним присоединились еще 7, таким образом, всего 119 государств со всех контингентов мира.

 

В резолюции «Прием Республики Казахстан в члены Организации Объединенных Наций», представленной этими странами, «Генеральная Ассамблея, получив рекомендацию Совета Безопасности от 23 января 1992 года о приеме Республики Казахстан в члены Организации Объединенных Наций, рассмотрев заявление Республики Казахстан о приеме в члены Организации, постановляет принять Республику Казахстан в члены Организации Объединенных Наций».

 

Проект резолюции был принят без голосования, после чего Председатель Генеральной Ассамблеи заявил: «Таким образом, я объявляю о приеме Республики Казахстан в члены Организации Объединенных Наций. Прошу начальника протокола проводить делегацию Республики Казахстан к ее месту в зале Генеральной Ассамблеи».

 

После пленарного заседания Генеральной Ассамблеи у входа в штаб-квартиру ООН состоялась торжественная церемония поднятия государственных флагов новых членов ООН, на которой Генеральный Секретарь ООН поздравил государства со вступлением в мировую семью Наций, и выразил уверенность в том, что они внесут свой достойный вклад в достижение целей и осуществление принципов Устава ООН. Он, в частности, отметил: «Все страны, большие и малые, богатые и бедные, стремятся к членству в Организации Объединенных Наций как важной цели для свободного и независимого государства». После слов Генерального Секретаря: «Я прошу поднять Государственный флаг Республики Казахстан»,[5] был торжественно поднят Государственный флаг нового члена Организации Объединенных Наций - независимого Казахстана.

 

Таким образом, состоялось международное признание государственного суверенитета и независимости страны. На карте мира появилось новое суверенное государство - Республика Казахстан, ставшее 168-м членом Организации. Всего ее состав увеличился в тот день до 176 членов.

 

Вступление Казахстана в Организацию Объединенных Наций означало осуществление вековых устремлений народа к независимости и свободе, подтвердило признание его вклада в развитие мировой цивилизации. Став полноправным участником универсального международного форума, Республика получила возможность полноценного интегрирования в мировое сообщество в качестве достойного партнера в международных отношениях.

 

15 апреля 1992 года Указом Президента Казахстана была назначена первый Постоянный Представитель Республики Казахстан при ООН. Им стала Арыстанбекова Акмарал Хайдаровка, видный казахстанский дипломат, первая женщина - посол в истории Казахстана. 5 июня 1992 года был подписан Указ Президента о создании Постоянного Представительства Республики Казахстан при ООН.

 

5 октября 1992 года состоялось первое выступление Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева в ООН.

 

В начале своего выступления Президент Казахстана от имени народа Казахстана выразил глубокую благодарность за единодушное принятие Казахстана в члены ООН на 46-й сессии ГА ООН. Он заявил, что «Республика Казахстан как миролюбивое государство способно в полной мере выполнять обязательства, содержащиеся в Уставе Организации Объединенных Наций, вносить конструктивный вклад во все сферы деятельности этой авторитетной организации».[6] В выступлении была отмечена исключительная важность превентивной дипломатии для предотвращения конфликтов, подчеркнута необходимость определения четких критериев права на самоопределение, не допуская нарушения государственной целостности любой страны.

 

Глава государства акцентировал внимание на необходимости в преддверии XXI века определения и устранения глубинных источников возникающих и развивающихся конфликтов. В связи с этим, он отметил, что доходы 20 процентов богатых людей Севера и Запада относятся к доходам 20 процентов беднейших слоев Юга и Востока в соотношении 60 к 1, и назвал это «формулой мирового неравенства». Пока этот разрыв не будет уменьшатся, не будет и реальной базы для предотвращения конфликтов. Причем изменить эту формулу, по мнению Главы государства, следует путем роста доходов беднейшей части человечества за счет помощи со стороны ООН в развитии этих стран.

 

И еще одно предложение: начать формирование фонда миротворческих усилий ООН по формуле «один + один». Это означало, что каждое государство, сокращая свои военные расходы, передавало бы в ООН один процент от своего оборонного бюджета, ежегодно увеличивая свои отчисления еще на один процент.

 

Особое внимание Президент Казахстана уделил проблеме мира и безопасности в Азии, или еще шире - Евразии. Казахстанский лидер предложил создать на азиатском контингенте структуру коллективной безопасности по типу СБСЕ в Европе - Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА) и очертил основные этапы этого процесса.

 

Первый этап - подготовительная работа по организации и проведению Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА).

 

Второй этап - активизация работы СВМДА, расширение числа его членов, перевод в рамки и режим Совещания по безопасности и сотрудничеству в Азии (СБСА), создание общеазиатских структур по типу СБСЕ.

 

Третий этап - определение, развитие и закрепление постоянных структур взаимодействия между СБСЕ и СВМДА, создание трансконтинентальных органов по отдельным направлениям сотрудничества.

 

И четвертый этап - создание единого трансконтинентального Совещания по мерам безопасности и сотрудничеству в Евразии, создание механизма постоянного взаимодействия между континентальными системами коллективной безопасности Азии, Европы, Африки, в дальнейшей перспективе - формирование единой всемирной системы коллективной безопасности и сотрудничества под эгидой ООН.

 

В целях Коллективного поиска решений на новые вызовы времени. Глава государства предложил создать специальную сессию или конференцию ООН для обсуждения проблем постконфронтационной эпохи.

 

Став членом Организации Объединенных Наций, Казахстан получил реальную возможность полноправно участвовать в международном сотрудничестве и решении международных проблем политического, экономического, экологического, социального, культурного и гуманитарного характера, в условиях глобализации.

 

На саммите ОБСЕ в декабре 1994 года Президент PK предложил ООН от имени трех государств - Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана - создать батальон для проведения возможных миротворческих акций в Центрально-азиатском регионе. И такое соглашение было подписано 15 декабря 1995 г.

 

Казахстан и ОБСЕ

 

image5972Вхождение Казахстана в мировое сообщество ОБСЕ не является одномоментным актом или процессом, хотя на его основе лежат конкретные действия и международные, межгосударственные документы, именуемые соглашением, конвенцией, коммюнике и т.д. Это как бы формальная сторона. Все самые важные соглашения и конвенции могут «оживиться» лишь реальной инициативной деятельностью государств, государственных деятелей и государственных институтов. Казахстан с первого дня своей государственности начал строить новые отношения на международном уровне на основе мирного сосуществования и многостороннего сотрудничества во имя равноправия, благополучного развития, процветания, уважения суверенитета и территориальной целостности. Первым значительным событием на международной арене был отказ от ядерного оружия и закрытие Семипалатинского ядерного полигона по инициативе Президента РК Нурсултана Назарбаева. Это был беспрецедентный шаг. Решение лидера молодого государства извещало миру о грядущем новом поколении человечества, о его совершенно новом мышлении. Это событие помогло и обществу сбросить с себя бремя тяжелого груза прошлого, основанного на противостоянии между государствами. Таким образом ННазарбаев выдвинул идею мира без конфронтации, диалога между Западом и Востоком, что естественно не могло не вызвать позитивную реакцию мирового сообщества. Президент Казахстана также предложил необходимость разработки мер доверия между государствами, континентами. В 1992 году, выступая на Генеральной Ассамблее ООН, ННазарбаев выдвинул проект Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), который, состоявшись в 2002 году в Алматы, сталь весьма эффективным международным институтом, оказывающим серьезное влияние на обеспечение мира и стабильности в крупнейшем азиатском регионе. Мирные инициативы Президента Казахстана находили широкую поддержку в интеграционных процессах СНГ, ШОС и ОДКБ. Во внешнеполитической деятельности главы Государства безусловный приоритет отводится взаимоотношениям и сотрудничеству с соседними государствами — Россией, Китаем, центральноазиатскими странами.

На принципах партнерства и выгодного сотрудничества укрепляются связи между Казахстаном и США. Особое значение придается расширению и углублению сотрудничества со странами Европейского Союза. Стремление к активному сотрудничеству с мировым сообществом прежде всего необходимо нам, Казахстану. Признание другими государствами и мировым сообществом нашей страны не происходит само по себе. Это требует кропотливой, компетентной профессиональной работы, чем должен обладать прежде всего Глава государства, а также все представители и сотрудники государственных органов.

Мы сегодня можем с твердой уверенностью говорить, что Казахстан в мире узнаваем позитивно, и мы имеем имидж демократического, перспективного государства. И в этом огромная заслуга прежде всего Президента страны Нурсултана Назарбаева. Следует подчеркнуть, что вхождение Казахстана в ОБСЕ также было не простым. Пришлось преодолеть сложившийся определенный стереотип. Многие европейские страны, их представители к сожалению продолжают пребывать в ауре прежних представлений о бывшем Советском Союзе. Конечно, естественно есть и могут быть последствия предыдущего политического режима. Но это уже другой мир, совершенно иное, молодое, новое общество. Западные демократии обязаны учитывать эти новые процессы. В течение прошедшего десятилетия Казахстан сумел продемонстрировать новые интересные инициативы во имя укрепления мира, активного экономического сотрудничества. В стране проведены качественные реформы в экономической и политической системах. Многие страны, международные организации смогли убедиться в верности и перспективности казахстанского курса и его инициатив. Казахстан стал надежным партнером стран, входящих в ОБСЕ, да и всего мирового сообщества.

Председательствование Казахстана в 2010 году знаменует собой важную веху в истории развития самой организации — реализацию принципа реального равноправия всех государств-участников ОБСЕ от Ванкувера до Владивостока. Иными словами можно констатировать, что с Председательством Казахстана начинается новый период в диалоге Восток и Запад. В статье «Судьба и перспективы ОБСЕ» Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев обозначил ряд ключевых проблем, с которыми столкнулось ОБСЕ в современных геополитических реалиях. Среди них можно было бы выделить следующие аспекты:

1. Уязвимость национальных государств перед лицом экстремизма и международного терроризма.

2. Ослабление режима Договора о нераспространении ядерного оружия и расширение круга так называемых «пороговых государств».

3. Изменение военно-политического баланса в регионе ОБСЕ, наличие «замороженных конфликтов».

4. Глобальный финансово-экономический кризис и необходимость создания нового, более справедливого и предсказуемого мирового порядка.

5. Возникновение ситуации неравенства государств в решении проблем, которые одинаково важны для всех.

Если рассматривать организацию с точки зрения геополитических интересов, которых придерживаются государства-участники, то обнаруживается фрагментирован-ность трех пространств ОБСЕ: Северной Америки, Европы и Азии. При этом становится очевидным недостаточная встроенность евразийского пространства в процесс развития потенциала организации. Иными словами, диалог между Востоком и Западом в рамках организации не отвечает в полной мере складывающейся ситуации и требует выхода на новый уровень взаимодействия.

То, с какой скоростью страны азиатского региона выходят из кризиса, наглядно демонстрирует, что центры мирового экономического роста перемещаются в Азию, а за ними вслед начинают перемещаться и акценты мировой политической повестки дня. Не исключением в этом процессе является и Евразийское пространство, входящее в ОБСЕ. Целый ряд внешнеполитических инициатив, реализованных на азиатской территории региона ОБСЕ, свидетельствуют об этом.

1-011311Важную роль эффективного медиатора в этом процессе взаимодействия между Востоком и Западом берет на себя Казахстан, который, будучи в текущем году председателем ОБСЕ, одновременно является одним из активных сторонников и инициаторов развития новых институтов безопасности и сотрудничества на Евразийском континенте. Все три измерения безопасности, которые лежат в основе деятельности ОБСЕ, оказались на острие политической повестки дня современного мира. Концентрированным выражением этого узла проблем по всем трем измерениям безопасности становится Афганистан. Страна, которая непосредственно примыкает к границам региона ОБСЕ, и уже на протяжении нескольких десятков лет является источником международной напряженности* Большая часть государств, входящих в ОБСЕ, оказывают военную или экономическую помощь Афганистану. Однако эта деятельность государств-участников могла бы быть скоординирована в рамках самой организации, а на уровне ОБСЕ в свою очередь скоординирована с другими региональными организациями. Глава государства, выражая позицию Казахстана, подчеркивает в своей статье, что военного решения афганской проблемы нет. Приоритет экономических и гуманитарных проектов, направленных на стабилизацию ситуации в Афганистане, является очевидным для нас. Важным условием действенности такого понимания является решение Казахстана выделить 50 млн. долларов США на обучение одной тысячи афганских граждан в учебных заведениях Казахстана.

Обобщая опыт взаимодействия по вопросам Афганистана, следует сказать, что нищета и бедность, на почве которых развивается наркоторговля, уголовная преступность и терроризм — вот риски и вызовы, которые стоят перед человечеством, его безопасностью. Эти угрозы требуют постоянного внимания к себе со стороны лидеров всех государств и реализации совместных международных усилий по поиску эффективных и взаимоприемлемых решений. К сожалению мир не делает выводов из ошибок прошлого. Обратимся к истории. Ни одна самая сильная армия самых сильных империй не смогла торжествовать свою победу над афганцами со времен Британской империи. Главное — нет доверия со стороны афганского народа ко всем иностранцам. Они относятся с подозрением ко всем иностранцам. Поэтому необходимо восстанавливать доверие афганского народа ко всем нашим благим, мирным намерениям. Казахстан должен работать на принципах доверия о чем говорил Президент.

Политический реализм свидетельствует, что без надлежащего удовлетворения базовых материальных потребностей людей невозможно говорить о наличии условий для устойчивого развития политической культуры, в рамках которой реализуются основные права и свободы человека. Нынешний финансово-экономический кризис лишь подтверждает исторический опыт, когда в ситуации снижения материального уровня жизни населения той или иной страны начинает деградировать ее политическая культура. В условиях глобального финансово-экономического кризиса, который ведет к сокращению среднего класса и увеличению числа бедных, «вторая корзина» ОБСЕ, ее экономическая составляющая становится актуальной как никогда. Однако в рамках ОБСЕ кризисная и антикризисная проблематика не обсуждалась. Создается впечатление, что к периодически возникающим экономическим кризисам государства-участники ОБСЕ привыкли настолько, что перестали их воспринимать как долгосрочный фактор коллективной угрозы безопасности.

Концепция безопасности ОБСЕ устанавливает взаимосвязь между поддержанием мира и уважением прав человека и основных свобод, то, что составляет «третью корзину» — человеческое измерение безопасности. Для мира стало вполне очевидным, что пренебрежение правами и свободами человека становится одной из причин экстремизма, региональной нестабильности и конфликтов. В статье о судьбе ОБСЕ Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев отмечает следующие проблемные моменты:

1. Актуализация на всем пространстве ОБСЕ проблем межнациональных и межрелигиозных отношений.

2. Обострение проблемы трудовой миграции и интеграции национальных диаспор в общество страны пребывания.

3. Конфликт между устоявшимися в Европе системами ценностей и культурой быстро растущих национальных диаспор.

Примечательно, что все указанные проблемы представляют собой новый уровень восприятия прав и свобод человека. В поисках работы и лучшей жизни сотни тысяч людей устремляются в страны, в которых уровень жизни и оплаты труда выше. Но этот переток людских ресурсов ведет не только к возрастанию конкурентного давления на местные рынки труда, он привносит в страну пребывания иной, совершенно отличный образ жизни, традиции и культуру. Все прекрасно понимают, что Конвенция ООН о правах человека имеет статус международного юридического документа, однако фактическая реализация прав человека возможна исключительно в рамках национальной территориальной юрисдикции. Поэтому коллективные интересы государств заключаются в том, чтобы каждая из них в первую очередь имела возможности и ресурсы реализовывать права и свободы собственных граждан. Национальный эгоизм здесь очевиден. Чем лучше становятся условия для проживания в развивающихся странах, тем меньше оказывается миграционное давление на развитые страны.

Многовековой евроцентризм, позиционировавший западный мир в качестве центра мирового капитала, а заодно и всей человеческой цивилизации, обернулся для Европы и Северной Америки мощным внешним миграционным давлением, начало которому в свое время положила колониальная политика. Движение от колоний к метрополиям касалась не только богатств, но и человеческих ресурсов, которые до недавнего времени успешно ассимилировались в лоне западной цивилизации.

Двигаясь к свободе и демократии, «нельзя игнорировать образ жизни, традиции, культуру, этническую историю разных регионов мира. В противном случае это может привести к фундаментальному кризису, в основе которого будет социальное, культурное, религиозное неприятие западной модели развития. Но столь же справедливым будет утверждение о том, что ценности западной цивилизации, безусловно, должны уважаться как другими регионами мира, так и этническими диаспорами внутри западных обществ». Разделяя общие цели свободы и демократии, мы должны допускать, что цивилизационные пути их достижения могут быть различными. Если демократия — это не просто форма государственного управления, а в большей степени образ жизни, то в этом случае продвижение демократии, демократизация в функционировании социальных институтов, это достаточно длительный процесс, связанный, прежде всего, с тем, насколько успешно будет происходить адаптация демократических ценностей к культурным и религиозным традициям местных сообществ. Однако XXI век проходит под знаком столкновения образов жизни. Экспансия демократии через вытеснение традиционных способов жизнедеятельности приводит к культурному и религиозному сопротивлению между Востоком и Западом, Югом и Севером. Причем это сопротивление оказывается не только на периферии развитого мира, но и на собственной территории исконных демократий. Парадокс XXI века заключается в том, что не внешний мир, а саму демократию необходимо сделать более безопасной для мира. Президент Казахстана в своем обращении к ОБСЕ подчеркнул, что Казахстан на период своего председательства в ОБСЕ в качестве девиза выбрал четыре «Т», которые выделяют главные цели — «траст» — доверие, «транспаренси» — прозрачность, открытость, «традишин» — традиции, «толеранс» — толерантность. Для судеб национальных демократий эти понятия становятся ключевыму, поскольку они отражают наличие в мире глобального тренда по укреплению межкультурного и межцивилизационного диалога, на основе которого только и возможно дальнейшее развитие демократии.

 

Европейский Союз (ЕС)

объединение 27 европейских государств, подписавших Договор о Европейском союзе (Маастрихтский договор). ЕС - уникальное международное образование, в котором сочетаются признаки международной организации и государства, однако формально ЕС не является ни тем, ни другим. Союз не является субъектом международного публичного права, однако имеет полномочия на участие в международных отношениях и играет в них немалую роль.

Международную экономическую интеграцию (МЭИ) можно определить как процесс хозяйственно-политического объединения стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами, взаимодействия их воспроизводственных структур на различных уровнях и в различных формах.

 

Западноевропейская интеграция в своем развитии прошла несколько этапов, характеризующихся как ее углублением, переходом от низших видов к высшим, так и увеличением числа участников. Такие этапы как образование зоны свободной торговли, образование таможенного союза, возникновение экономического союза, полная интеграция с единой экономической политикой.

 

Основная особенность Евросоюза состоит в том, что образующие его группировки признают принцип свободного взаимного перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы.

 

В соответствии с Маастрихтским договором, экономический и валютный союз создается в три этапа: становление экономического и валютного союза ЕС, подготовка стран-членов к введению евро, переход стран-членов на единую валюту.

 

Экономический и валютный союз ЕС является кульминацией становления единого внутреннего рынка.

 

Для достижения поставленных целей в вопросах развития интеграции в Европейском Союзе созданы наднациональные институты управления. Наиболее важными из них являются Совет ЕС, состоящий из Европейского Совета глав государств и Совета Министров, Европейская Комиссия, Европейский Парламент и Суд.

 

На сегодняшний день отношения между Казахстаном и Европейским союзом регулируются в рамках Соглашения о партнерстве и сотрудничестве. Сейчас обе стороны работают над созданием плана по дальнейшему осуществлению этого соглашения и установлению новых приоритетов для других форм сотрудничества. В настоящий момент официальная точка зрения представителей ЕС - это то, что этот документ, Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, является достаточным для сотрудничества. И именно на этой основе ЕС продолжает работу с нами.

 

Что мы наблюдаем в ЕС? Прежде всего, мы видим страны, которые являются членами Евросоюза, их 27. Затем мы видим ряд стран, для которых создана Европейская экономическая зона, она действует с Норвегией, Лихтенштейном и Исландией. А также особые отношения существуют между ЕС и Швейцарией. Это касается определенных вопросов: свободное передвижение товаров, лиц и транспорта. Третья группа - страны, которые станут членами ЕС в скором времени: Турция, Македония, Хорватия, пока это все. Следующая группа - страны, с которыми у ЕС есть соглашения об ассоциациях, это в основном страны Балканского полуострова. Кроме того, существует группа стран, с которыми, как с Казахстаном, есть соглашение о партнерстве и сотрудничестве. Но на верхушке этого группа стран, на которые распространяется политика добрососедства. Это: Алжир, Армения, Азербайджан, Беларусь, Египет, Грузия, Израиль, Иордан, Ливан, а также Ливия, Молдова, Марокко, Палестина, Сирия, Тунис и Украина. И, несмотря на то, что Россия тоже является соседом Европейского союза, их отношения развиваются согласно стратегическому партнерству, которое распространяется на четыре общие сферы. Еще с тремя из стран у ЕС пока политика добрососедства не активизирована. Это Беларусь, Ливия и Сирия. У каждой страны, которая является частью этой политики, существует свой план действий. В подобном плане устанавливается повестка дня по политическим, экономическим и другим реформам в краткосрочном и среднесрочном аспекте. Европейский Союз оказывает поддержку этих реформ финансовыми ресурсами, которые называются инструментами политики добрососедства, с помощью этого инструмента страны ЕС поддерживают проведение политических реформ. Кроме того, существует также и другая схема для стран, включенных в политику добрососедства, - это схема эффективного управления. Также в ЕС, как и в других странах, есть проблема того, как эти средства применяются на развитие и реформу в конкретных секторах: транспорт, экология, энергетика. Финансовые средства выделяются также на административные реформы. Схема эффективного управления является дополнительным источником улучшения политики добрососедства для стран осуществившим наибольший прогресс в достижении целей по эффективному управлению. Первичное распределение средств будет реализовано осенью этого года[1].

 

Казахстан стал одним из главных локомотивов в принятии стратегии нового партнерства между Европейским союзом и Центральной Азией. Центральная Азия - это регион, который имеет стратегическое значения для ЕС не только в плане обеспечения энергоресурсами, как это чаще всего присутствует в СМИ, особенно западных. Речь идет о том, что ЦА является важным регионом с точки зрения поддержания стабильности и безопасности на всем Евразийском континенте. К этому пониманию европейцы пришли не сразу. Отдельные страны вырабатывали свои собственные стратегии, собственные позиционные документы, как относиться к Центральной Азии. В 2003 году Федеративная Республика Германия выработала свою собственную стратегию развития отношений с центральноазиатскими странами. Это было вызвано тем, что после событий 11 сентября 2001 года неожиданно фокус мировой политики был направлен на Афганистан. Понятно, что без тесного сотрудничества стран Центральной Азии обеспечить глобальную безопасность просто не представлялось возможным.

 

Казахстан предлагал европейским партнерам обширный комплекс мер по сотрудничеству со всеми странами ЕС. И после интенсивной работы на протяжении 2006 года германское председательство взяло на себя инициативу выработать стратегию нового партнерства между ЕС и странами Центрально-Азиатского региона. Трудно говорить о том, что Европейская политика добрососедства является какой-то альтернативой стратегии нового партнерства, поскольку это два разных пакета. Сегодня Казахстан рассматривается как главный локомотив реализации стратегии нового партнерства. Не случайно и то, что Казахстан принимал самое активное участие в разработке этого документа, ведь нашими европейскими партнерами этот процесс назван астанинским, поскольку первое сближение и определение позиций состоялось именно в Астане.

 

В марте 2007 года в нашу столицу приехали министры иностранных дел тройки ЕС и всех стран Центральной Азии. И на основе рекомендаций, выработанных на первой встрече в Астане, пошел астанинский процесс, который завершился принятием в июне прошлого года стратегии нового партнерства. Была выработана серьезная стратегия, масштабный документ, определяющий контуры будущего сотрудничества. Основная идея этой стратегии - развитие регионального сотрудничества. С тем чтобы страны Центральной Азии еще раз осознали, во-первых, значение этого региона, для нас самих это важно осознать, во-вторых, как этот регион в целом может сотрудничать с другими крупными региональными объединениями, например, с ЕС.

 

В стратегии нового партнерства предполагается использование уже существующих инструментов. Между Казахстаном и Европейским союзом существует соглашение о партнерстве и сотрудничестве, и в рамках этого соглашения существует целый ряд направлений. Есть достаточно много интересных проектов, скажем, по совершенствованию таможенного законодательства или, к примеру, развитию наших отношений в сфере авиаперевозок. Сегодня стоит вопрос о том, как мы сможем упорядочить или унифицировать подход стран ЕС к выдаче виз гражданам Казахстана, и наоборот. Речь идет о конкретных проектах, которые до сегодняшнего дня уже реализовывались и которые завтра плавно перейдут в реализацию стратегии нового партнерства.

 

Утверждение на пост председателя ОБСЕ в 2010 г. Казахстана является также еще одним доказательством того, что ценностный аспект внешней политики ЕС в настоящее время является не доминирующим. Как известно, энергоресурсы остаются одним из серьезнейших вызовов для Европы, поэтому собственные потребности, связанные с вопросами энергетической безопасности, оказались решающими для Евросоюза при формировании внешней политики.

 

В связи с этим пост председателя ОБСЕ можно рассматривать как проявляемую лояльность Казахстаном к энергетическим проектам, которые лоббируются или будут лоббироваться Западом в будущем. Вместе с тем, не стоит исключать, что договоренность, возможно, была достигнута взамен на отказ Казахстаном поддержки позиции России в вопросах реформирования ОБСЕ.

 

Дисбаланс в соотношении политического и экономического составляющих внешнеполитического курса Брюсселя очевиден. ЕС прекрасно понимает, что маршруты экспорта энергоресурсов могут стать более эффективными рычагами влияния в регионе, нежели политические. Хотя Евросоюзу придется конкурировать на достаточно напряженных рынках энергоресурсов с такими крупными странами, как США, Россия, но и Индия, Китай. Брюссель отдает предпочтение «формированию» экономических механизмов влияния в регионе.

 

В связи с этим, тактика ЕС в ЦА в энергетической сфере подразумевает: 1. Активное участие в процессе добычи на шельфах Каспийского моря; 2. Использование действующих трубопроводов; 3. Участие в строительстве новых альтернативных нефте- и газовых трубопроводов. В частности, Евросоюз в начале декабря одобрил строительство Транскаспийского газопровода в обход России и Ирана, являющийся альтернативой Прикаспийскому, инициированный Россией.

 

Таким образом, предлагая разделить добычу, транспортировку и сбыт, ЕС пытается снизить степень влияния монополистов, способствовать росту конкуренции и снижению уровня цен для потребителей, а также закрыть любые инвестиции в газотранспортную инфраструктуру стран ЕС. И, скорее всего, Евросоюз пытается сузить возможности расширения присутствия «Газпрома» на европейских рынках, снижая, тем самым, и его политическое влияние.

 

Принимая во внимание рост цен на крупнейших мировых биржах, где цена на один баррель нефти составляет 140$ и имеет тенденцию к росту, можно прогнозировать увеличение интереса ЕС к ситуации в Центральной Азии, способной обеспечить Европу энергоносителями.

 

И вполне вероятно, что в этом случае вопросы о демократии будут постепенно отодвигаться на второй план, уступая дорогу энергоносителям, так необ<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...