Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Используемые в теории государства и права




Частно-научные (специальные) методы

Названия методов Характеристика, примеры – в каких темах курса применяются
1. Статистические  
2. Кибернетические  
3. Социологически  
  и др.  
     

Частно-правовые методы

Названия методов Характеристика, примеры – в каких темах курса применяются
1. Правовой эксперимент  
2. Правовое прогнозирование  
3. Сравнительно-правовой  
4. Формально-юридический  

Задание 4.

Выполните тестовое задание (тест №1)

Тема 2. Происхождение государства и права 4 час.

Цель семинарского занятия –

Изучение основных закономерностей возникновения, функционирования и развития государства и права; формирование представления об особенностях социальной власти и норм догосударственного периода, многообразии точек зрения в юридической науке по вопросу о причинах и формах возникновения государства, содержании, авторах, достоинствах и недостатках основных теоретических концепций по вопросу о происхождении государства и права; повторение учебного материала, усвоенного на лекциях; проведение текущего контроля (опрос, контроль выполнения домашних индивидуальных заданий), рубежного контроля: контрольный срез №1- тестирование, диктант по терминам.

 

Вопросы, выносимые на обсуждение:

1. Публичная власть и социальные нормы при догосударственном образовании общества.

2. Общее и особенное в возникновении государства и права: западный и восточный пути образования государства.

3. Основные теории о происхождения государства и права: теологическая теория, патриархальная теория, теория насилия, психологическая теория, договорная теория (теория естественного права), материалистическая теория.

Индивидуальные задания для студентов

Задание 1.

В настоящее время существует несколько концепций происхождения государства и права. Тезисно в письменном виде изложите суть той концепции, которую Вы считаете наиболее теоретически обоснованной, соответствующей уровню современной науки и практически подтвержденной. Аргументируйте свой выбор.

Задание 2.

Заполнить таблицу

Основные теории происхождения государства и права

Название теории Авторы Содержание теории (суть) Достоинства Недостатки
1. Теологическая (божественная, религиозная)        
2. Патриархальная        
3.   Теория общественного договора        
4. Теория насилия        
5. Органическая        
6. Психологическая        
7. Марксистская (классовая, социально-экономическая, историко-материалистическая)        
  и др.        

Задание 3.

Проблемно-практические вопросы к теме:

1. Сформулировать свою позицию по отношению к причинам, приведшим к неолитической революции.

2. Провести сравнительный анализ причин и факторов формирования западноевропейских, восточных и российского государств.

Задание 4.

Выполните тестовое задание (тест №2)

Доклад

Ф.Энгельс «Происхождение семьи, частной собственности и государства», глава «Варварство и цивилизация», о сущности и содержании трех крупных разделений труда.

Тема 3. Сущность и типы государства 8 час.

Цель семинарского занятия –

Изучение основных закономерностей функционирования и развития государства, исторических типов государства; формирование представления о понятии, признаках и сущности государства, о многообразии методологических подходов и позиций в современной юридической науке по данным вопросам; повторение учебного материала, усвоенного на лекциях; проведение текущего контроля (опрос, контроль выполнения домашних индивидуальных заданий, тестирование или диктант по терминам).

 

Вопросы, выносимые на обсуждение:

1. Общее определение государства, его сущность и социальное назначение.

2. Признаки государства.

3. Государственная власть и ее признаки.

4. Общая характеристика учений о сущности государства: теория солидаризма, теория элит, технократическая теория, теория конвергенции, материалистическая теория.

5. Типология и типы государства: формационный и цивилизационный подходы.

Индивидуальные задания для студентов

Задание 1.

Проблемно-практические вопросы к теме:

1. Воспользовавшись книгами по истории, подобрать факты, характеризующие тот ил иной тип государства.

2. Дать содержательное отличие между такими категориями, как «государство» и «государственность».

3. Выделить те признаки государства, которые подвергаются на современном этапе трансформации, проанализировать причины этих изменений.

 

Задание 2.

Выполните тестовое задание (тест №3)

Тема 4. Функции государства 2 час.

Цель семинарского занятия -

Усвоение понятия функции государства, соотношения его с целями и задачами государства, с функциями отдельных государственных органов; формирование представления о классификациях функций государства, характеристике основных внутренних и внешних функций современного Российского государства; повторение учебного материала, усвоенного на лекциях; проведение текущего контроля (опрос, контроль выполнения домашних индивидуальных заданий).

Вопросы, выносимые на обсуждение:

1. Понятие функций государства и их содержание.

2. Классификация функций государства.

3. Формы реализации функций государства: правовые и организационные.

Индивидуальные задания для студентов

Задание 1.

Произведите сравнение и установите соотношение между внешними и внутренними функциями государства с постоянными и временными функциями государства. Результаты оформите в виде следующей таблицы:

Функции государства Постоянные функции Временные функции
Внутренние функции    
Внешние функции    

Задание 2.

Определите, какие из функций государства могут быть реализованы каждой из ветвей государства. Ответ оформите в виде таблицы.

Органы государства Вид функции государства Суть реализации функции государства
Законодательные    
Исполнительные    
Судебные    

Задание 3. Подготовить ответ на вопрос: Характеристика основных внутренних и внешних функций современного Российского государства. Ответ оформить в виде письменного конспекта.

Задание 4. Выполните тестовое задание (тест №4)

Тема 5. Форма государства 6 час.

Цель семинарского занятия –

Изучение категории форма государства и ее элементов – форма правления, форма государственного устройства, политический режим; формирование представления об особенностях формы государства современной России; повторение учебного материала, усвоенного на лекциях; проведение текущего контроля (опрос, контроль выполнения домашних индивидуальных заданий); рубежного контроля: контрольный срез №2- тестирование, диктант по терминам.

 

Вопросы, выносимые на обсуждение:

1. Форма государства: понятие и ее структурные элементы.

2. Форма государственного правления: понятие и виды.

3. Монархия: понятие и виды.

4. Республика: понятие и виды.

5. Форма государственного устройства: понятие и виды.

6. Унитарное государство

7. Федерация и конфедерация.

8. Форма политического режима: демократическое и антидемократическое государство.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...