Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эпилог. Глоссарий юнгианских терминов




Эпилог

Я вымыл посуду и убрал ее на полку. Не люблю оставлять бардак на кухне, когда иду спать.

– Что ты думаешь? – спросил я.

Рэйчел только что закончила читать последнюю главу.

– Я ожидала большего, – сказала она. – Ты не можешь это оставить в таком виде. Начало текста похоже на учебник, а затем он превращается в нечто, похожее на повесть. Мне интересны эти люди. Я хочу знать, что произошло с Норманом. И с Нэнси; ты о ней забыл. – Она сделала паузу. – И больше ни разу не упомянул об Арнольде.

Я люблю Рэйчел, но иногда она явно говорит не то.

– О них можно сказать гораздо больше, – объяснил я. – Но если я это сделаю, книга станет слишком специфичной. Норман утратит свою ценность парадигмы всего процесса.

– Раз так, – сказала Рэйчел, – то парадигма уже давно пропала. После введения ты обо всем писал только в контексте отношений Нормана и Нэнси. Кроме того, становится все труднее увидеть разницу между тобой и Норманом. Ты отправился обучаться на аналитика. А Норман?

– Норман– бизнесмен. Он настолько счастлив, насколько может.

– Если бы ты был Норманом, – настаивала она, – ты должен был бы стать аналитиком.

– Послушай, – сказал я, - я сделал все как надо. Нет ни Нормана, ни Нэнси. Это просто модель отношений, которые могут возникнуть между двумя людьми, которые вступили в брак и завели семью. Спустя несколько лет у одного из них происходит кризис среднего возраста, и он приходит на анализ. Психология реальна, остальное– выдумка. Я решил проследить судьбу мужа, так как она напоминает мне свою собственную, но могло быть совершенно по-другому: я мог проследить судьбу жены.

– Расскажешь это на суде, – ответила Рэйчел.

Я улыбнулся.

– Ты знаешь сказку братьев Гримм «Морская рыбка»?

Рэйчел отрицательно покачала головой и нахмурилась. Она не любила косвенные намеки.

– Тем хуже для тебя, – сказал я и выключил свет.

Я не должен говорить ей все.

 

Автор выражает признательность всем,

кто был вовлечен в процесс,

особенно тем, кто тесно с ним сотрудничал

при написании этой книги

и чей материал лег в ее основу.

Но всех персонажей этой книги придумал он сам.


 

Глоссарий юнгианских терминов

Анима (Anima) (лат. «душа»)– бессознательная женская часть  личности мужчины. В сновидениях анима воплощается в  образах женщин. Спектр персонажей очень широк– от  проститутки и соблазнительницы до духовной путеводи тельницы (Премудрости). Анима несет в себе закон Эроса и подчиняется ему, поэтому развитие мужской анимы  отражается в отношении мужчины к женщине. Идентификация с анимой может проявляться в подверженности перепадам настроения, в изнеженности и чрезмерной  чувствительности. Юнг называл аниму архетипом самой  жизни.

 

Анимус (Animus) (лат. «дух»)– бессознательная мужская часть  личности женщины. Он подчиняется закону Логоса.  Идентификация с анимусом проявляется у женщины в  жесткости, стремлении отстаивать свою точку зрения и  склонности к аргументации. Говоря о позитивной сторо не анимуса, можно представить его как внутреннего  мужчину, который, подобно мосту, соединяет Эго женщины с творческими ресурсами ее бессознательного.

 

Архетипы (Archetypes)– понятие, которое трудно представить  конкретно, но их воздействие проявляется в сознании в  качестве архетипических образов и идей. Это универ сальные паттерны или мотивы, которые всплывают из  коллективного бессознательного и являются основой ре лигий, мифов, легенд и сказок. В психике человека они  возникают в снах и видениях.

 

Ассоциация (Association)– спонтанный поток сцепленных меж  ду собой мыслей и образов, имеющих отношение к Старец (лат. Senex)– образ свидетельствует о привязанности к установкам, соответствующим более старшему возрасту.

 Негативные стороны проявляются в виде цинизма, жесткости и чрезмерного консерватизма. Позитивными чертами являются ответственность, признание субордина ции и самодисциплина. Хорошо сбалансированной личности соответствует весь спектр деятельности, адекватной в рамках существующих полюсов: puer– senex.

 

Тень (Shadow)– часть личного бессознательного, характеризую щаяся как позитивными, так и негативными чертами и  установками; сознание Эго имеет тенденцию к отверже нию или игнорированию этой части. В сновидениях тень  символизируют образы людей того же пола, что и сам  сновидец. Сознательная ассимиляция тени человеком  приводит к возрастанию его психоэнергетических возможностей.

 

Символ (Symbol)– максимально возможное выражение некой малоизвестной сущности. Символическое мышление не линейно, имеет отношение к правому полушарию и комплементарно линейному логическому мышлению, относящемуся к левому полушарию.

 

Трансцендентная функция (Transcendent function)– примиряющий «третий», возникающий из бессознательного (в  виде символа или новой установки) после того, как конфликтующие противоположности были сознательно  дифференцированы и между ними сохранилось определенное напряжение.

 

Перенос и контрперенос (Transference and countertransference) особые разновидности проекций, которые обычно ис пользуются для описания бессознательных эмоциональ ных связей, возникающих в аналитических или терапевтических отношениях между аналитиком и пациентом.

 

Уроборос (Uroboros)– мифический змей или дракон, заглатывающий свой собственный хвост. Он является символом  индивидуации как самодостаточного циклического процесса, а также символом нарциссического самопоглощения.


[1]  * Здесь я специально оставил вариант оригинала, чтобы читатель мог убедиться в наличии разных форм ответа: так, в первом и четвертом стимуле ответ мог быть продиктован не (только) смыслом, но и созвучной рифмой (отсутствующей в переводе на русский язык), тогда как во втором и третьем стимуле явно прослеживаются смысловые ассоциации. – Прим. перев.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...