Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема №26 Правовые основы валютного регулирования и контроля




 

Понятия и основные направления валютного регулирования и валютного контроля.

Валютное законодательство служит правовой основой валют­ного регулирования и валютного контроля. Под валютным регу­лированием понимается определение государством принципов осуществления операций с валютными ценностями с целью за­щиты национальной валюты, поддержания ее устойчивости, ог­раничения масштабов утечки капиталов из страны, обеспечения необходимого уровня валютных резервов страны, равновесия пла­тежного баланса.

Основные направления валютного регулирования в России:

• развитие национального валютного рынка;

• регламентация режима валютного курса;

• определение сферы применения иностранной валюты в стране;

• регламентация порядка осуществления резидентами и нере­зидентами операций с валютными ценностями на внутреннем -валютном рынке, иностранных инвестиций, перевода и пере­воза иностранной и национальной валюты в Россию и из России, открытия и ведения валютных счетов и рублевых сче­тов нерезидентов;

• определение прав и обязанностей резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валют­ными ценностями;

• определение полномочий и функций органов валютного ре­гулирования.

К основным методам валютного регулирования, используе­мым в России, относятся:

1) требование проведения валютных операций через уполномо­ченные банки (ст. 11 Закона);

2) лицензирование валютных операций путем выдачи уполно­моченным банкам лицензий на проведение валютных опера­ций (п. 8 ч. 1 ст. 1 Закона);

3) требование репатриации, т.е. обязательного перевода из-за границы экспортной выручки (ст. 19);

4) требование обязательной продажи экспортерами части валют­ной выручки на внутреннем валютном рынке (ст. 21);

5) ограничение 7 рабочими днями сроков продажи части экс­портной выручки на внутреннем валютном рынке (ст. 21);

6) требование к резидентам оформления паспорта сделки при осуществлении операций с нерезидентами (ст. 2'0);

7) лимитирование вывоза иностранной и национальной валюты из России (ст. 15);

8) требование в случае предоставления резидентами нерезиден­там или получения резидентами от нерезидентов коммерчес­ких и финансовых кредитов и займов в иностранной валюте, а также в некоторых иных случаях резервирования опреде­ленной суммы на отдельном счете в уполномоченном банке и уполномоченными банками на счете в Банке России (ст. 7,8, ч. 3 ст. 11 и ст. 16);

9) требование об использовании специального счета резидента­ми и нерезидентам при проведении валютных операций дви­жения капитала (т 10 ч. 1 ст. 1; ст. 7, 8, ч. 3 ст. 11).

По Закону органами валютного регулирования в России яв­ляются Центральный банк РФ и Правительство РФ. Они издают в пределах своей компетенции акты органов валютного регули­рования, обязательные для резидентов и нерезидентов.

Если порядок осуществления валютных операций и исполь­зования счетов не установлен органами валютного регулирова­ния в соответствии с Законом, валютные операции осуществля­ются, счета открываются и операции по счетам проводятся без ограничений.

Центральный банк РФ как орган валютного регулирования устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным опе­рациям (ст. 5).

Валютный контроль - это государственный контроль за со­блюдением резидентами и нерезидентами норм валютного зако­нодательства при осуществлении валютных операций. Валютный контроль в России осуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля. Органы валютного контроля - Банк России, федеральный орган (федеральные органы) испол­нительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Прави­тельством РФ.

Агентами валютного контроля являются уполномоченные бан­ки, подотчетные Банку России, а также не являющиеся уполномо­ченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, и территориальные органы федеральных органов исполни­тельной власти, являющихся органами валютного контроля.

Контроль за совершением валютных операций кредитными организациями и валютными биржами осуществляет Банк Рос­сии. Контроль за совершением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами, осуществляют в пределах своей компе­тенции федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, а также агенты валютного контроля.

Правительство РФ обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнитель­ной власти, являющихся органами валютного контроля, а также их взаимодействие с Банком России. Кроме того, Правительство обеспечивает взаимодействие не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг как агентов валютного контроля с Банком России.

В свою очередь, Банк России осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля и обеспечивает взаимо­действие с ними уполномоченных банков как агентов валютного контроля (ст. 22 Закона).

Закон о валютном регулировании и валютном контроле опре­деляет функции органов и агентов валютного контроля. Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право (ч. 1 ст. 23 Закона):

1) проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидента­ми актов валютного законодательства и актов органов валют­ного регулирования;

2) проводить проверки полноты и достоверности учета и отчет­ности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;

3) запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ве­дением счетов.

Органы валютного контроля и их должностные лица в преде­лах своей компетенции имеют право (ч. 2 ст. 23 Закона):

1) выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства;

2) применять установленные законодательством меры ответствен­ности за нарушение актов валютного законодательства. Порядок представления резидентами и нерезидентами аген­там валютного контроля подтверждающих документов и инфор­мации при осуществлении валютных операций устанавливается:

• для представления агентам валютного контроля (за исключе­нием уполномоченных банков) - Правительством РФ;

• для представления уполномоченным банкам - ЦБ РФ.

В целях осуществления валютного контроля агенты валютного контроля в пределах своей компетенции имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов следующие документы (копии документов), связанные с проведением валютных опера­ций, открытием и ведением счетов (ч. 4 ст. 23 Закона):

1) документы, удостоверяющие личность физического лица;

2) документ о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

3) документы, удостоверяющие статус юридического лица, - для нерезидентов, документ о государственной регистрации юри­дического лица - для резидентов;

4) свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;

5) документы, удостоверяющие права лиц на недвижимое иму­щество;

6) документы, удостоверяющие права нерезидентов на осуществ­ление валютных операций, открытие счетов (вкладов), офор­мляемые и выдаваемые органами страны места жительства (места регистрации) нерезидента, если получение нерезиден­том такого документа предусмотрено законодательством ино­странного государства;

7) уведомление налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории Российской Федерации;

8) регистрационные документы в случаях, когда предваритель­ная регистрация предусмотрена в соответствии с Законом;

9) документы (проекты документов), являющиеся основанием для проведения валютных операций, включая договоры (со­глашения, контракты), доверенности, выписки из протокола общего собрания или иного органа управления юридического лица; документы, содержащие сведения о результатах торгов (в случае их проведения); документы, подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), инфор­мации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, акты государственных органов;

10) документы, оформляемые и выдаваемые кредитными органи­зациями, включая банковские выписки; документы, подтвер­ждающие совершение валютных операций;

11) таможенные декларации, документы, подтверждающие ввоз в Российскую Федерацию валюты Российской Федерации, ино­странной валюты и внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме;

12) паспорт сделки.

Порядок представления резидентами и нерезидентами упол­номоченным банкам документов и информации при осуществле­нии валютных операций устанавливается Положением ЦБ РФ от 1 июня 2004 г. № 258-П и Инструкцией ЦБ РФ от 15 нюня 2004 г. № 117-И. Согласно этим актам документы представляются в со­ответствии с требованиями ч. 5 ст. 23 Закона.

В соответствии с Законом агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны (ч. 7 ст. 23):

1) осуществлять контроль за соблюдением резидентами и нере­зидентами актов валютного законодательства;

2) представлять органам валютного контроля информацию о валютных операциях, проводимых с их участием, в порядке, установленном валютным законодательством;

3) сохранять коммерческую, банковскую и служебную тайну, ставшую им известной при осуществлении их полномочий (ч. 8 ст. 23).

Органы и агенты валютного контроля при наличии информа­ции о нарушении валютного законодательства передают органу валютного контроля, имеющему Право применять санкции к дан­ному лицу, следующую информацию (ч. 9 ст. 23 Закона):

1) в отношении юридического лица - наименование, иденти­фикационный номер налогоплательщика, место государствен­ной регистрации, его юридический и почтовый адреса, содер­жание нарушения с указанием нарушенного нормативного правового акта, дату совершения и сумму незаконной валют­ной операции или нарушения;

2) в отношении физического лица - фамилию, имя, отчество, данные о документе, удостоверяющем личность, адрес места жительства, содержание нарушения с указанием нарушенного нормативного правового акта, дату совершения и сумму незаконной валютной операции или указанного нарушения.

Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством РФ, за неисполнение функций, установленных Законом, а также за нарушение ими прав резидентов и нерезидентов.

Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, имеют право (ч. 1 ст. 24 Закона):

1) знакомиться с актами проверок, проведенных органами ва­лютного контроля;

2) обжаловать решения и действия (бездействие) органов и аген­тов валютного контроля и их должностных лиц в порядке, установленном законодательством РФ;

3) на возмещение в установленном законодательством РФ по­рядке реального ущерба, причиненного неправомерными дей­ствиями (бездействием) органов и агентов валютного контро­ля и их должностных лиц.

Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны (ч. 2 ст. 24 Закона):

1) предоставлять органам и агентам валютного контроля доку­менты и информацию, которые предусмотрены ст. 23 Закона;

2) вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая со­хранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора;

3) выполнять предписания органов валютного контроля об уст­ранении выявленных нарушений актов валютного законода­тельства РФ и актов органов валютного регулирования. Резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов ва­лютного законодательства РФ, несут ответственность в соответ­ствии с законодательством РФ (ст. 25 Закона).

 

Основные понятия, используемые в Федеральном законе «О валютном регулировании и валютном контроле»

Принятый в декабре 2003 г. Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» внес ряд изменений в та­кие ключевые понятия валютного законодательства, как валюта Российской Федерации, валютные ценности, резиденты и нерези­денты, уполномоченные банки, валютные операции. Введены такие новые понятия, как внутренние и внешние ценные бумаги, спе­циальный счет, дано определение валютной биржи.

Из понятия «валюта Российской Федерации» исключены сред­ства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях за пределами России. Валюта Российской Федерации по Закону (п. 1ч. 1 ст. 1) это:

а) денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства налич­ного платежа на территории Российской Федерации, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие об­мену указанные денежные знаки;

б) средства на банковских счетах и в банковских вкладах. Валютные ценности по новому Закону состоят не из четырех, как раньше, а только из двух компонентов; иностранной валюты и внешних ценных бумаг (п. 5 ч. 1 ст. 1).

Под внешними ценными бумагами понимаются ценные бума­ги, в том числе в бездокументарной форме, не относящиеся к внутренним ценным бумагам (п. 4 ч. 1 ст. 1).

Под внутренними ценными бумагами понимаются (п. 3 ч. 1 ст. 1):

а) эмиссионные ценные бумаги, номинальная стоимость кото­рых указана в рублях и выпуск которых зарегистрирован в Рос­сии;

б) иные ценные бумаги, удостоверяющие право на получение рублей, выпущенные на территории России.

К резидентам по Закону относятся (п. 6 ч. 1 ст. 1):

а) физические лица, являющиеся гражданами Российской Фе­дерации, за исключением граждан Российской Федерации, признаваемых постоянно проживающими в иностранном го­сударстве в соответствии с законодательством этого государ­ства;

б) постоянно проживающие в Российской Федерации на осно­вании вида на жительстве, предусмотренного законодатель­ством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;

в) юридические лица, созданные в соответствии с законодатель­ством Российской Федерации;

г) находящиеся за пределами территории Российской Федера­ции филиалы, представительства и иные подразделения рези­дентов;

д) дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации и иные официальные представитель­ства Российской Федерации, находящиеся за пределами тер­ритории Российской Федерации, а такке постоянные представительства Российской Федерации при межгосударствен­ных или межправительственных организациях; е) Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные обра­зования, которые выступают в отношениях, регулируемых Законом и принятыми в соответствии с ним иными федераль­ными законами и другими нормативными правовыми актами. К нерезидентам Законом относятся (п. 7 ч. 1 ст. 1):

а) физические лица, не являющиеся резидентами;

б) юридические лица, созданные в соответствии с законодатель­ством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории России;

в) организации, не являющиеся юридическими лицами, создан­ные в соответствии с законодательством иностранных госу­дарств и имеющие местонахождение за пределами территории России;

г) аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных го­сударств и постоянные представительства указанных госу­дарств при межгосударственных или межправительственных организациях;

д) межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Федерации;

е) находящиеся на территории Российской Федерации филиа­лы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов;

ж) иные лица, не относящиеся в соответствии с Законом к рези­дентам.

Уполномоченные банки (п. 8 ч. 1 ст. 1 Закона) - это: 1) кредит­ные организации, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющие право на основании лицен­зий ЦБ РФ осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте; 2) действующие на территории Российской Федерации в соответствии с лицензиями ЦБ РФ филиалы кре­дитных организаций, созданных в соответствии с законодатель­ством иностранных государств, имеющие право осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте.

Валютные лицензии. В соответствии с Инструкцией ЦБ РФ от 14 января 2004 г. № 109-И Банк России выдает три вида валют­ных лицензий.

Лицензия на осуществление банковских операций со средства­ми в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц). При наличии данной лицензии банк вправе устанавливать корреспондентские отношения с неограниченным количеством иностранных бан­ков (за исключением банков офшорных зон, к которым относятся государства и территории, предоставляющие льгот­ный налоговый режим и/или не предусматривающие раскры­тие и предоставление информации при проведении финан­совых операций).

Лицензия может быть выдана как вновь созданному, так и действующему банку для расширения его деятельности. При наличии или одновременно с этой лицензией банку может быть выдана лицензия на привлечение во вклады и размеще­ние драгоценных металлов.

2. Лицензия на привлечение во вклады денежных средств физи­ческих лиц в рублях и иностранной валюте. Она может быть выдана банку при наличии первой лицензии или одновременно с ней при условии, что с. даты государственной регистрации банка прошло не менее двух лет.

3. Генеральная лицензия может быть выдана банку, имеющему лицензии на осуществление всех банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте. Банк, имеющий Генеральную лицензию, имеет право в установленном порядке создавать филиалы за границей Российской Федерации и/или приобретать доли (акции) в уставном капитале кредит­ных организаций-нерезидентов.

Валютные операции определяются ч. 9 ст. 1 Закона:

а) приобретение резидентом у резидента и отчуждение резиден­том в пользу резидента валютных ценностей на законных ос­нованиях, а также использование валютных ценностей в ка­честве средства платежа;

б) приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валю­ты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных цен­ностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

в) приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нере­зидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на закон­ных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

г) ввоз на таможенную территорию России и вывоз с таможен­ной территории России валютных ценностей, валюты Россий­ской Федерации и внутренних ценных бумаг;

д) перевод иностранной валюты, валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории России, на счет того же лица, открытый на территории России, и со счета, открытого на территории России, на счет того же лица, открытый за пределами Рос­сийской Федерации;

е) перевод нерезидентом валюты Российской Федерации, внут­ренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории России, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории России.

Для регулирования ряда указанных в Законе операций дви­жения капитала может использоваться специальный счет. В ст. 1 (п. 10 ч. 1) Закона специальный счет определяется как банковс­кий счет в уполномоченном банке, либо специальный раздел счета депо, либо открываемый реестродержателями в реестре владель­цев ценных бумаг специальный раздел лицевого счета по учету прав на ценные бумаги, используемый для осуществления по нему валютных операций в случаях, установленных в соответствии с настоящим Законом.

В случае установления требования об осуществлении валют­ной операции с использованием специального счета такая валют­ная операция может осуществляться только с использованием указанного специального счета. Виды специальных счетов рези­дентов и нерезидентов устанавливаются Инструкцией ЦБ РФ от 7 июня 2004 г. № 116-И.

Валютные биржи определяются в Законе (п. 11ч. 1 ст. 1) как юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ, одним из видов деятельности которых является организация биржевых торгов иностранной валютой в порядке и на условиях, которые установлены ЦБ РФ.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...