Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Состояние портфеля продукции фирмы




Конкурентная среда и стратегия конкуренции фирмы

В самом общем виде конкурентом фирмы является любой субъект деятельности на рынке, который своими действиями может уменьшить доход фирмы от реализуемого ею продукта либо же даже вообще лишить ее этого дохода. Фирма производит продукт, чтобы реализовать его и получить доход, который она может использовать для обеспечения своего существования. Если доход большой (достаточный), то у фирмы дела идут хорошо. Но если он недостаточен, то значит кто-то лишил фирму денег, на которые она рассчитывала. Этот кто-то — конкурент фирмы.

Силы, формирующие конкурентную среду продукта и его конкурентные возможности, распадаются на пять групп. Далее анализ конкурентной среды излагается в соответствии с концепцией стратегии конкуренции М. Портера.

1. Первую группу составляют конкурентные силы производителей аналогичной продукции.

2. Вторую группу формируют поставщики сырья, материалов, комплектующих изделий и полуфабрикатов.

3. В третью группу входят покупатели продукта.

4. Четвертая группа состоит из потенциальных производителей аналогичной продукции.

5. Пятую группу составляют производители замещающих продуктов. Часто наблюдается такая ситуация, когда именно конкурентная сила этой группы оказывается разрушительной и даже сокрушительной для продукта.

 

     
 
Анализ конкурента

 

 


«Рис. 1. Анализ конкурента»

 


Анализ проводится по двум направлениям:

• устанавливается, что движет конкурентом;

• выясняется, что конкурент делает и может делать.

Изучение того, что движет конкурентом, концентрируется на двух аспектах его функционирования:

• будущие цели конкурента, определенные для всех уровней управления;

• предположения, которые имеет конкурент относительно себя и отрасли.

При изучении того, что делает конкурент и что он может делать, анализ также проводится по двум направлениям:

• текущая стратегия конкурента, проявляющаяся в том, как она осуществляется;

• возможности конкурента с точки зрения его сильных сторон и слабостей.

Итогом анализа по перечисленным направлениям должно стать составление прогноза действий конкурента — профиля конкурентного поведения.

Выяснение будущих целей конкурента позволяет фирме уяснить ряд очень важных моментов его функционирования. В частности, можно определить то, насколько конкурент доволен текущим положением дел, насколько серьезно следует относиться к предпринимаемым им текущим действиям, в какой мере он собирается пойти на изменение своей стратегии, насколько он будет готов пойти на изменения в случае, если поменяется поведение его конкурентов, по каким направлениям он будет усиливать конкуренцию, а по каким ослаблять.

Анализ предположений конкурента дает много ценной информации относительно того, насколько реалистично и адекватно действительности конкурент подходит к выработке и осуществлению своих действий.

Анализ текущей стратегии конкурента направлен на то, чтобы лучше уяснить, что делает конкурент в каждой из основных сфер его деятельности и какими методами он ведет конкуренцию.

Возможности конкурента по реализации стратегии отражают преимущественно то, в какой мере конкурент может справиться с достижением целей и реализовать выбранные стратегии в случае, если произойдут изменения в его окружении.

 

Состояние портфеля продукции фирмы

Анализ портфеля предполагает использование различных методов. Одним из самых известных методов является так называемая матрица Бостонской консультационной группы, разработанная в 60-х гг. в развитие концепции «кривой опыта», определяющей эффективность функционирования организации от времени. Данный метод позволяет принимать решение по вложениям, имеющим долгосрочную перспективу, в фирме, производящей различные продукты, находящиеся на разных стадиях жизненного цикла, имеющие различный темп роста и различную долю рынка. Как и все остальные методы анализа портфеля, этот метод несовершенен, однако идея классификации продуктов в соответствии с долей рынка и темпом роста очень продуктивна.

1. Матрица «Рост — доля рынка» БКГ (рис. 2) построена следующим

образом: горизонтальная ось показывает долю рынка, которую занимает каждый продукт (СЕБ); вертикальная ось показывает годовой темп роста продукта в данной отрасли.

 


«Рис. 2. Матрица «Рост — доля рынка».

 

Нанесенные на матрицу кружки показывают положение продукта на осях рост — доля рынка. Диаметр круга пропорционален объему продаж данного продукта. Квадраты матрицы отражают различные ситуации с движением денег. Применяется следующая их классификация:

• вопросительный знак — высокий темп роста, низкая доля рынка.

• звезда — высокий темп роста, высокая доля рынка.

• дойная корова — низкий темп роста, высокая доля рынка.

• собака — низкий темп роста, низкая доля рынка.

Проведя с помощью матрицы «Рост — доля рынка» анализ портфеля продукции, руководство может увидеть, насколько он сбалансирован, и принять решение о будущей судьбе продуктов (начать расширение их производства либо же наоборот прекратить производство и т.п.) и соответственно о капиталовложениях по каждому из продуктов.

2. Матрица «Привлекательность отрасли — конкурентная позиция» (рис. 3). Эта матрица, в отличие от матрицы «Рост — доля рынка» Бостонской консультационной группы, строится более сложно.

Для того чтобы установить степень привлекательности отрасли, необходимо выполнить следующие действия:

1. Устанавливается набор параметров, по которым будет оцениваться привлекательность отрасли. Такими параметрами могут быть интенсивность конкуренции, прибыльность отрасли, рост отрасли, ее размер, технологическая стабильность и т.п.

2. Разработчики матрицы дают каждому параметру вес его относительной значимости для фирмы. Тем параметрам, которые с точки зрения фирмы наиболее важны для оценки привлекательности отрасли, даются более высокие веса. И соответственно менее важным — меньшие веса. Для удобства проведения расчетов вес распределяются таким образом, чтобы их сумма равнялась единице.

3. Каждому из параметров дается оценка степени его привлекательности для компании в оцениваемой отрасли. Эта оценка параметров ведется в зависимости от того, насколько заключенная в параметре характеристика отрасли несет в себе возможности для достижения целей фирмы. Оценка ведется по пятибалльной шкале: 5 — наиболее привлекательный, 1 — наименее привлекательный параметр. Например, если фирма стремится к расширению, а отрасль совсем не растет, то параметр роста отрасли получит оценку 1. Это будет означать, что он несет в себе угрозу для фирмы.

4. Оценка относительной значимости каждого параметра умножается на соответствующую оценку привлекательности этого параметра и все эти произведения складываются. В сумме получается интегральная оценка привлекательности отрасли. Максимальная оценка привлекательности отрасли может быть 5, а минимальная —1.

Для того чтобы оценить конкурентную позицию СЕБ в их отрасли, применяется следующая процедура:

1. Для каждой отрасли, в которой функционирует фирма, составляется список ключевых факторов успеха. Этими факторами могут быть, например, издержки, производительность, исследовательский потенциал, доля рынка и т.п.

2. Разработчики определяют относительные веса факторов, отражающие степень их значимости для достижения в отрасли устойчивой конкурентной позиции. Сумма весов должна быть равна единице.

3. Для каждой СЕБ (продукта) определяется степень ее конкурентной силы в отрасли по каждому из ключевых факторов успеха. Степень конкурентной силы измеряется от 1 до 5. Если разработчики ставят 5, то это означает, что по данному критическому фактору успеха стратегическая единица бизнеса в своей отрасли имеет сильную конкурентную позицию. Если же выставляется 1, то конкурентная позиция по оцениваемому фактору очень слабая.

4. Вычисляется обобщенная оценка конкурентной позиции СЕБ в ее отрасли. Для этого относительный вес каждого ключевого фактора успеха умножается на соответствующую оценку степени конкурентной силы стратегической единицы бизнеса. Все полученные произведения складываются. Результат сложения дает интегральную оценку конкурентной позиции СЕБ в ее отрасли.

После того как получены оценка привлекательности отрасли и оценка конкурентной позиции каждой СЕБ, строится матрица позиционирования СЕБ. По горизонтали откладывается конкурентная позиция, а по вертикали привлекательность отрасли. Каждая из осей разбивается на три равные части, характеризующие степень привлекательности отрасли (высокая, средняя, низкая) и состояние конкурентной позиции (хорошее, среднее, плохое). Внутри матрицы выделяется девять квадратов, попадание в которые при позиционировании СЕБ (продуктов) указывает на то, какое место в стратегии фирмы должно им отводиться в будущем.

 


 

«Рис. 3 «Привлекательность отрасли — конкурентная позиция»

 

1.4.3 Место, занимаемое маркетингом в управлении фирмой

Важнейшей задачей стратегического управления является установление и поддержание динамического взаимодействия организации с окружающей ее средой, призванное обеспечить ей преимущества в конкурентной борьбе, что достигается за счет предоставления покупателю продукта фирмы. Поэтому маркетинг объективно занимает позицию одной из ведущих функций стратегического управления.

Ф. Котлер предложил следующую схематическую иллюстрацию изменения роли маркетинга в организации (рис. 4):

1. Маркетинг как одна из равных функций

 


2 Маркетинг как более важная функция

 

 

3 Маркетинг как основная функция

 

 

4 Потребитель как контролирующая функция

 

 


5 Потребитель как контролирующая функция и маркетинг как интегрирующая функция

 

«Рис. 4 Изменение роли маркетинга в организации»

 

Маркетинг является одной из основ стратегического управления. В то же время переход к стратегическому управлению послужил мощным импульсом к развитию маркетинга и изменению его роли в фирме. Именно стратегическое управление выдвинуло маркетинг на передний план, существенно повысив его значимость и качественно изменив его роль в осуществлении бизнеса.

 


2. SWOT – АНАЛИЗ

 

Город Кандалакша был основан в 1927 году. Далее представлена историческая сводка основных событий города.

· 1930 г. — начало строительства Нива ГЭС – 2 — первой гидроэлектростанции на Кольском полуострове;

· 1931г. 10 февраля — вышел первый номер газеты «Кандалакшский коммунист»;

· 1931 г. — начало строительства механического завода;

· 1934 г. 30 июня — Нива-ГЭС дала промышленный ток;

· 1935 г. 7 ноября — вступила в эксплуатацию первая очередь электрификации участка железной дороги Кандалакша – Апатиты;

· 1935 г. — образовано Кандалакшское электровозное депо. Пробный пуск первого электровоза провел машинист Мурманского депо Г. Г. Ионас;

· 1936 г. — создано Кандалакшское вагонное депо;

· 1938 г. 20 апреля — рабочий посёлок Кандалакша преобразован в город;

· 1938 г. 28 мая — Кандалакша и район выведены из состава Карельской АССР и вошли в состав Мурманской области;

· 1938 г. — вступил в эксплуатацию первый капитальный причал в порту;

· 1939 г. 2 июня — начало строительства Кандалакшского алюминиевого завода;

· 1941 г. июль — в связи с началом Великой Отечественной войны в Кандалакше созданы истребительный батальон под командованием капитана Крячко и полк народного ополчения под командованием И. М. Уверова;

· 1942—1944 г. — жители Кандалакшского района вместе с частями Советской Армии остановили и разгромили в годы Великой Отечественной войны немецко-фашистских захватчиков на кандалакшском направлении;

· 1948 г. август — образовано строительно-монтажное управление «Кандалакшстрой»;

· 1950 г. — вышла на полную мощность Нива ГЭС-3;

· 1951 г. 28 января — получен первый алюминий на КАЗе;

· 1952 г. декабрь — промышленный ток дала Нива ГЭС-1;

· 1953 г. — создан каскад Нивских ГЭС;

· 1956 г. 12 ноября — основан трест «Кандалакштрансстрой»;

· 1971 г. 6 июня — открыт музей истории города;

· 1971 г. — Кандалакшским городским советом утверждён герб города;

· 1984 г. — за подвиги жителей города, рабочих железной дороги и порта в годы Великой Отечественной войны город Кандалакша награждён орденом Отечественной войны первой степени.

Основу экономики города составляют:

· Кандалакшский алюминиевый завод (КАЗ), принадлежащий группе «РУСАЛ»;

· морской порт;

· опытный машиностроительный завод;

· авторемонтный завод;

· железнодорожная станция, локомотивное и вагонное депо;

· подготавливается строительство КАЗ 2 (отложено на неопределённый срок);

· автоколонна № 1443.[1]


2.1 Характеристика предприятия

 

Для проведения SWOT – анализа я выбрала мебельный магазин «ФОРМАТ», который находится по адресу: Мурманской области, город Кандалакша, ул. Кировская аллея, дом 11.

Первоначально магазин «ФОРМАТ» не имел никакого названия, т.е. был просто мебельным магазином в микрорайоне Нива – 3 и работал с 2002 года. Затем в 2006 году руководство магазина объявило конкурс на лучшее название. Объявления о конкурсе печатались в местных газетах и показывались по местному телевидению. Участниками стали все желающие. Варианты названия были самые разнообразные, но нужно было выбрать самый лучший. Выбор пал на название «ФОРМАТ» и с 2006 года мебельный магазин на Ниве – 3 работает именно под этим названием.

Мебельный магазин «ФОРМАТ» был создан для удобства жителей микрорайона. Чтобы население Нивы – 3 могло в любое время приобрести требуемую мебель, не выезжая для этого в город.

 

2.2 Анализ макросреды

 

Любая организация находится и функционирует в среде. Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Однако ресурсы внешней среды не безграничны и на них претендуют многие другие организации. Поэтому существует вероятность того, что организация может не получить определенные ресурсы.

Задача стратегического управления состоит в обеспечении взаимодействия организации со средой, которое позволяло бы поддерживать ее потенциал на уровне необходимом для достижения поставленных целей и тем самым давало бы ей возможность выживать в долгосрочной перспективе.

К макросреде относятся следующие факторы:

· Экономические факторы (средняя заработная плата, размер прожиточного минимума, уровень инфляции и норма налогообложения и т.д.);

· Политико-правовые факторы (законы регламентирующие деятельность организации);

· Социально-культурные факторы (демографические показатели, а также привычки и традиции населения);

· Технологические факторы (уровень автоматизации и компьютерного оснащения).

1. Показатели экономического развития г. Кандалакша представлены в таблице 1.

 

Таблица 1.

Показатели экономического развития г. Кандалакши[2]

Показатели 2007 2008 2009
Объем промышленной продукции, млн. руб.   6057,0   5696,0   4090,8
Среднемесячная заработная плата, руб.   17149   20479,2   22663,0
Прожиточный минимум, руб. 5676 6743 7583
Уровень инфляции, % 11,9%[3] 13,3%[4] 8,8%[5]

 

График показателей экономического развития г. Кандалакши


«Рис. 5 График показателей экономического развития г. Кандалакши»

 

Проанализировав данную информацию можно сделать следующие выводы:

1) Объемы промышленной продукции с 2007 г. по 2009 г. снизились. По сравнению с 2007 годом в 2008 г. они уменьшились на 361 млн. руб. или на 6% и на 1966,2 млн. руб. или на 32% - в 2009 году;

2) Среднемесячная заработная плата за три года увеличилась. В 2008 году она увеличилась на 3330,2 рублей и в 2009 – на 5514 руб. (по сравнению с 2007 г.). В процентном соотношении заработная плата увеличилась на 19% и на 32% соответственно в 2008 и 2009 годах. Можно предположить, что в связи с этим потребители стали больше покупать товаров, а производители производить больше продукции;

3) Прожиточный минимум также увеличился приблизительно на 2000 рублей в 2009 г. по сравнению с 2007. Скорей всего это связано с увеличением заработной платы и ростом благосостояния населения.

4) Уровень инфляции в 2007 году составил – 11,9 %, к концу 2008 года он возрос до 13,3%, а на конец 2009 года составил 8,8%.

Для мебельного магазина «ФОРМАТ»:

1) Заработная плата работников магазина варьируется от 6000 руб. до

8500 руб., что значительно меньше среднемесячной заработной платы по городу в целом – 22663 руб. Покупатели могут позволить себе покупку мебели в данном магазине, имея такую заработную плату, т.к. цены не слишком высокие. Или могут приобрести её в кредит.

2) Заработная плата работников магазина ниже прожиточного

минимума или слегка его превышает. Очень сложно в настоящее время прожить на такие незначительные денежные средства. Руководству магазина следует увеличить заработную плату, чтобы не потерять квалифицированных работников.

2. Политико – правовые факторы.

Деятельность мебельного магазина «ФОРМАТ» регламентируют следующие нормативно-правовые акты:

§ Устав магазина;

§ Трудовой Кодекс;

§ Налоговый Кодекс;

§ Гражданский Кодекс;

§ Закон «О защите прав потребителей».

3. Социально-культурные факторы.

Численность населения города Кандалакша представлена в таблице 2:

 

Таблица 2.

Численность населения г. Кандалакша

Показатели 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
Численность населения, тыс. чел 62,8 61,1 59,9 59,3 58,6 57,7 57,1 56,2 55,1 54,3

«Рис. 6 График численности населения г. Кандалакши»

 

На рисунке 6 видно, что общая численность населения города уменьшилась за 10 лет на 8,6 тысяч человек, в результате миграционных процессов и естественной убыли населения. Так, например в 2000 году она составляла 62,8 тыс. человек, а уже в 2009 г. - 54,3 тыс. чел. Однако наблюдается замедление процессов естественной убыли населения.

Для магазина «ФОРМАТ»: численность населения уменьшается, следовательно, уменьшается и количество потребителей мебели. Для магазина это оказывает негативное влияние, т.к. мебель не продаётся.

Демографические показатели по г. Кандалакши отражены в таблице 3.

 

Таблица 3.

Демографические показатели по г. Кандалакша[6]

Показатель 2007 2008 2009
Зарегистрировано безработных 1529 1049 1523
Родилось, чел 537 551 505
Умерло, чел 1026 1010 946
Зарегистрировано браков 479 429 463
Зарегистрировано разводов 396 367 362

 


График демографических показателей по г. Кандалакша

 

«Рис. 7 График демографических показателей по г. Кандалакша»

 

Проанализировав данную информацию можно сделать следующие выводы:

1) Численность безработных в 2007 году составила – 1529 человек. В 2008 году численность безработных сократилась до 1049 человек, а в 2009 году вновь возросла до 1523 человек.

2) Численность родившихся и умерших за 3 года значительно неменяется. Число родившихся в 2007 году составило – 537 человек, на конец 2009 года – 505 человек. Можно судить о том, что рождаемость снижается. Число умерших на 2007 год составило – 1026 человек, в 2008 году – 1010 человек, а на конец 2009 года – 946 человек. Здесь тоже можно сказать о том, что численность умерших снижается. Видно, что число умерших превышает число родившихся в среднем на 500 человек, что негативно влияет демографическую ситуацию. Это может быть связанно с большим числом несчастных случаев и отсутствием стимула для повышения рождаемости.

3) Показатели брачности и разводимости выглядят более оптимистично. В 2007 году было зарегистрировано 479 браков и 396 разводов. В 2008 году – 429 браков и 367 разводов, а в 2009 году – 463 браков и 362 разводов. В среднем 80 браков заканчиваются разводами. По сравнению с 2007 годом количество зарегистрированных браков и разводов сократилось, но незначительно. Превышение количества браков над разводами положительно влияет на демографическую ситуацию в целом.

Для магазина «ФОРМАТ»:

1) Количество зарегистрированных браков положительно влияют на мебельный магазин, т.к. чем больше новых семей создаётся, тем больше мебели покупается.

2) Количество зарегистрированных разводов также положительно влияет на продажу мебели, т.к. при разводах мебель в большинстве случаев делится между супругами или остаётся у одного из них, следовательно, второму супругу нужно будет приобрести новую мебель или докупить недостающую.

3) Число родившихся также оказывает влияние на мебельный магазин, т.к. покупается детская мебель, а в долгосрочной перспективе и мебель для школы.

4) Смертность оказывает отрицательное воздействие на покупку мебели, и на многие другие товары, т.к. численность населения уменьшается, следовательно, снижается уровень продаж.

4. Технологические факторы.

В связи с развитием техники и технологии, многие предприятия пользуются новинками в области науки. Новое оборудование, техника значительно упрощают труд человека и обслуживания потребителей. В данном магазине почти каждого сотрудника имеется персональный компьютер. Для удобства выбора мебели имеется электронный каталог со всем имеющимся на складе товаром. Если чего – то нет на складе, то покупатель может заказать требующуюся мебель, которая будет доставлена в течение 3 – 4 недель.

2.3 Анализ микросреды

 

Изучение непосредственного окружения организации направлено на анализ состояния тех составляющих внешней среды, с которыми организация находится в непосредственном взаимодействии. При этом важно подчеркнуть, что организация может оказывать существенное влияние на характер и содержание этого взаимодействия и тем самым активно участвовать в формировании дополнительных возможностей и в предотвращении угроз ее дальнейшего существования.

Анализ микросреды включает в себя анализ следующих элементов внешнее среды фирмы: потребителей, поставщиков, конкурентов и рынка рабочей силы.

1. Анализ потребителей

Анализ потребителей позволяет организации оценить основных покупателей своей продукции, узнать их демографические характеристики, предпочтения и вкусы, примерный уровень достатка, отношение к продукции и другие характеристики покупателей.

Для анализа необходимо составить профиль потребителя. Он состоит из следующих показателей:

· географическое местоположение;

· демографические характеристики;

· социально-психологические характеристики;

· экономические характеристики;

· отношение потребителей к продукции или услугам.

Составим профиль потребителя мебельного магазина «ФОРМАТ»:

1. С географической точки зрения основными потребителями данного магазина являются жители г. Кандалакша, г. Полярные Зори, п. Умба и всех близлежащих территорий.

2. Основными покупателями мебельного магазина являются мужчины и женщины в возрасте от 18 и выше лет, а также сотрудники различных фирм и предприятий, желающие приобрести мебель для офисов.

3. Ассортимент магазина разнообразен, поэтому может удовлетворить различные вкусы потребителей. Но также присутствует сезонность покупки товаров. Например, летом продукции покупается меньше, т.к. жители уезжают в отпуска, а вот осенью перед школой население покупает письменные и компьютерные столу, стулья, шкафчики, тумбочки и т.д.

4. Экономические характеристики потребителей не имеют сильного значения для магазина, т.к. цены на товары достаточно приемлемы для потребителей. Также магазин предоставляется мебель в кредит и рассрочку.

5. Существует несколько причин, почему потребители покупают товары данного магазина:

а) Удобное расположение магазина «ФОРМАТ» расположен на центральной улице микрорайона Нива – 3. Рядом находится автобусная остановка, так что жители других районов могут легко до него добраться.

б) Приветливый и знающий персонал. Менеджеры торгового зала всегда рады видеть своих покупателей. Они подробно расскажут обо всех товарах, помогут с выбором, подскажут, какой товар будет лучше, ответят на все возникшие вопросы.

в) Широкий ассортимент товаров. В данном магазине жители могут приобрести всё, что нужно в каждом доме, начиная от стульев и стеклянных столов и заканчивая целым кухонным гарнитуром.

г) Известность среди покупателей. Магазин «ФОРМАТ» за годы своей работы приобрел хороший имидж среди покупателей. Он славится хорошей, качественной мебелью. После покупки одного комплекта мебели, хочется обновить всю мебель в доме.

Также для анализа потребителей необходимо оценить торговую силу потребителей. Для этого существует несколько факторов:

· соотношение степени зависимости покупателя от продавца со степенью зависимости продавца от покупателя;

· объем закупок, осуществляемых покупателем;

· уровень информированности потребителя;

· стоимость для покупателя перехода к другому продавцу;

· чувствительность покупателя к цене, зависящая от общей стоимости осуществляемых им закупок, от его ориентации на определенную марку, от наличия определенных требований к качеству товаров и от величины его доходов.

Рассмотрим торговую силу потребителей для данного магазина:

1. Степень зависимости покупателя от продавца является средней,т.к. несмотря на присутствие достаточно большого числа конкурентов на рынке, продукция мебельного магазина «ФОРМАТ» пользуется большим спросом. Многие потребители больше доверяют данному магазину, т. к. он функционирует на рынке не первый год и уже успел приобрести известность среди покупателей.

Степень зависимости продавца от покупателя велика, так как мебель продаётся не круглый год, а посезонно.

2. Объем продаж за год находится на среднем уровне. Снижение объемов продаж приходится на летний период, т.к. июнь - август время отпусков. Пик продаж приходится на середину - конец августа, когда начинается подготовка к школе и перед новым годом.

3. Информированность потребителя находится на высшем уровне, т.к. покупателями магазина являются не только жители микрорайона и города, но и области. Основными источниками информации являются: рекламные объявления в газетах, по радио и телевиденью; информация от других покупателей.

4. Стоимость для покупателя перехода к другому продавцу. Жители микрорайона Нива – 3 могут лишиться удобства приобретения мебели в своём районе, а жители области в принципе ничего не теряют.

5. Чувствительность покупателя к цене зависит от его доходов и качества товаров. Качество мебели данного магазина находится на высоте, так что потребители всегда могут приобрести всё, что угодно.

2. Анализ поставщиков

Анализ поставщиков позволяет организации оценить основные характеристики поставщиков для эффективного их взаимодействия. Основным направлением анализа является оценка конкурентной силы поставщиков. Для этой цели используются следующие показатели:

· Уровень специализации поставщика;

· Величина стоимости для поставщика переключение на других клиентов;

· Важность для поставщика объемов продаж;

· Характеристика деятельности поставщика (стоимость, формы и методы поставки, наличие скидок и т.п.);

· Гарантии качества поставляемых товаров или услуг.

1. Основными поставщиками ресурсов мебельного магазина

«ФОРМАТ» являются:

1) ОАО «Кандалакшаводоканал». Это предприятие поставляет в магазин холодную воду;

2) ТЭК– теплоэнергия;

3) ООО «Коларегионэнергосбыт» - электроэнергия.

Выше перечисленные поставщики являются монополистами на своем рынке, поэтому их конкурентная сила очень велика и магазин имеет значительную зависимость от них и не может отказаться от их услуг.

Основные поставщики мебели для магазина «ФОРМАТ» находятся в Петрозаводске, Санкт – Петербурге, Москве, а также имеются заграничные поставщики. Рассмотрим конкурентную силу:

2. Величина стоимости для поставщика переключения на других клиентов: поставщик не заинтересован терять своих клиентов. Так как данный магазин функционирует на рынке не первый год и имеет достаточно хороший имидж, поставщик не будет отказываться от сотрудничества с ним.

3. Важность для поставщика объемов продаж: зависит от объемов продаж.

4. Характеристика деятельности поставщика: поставщик высылает в магазин каталоги со своей продукцией, товары перевозятся автомобильным транспортом. Скидки не предоставляются. Также магазин находится в зависимости от поставщика, т.к. он может поднять цены на продукцию.

5. Гарантии качества поставляемых товаров или услуг: после доставки от поставщика товар проверяется в магазине. При обнаружении брака составляется «акт возврата» и товар возвращается поставщику.

3. Анализ конкурентов

Изучение конкурентов имеет очень важное значение для фирмы. Оно направлено на выявление слабых и сильных сторон конкурентов, что позволяет построить свою стратегию конкурентной борьбы.

Для анализа основных конкурентов мебельного магазина «ФОРМАТ» построим таблицу «Анализ конкурентов» (табл. 4) и в ней оценим деятельность каждого магазина по пятибалльной шкале. Затем проанализируем результаты.

 

Таблица 4.

Анализ конкурентов

Показатели «Ваша мебель» «Европа» «ФОРМАТ»
Ассортимент 3 4 5
Месторасположение 4 4 4
Ценовая политика 5 4 4
Сервис 4 3 5
Маркетинг 3 4 4

 


Главным конкурентом мебельного магазина «ФОРМАТ» является мебельный салон «Европа». Он находится на рынке около 10 лет и имеет хорошую репутацию. Выделил сильные и слабые стороны данного предприятия:

Преимущества:

– хороший имидж;

– достаточно широкий ассортимент товаров;

– достаточно удобное месторасположение;

– хорошая ценовая политика;

Недостатки:

– устаревшее оборудование;

– качество продукции на среднем уровне;

– не приветливый персонал.

· Мебельный магазин «Ваша мебель» также находится на рынке достаточно длительное время.

Преимущества:

– хорошая ценовая политика.

Недостатки:

– маленькое помещение;

– минимум рекламы;

– небольшой ассортимент товаров.

4. Анализ рынка рабочей силы

Анализ рынка рабочей силы направлен на то, чтобы выявить его потенциальные возможности в обеспечении организации кадрами, необходимыми для решения ею своих задач.

Потенциальным работником мебельного магазина может стать любой человек с опытом работы в данной сфере. Если человек хочет устроиться на работу водителем, то он обязательно должен иметь водительское удостоверение категории С. В принципе человек может и не иметь опыта работы, уже имеющийся персонал магазина обучит новичков, поможет разобраться там, где нужно, подскажет, что нужно делать.

 

2.4 Анализ внутренней среды

 

Внутренняя среда организации – та часть общей среды, которая находится в рамках организации, оказывая постоянное и непосредственное воздействие на функционирование организации.

Внутренняя среда имеет несколько срезов:

1) Кадровый срез:

Он включает в себя процедуру найма сотрудников, обучение и продвижение кадров, оценку результатов труда и стимулирования, уровень заработной платы и внутриорганизационный климат.

Коллектив мебельного магазина «ФОРМАТ» состоит из 24 человек, из них:

· Администрация – 1 человек;

· Заведующая – 1 человек;

· Менеджеры торгового зала – 2 человека;

· Менеджер по заказам – 1 человек;

· Менеджер по рекламе – 1 человек;

· Менеджер по претензиям – 1 человек;

· Аудитор – 1 человек;

· Сборщики – 2 человека;

· Экспедиторы – 2 человека;

· Грузчики – 4 человека;

· Кладовщик – 1 человек;

· Водители – 2 человека;

· Уборщица – 1 человек;

· Главный бухгалтер – 1 человек;

· Отдел кадров – 1 человек;

· Кредитный отдел – 1 человек;

· Операционный отдел – 1 человек.

Администрация следит за выполнением рабочих функций заведующей, главного бухгалтера и магазина в целом.

Заведующая руководит и осуществляет контроль за работой менеджеров, аудиторов и всего технического персонала.

Менеджер по рекламе занимается разработкой рекламы магазина, а также рекламой товаров и услуг.

Менеджер по заказам осуществляет прием заказов от населения и контролирует их выполнение магазином.

Менеджер по претензиям рассматривает все поступившие в адрес магазина претензии и жалобы и занимается их разрешением.

Менеджеры торгового зала обслуживают покупателей, отвечая на возникшие вопросы и демонстрируя продукцию. Также они выполняют функции кассиров.

Аудитор производят контроль за товаром от его прихода на склад магазина и до его продажи (списание, ревизия, продажа, доставка и т.д.).

Технический персонал:

а) Сборщики собирают продукцию в магазине и на дому у покупателей.

б) Кладовщики следят за нахождением товара на складе и выдают его в соответствии с накладными.

в) Грузчики осуществляют погрузку и разгрузку товара для магазина и для конечного потребителя.

г) Водители производят развоз товаров для магазина и для покупателей.

д) Экспедиторы сопровождают груз от поставщика до мебельного магазина «ФОРМАТ» и от магазина до конечного потребителя.

е) Уборщица поддерживает чистоту и порядок на территории магазина.

Главный бухгалтер контролирует и проверяет работу кредитного, операционного и отдела кадров. Дает им указания к работе.

Отдел кадров занимается приемом людей на работу в магазин. Ведет личные карточки работников. Выполняет записи в трудовых книжках и т.п.

Кредитный отдел занимается выдачей кредитов для населения и для этого работает с различными банками.

Операционный отдел занимается расчетами, переводами со счетов, приходами и расходами денежных средств, выдача заработной платы.

· Процедура найма сотрудников.

Человек, желающий устроиться на работу в магазин, подаёт документы в отдел кадров, также он проходит собеседование. Затем он проходит испытательный срок от 2 до 4 недель, в зависимости от того на какую должность претендует. Если человек подходит для данной работы, с ним заключают трудовой договор.

· Обучение, карьерный рост.

Карьерный рост в магазине присутствует, а обучения как такового не име

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...