Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рекомендации по подготовке к зачету и экзамену по криминалистике

ВАРИАНТ 1

/. Раскройте понятие и сущность криминалистики. Опишите место криминалистике в системе наук. Выскажите и обоснуйте свое мнение о природе криминалистики.

2. Практическое задание:

5 августа 2005 г. гр-н Самосвалов, проживающий в г. Ы-ске обратился в отделение милиции с заявлением о том, что возвратившись с работы, он обнаружил взломанную дверь своей квартиры. Преступники похитили ОУЭ-плеер "80КУ", магнитолу "РАЫА80Ы1С", кожаную куртку, меховую шапку.

При осмотре места происшествия установлено, что дверь квартиры заявителя открыта путем отжима. На торце двери и дверной коробке име­ются вмятины. На полу в прихожей обнаружена монтажная лопатка, кото­рая, по словам потерпевшего, ему не принадлежит. На тумбочке из-под аппаратуры обнаружены два следа пальцев рук.

Составьте протокол осмотра и план места происшествия.

ВАРИАНТ 2

/. Раскройте понятие, содержание и систему криминалистиче­ской техники.

2. Практическое задание:

12 марта 2005 г. жители дома № 7 по ул. Путейской г. Ы-ска услыша­ли крики и звуки борьбы, раздававшиеся из квартиры № 3 на первом эта­же. Прибежавшие на крик соседи обнаружили квартиру закрытой. За две­рью было тихо. Вызванные ими сотрудники милиции через окно проникли в квартиру, где на кухне увидели лежавшего на полу в луже крови хозяина квартиры.

Врач скорой помощи констатировал факт его смерти. На теле трупа имелись четыре ножевых ранения, три из которых в левой части груди бы ли проникающими. Рубашка потерпевшего на груди имеет четыре пореза, их расположение совпадает с местом нахождения ранений.

В процессе осмотра квартиры потерпевшего выяснилось, что дверь закрыта на самозапирающийся замок, провод телефона перерезан под шкафом найден нож с деревянной рукояткой, на клинке и рукоятке кото­рого имеются потеки и мазки, похожие на кровь.

В углу коридора на полу лежала газета "Премьер" за 11 марта 2004 г., на которой четко просматривались следы ладони, испачканные веществом, похожим на кровь.

На кухонном столе в пепельнице оказалось пять окурков от сигарет "Прима" и два окурка от сигарет "БТ". На столе лежала плитка шоколада со следами откуса.

Какие экспертизы необходимо назначить по делу? Дайте подроб­ное обоснование необходимости назначения каждой из экспертиз. Со­ставьте постановления о назначении необходимых по данному делу судебных экспертиз.

ВАРИАНТ 3

1. Раскройте содержание системы криминалистики, отдельных
ее разделов. Какие существуют точки зрения в науке о системе кри­
миналистики? Раскройте их содержание. Выскажите и обоснуйте
свое мнение по этой проблеме.

2. Практическое задание:

В отдел милиции № 2 г. Ы-ска обратилась студентка местного меди­цинского училища Куренкова и заявила, что в общежитии находится ее подруга по учебе Симонова Ольга в сильном нервном потрясении. Курен-ковой после продолжительных расспросов удалось узнать, что Симонова, возвращаясь на попутной машине от своих родных из п. Огарково, в пути была избита и изнасилована шофером.

В общежитие прибыл сотрудник уголовного розыска, которому Си­монова рассказала следующее. Рейсовый автобус ходит нерегулярно, по­этому, возвращаясь от родителей, она вышла на шоссе и просила шоферов попутных машин подвезти ее. Шофер большого грузовика с прицепом со­гласился. Отъехав километров двадцать, он свернул с шоссе, остановился в безлюдном месте и предложил совершить половой акт. Симонова выско­чила из машины и побежала, но шофер догнал ее, нанес несколько ударов по голове и лицу, затащил в кабину грузовика и изнасиловал. После этого вытолкал потерпевшую из машины, выбросил ее вещи и уехал.

На лице Симоновой были заметны явные следы побоев. Марку авто­машины и номер она не запомнила. Описала приметы насильника и пояснила, что из его рассказа знает, что он вроде бы направлялся в г. Грязновск и вез на ДОК пиломатериалы.

Для раскрытия преступления создали следственно-оперативную группу, которая выехала на указанное Симоновой место происшествия. Потерпевшая указала на грунтовую дорогу, ведущую в лес. В пятистах метрах от шоссе были обнаружены следы стоянки и разворота автомобиля с прицепом. При осмотре территории найден оброненный Симоновой но­совой платок, а на мягком грунте четкие следы протектора. Следы описа­ли, сфотографировали и с одного характерного участка изготовили гипсо­вый слепок.

Рассмотрите вопрос о предъявлении Кузьмина для опознания по­терпевшей, определите порядок его проведения, составьте протокол допроса потерпевшей и протокол предъявления личности для опозна­ния.

ВАРИАНТ 4

/. Криминалистическое исследование документов: структура данной отрасли криминалистической техники и ее содержание (объ­екты исследования, основные классификации, виды и возможности экспертиз, объекты исследования).Укажите новые возможности экс­пертного исследования документов.

2. Практическое задание:

Около трех часов ночи 20 апреля 2005 года сторож Хренова, охра­нявшая вместе со своим мужем контору склады и гараж СУ № 2, прибежа­ла с шестилетним сыном к охранникам ТЭЦ и рассказала, что двое неиз­вестных грабят кассу конторы.

Через несколько минут оперативная группа городского отдела мили­ции прибыла на место происшествия. У входа в контору на лестничной клетке лежал Хренов, связанный проводом, которым обычно пользовались монтажники. Он стонал и жаловался на головную боль. Вскоре его увезла машина скорой помощи.

Входная дверь в помещении кассы была открыта, висячий замок, ко­торым она запиралась, отсутствовал. Металлический шкаф, где хранилась крупная сумма денег, был взломан, на нем отчетливо видны следы взлома. На полу имелся след обуви.

Хренова заявила, что преступники сначала вошли к ней в комнату, находившуюся в том же здании, крепко связали руки полотенцем и прика­зали молчать. Она слышала, как затем они вошли в помещение кассы и ломали сейф. Когда преступники ушли, она разбудила сына и он развязал ей руки. Так как дверь из коридора преступники задвинули скамейкой, они вылезли на улицу через окно.

Составьте протокол осмотра и план места происшествия.

ВАРИАНТ 5

/. Понятие и научные основы криминалистической идентифика­ции. Свойства и признаки объектов идентификации. Объекты крими­налистической идентификации.

2. Практическое задание:

В дорожно-транспортном происшествии автомобилем УАЗ-469 была сбита Кукушкина К.К., которая скончалась на месте происшествия.

Муж погибшей Кукушкин Н.Н., находившийся в момент происшест­вия рядом с женой, показал, что возвращаясь со дня рождения тещи, они с женой пытались остановить такси, поэтому стояли на краю тротуара. Не­ожиданно слева от Кукушкина Н.Н. появился автомобиль, который шел со скоростью приблизительно 100 км/ч. Когда автомобиль поравнялся с ни­ми, он услышал крик жены, и обернувшись, увидел, что она лежит на про­езжей части, а автомобиль, не снижая скорости, тут же скрылся.

Удалось также установить другого очевидца происшествия-Волкову В.В., которая наблюдала за случившимся из окна дома, стоящего рядом. Составьте протокол осмотра и план места происшествия.

 

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЗАЧЕТУ И ЭКЗАМЕНУ ПО КРИМИНАЛИСТИКЕ

 

Экзамен и за ' Курсивом выделены вопросы, которые выносятся на зачет по криминалистике

чет по криминалистике - это важнейший способ контро­ля знаний слушателей по курсу криминалистики.

Знание криминалистики и умение применять ее данные в ходе про­фессиональной деятельности по раскрытию, расследованию и предупреж­дению преступлений - объективно необходимое условие профессиональ­ной подготовки студентов - юристов.

Зачет по криминалистике проводится в середине изучения курса с це­лью дополнительного контроля знаний слушателями по первому и второ­му разделам курса.

Экзамен предполагает проверку знаний по всему курсу. Вопросы в эк­заменационных билетах группируются по три. Первый вопрос, как прави­ло, по первому либо второму разделу криминалистики, второй вопрос по­священ какой-либо теме из криминалистической тактики, третий вопрос -криминалистической методике.

Базой для подготовки к экзамену по криминалистике должны стать рекомендованные преподавателем учебники и пособия, конспекты лекций и семинарских занятий. На стадии непосредственной подготовки к экза­мену не стоит тратить силы на прочтение как можно большего объема ис­точников. Более рационально прислушаться к консультациям преподава­теля-экзаменатора и сконцентрировать усилия на изучении наиболее под­ходящих источников.

Непосредственно на экзамене слушатель выбирает экзаменационный и билет и готовится в течение 35-40 минут. При подготовке к ответам на вопросы билета рекомендуется пользоваться рабочей программой по кур­су криминалистики. Очень важно составить план ответа и его конспект который необходимо прочесть перед началом ответа, чтобы экзамен про­ходил в форме беседы.

Примерны к вопросы для подготовки к зачету и экзамену по

КРИМИНАЛИСТИКЕ*

/. Предмет, источники, система криминалистики. Задачи и методы криминалистики.

2.Понятие, виды и значение криминалистических версий. Построе­ние и проверка версий.

3. Понятие и значение криминалистической характеристики престу-

4. Понятие криминалистической идентификации, ее научные основы, задачи и виды.

5. Объекты криминалистической идентификации, понятие и класси­фикация идентификационных признаков.

6. Установление групповой принадлежности и индивидуальная иден­тификация. Методика идентификационных исследований и оценка их ре­зультатов.

7. Понятие, значение и принципы планирования расследования пре­
ступлений. Виды и формы планов расследования.

8. Понятие, система и назначение криминалистической техники. Правовые основы и организационные формы применения криминалисти­ческой техники в раскрытии и расследовании преступлений.

9. Понятие, задачи и основные принципы криминалистической фото­графии и видеозаписи. Виды и методы криминалистической фотографии.

10. Методы фотосъемки и видеозаписи, применяемые при производ­
стве осмотра места происшествия. Порядок оформления фотосъемки и
видеозаписи, производимых при осмотре места происшествия.

11. Понятие трасологии и классификация следов. Закономерности
механизма следообразования.

12. Строение и свойства папиллярных узоров, их классификация и идентификационное значение.

13. Следы рук человека. Технико-криминалистические средства и ме­тоды обнаружения, фиксации и изъятия следов рук. Предварительное ис­следование следов рук.

14. Виды следов ног. Дорожка следов ног, отображающиеся в ней признаки человека.

15. Технико-криминалистические средства и методы обнаружения, фиксации и изъятия следов ног. Предварительное исследование следов ног.

16. Следы орудий взлома и инструментов, их виды. Технико-криминалистические средства и методы обнаружения, фиксации и изъя­тия следов орудий взлома и инструментов. Предварительное исследова­ние следов орудий взлома.

17. Следы транспортных средств. Их виды, средства и методы фик­сации и изъятия. Вопросы, решаемые при предварительном исследовании следов транспортных средств.

18. Понятие оружия, его криминалистическая классификация. Ору­жие как следообразующий объект при совершении преступлений.

19.Понятие и виды огнестрельного оружия. Следы огнестрельного оружия на различных объектах.

20. Понятие и виды холодного оружия. Вопросы, решаемые при ис­следовании холодного оружия.

21. Средства и методы обнаружения, фиксации и изъятия огне­
стрельного оружия и следов его применения. Предварительное исследова­
ние таких следов и решаемые при этом вопросы.

22. Понятие письма и почерка. Признаки письменной речи и почерка.

23. Почерковедческая экспертиза, решаемые ею вопросы, требования к материалам, направляемым на экспертизу.

24. Документы как объекты криминалистического исследования. Ви­ды документов. Виды экспертиз, назначаемых для криминалистического исследования документов, решаемые ими вопросы.

25. Средства защиты документов от подделки. Приемы проверки, осмотра и предварительного исследования документов.

26. Характеристика основных способов подделки документов. При­знаки, указывающие на подделку.

27. Микрообъекты, их понятие, классификация. Методы и средства обнаружения, фиксации и изъятия микрообъектов.

28. Понятие, научные основы и значение криминалистической иден­тификации человека по внешнему облику. Источники информации о внеш­ности разыскиваемых лиц.

29. Элементы и признаки внешнего облика человека, их классифика­ция, свойства и идентификационное значение.

30. Понятие "словесного портрета". Порядок и правила описания внешнего облика человека по методу "словесного портрета ".

31. Современные методики и средства изготовления субъективных портретов. Виды и формы отождествления человека по признакам внешности.

32. Понятие и значение криминалистической регистрации. Виды и формы криминалистических учетов.

33.Понятие, задачи и источники криминалистической тактики. Так­тический прием как основа криминалистической тактики.

34.Тактика следственного действия. Подготовка, проведение, фикса­ция и оценка хода и результатов следственного действия. Взаимодействие следователя с работниками органов дознания, специалистами, обществен­ностью при производстве следственных действий.

35.Понятие, значение и цели следственного осмотра. Виды следст­венного осмотра и его участники. Фиксация хода и результатов осмотра.

36.Тактические приемы осмотра места происшествия. Выявление инсценировок при осмотре места происшествия.

37.Осмотр трупа как особый вид следственного осмотра. Эксгумация трупа, основания и тактика ее проведения, значение проведенного иссле­дования.

38.Правовые условия и тактические приемы освидетельствования.

39. Понятие, сущность и цели следственного эксперимента. Виды
следственного эксперимента и его участники.

40.Правовые условия и тактические приемы проведения следствен­ного эксперимента. Фиксация хода и результатов его проведения.

41.Понятие и задачи проверки показаний на месте. Тактические пра­вила производства проверки показаний на месте.

42.Понятие, задачи обыска и выемки. Виды обыска и выемки. Подго­товка к обыску, подбор участников.

43.Тактика обыска в жилых и других помещениях, на открытой ме­стности и в общественных местах. Тактика личного обыска. Фиксация хо­да и результатов обыска.

44.Понятие и виды допроса. Выбор места, времени, проведения до­проса. Этапы допроса.

45.Тактика допроса потерпевших и свидетелей. Выявление и анализ причин дачи ими ложных показаний.

46.Тактика допроса подозреваемых и обвиняемых. Использование тактических комбинаций при допросе подозреваемого и обвиняемого.

47.Очная ставка. Понятие, задачи и тактика ее проведения.

48.Понятие и содержание опознания. Виды предъявления для опо­знания. Подготовка к предъявлению для опознания.

49.Тактика предъявления для опознания лиц, предметов, трупов, по­мещений и участков местности, фото- и видеоизображений, фонограмм. Фиксация хода и результатов предъявления для опознания.

50.Понятие и виды судебных экспертиз. Судебно-экспертные учреж­дения РФ.

51.Порядок подготовки и назначения экспертиз. Формулирование вопросов эксперту.

52.Методика экспертного исследования. Оценка заключения экспер­та.

53.Понятие, система, задачи и источники криминалистической мето­дики расследования преступлений.

54.Методика расследования убийств.

55.Методика расследования причинения вреда здоровью.

56.Методика расследования преступлений против половой непри­косновенности и половой свободы личности.

57.Методика расследования краж.

58.Методика расследования грабежей.

59.Методика расследования разбоев.

60.Методика расследования мошенничества.

61.Методика расследования вымогательства.

62. Методика расследования преступлений, связанных с незаконным

оборотом наркотиков.

63.Методика расследования преступлений против безопасности дви­жения и эксплуатации транспорта.

64.Методика расследования взяточничества.

65.Расследование нераскрытых преступлений прошлых лет.

66.Методика расследования преступлений, совершенных несовер­шеннолетними.

67.Методика расследования преступлений, совершенных в условиях исправительного учреждения


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...