Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Реализация норм права — это процесс фактического осуществления (претворения в жизнь) предписаний юридических норм в правомерном поведении граждан, должностных лиц и иных субъектов права.




Реализа­ция норм права всегда связана с правомерным поведением субъектов правоотношений. В одном случае это активные действия, связанные с использованием субъективных прав или исполнением юридических обязанностей, а в другом случае — это пассивное поведение, связанное с воздержанием от совершения противоправных действий. Речь идет о том, каким образом субъект права реализует предписания правовых норм, т. е. как воплощаются правовые предписания в практической де­ятельности граждан, органов государственной власти по осуществлению субъективных прав и выполнению юридических обязанностей.

Реализация субъективного и объективного права играет существен­ную роль в социальном прогрессе, развитии и совершенствовании обще­ственных отношений. Право как явление цивилизации и культуры серь­езнейшим образом способствует творческому развитию личности, удовлетворению ее духовных и материальных потребностей, реализации основных прав и свобод.

Реализация правовых норм происходит в форме использования (осу­ществления) субъективных прав, соблюдения юридических запретов, исполнения юридических обязанностей и применения норм права как особой формы реализации права.

Использование субъективных прав — это осуществление субъектами индивидуальных прав, которые закреплены в нормативно-правовых актах. В отличие от соблюдения норм права, это активное правомерное поведе­ние субъекта, осуществляющего свои права. Путем их использования реализуются управомочивающие нормы, содержащиеся в нормативно-правовых актах, например осуществление конституционных прав и свобод граждан (право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться щ распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами; право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей; право избирать и быть избранным в представительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме; право на объедине­ние, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов; право на свободу совести и др.).

При использовании субъективных прав граждане свободно выбирают сферу деятельности в рамках закона для достижения тех или иных целей. При этом государство обязуется гарантировать провозглашенные права и свободы, создавая необходимые условия для реализации этих прав, с тем чтобы гражданин мог полнее осуществлять свои права.

В соответствии с действующим законодательством органы государ­ственной власти, органы местного самоуправления, общественные орга­низации, должностные лица в рамках своих полномочий тоже осущест­вляют юридические права, реализация которых имеет свои особенности. При этом осуществление данных правомочий не должно противоречить их правовому статусу, закрепленному действующим законодательством. Тем не менее осуществление правомочий должностными лицами, органа­ми государственной власти, органами местного самоуправления, обще­ственными объединениями значительно отличается от использования прав гражданами, так как это является не только правом, но и обязаннос­тью этих органов и должностных лиц. Например, в соответствии с Конс­титуцией РФ Верховный Суд РФ имеет не только правомочие, но и обязанность выступать в качестве высшего судебного органа по граждан­ским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществлять в предусмотренных федеральным за­коном процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью, а также давать разъяснения по вопросам судебной практики.

Соблюдение юридических запретов — это выполнение предписаний юридических норм, которые запрещают совершение определенных дей­ствий, т. е. субъект права строго следует установленным запретам. Сущ­ность данной формы реализации правовых норм состоит в том, что субъ­ект права воздерживается от совершения действий, которые наносят вред личности и обществу. Не совершая действий, запрещенных правовыми нормами, граждане реализуют требования этих норм. В отличие от испол­нения обязанностей, соблюдение запретов предполагает пассивное пове­дение.

Исполнение юридических обязанностей — осуществление субъектом права юридических обязанностей, закрепленных в нормативно-правовых актах, например юридических обязанностей граждан, должностных лиц, государственных органов и общественных организаций совершать опре­деленные действия (выполнение гражданами обязанностей, возложенных на них законом, — платить налоги, нести военную службу, сохранять при­роду и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам и др.; обязанность поставщика в установленный срок поставить заказчи­ку продукцию; обязанность должника возвратить долг; обязанность свидетеля давать правдивые показания правоохранительным органам; обязанность работодателя выплачивать заработную плату работникам и т. д.). Особенностью данной формы реализации предписаний правовых норм является то, что субъекты права обязаны, независимо от собствен­ного желания, совершать активные действия, предусмотренные юриди­ческими нормами, т. е. в данном случае реализуются обязывающие нормы права.

Побудительные мотивы для осуществления субъектами права юри­дических обязанностей могут быть разными: это и осознание своего общественного долга перед обществом и государством, и страх перед неблагоприятными последствиями, которые могут наступить в случае нарушения правовых норм, и желание получить определенные выго­ды — моральное или материальное поощрение.

Соблюдение и исполнение предписаний правовых норм является одной из необходимых и важнейших предпосылок утверждения в стра­не прочной законности и стабильного правопорядка. Эти формы реали­зации правовых норм тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга. Например, руководитель предприятия, исполняя возложенные на него нормами права обязанности, тем самым соблюдает действующее законо­дательство.

Использование юридических прав, соблюдение юридических обя­занностей и исполнение предписаний норм права принято называть формами непосредственной реализации права, так как предписания юридических норм претворяются в жизнь непосредственно действиями самих субъектов общественных отношений. Однако в реальной жизни эти три формы реализации права не всегда оказываются достаточными для полного осуществления правовых норм. В определенных случаях в процессе реализации права требуется вмешательство компетентных органов государственной власти и возникает необходимость в примене­нии правовых норм как особой форме реализации права. Например, при приеме на работу необходимо издание приказа о зачислении на работу, по достижении пенсионного возраста — решение о начислении пенсии и т. д.

Применение права — особая форма реализации права, сущность ко­торой заключается в деятельности компетентных органов государственной власти по претворению предписаний правовых норм в жизнь.

 

 

Применение норм права

 

Правовое регулирование общественных отношений государство осу­ществляет не только на абстрактном уровне (путем установления право­вых норм), но и на уровне конкретных общественных отношений (реаль­ных жизненных ситуаций).

В общественной жизни очень часто возникает необходимость госу­дарственного вмешательства в обеспечение реализации субъективных прав и юридических обязанностей участников правоотношений. Речь идет о правоприменительной деятельности по реализации предписаний юри­дических норм. Сущностью правоприменительной деятельности являет­ся разрешение юридически значимых дел. Действия правоприменяющего органа (должностных лиц) призваны содействовать реализации предус­мотренных законом прав и обязанностей субъектов правоотношений.

Применение норм права — это особая форма реализации права, свя­занная с деятельностью органов государственной власти, должностных лиц. Например, совершение правонарушения — это юридический факт, с которым закон связывает реализацию санкции правовой нормы, что является исключительной прерогативой государства. Применение норм права имеет место и тогда, когда суд разрешает гражданский спор в свя­зи с открытием наследства, и тогда, когда издаются приказ руководите­ля предприятия о приеме на работу гражданина, приказ ректора о зачис­лении абитуриентов, прошедших конкурс, в число студентов вуза. Таких примеров можно привести очень много. Во всех этих случаях речь идет о применении норм права компетентными органами государственной власти к конкретным правоотношениям в установленном процессуальном порядке.

Применение права имеет большое значение в механизме правового регулирования общественных отношений. Для стабильного функцио­нирования и развития общества необходимы меры государственно-пра­вового характера, что и обосновывает потребность в специальной де­ятельности по применению права. Роль и место правоприменительной Деятельности в механизме правореализации обусловлены наличием объ­ективных предпосылок, предопределяющих необходимость такой стадии. Главная правоприменительной деятельности — содействие лицам в реализации' субъективных прав и юридических обязанностей, а также осуществление контроля со стороны государства в лице его специальных органов за законностью при реализации предписаний правовых норм.

В правовом государстве права и свободы человека как таковые при­обретают непосредственное юридическое действие, так как они имеют высшую ценность по отношению к другим общественным ценностям и включены систему конституционного регулирования. Основные права и свободы человека и гражданина являются основой для юридически обязательных актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц. Следовательно, применение права как стадия в общем механизме осуществления прав и свобод личности должно быть направлено на защиту и обеспечение законных интересов индивида.

Применение права - это государственно-властная деятельность, осуществляемая по конкретным индивидуальным делам, которая завер­шается принятием конкретного решения компетентным органом государ­ственной власти. Государство определяет, в каких случаях правоприменение обязательно, каковы его границы в сфере регулирования и охраны обще­ственных отношений, каков круг субъектов, применяющих право, и т. д.

В процессе применения норм права органы государственной власти и должностные лица осуществляют свою деятельность по управлению обществом, тем самым государство обеспечивает установление законнос­ти и правопорядка в обществе.

Применение норм права — это властная, специальная юридическая деятельность, осуществляемая компетентными органами государственной власти и должностными лицами, направленная на реализацию предписа­ний юридических норм в четко установленном процессуальном порядке применительно к конкретным правоотношениям индивидуального харак­тера.

Правоприменительная деятельность имеет характерные особенности в механизме правового регулирования общественных отношений.

Во-первых, это властная, специальная юридическая деятельность, субъектами которой могут быть только компетентные органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, а также общественные объединения, если они на то уполномочены го­сударством или государство признает их решения юридически значи­мыми.

Выделяют следующие признаки, определяющие властный характер правоприменения:

1. Правоприменительной деятельностью в пределах своей компетен­ции занимаются органы государственной власти, органы местного само­управления, должностные лица, а также общественные объединения. Такова, например, деятельность суда по осуществлению правосудия или
следственных органов по расследованию уголовных дел.

2. Правоприменительная деятельность осуществляется по односто­роннему волеизъявлению компетентных субъектов правоприменения.

3. Исполнение правоприменительных актов носит обязательный ха­рактер.

4. В необходимых случаях правоприменительные акты обеспечива­ются государственным принуждением.

Правоприменительную деятельность осуществляют как органы пра­восудия, так и органы исполнительной власти. Судебные органы, рассмат­ривая конкретные юридические дела, тем самым создают условия для реализации субъективных прав и юридических обязанностей. Применение норм права в сфере социального управления осуществляется посредством властных действий органов исполнительной власти. Во многих случаях возникает необходимость содействия органов исполнительной власти гражданам в реализации их субъективных прав. Как отмечает В. А. Тума­нов, «если законодатель провозглашает и закрепляет права и свободы и основные их гарантии, правосудие — охраняет эти права от нарушителей, от кого бы они ни исходили, то создание необходимых материальных, организационных и иных условий (в той мере, в какой они зависят от государства) реализации прав и свобод — сфера деятельности исполни­тельной власти».

Необходимо отметить, что правоприменительная деятельность не всегда осуществляется по одностороннему волеизъявлению компетентных органов. В некоторых случаях, чтобы начать правоприменительный про­цесс, гражданин должен обратиться в компетентный (правомочный) орган государственной власти. Например, гражданско-правовые особенности правоприменительной деятельности предопределены в целом особеннос­тями метода правового регулирования, диспозитивным характером по­давляющего большинства юридических предписаний.

Во-вторых, право на правоприменительную деятельность субъекта сливается с его обязанностью осуществлять эту правоприменительную деятельность. Законодательство возлагает на субъектов правопримени­тельной деятельности обязанность заниматься этой деятельностью в силу их полномочий.

В-третьих, правоприменительная деятельность всегда связана с ре­шением конкретного дела, жизненного случая, т. с. носит индивидуальный характер. Индивидуальные правоприменительные акты относятся к оп­ределенным жизненным случаям и адресуются конкретным лицам, на­пример приговор суда в отношении лица, совершившего преступление, решение администрации города о выделении земельного участка под строительство жилого дома конкретному гражданину, указ Президента о награждении гражданина Почетной грамотой и др.

В-четвертых, вся правоприменительная деятельность осуществляет­ся в четкой процессуальной форме, строго в рамках правомочий, предо­ставленных соответствующим субъектам. Существует определенная процедура правоприменительной деятельности органов государственной в-1асти и должностных лиц. Во многих случаях правоприменительная

деятельность урегулирована процессуальным законодательством, напри­мер, органы судебной власти, правоохранительные органы при рассмот­рении гражданских и уголовных дел руководствуются нормами граждан­ского процессуального и уголовно-процессуального законодательства; органы государственной власти и должностные лица, рассматривающие административные правонарушения, — нормами административно-про­цессуального законодательства. Правоприменительные органы (должнос­тные лица) должны последовательно обеспечивать законность при рас­смотрении конкретного юридического дела.

Правоприменительная деятельность органов государственной власти (должностных лиц) основывается на определенных принципах, среди которых важнейшее значение имеют принципы законности, социальной справедливости, целесообразности и обоснованности принимаемых ре­шений.

Принцип законности — это строгое и неуклонное следование закону со стороны субъектов правоотношений в процессе правоприменительной деятельности. Он предполагает действие органов государственной власти, должностных лиц строго в рамках предоставленных им законодательством полномочий, а также строгое и точное соблюдение установленной проце­дуры при принятии юридических решений. Осуществляя правопримени­тельную деятельность органы государственной власти, должностные лица не должны выходить за рамки закона.

Принцип социальной справедливости означает, что деятельность пра­воприменительных органов и должностных лиц должна быть направлена в первую очередь на защиту законных прав, свобод личности, установ­ление законности и правопорядка в обществе, а не на обеспечение инте­ресов каких-либо отдельных социальных групп и слоев. Соблюдение этого принципа — непременное условие формирования гражданского общества и построения правовой государственности.

Принцип обоснованности правоприменительной деятельности означает принятие решения компетентным органом только на основе прове­ренных, достоверных, не подлежащих сомнению фактов. Правопримени­тельный орган обязан тщательно изучить и использовать только относящиеся к делу материалы. Нарушение принципа обоснованности служит основанием для отмены правоприменительного акта.

Принцип целесообразности в правоприменительной деятельности означает выбор оптимального варианта осуществления юридических предписаний в тех или иных конкретных жизненных обстоятельствах, а также учет конкретных условий применения того или иного нормативно-правового акта. Динамика развития общественных связей и отношений не всегда позволяет учесть все разнообразие конкретных случаев и обстоя­тельств, которые возникают в общественной жизни в процессе формирования норм права. Правоприменительный орган в каждом конкретном случае с учетом всех обстоятельств дела выбирает наиболее оптимальный вариант принятия решения. Особенно это касается правоприменительной деятельности органов судебной власти.

Можно выделить следующие основания для осуществления правоприменительной деятельности.

1. Правоприменительная деятельность начинается тогда, когда воз­никает необходимость содействия компетентного органа государственной власти в реализации субъективных прав и юридических обязанностей.
Например, для того чтобы реализовать конституционное право на труд, необходимо официальное решение администрации предприятия, учреж­дения, организации о принятии на работу конкретного гражданина; чтобы учиться в высшем учебном заведении, нужно решение ректора о зачисле­нии абитуриента в вуз; для получения пенсии по достижении пенсионно­го возраста или же пособия по инвалидности необходимо решение органов социального обеспечения и т. д. Во всех этих случаях мы видим, что для реализации этих прав необходимо решение конкретного компетентного органа (должностного лица).

2. Правоприменительная деятельность органов государственной влас­ти (должностных лиц) необходима тогда, когда имеются препятствия к осуществлению субъективных прав и юридических обязанностей. Напри­мер, если собственнику имущества создают препятствия для реализации им права владения, пользования, распоряжения своим имуществом, то он имеет право обратиться в компетентный орган государственной власти, чтобы восстановить свое нарушенное право.

3. Правоприменительная деятельность необходима тогда, когда совер­шено правонарушение, за которое законодательством предусмотрена юридическая ответственность, и нужно определить меру юридического взыскания к виновному лицу, совершившему правонарушение. Например, при совершении уголовно наказуемого деяния меру наказания определя­ет только суд на основании наличия состава преступления; к лицам, со­вершившим административное правонарушение, меры административно­го взыскания применяют только компетентные органы государственной
власти (должностные лица), предусмотренные административным зако­нодательством.

4. Правоприменительная деятельность необходима тогда, когда пра­воотношения должны пройти контроль со стороны соответствующего органа государственной власти, например при регистрации сделок нота­риальными органами, нотариальном оформлении завещания, регистрации Устава общественной организации в Министерстве юстиции, налоговом Контроле за финансовой деятельностью предприятия или организации.

5. Правоприменительная деятельность имеет место тогда, когда воз­никает спор о праве и необходимо разрешить конфликт между сторонами (например, имущественный спор между участниками правоотношений может разрешить только суд).

6. Правоприменительная деятельность необходима также тогда, когда требуется официально установить наличие или отсутствие конкретных фактов и квалифицировать их как юридически значимые (например, признание лица безвестно отсутствующим).

Применение норм права осуществляется компетентными органами государственной власти (должностными лицами) в форме оперативно-исполнительной и правоохранительной деятельности. Под оперативно-исполнительной деятельностью понимают организацию выполнения предписаний юридических норм. Регулирование общественных отноше­ний, обеспечение субъективных прав и юридических обязанностей органы государственной власти осуществляют путем принятия индивидуально-правовых актов, например издания приказа о приеме на работу, выдачи свидетельства о регистрации брака, решения о зачислении абитуриента в вуз и т. д.

Под правоохранительной деятельностью понимают действия компе­тентных органов государственной власти, направленные на охрану обще­ственных отношений, регулируемых юридическими нормами. Правоох­ранительная деятельность юрисдикционных органов (суда, прокуратуры, органов внутренних дел и др.) направлена на защиту прав и свобод чело­века и гражданина, обеспечение законности и правопорядка.

Стадии правоприменительного процесса. Правоприменительная деятельность представляет собой сложный процесс, состоящий из не* скольких логически связанных друг с другом последовательных стадий. На каждой стадии разрешаются конкретные задачи правоприменительного процесса, связанные с установлением фактических обстоятельств юриди­ческого дела, правовой квалификацией, толкованием правовых норм, уст­ранением пробелов в праве и исполнением принятого решения.

1. Установление фактических обстоятельств юридического дела, При применении норм права очень важно четко определить те факты, которые необходимы для правильного решения юридического дела. От правильного установления фактических обстоятельств дела во многом зависит обоснованность решения, принимаемого компетентным органом государственной власти (должностным лицом). Иногда в самом законе указывается, какие юридические факты необходимо установить.

Глубокое и всестороннее исследование юридических фактов позволяет выявить объективную истину по конкретному делу и на основе этого пра­вильно подобрать правовую норму, применимую к данным обстоятельствам. Так, при исследовании обстоятельств совершения конкретного правонарушения в первую очередь должны быть установлены следующие факты: кто совершил правонарушение? когда и где было совершено правонару­шение? каковы мотивы совершения этого правонарушения? и т. д.

Факты, имеющие юридическое значение, устанавливаются в предус­мотренном законом порядке и называются юридическими доказатель­ствами. Они устанавливаются путем исследования документов, осмотра места происшествия, проведения экспертизы, с помощью свидетельских показаний и других данных. Сбор необходимых доказательств в одних случаях может быть сложнейшей юридической деятельностью (например, предварительное следствие по уголовному делу), а в других — сводиться к представлению заинтересованным лицом необходимых документов. На­пример, гражданин, имеющий право на пенсию, обязан представить в ор­ганы социального обеспечения документы, подтверждающие это право.

В ходе правоприменительной деятельности в каждом конкретном случае следует определить, какие юридические доказательства необходи­мы по данному делу, достаточны ли эти доказательства для принятия решения по существу дела.

При применении права к юридическим доказательствам, с помощью которых устанавливаются фактические обстоятельства по делу, к ним предъявляются определенные процессуальные требования.

Во-первых, в ходе правоприменительного процесса рассматриваются только те дока­зательства, которые имеют значение для дела (ст. 56 Арбитражного про­цессуального кодекса РФ).

Во-вторых, правоприменительные органы (должностные лица) долж­ны использовать лишь те средства доказывания, которые определены процессуальным законодательством. Согласно уголовно-процессуально­му законодательству Российской Федерации не могут служить доказа­тельством показания потерпевшего, свидетеля, основанные на догадке, предположении, слухе, а также показания свидетеля, который не может указать источник своей осведомленности. А, скажем, чтобы установить причину смерти и характер телесных повреждений, необходимо провести судебно-медицинскую экспертизу.

В-третьих, при осуществлении правоприменительной деятельности важны полнота и правильность установления всех фактических обстоя­тельств, имеющих значение для юридического дела. Неполное и непра­вильное определение юридически значимых обстоятельств дела является основанием для отмены или изменения решения либо приговора суда.

При сборе доказательств по уголовным и административным делам действует презумпция невиновности. Правоохранительные органы (долж­ностные лица) обязаны доказать факт нарушения закона и собрать все необходимые юридические доказательства, подтверждающие виновность лица, совершившего правонарушение. В соответствии с законодательством Российской Федерации только суд может признать лицо виновным в совершении преступления.

В гражданском праве действует принцип виновности лица, причинив­шего вред другим субъектам права или нарушившего закон. Бремя дока­зывания своей невиновности лежит на самом лице, совершившем граж­данское правонарушение.

2. Установление юридической основы дела (правовая квалифика­ция). После того как установлены все фактические обстоятельства дела, имеющие юридическое значение, начинается вторая стадия применения норм права. На этой стадии правоприменительный орган решает, какую юридическую норму применить при рассмотрении конкретного дела, т. е. дает правовую квалификацию его фактическим обстоятельствам.

В ходе юридической квалификации проверяется правильность текста закона, т. е. его подлинность (достоверность) с точки зрения наличия ошибок, а также наличие изменений в законодательстве. Применяется только текст закона, опубликованный в официальных изданиях, со всеми изменениями и дополнениями на день применения юридической нормы. Также нужно определить место юридической нормы в иерархической структуре системы права, чтобы эта норма не противоречила вышестоящим нормативно-правовым актам. При выборе юридической нормы важно учи­тывать и соответствие этой нормы общим правовым принципам.

Правовой анализ выбранной юридической нормы включает проверку юридической силы этой нормы, ее действия во времени, в пространстве и по кругу лиц. При этом правоприменительный орган должен точно уста­новить, действует ли данная норма права:

  • в тот момент, когда на ее основе нужно решить конкретное юриди­ческое дело
  • на той территории, где юридическое дело должно быть разрешено;
  • распространяется ли действие данной правовой нормы на участни­ков правоотношений, к которым эта норма должна быть применена.

Определяя действие закона во времени в ходе правоприменительного процесса, необходимо учесть следующие юридические правила: «Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после соверше­ния правонарушения ответственность за него устранена или смягчена применяется новый закон» (ст. 54 Констит. РФ); «Законы, устанав­ливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют» (ст. 57 Конст. РФ); «Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом» (п. 1 ст. 4 ГК РФ). В правоприменительной деятельности иногда имеет место коллизия правовых норм, т. е. противоречие между различными юридическими нормами, что является нежелательным в правовой практике. При их раз­решении применяются следующие правила:

  • в случае противоречия норм федерального закона и закона субъекта Федерации применяется норма федерального закона в пределах полно­мочий Российской Федерации;
  • при коллизии норм, исходящих от различных органов государствен­ной власти, применяется норма законодательного органа;
  • при противоречии между нормами права, принятыми одним и тем же органом государственной власти в разное время, применяется норма, принятая позднее;
  • в случае коллизии между общей и специальной нормами применя­ется последняя.

3. Толкование правовых норм. Анализ содержания нормы права, ее толкование предполагают обращение к официальному тексту соответст­вующего нормативно-правового акта и официальное разъяснение смысла и содержания применяемой юридической нормы. Толкование правовой нормы необходимо для принятия правильного юридического решения, которое должно отвечать требованиям диспозиции (санкции) применяе­мой нормы.

4. Устранение (преодоление) пробела в праве. В процессе правопри­менительной деятельности иногда возникает необходимость устранения пробела в праве, связанного с отсутствием в действующей системе зако­нодательства нормы, в соответствии с которой мог бы быть решен вопрос, требующий правового регулирования. Пробелы в законодательстве в некоторых случаях неизбежны. Их появление обусловливается темпами развития общественной жизни, отсутствием достаточного внимания к
совершенствованию законодательства, а в некоторых случаях — изъянами законодательной техники.

Устранение (преодоление) пробела в праве осуществляется путем принятия нормативного правового акта. Однако нормотворчество — про­цесс, требующий времени, а правоприменительные органы не могут отка­заться от решения конкретного дела по причине отсутствия соответству­ющей правовой нормы в законодательстве. Поэтому в таких случаях возникает необходимость применения аналогии закона и аналогии права, о чем более подробно будет сказано ниже.

5.Решение дела по существу. Вынесение решения по юридическому делу является наиболее ответственной стадией применения права. Прежде чем вынести юридическое решение, правоприменительный орган должен убедиться, что все фактические обстоятельства юридического дела исследованы правильно и достаточно полно, что они достоверны и им дана верная юридическая оценка, что по данному делу правильно выбрана юридическая норма и она всесторонне и полно изучена. Только после изучения всех фактических обстоятельств юридического дела и оконча­тельной правовой квалификации следует выносить решение по делу.

Решение по юридическому делу может быть единоличным или кол­легиальным. Принятое решение по делу фиксируется в правопримени­тельном акте. Правоприменительный акт — это подзаконный, властный, индивидуально-определенный акт, принимаемый компетентным органом государственной власти или должностным лицом по конкретному юри­дическому делу. В нем определяются права и обязанности сторон, уста­навливается мера юридической ответственности виновного лица.

Обоснованно принятое, правильное решение обеспечивает законность, укрепляет правопорядок, воспитывает в гражданах уважение к законода­тельству, правоприменительным органам, государству в целом.

6. Исполнение решения и контроль за действиями тех, кто должен реализовать это решение. После того как компетентным органом госу­дарственной власти или должностным лицом вынесено обоснованное решение, возникает необходимость исполнения этого решения. В соот­ветствии с Федеральным законом «Об исполнительном производстве» от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ принудительное исполнение судебных актов и актов других органов в Российской Федерации возлагается на Феде­ральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Ис­полнение приговора суда в отношении виновного лица, осужденного к лишению свободы, осуществляется в исполнительно-трудовых учреж­дениях, а надзор за правильным исполнением наказания возлагается на органы прокуратуры.

Акты применения права являются официальной формой выражения правоприменительной деятельности. В них закрепляются решения ком­петентных органов государственной власти или должностных лиц по конкретным юридическим делам. Акт применения права характеризуется определенными специфическими признаками:

  • это государственно-властное решение по конкретному юридическо­му делу компетентного органа государственной власти или должностного лица;
  • содержит властное веление, обязательное для соблюдения и испол­нения всеми субъектами права, кому оно адресовано. Исполнение право­применительного акта обеспечивается силой государственного принуж­дения;
  • имеет установленную законом определенную форму выражения, например решение или приговор суда, постановление следователя о воз­буждении уголовного дела, приказ ректора вуза о зачислении абитуриен­та в вуз и т. д.;
  • имеет индивидуальный характер и направлен на регулирование конкретных общественных отношений. В нем субъективные права и юри­дические обязанности конкретно индивидуализированы, т. е. носят пер­сонифицированный характер.

Акт применения права - это индивидуальное государственно-власт­ное решение компетентного органа государственной власти или должност­ного лица по конкретному юридическому делу, направленное на регули­рование определенных общественных отношений.

К актам применения права предъявляются определенные требования. Они должны:

  • строго соответствовать нормативным правовым актам, на основе которых принимаются;
  • издаваться в пределах компетенции правоприменительного органа или должностного лица;
  • иметь определенные внешние атрибуты, придающие им официаль­ный характер (наименование акта, время и место его принятия, наимено­вание органа, издавшего данный акт, наличие соответствующей печати, подписи и т. п.).

Правоприменительный акт — это надлежащим образом оформленный юридический документ, который имеет четкую структуру и обычно вклю­чает четыре части — вводную, описательную, мотивировочную и резолю­тивную.

Вводная часть содержит наименование акта (приказ, решение, при­говор, постановление, определение, распоряжение и т. д.), место и дату его принятия, наименование органа государственной власти или должност­ного лица, принявшего решение.

В описательной части приводятся факты, ставшие предметом иссле­дования, рассматривается, при каких обстоятельствах и какими способа­ми, когда, где и кем совершены действия.

В мотивировочной части дается анализ доказательств, подтверждаю­щих наличие или отсутствие фактических обстоятельств юридического Дела, приводится их правовая квалификация и ее обоснование, указание на официальные разъяснения применяемого нормативно-правового акта и процессуальные нормы, которыми руководствовался правопримени­тельный орган (должностное лицо).

В резолютивной части формулируется решение, принятое по юриди­ческому делу (права и обязанности сторон, избранная мера юридической ответственности и т. д.).

Правоприменительные акты, как правило, оформляются в письмен­ном виде. В некоторых случаях они могут излагаться и в устной форме (например, удаление свидет

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...