Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы и приемы криминалистической видеозаписи




 

Практика применения видеозаписи свидетельствует о том, что она чаще всего используется для фиксации следственных действий, проведение которых связано с динамикой, движением: проверка показаний на месте, следственный эксперимент, опознание, обыск, осмотр места происшествия и др. Цель применения видеозаписи при раскрытии и расследовании преступлений достигается лишь при том условии, что полученные видеофильмы не только изготовлены в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона, но и отличаются высоким качеством и наглядностью.

Добиться этого можно только тщательной подготовкой к применению видеозаписи перед производством следственного действия, составлением подробного плана-сценария его проведения. В содержание плана-сценария входят следующие элементы:

а) особенности местности или помещения, где предполагается видеозапись, с целью выбора точки и направлений съемки, определения мест нахождения видеооператора;

б) особенности и последовательность подлежащих фиксации определенных действий и явлений;

в) особенности и последовательность подлежащих фиксации объектов или их деталей;

г) время и продолжительность съемки;

д) методы и приемы, применяемые при видеозаписи, а также способы перехода от одного метода или приема к другому;

е) предполагаемый расход видеоматериалов;

ж) технические параметры и возможности видеоаппаратуры;

з) некоторые другие вопросы, исходя из конкретных обстоятельств съемки.

С планом-сценарием следователь знакомит специалиста-оператора, который будет производить видеозапись. При этом следователю, дознавателю рекомендуется вникнуть в его замечания и предложения. Определяются также способы связи между ними и оператором при корректировке плана-сценария в случае непредвиденных обстоятельств.

Применяются следующие методы видеозаписи: панорамирование, наезд-отъезд, покадровая (цейтраферная) съемка и просмотр.

Панорамирование. Различают круговое и линейное панорамирование, которые в свою очередь, могут быть горизонтальными и вертикальными. Выделяют два способа кругового панорамирования: динамическое (внешне круговое), когда оператор с камерой движется вокруг объекта съемки, и статическое (внутрикруговое), когда оператор с камерой поворачивается вокруг собственной оси.

При линейном панорамировании оператор движется параллельно объекту съемки. В линейном панорамировании выделяют панораму сопровождения, когда оператор с камерой движется параллельно объекту съемки с одной скоростью с ним.

Наезд-отъезд – переходы от одного плана съемки к другому, осуществляемые соответственно движением камеры к объекту или от него. Наезд служит для выделения того или иного объекта из окружающей его обстановки путем перехода от общего плана к крупному. Отъезд используется, например, когда после серии съемок крупным планом нужно показать объект на фоне окружающей его обстановки либо ввести в кадр другие объекты.

Наезд и отъезд осуществимы и при неизменной точке съемки путем изменения фокусного расстояния объектива. Современные видеокамеры, как правило, снабжены трансфокаторами. Благодаря этому операторы имеют возможность, не прерывая съемки, помещать в кадр или выводить из него предметы и окружающее их пространство, причем резкость изображения остается постоянной.

Покадровый просмотр (прием стоп-кадра) применяется, в основном, при просмотре видеофильмов, когда необходимо акцентировать внимание участников следственного действия на отдельных его обстоятельствах.

Среди приемов видеозаписи, которые могут называться масштабное и перспективное построение кадра, операторские приемы, выделяют: общий, средний, крупный и детальный планы.

Общим планом фиксируются объекты во взаимной связи с окружающей обстановкой с дальней точки съемки. Этот план придает изображению ориентирующий и обзорный характер. Таким планом рекомендуется пользоваться в начале видеофильма или какого-либо важного эпизода. При просмотре он как бы вводит зрителя в обстановку расследуемого преступного события.

Средним планом запечатлевают объекты изолированно от окружающей обстановки. Он представляет собой как бы часть общего плана, детализирует информацию, зафиксированную при съемке этим планом.

Крупный план используется для выделения наиболее важной части главного объекта съемки. Он позволяет запечатлеть его отдельные признаки (приметы лица, в деталях передать мимику, благодаря чему создается возможность уяснить психологическое состояние человека).

Переход от одного плана к другому может осуществляться путем «наезда» или «отъезда», что позволяет оператору снимать с одной точки разными планами.

Детальный план – сверхкрупный план, с помощью которого запечатлевают особо существенные признаки фиксируемых объектов.

Следует обращать внимание на выбор точки и направления съемки, а также на компоновку кадра.

Каждый кадр может быть снят с большого количества точек, с разным расположением камеры по высоте и ее направлением по отношению к фиксируемым объектам. Человек привык видеть действительность с уровня своего роста. Поэтому чаще всего рекомендуется вести съемку при положении камеры, обеспечивающем нормальную перспективу, что соответствует высоте, с которой человек воспринимает окружающий его мир. При таком положении камеры передаются действительные пропорции и перспективные соотношения.

Когда возникает необходимость заснять большое количество предметов, запечатлеть значительное по площади место действия или события (например, общий вид места происшествия, обстановку, в которой проводится следственное действие), рекомендуется применять верхний ракурс, т.е. располагать камеру выше нормальной точки съемки, используя для этого различные средства (съемка с балкона, крыши передвижной криминалистической лаборатории, бугра и т.п.). Иногда целесообразно, а в некоторых случаях (например, при проверке того, можно ли наблюдать объект в данных конкретных условиях) и необходимо проводить съемку снизу вверх. Указанные приемы следует применять лишь в случаях действительной необходимости.

Чтобы каждый кадр был понятным, легко воспринимаемым и выразительным, снимаемые объекты должны быть правильно в нем размещены. Практикой уже выработаны определенные правила и приемы компоновки кадра. Это означает, что кадр должен быть заполнен наиболее существенными объектами, изображенными достаточно полно. При съемке людей рекомендуется не допускать того, чтобы изображение головы «срезалось». Исключение составляют случаи, когда требуется показать на экране крупным планом лишь часть лица с какими-либо характерными особенностями.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...