Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

КОНСТРУИРОВАНИЕ из строительного материала




«Гараж»

Задачи. Закреплять умение самостоятельно анализировать объект, выделяя в нем основные части и детали.

Формировать умение соотносить размеры отдельных частей конст­рукции с размерами имеющегося автомобиля.

Материалы, инструменты и оборудование. Набор строительного материала, игрушечные автомобили (разных моделей и размеров) на 2—3 шт. больше, чем детей в группе.

1 Детский календарь «Звездочка». — М.: Дет. лит., 1977. С. 15.

51

Содержание занятия. Воспитатель напоминает детям об экскурсии по ближайшим улицам, о машинах, которые они видели на дорогах, спрашивает детей, где «ночуют» машины.

— Сегодня, — говорит педагог, — мы будем строить гаражи для ав­томобилей.

Воспитатель обращает внимание детей на заранее построенный на ее столе гараж, вместе с детьми рассматривает его, выделяя ос­новные части (стены, перекрытие, ворота) и, называя детали стро­ительного материала, из которого они построены (кирпичики, бру­ски, длинные и короткие пластины), их количество в каждой час­ти.

Затем педагог спрашивает детей, могли бы они построить на своем столе такой же гараж. Предоставляет детям 3-5 минут для постройки. Спрашивает, у кого имеются затруднения. Хвалит детей за внимание и аккуратность, за точность в строительстве такого же гаража, как на столе педагога.

Говорит детям о том, что машины бывают разные: большие и ма­ленькие, легковые и грузовые, высокие и низкие. И домик-гараж дол­жен быть таким, чтобы автомобиль легко мог уместиться в нем. Пред­лагает детям выбрать на «стоянке» (отдельное место на ковре или на столе) один из имеющихся там автомобилей и перестроить свой гараж так, чтобы выбранный автомобиль уместился в нем.

В процессе самостоятельной работы детей педагог помогает сове­том тем детям, кто испытывает затруднения, подводя их к перебору разных способов изменения своей постройки: надстроить или заме­нить детали на больший размер.

Завершив постройки, воспитатель оценивает гаражи на их соответ­ствие размеру машин, отмечая тех детей, кто проявил смекалку, нашел удачное решение. Детям предоставляется несколько минут для обыг­рывания своей постройки.

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

Занятие № 3

Задачи. Учить детей установить равенство и неравенство групп предметов, когда они находятся на различном расстоянии друг от дру­га; когда они различны по величине и цвету.

Развивать у детей общий групповой темп и ритм в движении.

Учить детей считать предметы по осязанию (на ощупь).

Учить детей согласовывать друг с другом темп и ритм при произне­сении считалки, развивать интонационную выразительность.

Материалы, инструменты, оборудование. Демонстрационный ма­ териал:

Четыре больших кружка (8 см в диаметре), например, зеленых.

52

 

Пять маленьких кружков (4 см в диаметре) другого цвета.

Мешочек (25x30 см).

Счетный материал (различные мелкие игрушки).

Содержание занятия. Перед детьми на доске два ряда кружков (хо­рошо, если они с магнитами, а доска металлическая). В верхнем ряду четыре больших кружка, и лежат они на значительном расстоянии один от другого. В нижнем ряду — пять маленьких — другого цвета и они приближены друг к другу. Вопрос воспитательницы: «В каком ряду больше кружков, в каком меньше, а может быть, их поровну?» Дайте детям возможность поговорить на эту тему, пообсуждать. Ско­рее всего, дети посчитают и назовут: «Внизу больше, их пять, вверху меньше, их — четыре». Не торопитесь. Поиграйте с ними. Сделайте вид, будто вы не умеете считать, и названные числа вам ни о чем не го­ворят.

Подведите детей к тому, что единственным, неоспоримым спосо­бом в этой ситуации доказать правоту сказанного — приложить круж­ки одного ряда к кружкам другого ряда, поставить парами. Дети при­ложат по одному маленькому кружку из нижнего ряда к каждому большому из верхнего ряда, и истина станет очевидной — маленько­му кружку нет пары — он «лишний», маленьких на один больше, хо­тя они и маленькие и места в ряду занимали значительно меньше и цвет у них другой, а их все равно больше, их пять, а больших — только четыре.

Воспитатель предлагает детям встать и помаршировать на месте под его счет, задающий ритм и темп движения: «один, два, три, четыре, пять», при назывании числа «пять» дети останавливаются и машут рука­ми. Задание повторяется три-четыре раза. При повторах: после числа «пять» воспитатель предлагает детям каждый раз делать другие движе­ния (хлопать в ладоши, постучать рукам и по коленкам, попрыгать на ме­сте и т. п.).

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Чудесный мешо­чек». В мешочке лежат мелкие игрушки одного вида (или матрешки, или грибочки, или елочки) не больше пяти штук, а вышедший ребенок, запуская руку в мешочек, не подглядывая (дети следят за этим) определяет, что там лежит и сколько. Назвав какие предметы и сколько, ребенок достает их (например, четыре матрешки). Дети удостоверяются: прав он или нет. Количество предметов и сами предметы в мешочке должны меняться. Воспитатель меняет их неза­метно для водящего, который выходит из комнаты, а воспитатель в это время определяет вместе с детьми, что и сколько ему положить
в мешочек, например, три елочки. Для следующего водящего количество предметов берется другое и предметы другие (например грибочки)/  

Можно усложнить задачу, предложив детям отсчитать из большего количества лежащего в мешочке названное меньшее, определив на

53

ощупь, что же там лежит, и отсчитав на ощупь названное количество. Например, в мешочке лежит пять грибочков, а ребенку предлагают до­стать три из того, что там лежит. Ребенок опускает руку в мешочек, оп­ределяет предметы, называет их: «в мешочке грибочки». Дети говорят ему: «Вытащи три грибочка». Ребенок выполняет: вытаскивает из ме­шочка руки с грибочками и показывает детям. Дети пересчитывают и определяют, так ли он выполнил их поручение.

Воспитатель предлагает детям встать в круг и, вспомнив знакомые считалки, посчитаться, говоря голосами или карликов, или великанов. Первого водящего воспитатель выбирает сам, идя за кругом, закрыв глаза и предупредив детей, что считать будет тот, до кого он случайно дотронется. Выбранный первый водящий может говорить считалку и пересчитывать один или выбрать себе напарника, произносить счи­талку или «грубым» голосом великана, или «писклявым» голосом кар­лика. Игрок, который выходит по считалке, ставится следующим водя­щим, и также выбирает себе напарника и «голос» для произнесения считалки. Игра повторяется в общей сложности три-четыре раза.

Примеры считалок:

Шла кукушка мимо сада,

Поклевала всю рассаду.

И кричала: ку-ку, мак —

Отжимай один кулак!1

Яблочко катится

Вокруг огорода.

Кто его схватит —

Тот воевода2.

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышла свинка погулять.

А за свинкой серый волк,

Волк-то в свинках знает толк3.

АППЛИКАЦИЯ сюжетная

 «Наш город»

Задачи. Учить детей вырезать дома из бумаги, сложенной гармош­кой или дважды пополам. Совершенствовать технику вырезания нож-

1         См.: Литература и фантазия: Сборник стихов для детей / Сост. Стрель­цов Л. Е. - М.: АРКТИ, 1997. С. 89.

2         См.: Полная хрестоматия для дошкольников с методическими подсказка­
ми для педагогов и родителей: В 2 кн. — Екатеринбург: У-Фактория, 2005.
Кн.2 / Сост. С. Д. Томилова. С. 48.

3         Там же. С. 47.

54

ницами: на глаз по прямой (стены домов), по косой (крыши) и по сги­бам (окошки).

Развивать композиционные умения — при создании панорамы го­рода ритмично располагать дома рядами, начиная сверху и частично перекрывая изображения.

Предварительная работа. В самостоятельной художественной де­ятельности небольшая группа детей готовит основу для будущей ком­позиции — тонирует большой лист бумаги или полосу обоев, деля пространство на две части (2/3 — земля зеленого или желто-коричне­вого цвета; в самом низу две полосы дороги серого цвета, разделенные белой разметкой; '/3 — голубое или синее небо — см. рис.). Экскурсия по городу или рассматривание иллюстраций, открыток с панорамами города.

Материалы, инструменты, оборудование. Полоски цветной бума­ги разной ширины для вырезания зданий, прямоугольники и полоски цветной бумаги для вырезания окон, простые карандаши, ножницы, клей, клеевые кисточки, клеенки, салфетки, бумажные и матерчатые, большой лист бумаги или полоса обоев для создания общей компози­ции.

Содержание занятия. Воспитатель показывает детям основу для будущей композиции, поясняет, что сейчас здесь простор — земля (нижняя часть листа) до самого горизонта (проводит рукой, показывая линию горизонта) и небо. «Но скоро-скоро здесь поднимутся к самому небу дома, в домах поселятся люди, по дорогам побегут машины... И сделаем это мы с вами. Создадим свой город. Город большой, домов в нем тоже очень много. Сейчас я вам покажу, каким образом можно создать большой красивый дом».

— Я хочу построить кирпичный дом, поэтому возьму лист оранже­вого цвета. В моем доме будет два этажа, поэтому я сложу бумагу попо­лам. Разверну, видите — это первый этаж, а это второй. Сколько в мо­ем доме будет подъездов? Посмотрим. Сложу бумагу в другом направ­лении — сначала пополам, а потом еще раз пополам. Разверну. Помогите мне сосчитать подъезды: один, два, три, четыре — всего че­тыре подъезда. Снова сложу подъезды и вырежу крыши — вот так — срезаю уголок с одной стороны, а потом с другой. Разверну — получил­ся дом с крышами. Теперь нужно смастерить окна. Беру узкую полоску бумаги желтого цвета. Складываю пополам и еще раз пополам, разгла­живаю сгиб. Разворачиваю и разрезаю точно по сгибам, чтобы окошки получились одинаковыми. Выкладываю окошки на дом. Видите, око­шек не хватает. Беру еще одну полоску бумаги, другого цвета (напри­мер, синего, розового) и делаю точно такие же окошки. Выкладываю окошки, чередуя их пб цвету или просто так, будто в одних окошках го­рит свет, а в других нет (или шторы розового, голубого, зеленого цвета) и приклеиваю. Так нужно продолжать, пока в каждой комнатке моего

55

 

 

домика — на каждом этаже, в каждом подъезде — не будет по одному окошку. Я продолжу вырезать окошки, когда вы начнете делать свои домики.

Воспитатель приглашает одного ребенка показать детям способ изготовления домика, уточняет и комментирует действия, чтобы де­ти закрепили представление и еще раз повторили последователь­ность.

Дети самостоятельно выбирают цвет бумаги для своего домика и для окошек. Начинают вырезать. Воспитатель помогает советами и завершает свою работу, а также вырезает хороводы человечков (лен­точная аппликация), чтобы заинтересовать детей еще одним новым способом, который они будут осваивать во второй половине учебного года.

Дети переносят домики на общую панораму. Воспитатель помогает их разместить и объясняет, что сначала надо приклеить домики на ли­нии горизонта, а потом следующие ряды опускать все ниже и ниже, ча­стично накладывая домик на домик. Внизу у нас проходит дорога, по ней помчатся машины, которые мы с вами вырежем на следующем занятии.

Композиция «Наш город» вывешивается для общего обзора и об­суждения.

 

56

ПОЗНАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

«Наша улица»

Задачи. Знакомить детей с устройством и составлением простей­ших планов окружающего пространства, условными знаками и симво­лами, учить детей объяснять и проходить маршруты по описанию, со­блюдать правила безопасного поведения на улице.

Предварительная работа. 1. Изготовление панно «Город» на заня­тии по аппликации. 2. Экскурсия по прилегающей территории детско­го сада (для детских садов, расположенных в городе). Во время экскур­сии дети исследуют вместе с воспитателем, что есть в их районе, какие дома, дворы, что в них находится, было ли там что-нибудь интересное для детей: детская площадка, пруд с утками, зоомагазин и т. д. (Во вре­мя экскурсии воспитатель может сделать фотографии, которые потом будет обсуждать с детьми.)

Материал. План города, небольшие условные знаки-символы для разных мест в городе.

Содержание занятия. Воспитатель спрашивает детей, кто какой дом сделал. Чей дом находится, например, рядом с домом Иры, напро­тив Сашиного дома, между домом Насти и Андрюши и т. д.

Воспитатель спрашивает детей, знают ли они, как называется ули­ца, на которой они живут, улица, на которой стоит детский сад, какие еще названия улиц им знакомы. Затем воспитатель объясняет, откуда взялись некоторые названия улиц (по фамилии знаменитого челове­ка, по тому, какой она формы, ширины, куда ведет, по историческо­му событию, что было на месте этой улицы раньше и т. п.). Воспита­тель вспоминает с детьми, какие улицы были в Цветочном городе в книге про Незнайку, обсуждает, какие еще названия они могли бы придумать для этого города.

Воспитатель рассматривает с детьми план города, обсуждает с ни­ми, что обозначают серые полоски, круги и квадраты (улицы, площади и стоянки машин), зеленые (парки, скверы), голубые (пруды и речки). Дети придумывают названия для улиц города на плане: Сашина улица, Широкая, Кривая, Парковая, Каштановая улица и т. д. Воспитатель обсуждает с детьми, что им хотелось бы видеть на своей улице — дет­скую площадку, пруд, парк с белочками и т. п.

Воспитатель вспоминает вместе с детьми, что есть в городе (кафе, автозаправочные станции, больницы, парки природные и парки ат­тракционов и т. п.), спрашивает у детей, какие виды магазинов они знают, какие у них вывески, витрины. Рассматривает с детьми услов­ные обозначения для разных мест в городе: батон и связка баранок — булочная; ботинок — обувной магазин; ботинок и молоток — ремонт

57

 

 

обуви; кофта, юбка и брюки — магазин одежды; пуговица, иголка и нитка — ремонт одежды; мяч и кукла — магазин игрушек; коньки и санки — спортивный магазин; красный крест — аптека; чашка с под­нимающимся паром — кафе и т. д.

Затем воспитатель размещает на плане условные знаки-символы для разных мест в городе и показывает на плане, как пройти к какому дому или магазину. Предлагает детям при помощи мелких игрушек (машинок) проходить маршруты по инструкции на плане города — хо­дить или ездить друг к другу в гости, объясняя дорогу. Например, «иди прямо, потом поверни около красного дома, мой дом за парком»; «иди до пруда, обойди пруд, мой дом белый с голубыми балконами» и т. д. Затем сами дети рассказывают, кто куда идет.

Воспитатель объясняет, где проходят опасные дороги, по кото­рым ездят машины, где находятся стоянки машин, через которые нельзя проходить, т. к. за машинами не видно движения транспорта и т. д.

Воспитатель читает стихотворение Д. Чиарди «О том, у кого три глаза» (перевод Р. Сефа)1.

Воспитатель спрашивает у детей, какие светофоры они знают, для чего нужны светофоры, как они регулируют движение, что означа­ют зеленый и красный человечки на светофоре и обсуждает с детьми, где можно переходить улицу по переходу (объясняет разницу между подземным и наземным переходом, как надо переходить улицу по на­земному переходу). Воспитатель рассказывает, что на разных перекре­стках и в разных городах светофоры могут быть устроены по-разному: мигать, показывать бегущего и стоящего человека, ладонь — знак за­прета, но всегда красный цвет обозначает запрещение, а зеленый — разрешение. Рассматривает и обсуждает с детьми дорожные знаки, обозначающие надземный переход и др.

Воспитатель предлагает детям догадаться, почему те люди, кото­рые убирают или ремонтируют дороги, надевают одежду оранжевого цвета.

Воспитатель обсуждает с детьми стихотворение Гайды Лагздынь «В трамвае», спрашивает, как правильно нужно было бы вести себя мальчику.

—Сесть хочу я у окошка! —
Заявил в дверях Алешка.

—У окна сидеть хочу!
Не дадите? Закричу!

В течение всей недели воспитатель обсуждает с детьми основные правила поведения детей на улице и в транспорте.

См.: Сеф Р. Стихи для детей. Избранное. — М: Вагриус, 2004. С. 263.

58

 

 

ПРИМЕРНЫЕ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ НА УЛИЦЕ

1. Когда переходишь улицу, посмотри сначала налево, потом на­
право, убедись, что машин нет, проверь, чтобы горел зеленый свет,
и тогда переходи.

2. Будь осторожен, проходя мимо стоящих машин: неожиданно может открыться дверца и стукнуть тебя, машина может поехать, из-за
машины может появиться другая машина.

3. На улице нельзя играть в мяч, бегать между пешеходами, мешая им идти.

4. Если едешь на автобусе, трамвае, метро, не кричи, держись за ру­ку взрослого, чтобы не потеряться, не залезай с ногами на сиденье, не ешь и не бери с собой то, что может испачкать других людей.

5. Уступай места пожилым людям, которым труднее стоять, чем тебе, а если молодой человек уступил тебе место, предложи маме или другому взрослому, с которым ты едешь, подержать на коленях или по­ставить рядом на сиденье свою тяжелую сумку.

После занятия. Дети могут придумать другие необычные города, например, Ягодный город, Грибной, Рыбный и т. д. Описать, какие это города, какие там площади и улицы (например, в Рыбном городе ули­цы Золотой рыбки, Окуневая, площадь Щуки — весь город находится под водой; в Ягодном городе — Земляничная, Брусничная или Клюк­венная улица; улицы Лисичек или Свинушек, площадь Подберезови­ков или Маслят в Грибном городе и т. д.). Придумать, кто живет в этом городе, и разыграть ситуации, в которых жители этих городов могли бы оказаться.

РИСОВАНИЕ

«Деревья в нашем парке»

Задачи. Учить рисовать лиственные деревья, передавая характер­ные особенности строения ствола и кроны (береза, дуб, ива, осина), цвета; развивать технические навыки в рисовании карандашами, крас­ками и другими материалами. Совершенствовать изобразительные умения и развивать способности к созданию выразительных образов, используя различные средства изображения.

Предварительная работа. Экскурсия в парк, рассматривание дере­вьев (см. раздел «Природа»). Рассматривание изображений деревьев на картинках. Знакомство с репродукциями картин И. Шишкина, В. Вас­нецова, И. Левитана, А. Васильева.

Материалы, инструменты, оборудование. Листы бумаги белого, голубого и серого цветов; гуашевые краски, кисточки разных размеров, баночки с водой, матерчатые и бумажные салфетки, мольберт, незавер-

59

шенные рисунки, выполненные воспитателем для показа техники ри­сования (береза, дуб, ива, осина). Репродукция картины И. Левитана «Березовая роща».

Содержание занятия. Воспитатель выставляет на мольберте не­сколько пейзажей. Предлагает детям полюбоваться. Рассказывает, что многие известные художники — Шишкин, Левитан, Васнецов, Васи­льев — любили рисовать природу. Они выбирали очень красивые или чем-то другим интересные или памятные места, любовались сами и с нами поделились своей радостью, нарисовав красивые картины. Те­перь эти картины висят в музеях, и каждый человек может прийти или даже приехать издалека, чтобы посмотреть на цих.

Проводит маленькую искусствоведческую беседу по содержанию картины И. Левитана «Березовая роща», задавая вопросы: что изобра­жено на картине, какое время года и какое время суток (как об этом до­гадались?), какой это лес (березовая роща), какое настроение в таком лесу?

Воспитатель сообщает, что даже настоящие художники не сразу на­учились писать картины. Они долго-долго учились и каждый день много рисовали. И даже когда стали художниками, для каждой карти­ны сначала писали этюды — небольшие наброски карандашом или уг­лем, чтобы лучше понять, как выглядит то или иное дерево, тот или иной предмет.

Вот и мы с вами сегодня будем готовить этюды — рисовать отдель­ные деревья — березу и дуб, иву и осину, чтобы лучше узнать, как они выглядят, и научиться рисовать так, чтобы все могли сразу узнать, ка­кие это деревья. Воспитатель читает стихи о деревьях И. Токмаковой («Ива», «Осинка», «Дуб»):

Ива

Возле речки, у обрыва

Плачет ива, плачет ива.

Может, ей кого-то жалко,

Может, ей на солнце жарко.

Осинка

Зябнет осинка.

 Дрожит на ветру.

Стынет на солнышке.

Мерзнет в жару.

Дуб

Дуб дождя и ветра

Вовсе не боится.

Кто сказал, что дубу

Страшно простудиться?

60

 

Ведь до поздней осени

Дуб стоит зеленый,

Значит, — дуб выносливый.

Значит, — закаленный.

Русская народная песенка

Береза моя, березонька,

Береза моя белая,

Береза кудрявая!

 Стоишь ты, березонька,

Стоишь ты, кудрявая,

Посередь долинушки;

На тебе, березонька,

Листья зеленые;

Под тобой, березонька,

Трава шелковая.

Воспитатель показывает детям изображения деревьев (береза, дуб, ива, осина и др.) Предлагает сравнить, чем деревья похожи и чем отли­чаются друг от друга (по форме и толщине ствола, размещению и тол­щине веток, форме кроны, окраске и др. признакам). (Привлекает опыт детей, полученный на экскурсии в осенний парк и стихотворные описания деревьев.)

Затем воспитатель показывает на демонстрируемых рисунках неко­торые приемы изображения: ствол будем рисовать всем ворсом кисти, а ветки — кончиком, ветки березки нарисуем тонкими, изогнутыми, а ветки ивы — свисающими вниз.

61

 

 

Учебные рисунки воспитатель убирает и напоминает детям задание: нарисовать лиственные деревья, чтобы они были как настоящие. Дети рисуют деревья по своему желанию — на одном или на нескольких ли­стах бумаги.

Воспитатель сообщает детям, что скоро они будут рисовать боль­шую картину «Осенний лес», и тогда пригодится то, чему научились се­годня, — рисовать разные деревья так, как будто они настоящие.

ПРИРОДА

«Природа в городе»

Задачи. Знакомить детей с природой ближайшего окружения, учить устанавливать причинно-следственные связи (растения и усло­вия их обитания, различия в условиях мест обитания в городе и в при­роде).

Предварительная работа. Наблюдения на прогулке и в уголке при­ роды.

Воспитатель проводит экскурсию в ближайший сквер или парк, где дети наблюдают за деревьями и кустарниками, травами. Дети рассматривают деревья. Воспитатель называет их характерные признаки: у березы белый ствол, у рябины ажурные листья, ель издали похожа на пирамиду и т. д. Дети сравнивают дерево и ку­старник. У кустарника много стволиков выходит из-под земли, а у дерева — один большой ствол. На чем растут ветки? (На ство­ле.) Дети трогают, нюхают ствол, кору разных деревьев. Сравни­вают хвойное и лиственное дерево: чем они похожи, чем отлича­ются? Чем отличаются лист дуба и хвоя сосны, ели? (Отличают­ся листьями, но хвоинки — это тоже листья.) У каких деревьев еще есть хвоинки? Чем отличается лист дуба (березы, осины) от листьев других деревьев? Ищут под деревьями плоды и семена де­ревьев, собирают их для коллекции. Воспитатель предлагает де­тям попробовать вытащить дерево из земли. Что держит дерево в почве? Его корни. Проводится подвижная игра «Раз, два, три, к дереву (к кустарнику) беги!» Воспитатель называет дерево, к ко­торому должны бежать дети. Выигрывает тот, кто первым найдет нужное растение и дотронется до него. В южных районах, где в это время еще много цветущих растений, можно обратить внимание и на них.

Во время прогулки воспитатель обращает внимание детей на дере­вья, клумбы на улицах, на наличие скверов, парков, водоемов вблизи детского сада. Каких птиц можно увидеть в парке? Верные спутники человека — воробей, голубь, ворона. Где еще они живут в городе? Что едят? Есть ли у них враги? Можно ли им чем-нибудь помочь? В север­ных городах в это время уже появляются синицы (летом они живут в лесу), прилетают снегири, свиристели.

62

 

Воспитатель организует наблюдение за городскими птицами. Чем они похожи и чем отличаются? (Например, у них есть крылья, клювы, перья и т. п. Все они — птицы, хотя и отличаются по окраске, величи­не. Одни из них прыгают, другие ходят.) Почему эти птицы прилетели в парк? Что они могут здесь съесть, где спрячутся? Важно, чтобы дети осознали самые простые взаимосвязи — если в парке растет рябина, значит, здесь могут появиться снегири, свиристели, которые едят эти ягоды.

Дети рассматривают растения в зимнем саду, в уголке природы. Есть ли среди них похожие на деревья (они так и называются — древо­видные), кустарники, травы?

Материалы, оборудование. Фотографии, рисунки улиц, парков, скверов, водоемов, животных и растений города; лупы.

Содержание занятия. Воспитатель вспоминает с детьми, какие де­ревья они рассматривали на прогулке, их особенности, строение (есть ствол, кора, корни, ветки, листья, плоды и семена); чем они отличают­ся друг от друга и от других растений (кустарников, трав).

Педагог напоминает детям, что в земле дерево держат корни, они же помогают растению получать воду и полезные вещества из почвы для своего роста. Что растет на ветках дерева? (Листья, цветки, а потом — плоды и семена.) Осенью листья опадают. Почему мы называем сосну, ель, дуб деревьями? (У них один большой ствол.)

Воспитатель вспоминает с детьми, какие еще растения, кроме дере­вьев, они видели на прогулках, показывает картинки с их изображени­ями. Делает вывод: у этих растений нет такого большого твердого ство­ла, а есть маленькие нежные стебельки. Эти растения называются тра­вами. В заключение воспитатель подчеркивает, что у каждого растения есть листья, плоды, цветки, корни, но у всех они разные. По листьям, цветкам, плодам, стволу мы можем узнать деревья, отличить сосну от дуба, липы, березы и т. д.

Педагог спрашивает, где чаще всего отдыхают люди. Кто отдыхает в парке, кто — на берегу реки. Предлагает детям ответить на вопросы: для чего люди создают парки, скверы? (В них отдыхают, любуются природой.) Чем парк, сквер похожи на лес? (Есть деревья, кустарники, травы, например, сирень, жасмин, шиповник и др.) А чем они отлича­ются от леса? (В парке и в сквере растения сажает человек, а в лесу они растут сами.) Парк — это «дом» для многих животных и растений. Здесь можно обнаружить птиц, белок, бабочек; деревья, кустарники, травы, которые привезены издалека (например, каштан). На газонах и клумбах сажают специально выращенные растения, которые краси­во цветут.

Педагог предлагает детям вспомнить, чем город отличается от леса (если вы живете в тундре, значит, — от тундры и т. п.). В городе много зданий, улиц, машин. Что мы видим в лесу? Деревья, кустарники, тра­вы, зверей, птиц, насекомых. Живут ли они в городе? (Да, но только те,

63

кто смог приспособиться к городским условиям.) А где, по мнению де­тей, всем им лучше живется — рядом с человеком или в лесу, на приро­де? Почему? (Растениям в городе не всегда хватает земли и чистого воз­духа, животным мешает шум.)

Педагог спрашивает детей, какие растения они видели в своем го­роде, поселке. Показывает картинки с изображением разных растений и спрашивает, какие из них знакомы детям, можно ли их обнаружить в городе.

Дети выбирают из предложенных картинки с изображением разных деревьев, которые можно увидеть в городе (например, березы, липы, дуба, ели, сосны, лиственницы), и кустарников (шиповника, снежноя­годника, желтой акации).

Воспитатель рассказывает, что деревья можно назвать «зелеными пылесосами», так как они очищают городской воздух. Чем больше де­ревьев, кустарников, трав растет рядом с нами, тем лучше живется и людям, и животным. Растения служат «домом» и столовой для мно­гих птиц, насекомых и других животных.

В заключение воспитатель вместе с детьми приходит к выводу, что в городе, как и в лесу (на лугу, в тундре и в степи) живут раз­ные растения. Некоторые из них приспособились к жизни в не­обычных для них условиях и стали постоянными спутниками чело­века. Растения делают наш воздух чище. Деревья, кустарники в го­роде нуждаются в заботливом отношении. Но самое главное — по­мнить, что парки, скверы, реки и озера, — это не только места от­дыха, но и «дома» для многих растений, животных. И, значит, мы должны беречь их.

После занятия. Если позволяют погодные условия, посадите дере­вья, кустарники, травы на территории детского сада, в парке, в сквере с участием детей и родителей.

ЛЕПКА сюжетная

«Наш пруд»

Задачи. Познакомить детей со скульптурным способом лепки.

Учить оттягивать от всего куска пластилина или глины такое коли­чество материала, которое понадобится для моделирования шеи и го­ловы птицы; свободно применять знакомые приемы лепки (вытягива­ние, загибание, прищипывание, сглаживание пальцами или влажной тряпочкой) для создания выразительного образа.

Развивать чувство формы и пропорций.

Предварительная работа. Рассматривание изображений водо­плавающих птиц в энциклопедиях, книжных иллюстрациях, альбо­мах, календарях и пр. Беседа о внешнем виде и образе жизни птиц,

64

 

живущих в городе. Знакомство со скульптурой малых форм (образы птиц и других животных). Создание панорамы озера из фольги или зеркала.

Материалы, инструменты, оборудование. Пластилин, глина или соленое тесто; бусинки или мелкие пуговички для глаз, матерчатые и бумажные салфетки, стеки, поворотный диск, клеенки, карточки с изображением водоплавающих птиц (утки, лебедя, гуся).

Содержание занятия. Воспитатель читает детям рассказ К. Д. Ушин-ского «Уточки»:

«Сидит Вася на бережку; смотрит он, как уточки в пруде кувырка­ются: широкие носики в воду прячут, желтые лапки на солнышке су­шат. Приказали Васе уточек стеречь, а они на воду ушли — и старые и малые: как их теперь домой загнать? Вот и стал Вася уточек кли­кать: «Ути-ути-уточки! Прожоры-тараторочки, носики широкие, ла­почки перепончатые! Полно вам червячков таскать, травку щипать, тину глотать, зобы набивать — пора вам домой идти!» Уточки Васю послушались, на берег вышли, домой идут, с ноги на ногу перевали­ваются».

Воспитатель спрашивает детей, понравились ли им Васины уточки, какие они, — как выглядят, как передвигаются. Предлагает самим сле­пить свой пруд, на котором будут жить не только уточки, но и другие водоплавающие птицы — гуси, лебеди и их птенцы. Показывает пруд, изготовленный из зеркала или фольги, сообщает, что птицы будут здесь плавать и любоваться своим отражением в воде.

Воспитатель знакомит детей с новым — скульптурным — способом лепки.

— Дети, водоплавающие птицы имеют особое строение тела, чтобы легко было плавать и летать. А лепить их лучше всего особым спосо­бом — из целого куска пластилина (глины), не деля его на части. Так создают свои скульптуры художники — скульпторы. Посмотрите: я беру кусок пластилина размером с кулачок, разминаю его, чтобы он ме­ня слушался, был мягким, «послушным», податливым. Задумываю птицу, представляю себе, как утка выглядит, и начинаю лепить. Здесь у меня будет голова, а здесь хвост. От передней части оттягиваю паль­цами небольшое количество пластилина, но не отрываю, а сразу начи­наю лепить шею и голову — приподнимаю вверх, слегка изгибаю и за­кругляю. Клюв у уточки широкий — вытягиваю немного пластилина и округляю. Рассматриваю уточку со всех сторон. Вытягиваю хвостик и заостряю. Крылышки прорисую стекой. Лапок не видно, потому что моя уточка поплывет. Смотрите. (Воспитатель помещает уточку на
«зеркальный пруд».)

— Как вы думаете, как бы я лепила птицу, если бы задумала не уточку, а гуся или лебедя? Да, этих птиц можно лепить точно так же, только постараться во время лепки передать особенности внеш­него вида: у гуся шея длиннее, чем у утки, и клюв с нашлепочкой


65


 

вверху; а у лебедя шея тоньше, чем у гуся и грациозно изгибается. Посмотрите, как моя уточка превратится сначала в гуся, а потом в лебедя.

Воспитатель берет вылепленную им уточку, вытягивает шею, видо­изменяет нос и показывает детям гуся. А потом еще сильнее вытягива­ет и изгибает шею, прищипывает крылья и показывает детям лебедя.

Уточняет, в чем особенность скульптурного способа лепки, и пред­лагает детям лепить этим способом водоплавающих птиц, чтобы со­здать панораму «Наш пруд».

По окончании занятия воспитатель спрашивает, кто кого слепил, и удалось ли это сделать скульптурным способом, не отрывая кусочки пластилина (глины, соленого теста).

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

«К нам бегут автобусы»1

Задачи. Развивать поэтический слух детей: учить слышать «музыку» стихов, чувствовать их ритм, познакомить с приемом замены некоторых слов характерными звуками. Способствовать развитию воображения.

Содержание занятия. Воспитатель обращается к опыту детей: «Раньше мы с вами играли с машинками, рисовали и конструировали их. А сейчас я прочитаю вам стихи, в которых о машинах говорится, как будто они живые».

Воспитатель спрашивает детей: знакомо ли им выражение «нере­шительный человек»? Нерешительный, — это какой? (Тот, который долго не может принять решение — делать что-то или не делать, пойти куда-нибудь или не пойти и т. д.)

1 Э. Мошковская.

66

— Но, оказывается, не только люди бывают нерешительными. По­слушайте стихотворение, которое называется «Нерешительный трам­вай». В нем трамвай рассуждает о том, ехать ему или не ехать. (Читая, воспитатель подчеркивает голосом переживания трамвая.)

Нерешительный трамвай

Говорит себе: «Решай, —

Ехать или же не ехать,

 Если ехать, то давай!

Я поеду! Решено!

Пассажиров уж полно,

Вот войдет еще один

И поеду: динь-динь-динь!»

Не садится пассажир,

Он пешком идти решил.

—Я обижен навсегда!

Не поеду никуда!

Не поеду я, и точка.

Сходит мама,

Сходит дочка.

—Погодите! Вы куда?

Я поеду. Да-да-да!

Я поеду! Динь-динь-динь!

Сходит папа,

Сходит сын,

Сходят бабушки и внуки,

Ах, какие это муки!

—Что же делать, —

Подождать?

Или ехать?

Погадать:

 «Мне не ехать?

Или ехать?

Или...»

Пассажиры выходили.

—Не поеду ни за что,

Настроение не то.

Не поеду. Нет, поеду!

67

 

Да, поеду!

Нет, постой.

Ну,зачем же я поеду,

 Если я совсем пустой?

(Э. Мошковская)

—   Почему это стихотворение так называется? Что никак не мог ре­шить трамвай? (Дети отвечают.) Как отнеслись пассажиры трамвая к такой нерешительности? (Они вышли.) Как отреагировал трамвай на это? (Он обиделся.)

А вы хотите побыть в роли нерешительного трамвая? Тогда я еще раз прочитаю стихотворение, а вы лицом и жестами изображайте размыш­ления трамвая. (При повторном чтении воспитатель вместе с детьми может сопровождать чтение действиями, показывая, как можно оби­деться, как просить людей не уходить, как «гадать на ромашке» — ехать или нет.)

—   А теперь послушайте еще одно стихотворение, про автобус. (Читает стихотворение Э. Мошковской «Автобус, который плохо учился».)

Остановился.

Едва разбежался

И д

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...