Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные периоды развития профессионала по Е.А. Климову




1. Стадия предигры (от рождения до 3 лет). В этот период происходит освоение функций восприятия, движения, речи. В ходе совместной деятельности ребенка и взрослого ребенок знакомится с «именно человеческими» способами употребления предметов, с простейшими правилами поведения и моральных оценок, которые становятся основой для дальнейшего развития и приобщения человека к труду.

2. Стадия игры (от 3 до 6–8 лет). Кризис трех лет, как известно, характеризуется проявлением своеволия, упрямства, стремлением освободиться от власти взрослого. Такое поведение нередко является поводом для беспокойства родителей, но в то же время это – важнейшие признаки зарождения субъектности у ребенка. В ролевых играх происходит овладение «основными смыслами» человеческой деятельности, а также знакомство с конкретными профессиями (игры в шофера, врача и т.д.). В играх по правилам у детей формируются такие социальные качества, как умение слушать и понимать других, продуктивно взаимодействовать со сверстниками. К концу периода ребенок усваивает схему мысленного анализа труда: замысел, материал, инструмент, действия, результат. Потребность выполнять серьезную деятельность неигрового типа, способность выполнять задания и волевой саморегуляции деятельности являются основой для овладения учебной деятельностью.

3. Стадия овладения учебной деятельностью (от 6–8 до 11–12 лет). На этой стадии происходит интенсивное развитие функций самоконтроля, самоанализа, способности планировать свою деятельность и доводить дело до конца. Одним из важнейших новообразований этого периода являются способность «узнавать о своем незнании» и конструктивное отношение к своему незнанию или неудаче. Ребенок становится субъектом по отношению к трудовой деятельности. В процессе усвоения знаний по учебным предметам ребенок получает представление об их связи с различными профессиями. Внеучебная жизнь школьника предоставляет ему возможность участия в самых разных видах деятельности, таких как обслуживание себя и других, наблюдение и уход за домашними животными и питомцами живых уголков, организация досуга и творческая деятельность. Так расширяются представления ребенка о роли и значении труда в жизни, формируется уважительное отношение к труду.

4. Стадия «оптации» (от 11–12 до 14–18). Понятие «оптация» происходит от лат. optatio – желание, выбор. Активное формирование самооценки, повышение ее роли в регуляции поведения, интерес к своей личности и личностным качествам других людей, к межличностным отношениям и смысла человеческой активности, стремление к самоизменению и самовоспитанию – все это процессы, характеризующие субъектное развитие подростка. Многие из них проявляют интерес к обсуждению своего будущего, «примеривают» себя к разным профессиям. Учебные интересы в этом возрасте часто связываются с мечтами о профессиональном будущем. Таким образом, подготовка к жизни, к труду, сознательный и ответственный выбор и планирование профессионального пути – главные задачи данного этапа. Но представления подростков о будущей профессии, как правило, идеализированы, не основаны на реальных знаниях, а профессиональные планы требуют дальнейшей конкретизации.

«Оптантом» называют не только подростка. Оптант – это человек, стоящий перед выбором профессии вообще, а данная проблема может стать актуальной не только в подростковом возрасте. Этапы дальнейшей профессионализации в меньшей степени определяются возрастными периодами и в большей степени отражают индивидуальный профессиональный путь личности. Некоторые из них человек может проходить несколько раз, а до некоторых он, может быть, никогда не дойдет.

5. Стадия адепта или стадия профессиональной подготовки (от 15–18 до 16– 23 лет). Выбрав профессию, человек становится ее приверженцем или «адептом» (от лат. adeptus – достигший). Задача этого периода – освоение основных операциональных и ценностных характеристик выбранной профессии. Виды профессиональной подготовки разнообразны как по предметным областям, так и по срокам подготовки. Переход от общего образования к профессиональному предполагает ряд внутренних (в сфере личности и ее самосознания) и поведенческих перестроек, поэтому его еще называют периодом учебно- производственной адаптации. В этот период молодой человек получает более объективные знания о будущей профессии, которые не всегда совпадают с его представлениями. В связи с этим нередки случаи разочарования и принятия решения об уходе из выбранной профессии. Осваивая профессиональные знания, умения и навыки, будущий специалист нередко обнаруживает, что его индивидуально-психологические особенности не позволяют ему эффективно осуществлять профессиональную деятельность. Он может либо отказаться от данной карьеры, либо развивать в себе недостающие качества, опираясь на внутренние и внешние ресурсы.

6. Стадия адаптанта. Это – период погружения в профессиональную деятельность на конкретном рабочем месте продолжительностью от нескольких месяцев до 2–3 лет. Период адаптации на трудовом посту проживают как начинающие специалисты, так и люди, сменившие работу или прошедшие переподготовку. Если на предыдущем этапе происходит экстенсивное овладение профессией (студенты, слушатели и курсанты получают большое количество новой информации), то этап адаптации характеризуется постижением профессии «вглубь» (теоретические знания находят практическое применение, изменяется качество профессионала и профессиональной деятельности). Поскольку социальные и деятельностные нормы учебного заведения и производственного коллектива различны, молодой специалист должен найти в себе силы распознать, понять, почувствовать новые, непривычные для него нормы, регулирующие поведение, образ жизни, манеры, внешний облик профессионала, и «вписаться» в контекст этих норм. К концу периода адаптации работа обретает новый смысл, появляется понимание правильности сделанного выбора, уточняются критерии оценки себя как профессионала. Теперь есть возможность определить их не извне, как раньше, а непосредственно, находясь внутри профессии, проверяя их на себе.

Эта и все последующие стадии предполагают дальнейшее вхождение человека в профессию, в систему межчеловеческих отношений в данной общности, развитие всех элементов структуры субъекта деятельности.

7. Стадия «интернала». Это – период вхождения в профессию в качестве полноценного коллеги, способного стабильно и качественно работать.

«Интернал» (от англ. internal – внутренний) – это специалист, которого сотрудники воспринимают, как «своего среди своих», человек, который вошел в профессию, стал представителем профессионального сообщества. Опытный,

«наторевший» в своем деле работник любит свое дело и может самостоятельно и надежно справляться с основными профессиональными функциями на данном трудовом посту. Профессиональная деятельность насыщается личностными проявлениями и перерастает уровень формально осуществляемого ремесла, работник овладевает технологическими тонкостями дела. В свою очередь, профессиональная деятельность оказывает влияние на профессиональное развитие личности. Ежедневно осуществляемые функции формируют профессиональные привычки, профессиональные особенности личности и профессиональное самосознание, выражающееся в осознании своей профессиональной принадлежности, отношении к себе как к профессионалу, знании своих сильных и слабых сторон, а также о путях самосовершенствования и возможных зонах успехов и неудач.

8. Стадия мастера. Мастером называют работника, который заметно выделяется на общем фоне, он лучший среди обычных хороших работников. Мастер способен решать и простые, и самые трудные профессиональные задачи, которые не все коллеги могут выполнить. Он обладает какими-то специальными качествами, умениями, широкой ориентировкой в профессиональной области и имеет неповторимый индивидуальный стиль деятельности. На этой стадии работник становится в чем-то незаменимым (невоспроизводимым), что может выражаться, в том числе, и в формальных показателях квалификации (разряде, категории, звании). Ему присущи высокий уровень профессиональной рефлексии, критическая и адекватная оценка многообразия сторон собственной личности, деятельности, интересов, знаний и умений. Со временем совершенствуются отдельные, профессионально востребованные психические функции, например, избирательность внимания, зрительная или слуховая память, цветовосприятие и т.д. Профессиональное развитие позволяет по- новому, творчески решать производственные задачи, находить неординарные решения в любой сфере деятельности.

9. Стадия авторитета. Это – продолжение стадии мастерства, когда работник стал лучшим среди мастеров. Он известен в собственном профессиональном кругу и даже за его пределами, в том числе и на межотраслевом уровне, в стране и за рубежом. В зависимости от принятых в данной профессии форм аттестации он имеет те или иные высокие формальные показатели квалификации (разряд, категорию, «чин», звание, ученую степень и пр.), награды и знаки отличия. С мнением авторитета считаются коллеги и руководители. Несмотря на снижение физических сил и энергии, он также эффективно, а иногда и более успешно решает профессиональные задачи за счет большого опыта, умения организовать свою работу и окружить себя помощниками. Человек, развивающийся последовательно, достигает уже второй «творческой кульминации»: он может обобщить свой жизненный опыт, упорядочить его и активно использовать его в работе. В связи с этим появляются новые творческие и организаторские способности, незаменимые для руководящих должностей.

10. Стадия наставника. Наставник в широком смысле слова – это человек, у которого коллеги готовы поучиться, перенять опыт. Эта стадия является продолжением стадии авторитета и высшим проявлением стадии мастерства. Работник становится не просто великолепным специалистом в своей области, но и Учителем, способным передать свой опыт ученикам и воплотить в них часть своей души. Профессионал, ставший Учителем-Наставником, является носителем профессиональной культуры. Немногие люди достигают такого уровня профессионального развития. Как правило, это происходит в зрелом или преклонном возрасте, когда многие психические функции угасают и физическая активность уменьшается. Но социальная активность в этом случае не только не снижается, но часто позитивно влияет на физическое состояние человека. Продолжение профессионального творчества, анализ, обобщение и передача своего профессионального опыта делают жизнь наполненной, осмысленной и перспективной.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...