Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Участие общественности в деятельности по раскрытию преступлений




Содержание и значение помощи общественно­сти. Различные формы участия общественности в борьбе с преступно­стью нашли отражение в уголовно-процессуальном законе. При этом имеется прямое указание закона о том, что, «производя расследование, следователь должен широко использовать помощь общественности для раскрытия преступлений и для розыска лиц, их совершивших, а также для выявления и устранения причин и условий, способствующих со­вершению преступлений» (ст. 128 УПК РСФСР). Вместе с тем в проек­те нового УПК такая норма отсутствует.

Во многих случаях правильное использование помощи обществен­ности способствует сокращению затрат времени, средств и усилий следственных органов на расследование преступлений.

Когда говорят об участии или содействии общественности в борьбе с преступностью, под этим следует понимать действия, осуществляе­мые добровольно лицом или группой лиц, которые не несут обязанно­сти оказывать содействие или участвовать в выполнении определенной.работы. Речь может идти только о чувстве долга и моральной обязан­ности.

Нормативное регулирование отдельных форм участия обществен­ности в уголовном судопроизводстве в принципе возможно, но право­вое регулирование не является характерным или необходимым призна­ком этого института. Нормативное регулирование целесообразно там, где создаются массовые общественные организации, одной из задач которых является участие в борьбе с правонарушениями и преступле­ниями.

Участие общественности на этапе раскрытия преступлений можно подразделить в зависимости от ее исходных начал на два основных ви­да:

а) помощь или содействие следователю, оперативному работнику или какому-либо государственному органу в целом по собственной инициативе представителей общественности;

б) помощь общественности, оказываемая по инициативе органов прокуратуры, предварительного следствия и органов дознания.

Содействие и помощь органам следствия и дознания в раскрытии преступлений оказывается: отдельными лицами или группами лиц, не являющимися членами или представителями каких-либо обществен­ных организаций; отдельными лицами или группами лиц, являющими­ся членами или представителями общественных организаций (добро­вольных народных дружин, товарищеских судов). Сюда же относятся общественные помощники следователей, внештатные сотрудники от­делов внутренних дел и т.п.

Участие и помощь общественности в раскрытии преступлений по своему содержанию и целям может носить различный характер.

Помощь общественности в выявлении и обнаружении преступ­лений. Эта форма помощи может иметь место как до возбуждения уголовного дела, так и в процессе расследования. Важно, чтобы пред­ставители общественности помогали выявлять и обнаруживать призна­ки предварительного следствия по своей инициативе.

Привлекая общественность к обнаружению преступлений, следова­тель и особенно оперативный работник имеют всегда больше возмож­ностей к раннему или быстрейшему пресечению преступной деятель­ности, которая носит продолжающийся характер.

Конкретная помощь представителей общественности на данном этапе выражается в следующих формах:

а) сообщение о готовящихся или совершенных преступлениях;

б) проведение проверок, рейдов, контрольных закупок с целью об­наружения признаков различных преступлений;

в) выступления в печати с обличающими материалами о каких-ли­бо фактах, содержащих признаки преступления;

г) помощь следователю в выявлении как новых эпизодов преступ­ной деятельности, так и потерпевших или очевидцев;

д) помощь следователю со стороны лиц, обладающих специальны­ми познаниями, имеющими значение для раскрытия преступления, оказываемая по инициативе этих лиц.

Инструктаж, разъяснительная работа среди населения должны спо­собствовать тому, чтобы каждый гражданин четко представлял себе, что он может и должен сделать, когда сталкивается с фактом преступ­ления. Большое значение в этом смысле имеет своевременная и квали­фицированная ориентировка общественности об опасных преступлени­ях, совершаемых неоднократно одним и тем же способом и остающих­ся нераскрытыми.

Участие общественности в преследовании и задержании пре­ступников. Эта форма помощи органам милиции и следствия носит довольно распространенный характер, но является одной из наиболее сложных. Практика показывает, что нередко граждане по собственной инициативе и только своими силами организовывают преследование и задержание лиц, совершивших преступления. В таких случаях предста­вители государственных органов не имеют возможности своевременно включиться или как-то руководить их действиями. Поэтому здесь воз­можны различные эксцессы, как связанные с опасностью для предста­вителей общественности, так и иного плана. Задача органов милиции состоит также в том, чтобы при первом же сообщении о случившемся подобном факте безотлагательно оказать помощь представителям об­щественности или провести задержание своими силами.

В других случаях общественность оказывает помощь в преследова­нии и задержании преступника по просьбе оперативного работника или следователя. На представителей государственных органов в дан­ном случае с этого момента ложится ответственность по обеспечению безопасности лиц, которые ему оказывают такую помощь. Нельзя до­пускать, например, без соответствующих мер безопасности задержание вооруженного преступника лицами, не имеющими оружия.

Содействие общественности в производстве первоначальных следственных действий. Не следует думать, что общественность сле­дует шире привлекать к участию в производстве любых следственных действий. Во-первых, это ведет к определенным организационным и иным трудностям в работе следователя во-вторых, может повлечь ка-

кие-то нежелательные последствия для самого представителя обще­ственности. Подход к привлечению общественности для оказания по­мощи в проведении тех или иных следственных действий должен но­сить избирательный характер.

Следователь или оперативный работник при решении вопроса о том, кого следует пригласить для помощи при проведении следствен­ного действия, должны учитывать сложность или, напротив, простоту действий, которые нужно выполнить, а также их этические и нравст­венные аспекты. В частности, нежелательно привлекать родственников или близких потерпевших, подозреваемых и обвиняемых к „помощи в производстве таких следственных действий, как осмотр места проис­шествия, обыск, предъявление для опознания, задержание и некоторые другие.

Если помощь должна носить достаточно сложный характер и тре­бует определенных навыков или опыта, нужно предварительно убе­диться, что представитель общественности по своим субъективным ка­чествам подходит для такой роли.

Важно учитывать и тактические соображения в процессе производ­ства следственных действий с помощью общественности. Следует про­являть определенную осторожность, чтобы в число помощников сле­дователя не попало лицо, заинтересованное в исходе дела или причаст­ное к преступлению.

Помощь общественности органам дознания в осуществлении оперативно-розыскных мер. Работники органов дознания строят свою работу с общественностью с учетом специфических черт опера­тивно-розыскных мер. Представляется, что помощь общественности полезна как при осуществлении гласной оперативно-розыскной дея­тельности, так и при использовании негласных методов и средств.

Общественность может оказывать помощь в прочесывании местно­сти, подворных (поквартирных) обходах, заградительных мероприяти­ях, собирании различных сведений, справок и т.п.

Наиболее важной на этапе раскрытия преступления формой уча­стия общественности является помощь в установлении лица, совер­шившего преступление. В данном случае речь идет о конкретной след­ственной ситуации, которая характеризуется трудностями в установле­нии преступника. Формы привлечения общественности к такому со­действию могут быть различны, но по содержанию помощь должна быть направлена на установление преступника. На практике встреча­ются такие следственные ситуации, когда длительное время не удается установить личность человека, труп которого обнаружен, когда не все потерпевшие сообщают о совершенном в отношении их преступлении и т.д. В подобных случаях следователь должен попытаться использо-

вать помощь общественности для установления личности погибшего, для выявления новых потерпевших, которые могут знать приметы пре­ступника, совершившего и другие преступления.

Средства привлечения общественности к оказанию помощи в раскрытии преступлений. Основными способами привлечения обще­ственности к содействию в раскрытии преступлений являются:

а) выступления на общих собраниях граждан по месту работы;

б) выступления на собраниях и сходах граждан — жителей како­го-либо микрорайона, небольшого населенного пункта, временного по­селения;

в) использование периодической печати, радио, телевидения;

г) личное устное обращение следователя (оперативного работника) к отдельным представителям общественности или общественным орга­низациям с просьбой об оказании помощи;

д) обращение к населению посредством распространения печатных или машинописных текстов типа объявлений;

е) использование в этих целях массовых мероприятий, объявлений в троллейбусах, трамваях, электричках.

Выбор названных средств привлечения общественности к участию в раскрытии преступлений зависит от характера содеянного, особенно­стей населенного пункта, содержания необходимой помощи, специфи­ки контингента лиц, к которым обращается следователь.

Важное значение в данном случае имеет соблюдение таких требо­ваний, как обоснованность, продуманность, выдержанность, психоло­гическое и тактическое осмысливание объема сообщаемых сведений, осторожность, отсутствие преждевременных выводов и оценок. Серь­езное, деловое отношение следователя, оперативного работника к при­влечению общественности к деятельности по раскрытию и расследова­нию преступлений почти всегда приносит большую пользу, подчас да­же в тупиковых ситуациях расследования по конкретному делу.

II

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...