Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие и виды взаимодействия 9 глава




Криминалистическая фотография — один из раз­делов криминалистической техники, представляющий совокупность научных положений и разработанных на ее основе фотографических методов и средств, используемых для запечатления и исследования криминалистических объектов.


К фотографическим средствам относятся съемочная и проекци­онная аппаратура, принадлежности и реактивы для обработки пленки и бумаги с целью получения фотоизображения. Под методами кри­миналистической фотографии понимают совокупность рекомендаций и правил по использованию ее средств, главным образом съемочной ап­паратуры для получения фотоизображения запечатлеваемого или ис­следуемого криминалистического объекта, которое отвечает предъяв­ленным требованиям.

Фотосъемка должна предшествовать любому другому способу фик­сации криминалистических объектов и выполняться в соответствии с научными рекомендациями. Оптимальной признается такая фотофик­сация, когда запечатлевается и цветовая гамма криминалистического объекта.

Система криминалистической фотографии состоит из двух частей:

оперативной и исследовательской, дифференцируемых по сферам при­менения. Средства и методы первой используются в криминалистиче­ской практике для отображения обстановки, в которой проводилось следственное действие, а также добытьк доказательств, организации уголовной регистрации, розыска преступников, похищенных вещей и в других направлениях.

Исследовательская фотография используется в экспертной деятель­ности для запечатления представленных эксперту криминалистических объектов и их исследования. Экспертиза посредством фотографиче­ских средств и методов позволяет выявить слаборазличимые и невиди­мые признаки криминалистических объектов, их цветовые и яркостные отличия, механизм следообразования. Фотографические аналитические методы используются также в целях исследования фотоснимков и фо­тоаппаратуры, фотоматериалов и химических реактивов при фототех­нической экспертизе.

Фотоизображения исследуемых объектов приобщаются к заключе­ниям экспертов, обосновывают и иллюстрируют их выводы. Фото­снимки, запечатлевшие фактические данные, важные для раскрытия и расследования преступлений, по своей правовой природе относятся к документам и могут использоваться в уголовном судопроизводстве в качестве источников судебных доказательств. Те из них, которые по­лучены вне сферы уголовного процесса, например, запечатлевшие под­готовку или совершение преступления, считаются вещественными до­казательствами и приобщаются к материалам дела специальным поста­новлением. Снимки, полученные в ходе следственных действий и кри­миналистических экспертиз, имеют статус приложений к соответству­ющим процессуальным документам.


2. Криминалистическая оперативная фотография

Криминалистическая оперативная фотография — это система научных положений, средств и методов фотосъемки, при­меняемых при производстве следственных действий и розыскных ме­роприятий. Под ее методами понимаются правила и рекомендации, ко­торые обеспечивают получение качественных фотографических изо­бражений запечатлеваемых криминалистических объектов.

Производя фотосъемку, нужно следить за тем, чтобы на объектах не было глубоких теней, маскирующих часть изображения. Тени мож­но ликвидировать дополнительной подсветкой или изменением точки съемки. Исправление фотоизображений посредством ретуши и других подобных приемов недопустимо.

Для фотографирования объектов, имеющих большие габариты либо протяженность, используется панорамирование. Оно применяется для запечатления длинных объектов в достаточно крупном масштабе, а также тогда, когда фотографируемые предметы не входят в кадр и нет возможности отойти от них на нужное расстояние. Панорамирование осуществляется путем съемки объекта по частям с последующим мон­тажом (склеиванием) отпечатков в фотопанораму. Различаются линей­ная, круговая и ярусная панорамы. ".

Съемка линейной панорамы производится с нескольких то­чек, равно удаленных от объекта, имеющего небольшую глубину вдоль оптической оси объектива. Это, например, длинное здание, же­лезнодорожный состав, участок автомагистрали и т.п. При съемке круговой панорамы фотографирование производится с одной точ­ки, но камеру после съемки каждого кадра поворачивают -вокруг вер­тикальной оси на некоторый угол. Аппарат рекомендуется установить на штатив, а для поворота использовать специальную головку с граду­ированной шкалой. Этот способ применяется при съемке объектов, расположенных по некоторому радиусу.

В отличие от кругового ярусное панорамирование осуществ­ляется поворотом фотокамеры вокруг горизонтальной оси и применя­ется для запечатления высоких объектов. При этом масштаб запечатле­ния нижних и верхних частей объекта будет неодинаков вследствие увеличения расстояния до точки съемки. В результате высотное зда­ние, например, приобретает на фотопанораме пирамидальную форму. Чтобы избежать этого, ярусное панорамирование лучше осуществлять, перемещаясь вдоль фронтальной плоскости объекта.

Фотопанораму можно получить с помощью специального аппарата типа «Горизонт», имеющего угол панорамирования по горизонтали 120°, а по вертикали — 45°. Однако чаще панорамную съемку произ­водят фотокамерами общего назначения типа «Зенит». Запечатлевая


им панораму, в каждый последующий кадр во избежание пропусков при монтаже следует включать 10 — 45 % площади снимаемого объ­екта, фигурирующей в предыдущем кадре. Наводку на резкость при панорамной съемке нужно производить с обязательным использовани­ем шкалы глубины резкости без повторной фокусировки объектива. Иначе получатся изображения неодинакового масштаба, что затруднит монтаж фотопанорамы.

При круговом панорамировании для каждого направления съемки выдержку определяют отдельно, но с таким расчетом, чтобы все нега­тивы были одинаковой плотности. Полученные кадры печатают на одинаковой фотобумаге в одном масштабе, следя за тем, чтобы совме­щаемые участки изображений на двух соседних снимках полностью совпадали и имели одинаковую плотность. Монтаж панорамы произво­дят, накладывая и склеивая совмещаемые участки изображений.

Метрическая съемка позволяет определить по фотоснимкам про­странственные характеристики запечатленных объектов (форма, разме­ры, положение). Необходимость в определении по снимкам размеров объектов и расстояний между ними возникает при расследовании раз­личных преступлений, в частности ДТП. Метрическая съемка основы­вается на расчетах по одиночному фотоснимку, сделанному аппаратом общего назначения с введением в кадр предметов известного размера, служащих масштабом. В следственной практике наиболее распростра­нены два вида метрической съемки: с линейным и глубинным масшта­бами.

Фотографирование с линейным масштабом осуществля­ется аппаратом, оптическая ось которого направлена перпендикулярно к плоскости съемки, в которой располагают и масштаб. Фотоаппарат устанавливают так, чтобы его задняя стенка была параллельна плоско­сти снимаемого объекта, а оптическая ось объектива проходила через его центр. Расстояние до объекта должно быть по возможности мини­мальным. Это позволит полнее использовать полезную площадь кадра и получить изображение нужного масштаба. При запечатлении круп­ных объектов масштабную линейку помещают на сам объект, но так, чтобы она не закрывала его существенных признаков. Съемку мелких предметов производят с масштабом, лежащим рядом.

Съемка с глубинным масштабом осуществляется фотоаппа­ратом, установленным оптической осью своего объектива в направле­нии, параллельном предметной плоскости, на которой расположены фиксируемые объекты и масштаб. В качестве масштабов используются ленты или квадраты. Съемку с ленточным масштабом производят так. Фотоаппарат устанавливают на штатив, а от него, вдоль оптической оси объектива, по полу или грунту протягивают ленту длиной 10—15 м,


шириной 10—15 см с хорошо заметными делениями, равными, как правило, главному фокусному расстоянию объектива. Первое деление ленты должно начинаться точно под объективом. Печать производят с полного кадра с увеличением в целое число раз.

В качестве квадратного масштаба используют лист картона, сторо­ны которого одинаковы и кратны фокусному расстоянию объектива. При съемке его укладывают так, чтобы ближайшая к аппарату сторона совпала с краем кадра. В основу расчетов размеров предметов и рас­стояний между ними положены известные закономерности, позволяю­щие вычислять эти параметры по масштабным снимкам. Определение размеров и расстояний по снимкам с ленточным или квадратным мас­штабом лучше поручить специалисту.

Использование сменной оптики. Сменная оптика (длиннофокус­ные и широкоугольные объективы) применяется в тех случаях, когда невозможно приблизиться к удаленному объекту или нельзя отойти от близко расположенного объекта, но необходимо получить изображе­ние нужного масштаба. При фотографировании таких объектов аппа­ратами типа «Зенит» с нормальным объективом удаленные объекты получаются в кадре. При выборе объектива для конкретных условий съемки следует руководствовать его фокусным расстоянием и дистанцией до объекта. При этом с небольшой погрешностью можно считать, что объект на негативе будет уменьшен/во столько раз, сколько фо­кусных расстояний объектива уложится в дистанцию между ними.

Фотосъемка при осмотре места происшествия. Для фиксации хо­да и результатов осмотра места происшествия осуществляются ориен­тирующая, обзорная, узловая и детальная виды съемки.

Ориентирующая съемка предназначена для запечатления мес­та происшествия вместе с прилегающей территорией. Ориентирующие снимки должны давать представление о расположении места происше­ствия на местности и отвечать на вопрос «где?». Поэтому в границы кадра нужно включать само место и окружающую его территорию. На ориентирующих снимках целесообразно запечатлеть расположение ме­ста происшествия относительно дорог, мостов, улиц, перекрестков и т.п., для его привязки к местности включить в кадр находящиеся вбли­зи постоянные ориентиры. Направление и дистанцию ориентирующей съемки определяют в зависимости от вида расследуемого преступле­ния и обстановки, в которой оно произошло. Здесь нередко приходить­ся запечатлевать обширные территории, для чего используют широко-угольные объективы или прибегают к панорамированию.

Обзорная съемка применяется для фиксации общего вида само­го места происшествия, поэтому кадр определяется его границами и должен отвечать на вопрос «что?». Точку съемки здесь выбирают так,


чтобы на снимке четко просматривались важнейшие элементы обста­новки места происшествия и их взаимное расположение. Если одного снимка недостаточно, прибегают к встречной или крестообразной съемке. В первом случае фотографирование осуществляют с двух, а во втором — с четырех противоположных точек. Если всю обстановку места происшествия включить в один кадр невозможно, производят панорамную съемку.

Узловая съемка предназначена для запечатления наиболее важ­ных в криминалистическом отношении объектов обстановки места происшествия: трупов, взломанных преград, дорожки следов ног и т.д. Эти снимки должны дать ответ на вопрос «как?».

Детальная съемка осуществляется для запечатления отдельных следов и иных важных особенностей места происшествия. Для наибо­лее полного отображения фиксируемых предметов съемка производит­ся в максимально возможном масштабе с использованием при необхо­димости удлинительных колец или специальной приставки. Фиксацию обычно осуществляют с верхней точки по правилам метрической съемки. Серия детальных снимков должна дать ответ на вопрос «каков результат?», а все фотографии места происшествия должны создать наглядное представление об обстановке, в которой произошло пре­ступное событие, зафиксировать ее максимально подробно, восполняя тем самым возможные погрешности протокольного описания.

Фотосъемка трупа включает ориентирующий, обзорный, узловой и детальные снимки. Вначале труп запечатлевают на фоне окружаю­щих предметов, затем производят его обзорную и узловую фиксацию. При этом важно точно передать позу и состояние трупа. Для этого его фотографируют сверху и с боков. Со стороны головы и ног снимать не рекомендуется, поскольку пропорции тела при таком ракурсе силь­но искажаются. Повреждения и особые приметы (раны, кровоподтеки, родимые пятна, шрамы, татуировки) следует фиксировать по правилам измерительной съемки, лучше всего на цветные фотоматериалы.

Фотографирование предметов — вещественных доказательств проводят в условиях, обеспечивающих их наиболее подробное запе-чатление. Для этого предметы вначале подвергают узловой съемке на месте обнаружения, а затем — детальной. При детальной фиксации предмет устанавливают в такое положение, в каком он обычно наблю­дается в действительности, и фотографируют те его стороны, на кото­рых имеется максимальное количество характерных признаков.

Фотосъемка следов начинается с их фиксации на фоне окружаю­щей обстановки или вместе с предметами-носителями. Затем выбира­ются наиболее четкие следы, которые запечатлевают каждый в отдель­ности по правилам детальной масштабной фотосъемки. Освещение подбирают с учетом степени выраженности в следах рельефа, цвета и иных характерных особенностей.


Фотосъемка при производстве обыска, предъявления для опоз­нания и проверки показаний на месте преследует цель зафиксиро­вать обстановку, в которой проводилось каждое из них, важнейшие моменты их выполнения и полученные результаты. Снимки помогают прокурору, адвокату, суду и другим лицам, изучающим уголовное де­ло, объективнее оценить собранные доказательства.

При проведении обыска фотографируют обыскиваемое помещение и сам объект с тайником. Затем запечатлевают открытый тайник. Если он имеет сложное устройство, то фиксируют основные узлы тайника, а затем — обнаруженные предметы.

При предъявлении для опознания вначале следует сфотографиро­вать всю группу предъявляемых лиц (предметов, обозначенных номе­рами), потом отдельно — опознанное лицо (объект). Если признаки, обеспечивающие опознание, выражены в цвете, съемку ведут на цвет­ные материалы.

Фотофиксация при проверке показаний на месте проводится для того, чтобы на снимках наглядно отобразить обстановку и места, ука­занные проверяемым субъектом. Съемку обстановки рекомендуется осуществлять с тех же точек, с которых делались фотографии при ос­мотре места происшествия. Если проверяются показания нескольких соучастников преступления, то фиксацию одних и тех. же объектов следует вести с одних точек.

Опознавательная фотосъемка применяется для фиксации внешно­сти преступников в целях их регистрации, розыска и опознания, а так­же трупов неизвестных субъектов для установления личности. Прави­ла этой съемки обеспечивают точную фиксацию внешних признаков человека, используемых для его идентификации посредством опозна­ния или портретной экспертизы.

С живых лиц делают три погрудных снимка: правый профиль, ан­фас (спереди) и вполоборота головы вправо, а также спереди в пол­ный рост. Если имеются особые приметы, то их запечатлевают на от­дельных кадрах, а при наличии особенностей на левой половине лица снимают и левый профиль. При фотосъемке анфас голове сидящего преступника придают такое положение, при котором горизонтальная линия, мысленно проведенная по наружным углам глаз, проходит че­рез верхнюю треть ушных раковин. На погрудных снимках арестован­ный запечатлевается без головного убора и очков, а волосы не должны закрывать лоб и уши. На снимке в полный рост его фотографируют в той одежде, в которой он был задержан. Погрудные портреты тради­ционно выполняют в 1/7 натуральной величины, подбирая такое осве­щение, при котором наиболее полно передаются контуры и особенно­сти лица. Фон должен быть однородного светло-серого цвета.


Опознавательная съемка трупов производится с соблюдением при­веденных рекомендаций, однако погрудные снимки делают анфас, в правый и левый профиль и полупрофиль. Снимают труп и во весь рост, а для фиксации особых примет — обнаженным. В необходимых случаях трупу перед съемкой судебный медик придает прижизненный вид: умывает, причесывает, открывает глаза, припудривает кровопод­теки.

Репродукционная фотосъемка — метод получения фотокопий с рукописных, машинописных, машиночитаемых и других документов, рисунков, чертежей, иных плоских объектов. Фотосъемка общего вида документа призвана зафиксировать его наиболее важные признаки. На снимке должны быть запечатлены: сам документ, включая поля и все детали текста (пометки, оттиски печатей и штампов, подписи и др.), а также имеющиеся повреждения (разрывы, обугливания, линии переги­ба и т.п.).

Фоторепродуцирование осуществляется, как правило, двумя спосо­бами: на репродукционной установке и контактным путем. В первом случае фотосъемку производят при освещении оригинала двусторон­ним равномерным светом, падающим под углом 25 — 30°. Документ должен быть параллелен плоскости фотопленки, а оптическая ось объектива направлена в его центр. С оригиналов на прозрачной основе фоторепродукции изготавливают контактным путем при проходящем освещении. С непрозрачных документов репродукции получают так называемьм рефлексным способом в отраженном свете. Копируемый оригинал кладут на твердую ровную основу, а на него эмульсионным слоем вниз — рефлексную фотобумагу. Затем бумагу плотно прижи­мают к оригиналу стеклом и освещают через подложку. После прояв-ки получается негатив, с которого и печатают позитивные фотокопии.

3. Криминалистическая исследовательская фотография

Криминалистическая исследовательская фото-графия представляет собой систему научных положений, средств и ме­тодов фотосъемки, используемых для фиксации и исследования объек­тов в ходе криминалистической экспертизы. Она призвана дать в рас­поряжение экспертов фотографические средства и методы анализа криминалистических объектов, а также обеспечить наглядную фикса­цию их общего вида и состояния, иллюстрацию результатов проведенных исследований.

Фотографические методы чаще всего применяются при экспертизе документов, когда какие-либо фрагменты текстов дописаны, замазаны, залиты, удалены механическим или химическим способом либо записи исчезли (угасли) от длительного хранения в неблагоприятных условиях.


Для исследования криминалистических объектов используется фо­тографическое изменение контрастов — метод получения фотоизоб­ражения с необычным соотношением яркостей при черно-белой съем­ке или цветопередачи — при цветной. В экспертной практике измене­ние контрастов чаще всего проводится в сторону его усиления в целях выявления нужных деталей изображения. Оно может быть достигнуто как в процессе съемки, так и путем специальной обработки негатива. В сложных случаях для достижения нужного эффекта эти подходы ис­пользуются в комплексе.

В отличие от черно-белого, цветовой контраст обусловлен различи­ем в спектральном составе отражаемого объектом света, т.е. соотноше­нием разных хроматических тонов, например синего и оранжевого, фиолетового и желтого. Усилить такой контраст при съемке помогает продуманный выбор освещения, светофильтров и фотоматериалов, а также химикатов для их обработки. Для ослабления фона и выделения деталей используют светофильтр того же цвета, который нужно пога­сить. Максимальный эффект усиления достигается при использовании светофильтров противоположного цвета. Так, противоположным фио­летовому является желтый, синему - оранжевый. Выбрать подходящий светофильтр можно и визуально, разглядывая через него фотографиру­емый объект. Если в процессе первичного усиления не удалось полу-чить изображение нужного контраста, негатив подвергают дополни­тельной химической обработке или многократному перекопированию на контрастных фотоматериалах — контратипированию. s

Фотосъемка в невидимых лучах спектра основана на их способ­ности проникать через некоторые объекты, непрозрачные для обычно­го света, а также иначе, чем видимые лучи, отражаться и поглощаться многими материалами. В экспертной практике чаще других использу­ются съемка в инфракрасных и ультрафиолетовых отраженных лучах и фиксация картины люминесценции объектов в этих лучах. Подобную фотосъемку, а также рентгенографию используют для выявления при­знаков, не воспринимаемых визуально и не воспроизводимых фото­графическими средствами в видимом свете, например, для прочтения вытравленных и залитых текстов.

Микрофотосъемка предназначена для исследования изображений очень мелких криминалистических объектов при большом увеличении. Фотосъемку с увеличением в Л— 5 раз легко осуществить обычной малоформатной зеркальной фотокамерой, используя удлинительные кольца или микроприставку. В экспертной практике для увеличения в десятки и сотни раз применяют специальные микрофотоустановки с микроскопами МИН-10, МБИ, МП-8, МБС, МИМ, МСК и др. Микро­фотосъемку можно произвести и обычным зеркальным фотоаппаратом, соединенным с микроскопом.


Голографические методы используются, как для фиксации, так и для исследования криминалистических объектов. Голография совер­шеннее фотосъемки и позволяет получить более полную информацию о запечатленных объектах, так как представляет процесс регистрации на фотопластинке не только амплитудных (как в фотографии), но и фазовых характеристик светового потока. При съемке на фотопластин­ку одновременно с волной, отраженной объективом (она называется сигнальной), направляют вспомогательную волну от того же источни­ка — лазера. Эта опорная волна, взаимодействуя с сигнальной, дает интерференционную картину — чередование на пластинке темных и светлых полос и пятен. Если на проявленную голограмму направить луч лазера, то в пространстве возникает объемное изображение зафик­сированного объекта, содержащее полную информацию о нем.

Наиболее широко топографические методы используются сейчас в криминалистическом исследовании документов для различения штри­хов графитных карандашей, синих копирок, черных и синих чернил посредством цветоделительной съемки, а также для прочтения зали­тых, зачеркнутых, замазанных записей и оттисков, восстановления вы­травленных, угасших, смытых дописок и других изменений в докумен­тах посредством лазерной люминесценции. Используются топографи­ческие методы и для сравнительного анализа коротких текстов, отпе­чатанных на принтерах компьютеров и электрических пишущих ма­шинках, а также фотопортретов. Они помогают установить групповую принадлежность стекла, керамики, различных пластмасс, факт пере-I бивки номеров на огнестрельном и холодном оружии, основных агре-, гагах и узлах автомобилей, решать другие сложные криминалистиче­ские задачи.

Фототехническая экспертиза имеет своими объектами фотосним­ки, диапозитивы (слайды), негативы, кинофильмы, а также материалы и средства для их получения. С ее помощью решаются идентификаци­онные и диагностические задачи. К первым относятся: отождествление фотоаппаратов, увеличителей и других принадлежностей для изготов­ления фотоизображений, установление класса, рода, вида, сорта фото­материалов и химикатов. Диагностические задачи — это установление истинных размеров объектов, запечатленных фотографически, опреде­ление точки съемки, восстановление угасшего фотоизображения. По фотоснимку нередко удается определить, не подвергался ли он рету­шированию, на каком глянцевателе отглянцован, каким резаком обре­заны его края и др.

4. Криминалистическая видеозапись

В последние годы особенно интенсивно совер­шенствуются электронные методы фиксации информации. Их особен­ность состоит в том, что изображение запечатлеваемого объекта транс-


формируется в электрический сигнал, который записывается на маг­нитном носителе. Сигнал не нуждается в какой-либо обработке, а для воспроизведения, чтобы изображение возникло на телеэкране, необхо­димо лишь электронно-оптическое преобразование.

Подчеркнем одну важную особенность современных электронных методов, которая и позволяет причислить их к фотографическим. Все они обеспечивают не только вывод изображения на телеэкран или мо­нитор, но и его фиксацию на каком-либо фотоматериале. Этот собст­венно фотографический вариант изображения может быть получен на специальном устройстве либо путем прямой фотосъемки с телевизион­ного экрана. В то же время в электронных методах не существует принципиальных ограничений на получение такого же качества пере­дачи мелких деталей изображения, как у цветных фотоматериалов с высокой разрешающей способностью. На этой основе сформировалась судебная видеозапись, отличающаяся оперативностью, технологиче­ской гибкостью и высокой информационной емкостью.

Средства и приемы криминалистической видеозаписи. Прежде чем перейти к собственно видеомагнитофонным средствам фиксации криминалистической информации, отметим появление цифровых.аппа-ратов, реализующих покадровую видеозапись изображений на магнит--ный носитель. Сконструированы они на базе популярных узкопленоч­ных зеркальных камер, поэтому предоставляют пользователю широкий спектр возможностей электронного интеллекта вкупе с оптическим со­вершенством сменной оптики. Они обеспечивают получение высокока­чественных снимков и цветопередачу с различием до 17 миллионов оттенков. Фиксация изображений, преобразуемых в пееагайватель-ность цифр, осуществляется на дискету, жесткий диск или CD-ROM. Кадры можно многократно экспонировать, стирать и запечатлевать снова без понижения качества изображения. Отснятое можно просмот­реть на экране монитора, оценить, стереть неудачные кадры и на их место записать другие.

Цифровые снимки очень легко загружаются в персональный ком­пьютер, который распечатывает их посредством цветного принтера. Средства удаленного доступа, например, Интернет, позволяют пере­дать изображения куда угодно, что весьма полезно при подключении к расследованию, например, Интерпола. Посредством специальной ком­пьютерной программы можно редактировать снимки, изменяя тона, убирая ненужные детали или, наоборот, вставляя фрагменты из других кадров. Легко осуществимы корректировка и смешивание цветов, уси­ление и ослабление резкости, ретуширование, рисование, закрашива­ние, цветоделение, создание эффекта рельефности и др. Нельзя не от­метить, что появление таких аппаратов ставит перед криминалистами но-

вые сложные задачи в оценке достоверности фотоснимков, служащих источниками наглядной доказательственной информации, в особенно­сти, если они получены вне сферы уголовного процесса.

В настоящее время в следственной практике используется видеоап­паратура в основном зарубежного производства, обеспечивающая по­лучение качественного цветного или черно-белого изображения даже в условиях слабой освещенности. Целью применения видеозаписи на предварительном следствии является фиксация образной и звуковой криминалистической информации, получаемой при производстве след­ственных действий. Этой цели подчинено использование рассматрива­емых далее приемов видеозаписи, которые должны обеспечивать доку­ментальность и вместе с тем выразительность видеофильма, ориенти­руя в обстановке производства следственного действия, показывая свя­зи между объектами, заостряя внимание на главном.

Доброкачественный документальный видеофильм, в полной мере отражающий конкретное следственное действие, можно снять, лишь правильно применяя приемы видеозаписи. Поскольку на экране синх­ронно воспроизводятся образная и звуковая информации, съемка филь­ма должна осуществляться так, чтобы обеспечивалось высокое качест­во фиксации не только изображения, но и звука.

Основными операторскими приемами служат панорамирование, на­езд и отъезд. Панорамирование — это съемка камерой, находящейся в движении. Оно бывает статическим и динамическим. Статическую панораму снимают плавным поворотом камеры вокруг горизонтальной или вертикальной оси. В первом случае получают круговую видеопа­нораму, а во втором — вертикальную.

При динамическом панорамировании съемка осуществляется каме­рой, перемещающейся в пространстве. Такой прием рационально при­менять тогда, когда нужно запечатлеть большие площади или объек­ты значительной протяженности. Разновидностями динамических па­норам являются линейная панорама, при съемке которой камеру посте­пенно перемещают параллельно фронтальной плоскости объекта, как бы оглядывая его, и панорама следования, когда с камерой движутся вслед за объектом, фиксируя его динамику.

Панорамы должны начинаться и заканчиваться со статичных кад­ров, иначе они плохо согласуются с соседними эпизодами видеофиль­ма. Внутри панорам нужно делать остановки для выделения главных объектов. Здесь следует применять наезд, т.е. плавный переходит об­щего плана к среднему и крупному. Отъезд — прием, обратный наез­ду, обычно используется для поддержания ориентации в обстановке производства следственного действия после серии эпизодов, снятых крупным и детальным планами, либо для ввода в кадр лиц после пока­за основного субъекта съемки.

ill


По аналогии с криминалистической оперативной фотографией, ис­пользующей ориентирующий, обзорный, узловой и детальный виды съемки, в криминалистической видеозаписи применяются общий, средний,- крупный и детальный планы. Общим планом обычно произ­водят ориентирующую и обзорную фиксацию места проведения след­ственного действия, показывая перемещение главного объекта на фоне окружающей обстановки. Таким планом хорошо начинать эпизоды су­дебного видеофильма, он вводит в курс предстоящих действий. Сред­ний план, укрупняя часть изображений общего плана, направляет вни­мание на определенный объект, динамика которого становится уже хо­рошо различимой. Для выделения характерных частей снимаемого объекта используется крупный план. Детальный план необходим для показа в полный кадр специфических особенностей объектов съемки.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...