Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Инновационная деятельность предприятия в условиях рыночной экономики




Развитие инновационной деятельности предприятий в России чрезвычайно осложнено неприспособленностью прежней системы управления инновациями к новым условиям хозяйствования.

Широкомасштабная реструктуризация собственности, реорганизация производства, конверсия оборонной промышленности ставят проблемы выживания предприятий и их экономического роста.

Инновационная политика предприятий должна быть направлена на увеличение производства принципиально новых видов продукции и технологий, расширение сбыта отечественных товаров, а это требует формирования и развития инновационного предпринимательства.

В связи с инновациями различают две модели предпринимательства: классическую и инновационную.

Классическая модель – это предпринимательство традиционное, репродуктивное, рутинное. Предприниматель в рамках такой модели приводит в действие внутренние резервы предприятия для увеличения прибыли, повышения рентабельности. Успех предпринимательства по этой модели часто увязывают с субсидированием, протекционизмом со стороны федерального правительства и региональных органов власти.

Вторая модель представляется инновационным (продуктивным) предпринимательством. При этом предполагается поиск таких путей развития предприятия, в основу которых положены инновации или новшества, доведенные до стадии конечного использования.

Действительная новизна продукта или процесса должна всегда приводить к росту экономического эффекта от его использования. Новизна бывает абсолютная, относительная и частичная. Новизна считается абсолютной в том случае, если отсутствуют аналоги конкретному новшеству. Новизна будет относительной, если касается новшества, впервые внедряемого на данном предприятии, но уже применявшегося на других предприятиях. Частичная новизна – это обновление какого-либо элемента, узла изделия.

По степени новизны выделяют инновации базисные, улучшающие и псевдоинновации.

Базисные инновации реализуют крупные изобретения и являются основой для формирования новых поколений и направлений развития техники.

Улучшающие инновации связаны с внедрением мелких и средних изобретений и преобладают на стадиях распространения и стабильного развития научно-технического цикла.

Псевдоинновации направлены на частичное улучшение устаревших видов техники и технологии.

По роли в воспроизводственном процессе инновации классифицируют на потребительские и инвестиционные, по степени сложности (или по масштабу) – на сложные (синтетические) и простые инновации.

По причинам возникновения инновации делят на два вида: реактивные и стратегические.

Реактивные инновации направлены на выживание фирмы, они появляются как реакция на радикальные инновационные преобразования, осуществляемые конкурентами.

Стратегические инновации носят упреждающий характер и направлены на получение значительных конкурентных преимуществ в перспективе.

По характеру применения различают:

• продуктовые инновации, которые направлены на производство и использование новых продуктов и услуг;

• рыночные инновации, открывающие новые сферы применения продуктов и позволяющие реализовать потребности в продуктах, услугах на новых рынках;

• инновации-процессы, нацеленные на новые технологии, организацию процесса и управление;

• социальные инновации, ориентированные на построение и функционирование новых социальных структур;

• комплексные инновации, представляющие единство нескольких видов изменений.

Побудительными мотивами развития инноваций на предприятии являются стремления снизить издержки предпринимательской деятельности и увеличить массу прибыли в условиях жесткой рыночной конкуренции. В процессе использования устаревших технологий и техники издержки формируются на уровне выше средних, и предпринимательство может стать убыточным, если конкуренты сумели найти пути завоевания рынка сбыта на основе снижения издержек производства и низких цен предлагаемых продукции и услуг.

Отсюда у каждого предприятия возникает необходимость создавать конкурентные преимущества, а это возможно осуществить за счет использования такого инструмента, каким являются инновации. При этом чем быстрее осуществляется инновационный процесс, тем большая вероятность успешной деятельности. Обновление продукции, своевременное появление ее на рынке увеличивают вероятность получения добавочной прибыли, которую называют научно-технической рентой.

Таким образом, используя инновации, предприятие снижает издержки, наращивает объемы производства, завоевывает рынки сбыта, увеличивает массу прибыли, способствует повышению эффективности предпринимательства и развитию национальной экономики.

Понятие «инновация» может применяться к тем новшествам, затраты на создание и внедрение которых окупаются в нормативные сроки. Период времени от зарождения идеи до практического внедрения новшества называют жизненным циклом инноваций.

Жизненный цикл инноваций охватывает 4 этапа, последовательность которых можно видеть на рис.

 
 

 

 


Рис. Функциональная последовательность инновационного процесса

На первом этапе осуществляются фундаментальные исследования в научных организациях, в результате которых формируются новые научные познания.

Для второго этапа характерны прикладные и экспериментальные исследования, имеющие практическую направленность. На данном этапе велика вероятность получения отрицательных результатов, поэтому разработки новшеств носят нередко рисковый характер.

На третьем этапе подготавливается конструкторско-технологическая документация, а промежуточные результаты ин­новаций представляются опытными образцами новых изделий, опытным использованием новых технологий.

Четвертый этап – коммерциализация новшества – продолжается от момента запуска его в производство до появления на рынке в качестве товара.

Жизненный цикл товара завершается исчезновением этого товара с рынков сбыта. Зависимость объема продаж от жизненного цикла товара графически представлена на рисунке.

Для успешной деятельности предприятия при разработке бизнес-планов чрезвычайно важно учитывать, в какой стадии жизненного цикла находится производимая продукция, с тем чтобы, упреждая действия конкурентов, осуществить иннова­ции и обеспечить дальнейшее увеличение объема продаж более совершенных моделей или принципиально новых изделий.

На развитие инновационных процессов влияют различные группы факторов: экономические, технологические, политические, правовые, организационно-управленческие, социально-психологические, культурные. Одни факторы способствуют инновационной деятельности, другие – препятствуют.

Предприятие-инноватор разрабатывает инновационный проект в своих структурных подразделениях или же на основе контракта привлекает организацию, специализирующуюся на инновационном предпринимательстве. В случае осуществления крупных инновационных проектов предпочтителен второй вариант. Схема организации выполнения инновационного заказа предприятия показана на рисунке.

 
 

 

 


Рис. Схема организации выполнения инновационного заказа предприятия

Предприятие-инноватор заключает с инновационным предпринимателем контракт (договор) на осуществление инновационных разработок. Контракт может предусматривать частичную оплату заказа в виде аванса.

Инновационный предприниматель для выполнения заказа за соответствующую плату приобретает необходимые материалы, арендует (или покупает) основные средства, привлекает научно-технические кадры. Завершенные разработки переда­ются заказчику для дальнейшего использования.

Финансирование инноваций осуществляется из тех же источников, что и финансирование любых инвестиций, т.е. самофинансирование, заемные средства, привлеченные средства, прочие смешанные или нетрадиционные источники, внебюд­жетные фонды, бюджеты различных уровней.

В последнее время в деловом мире все более широкое распространение получает реинжиниринг, считающийся одной из наиболее эффективных инноваций в управленческом деле.

Реинжиниринг представляет собой инновационный процесс, направленный на перестройку (перепроектирование) деловых процессов для достижения значительного скачкообразного улучшения деятельности предприятия.

В экономической литературе по реинжинирингу выделяют два вида деятельности: кризисный реинжиниринг и реинжиниринг развития. По пути кризисного реинжиниринга идут в том случае, если предприятие оказалось в чрезвычайно сложной ситуации, дела идут плохо и необходимы решительные меры, вплоть до «хирургических», для ликвидации «очагов заболевания». Реинжиниринг развития приемлем, когда у предприятия наметились тенденции ухудшения экономических показателей и возникла угроза завоевания рынков сбыта конкурентами. Для большинства российских предприятий эффективным может быть только кризисный реинжиниринг.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...