Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Темы практических, семинарских занятий, тематических дискуссий и деловых игр.




Семинар 1. История экономических учений как наука. Возникновение экономической мысли и ее особенность в докапиталистических обществах

Вопросы для обсуждения на семинаре

2) Каков предмет курса «История экономических учений»?

3) Какие методы используются при изучении истории экономических уче­ний? Приведите примеры.

4) В чем заключаются функции истории экономических учений?

5) Каково место истории экономических учений в системе экономических знаний?

6) Под влиянием каких факторов меняются взгляды и концепции экономистов?

7) В чем состоят особенности донаучного знания?

8) Назовите особенности экономических воззрений в Древнем Востоке.

9) Что общего и в чем отличие в экономических учениях Древнего Рима и Древней Греции?

10) Чем, по Вашему мнению, определяются основные различия между това­рами и деньгами в экономии и хрематистике?

11) Дайте описание и оценку влияния религиозных воззрений на экономи­ческую мысль первого тысячелетия новой эры.

12) Назовите общие и отличительные черты экономической мысли в вос­точных странах и на Западе в средние века.

1. Практические задания

1) Будучи правителем государства, чьи предложения по вопросам государственного ре­гулирования вы бы приняли - представителей «старого» или «позднего» меркантилизма? От­вет обоснуйте.

2) Определите кому (меркантилисту или физиократу) может принадлежать следующее высказывание: "Промышленность и торговля существуют только благодаря сельскому хозяй­ству. Сельское хозяйство доставляет сырье для промышленности и товары для торговли и оп­лачивает как ту, так и другую". Свой ответ обоснуйте.

  Меркантилисты Физиократы
1. Где создается богатство    
2. Кто создает богатство    
3. Кому достается чистый доход    
4. Отношение к торговцам    
5. Отношение к ремесленни­кам    
6. Отношение к деньгам    

Составьте сравнительную характеристику взглядов меркантилистов и физиократов

 

 

Рекомендуемая литература

2. История экономических учений: Учебник / под ред. А.Г. Худокормова. - М.:ИНФРА- М, 2007.

3. История экономических учений: Учебное пособие / под ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н. Макашевой. - М.: ИНФРА-М, 2008.

3. Симкина Л.Г. Экономическая теория: Введение в экономическую теорию. Микроэко­номика. Макроэкономика. История экономических учений: Учебник - 2-е изд. - М., 2008.

Семинар 2. Меркантилизм и Физиократия

Вопросы для обсуждения на семинаре

1) Почему меркантилизм не являлся целостной системой экономической теории? Какова роль меркантилизма в становлении экономической науки?

2) Каковы основные положения меркантилизма?

3) В чем отличие взглядов представителей «раннего» меркантилизма от «позднего»?

4) По мнению меркантилистов, положительный торговый баланс способствует умножению богатства нации. Насколько справедливо данное утверждение?

5) В чем причины более позднего развития меркантилизма в России по сравнению с За­падной Европой

6) Что предлагал И. Т. Посошков в «Книге о скудости и богатстве»?

7) Каковы предпосылки возникновения школы физиократов?

8) Почему, в отличие от меркантилистов, учение физиократов можно назвать целостной системой экономической теории?

9) Что нового физиократы внесли в экономическую науку?

10) В чем заключалась критика меркантилистов физиократами?

11) В чем смысл и значение «Экономической таблицы» Ф. Кенэ?

12) Изложите экономическую программу физиократов.

1. Практические задания

1) Схематично укажите противопоставления Ф. Листа положениям А. Смита и Ж.-Б. Сэя.

2) Изложите свой взгляд на теорию Ф. Листа, главное положение которой гласит: для объединения стран в будущем, им необходимо сначала отгородится протекционистскими та­рифами. Как Вы считаете, подтвердилась ли эта теория в наше время? Аргументируйте свой ответ.

3) Сформулируйте Вашу точку зрения на возможность формирования в нашей стране "духа капитализма", исходя из теории М. Вебера. Какие факторы, по Вашему мнению, наибо­лее ярко отражают специфику России?

 

Рекомендуемая литература

1. История экономических учений: Учебник / под ред. А.Г. Худокормова. - М.:Инфра-М, 2007.

2. История экономических учений / под ред. В. С. Автономова, О.И. Ананьина, Н.А. Макашевой. - М., 2008.

3. Симкина Л.Г. Экономическая теория: Введение в экономическую теорию. Микро­экономика. Макроэкономика. История экономических учений: Учебник - 2-е изд. - М., 2008.

Семинар 3. Классическая политическая экономия

Вопросы для обсуждения на семинаре

1) Каковы предпосылки возникновения классической политической экономии?

2) Каковы предмет, принципы, методы и инструменты анализа классической политиче­ской экономии?

3) Каковы источники роста богатства в соответствии со взглядами А. Смита, Д. Рикардо?

4) В чем суть «невидимой руки» А. Смита?

5) Каким образом эгоистический интерес человека может служить обществу? Как это объяснял Адам Смит?

6) Чем отличаются взгляды французских (У. Петти, П. Буагильбер) и английских класси­ков?

7) В труде А. Смита можно найти не одну, а несколько концепций стоимости. Опишите эти концепции.

8) По мнению Д. Рикардо, главная задача экономической науки - определить законы, управляющие распределением продукта между основными классами. Как решал Рикардо эту задачу?

9) С именем Д. Рикардо связывают создание теории ренты. Как обосновывает он процесс образования ренты?

10) Сравните принцип относительных издержек Д. Рикардо с принципом абсолютных издержек А. Смита (во внешней торговле).

11) Ж.-Б. Сэй вошел в историю экономической науки как автор трехфакторной теории стоимости. Каковы основные положения этой теории?

12) Прокомментируйте проблему, выдвинутую Т. Мальтусом в его известном труде. Как трактуется она в современных условиях?

13) В чем основной вклад в экономическую науку Дж. С. Милля?

1. Практические задания

1) Дайте развернутый ответ на вопрос: В чем сила и слабость марксистской теории? По­чему марксизм стал базой мощных политических движений? 2) В чем схожесть и различия идей Д. Рикардо и К. Маркса? Заполните таблицу:
Предмет сравнения Общее Отличное
К. Маркс Д. Рикардо
Теория классов      
Положения по поводу сущно­сти и стоимости денег      
Суждения о норме прибыли      
Теория ренты      

 

Рекомендуемая литература

2. История экономических учений: Учебник / под ред. А.Г. Худокормова. - М.:Инфра-М, 2007.

3. История экономических учений / под ред. В. С. Автономова, О.И. Ананьина, Н.А. Макашевой. - М., 2008.

4. Симкина Л.Г. Экономическая теория: Введение в экономическую теорию. Микро­экономика. Макроэкономика. История экономических учений: Учебник - 2-е изд. - М., 2008.

Семинар 4. Историческое направление экономической мысли

Вопросы для обсуждения на семинаре

1) Каковы предпосылки возникновения исторического направления экономической нау­ки?

2) Назовите особенности предмета и метода исторической школы.

3) В чем состоит критика классической политической экономии со стороны Ф. Листа и немецкой исторической школы?

4) Какие идеи обосновывал Ф. Лист в книге «Национальная система политической экономии»?

5) В чем особенности методов «Старой» исторической школы? Как представители данно­го направления использовали их в своих исследованиях?

6) Почему «новую» историческую школу обозначают как историко-этическое направле­ние? В чем особенности ее методов?

7) Как исследуют проблему «духа капитализма» представители «юной» исторической школы?

8) В чем различия и единство «Старой» и «Молодой» исторической школ?

9) Каково значение исторической школы для дальнейшего развития экономической тео­рии?

1. Практические задания

1) Заполните таблицу:
Представитель «маржиналь­ной революции» Названия работ представи­теля Основной вклад в экономи­ческую теорию  
       

 

2) Объясните утверждение Ф. Визера: не издержки производства дают ценность своим продуктам, наоборот, издержки производства получают ценность от своих продуктов».

3) Проанализируйте, что произойдет в экономической модели Л. Вальраса, если изме­няться цены на средства производства.

 

Рекомендуемая литература

1. История экономических учений: Учебник / под ред. А.Г. Худокормова. - М.:Инфра-М, 2007.

2. История экономических учений / под ред. В. С. Автономова, О.И. Ананьина, Н.А. Макашевой. - М., 2008.

3. Симкина Л.Г. Экономическая теория: Введение в экономическую теорию. Микро­экономика. Макроэкономика. История экономических учений: Учебник - 2-е изд. - М., 2008.

Семинар 5. Марксизм

Вопросы для обсуждения на семинаре 1) Каковы исторические предпосылки возникновения марксизма?

2) Как обозначил предмет политической экономии К. Маркс? Какие принципы, методы и инструменты использует он в своих исследованиях?

3) Какова роль Ф. Энгельса в формировании и развитии марксизма?

4) Проблемы социальной справедливости и равенства в трактовке К. Маркса

5) Как исследует К. Маркс стоимость товара, формы стоимости и денег?

6) Теория капитала и прибавочной стоимости К. Маркса.

7) В чем сущность теории доходов К. Маркса?

8) Почему Маркс критиковал отождествление валового национального продукта с сум­мой доходов классов общества? Как при этом он сам анализирует воспроизводство? (теория воспроизводства)

9) В чем заключается теория экономических кризисов по К. Марксу?

10) Как характеризует основные черты капитализма на его империалистической стадии В.И.Ленин?

1. Практические задания

1) Как Вы оцениваете концепцию "нового социализма" Дж.Гелбрейта? Есть мнение, что "новый социализм" уже существует в США. Согласны ли Вы с этой точкой зрения? Присут­ствует ли "новый социализм" в хозяйственном строе современной России? Свой ответ аргу­ментируйте.

2)___ Заполните таблицу: _________________________________________________________

Направление институцио- нализма Представитель инсти- туционализма Наименование труда Основной вклад в экономическую теорию
«Старый» (американский) институционализм      
     
Неоинституционализм      
     
Эволюционный институ­ционализм      
     
Новый французский ин­ституционализм      
     

 

 

Рекомендуемая литература

История экономических учений: Учебник / под ред. А.Г. Худокормова. - М.:Инфра-М, 2007.

История экономических учений / под ред. В. С. Автономова, О.И. Ананьина, Н А. Макашевой. - М., 2008.

Симкина Л.Г. Экономическая теория: Введение в экономическую теорию. Мик­роэкономика. Макроэкономика. История экономических учений: Учебник - 2-е изд. - М., 2008.

Семинар 6. «Маржинальная революция»: Австрийская школа и неоклассическое на­правление

Вопросы для обсуждения на семинаре

2) С какими изменениями в экономической науке связано появление маржинализма?

3) Как меняется предмет исследования маржиналистов в отличие от классиков?

4) Каковы методологические особенности маржиналистов?

5) Какие этапы выделяют в «маржинальной революции и в чем их отличительные черты?

6) Почему австрийская (Венская) школа по праву заслуживает названия «школа»? В чем ее методологические особенности?

7) Каковы основные положения концепции предельной полезности, выдвинутой эконо­мистами австрийской школы?

8) В чем сущность «теории альтернативных издержек» Визера?

9) Охарактеризуйте маржинальные концепции У. Джевонса.

10) Что отражает модель общего экономического равновесия Л. Вальраса и для чего она служит?

11) Что общего и в чем отличия классической школы и неоклассического направления экономической теории?

12) В чем заключается принцип экономического равновесия, обоснованный А. Маршал­лом?

13) Каково содержание теории предельной производительности факторов производства Дж. Б. Кларка и в чем ее суть?

14) В чем смысл и практическая значимость «оптимума Парето»?

Рекомендуемая литература

1. История экономических учений: Учебник / под ред. А.Г. Худокормова. - М.:Инфра-М, 2007.

2. История экономических учений / под ред. В. С. Автономова, О.И. Ананьина, Н А. Макашевой. - М., 2008.

3. Симкина Л.Г. Экономическая теория: Введение в экономическую теорию. Мик­роэкономика. Макроэкономика. История экономических учений: Учебник - 2-е изд. - М., 2008.

Семинар 7. Институционализм

Вопросы для обсуждения на семинаре

1) Что общего у «старого» институционализма и современных направлений институцио- нализма?

2) Дайте общую характеристику институционализму. Что понимается под понятием «ин­ституты»?

3) Какие принципы в исследованиях характерны для американского институционализма?

4) В чем отличие основных направлений американского институционализма (социально- психологического, социально-правового, эмпирического)?

5) Какие методы использовались при изучении предмета «старыми» институционалиста- ми?

6) Какое определение «праздного класса» и его характеристики предлагает Т. Веблен?

7) Как трактовал Дж. Коммонс соотношение экономики и права?

8) Какие идеи выдвигал Митчелл в теории циклического развития?

9) В чем состоит вклад Дж. М. Кларка в экономическую теорию?

10) В чем состоит вклад институционалистов в развитие и становление экономической науки?

11) Поясните существо и концепцию «техноструктуры и индустриальной системы» Дж. К. Гэлбрейта.

12) Дайте общую характеристику неоинституционализму (новому институционализму).

13) Как предлагает решать проблему «внешних эффектов» Р. Коуз?

14) Каковы основные положения эволюционного институционализма?

15) Охарактеризуйте новый французский институционализм.

 

Практические задания

16) Назовите наиболее ярких представителей русской экономической мысли изучаемого периода и их основные работы.

17) С.Ю. Витте и П.А. Столыпин. Один из них автор аграрной реформы, другой - инициа­тор и руководитель. В чем различие взглядов в проведении реформы ее автора и руководите­ля?

 

 

Рекомендуемая литература

История экономических учений: Учебник / под ред. А.Г. Худокормова. - М.:Инфра-М, 2007.

История экономических учений / под ред. В. С. Автономова, О.И. Ананьина, Н А. Макашевой. - М., 2008.

Симкина Л.Г. Экономическая теория: Введение в экономическую теорию. Мик­роэкономика. Макроэкономика. История экономических учений: Учебник - 2-е изд. - М., 2008.

Семинар 8. Теории рынков с несовершенной конкуренцией

Вопросы для обсуждения на семинаре

1) Каковы исторические предпосылки возникновения теорий о «монополистической» и «несовершенной» конкуренции?

2) В чем заключается концепция Э. Чемберлина о «дифференциации продукта» и нецено­вых факторах конкуренции.

3) Что говорит Дж. Робинсон о различиях условий «совершенной» и «несовершенной» конкуренции, о монопсонии?

4) Как меняются формы рыночной конкуренции согласно теории «несовершенной конкуренции» Дж. Робинсон?

5) Каковы рассуждения Дж. Робинсон об экономической дилемме: «эффективность или справедливость»?

6) В чем отличие подхода к анализу «монополии и конкуренции» Э. Чемберлина от концепции Дж. Робинсон?

Рекомендуемая литература

1. История экономических учений: Учебник / под ред. А.Г. Худокормова. - М.:Инфра-М, 2007.

2. История экономических учений / под ред. В. С. Автономова, О.И. Ананьина, Н А. Макашевой. - М., 2008.

3. Симкина Л.Г. Экономическая теория: Введение в экономическую теорию. Мик­роэкономика. Макроэкономика. История экономических учений: Учебник - 2-е изд. - М., 2008.

Семинар 9. Кейнсианство и его эволюция

Вопросы для обсуждения

1) Каковы исторические и теоретические предпосылки возникновения кейнсианства?

2) Что Кейнс обозначил в качестве предмета экономической теории и в чем заключаются особенности методологии кейнсианства?

3) Какие причины, по Кейнсу, привели к Великой депрессии?

4) В чем отличие концепции, выдвинутой Дж. М. Кейнсом, от предшествующих теорий?

5) Что понимал Дж. М. Кейнс под эффективным спросом?

6) От чего зависит динамика личного потребления и инвестиций в теории Дж. М. Кейнса?

7) В чем Дж. Кейнс видел роль государства в экономике?

8) Какие меры кейнсианство предусматривает для вывода экономики из кризиса?

9) В чем состоит суть «основного психологического закона» Дж. М. Кейнса?

10) Что такое коэффициент мультипликации? Какую роль он играет в теории Дж. М. Кейнса?

11) Какими тремя факторами, по Дж. М. Кейнсу, определяется уровень занятости?

12) В чем особенности неокейнсианства?

13) Поясните смысл однофакторной модели Р. Харрода и Е. Домара.

14) Каковы взгляды Хансона по поводу экономических циклов и государстсвенной поли­тики?

15) В чем заключается суть модели роста Дж. Робинсон?

Какие проблемы были в центре внимания монетарных кейнсианцев

Рекомендуемая литература

1. История экономических учений: Учебник / под ред. А.Г. Худокормова. - М.:Инфра-М, 2007.

2. История экономических учений / под ред. В. С. Автономова, О.И. Ананьина, Н А. Макашевой. - М., 2008.

3. Симкина Л.Г. Экономическая теория: Введение в экономическую теорию. Мик­роэкономика. Макроэкономика. История экономических учений: Учебник - 2-е изд. - М., 2008.

Семинар 10. Неолиберализм и монетаризм

Вопросы для обсуждения

1) Каковы теоретические и исторические предпосылки возникновения неолиберализма? В чем причины кризиса кейнсианства?

2) Что общего и в чем различия взглядов сторонников неолиберализма и традиционного либерализма?

3) Какие функции современного государства рассматриваются неолибералами как функ­ции «ночного сторожа» или «спортивного судьи»? Приведите примеры.

4) Изложите основные взгляды В. Ойкена.

5) Раскройте сущность концепций ордолибералов о социальном рыночном хозяйстве и типах «экономических систем. Какова роль государства в этих концепциях?

6) В чем заключается предмет и метод монетаризма?

7) Охарактеризуйте теории экономики предложения.

8) В чем отличие Чикагской школы неолиберализма и теории экономики предложения?

Рекомендуемая литература

История экономических учений: Учебник / под ред. А.Г. Худокормова. - М.:Инфра-М, 2007.

История экономических учений / под ред. В. С. Автономова, О.И. Ананьина, Н А. Макашевой. - М., 2008.

Симкина Л.Г. Экономическая теория: Введение в экономическую теорию. Мик­роэкономика. Макроэкономика. История экономических учений: Учебник - 2-е изд. - М., 2008.

Семинар 11. Зарождение экономической мысли в России и ее развитие до второй поло­вины XIX века

Вопросы для обсуждения на семинаре

1) В чем особенности развития экономической науки в России?

2) Каково экономическое содержание «Русской Правды»?

3) Каковы были экономические взгляды в России в IX - XV вв.?

4) Каковы экономические взгляды И. Пересветова?

5) В чем заключались меркантилистские идеи А.Л. Ордын-Нащекина и Ю. Крижани- ча?

6) Обозначьте основные экономические взгляды М.В. Ломоносова.

7) В чем заключались основные идеи Н.С. Мордвинова?

8) Что говорят дворянские, буржуазные либералы и революционные демократы о по­литической экономии и ее задачах? Как их взгляды связаны с историческими событиями?

9) Каково значение и сущность экономического учения Н.Г. Чернышевского?

Рекомендуемая литература

1. История экономических учений: Учебник / под ред. А.Г. Худокормова. - М.:Инфра-М, 2007.

2. История экономических учений / под ред. В. С. Автономова, О.И. Ананьина, Н А. Макашевой. - М., 2008.

3. Симкина Л.Г. Экономическая теория: Введение в экономическую теорию. Мик­роэкономика. Макроэкономика. История экономических учений: Учебник - 2-е изд. - М., 2008.

Семинар 12. Развитие экономической мысли России во второй половине XIX - начале

XX веков

Вопросы для обсуждения на семинаре

1) Каковы основные экономические взгляды народников?

2) В чем заключаются экономические взгляды Плеханова?

3) Каковы основные положения «легальных марксистов»?

4) В чем состоит заслуга С.Ю.Витте перед экономической наукой?

5) Каковы основные направления буржуазно-экономической мысли этого периода? Како­вы основные методы их исследований?

6) В чем заключается теория Туган-Барановского?

7) Каковы основные положения социальной теории распределения Туган-Барановского?

8) Обозначьте научный вклад М.И. Туган-Барановского в понимание экономических циклов.

9) Укажите главный вывод В.И. Ленина относительно империализма.

Рекомендуемая литература

1. История экономических учений: Учебник / под ред. А.Г. Худокормова. - М.:Инфра-М, 2007.

2. История экономических учений / под ред. В. С. Автономова, О.И. Ананьина, Н А. Макашевой. - М., 2008.

3. Симкина Л.Г. Экономическая теория: Введение в экономическую теорию. Мик­роэкономика. Макроэкономика. История экономических учений: Учебник - 2-е изд. - М., 2008.

Семинар 13. Отечественная экономическая мысль в 20 - 90-е годы XX века. Эконо­мико-математическая школа от ее зарождения до наших дней

Вопросы для обсуждения на семинаре

1) Как развивалась экономическая теория этого периода? Укажите экономистов и содер­жание их экономических взглядов.

2) Почему А.В.Чаянова называют экономистом-аграрником? Охарактеризуйте положения его учения.

3) В чем состоит вклад Л.Н. Юровского в экономическую науку?

4) В чем заключается вклад Н.Д. Кондратьева в понимание экономической динамики? Какова практическая значимость его теории «больших циклов»?

5) В чем особенности анализа экономико-математической школы?

6) В чем состоит вклад Ю.Г. Жуковского в экономическую науку?

7) Какова методика исчисления затрат труда В. Дмитриева?

8) В чем суть теоретических разработок Е. Слуцкого, и какова их роль для экономиче­ской науки?

9) Каковы основные идеи Г.А. Фельдмана относительно проблем экономического роста?

10) В чем вклад В.В. Новожилова в разработку вопросов эффективности капитальных вложений?

11) Какова заслуга перед экономической наукой Л.В. Канторовича?

Рекомендуемая литература

1. История экономических учений: Учебник / под ред. А.Г. Худокормова. - М.:Инфра-М, 2007.

2. История экономических учений / под ред. В. С. Автономова, О.И. Ананьина, Н А. Макашевой. - М., 2008.

3. Симкина Л.Г. Экономическая теория: Введение в экономическую теорию. Мик­роэкономика. Макроэкономика. История экономических учений: Учебник - 2-е изд. - М., 2008

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...